Крамской иван николаевич произведения картины. Крамской иван николаевич. интересных фактов об Иване Крамском

Главное направление его творчества - портретная и историческая живопись.

Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. О бразование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте.

Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать в той же думе, где и работал отец, служил в думе писцом.

В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течении года. Так же он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по , фотографируя различные мероприятия.

Харьковчанин приобщил Крамского к своему делу. Иван стал путешествовал вместе с фотографом по стране в течение трех лет. За это время он совершенствовал свои умения в ретуши.

В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в . В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников.

Чтобы окончить Академию Художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ.

Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин - сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни.

Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники же в свою очередь попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».

14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников», которая была образованна по инициативе Ивана Николаевича. 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.

В биографии художника много хороших , которые и сегодня известны каждому. Крамской - значимая фигура русской истории, оказавшая большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути он был воспитателем последующего поколения русских художников реалистов.

Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г, прямо за работой - он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать помощь, но все, же оказался бессилен.

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской «Автопортрет», 1867

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции же в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870 было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие.

Иван Крамской «Портрет леди». 1881

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени. У него было множество заказов. Так, Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых были Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души». Некоторые работы он не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. И. Н. Крамского.

Иван Крамской «Портрет жены и дочери художника», 1875

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался не дописанным.

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

1. На первый выставке Товарищества передвижников Иван Крамской представил картину «Русалки» в 1871 году. Она написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. «Русалок» купил Павел Третьяков.

Иван Крамской «Русалки», 1871

2. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны. Писатель познакомился с живописцем, когда Крамской приехал в село Козловку-Засеку неподалеку от Ясной поляны для работы над портретом Толстого. Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича.

Иван Крамскйо «Портрет Льва Тольстого», 1873

3. В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Правда его вариант росписи привёл Маркова в ужас, тогда он предложил продолжить работу еще одному своему ученику – Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников. Роспись получилась грандиозной. К сожалению, 5 декабря 1931 большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

Роспись «Отечество»

4. О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе. Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872

5. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке.

Иван Крамской «Незнакомка», 1883

6. За картину «Христос в пустыне»Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от Академии.

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

Ива́н Никола́евич Крамско́й (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский , Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин , 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова , Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Живописный этюд к картине "Неизвестная", который хранится в Праге, в частном собрании (1883).

Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой бло-ковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.

В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадложности к высшему свету; скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной действительности.