Клубное шоу. Русский Голливуд – незабываемое ночное шоу. Фрик шоу, танцевальные шоу на любой вкус Американская идиллия Барнума и Бейли

Люди всегда по-особенному относились к тем, кто как-то отличается от них. И хотя сейчас во всем мире говорят, что люди с физическими недостатками такие же как и мы, многие всё равно украдкой или открыто, смотрят на них как на диковинку.

Но сегодня мы не будем говорить на такую сложную морально-этическую тему, а поговорим об отношении к инвалидам в прошлом. А именно – об истории цирка уродов или фрик-шоу. Такие зрелища были популярны в Европе и Америке в XVIII-XIX веках. Фрик-шоу представляли собой бродячие цирки, где циркачами были инвалиды или люди с разнообразными физическими недостатками или аномалиями. Тут вам и бородатые женщины, и излишне худые или толстые, и люди с недостающими конечностями и многое другое.

История цирка уродов

Всё началось с перехода к рыночным отношениям. Казалось бы, при чем здесь цирк? Если вы не знаете, как выглядели цирки в 18 веке, то представьте себе ярмарку. Вокруг огромного пестрого шатра стояли палатки с едой, карусели и качели. Всё это занимало большие площади. Поэтому владельцы земли стали требовать плату за размещение таких шатров, причем, иногда плата была непомерно высока. Также, переезд бродячего цирка с места на место был очень дорог для транспортировки. Таким образом, цирки были довольно-таки дорогим бизнесом, и должны были приносить своим владельцам немалый доход. Сегодня можно подумать, если ты – стройная акробатка или высокий силач, то твоя жизнь удалась. Но не все так просто. Публика в те времена была пресытившаяся и весьма требовательная к чувственным удовольствиям. Никого не удивляли акробатические номера и клоуны. Знаменитые силачи и фокусники также не вызывали у публики восторг.

И однажды кому-то пришла в голову идея удивить публику глубокими, на грани отвращения, эмоциями от взгляда на несовершенства человеческого тела.

Так появились цирки уродов, где вместо акробатов и клоунов были «фрики». Это было шоу, построенное на самых низменных и некрасивых человеческих эмоциях. Публике нравилось смотреть на деформированные человеческие тела и другие физические уродства. Интерес и любопытство – вот чем руководствовались создатели первых фрик-шоу. Этические нормы того времени поощряли насмешки и издевательства над такими людьми. Так что публика в цирк уродов текла рекой. Они ходили и платили, потом уходили и приходили в другой раз, к уже другой труппе. Таким образом, на фрик-шоу можно было сколотить огромное состояние.

Но не все деньги шли в прибыль директорам цирков, часть отдавалась самим фрикам, и можем сказать, что это была неплохая часть. Многие циркачи обеспечивали себе спокойную старость и большое состояние, которому мог бы позавидовать среднестатистический «нормальный» человек.

Но с причинами мы разобрались. Вернемся к истории.

Какое-то время фрики были обычным явлением в обычных цирках. Карлики, люди с какими-то отклонениями могли присутствовать если не в каждом, то хотя бы в каждом третьем бродячем цирке. Никто специально не ходил по улицам в поисках больных и изувеченных, ведь их вид не очень эстетичен. А эстетика была для циркачей важна. Но в начале XVIII века появились первые цирки уродов. Они как бы отделились от стандартных цирков и стали путешествовать по миру и давать представления самостоятельно. Однако в консервативной и нравственной Европе не прижились. Не то чтоб людям было противно на это смотреть, но и большими поклонниками таких зрелищ европейцы не были. Тем более, большинство фриков, всё же, предпочитали работать с обычным цирком. Но вот весть о таких цирках доходит до Америки. Тут-то и начинается «золотой век».

Примерно до середины 1800-х годов американские фрик-шоу не сильно отличались от европейских. Разве что, были более гуманными. Так, например, фриков нанимали и платили им большие деньги за выступления, подписывали с ними контракты, и свободы у циркачей было гораздо больше.

А затем начала развиваться фотография, а вместе с ней и реклама. Люди решили, что будет лучше, если прежде чем прийти в цирк, зритель увидит часть того, что его ожидает. Фотографии «уродцев» заполонили города. Это стало толчком к тому, что появились другие фрик-шоу, этот «жанр» стал безумно популярен.

В конце 1800-х начале 1900-х годов и в Европе, и в США были сотни цирков, каждый из которых представлял своих фриков. Неожиданно грянула война. Во время Второй Мировой все цирки уродов, как и обычные, были в упадке. Людям некогда было ходить на представления. Да и не было особого желания смеяться, когда в мире массово гибнут люди. Однако, после окончания войны, для фрик-шоу всё стало еще хуже: ценность человеческой жизни возросла. Человека стали больше уважать и люди перестали смеяться над физическими уродцами. А значит — перестали ходить и платить. В итоге цирки уродов перестали существовать. На данный момент их нет вообще. А если бы появились, то вызвали бы такое осуждение со стороны общества, что не продержались бы на плаву и недели.

