Людвиг ван бетховен родился городе. Бетховен, Людвиг ван – краткая биография

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта. Тайны сопровождали музыкального классика всю жизнь - от рождения до гробовой доски - и даже в наши дни остаются неразрешенные загадки, связанные с именем великого композитора.

А был ли мальчик?

Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

Еще один миф из "раннего Бетховена": считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец - сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

О заболеваниях в семье Бетховен доподлинно ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

Фламандские корни

Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка "ван". Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена - города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что "ван Бетховен" означает "грядка с красной свеклой".

Дедушка Людвиг - был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

По стопам Моцарта

Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.

Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который "за инструментом частенько бывал в слезах". Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что "спекуляции и мифотворчество сделали свое дело".

Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.

Диагноз: безмолвие

Бетховен начал терять слух около 1796 года.

Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.

Причина глухоты Бетховена неизвестна. Высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, системная красная волчанка. По одной из версий - даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть, сказалась на здоровье композитора.

Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.

В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.

Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.

Отравление свинцом

Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

Утраченная музыка

В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.

Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.

По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.

Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. Сегодня мы расскажем об отце великого композитора.

Дата и место рождения

Иоганн ван Бетховен — именно так звали отца великого композитора. В свою очередь, Иоганн был сыном (дедушки великого композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.

Родился он 14 ноября 1740 года , вероятнее всего в городе Мехелен (Фландрия), как и его отец. Однако среди некоторых западных биографов есть мнение, что Иоганн на самом деле не был биологическим сыном Людвига Старшего, а был им усыновлен.

С другой стороны, число биографов, выдвигавших данную гипотезу, ничтожно мало. Более того, эти биографы основываются на, мягко говоря, сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить не будем.

Поэтому, нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно, как и биологическим отцом Людвига Младшего (того самого великого композитора).

Иоганн, кстати говоря, был не единственным ребенком Людвига Старшего. До него у дедушки Бетховена родились еще двое детей, но прожили они недолго. Старшая сестра Иоганна прожила всего год, а дата смерти его старшего брата нам, вообще, неизвестна:

  • Мария Людовика Бернардин ван Бетховен (27-28 августа 1734 года, Бонн - 17 октября 1735, Бонн);
  • Марк Джозеф ван Бетховен (24-25 апреля 1736, Бонн - дата и место смерти неизвестно);

С детства Иоганн обучался вокалу под руководством своего отца, параллельно изучая скрипку и альт. После посещения начальной школы год или два он провел в иезуитском колледже.

Уже в 1752 году Иоганн поет (сопрано) в Боннской капелле, правда бесплатно. Через четыре года (с 25 марта 1756) он будет официально работать в капелле за деньги. Вероятно, в тот момент его мутировавший голос уже понизился до регистра «тенор», коим он и останется до конца жизни. Более того, Иоганн параллельно подрабатывал преподавателем по фортепиано и вокалу.

Насколько хорошим музыкантом был Иоганн, мы не знаем. Некоторые биографы утверждают, что отец Людвига обладал прекрасным голосом, как, в свою очередь, и его отец, Людвиг Старший. В то же время другие источники настаивают на том, что Иоганн был весьма посредственным музыкантом, особенно, если сравнивать его вокальными данными с аналогичными у его отца.

Несчастная семейная жизнь

Известно, что 12 мая 1767 состоялась женитьба Иоганна на — девятнадцатилетней вдове, которая впоследствии станет матерью великого композитора, Бетховена. Венчание происходило в церкви Святого Ремигия, где через 2,5 года будут крестить их сына — Людвига.

До сих пор биографы не могут ответить (да и вряд ли ответят) на вопрос: при каких именно обстоятельствах познакомились родители великого композитора. Вероятнее всего, Иоганн познакомился с Марией Магдалиной во время поездки на ее родину — в Эренбрайтштайн (Кобленц, Трирское курфюршество).


Также следует учесть, что кузина Марии Магдалины была замужем за Иоганном Ровантини — коллегой Иоганна в боннской капелле. Вполне возможно, что Ровантини как-то поспособствовал знакомству будущих родителей Бетховена, но полной уверенности в этом нет.

Стоит также отметить, что Людвиг Старший был категорически против этого брака, хотя потом он все равно с этим смирился, учитывая, что Мария Магдалина оказалась очень хорошей невесткой.

В первое время после женитьбы Иоганн и Мария Магдалина жили в доме на улице Бонгассе 515 (сейчас — Бонгассе 20), где впоследствии и родится великий композитор. При этом Людвиг Старший, отец Иоганна, переехал в квартиру, расположенную в доме на этой же улице — буквально по диагонали напротив дома Иоганна.

Всего у Иоганна и Марии Магдалины было семеро детей, из которых выжили только трое, отмеченные желтым цветом на картинке ниже. Среди них и будущий великий композитор:


Как видите, семейная жизнь Иоганна была хоть и плодотворной, но абсолютно несчастной , так как потеря четверых детей в младенческом периоде (впрочем, как и в любом другом возрасте) стала бы невыносимой утратой для любого человека.

Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был уже второй неудачный брак — в первом она потеряла не только супруга, но и ребенка, тоже в младенческом возрасте. А сама мать великого Бетховена назвала свой брак с Иоганном «цепью горестей» .

Был ли отец Бетховена алкоголиком?

К сожалению, Иоганн, в отличие от своего уважаемого отца Людвига и не менее уважаемого сына (тоже Людвига), был сплошным разочарованием для своей семьи, прежде всего из-за проблем с алкоголизмом.

Мы не знаем, что именно послужило для Иоганна причиной его злоупотребления алкоголем. Возможно, свою роль сыграли плохие гены — его мать, Мария Жозефа Болл (она же — бабушка великого Бетховена), также была одержима алкоголизмом, за что ее супруг, Людвиг Старший, был вынужден отправить ее в монастырь до конца жизни.

Учитывая то, что Людвиг Старший помимо работы капельмейстером занимался винной торговлей, в их доме всегда было вино. А это, безусловно, добавило масло в огонь как в случае с матерью Иоганна, продававшей это вино, так и в его собственном случае.

С другой стороны, катализатором зависимости Иоганна от алкоголя могла стать его психологическая слабость , связанная с чередой неудач и семейных трагедий. Однако большинство биографических источников говорят о том, что еще до смерти своего первого сына Иоганн злоупотреблял алкоголем. Более того, некоторые биографы даже допускают, что именно алкоголизм Иоганна стал одной из причин такой низкой выживаемость его детей.

Однако есть и биографы, которые и вовсе сомневаются в наличии у Иоганна ван Бетховена каких-либо признаков алкоголизма.

В частности, музыковед Джозеф Шмидт-Георг утверждал, что Иоганн выпивал не больше и не чаще, чем любой среднестатистический житель Бонна в тот период.

Однако абсолютное большинство биографов все-таки утверждают обратное, называя Иоганна неисправимым алкоголиком.

Более того, об алкогольной зависимости Иоганна свидетельствует тот факт, что в 1789 году девятнадцатилетний Людвиг (сын Иоганна и будущий великий композитор) подал курфюрсту ходатайство с просьбой заставить своего отца выплачивать своим детям половину своего жалованья.

Дело заключалась в том, что на тот момент Мария Магдалина, жена Иоганна и мать Людвига, уже умерла, и по свидетельствам биографов Иоганн после этого случая окончательно спился и не мог содержать семью, а жалованья молодого Людвига (он тоже работал в капелле) не хватало на содержание двух младших братьев.

Хотя Иоганн в то время уже потерял свой певчий голос и практически не работал в капелле, по законам того времени ему все равно должны были выплачивать определенное жалованье до конца жизни, как и любому другому музыканту капеллы. Поэтому Людвиг попросил курфюрста сослать Иоганна из Бонна и удерживать половину его жалованья в пользу детей — то есть себя и своих младших братьев. Однако вскоре Людвиг передумал по поводу отсылки Иоганна и оставил в ходатайстве только ту часть просьбы, которая касалась жалованья.

Курфюрст Максимилиан Франц одобрил просьбу Людвига, и в результате этого Иоганн остался в Бонне. Он, кстати говоря, получал своего жалованье лично на руки и, как ни странно, безоговорочно выплачивал половину своего дохода Людвигу, как своему старшему и самому дееспособному сыну. А Людвиг, в свою очередь, рационально пользовался этими деньгами, помогая младшим братьям.

По факту Людвиг после смерти матери стал главой своей семьи, так как Иоганн уже не был полностью дееспособным.

Каким мы помним Иоганна?

Иоганн был неудачником сразу по многим параметрам. У него не сложилось ни семейного счастья, ни карьеры. Нет сомнений, что Иоганн мечтал занять место своего отца-капельмейстера после его смерти. Однако, когда Людвиг Старший скончался (1773, на Рождество), на его должность поставили другого музыканта, ибо о вредной привычке Иоганна уже знал, наверное, весь Бонн.

После смерти Людвига Старшего также ухудшилось и материальное положение Иоганна и его семьи в целом, так как отец всячески помогал ему при жизни. Конечно, Людвиг Старший оставил Иоганну какое-то наследство, но он его потихоньку распродает и пропивает. В свою очередь, Мария Магдалина, будучи пока еще живой, подрабатывала, подшивая одежду знакомых и соседей, но это нельзя было назвать серьезным заработком.

С другой стороны, Иоганн мог бы обеспечить себе и своей семье хорошее финансовое состояние, если бы не его вредная привычка. В частности, по словам Фишера (хозяина дома, где какое-то время жили Бетховены), Иоганн часто давал уроки фортепиано и вокала для сыновей и дочерей очень богатых и влиятельных жителей Бонна, а также некоторых дипломатов. Следовательно, он вполне мог бы стать более успешным с финансовой точки зрения. Но его вредная привычка все равно брала свое.

Иоганна часто жалели только из-за уважения к его отцу. В частности, еще при жизни Марии Магдалины произошел некрасивый случай, когда Иоганн, нуждавшийся в деньгах, пытался обмануть наследников покойного графа Каспара Антона фон Бельдербуша (1722—1784) — первого министра курфюрста, виртуозно подделав его подпись в завещании.

Самым обидным и этически неправильным было то, что покойный граф при жизни очень хорошо относился к Иоганну и, более того, за несколько лет до своей смерти стал крестным отцом его сына — (1774—1815), младшего брата Людвига.

И все же Иоганн, по свидетельствам некоторых биографов, действительно, так подло поступил со своим уже покойным другом и покровителем. Но даже в этом случае разоблаченного Иоганна пожалели и не предприняли против него никаких юридических действий.

В последние годы жизни отец великого Людвига ван Бетховена (тогда еще не такого популярного) стал чем-то вроде трагикомической фигуры в Бонне. Однажды Иоганна во время пьяного конфликта задержали сотрудники органов правопорядка, и его сын Людвиг был вынужден вытаскивать его из-под стражи. Некоторые биографы говорят, что даже из капеллы Иоганна не выгоняли только из уважения к его былым заслугам и к заслугам его отца.

