Презентации на тему устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество

«Развивающая литература» - Условия, снижающие развивающий потенциал художественной литературы. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Развивающие функции художественной литературы. Регламентированный набор художественных текстов- единый для всех; Организованные в учебной форме занятия по ознакомлению с художественной литературой; Изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса.

«Стили и жанры текста» - Цель: В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Тема: Информационная переработка текстов различных стилей и жанров (практическая работа). Дорогие детки! Урок 18/17. Будьте бдительны! Не уподобляйтесь Колобку!

«Жанры литературы» - Театр в русской культуре и литературе. Не имеет сложного, напряженного и законченного сюжетного узла. Рассказы. Рассказ. А.Н.Островский "Гроза". Повесть изображает ряд событий. Жанровое своеобразие пьесы. Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Ода. Жанр. Поиски истины.

«Былина» - Киевский. Владимир Мономах. Новгородский. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской. Садко в гостях у морского царя. Житие - один из основных эпических жанров церковной словесности.

«Жанры фольклора» - Прибаутки. Песня. Перевертень. Свадебная песня. По кочкам, по кочкам В ямку бууух. Сорок сорок для своих сорочат, Сорок сорочек не ссорясь строчат. Свадебная песня – песня, связанная с традициями свадебных обрядов. Пестушки. Заклички – жанр детского фольклора, наивное поэтическое обращение к силам природы.

«Фэнтези» - Добрый помощник- волшебник. Почему читаем фэнтези? (Опрос учеников 5-7 классов.). Виды фэнтези. Волшебный предмет. Сверхъестественные миры фэнтези. Гномы, охраняющие сокровища. 12-14 лет - эпическое. Корифеи фэнтези. «Высокая». Истрия фэнтези восходит к античным мифам и рыцарским романам. Дракон. Кинематограф живопись ролевые игры фанфики.

Всего в теме 18 презентаций

Русское

народное

поэтическое

творчество

г. Санкт-Петербург, 2010 г.


Русское

народное

поэтическое

творчество


  • Что такое фольклор?
  • Пословицы Поговорки Загадки Заклички Небылицы Считалки Пестушки
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • Заклички
  • Небылицы
  • Считалки
  • Пестушки

Фольклор

Особый вид искусства - устное народное творчество.

Устное - означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным.


Пословицы

Краткое изречение, содержащее народную мудрость. Пословицы обычно состоят из двух частей. В пословицах присутствуют признаки поэтической речи: ритм, рифма.

Б ез пословицы и речь не молвится. Ч тобы из ручья напиться, надо наклониться. Б лизок локоть, да не укусишь. Н а чужой сторонушке рад своей воронушке. Г де кто родиться, там и пригодиться. Ч ужбина - калина, родина - малина.


Поговорки

Образное высказывание. Обычно это часть пословицы или устойчивое сочетание слов. В отличие от пословицы не является законченным суждением.

П огнался за двумя зайцами. Р аботать спустя рукава. Т олочь воду в ступе. У бить двух зайцев. П равда глаза колет.


Хитрое описание предмета или явления. Название произошло от слова гадать - думать, рассуждать. В загадке есть художественный образ, помогающий найти правильный ответ.

К рашеное коромысло через реку повисло.

Ш ел долговяз, В сыру землю увяз.


Заклички

Детские песенки - обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, к животным и птицам.

Р адуга-дуга, не давай дождя. Давай солнышко, колоколнышко.

Д ождик, дождик посильней, Чтобы было веселей, Мои гуси дома, Не боятся грома.


Небылицы

Веселые народные стишки для детей, в которых есть чепуха, нелепость, ерунда.

Е хала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах на пожар спешат.


Считалки

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре.

Т ара-бара Домой пора. Коров доить Тебе водить.

К онь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет.


Пестушки

Веселые народные песенки для развлечения и потешания маленьких детей.