Знаменитые цирки уродов

На самом деле, цирков было так много, что всех и не узнаешь. Однако два из них заслуживают вашего внимания. Первый – Congress Of Living Freaks (Съезд живых фриков), с которого вы можете на сегодняшний день найти множество фотографий, а информации – ноль. Известно лишь, что в их «арсенале» были карлики, люди с необычно развитыми ногами и некоторые другие аномалии.

О втором, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth (Величайшем шоу Барнума и Бэйли на Земле) можно рассказать больше. Этот цирк знаменит в первую очередь из-за Финеаса Барнума, одного из основателей. Этот человек наверняка был бизнесменом от Бога, ведь он не только сделал свой цирк самым знаменитым, а еще и вывел рекламу саму по себе на новый уровень. Хотя за то, что он придумал некое подобие спама, благодарить его не хочется.

Началось всё с того, что Барнум решил подзаработать. Купив на часть своего нечестно заработанного состояния пожилую афроамериканку, он возил её по городам и говорил, что она была няней самого Вашингтона и ей больше ста лет. Люди верили, отдавали ему деньги лишь бы посмотреть на это чудо. Однако скоро интерес спал, и Барнум пустил слух, что старуха даже не живая, а робот. Популярность вернулась и возросла вдвое! Но женщина вскоре умерла, а Барнум пригласил врачей на вскрытие и по городу поползи слухи, что он заменил робота живым человеком, чтоб не раскрыть личность изобретателя. Подобные занятия пришлись Финеасу по вкусу, и он нашел своё призвание.

Первыми его фрик-шоу была небольшая труппа, состоящая из лилипута Чарльза Страттона (Генерал Том-Там), Чанга и Энга Банкеров (сиамские близнецы, которые родились в Сиаме. Понимаете в честь кого теперь называют сросшихся людей), а также женщины с нетипичной для общества белых внешностью: индианки и афроамериканки. Кстати, Страттон стал так популярен, что его стали приглашать на вечеринки высшего общества, а потом и вовсе нашли ему жену-карлицу.

Но настоящую популярность Барнум получил, когда создал цирк вместе с Джеймсом Бэйли. Из своего цирка он сделал целый мирок с его обитателями, где у каждого была своя история и свои особенности. Дошло до того, что люди специально наносили себе увечья, лишь бы попасть к нему в труппу, ведь Барнум и Бэйли платили очень даже неплохо. Но все мы смертны. И после смерти Финеаса цирк был продан за 400 тысяч долларов (с Бэйли Барнум, к тому времени, прекратил работать).

Знаменитые фрики

Разные люди населяли цирки уродов: инвалиды, больные, недоразвитые, покалеченные и фрики в современном значении этого слова. Ниже мы представим вам небольшой перечень из тех, кто мог блистать на фрик-шоу.

1. Бородатые женщины

Бородатые женщины — королевы фрик-шоу. Без бородатой женщины ваш цирк уродов был бы неполноценным. В своё время было множество знаменитых женщин с бородой, и их совсем не волновала эта растительность на лице. Это была скорее изюминка. У кого-то родинка, у кого-то нос велик, у кого-то волосы необычного цвета, а у них — бороды. Эти женщины были такими же популярными среди мужского пола, как и другие. Многие вышли замуж, родили детей и счастливо закончили свою жизнь.

На сегодняшний день эта аномалия изучена воль и поперек. У бородатых женщин — гирсутизм, болезнь, из-за которой в женском организме вырабатывается слишком много мужских гормонов. На сегодняшний день лечится.

2. Кожные аномалии

К этим аномалиям относятся различные кожные заболевания, из-за которых кожа человека имеет необычный цвет или структуру. Так же были популярны люди с синдромом Элерса-Данлоса, из-за чего их кожа становилась тягучей (как на картинке), а суставы такими гибкими, что человек мог выгнуть пальцы в обратную сторону (наверное, из них получались хорошие акробаты).

3. Карлики и великаны

Обычный рост был неинтересен – людям лилипутов и гигантов подавай! Слишком высокие или слишком низкие люди были неотъемлемой частью любого уважающего себя фрик-шоу. Зачастую они работали в парах, что смотрелось очень контрастно и усиливало эффект зрелища. Бывало, что лилипутов кутали как новорожденных, а потом они начинали рассуждать на философские темы в пеленках. Это очень веселило публику.

Подобные аномалии происходит из-за недостатка или избытка гормона роста. Но такие люди вполне свободно живут в современном мире, некоторые даже становятся знаменитыми. Хотя, как показывает история, продолжительность их жизни не велика.

4. Люди-волки

Возвращаясь к теме растительности на лице. Такие «оборотни» были очень популярны и должны были присутствовать в каждом приличном цирке уродов. В цирке Барнума, кстати, тоже был такой человек. Финеас заставил парня лаять и рычать на сцене, как будто он собака. А между тем, Фёдор Евтищев свободно говорил на трех языках: русском, немецком и английском. Причина такой аномалии в гипертрихозе, из-за чего волосы росли не только по всему лицу, но и по всему телу.

