Откуда башкиры. Башкиры. Древний народ с берегов Дуная

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Башкиры. «Башкирский мед»


Общие сведения

БАШКИРЫ - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). По данным переписи 2006 года, в России проживает 1 миллион 584 тысячи башкир, в самой Республике Башкортостан - 863,8 тыс. человек. Живут башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в республиках ближнего зарубежья.

Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» - голова, главный, и тюрко-огузского «корт» - волк. Для Полярной звезды у башкир тоже есть свое название: Тимер Тсазык (железный кол), а две соседние с ней звезды - это лошади (Бузат, Сарат), привязанные к железному колу.

Говорят башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.

Башкирский национальный герой Салават Юлаев был предводителем бедных повстанцев в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

Очерки

Гору красит камень, человека-голова

Можно ли по нескольким наиболее ярким пословицам определить, какой народ их сочинил? Задача нелегкая, но выполнимая.«Героя рождает битва».«Хороший конь рвется вперед, добрый молодец возвращается со славой».«Слава батыра — в бою».«Заблудишься — вперед смотри».«Если герой и умрет — слава останется».Если принять во внимание, что в этом наборе пословиц фигурируют кони, батыры, горы, а также героические деяния, то сразу же возникает ощущение, что рождены они представителями башкирского народа.

В южной части Урала

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. До прихода на Южный Урал башкиры значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. Древние башкиры упоминаются в письменных источниках IX века. Позже они переместились на Южный Урал и прилегающие степные и лесостепные пространства.Расселившись на Южном Урале, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь же они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами. Более двух веков (с X до начала XIII) башкиры находились под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 они были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке башкиры приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство. Они оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царские чиновники подвергали башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно в XVIII веке неоднократно вспыхивали восстания. В 1773—1775 сопротивление башкир было сломлено, однако были сохранены их вотчинные права на земли. В 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. В XIX веке, несмотря на расхищение башкирских земель, постепенно налаживается хозяйство башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность народа, превысив 1 миллион к 1897 году. В конце XIX — начале XX века происходит дальнейшее развитие просвещения и культуры.Теперь уже не секрет, что ХХ век принес башкирам массу испытаний, бед и катастроф, которые привели к резкому сокращению этноса. Дореволюционная численность башкир была достигнута лишь к 1989 году. В последние два десятилетия наблюдается активизация национального самосознания. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 года была провозглашена Республика Башкортостан. Она находится в южной части Урала, где горный хребет разделяется на несколько отрогов. Здесь раскинулись плодородные равнины, переходящие в степь. По данным переписи 2002 года, в России проживает 1 миллион 674 тысячи башкир, в самой республике Башкортостан — 863,8 тысячи человек.Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» — голова, главный и тюрко-огузского «корт» — волк.

Сам земле не поклонишься — она к тебе не придет

О том, каков был мир башкир до научно-технической революции, можно узнать из героического эпоса «Урал-батыр». Долгое время это произведение существовало лишь в устной версии. На бумагу оно было перенесено в 1910 году собирателем башкирского фольклора Мухаметшей Бурангуловым. Услышано и записано от народного сказителя-сэсэна Габита из аула Индрис и в ауле Малый Иткул от сэсэна Хамита. На русском языке «Урал-батыр» в переводе Ивана Кычакова, Адельмы Мирбадалевой и Ахияра Хакимова был опубликован в 1975 году.Мир в эпосе «Урал-батыр» имеет три яруса, три сферы. Он включает в себя небесное, земное, подземное (подводное) пространства. На небе живут небесный царь Самрау, его жены Солнце и Луна, дочери Хумай и Айхылу, принимающие облик то птиц, то прекрасных девушек. На земле живут люди, лучшие из которых (например, Урал-батыр) хотят добыть для народа «живую воду», чтобы сделать его бессмертным. Под землей (под водой) живут плохие дэвы (дивы), змеи и другие темные силы. Через подвиги Урал-батыра фактически раскрываются представления башкир о добре и зле. Этот богатырь преодолевает неимоверные испытания и, в конце концов, находит «живую воду». Есть в башкирском фольклоре космогонические легенды. В них сохранились черты древних мифологических представлений о «связях» звезд и планет с животными и людьми земного происхождения. Например, пятна на Луне — это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах — девушка с коромыслом). Созвездие Большая Медведица (Етегэн) — семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе. Полярную звезду башкиры называли железным колом (Тимер Тсазык), а две соседние с ней звезды — лошадьми (Бузат, Сарат), привязанными к железному колу. Волки из созвездия Большой Медведицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом все они исчезают, чтобы ночью вновь появиться на небосклоне.

