Образование манилова в поэме мертвые души. Образ и характеристика манилова в поэме мертвые души гоголя сочинение

Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.

Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.

Характер героя

Его характер нельзя определить однозначно.

Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой - полный антипод материалиста Собакевича.

Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности.

Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами.

Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки.

Существует мнение, которое высказал что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

Внешность Манилова

Даже внешность этого героя излучает сладость, приторность. Как отмечает автор, черты его лица были приятными, но приятность эта была слишком сахарной.

Первое впечатление производит положительное, но лишь до тех пор, пока не заговорит. Манилов, характеристика которого, казалось бы, не имеет ничего отрицательного, неприятен автору, который дает почувствовать нам свое ироничное отношение к нему.

Образование и воспитание героя

Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице.

Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках.

Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то. Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности. Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении».

Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен.
Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным.

Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.


Положительные качества Манилова

Этого героя повести Гоголя все-таки нельзя назвать отрицательным. Он полон искренней восторженности, симпатии к людям, гостеприимен.

Манилов любит свою семью, жену и детей. С супругой у него теплые и, конечно, слишком сладкие отношения: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек», - так говорит супруге Манилов. Характеристика этого героя невозможно пропитана сладостью.

Досуг героя

Все занятия Манилова сводятся к пребыванию в мире фантазий. Он предпочитает проводить время в «храме уединенного размышления» и строит проекты, которые никогда не смогут претвориться в жизнь. Например, он мечтает провести подземный ход из дома или выстроить через пруд.

Дни напролет мечтает помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика омертвевших героев-помещиков, образ жизни которых говорит о деградации человечества. Стоит отметить, что этот герой, в отличие от остальных, обладает некоторой привлекательностью.

Сравнительная и Манилова

В отличие от Манилова, персонаж Гончарова не является новым в русской литературе. Обломова можно поставить в один ряд с Онегиным и Печориным, которые также имели большой потенциал, но не могли реализовать его.

Как герои Пушкина и Лермонтова, так и образ, воссозданный Гончаровым, вызывают симпатию читателя. Герой Гоголя, конечно, в чем-то похож на Илью Ильича, но сострадания и расположения к себе не вызывает.

Обломов и Манилов, сравнительная характеристика которых так часто проводится учениками в школе, действительно во многом похожи. В образе героя романа Гончарова, пожалуй, еще меньше внешней динамики: он с утра до ночи лежит на диване, строит проекты по улучшению дел в своем имении, размышляет, мечтает. Его планы не доходят до реализации, ведь он ленив настолько, что иногда даже не встает утром с дивана, чтобы умыться.

Понятия «маниловщина» и «обломовщина» ставят в один ряд, но они не обозначают одно и то же. Синонимом слова «обломовщина» является «лень». «Маниловщина» лучше всего определяется понятием «пошлость».

Чем отличаются Обломов и Манилов? Сравнительная характеристика этих двух персонажей не может обойти такой пункт, как различие в интеллекте и уровне глубины личности этих двух героев. Манилов поверхностен, пытается всем угодить, у него нет собственного мнения. Илья Ильич, напротив, глубокая, развитая личность. Герой Гончарова способен на очень серьезные суждения, он не боится быть непонятым (сцена с Пенкиным), кроме того, он по-настоящему добрый человек. Манилова правильнее будет охарактеризовать словом «добродушный».

Характеристика Обломова и Манилова схожа в отношении героев к вопросам ведения хозяйства. Илья Ильич обдумывает ответ на неприятное письмо старосты, полученное несколько лет назад, размышляет над планами преобразований в делах поместья. Надо сказать, что такие письма, нарушающие его покой, Обломов получает ежегодно.

Манилов хозяйством тоже не занимался, оно ведется само собой. На предложения приказчика ввести какое-либо преобразование, барин отвечает: «да, недурно». Очень часто Манилов погружается в пустые мечтания о том, как хорошо было бы…

По какой же причине читателям симпатичен герой повести Гончарова? Дело в том, что первоначально Манилов, как отмечает Гоголь, кажется приятным человеком, но стоит с ним поговорить чуть дольше, как начинаешь чувствовать смертельную скуку. Обломов, напротив, первоначально производит не очень приятное впечатление, но впоследствии, раскрываясь с лучших сторон, завоевывает всеобщую симпатию и сочувствие читателей.