5. Люди без конечностей

Конечно, полное отсутствие конечностей было экзотичнее, но чаще всего встречались люди, у которых не было или ног, или рук.

Причин для появления такой аномалии масса: от неправильных родов до ампутации из-за, например, сильной травмы.

6. Сиамские близнецы

Очень толстые и очень худые люди обычно выступали в паре для усиления эффекта. Чаще всего: невероятно полная женщина и невероятно худой мужчина.

Да, несмотря на то, что в моде были «пышные формы», избыточная полнота всё равно была уродлива, и люди так же над ней смеялись. Но в цирке это было более-менее уместно.

8. Люди-лобстеры, пингвины и тюлени

Люди-лобстеры, пингвины и тюлени – это аномалии с деформацией конечностей. Когда кисти рук сросшиеся и напоминают клешни, иногда стопы или предплечья были прикреплены прямо к туловищу. Чаще всего это врожденные аномалии с отклонениями на генетическом уровне. Таких людей было довольно много.

Есть ещё множество «фриков»: люди с деформациями костей, микроцефалы, обладающие наростами на теле или дополнительными конечностями (вид сиамских близнецов). Обо всех рассказать, к сожалению, невозможно.

Кстати, отдельного упоминания заслуживает фильм Тода Браунинга «Уродцы», который был снят в 30-х годах. Цирки уродов тогда еще существовали (фрики в фильме были настоящие), но публика восприняла фильм плохо. Возможно, из-за сцен насилия, коими изобилует картина. Но называть его «аморальным» и «неправильным», и при этом по собственному желанию посещать шоу уродов как-то нечестно.

Глядя на всех этих людей, свои проблемы кажутся менее значительными. В конце концов, мы «нормальные», чем не могут похвастаться фрики. Особенно в наше время.

Мы предоставляем клубные шоу на корпоратив, свадебные мероприятия, детские праздники и любые другие ивенты. Используя наш опыт работы, мы не дадим вам ошибиться. Точно знаем, на что способны танцевальные коллективы. Хорошие танцоры зажгут публику за 10-15 минут, не устраивая нудных представлений на час. С нами вы точно заметите, как обычный поход в клуб отличается от клубного шоу. Профессиональный диджей приготовит для вечеринки особый плей-лист с учетом ваших пожеланий. Ведущий задает настроение гостям. Поэтому важно, чтобы он источал уверенность, позитивный настрой и доброжелательность к каждому гостю! Командовать процессом проще, когда у диджея есть свое возвышающееся место на сцене. Это поможет ему чувствовать себя увереннее.

Go-go танцы как часть клубной атмосферы

Если у вас намечается вечеринка, без танца go-go не обойтись. При выборе танцоров обратите внимание не только на физические данные, но и на эмоциональность. Можно показывать высоко пилотажные фигуры, но если нет чувственности, впечатлений будет ноль. Стриптиз отличается от go-go тем что последнее исключает какие-либо контакты со зрителями. Заранее предупредите об этом гостей, и вы оградите себя неприятных ситуаций.

Клубные шоу в наши дни

Европейское модернистское наследие, поп-культура, начиная с середины 20-го века и до наших дней, современные виды искусства рождающиеся по всему миру, наследие пластического театра Меерхольда, и многие другие факторы прошлых веков и настоящего времени сыграли большую роль в появлении новых способов повествования, изображения и представления, объединяя их в единый инструмент выражения. Современное перфоманс шоу вдохновляется объединением выразительных средств: фото-искусство, музыка, видео технологии, театральное искусство, пластические номера и танец, хайтек технологии, скульптура, спорт, световые и лазерные инструменты, архитектура и т.д.

Тренды клубных шоу

Самыми популярными и трефовыми эффектами для клубного шоу являются крио-струи или CO 2 . Они генерируются специальными небольшими установками (обычно размещаются прямо на сцене). Струя, выпускающаяся в пространство – это обычный углекислый газ! Он создает эффект ледяных столбов, охлаждая разгоряченных участников шоу. Чтобы крио-струи произвели достойное впечатление, их должно быть не менее 4 штук.

Нестандартные подходы к реализации клубных шоу

Если хотите произвести на вечере фурор, вы попали по адресу! Применение танцевальной постановки танца go-go в сочетании со световым оборудованием, яркие светящиеся костюмы, инструменты и маски – все это производит поразительный восторг. У нас много как стандартных программ, так и индивидуальных. Клубное шоу Ultra Blow – это непреодолимое воздействие в удовольствие, на различные человечески инстинкты: физиологические и психологические потребности в еде, сексе и человеческом взаимодействии. Наше клубное шоу способно заставить чувствовать великолепные эмоции, способно дать каждому почву для размышлений.