К сожалению, до нас также не дошли представления о внешности Иоганна, за исключением одного из портретов, который Вы видели в начале статьи.

Один из соседей описал Иоганна, как «высокого и красивого мужчину, который пудрил себе волосы в последние годы своей жизни» .

Другой писал, что Иоганн был «среднего роста, с удлиненным, лицом, широким лбом, круглым носом, широкими плечами, серьезными глазами, у него было немного шрамов и тонкая косичка» .

Отношения отца и сына. Смерть Иоганна.

К сожалению, исходя из данных большинства биографов, отец великого Бетховена запомнился нам, как алкоголик, терроризировавший своего сына Людвига уроками игры на скрипке и клавесине.

Конечно же, в занятиях музыкой не было бы ничего плохого, если бы только Иоганн, заметивший импровизаторский талант маленького Людвига, не проводил их с особой жестокостью, преследуя корыстные цели, мотивированные прежде всего улучшением материального положения.

Иоганн, судя по всему, стремился повторить успех Леопольда Моцарта , обучая своего сына Людвига игре на музыкальных инструментах. Однако, в отличие от отца великого Моцарта, Иоганн ван Бетховен проводил эти уроки не с любовью, а с целью вырастить «второго Моцарта», чтобы срубить побольше денег на его популярности.

В частности, на картинке ниже Вы видите пригласительное «извещение», в котором Иоганн явно спекулировал, занизив возраст своего сына более, чем на год. Вероятно, Иоганн таким образом хотел привлечь большее внимание публики к таланту своего сына:

В свою очередь, отношение маленького Людвига к своему отцу было соответствующим. Если великий Моцарт просто обожал своего отца Леопольда, называя его «вторым для себя после Бога» , то Людвиг при жизни Иоганна, мягко говоря, недолюбливал своего отца-алкоголика.

Жизнь Иоганна закончилась 18 декабря 1792 года — примерно через месяц после второго отъезда Людвига в Вену.

Есть даже данные, что курфюрст Максимилиан Франц пошутил на тему смерти Иоганна, что «после смерти Иоганна ван Бетховена доходы от винной торговли могут потерпеть убытки».

Но, несмотря на разочарование в своем отце, по свидетельствам современников, его добродушный сын, Людвиг ван Бетховен, никогда не оскорблял личность Иоганна на людях и даже гневался, когда об отце говорили что-то плохое.

Более того, сохранилась рукописная копия оды Карла Филиппа Эммануила Баха «Morgengesang am Schöpfungstage» или, если перевести на русский, «Утренняя песнь творению (1783)». Эти ноты вручную переписывал лично Иоганн. Чуть позже Людвиг напишет вверху отцовской рукописи карандашом: «Написано моим дорогим отцом» :


В любом случае те уроки музыки, которые Иоганн давал маленькому Людвигу, а также постоянное привлечение им разных преподавателей для своего сына, безусловно, повлияли на формирование личности великого композитора. Хоть Иоганн и был неудачником, зато он оставил нам потрясающее наследие в лице своего сына — Людвига ван Бетховена.

(1770-1827) немецкий композитор, пианист, дирижер

Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым.

Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Людвиг Ван Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт , учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Но Людвиг Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке, Людвиг Ван Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.

Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Людвига Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.

Людвиг Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.

В знаменитой «Лунной сонате», с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена, из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.

В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея - единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф. Шиллера «К радости».

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д. Шостакович и А. Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.

Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.

Людвиг ВанБетховен написал всего одну оперу - «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.

Крохотный мальчонка со всклокоченными всегда волосами и грустными тревожными глазами, родившийся в музыкальном семействе, даже представить не мог, что пройдет совсем немного времени и о нем заговорит весь мир. Более того, даже спустя несколько веков его творчество не забыли, а произведения помнят и ценят во всех странах. Людвиг ван Бетховен был необычным человеком, наверное, потому и судьба его сложилась не так, как было принято по тем временам. Он умудрился сделать строгую классическую музыку понятной и доступной для широких масс. Романтизм его произведений зашкаливает, трогает самые потаенные глубины человеческой души.

Принудительная музыка Бетховена: биография композитора «из-под палки»

Вопреки расхожим заблуждениям, в детстве будущий выдающийся музыкант, композитор и органист не страдал от расстройства слуха. Заболевание возникло позже. Он очень рано научился играть на клавесине – отцу не давала покоя слава гениального Моцарта. Он желал сделать из своего сына знаменитость. В семь лет крохотный худенький мальчик с копной непокорных волос уже самостоятельно выступал на сцене, причем к тому времени освоил скрипку и орган. Кто такой Бетховен, тогда знали только в его родном городке, но вскоре о нем заговорит мир.

Несмотря на то, что больших материальных трудностей семейство не испытывало, мальчику пришлось работать с ранних лет. Уже к двенадцати годам он трудился на должности концертмейстера придворного театра и герцогского органиста. Приблизительно в то же время юный композитор Бетховен издал свое первое самостоятельное произведение – вариации на тему марша Дресслера. Это сделало его известным в родном городе, но до настоящей славы было еще далеко.

Кратко о композиторе Бетховене

Относиться к музыке этого сочинителя можно по-разному: кому-то она нравится, приносит удовлетворение и радость, а кому-то – только раздражение или скуку. Однако значимость ее от этого совершенно не меняется. Гайдн считал, что Бетховен пишет странные и даже мрачные произведения. Виртуозную игру этого человека редко кто мог повторить на практике. Слушатели, которым посчастливилось побывать у него на концерте, отмечали необычную манеру исполнения и сильнейшие эмоции, которые нельзя было не испытать, пока его пальцы легко касались клавиш.

