Леонардо да Винчи – кратко. Леонардо да винчи биография кратко

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Поначалу совершенно подобный сверстникам, мальчик, когда вышел из возраста, называемого древними неизречённым, стал отличаться от других, и его миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения; улыбка стала насмешливой, а взгляд пристальным и неприятным для собеседника, как если бы тот лукавил или приукрашивал или ещё каким образом лгал, и это раскрылось. Большую часть свободного времени - а его в деревне бывает достаточно - Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на 17 лет. Подражая практиковавшемуся в медицине священнику, Леонардо собирал и высушивал целебные травы, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, чтобы изготавливать яды, в жестокое нынешнее время, дескать, более необходимые. Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции - скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, что, по крайней мере, к тому времени он уже не был учеником Верроккьо, а, возможно, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко столкнулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. Не исключено, что на его решение изменить обстановку повлиял и тот факт, что он не вошёл в число четырёх живописцев, направленных в Рим для росписи Сикстинской капеллы. А быть может, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. В 1482 году он предстал перед герцогом Милана Лодовико Сфорца, в письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой - в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. В 1489-1490 годах ввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской художник был занят декорированием Кастелло Сфорцеско. Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области: в 1494 году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо. Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти - Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. С июня 1506 по сентябрь 1507 года Леонардо снова в Милане, где с 1512 года правил новый герцог, Максимилиан Сфорца. 24 сентября того же года Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим; здесь он вел разного рода математические и научные изыскания. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны .

Статья посвящена краткой биографии Леонардо да Винчи - одного из ярчайших представителей итальянского Возрождения. Леонардо представлял собой универсального человека, добившегося значительных успехов во многих областях человеческой деятельности. Список талантов гениального мастера огромен. Он прославился как изобретатель, музыкант, писатель, живописец, инженер.

Биография да Винчи: становление гения

Леонардо родился в 1452 г. недалеко от Флоренции. От названия родного города (Винчи) происходит имя будущего гения. Леонардо был рожден вне брака, что накладывало запрет на профессию юриста (отец Леонардо был нотариусом). Многие исследователи считают, что именно поэтому Леонардо выбрал творческий путь в жизни. Гениальные способности проявились у мальчика с детства. Он с легкостью усваивал различные знания, превосходно их анализировал и ставил собственные вопросы.
В 1469 г. Леонардо с отцом переезжают во Флоренцию, где молодой человек, проявлявший талант в изобразительном искусстве, становится подмастерьем в мастерской одного из известнейших живописцев - А. дель Веррокьо. Существует легенда о том, что мастер поручил Леонардо изобразить второстепенные фигуры на своем полотне (обычная работа для подмастерья). Работа молодого художника настолько поразила мастера, что он поклялся больше никогда не рисовать. Так или иначе от Веррокьо Леонардо получает первые знания и умения скульптора.
Леонардо интересуется одновременно многими науками. Через несколько лет он основывает собственную мастерскую. Первые картины Леонардо пользуются большим успехом и предвещают славу великого художника. Существенным недостатком мастера был его неуемный и беспокойный характер. Многие его произведения остались незаконченными, так как Леонардо терял к ним интерес и принимался за новую работу. Ярким примером этого была его заказная работа над картиной, изображающей Адама и Еву. Леонардо с большим мастерством выполнил изображение райского сада, но на этом работу бросил.

