Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун. Русская народная сказка «Заяц-хвастун Заяц хвастун русская
Сказки - универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова - все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.
Большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» - известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.
Особенности
Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков - трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.
Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.
В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.
Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).
Сюжет
Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.
Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь - вот какой я молодец!»
Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.
Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.
Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.
Образ зайца
Заяц-хвастун в начале сказки предстает как который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.
Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.
Выводы
Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.
Конспект занятия по развитию речи
Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун »
Подготовила воспитатель:
Калиниченко А.Н.
Цель
Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть
Задача:
Побуждать детей к активному слушанию сказки
Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
Учить находить решение поставленной проблемы.
Развивать речевую активность.
Воспитывать доброжелательность.
Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
Делать выводы по содержанию сказки.
Программное содержание:
Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми
Итог занятия .
Предварительная работа:
Введение в сказкотерапию
Чтение сказки и пересказ
Беседа с детьми о сюжете
Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки
Словарная работа : хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.
Методы и приемы: введение в сказкотерапию , беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:
Ребята, вы любите слушать сказки?
Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»
Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.
Загадки:
«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей
(Заяц)
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора
».
Правильно!
Основная часть
Итак, слушайте русскую народную сказку « Заяц-хвастун ».
«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»
Обсуждение сюжета сказки . Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.
Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце
Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.
Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.
Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.
Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).
Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:
Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.
Почему такая молва пошла о зайцах?
А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?
Кто из героев сказки вам понравился больше?
Кого заяц выручал из беды?
Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?
- (ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!
А вы хотели бы иметь такого друга?
Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?
- Вам понравилась сказка? Хорошо.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
А как ты хвастал?
А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Алёна Коверко
Конспект НОД по развитию речи «Заяц - Хвастун»
учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения с помощью наводящих вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; развивать умение излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Воспитывать желание внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.
Предварительная работа : чтение сказки «заяц- хвастун »
Обородование : картинка зайца, нитка, бумажка с загадкой, игрушка- заяц , шарик, ёлка, маски зайца и вороны
Ход НОД:
Приветствие, проверка готовности детей
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети : здравствуйте!
Сегодня мы с вами вспомним сказку «заяц - хвастун » , ответим на вопросы и попробуем ее перессказать.
Воспитатель : посмотрите, шарик летит. А что это за записка привязана к ниточке? Сейчас я её прочитаю. Да это загадка. Попробуйте её разгадать :
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети : это зайчик.
Воспитатель : Правильно!
Воспитатель : У зайца лапы чьи?
Дети : У зайца лапы заячьи.
Воспитатель : У зайца хвост чей?
Дети : У зайца хвост заячий.
Воспитатель : Если у зайца длинные уши, то заяц какой ?
Дети : Длинноухий.
Воспитатель : Если у зайца короткий хвост, то он какой?
Дети : Короткохвостый.
Воспитатель : Если у зайца длинные лапы, то он какой?
Дети : Длиннолапый.
Воспитатель : К нам в гости пришел заяц , проходи зайчик, не бойся. (Появляется игрушка зайца) .
Воспитатель : Скажите, в лесу можно встретить такого зайца?
Дети : Нет.
Воспитатель : Почему?
Дети : Он одет.
Воспитатель : Как вы думаете, откуда мог прийти такой заяц ?
Дети : Из сказки.
Воспитатель :
Сядем, деточки, рядком (Дети садятся на стулья) .
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.
Ребята, мы уже знакомы со сказкой «Заяц – хвастун » ,давайте вспомним ее и ответим на вопросы! А потом самостоятельно попробуем ее перерассказать.
Воспитатель : Ребята, вспомните, как называется сказка?
Дети : “Заяц хвастун ».
Воспитатель : Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц - хвастун” ? Кто главный герой сказки?
Дети : Заяц- хвастун главный герой сказки.
Воспитатель : Почему же он хвастун ?
Дети : Заяц- хвастун , потому что он всё время хвастался , сам себя хвалил.
Воспитатель : Перед кем хвастался заяц ?
Дети : Перед другими зайцами.
Воспитатель : Что говорил заяц про свои усы , лапы и зубы?
Дети : Он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.
Воспитатель : Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне ?
Дети : Ворона самая мудрая и умная птица в лесу.
Воспитатель : Как наказала зайца ворона?
Дети : Ворона потрепала зайца за ушки.
Воспитатель : Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться ?
Дети : Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя .
Воспитатель : Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак?
Дети : Заяц был добрый .
Воспитатель : Как заяц спасся от собак ?
Дети : Заяц очень быстро бежал .
Воспитатель : Чем закончилась сказка? Что сказала ворона зайцу?
Дети : Ты молодец : не хвастун , а храбрец.
Воспитатель : Почему ворона назвала зайца храбрецом?
Дети : Заяц не побоялся злых собак.
Воспитатель : Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
Дети : Не надо хвастаться , надо быть добрым и помогать людям.
(Физкультминутка) .
раз, два, три, четыре -(дети стоят по кругу, руки к плечам,
Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибают пальцы,
начиная с указательного)
заяц уши оттопырил (поднять согнутые руки к голове-«уши» )
Вот он серый волк, волк,
он зубами щелк, щелк (дети хлопают, волк щелкает зубами)
Зайка, я, и ты, и ты, (пружинящие приседания)
Быстро прячемся в кусты
сейчас я предлагаю вам прослушать диалог зайца и вороны!
Выходят ксюша и соня :
Кар-кар…здраствуй, заяц .
Здраствуй, ворона.
А ну расскажи, как ты хвастался перед зайцами ?
А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.
Смотри, больше так не хвастай (ворона треплет зайца за уши)
Не буду, ворона, никогда не буду!
Воспитатель : А сейчас выходите в круг мы с вами поиграем в игру “Закончи предложение”.
Летом зайцу тепло, а зимой. холодно.
Летом заяц сытый , а зимой. голодный.
Летом заяц серый , а зимой. белый.
Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по. снегу.
Заяц был трусливый , а стал. храбрый.
Заяц бежал медленно , а потом побежал. быстро.
Ворона ругала зайца, а потом стала его. хвалить.
Теперь, послушайте повторно сказку.
Заяц- хвастун
(русская народная сказка в обработке О. Капицы)
Жил- был заяц в лесу . Летом жилось ему хорошо, а зимой было голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит- там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать :
У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался . Полетела ворона хвастунишку разыскивать . Нашла его под кустом и говорит :
А ну, скажи, как ты хвастался ?
А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит :
Смотри, больше не хвастай !
Испугался заяц и обещал больше не хвастать .
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц , как собаки ворону треплют, и думает- надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал- собаки выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
Ну,- говорит ему ворона,- ты молодец, не хвастун , а храбрец!
Перессказ детей,с помощью наводящих вопросов.
Ребята, какие вы выполняли сегодня задания?
Что вам больше всего понравилось.
Мне очень понравилось, как вы поработали. (Выделить тех детей, кто особенно был активен) . Молодцы. Чуть отдохнув мы с вами слепим «пластилиновую сказку» по мотивам сказки «Заяц- хвастун »
Подготовила: воспитатель
Левенкова Е.А.
Чебоксары -2013
Актуальность
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.
По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.
Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.
Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей;
- Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
- Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
- Развивать чувство цвета и композиции;
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
- Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.
Этапы:
- Подготовительный
- Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
- Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
- Практический
- Рисование детьми иллюстраций к сказке
- Заключительный
- Презентация проекта
- Выставка детских рисунков в родительском уголке.
ЗАЯЦ ХВАСТУН
Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:
У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!