Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре "Русские традиции – это прекрасно!"

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.


А.В. Сердюкова

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы , ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны , знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты , так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!..

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая - словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству , способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость , развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения малыши вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте.

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества , особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление , единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ, дети старшего дошкольного возраста.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей , наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры , мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.



Уважаемые родители, педагоги!

Тем больше прошлым дорожим…

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Перед нами взрослыми стоит задача - познакомить детей с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; формировать у детей интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать детям представление об устройстве дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.
С уважением главный редактор

Т.А. Кыштымова


  1. Ифтоди В.И. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста…………….4

  2. Синагулова А.С. Русские традиции и обряды………………………………………………...7

  3. Хавалкина Л.Л. Русский фольклор……………………………………………………………11

  4. Петрова Т.Ф. Игры народов мира……………………………………………………………..15

  5. Пивненко А.Г. Культура народа ханты……………………………………………………….18

  6. Андрощук С.Н. Народный танец………………………………………………………………20

  7. Шехова Р.Р. Сказки народов мира…………………………………………………………….22

  8. Кузнецова Н.И. Почему нужно уважать чужие ценности…………………………………..24

  9. Бутаева Т.А. Национальные различия………………………………………………………..26

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?

Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Цель такого воспитания - развитие нравственных качеств личности.

Основные задачи - формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

Какие же основные формы этой работы? К ним нужно отнести:


  • оформление в детском саду мини-музея (это наша русская изба - красна);

  • оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравственности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию).
Ведь всем известно, что детское творчество - главное средство и движущая сила развития личности.

Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Следующая форма приобщения детей к культурному наследию - это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок - это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.

После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.


Следующая форма - посещение музеев, в данном случае историко - художественного или музея Янтаря, художественную Галерею и др. Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.

Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления. Экскурсии в музей - это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности.



Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.

Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К.Д. Ушинский.



В.И. Ифтоди, воспитатель

Русские традиции и обряды


Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Традиции народа – это, то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, традиции, а также обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
Масленица

Конец февраля – начало марта. В Центральной России еще зима. Даже в солнечные дни еще по-зимнему холодно и именно в эти дни проходит в русских городах и деревнях веселый праздник – Масленица.

Прихода весны в России всегда ждали с большим нетерпением и радовались солнцу, теплу после холодной и долгой русской зимы. К этому празднику долго готовились: мыли полы, убирали комнаты, сжигали мусор. Во время праздника устраивали веселые игры, катались с гор, ходили в гости и, конечно, пекли блины. Почему именно блины? Потому что блин – круглый и румяный – по своей форме похож на солнце.

На празднике были популярны различные игры, соревнования, конкурсы и викторины. Вопросы задавали и серьезные, и шуточные. Кто отвечал на все вопросы, тот получал в награду приз: знаменитый тульский самовар или – живого петуха.

Масленицу праздновали семь дней. Масленицей называлось и чучело, которое делали из соломы, наряжали и возили с песнями на санях в первый день праздника. В последний день праздника соломенную Масленицу сжигали на костре.
Иван Купала

Иван Купала празднуется в ночь на 24 июня, накануне Рождества Иоанна Крестителя. Происхождение слова Купала до сих пор не вполне ясно. Скорее всего, оно является производным от глагола купать, так как в этот день был распространен обычай купаться или обливаться водой. Купалой называли также чучело, которое участвовало вместе с молодежью в празднике, после чего его топили или сжигали.

Отличительной особенностью купальской обрядности было возжигание костров, вокруг которых с пением протяжных купальских песен водили хороводы. Весьма распространенный, хотя и не безопасный смысл: от высоты прыжка зависела высота хлебов; кроме того, высота прыжка обеспечивала удачу в будущем.

Собранным в купальскую ночь травам приписывалась целительная сила. Сбором волшебных трав занимались не только колдуны и ворожеи, но и обычные люди. Это считалось делом крайне опасным, так как в купальскую ночь нечистая сила, всякая лесная нечисть ведет себя активно и всячески вредит человеку.

Больше всего легенд, приуроченных к купальской ночи, связано с папоротником, который, как считалось, цветет только одно мгновенье и именно в эту ночь. Человеку, решившему пойти на поиск цветка папоротника, приходилось пережить многие ужасы и страхи, но зато тот, кому удавалось заполучить цветок, становился богатым и удачливым.