Как заказать клубное шоу

Заказывают клубное шоу особенно часто там, где переплетаются желания организаторов и виновников торжеств, ожидания публики и интересы бизнеса. Мы предлагаем заказать клубное шоу от Ultra Blow на любой вкус: лазерное и световое шоу, перфоманс-шоу, танцевальные и эротические шоу-балеты, артисты и музыканты. Заказать шоу на клубное мероприятие значит приятно удивить ваших гостей и успешно провести событие. Используя наш опыт работы, мы не дадим вам ошибиться. Точно знаем, на что способны танцевальные коллективы. Хорошие танцоры зажгут публику за 10-15 минут, не устраивая нудных представлений на час. С нами вы точно заметите, как обычный поход в клуб отличается от клубного шоу. Вас интересует увеселительная программа для клуба? Или хотите заказать отдельно диджея или только танцоров? Мы специально создали компанию, чтобы удовлетворить любые запросы заказчика. Делаем возможным приглашение даже мировых вокалистов и танцоров. У нас вы найдете коллективы на любой вкус и случай. Осуществить бронирование известных исполнителей самостоятельно – не легкая задача. Мы можем заказать их даже из-за рубежа.

В 1932 году знаменитый американский режиссёр Тод Браунинг снял художественный фильм «Уроды». Будучи в какой-то мере трагикомедией, в какой-то - мелодрамой, фильм практически сразу после окончания съёмок был жесточайшим образом урезан цензурой (примерно на 45 минут), а затем и вовсе запрещён. В национальный реестр кинофильмов США он вошёл спустя более чем полвека, в 1994 году.

А всё дело в том, что Браунинг не побоялся снять картину на запретную к тому времени тему. Фильм о вымирающем жанре фрик-шоу, о людях, у которых не было другого пути, кроме как зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного уродства…

Сегодня шоу уродов как такового не существует. Медицина за последнюю сотню лет шагнула вперёд, да и этика человеческих отношений претерпела серьёзные изменения. Инвалидов в большинстве своём излечивают либо обеспечивают им нормальные условия существования - и это правильно. В XIX веке отношение было совсем другое. Для огромного количества людей, которые сегодня могли бы вести полноценную жизнь, дорога была только одна - в цирк уродов.

Но у этой дороги были и положительные стороны. Многие уроды зарабатывали огромные деньги и могли обеспечить себя лучше иных здоровых людей. Например, легендарная девочка-верблюд Элла Харпер в расцвете своей карьеры (1885-1886 гг.) получала в цирке Харриса $200 в неделю! С учётом инфляции на сегодняшний день это равноценно зарплате в $25000 в месяц. Немало, правда?

Зарождение жанра

Демонстрация различных отклонений человеческого тела была популярна испокон веков. С точки зрения психологии это беспроигрышный вариант ведения дела: даже сегодня нас тянет оглянуться на проходящего мимо инвалида, и объяснить этот порыв с точки зрения логики мы не можем. Но оглядываться на прохожих - некрасиво и неудобно. А цирки уродов предоставляли легальную возможность посмотреть на аномалии, собранные в одном месте и красиво оформленные. Поэтому практически в каждом цирке, начиная с древнеримских времён, обязательно присутствовали люди с физическими недостатками - у них были свои номера наряду с силачами и акробатами.

В XVI веке Европа начала переходить к рыночной системе отношений. Передвижные цирки перестали быть сборищем скоморохов, зарабатывавших в основном милостыней и подачками. Уже в XVII веке за входы во многие балаганы бралась фиксированная плата, а цирки, останавливаясь на ярмарке, платили деньги за аренду. Цирковое дело начало становиться действительно прибыльным. Если в XV веке циркачи в основе своей были нищими, а цирк вмещался в один-единственный вагончик, то два века спустя цирковое дело стало бизнесом.

Это не настоящий фрик, а Чарльз Лафтон в фильме «Горбун из Нотр- Дама» (1939). Блестящий грим делал лучший специалист Голливуда 1930-х Перк Уэстмор.

И в рамках этого бизнеса начало активно развиваться странное и неприятное направление - шоу уродов. Если во времена Квазимодо участью инвалида были тычки и тухлые яйца, то Новое время начало приносить фрикам барыши. Именно эти три века - с XVIII по начало XX - стали золотой эрой цирков уродов: прибыль уже была существенной, а общественная мораль допускала сколь угодно жестокое отношение к необычным людям.

В XVII веке появились первые известные уроды, сколотившие на своей внешности состояние. Знаменитейшими фриками того времени были сиамские близнецы Лазарус и Иоанн Баптист Коллоредо, родом из Генуи. Иоанн был не столько человеком, сколько недоразвитым отростком, растущим примерно из области груди брата. Глаза он всегда держал закрытыми, а рот - открытым, разговаривать не умел. Тем не менее он жил, шевелился и даже принимал пищу (судя по всему, пищеварительные системы братьев были раздельными).

Лазарус, будучи вполне мобильным и стройным мужчиной (не считая половины брата, растущего из передней его части), объехал в первой половине XVI века всю Европу - Данию, Германию, Италию, Англию - и везде имел успех. Более того, впоследствии он женился и имел нормальных детей.

