Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе на тему: Осень. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе на тему Три осени

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО
в старшей А группе
ТЕМА: «Три осени»
Николаева Наталья Юрьевна,
Воспитатель МДОУ ДС № 131 г. Тверь
Образовательная область: художественное творчество.
Интеграция с другими областями: познание, коммуникация.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- обобщать представления детей о приметах осени в разные её периоды (ранняя, золотая, поздняя);
- закреплять умение располагать рисунок на всем листе.
2. Развивающие задачи:
- развивать умение видеть характерные особенности разных месяцев года;
- развивать художественно-эстетические чувства и творческие способности;
- формировать интерес к выполнению задания.
3. Воспитательные задачи:
- прививать любовь к природе, умение видеть всю её красоту;- приучать к аккуратности при выполнении задания.
4. Речевые задачи:
- активизировать и обогатить словарь понятиями ранняя, поздняя, золотая осень
- закрепить образование качественных прилагательных.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент) – Дидактическая игрушка лисичка с письмом.
Беседа по содержанию занятия.
Физкультминутка.

Итоговое мероприятие. Выставка и совместное рассматривание рисунков.
Общее время 25 минут.
Резервное время (1-3 мин.)
Оборудование: дидактическая игрушка лисёнок, письмо с тремя карточками-загадками, иллюстрации периодов осени, рисунки деревьев.
Раздаточный материал: бумага тонированная формата А-4, кисти, краски гуашь, банки с водой, салфетки для промокания кисти, палитра, подложки.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке, чтение произведение на тему осень, тонировка бумаги к занятию.
Содержание Методы и приемы
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года заканчивается?. Как называются осенние месяцы? Беседа с детьми, дети сидят на стульчиках, отвечают на вопросы.
Воспитатель берет игрушку с конвертом. Открываем конверт, достаем карточки-загадки. На первой зеленые и желто-оранжевые листочки, на второй желтые оранжевые и красные, а третья пустая. Помочь детям сделать вывод о 3х месяцах осени и соотнести карточки загадки с иллюстративным материалом. Сентябрь – ранняя осень и зеленые листья только начинают желтеть. Октябрь – золотая осень, листья желтые оранжевые, красные и начинают опадать. Ноябрь – поздняя осень и на деревьях нет листочков, поэтому и карточка пустая. Предложить детям рассказать о любимом осеннем месяце. Физкультминутка «листопад»
Тучи в небе кружатся,
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмурится
Листопад на улице.
По дороге стелется
Желтая метелица. (Е Авдиенко)
Дети встают возле стульчиков и выполняют движения
Плавное покачивание с ноги на ногу; ходьба с высоким подниманием коленей; руки на поясе повороты в стороны; кружение на месте; плавные движения рук из стороны в сторону с опусканием.
Основная часть – практическая работа.
После физкультминутки предложить детям выбрать тонированные листы бумаги в соответствии с тем месяцем, который они хотят нарисовать. Напомнить о правильной осанке. Вспомнить о строении дерева. В процессе работы побуждать детей использовать соответствующие краски для изображения того или иного месяца, следить за использованием технических приемов: ствол всей кистью, ветки концом, листья прикладыванием кисти или мазком. Индивидуально подходить к детям, затрудняющимся в выполнении работы. Дети рисуют за столами.
Итог. Выставка и совместное рассматривание рисунков. Рассказ детей о том, кто какой месяц нарисовал.


Приложенные файлы

По ИЗО деятельности

Конспект НОД по изобразительной деятельности
в старшей группе «Золотая осень»

Назарова Т.Н., воспитатель Д/С №53 г.Тамбов

Тема: «Золотая осень»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Цель:

  • Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.
  • Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.

Программное содержание:

  • Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью) , ветки разной длины.
  • Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания) .
  • Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
  • Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки
  • Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
  • Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материал: - белый лист бумаги А2 (для образца) , - альбомные листы для детей, - репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», - мольберт, - акварельные краски, кисти №3, 6 (белка) , - влажные салфетки, вода, - поролоновая губка на каждого ребёнка.

Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем, - Д/И «Найди по описанию».

Предварительная работа: Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени) .

Ход деятельности:

I . Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, кто у вас сегодня в гостях? Вы его знаете?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: Откуда он к нам пришёл?

Дети: Лесовичок к нам пришёл из леса.

Воспитатель: И пришёл не с пустыми руками. Что это?

Дети: Это иллюстрация картины.

