Краткое сообщение о народе татары по истории. Татары. Происхождение нации

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Около 14 тыс. человек. Общая численность 6710 тыс. человек.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских - юртовские, кундровские татары и карагаши (в прошлом выделялись ещё татары «трёх дворов» и татары «емешные»). Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов XV-XVI веков, являлись до начала XX века литовские татары. Эта группа во 2-й половине XIX - начале XX вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность.

Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки).

Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской (яналиф), с 1939 - 40 - русской.

Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.

В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских - мэслим, литва (липка), татарлары.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в VI-IX веках, во 2-й половине XIX - начале XX вв. он закрепился как общий этноним татар. В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в том числе тюркские), называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». В условиях формирования этноса (во 2-й половине XIX - начале XX вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже начала X века) одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV-XV веках на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. В XIV - середине XVI вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века). Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине XVI-XVIII вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В XV-XVII веках это население, жившее в Астраханском ханстве (1459-1556), частично в Ногайской Орде и отдельных ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и другие), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С XVIII века усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Литовские татары начали формироваться в конце XIV века на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В XVIII - начале XX вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. в результате этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав Русского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар бытовал этноним «бухарцы», астраханских - «ногайцы», «карагаши», у волго-уральских татар по переписи 1926 татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

В 1920 образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое, в XIX-XX веках пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота.

Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII-XIX веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. С XVIII века крупные торговцы у татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.

У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца XIX - начала XX вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д.

В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.

Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.

Основной строительный материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.

Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш.

Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка.

Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным (у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна), вмазанным и т.д.

Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.д.

Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (так называемые «штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу (особенно у казанских татар). В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент).

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы.

Головной убор мужчин (кроме кряшен) - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп татар, кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань (плоскую и «татарскую» бугорчатую), зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.

Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и др.

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным.

Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть - карга (дэрэ, зэрэ) боткасы - коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

С 1992 два религиозных праздника - Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь татарстана.

В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен - гусли.

Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело - скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву).

Общая характеристика татарского народа и численность населения

Народ татары недаром считают самым подвижным из всех известных народов. Спасаясь от неурожайности на родных землях и в поисках возможностей наладить торговлю, они быстро переселялись в центральные районы России, Сибирь, в дальневосточные регионы, на Кавказ, в Центральную Азию и на Донбасские степи. В советское время эта миграция была особенно активной. На сегодняшний день татары проживают на территории Польши и Румынии, Китая и Финляндии, США и Австралии, а также в Латинской Америке и арабских странах. Несмотря на такую территориальную распространенность, татары в каждой стране стараются объединяться в общины, бережно храня свои культурные ценности, язык и традиции. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации.

Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: , астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри. Первоначально в основе письменности татарского народа лежала арабская графика. Со временем стала использоваться латиница, а позже – кириллица. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания, их называют мусульмане-сунниты. Есть еще небольшая численность православных, которые называются кряшен.

Особенности и традиции татарской культуры

У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Так, например, обряд бракосочетания предполагает, что о свадьбе юноши и девушки имеют право договариваться их родители, а молодых просто ставят в известность. Перед свадьбой обсуждаются размеры калыма, который жених уплачивает семье невесты. Гуляния и застолье в честь новобрачных, как правило, происходит без них самих. По сей день принято, что жениху неприемлемо входить в родительский дом невесты для постоянного проживания.

Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге. Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Известные представители татарского народа

В современной жизни на слуху достаточно много выходцев этого славного народа. Например, Ринат Ахметов – знаменитый бизнесмен Украины, богатейший украинский гражданин. В мире шоу-бизнеса прославились легендарный продюсер Бари Алибасов, российские актеры Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Марат Башаров, певица Алсу. Известная поэтесса Белла Ахмадулина и художественная гимнастка Алина Кабаева тоже имеют татарские корни по отцу и являются заслуженными деятелями Российской Федерации. Нельзя не вспомнить и первую ракетку мира – Марата Сафина.

Татарский народ – это нация со своими традициями, национальным языком и культурными ценностями, которые тесно связаны с историей других и не только. Это нация с особенным характером и толерантностью, которая ни разу не стала инициатором конфликтов ни на этнической, ни на религиозной, ни на политической почве.

Народ в Российской Федерации. Численность в РФ - 5522096 человек. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта.