Л адушки, ладушки. Где были? «У бабушки» Что ели? «Кашку». Что пили? «Бражку», Бабушка добренька, Кашка сладенька.

Е хали мы, ехали В город за орехами, По кочкам, по кочкам. Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!


  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • О животных Волшебно-фантастические Бытовые
  • О животных
  • Волшебно-фантастические
  • Бытовые

Устный рассказ о вымышленных, небывалых событиях.

Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками - сказочниками.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

  • зачин (Жили-были, в некотором царстве…)
  • содержание сказки

(основные события сказки)

  • окончание (живут-поживают, добра наживают, и я там был………..…)

волшебные

  • Главный герой преодолевает необычные испытания.
  • Происходят различные чудеса.
  • Чудесные помощники (Серый волк, Сивка-Бурка,)
  • Волшебные предметы с необыкновенными свойствами («живая» вода, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги скороходы)
  • Темные силы, страшные чудовища (Кощей- Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч).
  • Таинственное настроение.
  • Марья-моревна.
  • Морозко.
  • Царевна-лягушка.
  • Иван-царевич и серый волк.

о животных

  • Герои - животные
  • Волшебное условие (животные разговаривают, совершают человеческие поступки)
  • Сильный защищает слабого
  • Веселое настроение
  • Лисичка - сестричка и серый волк.
  • Кот и лиса.
  • Мужик и медведь.
  • Журавль и цапля.
  • Заюшкина избушка.

  • Герои - простые люди (солдат, мужик, работник, жена).
  • Действие происходит в обычной жизненной обстановке (в быту): в доме, на пашне, на стройке, на службе.
  • Случаются разные смешные ситуации.
  • Высмеиваются плохие черты характера.
  • Восторгаются умом, находчивостью главных героев.
  • Веселое настроение.
  • Каша из топора.
  • Лутонюшка.
  • Барин и мужик.
  • Жена-спорщица.
  • Иванушка-дурачок.
  • Ленивая жена.

  • Проверь себя

1. Слова «Жили-были…» в сказке это:

  • концовка основное содержание зачин
  • концовка
  • основное содержание
  • зачин

2.В каких сказках главными героями являются обычные люди?

  • в волшебных бытовых о животных
  • в волшебных
  • бытовых
  • о животных

3. Иван Царевич и серый волк это сказка

  • о животных волшебная бытовая
  • о животных
  • волшебная
  • бытовая

  • Русские народные песни
  • Календарно – обрядовые новогодние масленичные весенние семицко – троицкие жнивные
  • Календарно – обрядовые
  • новогодние
  • масленичные
  • весенние
  • семицко – троицкие
  • жнивные

Календарно–обрядовые песни связаны с традиционными обрядами, крестьянским трудом и временами года.

Они сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

  • Колядовые
  • Весенние
  • Масленичные
  • Семицко-троицкие
  • Жнивные

новогодние

Зимние (предновогодние) песни – колядки. Колядование - праздничные обходы домов накануне Рождества с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания счастья, богатства, урожая.

П ришла Коляда

Накануне Рождества,

А дай бог тому,

Кто в этом дому.

Наделил бы вас господь

И житьем и бытьем

И богатством!


масленичные

Песня - зазывание широкой и щедрой Масленицы.

В песнях Масленицу славят, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна.

О й, да вот Масленица,

Ох, на двор въезжает. Да, широкая, на двор въезжает.

Да вот, Масленица, иди поскорее. Да, широкая, иди поскорее.

Д орогая наша масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, лента алая!


весенние

В веснянках призывали весну, тепло и расставались с зимой. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».

Их не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

Ж аворонушки На соломушке, Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое, Соху, борону. Унесите от нас Зиму холодную, Нам зима надоела: Весь хлеб поела.


Семицко- троицкие

Летние песни исполнялись во время летних гуляний, на праздничной неделе (в Семик и Троицу).

В Семицко – троицких песнях центральное место отводится березке – главному дереву славян, символу тепла и жизни.