Россия тоже не чуралась всяких диковинок. Например, кунсткамера Петра Великого стала одним из крупнейших мировых собраний заспиртованных уродов. Это, конечно, не совсем фрик-шоу, но жанр весьма близкий.

В начале XVIII века жанр фрик-шоу отпочковался от обычного цирка. Предприимчивые дельцы подбирали на улицах различных увечных, больных, недоразвитых - и составляли из них нечто вроде зоопарка. Официально первым выступлением классического фрик-шоу считается демонстрация вывезенной из Гвинеи женщины «с обезьяньей головой» в 1738 году. Правда, современные исследователи склоняются к тому, что женщина была совершенно нормальной. Просто африканцы экзотических племён казались Европе того времени чем-то совершенно диковинным, и обычная африканка (может быть, больная чем-либо) вполне сходила за урода. Но это лишь предположения.

Тем не менее в Европе фрик-шоу оставалось довольно редким зрелищем. Фрики по-прежнему прибивались и к обычным циркам, а за уродов часто выдавали людей нормальных, просто грамотно загримированных. Но в начале 1800-х годов идея фрик-шоу доползла и до США. И начался страшный, страшный золотой век.

Американская идиллия Барнума и Бейли

Вплоть до 1840-х годов американские фрик-шоу не слишком отличались от европейских. Это были группы вагончиков, которые колесили по стране, разворачивая балаган в каждом городе и демонстрируя своих фриков. В отличие от Европы, американские антрепренеры подходили к вопросу грамотно. Уроды получали достаточно высокие зарплаты, подписывали контракты на выступления - и вообще жили как нормальные люди. Единственным местом, где им приходилось терпеть позор, демонстрируя свою неполноценность, была сцена. Но искусство требует жертв.

А в 1840-х годах начала бурно развиваться фотография. Владельцы фрик-шоу тут же взяли её на вооружение: почти все рекламы фрик-шоу с того времени снабжались многочисленными фотоиллюстрациями. Посещаемость представлений буквально за несколько лет возросла в десятки раз, как и прибыли.

Сара Бартман (до 1790-1815) по прозвищу «Сартжи», уроженка Южной Африки, была известным фриком начала XIX века, «Готтентотской Венерой». На самом деле у неё просто была стеатопигия, излишние жировые отложения на ягодицах.

В 1880-х - 1930-х годах в Европе и США действовали несколько сотен цирков, специализирующихся на демонстрации человеческих аномалий. Наиболее известными среди них были W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, шоу Congress of Living Freaks и, конечно, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth. О последнем и стоит рассказать отдельно, потому что именно Пи-Ти Барнум сделал свой цирк квинтэссенцией всех фрик-шоу в мире.

Родившийся в 1810 году Финеас Тэйлор Барнум был бизнесменом от природы и постоянно основывал компании и фирмы, впоследствии перепродавая их или раздавая за долги. Он успел побывать и издателем газеты, и организатором лотереи, и лавочником, пока не пришёл к выводу, что народ можно обманывать и более простыми способами. В 1835 году он приобрёл старую негритянку-рабыню Джойс Хет и начал возить её по городам, утверждая, что ей 161 год и что она была нянечкой самого Вашингтона. Когда интерес к нянечке стал спадать, Барнум пустил слух, что старуха - не живая, а механическая, и на второй волне популярности собрал ещё вдвое больший куш. Правда, потом Джойс умерла. А Барнум нашёл своё призвание.

С 1841 года Барнум начал заниматься организованной демонстрацией уродов - лилипута Чарльза Страттона по прозвищу «Генерал Мальчик-с- Пальчик», сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров, а также ряда африканок и индианок непривычной для белого человека внешности. Страттон был необыкновенно популярен в Европе и США - ему тоннами посылали любовные письма, его приглашали в общество, и даже свадьбу его с лилипутшей Лавинией Уоррен Барнум обставил как грандиозное фрик-шоу.

«Генерал Мальчик-с-Пальчик» и его супруга лилипутша Лавиния Уоррен.

Свой самый знаменитый цирк Барнум основал в Нью-Йорке в 1871 году; десятью годами спустя к названию цирка прибавилась фамилия Джеймса Бейли, соорганизатора шоу. Для каждого урода придумывалась уникальная история и уникальный номер. Например, костромской мальчик Фёдор Евтищев, страдающий повышенным ростом волос (гипертрихозом), на сцене только лаял и рычал, делая вид, что не умеет говорить. Платил Барнум очень хорошо - люди специально калечили себя, чтобы попасть на работу в его цирк. Выступавшие в его цирке длинноволосые сёстры Сазерленд (в среднем 1,8 метра волос у каждой из семи сестёр) сделали в конце XIX века состояние в 3 миллиона долларов!

Барнум задал новое веяние развитию бизнеса - он использовал многие методы, тогда неизвестные. Распространял слухи, вирусную рекламу, придумал спам (бумажный) и так далее. Именем Барнума назван психологический эффект, когда люди доверительно относятся к описаниям их личности, созданным якобы индивидуально для них, а на самом деле являющихся пустым общим набором слов (например, газетные гороскопы).