Многие считали его грубым, самовлюбленным и даже пренебрежительным по отношению к окружающим, но это было только первое впечатление. Именно так ранимая душа композитора пыталась уберечься от опасностей окружающего мира. С друзьями и в домашнем кругу он становился открытым, дружелюбным и добрым, всегда готовым прийти на помощь. Невероятные произведения творца – Лунная и Патетическая сонаты, Христос на Масличной горе, Первая и вторая симфонии, Творение Прометея – и в двадцатом веке любят и ценят потомки.

В тридцатилетнем возрасте у него начались проблемы со слухом, но и это не смогло сломить этот железный характер и несокрушимую волю. Из-за упрямого и крутого нрава, а также острого языка у него были постоянные проблемы с властями, но даже короли не смели тронуть музыканта Бетховена. Им не позволяла величина его таланта, непревзойденный гений которого порой толкал его на опрометчивые поступки.

Первые годы Людвига

Зачастую знаменитые люди имеют смутное или неизвестное происхождение, что затрудняет понимание сложившихся черт характера, побуждений и поступков. Прежде чем разбираться с жизнью и судьбой музыканта, следует сказать несколько слов о его предках. Дедушка композитора родом был из небольшого, но живописного городка Мехелена, который раскинулся на холмах Южных Нидерландов. Он обладал невероятно низким и «густым» басом, а также великолепным музыкальным слухом, потому его взяли в придворные музыканты. Долгие годы он пел для прусского короля хоралы, сонаты и фантазии, а потом удостоился чести стать руководителем певческого коллектива.

Отец будущего гения, Иоганн, появился на свет в середине восемнадцатого века, а точнее – в 1740 году там же, где родился Бетховен несколько лет спустя. Семейство никогда ни в чем не нуждалось – дед зарабатывал довольно хорошо. Сам малыш Йоган от природы имел чистый и красивый тенор, а также папашу капельмейстера, что позволило без труда устроиться в тот же небольшой музыкальный ансамбль (капеллу) при дворе. Женился он в 67-м году на дочке главного придворного кашевара герцогского замка в Кобленце, Марии-Магдалине, в девичестве Кеверих. 17 декабря 1770 года в фамильном доме в городке Бонн она произвела на свет младенца, назвать которого решено было Людвигом.

Парнишка рос смышленым, но ему часто попадало за проказы и проделки. Правда, особо шалить было некогда – впечатленный славой мальчика-музыканта Моцарта, отец решил сделать из своего сына нечто подобное. С четырех лет он стал обучать кроху игре на клавесине и скрипке. Все это легко давалось мальцу, но «обезьянку за роялем» из него сделать так и не удалось. В возрасте восьми лет он уже давал свой дебютный концерт в Кёльне. «Папашка» тем временем стал выпивать, водить домой приятелей и даже не брезговал поднять Людвига с постели, чтобы порадовать собутыльников игрой на клавикорде, установленном в одной из комнат.

Юность смелого музыканта

Трудное детство оставило неизгладимый след на характере и образе жизни Бетховена. К девяти годам, разобравшись, что заработать на «феноменальном» мальчике не получиться, папаша перепоручил его своим приятелям. Они учили его играть на скрипке и органе, но лучшие годы его детства наступили, когда в Бонн прибыл известный композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе в 80-м году. Он мгновенно распознал у юноши настоящее дарование, потому взял в ученики, познакомил с творениями Генделя, Баха, Гайдна и Моцарта, которые настолько сильно впечатлили парня, что он даже потерял сон.

В одиннадцать лет Людвига устроили придворным органистом, а в двенадцать уже было опубликовано его первое сочинение. Он посещал школу, но, когда умер дед, материальное состояние резко пошло вниз, и пришлось бросить учебу. Однако к тому времени смышлёный мальчишка уже освоил французский, итальянский и латынь, а также запоями читал книги. Он зачитывался Гомером и Плутархом, Шиллером, Гёте и Шекспиром, хотя назвать их интересными для мальчишки достаточно трудно.

Как раз тогда он стал активно писать музыку, но старался не афишировать свои работы, которые в будущем неоднократно станет переделывать и улучшать. Из его детского творчества, которое сохранилось в необработанном виде, можно назвать три сонаты и парочка простеньких песенок. Когда композитору исполнилось шестнадцать, кто такой Бетховен, не знал еще никто. В семьдесят восьмом он впервые посетил Вену, а услышавший неординарную манеру игры юноши Моцарт, поразился и сказал, что его ожидает великое будущее. Там же он впервые узнал о произошедшей во Франции революции. Это событие так вдохновило Людвига, что он даже написал «Песню свободного человека».

Становление таланта: чем известен Бетховен

Жарким летом восемьдесят седьмого года, как раз тогда, когда будущий гений собирался ехать брать уроки у Моцарта, заболела его матушка, а вскоре и скончалась. К тому времени отец уже ни на что не годился, работал лишь формально, и получал жалкие гроши жалования. Смерть супруги была для него последним, сокрушительным ударом. Все заботы о благосостоянии семьи (у него были младшие братья), легли на плечи Людвига. Он устроился в ансамбль (оркестр) на должность альтиста. Тут играли сочинения самых известных, ставили наиболее прославленные оперы, потому он ощущал себя «на своем месте».

