Конфликт разума и чувств в бедной лизе. Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» - презентация

Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России. Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили. Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез - признака чувствительности.

В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, "слезы нежной скорби".

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: "Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным" .

Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Что рассказал об Эрасте автор? Это "довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою".

Что привлекло Эраста в Лизе? "Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", - думал он и решился - по крайней мере на время оставить большой свет".

Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка? "У него такое доброе лицо, такой голос..." - восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: "Да как же нам называть тебя, добрый барин?" Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке. А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: "...думал только о своем удовольствии"? Конечно, это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины. Он думает; "Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив".

Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия, распространенная в литературе классицизма и сентиментализма. Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: "Отец Лизин... любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь". Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.

Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.

Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа. Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: "Никто не владей вами!" В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза "раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его". Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, "она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою".

Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы. Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: "Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу".

Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы - одними ее любви исполненными взорами - одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, - а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы".

Покинувший "большой свет", увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях. Лиза слушает Эраста "с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем". Она "не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими... ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть...".

Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор "огонь любви", "любовь сжигает сердца". Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь. Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.

Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения "не употребить" любовь Лизы во зло.

Иколай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. При этом сословная принадлежность его героев достаточно широка: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель раскрывает своих героев, как людей со своими сильными сторонами характера и слабостями, людей страдающих и любящих, совершающих как благонравные, так и нелицеприятные поступки. Карамзину удалось глубоко постичь женские характеры своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы. Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза».Главная героиня произведения Лиза, молодая девушка, воспитывалась с точки зрения строгих нравственных принципов. Мать и покойный отец с детства внушали ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, остается верна его памяти долгие годы. С первых страниц повести заметно, что автор испытывает искреннюю симпатию к своей героине. Он не показывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно принять за бедных горожанок, так и представительниц обедневшего дворянского рода. Крепостничество никак не указано в повести. Автор только замечает, что девушка «трудилась день и ночь». Крестьянский труд главных героинь показывается в подчеркнуто пасторальной манере. Отношениям Лизы и дворянина Эраста также свойственны идиллические тона.Трагический финал этого любовного романа обусловлен обстоятельствами и легкомысленностью главного героя, а не какими-либо социальными причинами. В этом отличительная черта повести Карамзина от произведений Радищева, уделявшего огромное значение именно социальному окружению своих героев. Повесть отличается своей гуманистической направленностью, что поддерживается не только отношением Карамзина к Лизе, но и к ее возлюбленному. При раскрытии характера главной героини автор, как правило, не выходит за рамки принципов классицизма. Девушка добродетельна и чувствительна. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята читателями. Это связано прежде всего с гуманитарной направленностью произведения, а также с новыми формами художественной выразительности, используемыми автором.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тезисы, облегчающие ведение беседы с классом. Анимации помогают после ответов учащихся увидеть правильный ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. (2 часа) « Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» - В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?

СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста. Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему? Докажите, что это произведение сентиментализма.

Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

Тема разума, рассудка ЭРАСТ. Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.

Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?


Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: