Можно ли назвать Евгения Базарова героем своего времени? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.). Что делает Базарова героем своего времени? (по произведению «Отцы и Дети»)

Анализируя многие произведения, мы не раз сталкивались с такими понятием, как « герой своего времени». Такое определение человека характеризует его как главного и значимого участника создавшегося конфликта. Это тот человек, слова, поступки будут играть решающую роль. Нам уже известны представители такой категории людей: это и Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина, И Печорин из « Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова. Теперь мы познакомились с романом И.С. Тургенева « Отцы и дети» и можем добавить к сложившемуся списку ещё одного человека, сыгравшего немало важную роль в этой истории. Кто же он? Его имя – Евгений Базаров.

Человек высокого роста, его лицо « длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Таким представляет автор своего героя при первой встрече. Базаров – свободолюбивый, независимый человек, имеющий собственные суждения и мысли, которые выделяют его из общей массы. Не каждый способен одобрить взгляды Евгения, оттого он и одинок, несмотря на то, что всё-таки имеет единомыслящих знакомых и друзей. Базаров – приверженец нигилистической идеологии. В его понимании, нигилист – это человека, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция становится правилом всей его жизни. Евгений – ярый противник аристократов и, вообще, дворянско-крепостнического строя. Являясь выходцем из семьи работящих людей, труд Базаров считает необходимостью для достижения независимости. Наш герой не признает ни музыку, ни искусство, ни поэзию. Он не способен понять и ощутить всей прелести красоты природы, пейзажей: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его суждения о романтизме крайне категоричны: « Это всё романтизм, чепуха, гниль». Слово « гниль» и «романтизм» Базаров использует совершенно в равных значениях. Такое резкое высказывание ещё раз подтверждает его отстраненность о всего прекрасного. Человек, который не хочет видеть вещей, украшающих жизнь, делающих ей интереснее и увлекательнее, не видит и прелестей любовных отношений. Да, так и есть, Базаров очень циничен. В любовь он не верит и называет её ненужным чувством. Евгений с высокомерием относится к женскому полу и считает его «представителем одного из разрядов млекопитающих». Но с другой стороны, Базаров не такой хладнокровный и равнодушный, как кажется. Однажды он сумел поддаться чувствам и пойти против собственных убеждений. Виновницей тому стала Анна Сергеевна Одинцова. Внезапно вспыхнувшая любовь застала Базарова врасплох. Он явно не был готов к такому повороту судьбы. Евгений оказался растерян, он впервые пошел против самого себя, и эта ситуация поставила его в тупик. Безответные, неразделённые чувства не сломали его, он не потерял чувства гордости и собственного достоинства, он начавшуюся борьбу между убеждениями и пробудившимися чувствами он остановить уже не смог. Человек, который не видит себя в будущем вовсе, обречен на гибель. В последние минуты жизни Базаров не смогу успокоить бушующую борьбу разума. Его последние слова наполнены отчаянием и сожалением 2 Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Евгений понял, что его жизнь так и не состоялась, он разочаровался в том, что его многолетние труды так и не принесли никаких плодов. Он оказался ненужным, лишним человеком. Как это больно – подвести такой печальный итог совей жизни!

Во все времена нашей великой истории находились люди, которые пытались различными способами усовершенствовать мир, привнести какие-то новаторские идеи, отойти от канонов и правил. Но делать это одиночку очень трудно: есть большой риск сломаться, поддаться большинству. Евгений Базаров – герой своего времени. Он пытался бороться с жизненными устоями, пытался быть не таким, как все, независимым от чужого мнения и обстоятельств. Таким людям, как Базаров, трудно жить в обществе, где его не понимают. Для него вся жизнь – борьба. Он одинок, а как говорят в народе: «Один в поле не воин» .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Одинцова
Николай Петрович
Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Евгений
Базаров
Родители
Ситников
/ Кукшина
Павел Петрович
Кирсанов

Особенности композиции

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Образ Базарова занимает
центральное
место
в
композиции романа. Из 28
глав герой не появляется
лишь в двух, в остальных
является
центральным
действующим лицом. Все
остальные
персонажи
группированы вокруг него
и
раскрываются
во
взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Роман состоит из 2 частей
(28 глав)
В I части (I – XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).
Во II части (XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Две части – два круга странствий
ХРОНОЛОГИЯ ВСЕХ СОБЫТИЙ РОМАНА
ПРЕДСТАВЛЕНА В ДВУХ КРУГАХ СТРАНСТВИЙ
Первый круг
помогает
понять положения
теории нигилизма
Второй круг
«развенчивает»
все отрицания
Базарова

