Презентация на тему ф е светланов биография. Биографии, истории, факты, фотографии. Расставанье и новая встреча

Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с 6 лет.


Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Он глубоко и тонко рассматривал и анализировал творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.


Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец — Светланов Федор Петрович. Мать — Светланова Татьяна Петровна. Все детство Евгения Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. "С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть" , — вспоминал позднее Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: "Ну из этого, видать, будет дирижер".


Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени Чайковского. "Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики" — так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.





Светланов начал творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла. Светланов-пианист — достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Евгений Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, — у Юрия Шапорина.


"Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства", — говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова — кантата "Родные поля", Первая рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор — сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них — "Романтическая баллада", Симфоническая поэма "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирская фантазия", Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д. Ф. Ойстраха), поэма "Калина красная" (памяти Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, "Деревенские сутки" — квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.





В 1954 Е вгений Светланов становится ассистентом профессора по классу дирижирования Гаука. "...С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: Института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому" , — писал Евгений Федорович.


Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой "Дафнис и Хлоя" Равеля, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955, когда он представил свою первую работу в Большом театре — оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет — дирижер, а с 1962 — главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы "Псковитянка", "Царская невеста" Римского-Корсакова (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Отелло" Верди (1978), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1983), "Золотой петушок" (1988) Римского-Корсакова; балеты "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на музыку Рахманинова (1960), "Ночной город" на музыку Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961).


В 1964 Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди них — Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.


Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок” и “Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал".


После одного из концертов со Светлановым Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры — подлинные, а не мнимые — очень нужны сегодня нашему искусству".


Балерина Стручкова писала: "...для Евгения Федоровича “технология” балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".





В 1965 Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.


Ираклий Андронико в писал : "Ощущение настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова — ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением кмузыкантам. Артистизм уживается в нем с де ловитостью, могучий темперамент — со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас".


В 1960-е записью всех симфоний Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфо нической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Евгений Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Мясков ско го.


"Вся жизнь Светланова — это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой"

Свиридов.

slovari.yandex.ru ›~книги/Кто есть кто в…Светланов




Русский дирижёр (1928-2002). Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности была связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с шести лет.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывали многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он был талантлив во всем - как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривал и анализировал он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него музыка, он - ее всесильный властелин, и он же - ее самоотверженный служитель. Светланов сам признавался, что мира вне музыки для него не существует. «Легендарный маэстро», как назвала его зарубежная критика, был удостоен высших наград России: он Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена «За заслуги перед Отечеством» (III и II степени). Он был удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т.д.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец - Светланов Федор Петрович. Мать - Светланова Татьяна Петровна. Все детство Е. Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. «С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть», - вспоминал позднее Е. Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: «Ну из этого, видать, будет дирижер».

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Е. Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. «Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики» - так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист - достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Е. Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, - у Юрия Шапорина. «Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства», - говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова - кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор - сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них - «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» - квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Е. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. "… С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому", - писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» Равеля в исполнении БСО, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре - оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение десяти лет - дирижер, а с 1962 года - главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» Чайковского (1958), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Отелло» Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» Караева (1959), «Паганини» на музыку Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Бартока (1961), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» Рахманинова были исполнены на «бис». Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Скале», среди которых - Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы «Снегурочка», «Русалка», «Чио-Чио-сан», Девятая симфония Бетховена, балеты «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: «Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как „Сказка о царе Салтане“, „Золотой петушок“ и „Сказание о граде Китеже“ Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал».

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: «Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью.… Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству».

Балерина Раиса Стручкова писала, что "… для Евгения Федоровича «технология» балета особых трудностей… не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал,… всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет… Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: «Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра… под управлением Евгения Светланова - ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления… И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент - со строгим самоконтролем… Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые… при вас».

Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира - и всюду восторженный прием и признание. Евгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 60-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я. Мясковского.

«Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой.» (Г.В. Свиридов).

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. Восьмерым присвоено звание Героя Социалистического труда (И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова. За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. Восьмерым присвоено звание Героя Социалистического труда (И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова.


Ири́на Константи́новна Архи́пова Ири́на Константи́новна Архи́пова () советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (). Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996) Ири́на Константи́новна Архи́пова () советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (). Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996)


Ири́на Константи́новна Архи́пова И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В годах солистка Свердловского театра оперы и балета. И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В годах солистка Свердловского театра оперы и балета. В годах солистка Большого театра. В годах солистка Большого театра. Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание.


Ири́на Константи́новна Архи́пова 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10). 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).


Ю́рий Никола́евич Григоро́вич Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) артист балета, балетмейстер. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985) Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) артист балета, балетмейстер. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985)


Ю́рий Никола́евич Григоро́вич Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева.


Ива́н Семёнович Козло́вский Ива́н Семёнович Козло́вский (11 (24) марта 1900, село Марьяновка, Киевская губерния 21 декабря 1993, Москва) советский оперный и камерный певец, лирический тенор, обладатель необычного тембра и высокой вокальной техники. Ива́н Семёнович Козло́вский (11 (24) марта 1900, село Марьяновка, Киевская губерния 21 декабря 1993, Москва) советский оперный и камерный певец, лирический тенор, обладатель необычного тембра и высокой вокальной техники. Исполнял не только оперную, камерную, но и духовную вокальную музыку. Заслуженный артист РСФСР (1937).Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980). Исполнял не только оперную, камерную, но и духовную вокальную музыку. Заслуженный артист РСФСР (1937).Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980).