Приблизительно в 1789 году, направляясь из Англии, в родном городке композитора, останавливается сам великий Гайдн, творчество которого молодой человек чрезвычайно уважал. Не упуская случая, Людвиг отправился прямиком к нему и, услышав лестные оценки своего труда, решил последовать за ним в Вену. Прославленный маэстро соглашается работать с подающим надежды юным музыкантом. Однако уехать из Бонна удалось только в девяносто втором году, так как на нем «висела» вся семья.

Разбираясь, на чем играл Бетховен, где он это делал, и кто давал ему уроки, не стоит забывать о Гайдне. Позже сам композитор сказал, что эти занятия ничего не дали ему как ученику, и только раздражали его наставника. Мэтр так и не смог полностью привыкнуть и разобраться в странной, порой чрезмерно мрачной, музыке своего подопечного. Это казалось непопулярным и даже диким. Он написал ему однажды, что что тот слишком угрюм, а это не может не отражаться на его музыке.

Прошло немного времени, и Гайдн решил возвращаться в Лондон, а своего ученика «сбросил» на прославленного органиста Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Но тот вскоре тоже самоустранился, понимая, что ничему не сможет научить талантливого молодого человека. Тогда Людвиг решил сам подобрать себе преподавателя и отправился к Антонио Сальери, который имел великолепную репутацию.

Особенности творчества гения Бетховена

Как только он перебрался в Вену, слава о нем разнеслась по всему городу. Он слыл великолепным пианистом, способным на невероятные вещи. Однако по внешнему виду сложно было определить в нем виртуоза – неопрятное и невыглаженное платье, всегда полубезумные глаза, мрачный взгляд и всклокоченные волосы, торчащие в разные стороны. При этом самомнения у него было вполне достаточно. Людвиг мог спокойно встать и уйти, если в зале кто-то начинал лишь слегка шушукаться. Была даже полулегендарная история о меценате и графе Карле Алоисе Лихновском, которому композитор написал, что аристократов существует тысячи, а Бетховен всего один. Музыка его и правда отличалась от всего, что делали раньше.

  • В первые венские годы Бетховен без страха сочетал крайние регистры, пользовался педалью, и повсеместно внедрял массивные аккордовые созвучия. Именно на этом этапе он фактически создал обновленный и оригинальный фортепианный стиль, каковым мы его знаем в наши дни. Тогда была написана знаменитая Лунная соната (No 14), а также предшествующие ей. За первый десяток лет тут было написано несколько десятков сонат для клавикорда, фортепиано, скрипки, пару крупных концертов, многочисленные квартеты, сложные оратории и даже балеты.
  • К 76-му году композитора постигает катастрофа – у него развивается воспалительный процесс в среднем ухе (тиннитус), из-за чего он начинает стремительно глохнуть. Но мужчина продолжает упорно работать, переселившись по рекомендации врачей в более тихий и спокойный городок Хайлигенштадт. Тут он приступает к написанию Героической третьей симфонии, которую собирался посвятить Наполеону. Однако, когда тот объявил себя императором, Бетховен резко в нем разочаровался.
  • Третьим этапом в творчестве гениального композитора можно назвать поздние и последние годы, когда он занялся написанием своей единственной и неповторимой оперы, названной «Фиделио». Однако успех к этому произведению пришел гораздо позже, когда Людвиг уже не сможет ее услышать.

В 1814 году последнее крупное сочинение творца было поставлено в Вене, затем в Праге и только после этого добралось до Берлина, где за дирижерским пультом стоял сам прославленный Карл Мария фон Вебер.

Педагогическая деятельность и поклонники творчества

Если кратко, жизнь Бетховена была насыщена событиями, несмотря на то, что не продлилась долго. Еще проживая в Бонне, он уже начал давать уроки, чтобы прокормить семью. Именно там он впервые встретил Стефана Брейнинга, который до конца дней останется его верным другом и помощником. Одна из наиболее прославленных пианисток в Германии того времени, загадочная Доротея Эртман, тоже брала уроки у великого маэстро, когда он был почти еще мальчишкой. В конце 1801 года учеником Людвига стал Фердинанд Рис, который устраивал наставнику постоянные «встряски», но все равно оставался трогательно любимым.

В то же время, что и Рис, в доме Бетховена появился еще один ученик – девятилетний мальчишка Карл, сынок знаменитого Венцеля Черни, который впервые увидев будущего учителя, принял его за Робинзона Крузо. Он занимался у мэтра на протяжении пяти лет, а потом (единственный из всех!) даже получил сертификат – бумагу о завершении обучения за личной подписью композитора. Обладал он не только неординарным талантом, но и отличной памятью, что позволяло держать в голове колоссальное количество нот и партитур.

В двадцать втором к Черни пришел мужчина и привел своего сына, который плохо представлял себе правила игры на фортепиано, да и на любых иных инструментах. Однако тот сразу же увидел дарование юноши, и уже через полтора года был организован первый его концерт, на котором был и Бетховен. После завершения он подошел и поцеловал юного Ференца Листа, а это был именно он, в макушку, чего никогда не позволял себе с другими. Именно этот молодой человек унаследовал оригинальную бетховенскую манеру исполнения. Позже он на собственные деньги, полученные от концертов, выстроит в Бонне своему великому вдохновителю красивый памятник.