В одном сердце две любви не уместишь

Загадки — популярный жанр фольклора. В загадках башкирский народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных. Загадки — одно из самых лучших и самых действенных средств для развития воображения. В этом можно легко убедиться.Помигает, помигает — восвояси убегает. (Молния)Сильнее солнца, слабее ветра. (Облако)Над крышей дома у меня разноцветная лыжня. (Радуга)Огня нет — горит, крыльев нет — летит, ног нет — бежит. (Солнце, туча, река)Мал каравай, а всем хватает. (Луна)Башкиры, хотя и приняли мусульманство, сохранили в своей культуре немало элементов, уходящих корнями в доисламские представления и обряды. Это, например, почитание духов леса, гор, ветра, промыслов. Во врачевании использовались обряды лечебной магии. Болезнь иногда изгонялась с помощью колдовской хитрости. Это выглядело так. Больной шел на то место, где он, как ему казалось, заболел. Тут же рядом ставили чашу с кашей. Считалось, что злой дух непременно выйдет из тела и набросится на кашу. А больной тем временем убежит от этого места другой дорогой и спрячется так, что злой дух его не найдет.Многие башкирские праздники связаны с теми или иными моментами общественной жизни, хозяйственной деятельности и переменами в природе. Наиболее примечательные из них, пожалуй, три праздника: каргатуй, сабантуй и джин.Каргатуй — весенний женский и детский праздник прилета грачей (карга — грач, туй — праздник). Главным угощением на этом празднике была ячменная каша, сваренная из общих продуктов в большом котле. Когда коллективная трапеза завершалась, остатки каши разбрасывали по сторонам, угощая и грачей. Все это сопровождалось играми и плясками.Сабантуй (сабай — плуг) — весенний праздник, который символизировал начало пахоты. Существовал обычай перед началом весенней пахоты бросать в борозду яйца, прося у неба плодородия.На летних праздниках — джинах, общих для нескольких деревень, устраивались не только пиршества, но и состязания в беге, стрельбе из лука, скачки, борьба, массовые игры. В основном к лету приурочивались и свадьбы, включавшие три главных момента: сватовство, обряд бракосочетания и свадебный пир. Среди множества башкирских пословиц и поговорок можно выделить целую группу высказываний, в которых как бы сконцентрирована семейная мудрость и мораль. Многие из этих фраз не устарели и по сей день: «Хорошая жена мужу угодит, хороший муж миру угодит». «Красота нужна на свадьбе, а расторопность — каждый день». «В одном сердце две любви не уместишь».



1. История башкир

Колыбелью древнебашкирских племен был Тюркский каганат. Первые письменные известия о «народе из тюрок, называемом башкорт», оставили арабские авторы IX-XI веков. Переселившись в Приуралье, башкиры ассимилировали часть местного финно-угорского и скифо-сарматского населения.
В X веке западнобашкирские племена попали в политическую зависимость от Волжской Булгарии. А в 1236 году покоренная монголами Башкирия вошла в состав Золотой Орды. В этих условиях башкирский народ не мог создать собственное государственное образование.
После взятия Казани Иван Грозный обратился к башкирам с призывом войти в состав Русского государства.
Условия вхождения сохранились в русских летописях, а также в башкирских шажере (племенном эпосе). Башкиры обязались платить ясак пушниной и медом, а также нести военную службу. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли; обещало не посягать на религию башкир и обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества.
Царские грамоты, обещавшие мир и спокойствие, произвели сильное впечатление на башкир. В 50-х годах XVI века башкирские племена изъявили желание перейти в российское подданство. Между прочим наш Иван Грозный завоевал среди башкир невиданную популярность, как добрый и милостивый «белый царь».
На первых порах русские власти свято соблюдали условия договорных грамот. Но с XVII века началось ущемление прав местных ханов и биев, захват племенных земель. Ответом был ряд восстаний, которые нанесли тяжелый урон обеим сторонам конфликта. Самым тяжелым для башкир является восстание 1735—1740 годов, в ходе которого, как считается, погиб едва ли не каждый четвёртый человек.
Последний раз башкиры подняли оружие против России в ходе знаменитой «пугачевщины». Башкирский сподвижник Пугачева Салават Юлаев остался в памяти башкир народным героем. Но для русского населения Поволжья это был кровавый изверг. По словам современников, православный мир «стонал и плакал» от его изуверств.
К счастью, эти межнациональные распри остались в прошлом.

2. Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Герой Отечественной войны 1812 года Сергей Глинка писал в своих мемуарах: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую… Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
Действительно, башкирские формирования стали важной частью русской иррегулярной кавалерии. Всего в помощь русской армии башкиры выставили 28 конных полков. Башкирские всадники были одеты в кафтаны из синего или белого сукна, широкие шаровары в цвет кафтану с красными широкими лампасами, белый войлочный колпак и сапоги.
Вооружение башкирского воина составляли пика, сабля, лук и колчан со стрелами — ружья и пистолеты были у них редкостью. Поэтому французы шутливо прозвали башкир «амурами». Но свое допотопное вооружение башкиры использовали виртуозно. В одном современном документе читаем: «В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою». В сорока шагах башкирский воин не давал промаха.
Наполеоновский генерал Марбо в своих мемуарах писал об одном столкновении с башкирской конницей: «Они кинулись на нас бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос. Настигнуть их было очень трудно».
Кутузов в одной из реляций отмечал храбрость, с которой «башкирские полки поражают неприятеля». После Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских удальцов, прошедших с боями пол-Европы, и сегодня поется в Башкирии.

3. Башкирская свадьба

В свадебном обряде ярче всего проявляются национальные и религиозные традиции народа.
Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели сохранялся у башкир до конца XIX века. Мальчик и девочка должны были укусить друг друга за уши, а родители жениха и невесты в знак заключения брачного договора пили батА, разведенный мед или кумыс из одной чашки.
Женились башкиры рано: юноша считался созревшим для свадьбы в 15 лет, девушка - в 13. Согласно традиции части башкирских племен, нельзя было брать жену из своего рода или волости. Но у другой части башкир был разрешен брак между родственники в пятом и шестом поколении.
У мусульманских народов (а башкиры исповедают ислам суннитского толка) брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха. Такой свадебный обряд называется никАх.
В дом тестя приходит приглашенный мулла и спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. Молчание женщины принимается за ее согласие. Затем мулла читает изречения из Корана и делает запись в метрической книге.
Мулле за сделку обычно платят один процент стоимости калыма. В наши дни калым рассматривается как необязательное, но все же желательное условие брака.
По выплате всего калыма жених со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть устраивал празднество туй, которое продолжалось два-три дня. В богатых домах в эти дни проходили скачки и состязания в национальной борьбе (кэрэш).
При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед родителями мужа и трижды ее поднимали. Затем совершался обмен подарками. На следующий день молодую вели по воду, с коромыслом и ведрами. С собой она брала мелкую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу. На обратном пути смотрели, не расплещет ли молодая воду, что считалось неблагоприятным знаком. И только после этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.

4. Кумыс

Первое упоминание о кумысе принадлежит «отцу истории» Геродоту, жившему в V веке до н.э. Он сообщил, что излюбленным напитком скифов было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. По его словам, скифы тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли.
Одним из народов, которые сохранили для нас рецепт приготовления этого чудодейственного напитка, были башкиры.
Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску - бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться.
По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно один, полтора и три процента.
Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить - от грудного младенца до дряхлого старика - пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки». В экстремальных условиях башкиры иногда питались одним кумысом, обходясь без другой пищи.
Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
По высочайшему повелению, в 1868 году московский купец Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение близ Москвы (в нынешних Сокольниках).
Лечебные свойства кумыса высоко ценили многие выдающиеся ученые-медики. Например, Боткин называл кумыс «прекрасным средством» и считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога или простокваши.
Любой башкир подтвердит, что кумыс - отличная альтернатива пиву и коле.