Биография да Винчи: творческий расцвет

Одним из величайших шедевров Леонардо является картина "Тайная вечеря". По легенде поиском натурщика для изображения Иуды художник занимался около трех лет. Лик Христа так и не был доработан до конца, что никак не умаляет огромной художественной ценности картины.
В 80-90-е гг. XV века Леонардо проживает в Милане и работает в нескольких областях человеческой деятельности. Он являлся художником, скульптором, инженером, создателем различных механических изобретений. Леонардо создает проекты подводного и летательного аппаратов, интерес к которым существует и в наше время.
В начале XVI века Леонардо переезжает в Венецию и поступает на службу к Ч. Борджиа. Он ненадолго посещает Флоренцию. К этому времени относится создание художником шедевра живописи - "Моны Лизы". До сих пор не утихают споры о загадочной улыбке женщины. Нет единодушного мнения и о том, кем была натурщица для картины.
В 1516 г. Леонардо переезжает во Францию и поступает на службу к французскому королю. Великий мастер получает значительное королевское материальное обеспечение. Он выступает в роли ведущего советника короля по различным вопросам.
Леонардо был автором около 7000 различных рисунков и страниц с записями в различных областях науки. Это огромное наследство было впоследствии систематизировано и издано в виде нескольких трактатов. Леонардо был автором множества открытий в самых разных сторонах человеческого знания. Он стал образцом и символом универсального человека, идеалом Возрождения. На него равнялись многие деятели науки и культуры. Леонардо да Винчи во многом предвосхитил свою эпоху. Большое количество его гениальных изобретений были недоступны для понимания той эпохи и получили признание только спустя столетия. Уровень технического развития при жизни Леонардо просто не позволял осуществить его инженерные и механические замыслы.
Леонардо да Винчи умер в 1519 г., являясь величайшим художником и изобретателем для современников. Легкость, с которой он добивался успехов в различных областях науки, не была до конца осознана в его время. Многие проекты Леонардо были оценены лишь в современную эпоху. При этом отмечается невероятная широта замыслов гения и безграничные возможности его таланта.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Анкиато, селение недалеко города Винчи, благодаря чему и получил прозвище.

  • Отец – нотариус.
  • Мать – любовница.

Родители Леонардо да Винчи не состояли в официальных отношениях. После рождения сына, отец забрал ребенка в свою семью. Первое обучение Леонардо да Винчи получил в мастерской Верроккьо. Отец видел склонности сына к искусству и тонко оценил будущие перспективы для ребенка.

Леонардо да Винчи изучал : геометрию, моделирование, рисование, химию, черчение, работу с материалами (металл, кожа, гипс). В 1473 году повысил квалификацию, получив звание мастера в Гильдии Св. Луки.

Раннему периоду творчества Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение Христа» (1472-1475 гг.).

Творческая деятельность Леонардо да Винчи

Автор многочисленных картин – «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна с цветком», «Поклонение Волхвов», — в 1482 году переезжает в Милан, где начинается опытный период творчества. В этот период Леонардо да Винчи пробует себя в роли скульптора и конструктора.

В 1487 году разрабатывал модель летающей машины. Активно размышлял над конструкцией аэроплана, способами его управления. Вещи, которые , смогли быть воплощены только спустя десятилетия.

В 1490 год условное начало позднего периода творчества Леонардо да Винчи. Мыслителя занимали проблемы архитектурного строительства городов Италии его времени. Пробовал себя в роли зодчего, делал архитектурные наброски идеального города, которые вошли в общий проект Возрождения по градостроительству.

С 1495 по 1498 года занимался фреской «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария деле Грация по приглашению Папы.

В 1502 году занял должность инженера оборонительных крепостей при Чезаре Борджия. В этот же период рождается известная работа «Мона Лиза», чья тайная улыбка до сих пор заставляет лучших искусствоведов мира ломать голову о происхождении.

Позже в 1506 году вступает на службу к Людовику XII, королю Франции, а в 1512 году под покровительством Папы Льва Х работает в Риме. Всю жизнь Леонардо да Винчи и после смерти два могучих культурных города Италии боролись за творца – Рим и Флоренция. Который из них победил – – понятно с помощью места захоронения.

С 1513 года Леонардо да Винчи жил в Бельведере. В этот период шла активная работа над знаменитой картиной «Иоанн Креститель». Через 3 года, по приглашения короля Франции Франциска I поселился в замке Кло-Люсе, где и прошли последние годы творца.

На закате жизни у Леонардо да Винчи начала отниматься права рука, поэтому творец не мог работать. Через некоторое время развился частичный паралич, а последние годы художник провел в постели.

Роль Леонардо да Винчи в культуре : художественная гениальность, новое течение в европейской живописи, детальное изучение челоческой анатомии и идеальных геометрических пропорций тела, моделировка и тоновая растяжка (переход от контуров к тонам по технике sfumato), вклад в архитектруно-филсоофское переосмысление роли города, многочисленные архитектурные, скульптурные и фресковые проекты.