В заключение нужно отметить, что Манилов - счастливый человек. Он доволен своим безмятежным образом жизни, у него есть любимая жена и дети. Обломов глубоко несчастен. В своих мечтах он ведет борьбу с клеветой, ложью и другими пороками человеческого общества.


Среди помещиков, которых посетил Павел Иванович Чичиков, Манилов стоит особняком.

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» - олицетворение живых людей, потерявших свою личность и индивидуальность. Манилов – это душа, потерявшая цель жизни, «мертвая душа», но она ничего не стоит даже для такого подлеца, как Чичиков.

Помещик - мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье - пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Внешность персонажа

Помещик с приятной фамилией Манилов – не пожилой мужчина, как говорит автор «средних лет». Его лицо запоминается чрезмерной слащавостью. Он напоминает автору приторные сладости, излишки сахара.

Черты внешности персонажа:

  • голубоглазый;
  • белокурый;
  • улыбающийся приятно и заманчиво.
Глаз у мужчины чаще не видно. Когда Манилов смеется или улыбается, закрывает глаза, жмуриться. Автор сравнивает помещика с котом, у которого чешут за ушком. Почему такие глаза? Ответ прост, издавна считается, что глаза – зеркало души. У персонажа поэмы нет души, поэтому нечего отражать.

Интересная у помещика одежда:

  • зеленый «шалоновый» сюртук;
  • теплый картуз с ушами;
  • медведи в коричневом сукне.
Отсутствие мыслей и чувств во внешности удивительно не сочетается с приятной наружностью. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако.

Общение с Маниловым

Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.
  • 1 минута – приятный человек;
  • 2 минута – не знаешь что сказать;
  • 3 минута – «Черт знает что такое».
После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

Характер героя

Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.
  • безразличие;
  • лень;
  • отсутствие собственного мнения;
  • словоблудие.
Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

Особые качества

У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:

Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.

Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» - сложно даже понять смысл восторженного чувства.

Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Дом. Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд. Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка. Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Манилов - «сладкий» сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2). Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов; связан с водевильно-комедийным типом душещипательного «карамзиниста»; с мольеровским типом «глупого дворянина» и др. Сквозь многочисленные литературные маски в образе М. просвечивает маска социальная. В его портрете (белокурые волосы, голубые глаза), в рисунке его поведения (приторная мечтательность при полном бездействии), даже в возрасте (около 50 лет) могут быть опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого государя Александра I последних лет его правления, приведших страну к катастрофе. Во всяком случае, это тот же социальный тип. (Предпринимавшаяся попытка связать М. с Николаем I была заведомо ошибочной.) Имя жены М., приятной дамы, плетущей кружевные кошельки, - Лизанька - совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М. Карамзина, так и с именем жены Александра I.

Сконструированность образа М., его сотканность из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика, «великатностью» поведения. (По отзыву повествователя, М. - ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; черт знает что такое.)

Характеры помещиков, изображенных в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Дом М. стоит на юру, открытый всем ветрам; «покатость горы» покрыта подстриженным дерном; видны жиденькие вершины берез; беседка возвышенно поименована «Храмом уединенного размышления»; пруд полностью подернут ряской; повсюду серенькие избы, числом 200; в селе нет деревьев; «окрас» дня - не то ясный, не то мрачный, светло-серого цвета - совпадает с колором кабинета М., покрытого голубенькой краской вроде серенькой. Все это указывает на никчемность, безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Скрытой «мертвенности» М. соответствует бездеятельность (он не знает, сколько человек у него умерло; всем ведает 40-летний сытый приказчик), неподвижность его времяпрепровождения (в зеленом шалоновом сюртуке или в халате, с чубуком в руке). Зацепившись за любую тему, мысли М. ускользают в никуда, в раздумья о благополучии дружеской жизни, о мосте через пруд, о бельведере, столь высоком, что с него можно за чаем наблюдать Москву, до которой с трудом доедет колесо чичиковской брички. В мире М. нет и времени: два года заложена на одной и той же странице какая-то книга (видимо, выпуск журнала «Сын Отечества»); восемь лет длится супружество - но М. и его Лизанька по-прежнему ведут себя как молодожены. И действие, и время, и смысл жизни заменены словесными формулами; услышав от Чичикова его странную просьбу («Я желаю иметь мертвых...»), М. потрясен, остается несколько минут с раскрытым ртом, и подозревает гостя в помешательстве. Но стоит Чичикову подобрать изысканное словесное оформление своей дикой просьбе, как М. совершенно успокаивается. Причем навсегда - даже после «разоблачения» Чичикова он будет настаивать на его «доброкачественности» и высоких свойствах чичиковской души.

Мир М. - это мир ложной бытовой идиллии, которая чревата ложной утопией фантастического благоустройства (ср. греческие имена его детей - Фемистоклюс и Алкид, помимо всего прочего связанные с греческим происхождением идиллии). «Ложность» маниловской утопии и маниловской идиллии предопределена тем, что ни идиллического прошлого, ни утопического будущего у М. нет, как нет и настоящего. Путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку не случайно изображен как путь в никуда: даже выбраться из Маниловки, не затерявшись на просторах русского бездорожья, - и то трудно. (Намереваясь попасть к Собакевичу, Чичиков должен будет сначала заночевать у Коробочки, а затем завернуть к Ноздреву, т. е. именно к тем «незапланированным» помещикам, которые в конце концов и погубят его славную репутацию.) В соответствии с сюжетной схемой 1-го тома, «переворачивающей» схему дантовского «Ада», образ М. в портретной галерее погибших или погибающих душ занимает одновременно и самое высокое, и самое низкое место; он в равной мере «прописан» и в верхнем круге, Лимбе, и в последнем, 9-м круге российского «ада», откуда нет шансов выбраться в грядущий российский «рай». В М. нет ничего отрицательного; он не пал так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки. И потому М. в отличие от остальных «полуотрицательных» персонажей не может рассчитывать на душевное преображение и возрождение (смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) - в нем нечего возрождать и преображать.

Манилов - герой поэмы Н. В. Гоголя, помещик. Он - первый из помещиков, к которым заезжает Чичиков. Автор обыгрывает фамилию персонажа (от глагола «манить», «заманивать»).

Манилов характеризуется автором как бесплодный мечтатель, человек без собственного мнения, не способный довести какое-либо дело до конца. Характер героя трудно уловить. Сам автор описывает его с помощью пословицы: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан» . Внешность Манилова ещё больше подчеркивает его серость и типичность его натуры: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».


Бесхозяйственность Манилова показана ещё при описании его усадьбы. Чичикову открываются безжизненные и жалкие виды. Его дом обдувается всеми ветрами, повсюду ветхость и запустение. Внимание также привлекает беседка, которая высокопарно называется «Храм уединенного размышления».

Хозяйство Манилова ведет пьющий приказчик, ключница ворует, слуги спят и бездельничают: «Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Манилов постоянно придумывает разнообразные «прожекты», которые не только бесполезны, но и вряд ли осуществимы: «...глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян».

Манилов - приверженец всего западного, подчёркивает свою высокую образованность. Даже своих детей он назвал странными именами - Фемистоклюс и Алкид. Он счастлив в браке, но его отношения с женой выглядят наигранными и пародийно-сентиментальными.

Манилов не ищет выгоды в сделке с Чичиковым. Он отдает души крестьян бесплатно и берет купчую на себя.

За внешней приятностью Манилова скрывается ничтожность, серость и пустота.

Поэма «Мертвые души» написанная Гоголем считается одной из лучших его работ. Читая данное произведение можно встретить такого героя, как помещик Манилов. Этот персонаж вызывает интерес у читателя. Манилов живет на полную ногу и в комфорте. Также он целый день тратит на свои мечты, они не покидают его голову. Данные мечты ничего хорошего собой представляют. Такая жизнь ведет к беспорядку в доме и на участке. Крепостные стали ленивые и не покорные. Но, Манилов не посвящает себя в бытовые дела, всем управляет приказчик.

Манилов довольно молчаливый человек, он только и думает целый день, как воплотить в жизнь свои мечты. У помещика есть жена, которую он не разлюбил за 8 лет брака. Женщина посвящает себе воспитанию детей. Кстати звать их довольно странно для России, Фемистоклюс и Алкид. Когда Манилов впервые с кем-то знакомится, люди просто поражены манере его общения. Он очень культурен и приятен, он нравится людям. Помещик старается не смотреть на негативные качества людей, он замечает только хорошие. Бывали случаи, что своими хорошими манерами общения и поведение он раздражал людей. Иногда он просто «перегибал палку».

