Носов рассказы для детей маленькие. Произведения Носова Николая. Герои произведений Носова

Николай Николаевич Носов (10 ноября 1908 — 26 июля 1976 г.) - советский детский писатель, драматург. Наибольшую популярность Носову принесли произведения о приключениях Незнайки.

Сфера интересов Носова была весьма обширна. О писательстве он и не помышлял. В разные годы он увлекался фотографией, музыкой, химией, радиотехникой, кинематографом. Работал режиссёром мультипликационных и научно-популярных фильмов.

Детским писателем Николай Николаевич стал совершенно случайно. Он обнаружил в себе писательский талант, рассказывая сказки своему сыну и его друзьям.

Носов действительно знает, как привлечь внимание маленького читателя, понимает, что ему интересно, умеет разговаривать на языке детворы.

В основе рассказов Носова лежит какой-нибудь курьезный случай, интересная ситуация. Эта понятность описания, весёлый нрав детей, правдивость повествования сделали рассказы Носова классикой детской литературы.

Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) – советский детский писатель, киносценарист, наибольшую известность получила трилогия произведений о Незнайке. Рассказы для детей, написанные талантливым автором, очень увлекательны, поэтому они придутся по душе, как мальчикам, так и девочкам. Занимательные истории, повествующие о приключениях их сверстников, отличаются легким и живым языком. Интригующие события происходят на улице, дома и в школе. Сюжетные линии будут интересны читателю вне зависимости от его возраста.
Советский писатель знакомит детей с понятиями дружбы, честности, взаимовыручки и верности. Благодаря творчеству Н. Носова ребенок узнает, какие ситуации могут доставить проблемы, а также как надо поступать, чтобы избежать подобных неприятностей. Через занимательные произведения малыш получит опосредованный опыт, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Рассказы Носова читать онлайн

Сказки Носова не менее увлекательны, чем его реалистичные истории. Их герои покорят детские сердца сразу после прочтения фантастических небылиц. Наиболее известным персонажем является коротышка Незнайка, с которым происходят разнообразные приключения. Небольшие произведения Николая Носова являются наиболее подходящим вариантом для ребенка, чтобы приступать к самостоятельному чтению. Произведения советского писателя собраны на сайте и доступны для посетителей. Они станут отличным развлечением для малышей и их родителей.

Кинешемский педагогический колледж

Контрольная работа

Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Курс 4 Группа «А»

Предмет Детская литература

Работа 1 Вариант 8

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги

Список используемой литературы

1. Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.

Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

А вода где? - спрашиваю.

Вода... там, в колодце.

Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

И ведро, - говорит, - в колодце.

Как - в колодце?

Так, в колодце.

Упустил?

Упустил.»

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!

Я говорю:

Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.

Ну давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

С самого детства он верил: чудеса всегда находятся где-то рядом. Чтобы их заметить, необходимо только повнимательнее присмотреться. Эта искренняя вера писателя передавалась всем, кто читал его книги - добрые, остроумные и удивительно глубокие.

С виду это был хмурый, молчаливый, неулыбчивый человек. Но в душе он всю жизнь оставался фантазёром. Мечтательную натуру писателя выдавали только его глаза: живые, проницательные, со скрытой смешинкой. Он всем своим сердцем любил и понимал детей. И умел видеть мир таким, каким его видят мальчишки и девчонки. И всё потому, что отлично помнил своё собственное детство.

В детстве он играл в разбойников, строил лодки из ящиков, носился по крышам, воображая себя лётчиком. Летний день казался ему бесконечно долгим, мир вокруг - удивительным, а все окружающие люди - прекрасными.

Главными из них были - добрый и сильный великан, которого зовут папа, и самый заботливый и ласковый человек на свете - мама. Папа часто куда-то уходил. Зато как радостно было бежать ему навстречу, когда вечером Коля слышал, что хлопнула калитка! Мама всегда была рядом, без неё невозможно было представить своё существование. Когда однажды мама уехала куда-то на целый день, мальчику показалось, что померкло солнце. Прячась в высокой траве возле дома, Коля рыдал весь день. Когда мама вернулась, в его детской вселенной вновь воцарилось безоблачное счастье.

Слушая, как отец занимается с братом, в пять лет Коля выучил буквы. Но то, как из них получаются слова, для него оставалось загадкой. Разгадал он её совершенно самостоятельно. Мальчуган, с пылом настоящего исследователя, целый вечер сидел над газетой. Он старался понять, почему буквы «эн», «о», «вэ», «о», «эс», «тэ» и «и» читаются как «новости». И понял! Просто нужно было читать, отбросив звук «э».