(Пока оценок нету)

Леонардо, прозванный да Винчи по месту своего рождения, горной деревне Винчи, близь Эмполи, в провинции Флоренции – гениальный живописец итальянского Возрождения , зодчий, инженер и ученый. Он родился в 1452, в семье нотариуса флорентийской сеньории Пьеро. Первоначальное художественное образование даровитый мальчик получил у флорентийского художника Андреа дель Веррокьо (1435–1488), на картине которого, изображающей крещение и находящейся во флорентийской академии, сохранилось первое произведение Леонардо да Винчи – исполненная им фигура ангела.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Между 1472 и 1478 гг. Леонардо уже неоднократно упоминается в известиях современников, но из его юношеских произведений сохранились только следующие, несомненно принадлежащие его кисти: подмалевка «Поклонения волхвов » в галерее дворца Уффици во Флоренции, «Святой Иероним» в ватиканской галерее в Риме. «Благовещение», находящееся также в галерее Уффици и раньше приписывавшееся также Леонардо да Винчи, в настоящее время с большим вероятием приписывается Ридольфо Гирландайо (1483–1561). Много юношеских набросков и рисунков Леонардо, сделанных пером и мелом, хранится в виндзорской библиотеке, в Лувре, в венецианской академии, в галерее Уффици, в амброзианской библиотеке в Милане, в Британском музее и альбертинской галерее в Вене. Между ними отдельную группу составляют карикатуры, представляющие результат физиономистических занятий и наблюдений Леонардо и отзывающиеся несколько аффектированной оригинальностью. Они несколько раз издавались в гравюрах, между прочим, в прекрасном исполнении известного чешского гравера XVII века Венцеслава Голлара.

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Кроме живописи, Леонардо да Винчи изучал во Флоренции также пластику, архитектуру, математику, физику и механику и рано возбудил удивление окружающих редкой многосторонностью своей гениальной натуры. Выдающийся музыкальный талант и дар поэтической импровизации дополняли его широкое развитие и гармонировали с красотой, силою, ловкостью и блестящим остроумием.

Миланский период творчества Леонардо да Винчи

Вскоре после 1480 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию, предпринял путешествие на восток и некоторое время состоял на службе у каирского султана. Около 1484 г. герцог Людовик Мавр (Lodovico il Moro) призвал Леонардо в Милан, где он прожил до 1499 г., предавшись широкой и плодотворной художественной деятельности. Одно из главных его произведений этого миланского периода была колоссальная конная статуя герцога Франческо Сфорца, которую современники признали чудом искусства и которая до окончания своего была разрушена французскими стрелками во время нашествия 1499 г. Проекты и рисунки этого памятника сохранились в виндзорской библиотеке. Вместе с тем Леонардо руководил постройкой миланского собора и инженерными работами по проведению мартезанского канала.

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, ок. 1490

Из картин Леонардо да Винчи к миланскому периоду относятся: мужской поясной портрет в естественную величину и небольшой женский портрет в профиль (в амброзианской библиотеке); прекрасный женский портрет, известный под именем «Прекрасная Ферроньера» и находящийся в Лувре; Мадонна с барельефом (оригинал которой принадлежал лорду Уорвику), «Мадонна в скалах » (две копии, в Лувре и в галерее лорда Суффолка); воскресший Христос между святыми Леонардом и Лучией (в берлинской галерее, по-видимому, неоконченный).

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е

Леонардо да Винчи – Тайная вечеря

При всех своих редких достоинствах эти картины Леонардо да Винчи затмеваются главным художественным произведением миланского периода – написанной до 1499 г. «Тайной вечерей ». Это великое произведение кисти, занимающее главную стену ресектория доминиканского монастыря Santa Maria delle grazie, имеет 28 футов длины, содержит фигуры в полтора раза увеличенные. Оно исполнено масляными красками, с течением времени сильно пострадавшими от небрежности и грубой реставрации, так что первоначальная редакция картины более известна по копиям ученика Леонардо да Винчи, Марко д"Оджонно (из которых одна хранится в лондонской галерее) и по снимкам голов апостолов, написанным пастелью и принадлежавшим великой герцогине саксен-веймарской. В «Тайной вечере» поразительны необыкновенно богатое и отчетливое воспроизведение главнейших мотивов человеческой души и строгая красота линий, проникающая все формы. Все типичное, напоминающее портрет, отброшено, и создана идеальная группа, которая в такой же степени жизненна и правдива, как возвышенна и глубоко задумана. Кроме того, миланскому периоду принадлежит значительное количество разного рода рисунков и картонов, набросанных Леонардо для его учеников и в их исполнении иногда принимавшихся за его подлинные произведения.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Художественные теории Леонардо да Винчи