Человек этот практически ничем полезным не занят. Манилов любил проводить время в своей комнате и мечтать. Или просто размышлять о чем-то. Кабинет его был совсем не для работы. Помещик читал одну и ту же книгу в течении двух лет, в которой лежала закладка на одной странице. С Людьми он специально, даже излишне приятен. Он может обсыпать людей комплиментами и любезностями, но, по сути, его речь пустая и не имеет никакого интереса.

Изначально складывается впечатление, что перед вами очень приятный человек. А далее он быстро гаснет и становится довольно скучным. Помещик не умеет высказывать свои мысли, да в принципе у него и нет своего мнения. Человек довольно прямолинейный и в каком-то смысле мертвый душой. Персонаж очень серый и не имеющий характера, он даже не имеет каких-то особенных умений и склонностей.

Данного героя окружают вещи, которые вообще не имеют никакого толку. Это говорит о том, что помещик относится к жизни безразлично. Дом всегда открыт на распашку, хочешь заходи, хочешь выходи.

Подытожим. Автор заостряет внимание читателя на внутреннем мире Манилова. Его душа пуста и ничтожна. А прикрыта она праздной жизнью и чрезмерными приятными манерами. Данный герой не имеет практически нечего плохого, но в нем нет ничего и хорошего. Гоголь не дает шанса этому герою произведения как-то поменяться или переродится. Этот человек по сути своей пустое место, поэтому и меняться в нем просто нечему. Данный персонаж передает поведение некоторых людей в реальной жизни, которые только и занимаются тем, что мечтают не пойми о чем.

Вариант 2

Манилов – первый помещик, с которым Н.В. Гоголь знакомит читателя. При этом его образ можно считать центральным, он лучше всего запоминается. Автор мастерски создает характеристику героя. Когда Чичиков только въезжает в Маниловку, создается впечатление уютного дома, приятных и радушных хозяев. Все так и веет гостеприимством и даже уютом. Но, пробыв в этом доме какое-то время, становится душно, противно, хочется оттуда сбежать вместе с главным героем.

Первоначально складывается приятный образ умного и интеллигентного человека, но потом собеседнику открывается его пустота, посредственность, пошлость. С барином становится неинтересно, приторно, тошно ведь Манилов никогда не имеет своего мнения, а лишь поддерживает светскую беседу выученными общими фразами. Изначально Манилов кажется собеседникам милым, приятным и добрым человеком, но общение с ним вызывает скуку смертную. В его речах нет задора, индивидуальности, живого слова. При этом беседы его заискивающие, он отчаянно ищет расположения собеседника. Герой испытывает к Чичикову восторженную симпатию.

У помещика достаточно приятная внешность. Он не стар, белокур, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Одевается дорого, хоть и безвкусно. И на первый взгляд, это видный мужчина. Его глаза «сладкие как сахар» с милым прищуром, особенно, когда смеется. Такой же сладкой и манящей была улыбка героя. Вообще в описание героя очень много «сахара». В чертах лица, мимике, выражениях и беседах. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «Являл в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Мужчина уже 8 лет женат. Любит свою супругу Лизу. И она мужем очень довольна. Они трогательно и нежно приносят друг другу кусочки фруктов, конфетки и прочие вкусности. Общаясь при этом совершенно приторными голосами, что вызывает у читателя отвращение или смех. Дети их названы совершенно странными и вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. А воспитанием их занимаются слуги.

Большинство знакомых считают Манилова скромным, воспитанным, деликатным, сердечным и образованным человеком. Отчасти, это действительно так. В сделке с Чичиковым он ведет себя бескорыстно в материальном плане. И даже юридические издержки берет на себя. Но его выгода в том, что ему приятно быть полезным Чичикову, это льстит помещику.

Характер героя определить трудно, он, что называется ни то, ни се. Но детали, прописанные автором, достаточно красноречивы. Манилов никогда не доводит дела до конца. А чаще их и вовсе не начинает. А только грезит о том, что хорошо бы сделать. Строит планы, которые никогда не осуществит. Одним из таких мечтаний становится мост, о котором каждый гость Маниловки слышит по нескольку раз. На столе у хозяина лежит пыльная книга, открытая много лет на одной и той же странице. Мебель обтянута дорогим иностранным сукном, на, правда, его на все предметы не хватило.