Татары - самый многочисленный тюркский народ России. Живут они в Республике Татарстан, а также в Башкортостане, Удмуртской Республике и прилегающих к ним областях Приуралья и Поволжья. Большие татарские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Да и вообще во всех районах России можно встретить татар, уже десятки лет живущих за пределами своей родины - Поволжья. Они прижились на новом месте, вписались в новую для них среду, прекрасно себя там чувствуют и никуда не хотят уезжать.

В России есть несколько народов, называющих себя татарами. Астраханские татары живут недалеко от Астрахани, сибирские ~ в Западной Сибири, касимовские татары -возле города Касимов на реке Ока (на территории, где несколько веков назад жили служилые татарские царевичи). И наконец, казанские татары названы так по имени столицы Татарии - города Казань. Всё это разные, хотя и близкие друг другу народы. Однако просто татарами следует называть только казанских.

Среди татар выделяют две этнографические группы - татары-мишари и татары-кряшены. Первые известны тем, что, будучи мусульманами, не отмечают национальный праздник Сабантуй, зато празднуют День красного яйца - что-то похожее на православную Пасху. В этот день дети собирают по домам крашеные яйца и играют с ними. Кряшены («крещёные») потому так называются, что были крещены, т. е. приняли христианство, и отмечают не мусульманские, а христианские праздники.

Сами татары стали именовать себя так довольно поздно - лишь в середине XIX в. Очень долго они этого названия не любили и считали его унизительным. До XIX в. они назывались по-разному: «булгарлы» (булгары), «казанлы» (казанские), «месельман» (мусульмане). И сейчас многие требуют возвращения имени «булгар».

Тюрки пришли в районы Средней Волги и Прикамья из степей Центральной Азии и с Северного Кавказа, теснимые племенами, которые двигались из Азии в Европу. Переселение продолжалось несколько веков. В конце IX-X в. на Средней Волге возникло процветающее государство, Волжская Булгария. Народ, живший в этом государстве, назывался булгарами. Волжская Булгария просуществовала два с половиной века. Здесь развивались земледелие и скотоводство, ремёсла, шла торговля с Русью и со странами Европы и Азии.

О высоком уровне культуры булгар в тот период свидетельствует существование двух видов письменности - древней тюркской рунической и более поздней арабской, пришедшей вместе с исламом в X в. Арабский язык и письменность постепенно вытеснили знаки древнетюркского письма из сферы государственного обращения. И это закономерно: арабским языком пользовался весь мусульманский Восток, с которым у Булгарии были тесные политические и экономические контакты.

До нашего времени дошли имена замечательных поэтов, философов, учёных Булгарии, чьи произведения входят в сокровищницу народов Востока. Это Ходжа Ахмед Булгари (XI в.) - учёный и богослов, знаток нравственных предписаний ислама; Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XII в.) - автор философских трактатов с весьма поэтическими названиями: «Свет лучей - правдивость тайн», «Цветок сада, радующий больные души». А поэт Кул Гали (XII- XIII вв.) написал «Поэму о Юсуфе», считающуюся классическим тюрко-язычным художественным произведением домонгольского периода.

В середине XIII в. Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. После падения Орды в XV в. в Среднем Поволжье возникает новое государство - Казанское ханство. Основной костяк его населения образуют всё те же булгары, которые к тому времени уже успели испытать сильное влияние своих соседей - финно-угорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов), живших рядом с ними в бассейне Волги, а также монголов, составлявших большинство правящего класса Золотой Орды.

Откуда же пришло название «татары»? На этот счёт есть несколько версий. Согласно наиболее распространённой, одно из центрально-азиатских племён, покорённых монголами, называлось «татань», «татаби». На Руси это слово превратилось в «татары», и им стали именовать всех: и монголов, и подвластное монголам тюркское население Золотой Орды, далеко не одноэтническое по своему составу. С распадом Орды слово «татары» не исчезло, им продолжали собирательно называть тюркоязычные народы на южных и восточных границах Руси. Со временем его значение сузилось до названия одного народа, жившего на территории Казанского ханства.

Ханство был завоёвано русскими войсками в 1552 г. С тех пор татарские земли входят в состав России, а история татар развивается в тесном взаимодействии с народами, населяющими Русское государство.

Татары преуспели в разных видах хозяйственной деятельности. Они были прекрасными земледельцами (выращивали рожь, ячмень, просо, горох, чечевицу) и отличными скотоводами. Из всех видов скота особое предпочтение отдавали овце и лошади.