Хранительницей художественных теорий Леонардо да Винчи и очагом его широкого влияния на современную живопись явилась основанная им в Милане академия, руководителем и главою которой он был. Свои теоретические взгляды на живопись Леонардо высказал в сочинении «Trattato della pittura», написанном для его учеников. Леонардо рекомендует им придерживаться природы, а не античных образцов, и придает важное значение изучению перспективы и анатомии. Около 1494 г. он издал рисунки различных частей тела, служившие анатомическим атласом в его преподавательской практике; том из 235 больших анатомических таблиц Леонардо хранится в лондонской библиотеке. Дальнейшее развитие теоретических взглядов Леонардо да Винчи содержит переработанное им сочинение математика Луки Пачоли о перспективе и пропорциональном строении человеческого тела, снабженное 60 рисунками Леонардо и изданное им в 1509 г. под заглавием «De divina proportione». Ближайшими учениками и последователями Леонардо да Винчи были: Чезаре да Сесто, Франческо Мельци, Марко д"Оджонно, Андреа Салайно, Бернардино Фальсоло, Гауденцио Феррари и другие.

Флорентийский период творчества Леонардо да Винчи

После низвержения герцогов Сфорца в 1499 Леонардо да Винчи покинул Милан и с 1503 поселился во Флоренции по приглашению гонфалоньера Пьетро Содерини, оказавшего прославленному художнику радушный прием и назначившего ему ежегодное содержание. Первым произведением этого второго флорентийского периода был неоконченный картон для престольного образа церкви сервитов, изображающий Мадонну с младенцем, малолетним Предтечею и святой Анной и хранящийся в лондонской галерее. К этому же времени относится портрет Моны Лизы , известной своею красотою супруги Франческа дель Джоконды (Лувр), и утраченный портрет Джиневры, жены Америго Бенчи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

По заказу городского совета, Леонардо да Винчи написал на конкурс со своим знаменитым современником Микеланджело большую картину для залы совета, изображающую битву между флорентийцами и миланцами при Ангиари в 1440 году. Работа над этим произведением, начатая в 1503, по обстоятельствам часто прерывалась и не была окончена; долгое время сохранялся её картон, считавшийся шедевром батальной живописи, но от него уцелела только центральная группа картины, представляющая конную схватку вокруг штандарта. В Лувре сохранилась копия этой картины, приписываемая Рубенсу. Тем временем слава художника распространилась далеко за пределы его родины; в 1509 г. король французский Людовик XII пожаловал Леонардо звание придворного художника с содержанием. Исходу второго периода деятельности Леонардо принадлежат «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом » и «Иоанн Креститель » (в Лувре).

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

С 1515 г. Леонардо да Винчи состоял в свите французского короля Франциска I , за которым в 1518 г. последовал во Францию, где мало работал, и умер 2 мая нового стиля 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза.

Значение Леонардо да Винчи

Художественная гениальность Леонардо да Винчи спорила с его ученой славой и глубокомыслием. История знает немного примеров такого полного и богатого развития человеческой личности. Главная художественная заслуга Леонардо да Винчи перед европейской живописью заключается в том, что он поставил ее на твердые основания анатомии и первый обратил внимание на освещение телесных форм. Он стремился к возможному совершенству моделировки и к полусветлому тону, стараясь достигнуть этого нежными переходами контуров и тонов (sfumato). Своеобразная полуулыбка, свойственная его женским лицам, составляла одну из красот его кисти и впоследствии вдохновила Корреджо. Леонардо искусно изображал самые оригинальные сочетания человеческих форм с животными и пользовался этими причудливыми соединениями для политической сатиры.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Но особенного совершенства достиг Леонардо да Винчи в портретной живописи: верная передача мельчайших психических движений на изображаемых им лицах была беспримерна, и в его произведениях портретная живопись впервые достигла самостоятельности и одухотворения. Мощь и глубина его творческого духа особенно рельефно выразилась в его «Тайной Вечере» и в сцене битвы при Ангиари, тогда как свойственная его кисти чарующая грация и прелесть отпечатлелась на ликах его святых. Строгое отношение к своей работе и постоянная жажда полного совершенства объясняют, почему Леонардо да Винчи оставил сравнительно немного произведений и в том числе много неоконченных.