БАШКИРЫ (самоназвание - башкорт), тюркоязычный народ в России, коренное население Башкортостана. Численность 1673,4 тысяч человек (2002, перепись), из них в Башкортостане - 1221,3 тысяч человек, Оренбургской области - 52,7 тысяч человек, Пермской области - 40,7 тысяч человек, Свердловской области - 37,3 тысяч человек, Челябинской области - 166,4 тысяч человек, Курганской области - 15,3 тысяч человек, Тюменской области - 46,6 тысяч человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Украине и др. Говорят на башкирском языке, распространены также русский и татарский языки. Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Предки башкир (башджарт, башгирд, башкерд) впервые упоминаются арабскими авторами среди огузских племён Средней Азии в 9 веке. К 920-м годам они попали через Южную Сибирь в Приуралье (башкирд у Ибн Фадлана), где ассимилировали местное финно-угорское (в том числе угро-мадьярское) и древнеиранское (сармато-аланское) население. На Южном Урале башкиры вступили в контакт с волжско-камскими булгарами и финно-угорскими племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. Среди башкир выделяются 4 антропологических типа: субуральский (уральская раса) - в основном в северных и северо-западных лесных районах; светлый европеоидный (беломоро-балтийская раса) - северо-западная и западная Башкирия; южно-сибирский (южно-сибирская раса) - среди северо-восточных и особенно зауральских башкиров; южный европеоидный (понтийский вариант индосредиземноморской расы) - в бассейне реки Дёма и в юго-западных и юго-восточных горнолесных районах. По данным палеоантропологии, наиболее древний пласт составляют представители индосредиземноморской и уральской рас, отождествляемые соответственно с савроматами и сарматами 7 века до нашей эры - 4 века нашей эры (Альмухаметовские, Старокиишкинские, Новомурапталовские курганы в Башкирии, Филипповские курганы в Оренбургской области) и финно-уграми 2 века до нашей эры - 8 века нашей эры (пьяноборская культура, бахмутинская культура), что подтверждается и топонимическими данными. Представителей южно-сибирской расы можно связать с тюрками 9-12 века (Муракаевские, Старохалиловские, Мрясимовские курганы на северо-востоке Башкирии) и отчасти с кипчаками, появившимися здесь во времена Золотой Орды (Сынташтамакские, Озерновские, Урта-Буртинские, Линёвские и другие курганы).

Согласно фольклорным источникам, башкиры около 1219-1220 годов заключили договор с Чингисханом о вассалитете, сохранив автономию в форме союза племён на родовых землях Южного Урала. Возможно, этим договором объясняется, что башкирские земли не вошли в состав ни одного золотоордынского улуса, вплоть до образования в 14-15 веках Ногайской Орды. К 14 веку распространяется ислам, развиваются письменность, литература, появляется монументальная архитектура (мавзолеи Хусейн-бека и Кэшэнэ около посёлка Чишмы под Уфой, Бенде-Бике в Кургачинском районе). В состав башкир вливаются новые тюркские (кипчаки, булгары, ногайцы) и монгольские племена. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству башкиры приняли русское подданство, оставив за собой право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В 17-18 веках нарушение этих условий неоднократно вызывало восстания башкир. После подавления Пугачёва восстания 1773-75 года сопротивление башкир было сломлено, однако их вотчинные права на землю сохранены. Учреждением в 1789 году в Уфе Духовного управления мусульман России было признано их право жить по своей религии. В 1798 годах в рамках кантонной системы управления (смотри в статье Кантон) башкиры были переведены в военно-казачье сословие, после её отмены в 1865 году - причислены к податному сословию. На положении башкир тяжело сказалась колонизация в 18-19 веках русских приуральских степей, лишавшая башкир их традиционных пастбищ. Резко упала численность башкир в результате Гражданской войны 1917-22 годов и голода 1920-21 года (с 1,3 миллиона человек, по переписи 1897 года, до 625 тысяч человек, по переписи 1926 года). Дореволюционная численность башкир восстановилась лишь к 1979 году. В послевоенный период усиливается миграция башкир из Башкирии (в 1926 году за пределами республики жили 18% башкир, в 1959 - свыше 25%, в 1989 - свыше 40%, в 2002 - свыше 27%), растёт городское население (с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 до 42,3% в 1989 и 47,5% в 2002). В современной Башкирии действуют Башкирский народный центр «Урал», Всебашкирский центр национальной культуры «Ак тирма», Общество башкирских женщин, Союз башкирской молодёжи, проводятся Всемирные курултаи башкир (1995, 1998, 2002).