Б ерезонька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, березонька, Все не мак цветет, Под тобою, березонька, Не огонь горит… Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березонька, Все песни поют.


Осенние песни связанные с началом, ходом и завершением жатвы. В этих песнях прославляли собранный урожай, благодарили женщин выходивших на ниву и убирающих урожай.

Жнивные песни пелись на отдыхе, при возвращении с поля, во время работы.

О х, и слава Богу,

Что жито пожали, Что жито пожали И в копны поклали, На гумне стогами, В клети закромами, А в печи с пирогами.


  • Проверь себя

1. Колядки это песни:

  • весенние рождественские жнивные
  • весенние
  • рождественские
  • жнивные

2.Какое дерево воспевается в семицко-троицких песнях?

  • липа осина береза
  • осина
  • береза

3. Жнивные песни относятся к

  • новогодним осенним весенним
  • новогодним
  • осенним
  • весенним

3. Какие песни пели-кликали взобравшись на пригорки?

  • колядки веснянки семицко-троицкие
  • колядки
  • веснянки
  • семицко-троицкие

  • Былины
  • Былины
  • Что такое былины? Герои былин Особенности языка (стилистика) «Богатырский» словарь Устаревшие слова (архаизмы) Художественная галерея
  • Что такое былины? Герои былин Особенности языка (стилистика) «Богатырский» словарь Устаревшие слова (архаизмы) Художественная галерея
  • Что такое былины?
  • Герои былин
  • Особенности языка (стилистика)
  • «Богатырский» словарь
  • Устаревшие слова (архаизмы)
  • Художественная галерея

Песни - сказания о богатырях – защитниках своей родины, народных героях, сложенные в 9-13 веках в Древней Руси. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины исполнялись торжественно, медленно, нараспев.

В былине можно выделить три части:

  • запев
  • зачин
  • концовка

Главные герои былин – русские богатыри. Основная черта былинных героев – любовь к родной земле. Герои былин отличаются невероятной силой, благородством, храбростью, воинской доблестью, мудростью.

  • Древнейшие былины

герой Святогор

  • Киевские былины -

герои Добрыня Никитич

и Алёша Попович.

  • Владимиро-Суздальские былины

герой Илья Муромец.

  • Новгородские былины

герои Садко и Василий Буслаевич


стилистика

  • Повторы (далече-далече, давным-давно, биться-ратиться)
  • Гиперболы - преувеличения (… « положил их до тысячи»…)
  • Эпитеты - красочные определения(славный богатырь, буйна голова, слезы горючие, чудище поганое, добрый конь).
  • Уменьшительно - ласкательные суффиксы (головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка)
  • Уничижительные суффиксы (Угрюмище, Игнатьище, царище Батуище, Угарище)
  • Метафоры, сравнения (… «прилетела ко мне старость со чиста поля»…)

  • Колчан - футляр для стрел.
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
  • Ножны - футляр для меча или кинжала.
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову.
  • Сбруя - принадлежность

для упряжи.

  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

архаизмы

  • Стольный город - столичный город
  • Прямоезжая дорога - прямая дорога
  • Заколодела дорога - дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый - голубой, красивый
  • Величать - называть или прославлять
  • В особину - отдельно
  • Воспеть - прославить в песне
  • Сафьяновый - сделанный из тонкой и мягкой овечьей кожи, специально выделанной и окрашенной в яркий цвет

Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 г.)

«Богатыри»


Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927 г.г.)

Сказитель былин Никита Богданов


Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 г.)

Садко в подводном царстве


  • Проверь себя

1. Былины относятся к жанру

  • фольклор авторское произведение
  • фольклор
  • авторское произведение

2.С чего начинаются былины

  • зачин запев
  • зачин
  • запев

3. Вид богатырского оружия – палка с утолщением на конце

  • колчан палица
  • колчан
  • палица

3. Город откуда родом Садко?