Леонардо как учёный и изобретатель

Почти не менее картин Леонардо да Винчи замечательны и ценны его физические и математические труды. И в этом отношении он опередил и вел вперед свое время, В механике ему известны были, между прочим, законы сил, действующих на плечо рычага в косвенном направлении, взаимное противодействие плеч рычага, законы трения, влияние центра тяжести на тела движущиеся и находящиеся в состоянии покоя и т. д. В оптике он раньше Порта дал описание так называемой camera optica, объяснил сущность и свойства цветных теней, движения радужной оболочки, влияние длительности ощущения на зрительный аппарат.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Богатые научные и артистические сокровища Леонардо да Винчи в форме 16 больших томов его рукописей и рисунков до 1796 г. хранились в амброзианской библиотеке в Милане. В 1796 г. французы унесли все 18 книг в Париж, где они и находились в библиотеке французского института, за исключением 1-го тома, возвращенного в Милан после низложения Наполеона I , и 3 томов, хранящихся в британском музее и виндзорской библиотеке.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Детство

Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.

Его отцу, довольно успешному нотариусу Пьеро, на тот момент было 25 лет. Он состоял в любовной связи с красивой крестьянкой Катериной, в результате чего и появился на свет ребёнок. Но позже отец сочетался законным браком со знатной и богатой девушкой, а Леонардо остался жить с мамой.

Через некоторое время выяснилось, что супружеская пара да Вични не может иметь собственных детей, и тогда Пьеро забрал у Катерины на воспитание их общего сына Леонардо, которому к тому времени уже исполнилось три годика. Малыша разлучили с матерью, и потом всю жизнь он старательно в своих шедеврах пытался воссоздать её образ.

В новой семье мальчик уже с 4-х лет начал получать начальное образование, его учили латыни и чтению, математике и письму.

Юность во Флоренции

Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.

В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.

Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.

В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.

Первые живописные шедевры

В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.

Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:

  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • серебряный карандаш;
  • перо.

В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».

Период жизни в Милане

Весной 1476 года да Винчи и ещё трое его друзей попали под обвинение в садомее и были арестованы. Тогда это считалось жутким преступлением, за которое полагалась высшая мера наказания – сожжение у столба. Виновность художника не была доказана, обвинителей и свидетелей не нашли. А также в число подозреваемых попал сын знатного флорентийского вельможи. Эти два обстоятельства помогли да Винчи избежать наказания, подсудимых выпороли и отпустили.

После этого инцидента к Верроккио молодой человек уже не вернулся, а открыл собственную мастерскую живописи.

В 1482 году правитель Милана Людовико Сфорца пригласил Леонардо да Винчи ко двору в качестве устроителя праздников. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Леонардо приходилось одновременно совмещать несколько должностей: инженер и архитектор, придворный художник, гидротехник и военный инженер. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика. Но Леонардо не отчаивался, потому что таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике.

Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи.

В этот же миланский период, работая при дворе, он сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Художественные творения гениального да Винчи

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал он достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Некоторые работы с годами и веками были утрачены либо сильно повреждены, очень много осталось недоработанных картин. Например, большая алтарная композиция «Поклонение волхвов». Поэтому художественное наследие Леонардо не так уж и велико. Но то, что дошло до наших дней, по-настоящему бесценно. Это такие картины, как «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем».

Чтобы настолько гениально изображать на картинах человеческие тела, Леонардо первым в мире живописи стал изучать строение и расположение мышц, для чего расчленял трупы.

Другие сферы деятельности Леонардо

Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях.
В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города. Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией. Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.

Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.

Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.

Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой. Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания. Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.

А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.

В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.

Несколько интересных фактов

У Леонардо да Винчи было множество учеников и друзей. Что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет. Доподлинно известно, что женат он не был.

Леонардо да Винчи очень мало спал и был вегетарианцем. Он вообще не понимал, как может совмещать человек свободу, к которой стремится, с содержанием в клетках зверей и птиц. В своих дневниках он писал:

«Мы все – ходячие кладбища, потому что живём за счёт умерщвления других (животных)».

Прошло уже почти 5 веков, как нет великого гения, а мир до сих пор пытается разгадать улыбку Джоконды. Её изучали специалисты и ученые в Амстердаме и США, даже с помощью компьютерных технологий определили эмоции, которые таит в себе улыбка:

  • счастье (83%);
  • страх (6%);
  • злость (2%);
  • пренебрежение (9%).

Существует версия, что когда Джоконда позировала мастеру, её развлекали шуты и музыканты. А некоторые ученые предположили, что она была беременна и от осознания этой тайны блаженно улыбалась.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, его окружали ученики. Наследие гениального человека включало в себя не только картины, но и огромную библиотеку, инструменты, около 50 000 набросков. Распорядителем всего этого стал его друг и ученик Франческо Мельци.