Личная жизнь влюбленного в музыку

Пребывая в Вене, композитор зачастую останавливался в доме Брунсвиков. Там он познакомился с прелестной юной девушкой, родственницей хозяев по имени Джульетта Гвиччарди. В 1801 году он провел в этом доме целое лето, увлеченный нежной и трепетной красоткой с ангельским голоском (сопрано). Он посвятил ей свою гениальную Лунную сонату и даже решил было жениться. Однако девушка в мужчинах разбиралась плохо, и как оказалось, в музыке еще хуже. Потому выбрала предложение графа и композитора Венцеля Роберта фон Галленберга, которого впоследствии часто обвиняли в кошмарном плагиате. Зато он был светским человеком, всегда с иголочки одетым, статным, красивым и галантным, в отличие от «мужлана» Людвига.

Но композитора Бетховена не сломила эта неудача, тем более, что он никогда не страдал от заниженной самооценки, а талант, дарованный провидением, считал принадлежащим ему по заслугам и заработанным трудом. Кузина прекрасной Джульетты — Терезия Брунсвик — скрасила его последующие годы. Сперва он вообще не замечал девушку, потом отношения их стали теплее, но предложения так и не последовало. Многие считают, что аристократическое происхождение графини и баронессы никак не допускало подобного брака. Отношения меж ними навсегда остались дружескими, почти родственными.

После такой встряски Людвиг увлекся юной сестрицей Терезии – Жозефиной. Меж ними разгорелись нешуточные страсти, но родители девушки сказали твердое нет. Некоторые историки связывают рождение ею в 1813 году младенца (девочки Миноны) вне брака напрямую имеющим отношение к композитору, но достоверных сведений об этом нет. Дитя умерло в младенческом возрасте. Чуть позже в жизни Бетховена появилась Беттина фон Арним, в девичестве Брентано. Женщина была замужем и придерживалась крайне пуританских взглядов, потому влюбленность композитора можно трактовать как чувства платонического характера. Он так никогда не женился и не оставил потомства.

Огромная утрата для всего мира: в память о великом музыканте

В середине двадцатых годов девятнадцатого века у композитора неожиданно скончался брат, и он взял заботы о племяннике на себя. Мужчина поместил его в лучшее учебное заведение Вены, желая, чтобы тот стал ученым, артистом или экспертом. Но того интересовали только деньги, карты, бильярд и женщины с плохой репутацией. Однажды он даже пытался пустить себе пулю в лоб, да и то неудачно. Все это отражалось на Бетховене, состояние здоровья которого неожиданно значительно ухудшилось.

Скончался Людвиг ван Бетховен на пятьдесят седьмом году жизни 26 марта 1827 года от странной болезни печени (цироз?). Многие эксперты считают, что с двадцатилетнего возраста он уже страдал от этого недуга и виной всему отравление свинцом. Вероятно, утрата слуха – тоже один из симптомов. Современные ученые проверяли волосы и ногти мэтра и убедились: норма превышена более, чем в сотню раз. Возможно, композитор любил пить из свинцовой кружки, да и сами трубы водопровода делали тогда из этого металла. По иной версии, лечащий врач прикладывал мазь, содержащую вещество, к проколам, что делал в брюшине для выведения жидкости.

Многие деятели искусства впоследствии неоднократно обращались к образу Бетховена. Ромен Роллан в своем сочинении «Жан Кристоф» вывел главным персонажем именно образ знаменитого композитора. За него и получил в пятнадцатом году Нобелевскую премию. Поэма Пенчо Славейков и роман Антонины Згоржи тоже повествует именно о великом мастере “слуховых оттенков”. Есть множество художественных и документальных кинолент, повествующих историю жизни композитора. Американский музыкант Чак Берри посвятил ему песню, которая вошла в пять сотен лучших хитов человечества по версии журнала Rolling Stone.

Людвиг ван Бетховен вынужденно бросил учебу в школе в одиннадцатилетнем возрасте. Потому он так и не успел научиться умножать. Когда ему нужно было это сделать, он пользовался сложением, а когда ему указывали на это, сердился и даже обижался.

В связи с тем, что после тридцати лет прославленный мэтр оглох, он продолжал писать музыку «по памяти» и так же ее «слушать».

Самым ужасным кошмаром для Людвига с раннего детства было расчесывание волос. Процесс казался ему чрезвычайно болезненным, потому и в зрелости он этого очень не любил, старался делать пореже.

Слабость здоровья у Бетховена была с ранних лет. Он умудрился переболеть всеми детскими болезнями, а ко всему еще оспой и тифом. В зрелом возрасте он тяжело переносил ревматические боли, страдал от анорексии, так как не мог есть.

Композитор имел собственную точку зрения на политику, государства и правителей. Он никогда не стеснялся высказывать свои «социалистические» идеи. Вероятно, из-за его большого таланта крамольные речи оставались безнаказанными.

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет... не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...
Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте , когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни , предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок», трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски-плакатная «Свободный человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня», которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (последняя редакция - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться.

В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у Й. Гайдна , И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты , а впоследствии даже симфонии . Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат . Из них только Соната № 8 («Патетическая ») имеет авторское название. Сонату № 14 , носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора ») и № 23 («Аппассионата »). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 5 - «Весенняя», № 9 - «Крейцерова »; оба названия также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов (в т. ч. жизнерадостно-галантный Септет).

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист : в 1800 г. он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

1802-12 гг. - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой симфониях , в тираноборческой опере «Фиделио », в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт », в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной») симфонии, в Скрипичном концерте , в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах №№ 7-9 (т. н. «русских» - они посвящены А. Разумовскому; Квартет № 8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония , юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая . Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через страдание - к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдеди), а на композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.

1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму , который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№№ 4, 5) и фортепианные (№№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H. Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты №№ , и . Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы!» - стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.

Л. Кириллина

Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.

Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Как его своеобразное отражение на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в Германии. Протест против социального угнетения и деспотизма определил ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

Лессинг поднял знамя борьбы за идеалы гуманизма, разума и свободы. Гражданским чувством были проникнуты произведения Шиллера и молодого Гёте. Против мелочной морали феодально-буржуазного общества восстали драматурги движения «бури и натиска». Вызов реакционному дворянству звучит в «Натане Мудром» Лессинга, в «Гёце фон Берлихингене» Гёте, в «Разбойниках» и «Коварстве и любви» Шиллера. Идеи борьбы за гражданские свободы пронизывают «Дона Карлоса» и «Вильгельма Телля» Шиллера. Напряженность социальных противоречий отразилась и в образе гётевского Вертера, «мученика мятежного», по выражению Пушкина. Духом вызова отмечено каждое выдающееся художественное произведение той эпохи, созданное на немецкой почве. Творчество Бетховена явилось наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже XVIII и XIX столетий.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в какой мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» - именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. И в самом деле, от строя мысли и манеры выражения предшественников музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Нет ничего удивительного в том, что его новаторство в героико-трагической сфере раньше, чем в других, привлекло общее внимание; главным образом на основе драматических произведений Бетховена выносили суждение о его творчестве в целом как современники, так и непосредственно следующие за ними поколения.

Однако мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен. В его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его неизбежно будет односторонним, узким и потому искаженным. И прежде всего эта глубина и сложность заложенного в нем интеллектуального начала.

Психология нового человека, освобожденного от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделен вместе с тем и богатым, тонко развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ни один светский композитор до Бетховена не достиг подобной философской глубины и масштабности мысли. У Бетховена прославление реальной жизни в ее многогранных аспектах переплеталось с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с геройко-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии - бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта...

Наконец, на фоне творчества своих предшественников музыка Бетховена выделяется той индивидуализацией образа, которая связывается с психологическим началом в искусстве.

Не как представителя сословия, а как личность, обладающую своим собственным богатым внутренним миром, осознавал себя человек нового, послереволюционного общества. Именно в таком духе трактовал Бетховен своего героя. Он всегда значителен и единствен, каждая страница его жизни - самостоятельная духовная ценность. Даже мотивы, родственные друг другу по типу, приобретают в бетховенской музыке такое богатство оттенков в передаче настроения, что каждый из них воспринимается как уникальный. При безусловной общности идей, пронизывающих все его творчество, при глубоком отпечатке могучей творческой индивидуальности, лежащем на всех бетховенских произведениях, каждый его опус - художественная неожиданность.

Быть может, именно это неугасающее стремление раскрыть неповторимую сущность каждого образа и делает столь сложной проблему бетховенского стиля.

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую (В отечественном театроведении и зарубежной музыковедческой литературе утвердился термин «классицистский» по отношению к искусству классицизма. Тем самым, наконец, преодолена путаница, неизбежно возникающая, когда единым словом «классический» пользуются и для характеристики вершинных, «вечных» явлений любого искусства, и для определения одной стилистической категории. Мы же по инерции продолжаем употреблять термин «классический» по отношению и к музыкальному стилю XVIII столетия, и к классическим образцам в музыке иных стилей (например, романтизма, барокко, импрессионизма и т. п.).) эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу «романтическому веку». В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражений. Однако она мало что дает для понимания сущности самого бетховенского стиля. Ибо, соприкасаясь некоторыми сторонами на отдельных этапах эволюции с творчеством классицистов XVIII века и романтиков следующего поколения, музыка Бетховена на самом деле не совпадает по некоторым важным, решающим признакам с требованиями ни того, ни другого стиля. Более того, ее вообще трудно характеризовать при помощи стилистических понятий, сложившихся на основе изучения творчества других художников. Бетховен неподражаемо индивидуален. При этом он столь многолик и многогранен, что никакие знакомые стилистические категории не охватывают все многообразие его облика.

С большей или меньшей степенью определенности мы можем говорить лишь об известной последовательности стадий в исканиях композитора. На протяжении всего творческого пути Бетховен непрерывно расширял выразительные границы своего искусства, постоянно оставляя позади не только своих предшественников и современников, но и собственные достижения более раннего периода. В наши дни принято изумляться многостильности Стравинского или Пикассо, усматривая в этом признак особой интенсивности эволюции художественной мысли, свойственной XX веку. Но Бетховен в этом смысле нисколько не уступает вышеназванным корифеям. Достаточно сопоставить почти любые, произвольно выбранные произведения Бетховена, чтобы убедиться в невероятной многогранности его стиля. Легко ли поверить, что изящный септет в стиле венского дивертисмента, монументальная драматическая «Героическая симфония» и углубленно философские квартеты ор. 59 принадлежат одному и тому же перу? Более того, все они были созданы в пределах одного, шестилетнего, периода.

Ни одну из бетховенских сонат нельзя выделить как наиболее характерную для стиля композитора в области фортепианной музыки. Ни одно произведение не типизирует его искания в симфонической сфере. Иногда в один и тот же год Бетховен выпускает в свет произведения, столь контрастные между собой, что на первый взгляд трудно распознать черты общности между ними. Вспомним хотя бы всем известные Пятую и Шестую симфонии. Каждая деталь тематизма, каждый прием формообразования в них столь же резко противостоят друг другу, сколь несовместимы общие художественные концепции этих симфоний - остро трагедийной Пятой и идиллически пасторальной Шестой. Если же сопоставить произведения, созданные на разных, относительно отдаленных друг от друга стадиях творческого пути - например, Первую симфонию и «Торжественную мессу», квартеты ор. 18 и последние квартеты, Шестую и Двадцать девятую фортепианные сонаты и т. д. и т. п., - то перед нами предстанут творения, столь разительно отличающиеся друг от друга, что при первом впечатлении они безоговорочно воспринимаются как порождение не только разных интеллектов, но и разных художественных эпох. При этом каждый нз упомянутых опусов в высшей степени характерен для Бетховена, каждый являет собой чудо стилистической законченности.