Разночинец по происхождению, демократ
по политическим убеждениям,
представитель поколения «детей»
(однако, единственный представитель,
все остальные персонажи оказываются
во враждебном лагере). Отмечается
внешняя непривлекательность
«волосатого» студента, его пренебрежение
к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность,
физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность.
Является в романе выразителем
идей народной демократии и
противопоставлен либеральному
дворянству. Его политические взгляды
сводятся к резкой критике существующего
положения в стране. Созидание
не считает целью. Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто.
Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой
только перед лицом смерти избавляется
от своей нетерпимости и
впервые ощущает, что жизнь шире и
многообразней его представлений о ней.
Пытается построить свою жизнь на
основе теории нигилизма (уверен, что
жизнь можно прожить без чувств,
переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя
существуют зародыши всех чувств,
которые он отрицает, среди них и
способность любить. Получается,
что главный конфликт в романе –
это конфликт героя с самим собой.
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него у самого народный
склад речи(отмечается простота и
меткость его выражений, обилие в
ней пословиц и поговорок). Его
любовь к народу лишена сентиментализма
и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Внешний облик «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная
красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»
Происхождение Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым
доктором», «Мой дед землю пахал»
Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он
в будущем году хочет держать на доктора».
Отношение
воспитанию
к «Всякий человек сам себя воспитать должен»
Отношение
родителям
к «- Ты их любишь, Евгений?
Черты
характера
- Люблю, Аркадий».
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение
подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в
Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал»

Общественнополитические
взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет
правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
Особенности
мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не
верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех
других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой».
Отношение
любви
к «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи, знаем, какие это отношения»;«Это что за фигура?.. На остальных
баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое
богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и
видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Отношение
к
природе,
к
искусству
Отношение народу
Особенности
Базарова
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша
медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник»
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ)
заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
только напиться дурману в кабаке.»
речи Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок,
афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости
обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и
понятий, резкая, отрывистая интонация

Сильные стороны
Слабые стороны
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во
многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме)
есть и сила и слабость.
Базарова отличает смелость критической мысли,
отход от незыблемых авторитетов, критика
государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность, смелость,
готовность идти да конца. Взгляды Базарова
представляют собой стройную и логическую
систему.
У него не существует никакой положительной
программы («Мы расчищаем место, строить будут
другие»). Хотя человека не может не волновать, что
будет построено на развалинах. Отрицая то, что на
самом деле заслуживает отрицания, Базаров
замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой
человеческой природой.
В борьбе за новое (в спорах с Павлом
Петровичем) Базаров спокоен, потому что
уверен в своей правоте. Он не хочет спорить,
презирает болтовню и бесполезные слова (тогда
как его противник рвется в бой, волнуется,
бледнеет, срывается на личные оскорбления,
чувствует свое бессилие).
Наделен острым критическим умом, но лишен
широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он
признает лишь естественные науки, которые просто и
ясно объясняют все жизненные явления. До предела
сужает всю красоту и многообразие жизни, природы,
где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он
обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В эпизоде смерти герой показан сильным,
стойким, способным чувствовать и любовь, и
красоту, и жалость. Он как бы очищается от
всего наносного, избавляется от развязности и
черствости. В финале перед нами титаническая
личность.
Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не
смогла в полной мере реализовать свои способности.
Возникает чувство сожаления и жалости от того, что
безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного
человека
из-за
узости
и
односторонности
нигилистических теорий.

10. Составить характеристики героев по плану:

СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ ПО ПЛАНУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Внешность
Происхождение
Воспитание
Черты характера,
образование
Общественнополитические взгляды
Отношения с
окружающими.
Речь, лексика
Образы героев в романе:
1. Е. Базаров
2. П.П. Кирсанов
3. Н.П. Кирсанов
4. А. Кирсанов
Работа с текстом! (цитаты)

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году.

Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами.

Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа.

Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать.

Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

Хотел ли я обругать Базарова или превознести?