Маниловщина – это ложная идиллия, утопия своего рода. И она затягивает, если вовремя из нее не вырваться. Поэтому из поместья так хочется сбежать, поскорее уехать, пока еще есть силы бороться.

Сочинение про помещика Манилова

Манилов - один из пяти помещиков произведения Гоголя "Мертвые Души". Каждый помещик описан в книге по убывающей черте человечности, первый в которой Манилов, сумевший сохранить в себе некоторые аспекты привлекательности. Каждый помещик парадирует человеческие грехи: лень, корысть, мошенничество, лицемерие, нелепость и прочие. Манилову пришлось взять на себя роль мечтателя, мысли которого всегда возвышены над облаками, никогда не спускавшиеся на землю.

Манилов отставной офицер приятной наружности, который ведет праздничный образ жизни: он ленив и нелеп, безответственен и чрезмерно мечтателен. Ему комфортно в своей обстановке. Он постоянно курит длинную трубку, воспитывает двух сыновей и все ещё любит жену за восемь лет супружеской жизни. Первое впечатление о нем благоприятное. Благодаря воспитанию он видит в людях только приятное, отчего показывается крайне слащавым и легкомысленным.

Он приятен в общении, поскольку использует чрезмерно "сладкие" речи, чтобы угодить своему собеседнику. Манилов любит погружаться в свои мечтания с утра до вечера, из-за чего создается образ "маниловщины". Жизнь вокруг замирает настолько, что книга уже два года лежит открытой на одной и той же странице. Манилов мечтает создать высокую надстройку над поместьем таким образом, чтобы было видно всю Москву. Однако при этом же забывает о управлении хозяйством, из-за чего поручает его приказчику. В свою очередь, и он особо не волнуется о жизни крестьян. В конце концов, двести крестьянских изб выживают как-то сами по себе, отдавая себя на произвол судьбы.

Манилов бескорыстен. Кроме мечтаний, он часто молчит, или же курит свою любимую длинную трубку. Он не следит за своими крестьянами, вследствие чего даже не может ответить на вопрос о числе жертв Чичикову. Манилов решает отдать души крестьян бесплатно, так как удивляется намерениям гостя и тому, что тот желает взять за несуществующий товар настоящую цену.

Образ и характеристика Манилова

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения, а также образы воплощенных грехов как таковые. Эти образы Гоголь располагает в особом порядке, для того чтобы составить и смысловую канву и интересные структурные рифмы.

Манилов является первым помещиком, к которому приезжает Чичиков и такое положение вполне обосновано. Ведь в смысловом контексте Манилов – образ детства, наименьшая степень мертвенности и в чем-то даже наименьшая степень греховности.

Этот герой действительно является по детски наивным, он ко всем относится благодушно: вице-губернатор - «милый», полицмейстер - «очень приятный». Он создает положительное и приятное впечатление, общается с использованием множества комплиментов к собеседнику. Таким образом, этот человек является безобидным и простым.

Тем не менее, фигура Манилова при ближайшем рассмотрении является даже отвратительной. Его абсолютная инфантильность преобразована в ужасные формы, которые во взрослом возрасте просто недопустимы. Гоголь подчеркивает этот факт характерными деталями, «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года» и горки золы из трубки, которые тщательно складывались на окне.

Таким образом, Манилов является абсолютно никчемной личностью, в которой фантазии полностью вытесняют подлинное существование, он обитает в грезах и в этом начало его мертвенности. Также и отношения в семье его являются полностью фальшивыми и карикатурными.

С супругой он общается абсурдными сахарно-нежными фразами, которые не имеют ничего общего с подлинными чувствами, но, скорее, призваны только хранить комфорт и «радужное» детское настроение. Сама супруга тоже не отличается зрелым характером. Детям он дает странные имена и оба они обращаются с детьми наподобие кукол или чего-то такого, ту не идет речь о воспитании или передаче опыта.

Манилов – душа, пойманная в сети сказок и грез, не имеющая возможности сделать нечто стоящее в этом мире. Также он олицетворяет в целом детскую глупость и слабость несформированной личности, начало грехопадения.