Воспитатель: А где же хранятся настоящие картины?

Дети: В музеях, а также в картинной галерее.

Воспитатель: Ребята, а кто пишет картины?

Дети: Художники.

Воспитатель: А вы знаете, как зовут художника, написавшего эту картину?

Дети: Исаак Ильич Левитан.

Воспитатель: Вместе повторим фамилию художника.

Воспитатель: Ребята, как бы вы назвали эту картину? (высказывания детей)

Воспитатель: Почему картину назвали «Золотая осень»?

Чему на картине отведено больше места: земле или небу?

Почему земле больше?

Что хотел показать художник?

Деревья нарисованы на одном расстоянии друг от друга?

Почему вы так решили? Докажите. (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем? (ответы детей)

Воспитатель: Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красиво? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.

II . Основная часть.

Воспитатель: Лесовичок принёс ещё и посылку, и спрятал её в группе. Он хочет поиграть с вами в игру «Найди по описанию». Лесовичок будет подсказывать, а вы слушайте меня внимательно: «Эта посылка прямоугольной формы..., золотистого цвета..., справа от шкафа…. и т.д.»

Дети: Ура! Нашли.

Воспитатель: Откроем посылку, посмотрим, что внутри.

(дети достают по одному предмету и называют его)

Воспитатель: Смотрите, белый лист, не до конца закрашенный. Странно! Кисть, губка, акварельные краски, стакан-непроливайка…

Воспитатель: Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Лесовичок предлагает вам стать маленькими волшебниками (художниками) .

Воспитатель: У меня к вам ещё один вопрос. Зачем в посылке губка?

Дети: Для тонирования листа.

Воспитатель: Как вы думаете, какую часть листа здесь следует затонировать? (ответы)

Показ воспитателя . (Воспитатель тонирует верхнюю часть листа губкой слева направо быстрыми движениями. Во время тонирования на листе проявляется силуэт берёзыствол и ветви.)

Воспитатель: Что это? Чего не хватает на дереве?

Дети: Листьев.

Воспитатель: Почему вы решили, что это берёза? (ответы детей) В: Какого цвета листья у берёзы осенью?

Дети: Жёлтого. Самостоятельная работа.

Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы и приступают к работе: тонируют листы. Пока листы подсыхают, воспитатель проводит физкультминутку «Мы листики осенние». Дети берут из корзинки жёлтые берёзовые и разноцветные кленовые листья.

Воспитатель: Листья от какого дерева вы взяли?

Физкультминутка «Мы листики осенние» Мы листики осенние На ветках мы сидим Дунул ветер - полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились, полетели И на землю тихо сели.

Воспитатель: А теперь нарисуем листву берёзе. Каким цветом? (жёлтым)

Воспитатель: Набираю на кисть воды и жёлтую краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги, держа кисть наклонно к бумаге. Рисуем вертикальные мазки, этот способ рисования называется способом примакивания. (Дети рисуют на своих листках.)

Воспитатель: Нарисуем с вами ещё одно дерево. С чего начнём рисовать дерево?

Дети: Со ствола.

Воспитатель: Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть, и проведу прямую линию.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать ствол? (коричневым)

Воспитатель: Получился ствол (рисуем сверху вниз, постепенно нажимая на кисть) . Что же ещё, дети, мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево?

Дети: Веточки.

Воспитатель: Правильно. Вверху рисуем очень короткие веточки, чуть ниже - веточки подлиннее.

Воспитатель: Получилось дерево? (да)

Воспитатель: Теперь нарисуем дерево с разноцветными листьями. Какие краски будем использовать?

Дети: Жёлтая, красная, оранжевая.

Воспитатель: Такая разноцветная листва осенью бывает у клёна. Рисуем листья способом примакивания. Нарисовали жёлтые листья, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета и т.д. (Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П. Чайковского.)

III . Заключительная часть. Анализ работ.

Какое время года изобразили в своих рисунках?

Какие краски использовали?

Какими способами рисовали? (тонирование, примакивание)

У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?

Урок рисования в 3 классе

Тема: «Деревья осенью»

Цель: Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки

деревьев осенью.

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период; закреплять навык раскрашивания цветными карандашами, уточнять и обогащать представления детей об окружающей действительности- признаки осени, жизнь растений осенью.

2. Развивать зрительную память путем запоминания расположения деревьев на листе бумаги - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (

части дерева).