Я этого сам не знаю,

ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу

Знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева написан в 1861 году, и о нем с уверенностью можно сказать: «…со времени "Мёртвых Душ" Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении» (Критик и публицист В. П. Буренин). Это произведение стало одним из самых обсуждаемых событий того времени благодаря удивительной особенности его автора. Он умел улавливать, что происходит или произойдёт в обществе, а также уделял большое внимание общественным, социальным вопросам. В шестидесятые годы в стране разгорелась общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами, что неизбежно вело к расколу: обе стороны понимали, что изменения в России нужны кардинальные, но хотели осуществлять их по-разному.

Тургенев показал это столкновение в самом его зарождении. Евгений Базаров – главный герой, является представителем нового поколения. Он, безусловно, рождён модой на все, что было в том веке, но можно ли его назвать героем своего времени?

При первом же знакомстве с Базаровым читатель понимает, что этот образ ему запомнится надолго. Это высокий мужчина лет тридцати с «длинным и худым лицом, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..." Все это даёт возможность ощутить, просто представив его, мощь, превосходство над другими и силу. Большое внимание автор уделяет красным рукам Базарова, очень несвойственная для дворян деталь, но она говорит нам о том, что этот человек не сидит без дела, а занимается, как умственным, так и физическим трудом. Евгений не боится работы, потому что именно с помощью неё он желает получить независимость, которая предоставляет для него огромную ценность.

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря, но по матери - дворянин, однако стеснялся этого факта и старался, как можно реже говорить на эту тему, восклицая: «Мой дед землю пахал!» Родители Базарова очень сильно любили своего сына, но не были богатыми людьми, не могли обеспечить его культурное воспитание, и потому Евгений сам старался зарабатывать себе на образование, отсюда и любовь к труду.

Базаров был цельной личностью и оттого имел ряд принципов – идей, которые лежали в основе его мировоззрения. В то время это было модное направление – нигилизм, ставившее под сомнение общепринятые вещи. По мнению Базарова, аристократизм, либерализм и прогресс – это всего лишь ненужные иностранные слова, а люди признающие их не несут никакой пользы для общества. «природа – не храм, а мастерская; и человек в ней - работник», - утверждает Евгений. Разве можно с этим согласиться, ведь люди – это не главное в окружающего мира, это всего лишь малая частичка. Природа не нуждается в нас, но мы нуждаемся в ней! И надо это уметь признавать и понимать. Искусство также не оценено главным героем: «Рафаэль гроша медного не стоит!», он считает, что «теперь химик полезнее поэта». А любовь для него и вовсе – «белиберда, непростительная дурь!».

Евгений – это сильная, но несчастная и непонятая личность. Он все старался делать ради народа, боролся за его права, искренне хотел ему помочь и обеспечить хорошую жизнь, но имел с ним сложные отношения, не принимался ими за своего и получал насмешки. Все его отрицание природы, искусства и аристократизма было от того, что «не нужны никакие идеи, когда хочется есть», а есть простому народу хотелось и очень. Вот только нужно ли это было ему? Все эти жертвы оценены ли им по достоинству?

Трагедия Базарова состоит ещё и в том, что ему пришлось столкнуться с тем, что разрушило его идейные убеждения в пух и прах. Он влюбился причём так сильно, что не смог сдержать в себе романтизм, который отрицал во всех других. Ведь на самом деле Евгений был очень добрым и чутким человеком, который сломал сам себя ради убеждений и ценностей, его можно уважать за верность принципам, также его можно и жалеть, в нем погиб замечательный человек, который смог бы принести счастье не только себе, но и другим. Одинцова оказалась намного сильнее его, и ей нравилось, что она возвышается над этой титанической личностью, она хотела подавить его, вызвала на разговор, заставила раскрыться, а потом… отвергла! Базаров, не желая унижаться, уезжает из её дома, но стать таким, каким он был до встречи с возлюбленной уже невозможно, он стал человеком, которых презирал, «рассиропился». Эта любовь его преобразила и погубила одновременно, Евгений просто-напросто не смог пройти этого испытания.

Испытав неудачную любовь, поняв, что за ним никто не стоит, разочаровавшись во всех своих убеждениях, герой умирает. Но эта смерть ещё раз доказывает нам, что Базаров – был невероятно сильной личностью. Тургеневу пришлось расстаться со своим героем, потому что ему больше не было места, он стал лишним, отрицая общепринятые ценности, которые и дают нам возможность жить.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что Базаров несет в себе качества типичные для разночинцев того времени. Не он виноват во многих из них, а общество, сломавшее его. Но все это дает нам назвать Евгения - "героем своего времени".

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.