Стандартные фрики

В «золотой век» американских фрик-шоу (1850-1930 годы) существовала чёткая классификация различных отклонений. Каждый уважающий себя цирк обязан был иметь стандартный набор уродов плюс несколько необычных, уникальных экземпляров. Последние обычно получали самые большие гонорары; цирки перекупали их друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков.

Бородатые женщины

Как ни странно, многие женщины имеют способность к отращиванию усов и бороды. Аномальный рост этих сугубо мужских признаков обусловлен переизбытком андрогенных гормонов в женском организме. В XIX веке бородатая женщина обязательно должна была присутствовать в каждом цирке - подобных фриков было так много, что зрители «клевали» только на тех, кто имел какие-то дополнительные уродства. Например, седую бороду или отсутствие рук. Обычная чёрная борода (99% бородатых женщин - черноволосые) никого уже не интересовала. Большинство бородатых женщин выходили замуж по многу раз и рожали детей - их особенность только придавала им пикантности.

Наиболее известными бородатыми женщинами в истории была мексиканка Юлия Пастрана, вывезенная в Европу ребёнком в 1840-х годах и в 1858-1860 годах жившая в Санкт-Петербурге. Необыкновенно уродливая индианка, она тем не менее не знала отбоя от поклонников-дворян. Умерла она от неудачных родов. Известными «сотрудницами» цирков уродов были Джейн Барнелли (леди Ольга) и Анни Джонс, а француженка Клементина Делейт даже содержала кафе «У бородатой женщины». Как уже говорилось, это самый распространённый вид «обязательного» для каждого цирка XIX века фрика.

Люди-волки

Люди, страдающие гипертрихозом, - повышенным ростом волос по всему телу. Самым известным мальчиком-волком был Фёдор Евтищев, унаследовавший «пёсье лицо» от своего отца Адриана. Евтищев прославился, выступая в американском шоу Барнума в конце XIX века. Сегодня подобные больные ведут вполне нормальный образ жизни. Рост волос подавляется гормонально, да и средства эпиляции заметно усовершенствовались с течением времени.

Люди с кожными аномалиями

Сегодня генетические заболевания, связанные с кожей, или излечивают, или оставляют в покое, если те не приносят неудобств своему носителю. Наиболее распространённой группой фриков с кожными проблемами были люди с «крокодильей» или «слоновьей» кожей - страдающие тяжёлыми формами ихтиоза. Эта болезнь выражается в нарушении роговых, верхних покровов - кожа становится разноцветной, ороговевшей, действительно напоминающей крокодилью. Известным фриком-аллигатором первой половины XX века была Сьюзи, девочка-крокодил; в XIX веке своими крокодильими ороговевшими ногами блистал Ральф Крунер.

Второй крупной группой были фрики с эластичной кожей - больные синдромом Элерса - Данлоса. При этом синдроме нарушается синтез коллагена - фибриллярного белка, являющегося основой соединительной ткани организма. В результате кожа становится гиперэластичной, а суставы - сверхподвижными (вплоть до изгибания пальцев в обратную сторону). Сегодня широко известен занесённый в Книгу рекордов Гиннесса британец Гэри Тёрнер по кличке «Эластик», а в XIX веке на сцене блистал «резиновый человек» Джеймс Моррис.

Скелеты и толстяки

Необыкновенно худые и чудовищно толстые люди чаще всего выступали в совместных номерах. Но если с толстяками всё понятно - чаще всего это были люди с тяжёлой формой ожирения, то «люди- скелеты» обычно являлись носителями генетических заболеваний. «Скелеты» чаще были мужчинами, чем женщинами, и верхней границей их допустимого веса (при нормальном росте) было 35 килограммов. Болезни, вызывающие аномальную худобу, могли быть разными - от различных видов дистрофий до привычной нам анорексии.

Наиболее известной парочкой были муж и жена - скелет Пит Робинсон (26 килограммов) и толстуха Банни Смит (212 килограммов), поженившиеся в 1924-м и бывшие звёздами фрик-шоу в течение 20 лет. Как и многие «скелеты», Пит имел классическое театральное образование и, кстати, великолепно играл на губной гармошке. «Скелеты» часто были образованными людьми, впоследствии делавшими карьеру на других поприщах, - их уродство легко пряталось под одеждой.

Лишенные конечностей

В отличие от прочих фриков, просто демонстрировавших своё тело, лишённые конечностей уроды вынуждены были учиться и работать. Потому что зрителей интересовало в первую очередь не отсутствие рук, а умение бриться ногами.

Наибольшей популярностью пользовались «живые торсы». Мегазвездой XIX-XX века был Принц Рэндиан, «человек-змея». От рождения лишённый рук и ног, он самостоятельно доставал сигарету из пачки и прикуривал, рисовал, писал, двигался, а также дважды был женат и имел шестерых детей. Из женщин известностью пользовалась Виолетта (Алоизия Вагнер), умевшая самостоятельно одеваться и даже краситься.