Отец, обрадованный успехами сына, подарил ему книгу «Чудо-сказки». Представление Коли о мире полностью перевернулось. На свете, оказывается, кроме людей и животных, есть феи и колдуны, эльфы и гномы, сапоги-скороходы, волшебные палочки и много других чудес, о которых он не имел понятия!

Когда Коля стал постарше, ему объяснили, что всё это вымысел. Но он совершенно не хотел в это верить. В глубине души он всегда был убеждён, что сказки - это самые правдивые и мудрые книги.

Он учился с 1927 по1929 в Киевском художественном институте, но не закончив его, перевелся в Московский институт кинематографии. Закончив его в 1932 году, устроился режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов, кем и проработал вплоть до 1951 года.

Николай Носов совершенно не планировал становиться детским писателем, это произошло случайно. Когда у Николая Носова родился сын, он читал своему малышу сказки. Как-то раз ребёнок сильно раскапризничался, и молодой отец стал рассказывать собственные истории. Сынишка тут же позабыл обо всех своих неприятностях и стал слушать папу, не отрывая от него удивлённых глаз.

Будущий писатель придумывал для сына всё новые и новые истории. В какой-то момент он решил их записать. Так появились на свет первые повести и рассказы о жизни любознательных школьников. Когда Николай Носов принёс свои произведения в журнал «Мурзилка», их, что называется, оторвали с руками. Редакторы детских изданий, с которыми стал сотрудничать Носов, просили в один голос: «Пишите ещё!» И он с воодушевлением писал, понимая, что нашёл профессию своей мечты.

Носов Николай Николаевич оставил неизгладимый след в детской литературе, он стал писать о детях, непоседах, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Книги Носова близки и понятны юному читателю, что особенно ценно в детской литературе.

26 июля 1976 года, не дожив до семидесяти лет, Николай Николаевич скончался. На его надгробном камне изображён Незнайка - персонаж, который, как и другие герои Носова, никогда не состарится и будет вечно жить в прекрасном мире, придуманном писателем.

Рассказы и сказки, написанные великим литератором Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого маленького читателя, даже несмотря на то, что на полках магазинов предлагается большой выбор рассказов современников. Произведения Николая Носова для детей являются эталоном детской литературы, и мы предлагаем краткий обзор некоторых из них.

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Небольшой рассказ Носова, где описывается спор двух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта покататься, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

Небольшая история, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочитали ребята и решили затеять игру. Они соорудили небольшой домик и обнаружили, что в нем нет окон и поэтому ничего не видно. И здесь им внезапно показалось, что к ним пришел серый волк…

История о том, как мама сделала подарок ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в итоге признался.

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.

История о том, как мама Миши сказала сыну примерно вести себя и в качестве поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но потом залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и здесь она разбилась. Когда пришла мама, разбитую сахарницу и съеденный леденец было обнаружено.

Главный герой рассказа – Саша, он очень хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил напугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Неожиданно в гости пришел милиционер. Здесь началось самое интересное, а ребенок навсегда запомнил, что пугать людей нельзя.

Эта история о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Конечно же, песни по радио были намного интереснее, чем уроки, поэтому все песни были внимательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух маленьких братьях, которые летом гостевали в деревне у бабушки с дедушкой. Ребята решили половить рыбу, а для этого на чердаке, вначале, решили отыскать удочку, но она была одна. Зато была найдена еще и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно придумать много интересного. На пруду ловить рыбу не получилось так просто…

История о том, как трое деток остались дома одни и решили поиграть в прятки. Несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобился для ее уборки.

Рассказ Носова о маленьком мальчике Павлике, который весной поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала немного зернышек и объяснила, как сажать. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один — постоянно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало обидно. Он решил своего друга Витю закрыть в шкафу. Просидев некоторое время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был заперт другом.

Поучительный рассказ, в котором идет речь о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились отдохнуть. Они присели и начали рассказывать друг другу забавные сказки. В итоге поняли, что совсем не обязательно убивать животных, а можно и так весело провести время в лесу.

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на один день раньше других. Днем им было весело, они даже украсили дом, но вот когда настала ночь, и неожиданно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступал и всю ночь ребята не могли понять, кто это. Утром все выяснилось.

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который пригласил в гости Бобика, в то время, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые находились в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришел дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Рассказ о маленькой пятилетней девочке Ниночке, которая большую часть времени проводила с бабушкой, так как мама и папа работали. И однажды у нее возникла идея помогать взрослым в поисках железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Интересная поучительная история про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести дневник. Мама Коли пообещала купить ему ручку, если он будет все аккуратно писать. Мальчик старался записывать все свои мысли и события, да так увлекся, что у него закончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух маленьких мальчиков, которые попали в московское метро, когда гостили у своей тети. Насмотревшись на движущиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики поняли, что заблудились. И внезапно они встретили их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в итоге и сами заблудились.