  • Новгород Киев
  • Новгород

4. Устаревшие слова

  • архаизмы эпитеты
  • архаизмы
  • эпитеты

4. Герой былин Киевского цикла

  • Илья Муромец Святогор
  • Илья Муромец
  • Святогор

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества"

Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.

Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой... Вот тебе под спинку - Мягкую перинку Сверху на перинку - чистую простынку. Вот тебе под ушки - белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху... Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!

Потешки Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ, Глазками - хлоп, хлоп. - Кто каши не ест, молока не пьет - Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - мама Этот пальчик - папа Этот пальчик - я Вот и вся семья!

Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку - Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.

Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? - Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? - Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.

Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.

Приговорки Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.

Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три - Выходи из круга ты!

Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка

Загадки Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)

Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. Ответ: Заяц.

Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука - к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.

Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

Сказки о животных "Лиса и журавль" "Зимовье зверей" " Кот,петух и лиса" и д.р.

Сказки волшебные "Летучий корабль" "Гуси лебеди" "Сивка Бурка"

Сказки бытовые "Каша из топора" "Муж и жена" "Как мужик у барина обедал"

Былины Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: " Добрыня и Алёша" "Добрыня и Змей" "Илья-Муромец и Калин-царь" "Илья-Муромец и Соловей-Разбойник" и д.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. М. Горький говорил: … Начало искусства слова – в фольклоре. МАКСИМ ГОРЬКИЙ




Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом. Мой любимый сборник сказок – «Тысяча и одна ночь». Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран. Например, сказки Пушкина – это уже сокровища мировой литературы.












Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - это песня, которую все поют, но никто не знает автора. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, досочинять продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле.










Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ПОГОВОРКА – это краткое образное выражение, речевой оборот. Поговорка определяет какое-либо явление и без контекста не является логически законченным высказыванием. Пример поговорки: «комар носа не подточит».


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Русские народные поговорки Русские народные поговорки (А-В) Русские народные поговорки (Г-З) Русские народные поговорки (И-М) Русские народные поговорки (Н-О) Русские народные поговорки (П-С) Русские народные поговорки (Т-Я) Поговорки народов Кавказа Поговорки народов Закавказья Поговорки народов Средней Азии Поговорки народов Поволжья и Южного Урала Поговорки народов Китая и Монголии Поговорки народов Ближнего Востока Поговорки народов Индии и Непала Поговорки народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока Поговорки




Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Что такое считалки и для чего они нужны? Прежде всего, СЧИТАЛКА – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами. Отсюда и азы, двазы, тризы, ризы… или эна-бэна-раба… Конечно, сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось: на кого выпадет выбор – тому и повезет.






Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ПОСЛОВИЦА – это жанр фольклора. Представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пример пословицы: «Цыплят по осени считают». ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора. В пословице есть определённый законченный смысл в отличии от поговорки.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Где хвост всем заправляет, там добра не бывает. Глупый ищет большого места, а умного и в углу знают. Дураки только в сказках удачливы. Коли нет ума, то не даст и кума. Красота приглядится, а ум пригодится. Народ богат умными людьми. Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит. Умный не осудит, а глупый не рассудит.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ЗАКЛИЧКИ это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой людей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Дождик, дождик, лей, лей На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по тысячу ведру!


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 Заклички и приговорки Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек!


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ЗАГАДКА – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого- либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014 ЗАГАДКА - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава. ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.


Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, Загадки – описания свойства, признаков предмета. 2. Загадки – противопоставления. 3. Загадки – сравнения. 4. Загадки – описания действий предмета. 5. Загадки – вопросы.


Примеры к каждому виду загадки, найденные в различной литературе: 1.Крашеное коромысло Через реку повисло. 2. Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будет. 3. Что слаще и что горче? 4. Кафтан на мне зеленый, И Сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. 5. У кого из зверей Хвост пушистее и длинней? СЛОВО












Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, августа – Успение Пресвятой Богородицы Сценки – Деревенские посиделки