Также известностью пользовался безрукий фотограф Чарльз Трипп, демонстрировавший умение снимать ногами (это при камерах XIX века!), и «полумальчик» Джонни Эк, лишённый всей нижней половины туловища из-за крестцового агенеза.

Искусственные уроды

Неотъемлемыми участниками фрикшоу были удивительные люди без каких-либо физических недостатков. Например, высоко ценились женщины со сверхдлинными волосами (весьма популярны были семь сестёр Сазерленд, имевшие общую длину волос порядка 14 метров на семерых), силачи, умеющие завязать подкову узлом, шпагоглотатели. В XIX веке уродами считались также альбиносы и вывезенные из Африки представители реликтовых племён (особенно женщины с крупными… хм… ягодицами).

Была особая группа искусственных гермафродитов - людей, гримирующих одну половину тела под мужчину, вторую - под женщину. Особо известен в XX веке был персонаж по имени Джозефина Джозеф. Конечно, его «гермафродитизм» представлял собой не более чем маскарад.

Уникальные фрики

Конечно, каждый цирк должен был поразить публику чем-то уж совсем невероятным. Бородатые женщины, люди-скелеты и безногие встречались часто. Но звёздами паноптикумов становились фрики с уникальными аномалиями, встречающимися раз на миллион.

Девочка-верблюд

Элла Харпер (1873-?) бесследно исчезла из фрик-шоу в 1886 году. Фотография ориентировочно 1884 года.

Знаменитейшим фриком конца XIX века была девочка-верблюд Элла Харпер, страдавшая от congenital genu recurvatum, синдрома обратного изгиба коленного сустава. Она родилась в 1873 году и, если бы её колени гнулись в обычном направлении, выглядела бы нормальным симпатичным ребёнком. Звёздным годом Эллы стал 1886 год, когда она, выступая в цирке W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, зарабатывала до $200 в неделю. В своём номере Элла выходила на сцену одновременно с верблюдом и повторяла все его повадки и движения. В конце года Элла ушла из цирка, будучи обладательницей неплохого состояния, и больше о ней ничего не известно.

История знает и другого фрика с таким же заболеванием - «мальчика- пони» Роберта Хаддлстона. Он родился в 1895 году, вырос на ферме, затем попал в Tom Mix Circus и в течение 36 лет демонстрировал свои странные колени. По уходу из цирка открыл автомастерскую, был женат.

Женщина-младенец

Медуза ван Аллен по прозвищу «Маленькая мисс Солнышко» родилась в 1908 году и страдала от уникального генетического заболевания костей, в результате которого росла только её голова. Стоять или сидеть она не могла - и всегда лежала. Во фрик-шоу она обычно и играла роли младенцев - её, 70-сантиметровую, выносили на сцену на руках, баюкали, качали, а потом она внезапно начинала говорить, рассуждать о философии и литературе, повергая зрителей в восторг. Медуза была звездой цирка Ripley’s human oddities.

Люди с деформациями позвоночника

Самым известным фриком подобного плана был некий Леонард Траск, родившийся в Англии в 1805 году. В возрасте 28 лет Траск упал с лошади и заработал искривление позвоночника. Ещё 7 лет спустя он выпал из экипажа и получил ряд переломов. В течении следующих 18 лет его позвоночник самопроизвольно изгибался: в итоге нос Траска уткнулся в его грудь. Он уже ничего не видел перед собой и зарабатывал на жизнь демонстрацией уродства. Исследователи утверждают, что причиной изгибания стал анкилозирующий спондилоартрит - системное заболевание суставов, но в этом нет твёрдой уверенности.

Другим странным фриком был немец Мартин Лорелло, способный поворачивать голову на 180° и пребывать в таком состоянии довольно долго. Он много гастролировал по Европе и США, выступал у Барнума, был женат и даже написал сатирический памфлет «Как повернуть вашу голову на 180 градусов: подробная инструкция».

Люди-пингвины

Высоким спросом пользовались фрики, больные фокомелией. При этой болезни кисти и/или стопы прикреплены прямо к туловищу - без плеч, предплечий, голеней… Человек и в самом деле напоминает пингвина или тюленя. Небольшое количество фриков-пингвинов было обусловлено высокой детской смертностью страдающих врождённой фокомелией. В принципе, подобная аномалия в природе столь же часта, как и отсутствие какой-либо конечности от рождения - но до 5 лет доживают от силы 3% больных фокомелией.

К этому же «подтипу» можно отнести и довольно распространённых «людей-лобстеров» - больных эктродактилией. При этой болезни количество и форма пальцев на руках, а также форма стоп, по сути, произвольны. Чаще всего у эктродактилистов по два «пальца» на каждой руке, они образованы сросшимися тканями нормальных пальцев. Руки при этом напоминают клешни. Известными фриками подобного типа были Фред Уилсон (род.1866), Бобби Джексон (начало 1910-х), Грэди Стайлс-младший (уникальный «лобстер» в третьем поколении!).