3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование: Иллюстрации с осенним пейзажем, образец, схемы поэтапного выполнения, букет из осенних листьев, карандаши, ластики,

Словарь: береза, клен, ель, осень, золотая, крона, ствол, ветки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Общая организация детей.

Проверка подготовки необходимых учебных принадлежностей.

2. Вступительная

Вступительное слово учителя:

Какой день недели? - сегодня четверг

Какой по счету день четвегр? - четвегр по счету 4й день недели.

Какое сейчас время года? - время года осень

Что происходит осенью с деревьями?

В какие цвета окрашивает осень листья деревьев? -осенью желтеют и опадают листья -Листья окрашиваются в желтый, красный цвет.

3. Сообщение темы

Ребята, сегодня у нас будет урок на тему «Деревья осенью»

4.Рассказ учителя по иллюстрациям «Деревья осенью».

Я принесла иллюстрации, давайте их рассмотрим. (на доске висят 3 картинки с осенним пейзажем))

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листья на деревьях осенью очень разнообразны по цвету. Они имеют зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Не зря осень называют золотой. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю. Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках Дети слушают.

5. Анализ объекта изображения (образца)

6. Показ действия учителем располагаются листья.

Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать. (Показываю образец детям)

Что изображено на рисунке?

Какие деревья изображены на рисунке?

Какое дерево расположено в середине?

Какое дерево расположено слева?

А где нарисована ель?

А какого цвета ель?

Какого цвета листья у березы?

Какого цвета листья у клена?

Ребята, посмотрите на землю под деревьями, она тоже и желтая и красная, как вы думаете почему

Какое это время года?

Молодцы, все верно ответили.

а)Сначала делаем разметку вертикальными линиями по середине, слева и справа, где будут нарисованы деревья.

б) Легкими линиями намечаем стволы деревьев, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

в) Затем рисуем ветки на деревьях. На каждом дереве они рисуются по-разному. У клена ветки смотрят вверх, у ели ветки прямые и смотрят вниз, а у березы ветки тоже растут вниз, но они округлые, имеют плавные линии.

г) После этого рисуем крону у березы и клена.

д) Разукрашиваем карандашами, ель зеленым, клен

Дети дают полные ответы на вопросы.

На рисунке изображены деревья.

На рисунке изображены береза, клен и ель.

Слева расположен клен

Ель нарисована справа -ель зеленого цвета

У березы листья зеленые -У клена листья красные

Потому что листья упали на землю.

Время года осень

желтым, оранжевым, красным, березу желтым и зеленым.

е) С помощью цвета обозначить землю, для этого берем

коричневый, желтый или зеленый карандаш.

7.Физкультминутка

Мы листики осенние, на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

Дети выполняют движения вместе с учителем

8. Самостоятельная

работа детей.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

9. Анализ работ

Детские работы вывешиваются на доске рядом с образцом. Проанализировать рисунок каждого ребенка, отметить ошибки. Сравнить рисунки с образцом. Спросить детей, чья работа нравится? Почему?

10. Итог урока:

Какая тема была на нашем уроке? -Тема урока была «деревья осенью»

Какие деревья вы сегодня рисовали? -Мы рисовали клен, березу и ель

Какое время года на ваших рисунках? -На рисунках осень

Ребята, вы сегодня на уроке старались, трудились.

Мне понравились ваши рисунки. Вы все молодцы.

Выставление оценок.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе

Воспитатель: Енина Ольга Владимировна

Тема: " Осень"

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, способом - эстамп. Развивать интерес к нетрадиционному изображению листьев; способствовать возникновению интереса к экспериментированию; развивать мелкую моторику рук; формировать познавательный интерес; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Материал: эскизы и иллюстрации с изображением различных деревьев осенью, альбомный лист, гуашь, кисти, осенние листья с различных деревьев, салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение за природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение стихотворных произведений. сбор листьев на прогулке.

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, музыка.

Ход занятия.

Воспитатель. Вспомните ребята как мы рассматривали на улице опавшие листочки.

Листья лежат везде: на лужах, и на асфальте. Земля похожа на разноцветный ковер.

Воспитатель. А скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Осень).

Воспитатель. Назовите ее приметы. (прохладно, листья пожелтели, пошли дожди, птицы улетают в теплые края).

Воспитатель. А вам нравится осень?

Воспитатель. И я очень люблю осень! Мне нравиться ходить по опавшим листьям как по золотому ковру.