О едином художественном принципе, характеризующем произведения Бетховена, можно говорить лишь в самом общем плане: на протяжении всего творческого пути стиль композитора складывался как результат поисков правдивого воплощения жизни. Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, которые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

По определению Серова, Бетховен понимал красоту как выражение высокой идейности. Гедонистическая, изящно-дивертисментная сторона музыкальной выразительности была сознательно преодолена в зрелом творчестве Бетховена.

Подобно тому как Лессинг выступал за точную и скупую речь против искусственного, украшательского стиля салонной поэзии, насыщенной изящными аллегориями и мифологическими атрибутами, так и Бетховен отверг все декоративное и условно-идиллическое.

В его музыке исчезла не только изысканная орнаментика, неотделимая от стиля выражения XVIII века. Уравновешенность и симметрия музыкального языка, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания - эти стилистические черты, свойственные всем без исключения венским предшественникам Бетховена, также постепенно вытеснялись из его музыкальной речи. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчеркнутой обнаженности чувств. Он искал иные интонации - динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Людям, воспитанным на музыкальном классицизме XVIII века, бетховенская манера выражения казалась столь непривычной, «неприглаженной», подчас даже уродливой, что композитора неоднократно упрекали в стремлении оригинальничать, усматривали в его новых выразительных приемах поиски странных, режущих слух нарочито диссонантных звучаний.

И, однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.

Передовые школы XVIII столетия, охватывающие несколько художественных поколений, подготовили бетховенское творчество. Некоторые из них получили в нем обобщение и завершающую форму; влияния других обнаруживаются в новом самобытном преломлении.

Наиболее тесно творчество Бетховена связано с искусством Германии и Австрии.

Прежде всего в нем ощутима преемственность с венским классицизмом XVIII века. Не случайно Бетховен вошел в историю Культуры как последний представитель этой школы. Он начал с пути, проложенного его непосредственными предшественниками Гайдном и Моцартом. Глубоко был воспринят Бетховеном и строй героико-трагических образов глюковской музыкальной драмы отчасти через произведения Моцарта, по-своему преломившие это образное начало, отчасти непосредственно из лирических трагедий Глюка. Столь же ясно воспринимается Бетховен и как духовный наследник Генделя. Торжествующие, светло-героические образы генделевских ораторий начали новую жизнь на инструментальной основе в сонатах и симфониях Бетховена. Наконец, ясные преемственные нити связывают Бетховена с той философски-созерцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна получила развитие в хоровых и органных школах Германии, став ее типичным национальным началом и достигнув вершинного выражения в искусстве Баха. Влияние философской лирики Баха на весь строй бетховенской музыки глубоко и бесспорно и прослеживается от Первой фортепианной сонаты до Девятой симфонии и последних квартетов, созданных незадолго до смерти.

Протестантский хорал и традиционная бытовая немецкая песня, демократический зингшпиль и уличные венские серенады - эти и многие другие виды национального искусства также своеобразно воплощены в бетховенском творчестве. В нем узнаются и исторически сложившиеся формы крестьянской песенности, и интонации современного городского фольклора. По существу все органически национальное в культуре Германии и Австрии нашло отражение в сонатно-симфоническом творчестве Бетховена.

В формирование его многогранного гения внесло свой вклад и искусство других стран, в особенности Франции. В музыке Бетховена слышны отзвуки руссоистских мотивов, нашедших в XVIII веке воплощение во французской комической опере, начиная с «Деревенского колдуна» самого Руссо и кончая классическими произведениями в этом жанре Гретри. Плакатный, сурово-торжественный характер массовых революционных жанров Франции оставил в ней неизгладимый след, ознаменовав разрыв с камерным искусством XVIII века. Оперы Керубини привнесли острую патетику, непосредственность и динамику страстей, близкие эмоциональному строю бетховенского стиля.

Подобно тому как творчество Баха впитало в себя и обобщило на высочайшем художественном уровне все сколько-нибудь значительные школы предыдущей эпохи, так кругозор гениального симфониста XIX века охватил все жизнеспособные музыкальные течения предшествующего столетия. Но новое понимание Бетховеном музыкально прекрасного переработало эти истоки в столь оригинальную форму, что в контексте его произведений они далеко не всегда легко распознаваемы.

Совершенно так же классицистский строй мысли преломляется в творчестве Бетховена в новом виде, далеком от стиля выражения Глюка, Гайдна, Моцарта. Это - особенная, чисто бетховенская разновидность классицизма, не имеющая прототипов ни у одного художника. Композиторы XVIII века и не помышляли о самой возможности столь грандиозных конструкций, какие стали типичными для Бетховена, подобной свободе развития в рамках сонатного формообразования, о столь многообразных видах музыкального тематизма, а усложненность и насыщенность самой фактуры бетховенской музыки должны были бы быть восприняты ими как безусловный шаг назад, к отвергнутой манере баховского поколения. И тем не менее принадлежность Бетховена к классицистскому строю мысли явственно проступает на фоне тех новых эстетических принципов, которые стали безоговорочно господствовать в музыке послебетховенской эпохи.