Иван Купала, приуроченный к дням летнего солнцестояния, был последним большим праздником, связанным с ростом и расцветанием растительности. После него начиналась летняя страда, и даты, которые отмечались народом в этот период, посвящались уже теперь новому урожаю.

Организация: МБДОУ «Детский сад №125 «Дубок»

Населенный пункт: Чувашская республика, г. Чебоксары

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

Народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

Методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее). Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды - совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего - либо», - читаем в толковом словаре В. Даля.

Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально - психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В чем воспитательная направленность народного праздника?

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Литература:

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Тема: ««Народные традиции и обычаи»»

Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Возраст воспитанников: 5-6лет

Приоритетная область : познавательное развитие

Интегрируемые образовательные области: речевое и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: Продолжить знакомить с народными традициями и обычаями.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.

Развивающие: продолжать развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; зрительное восприятие; общую и мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру; воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Словарная работа: щедрая, каравай, расстегаи, кулебяка, курник яйца – писанки, скатерть - самобранка

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар», беседы о тульском самоваре и пряниках, отгадывание загадок подвижные игры, разучивание стихотворений, физминутки, рисование русских орнаментов.

Оборудование и реквизиты: мультимедийное оборудование, презентация.

Развернутый конспект совместной деятельности

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Инициация (приветствие) «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу свою предложили

(соединяют руки)

Будем дружно мы играть

Чтобы добрыми, умными стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

В: Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили? Как вы понимаете слово традиции?

Традиция – слово нерусское, переводится как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

Дети отвечают.

В: Сегодня мы познакомимся с народными традициями и обычаями.

Традиции чаепития .

Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. (слайд)

Ребята, как вы считаете какую часть растения используют для приготовления чая?

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?

Д: Земляничным.

В: Если с листьями малины?

Д: Малиновый.

В: Клубники?

Д: Клубничный.

В: Если с листьями жасмина?

Д:Жасминовый.

В: Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?

Д: Фруктовый.

В: Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?

Д: Яблочный.

В: Ломтик лимона?..

Д:Лимонный.

В: Какой чай любят пить в вашей семье?

Дети отвечают.

В: Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

В: На Руси чай заваривал хозяин дома, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, воду кипятили в сосуду. Как он называется?

Д: Самовар

(слайд)

В: В каком городе придумали самовар?

Д: В Туле.

В: Что пекут в этом городе?

Д: Пряники.

В: Пряник делают на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб.

(репродукция картины Б.Кустодиева)

Русский народный танец «Самовар»

В: Ребята, есть в русском языке слово – хлебосольство. Из каких слов оно состоит?

Дети отвечают.

В: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно и полезно. Ребята, а какие

Вы традиционно русские блюда знаете?

Д: Суп, щи, пироги – расстегаи, кулебяка, курник, рыбник, блины, каши, варенья, пряники.

В: Какой продукт был главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Д: Хлеб!

В: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?

Дети отвечают.

В: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Д: Каравай.

(слайд)

Русская народная игра «Каравай»

В: Отгадайте загадку.

Я – символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной. (Блин)

Дети отгадывают.

В: Молодцы! Ребята, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой. На какой праздник специально пекли блины?

Д: На Масленицу.

В: Молодцы! Этот праздник посвящен проводам зимы, встречи весны, тепла, солнца, длины были символами солнышка.

(слайд)

Русская народная игра «Горелки»

В: Вот вам следующая загадка.

Белый тулупчик

Сшит без рубчика. (Яйцо)

Дети отгадывают.

В: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца-писанки на счастье. (слайд)

«Эстафета с яйцом»

В: Ребята, как вы думаете, а чем же застилали на праздник стол наши предки?

Д:Скатертью.

В: Правильно, скатертью – самобранкой. Давайте и мы с вами создадим такую скатерть.

Дети рисуют скатерть – самобранку под русскую народную музыку.

3 часть: заключительная

В:Ребята, сегодня мы познакомились народными традициями и обычаями.

Что особенно было интересным для вас?

О чем вы расскажите родителям дома?

Какие традиции вам больше всего понравилась? Почему?