Слава и закат

Вплоть до Второй мировой войны этика человеческих отношений позволяла фрик-шоу процветать.

Знаменитый фильм Тода Браунинга «Уроды» 1932 года демонстрирует типичное фрик-шоу - со стандартным набором уродов плюс несколько необычных фриков. Правда, этика этого фильма повергла общественность в шок даже в те годы, Браунинг впал в немилость и из знаменитого режиссёра превратился в голливудского изгоя - снимать он продолжал, но провал следовал за провалом.

В «Уродах» играют самые что ни на есть настоящие цирковые фрики. Человек-червь Принц Рэндиан, родившийся без рук и ног и снискавший славу во всём мире благодаря своим умениям. Полумальчик Джонни Эк, лишённый нижней половины тела. Сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон, сросшиеся боками (к слову, сегодня таких близнецов разделяют; но даже уродство не помешало сёстрам несколько раз выйти замуж и развестись). Марта Моррис, «безрукое чудо» и Фрэнсис О’Коннор (о, как она в фильме пьёт вино с помощью ног!).

Перечисленные фрики были по крайней мере полноценны умственно и играли в фильме как актёры. Проблемы с законом вызвало использование умственно отсталых фриков - микроцефалов Зипа и Пипа, «женщину-птицу» Ку-ку (страдающую от синдрома Секеля и слепую) и так далее. Вопрос был вовсе не в этике, а в том, что большинство людей и в самом деле не знали о существовании уродов. Точнее, знали, но делали вид, что не знают. А тут - ай-ай-ай! - показали всем, смотрите, в США есть фрик-шоу.

После Второй мировой войны фрик-шоу резко потеряли популярность. Общество стало более жёстким в этическом плане, в моду вошла борьба за различные права, в том числе и за права инвалидов. И многие фрики, которые до войны зарабатывали огромные деньги и, в общем-то, были счастливы, после войны прозябали в нищете и безвестности (в том числе и упомянутый «полумальчик» Джонни Эк).

К 1955 году запрет на фрик-шоу как явление приняли все европейские государства и большинство штатов США. Фрики могли выставлять себя по собственному желанию в качестве отдельных номеров, но афиши со словами «удивительное уродство», «человек-ящерица» или «лучшие уроды у нас» пропали раз и навсегда.

Фрик-шоу сегодня

Другой аналог старинных фрик-шоу - цирк лилипутов. Подобных цирков в мире очень мало, они являются закрытыми сообществами и редко допускают обычных людей в свою внутреннюю жизнь. Отдельные уроды демонстрируют себя в различных телевизионных шоу и на клубных представлениях. Например, в США широко известен «мальчик-лобстер» по прозвищу «Чёрный скорпион» (настоящее имя он скрывает) - человек со сросшимися пальцами; его руки напоминают клешни лобстера.

***

Сложный вопрос, кто счастливее - фрики XIX века, зарабатывавшие своим уродством приличные деньги, или современные инвалиды. Если последние отдадут все свои льготы за право снова обрести здоровье, то первые даже и не помышляли о таком. Их изувеченные тела были их хлебом, и ни о какой этике речи не шло.

Но, глядя на старинные фотографии, помните о том, что в сравнении с этими людьми у вас нет вообще никаких проблем. Даже если вас уволили с работы, от вас ушла жена и вы должны крупному мафиозному боссу, у вас всё равно нет никаких проблем.

Шествие по стране фрик шоу начало с СПб, постепенно покорив культурную элиту и в других городах. Причина популярности артистов этого жанра заключается в умениях, которыми должен обладать каждый исполнитель:
  • совершенная пластика тела
  • артистизм
  • владение хореографическими навыками, цирковыми элементами и актёрский талант
  • и только после всего выше перечисленного – яркий эпатажный образ, подчёркнутый гримом, причёской, невероятным костюмом.

Костюмированное шоу фриков: выбираем исполнителей

Искусство создания фрик образа относительно молодое, поэтому выбирая исполнителя, прежде всего, следует обращать внимание не на стаж, измеряемый в годах, а на следующие параметры:
  • индивидуальный подход к разработке сценария и образов для каждого мероприятия
  • наличие в уже существующем репертуаре образов, подходящих по стилю и тематике вашему мероприятию
  • количество мероприятий, где выступали фрик танцоры, живые скульптуры и прочие персонажи труппы
  • рекомендации и отзывы.

Где найти исполнителей для фрик шоу?

сайт имеет обширную базу артистов, создающих невероятные костюмированные шоу фриков для мероприятий самых различных форматов. Фантасмагорические персонажи, для которых выступление для публики является образом жизни, с удовольствием займут ваших гостей на празднике. Персональные странички участников нашего каталога содержат рабочее портфолио и подробную информацию, определяющие ваш выбор.

Как заказать фрик-шоу для праздника?

Персональная страничка каждого исполнителя содержит форму электронной заявки. Чтобы оформить заказ, требуется заполнить необходимые контактные данные и смело нажать кнопку «отправить». Менеджер труппы свяжется для заключения договора и подтверждения заказа.