Татары славились как прекрасные ремесленники. Бондари делали бочки для рыбы, икры, квашений, солений, пива. Кожевники выделывали кожу. Особенно ценились на ярмарках казанский сафьян и булгарская юфть (оригинальные кожи местной выработки), очень мягкие на ощупь башмаки и сапожки, украшенные аппликацией из кусочков разноцветной кожи. Среди казанских татар много было предприимчивых и удачливых купцов, которые торговали по всей России.

В татарской кухне можно выделить блюда «земледельческие» и блюда «скотоводческие». К первым относятся супы с кусочками теста, каши, блины, лепёшки, т. е. то, что можно приготовить из зерна и муки. Ко вторым - вяленая колбаса из конины, сметана, разные виды сыра, особый вид кислого молока - катык. А если катык развести водой и остудить, получится прекрасный, утоляющий жажду напиток - айран. Ну а беляши - жаренные Б масле круглые пирожки с мясной или овощной начинкой, которую видно сквозь отверстие в тесте, - известны всем. Праздничным блюдом у татар считался копчёный гусь.

Уже в начале X в. предки татар приняли ислам, и с тех пор их культура развивалась в рамках исламского мира. Этому способствовали распространение письменности на основе арабской графики и строительство большого количества мечетей. При мечетях создавались школы - мектебе и медресе, где дети (и не только из знатных семей) учились читать на арабском языке Коран.

Десять веков письменной традиции не прошли даром. Среди казанских татар по сравнению с другими тюркскими народами России много писателей, поэтов, композиторов, художников. Часто именно татары были муллами и учителями у других тюркских народов. У татар сильно развито чувство национального самосознания, гордость за свою историю и культуру.

Татары - вторая по численности нация в России после русских. По переписи 2010 года они составляют 3,72% населения всей страны. Этот народ, присоединившийся к еще во второй половине 16 века, на протяжении столетий сумел сохранить свой культурный самобытный облик, бережно относясь к историческим традициям и религии.

Любая нация ищет свои истоки. Не составляют исключение и татары. Происхождение этой народности начали серьезно исследовать в 19 веке, когда ускорилось развитие буржуазных отношений. Особому исследованию подверглось народа, выделение основных его черт и особенностей, создание единой идеологии. Происхождение татар на протяжении всего этого времени оставалось важной темой исследования как русских, так и татарских историков. Результаты этого многолетнего труда можно условно представить в трех теориях.

Первая теория связана с древним государством Волжская Булгария. Считают, что история татар начинается с тюркско-булгарского этноса, вышедшего из азиатских степей и осевшего в Среднем Поволжье. В 10-13 веках они сумели создать собственную государственность. Период Золотой Орды и Московского государства внес некоторые коррективы в формирование этноса, но не изменил сути исламской культуры. При этом речь преимущественно идет о волжско-уральской группе, другие же татары рассматриваются как самостоятельные этнические общности, объединенные только названием и историей вхождения в Золотую Орду.

Другие исследователи считают, что татары происхождение свое ведут от центральноазиатских переселившихся на запад во время монголо-татарских походов. Именно вхождение в Улус Джучи и принятие мусульманства сыграли основную роль в объединении разрозненных племен и складывании единой народности. При этом автохтонное население Волжской Булгарии частично истребилось, а частично было вытеснено. Пришлые же племена создали свою особую культуру, принесли кыпчакский язык.

Тюрко-татарские истоки в генезисе народа подчеркивает следующая теория. По ней татары происхождение свое отсчитывают от великого крупнейшего азиатского государства Средневековья 6 века нашей эры. Теория признает определенную роль в становлении татарского этноса как Волжской Булгарии и так и кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп азиатских степей. Подчеркивается особая роль Золотой Орды, которая сплотила все племена.

Все перечисленные теории становления татарской нации выделяют особую роль ислама, а также периода Золотой Орды. Опираясь на данные истории, исследователи по-разному видят истоки зарождения народа. Тем не менее становится ясно, что татары происхождение свое ведут от древних тюркских племен, и исторические связи с другими племенами и народами, разумеется, оказали свое влияние на сегодняшний облик нации. Бережно храня культуру, язык и сумели не утратить свою национальную самобытность перед лицом всемирной интеграции.