Воспитатель. Послушайте стихотворения

Ребенок 1. З. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите роща золотом одета.

Ребенок 2. М. Лессовая «Золотая осень»

Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Пожелтели и полетели,

Зашуршали по кустам,

Заскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Физкультминутка. «Осень»

Падают, падают листья (дети кружатся подняв руки с листочками вверх)

В нашем саду листопад, (приседают)

Желтые, красные листья. (кружатся, летят)

Птицы на юг улетают (бегут по кругу, машут крыльями)

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали.

Воспитатель. Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места.

Посмотрите на изображение осени, красивое убранство деревьев.

Воспитатель. Ребята скажите, какими цветами осень раскрасила листья деревьев. (желтый, красный, оранжевый).

Воспитатель. Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто волшебник раскрасил все вокруг яркими красками.

Воспитатель.

Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом– эстамп.

Что это такое? Это отпечатывание, с каких, либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу.

А как же мы это будем делать? Я вам сейчас расскажу.

На клеенку кладем наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (Рассказ сопровождается показом).

Дети работают под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

Рисунки размещаются на стенде, дети рассматривают и обсуждают.

Воспитатель. Какие листья, от какого дерева вы нарисовали.

Воспитатель. Почему ты выбрал такую краску.

Отметить те рис унки, у кого листья двух или трех цветов.

Программное содержание:

Обучать детей приемам работы в технике «посыпание крупой».

Развивать воображение, эстетическое восприятие, художественное творчество детей.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки.
Оборудование:

Клей, подставки под клей, кисти, кукурузная и пшеничная крупы, шаблоны дерева, образцы деревьев, изготовленные в разных техниках.
Предварительная работа:

Изготовление шаблонов и образцов деревьев.
Ход занятия:
Вводная часть

Игра «Давайте познакомимся»

Дети встают в круг, идет представление воспитателя с детьми.

Здравствуйте, меня зовут Анна Викторовна, а сейчас познакомимся с вами, вы на счёт 3 скажите дружно свое имя 1-2-3. (Дети называют свое имя) Вот мы с вами и познакомились.

Основная часть

Загадка

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

День все больше убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Предлагаю вам прогулку по осеннему парку, пойдемте за мной.

Деревья желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют.

Мы с вами побывали, в каком парке? (ответы детей)

А как вы думаете, он обычный? (ответы детей)

Он ребята необычный, а почему он, такой как вы, думаете? (ответы детей)

Парк не обычный, так как деревья изготовлены из разных материалов. Посмотрите на них и скажите, из какого материала изготовлены деревья? (ответы детей)

Деревья изготовлены из пластилина, салфеток, кукурузной крупы, из кусочков бумаги.

А вы умеете делать такие деревья?

А хотите, я вас научу? (да)

Я вам приготовила необычный материал, пойдемте со мной.

А теперь проходите на свои места.

Сегодня мы с вами станем юными художниками и будем творить чудеса.

У вас на столах приготовлены необычные материалы, кто мне может назвать их?

У вас на столах приготовлена кукурузная и пшеничная крупа, клей и кисти.

Сейчас на занятии мы будем рисовать крупой – осеннее дерево.

А выполняется оно просто: берем кисти, обмакиваем в клей и наносим на крону дерева, намазываем небольшой участок, не выходя за контур дерева, и тут же посыпаем его крупой, а какую крупу мы выберем для кроны дерева?

Затем продолжаем намазывать клеем крону дерева и посыпать крупой.

(повторить с несколькими детьми технику рисования крупой)

А теперь чтобы нарисовать ствол, что нам нужно сделать? А какую крупу мы выберем для ствола?

Чтобы работы наши подсохли приглашаю на игру.
Игра

«Точки, кочки, дочки»

Дети встают в круг, воспитатель дает каждому ребенку имя Точки, Кочки, Дочки. Дети берутся за плечи рядом стоящих детей и на счет 3 подпрыгивают вверх и проговаривают свое имя.

Теперь вернемся к нашим работам. Возьмите свои работы, и излишки крупы стряхните в тарелочку. Предлагаю нашими работами украсить осенний парк (развешиваются работы). Давайте посмотрим, получился ли у нас с вами необычный осенний парк, по которому мы с вами гуляли? (ответы детей)

У меня для вас есть небольшой подарок, деревья, которые мы с вами встретили в осеннем парке, я хочу вам подарить, на память, чтобы вы и дальше могли творить чудеса.

Занятие окончено, всем большое спасибо.