Ива́н Семёнович Козло́вский И. С. Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии (ныне Васильковский район, Киевская область в простой украинской семье. В 1926 году был приглашен на службу в Большой театр. В конце 1930-х Козловский неожиданно становится одним из любимых певцов Сталина. И. С. Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии (ныне Васильковский район, Киевская область в простой украинской семье. В 1926 году был приглашен на службу в Большой театр. В конце 1930-х Козловский неожиданно становится одним из любимых певцов Сталина. В 1954 году, находясь на пике популярности, Иван Семёнович, по так до конца и неизвестным до сих пор причинам, навсегда покинул Большой театр. В 1954 году, находясь на пике популярности, Иван Семёнович, по так до конца и неизвестным до сих пор причинам, навсегда покинул Большой театр. И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10). И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко (род. 8 января 1938, Москва, СССР) советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор. Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко (род. 8 января 1938, Москва, СССР) советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой Социалистического Труда (1988). Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой Социалистического Труда (1988).


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно- строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно- строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко В настоящее время живет в Москве и в Вене, преподает в Венской музыкальной академии. В настоящее время живет в Москве и в Вене, преподает в Венской музыкальной академии. 11 мая 2008 года в честь 70- летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии. 11 мая 2008 года в честь 70- летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии.


Майя Плисецкая Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (род. 20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР) советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (род. 20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР) советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса.


Майя Плисецкая Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени. Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени.


Майя Плисецкая Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина. В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы. Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина. В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы.


Евге́ний Фё́дорович Светла́нов () выдающийся советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986) Евге́ний Фё́дорович Светла́нов () выдающийся советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986) Евге́ний Фё́дорович Светла́нов


Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально- педагогическом училище, затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера.. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года России) Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально- педагогическом училище, затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера.. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года России)




Мари́на Тимофе́евна Семёнова Мари́на Тимофе́евна Семёнова () советская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1941). Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской академии театрального искусства. Мари́на Тимофе́евна Семёнова () советская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1941). Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской академии театрального искусства.


Мари́на Тимофе́евна Семёнова Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище. Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище. В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта» В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта»


Мари́на Тимофе́евна Семёнова В годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов- репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года профессор. В годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов- репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года профессор.


Мари́на Тимофе́евна Семёнова 9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок 10) 9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок 10)


Гали́на Серге́евна Ула́нова Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург 21 марта 1998, Москва) выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета. Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург 21 марта 1998, Москва) выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета.


Гали́на Серге́евна Ула́нова Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на е1950-е годы, народная артистка СССР (1951), дважды Герой Социалистического Труда (1974; 1980), лауреат четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957). Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на е1950-е годы, народная артистка СССР (1951), дважды Герой Социалистического Труда (1974; 1980), лауреат четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957).


Гали́на Серге́евна Ула́нова Единственной балерине ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор Михаил Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Елена Янсон- Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова» Единственной балерине ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор Михаил Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Елена Янсон- Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова»





Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с шести лет.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он талантлив во всем - как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривает и анализирует он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него музыка, он - ее всесильный властелин, и он же - ее самоотверженный служитель. Светланов сам признается, что мира вне музыки для него не существует. "Легендарный маэстро", как назвала его зарубежная критика, удостоен высших наград России: он Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена "За заслуги перед Отечеством" (III и II степени). Он удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т.д.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец - Светланов Федор Петрович. Мать - Светланова Татьяна Петровна. Все детство Е. Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. "С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть", - вспоминал позднее Е. Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: "Ну из этого, видать, будет дирижер".

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Е. Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. "Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики" - так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист - достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Е. Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, - у Юрия Шапорина. "Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства", - говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова - кантата "Родные поля", Первая рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор - сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них - "Романтическая баллада", Симфоническая поэма "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирская фантазия", Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма "Калина красная" (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, "Деревенские сутки" - квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Е. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. "...С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому", - писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой "Дафнис и Хлоя" Равеля в исполнении БСО, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре - оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение десяти лет - дирижер, а с 1962 года - главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы "Псковитянка", "Царская невеста" Римского-Корсакова (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Отелло" Верди (1978), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1983), "Золотой петушок" (1988) Римского-Корсакова; балеты "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на музыку Рахманинова (1960), "Ночной город" на музыку Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди которых - Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" и "Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал".

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству".

Балерина Раиса Стручкова писала, что "...для Евгения Федоровича "технология" балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: "Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова - ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент - со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас".

Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира - и всюду восторженный прием и признание. Евгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 60-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфонической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считает эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я. Мясковского.

Сегодня Евгений Светланов - почетный дирижер Большого театра. Обширна география его зарубежных гастролей, маэстро сотрудничает со многими крупнейшими симфоническими коллективами мира. Евгений Светланов - это эпоха в российской музыкальной истории и наше национальное достояние.

"Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой. Он находится в расцвете своего дарования, и я могу только пожелать ему всяческих успехов. Это будет на радость всем нам" (Г.В. Свиридов).

Он появился на свет в Москве 6 сентября 1928 года. Его родители были солистами оперы Большого театра, причем, происходившими из дворянских родов.

Юноша начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944—1946), затем в Институте имени Гнесиных. Позже занимался композицией у самого Михаила Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования и композиции. В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В 1955 году Евгений Федорович уже работал дирижером Большого театра, а в 1963 году главным дирижером. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре. В 1962 году Светланов был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.

С 1965 по 2000 год Евгений Федорович был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра. Кроме того, некоторое время он работал главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра, а в последние годы вернулся в Большой театр.

Светланов — автор ряда оригинальных сочинений - симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Давида Ойстраха, арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Евгений Федорович осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Не только любовь» Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей. Его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Андрей Эшпай, Тихон Хренников и другие.

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Евгения Светланова. В его честь назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.