Традиционная культура башкир типична для Приуралья (смотри раздел Народы и языки в разделе «Россия»). Основное традиционное занятие в степях Южной Башкирии и Зауралья - полукочевое скотоводство (лошади, овцы и др.), дополняемое в горнолесных районах бортничеством и охотой; в лесных районах Северной Башкирии - земледелие, охота и рыболовство. Земледелие к концу 19 века стало преобладающим занятием. Традиционные пахотные орудия - колёсный плуг (сабан), позднее - русская соха (хука). Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление войлока, ковров, резьба и роспись по дереву (ковши ижау с фигурной ручкой, долблёные сосуды тэпэн для кумыса; с 19 века - архитектурная резьба); в узорном вязании, ткачестве и вышивке распространены геометрические, зоо- и антропоморфные мотивы, близкие к чувашскому, удмуртскому и марийскому искусству; в тиснении по коже (колчаны, охотничьи сумки, сосуды для кумыса и др.), узорном войлоке, чеканке по металлу, ювелирном орнаменте - криволинейные мотивы (растительный, «бегущая волна», «рога барана», S-образные фигуры), имеющие тюркские корни.

Основное жилище кочевников - войлочная юрта (тирме) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. При переходе к оседлости на месте зимников (кышлау) возникали постоянные поселения-аулы. Были известны землянки, дерновые, глинобитные, саманные постройки, в лесной зоне - полуземлянки, срубные дома. Характерны летние кухни (аласык). В основе мужской одежды - рубаха и штаны с широким шагом, женской - длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат (елян), суконный чекмень. Женская одежда украшалась позументом, вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (сельтер, хакал, яга). Головной убор женщин (кашмау) - чепец с нашитой коралловой сеткой, серебряными подвесками и монетами, длинной спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури; девичий (такыя) - шлемовидная шапочка, покрытая монетами, сверху повязанная платком. Молодые женщины носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужские головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, ежекей), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, лапша на мясном или молочном бульоне (халма), крупяные супы (ойре), пресные лепёшки (кёльсе, щёсе, икмек); напитки - разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, пиво (буза), мёд (бал).

Сохраняется деление на племена (бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак катай и др. - всего более 50); племенные территории после присоединения к России преобразованы в волости (в основном совпадают с современным районным делением Башкирии). Волости возглавлялись наследственными (после 1736 года — выборными) старшинами (бий); крупные волости делились на родственные объединения (аймак, тюба, ара). Ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство. Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика (тамга, боевой клич-оран). Основные праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй («Грачиный праздник» - день прилёта грачей), Сабантуй («Праздник плуга» - начало пахоты), Йыйын - праздник завершения сева.

Устное творчество включает обрядово приуроченные (заклички, хороводы, трудовые песни свадебного и похоронного обрядов) и неприуроченные жанры. Различаются 3 основных стиля пения: озон-кюй («протяжная песня»), кыскакюй («короткая песня») и хамак (речитативный стиль), в котором исполняются шаманские речитации (харнау), плачи по умершим (хыктау), календарные и семейные обрядовые заклички, приговоры, эпические кубаиры («Урал-батыр», «Акбузат» и др.; исполнялись певцами-импровизаторами - сэсенами в сопровождении струнного щипкового инструмента - думбыра), эпические баиты светского содержания, мусульманские речитации - религиозно-дидактические (мунажат), молитвенные, коранические. Особый вид пения - сольное двухголосие (узляу, или тамак-курай, буквально - горло-курай), близкое горловому пению тувинцев и некоторых других тюркских народов. Вокальная культура преимущественно монодийная, ансамблевое пение даёт простейшие формы гетерофонии. Наиболее популярные инструменты - продольная флейта курай, металлический или деревянный варган кубыз, гармоника. Инструментальная музыка включает звукоподражания, программные наигрыши («Звенящий журавль», «Глубокое озеро с кувшинками» и т.п.), танцевальные мелодии (бюю-кюи), марши.

Народные танцы башкир по тематике подразделяются на обрядовые («Чёртово игрище», «Изгнание албасты», «Отливание души», «Свадебные сласти») и игровые («Охотник», «Пастух», «Валяние сукна»). Им свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости. Мужские танцы воспроизводят движения охотников (стрельба из лука, выслеживание добычи), взмахи крыльев ловчих птиц и др. Движения в женских танцах связаны с различными трудовыми процессами: прядение, сбивание масла, вышивание и тому подобное. Наиболее развитыми формами в башкирский хореографии обладают сольные танцы.

Лит. и изд.: Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897; Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965; Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Уфа, 1996; Имамутдинова З. А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция: «Чтение» Корана, фольклор. М., 2000; Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002; Башкиры / Сост. Ф. Г. Хисамитдинова. М., 2003.

Р. М. Юсупов; Н. И. Жуланова (устное творчество).

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.