Сценарий праздника в ДШИ «Посвящение в мир искусства. Учителя алматы Сценарий дня открытых дверей

Сценарий проведения детского праздника

Цель: формирование интереса к творческой художественной деятельности и основам рисования.

Задачи:

· через игру привить детям интерес к изобразительному искусству;

· расширить представление о цветовой палитре, холодных и теплых красках, жанрах искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);

· приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью;

· научить видеть и свободно выражать эмоциональное настроение с помощью мимики, движений, а на бумаге за счет цвета;

· развивать детскую фантазию и воображение.

Целевая группа: учащиеся эстетического отделения, дошкольного возраста.

Необходимые материалы:

· костюмы для ведущих: Кисточки и Художника,

· рисунки знойной Африки и северного моря,

· таблички с названиями теплых и холодных красок,

· выставка картин по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт),

· карточки с загадками,

· стакан,

· мольберты,

· листы бумаги формат А-2,

· фломастеры,

· листы с отпечатанными кляксами,

· краски, кисти, стакан с водой.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход мероприятия:

(входит Кисточка)

Кисточка: Я самая весёлая из всех кисточек

И я открываю для вас школу.

Буквари и книжки.

Здесь учится рисовать, будут ребятишки.

Мы отправимся в путешествие в страну изобразительного искусства!

(в зале появляется Художник)

Художник: Кисточка, здравствуй! Ты уже здесь?

Кисточка: Да, я уже сказала ребятам о нашем: путешествии.

Художник: Тогда пора отправляться.

Кисточка: Внимание! Что за чудеса? Я слышу чьи-то голоса! Кто-то громко хлопает...

(Дети хлопают в ладоши)

Кисточка: И ногами топает...

(Дети топают ногами)

Кисточка: Чем удивить, что показать Гостям весёлым нашим? Может быть, мы споем или вместе спляшем?

Художник: Нет! Нет! Мы сказку покажем! Она поможет вам вспомнить, почему одни краски называются тёплыми, а другие - холодными.

Живут - поживают на свете краски - Красная, Оранжевая и Желтая. Они напоминают огонь и солнце, поэтому и называли их теплыми. Теплыми красками рисуют очень многое: землянику, морковь, цыплят. А ещё что? (Дети отвечают). Голубую, Синюю и Фиолетовую краски называют холодными за то, что они похожи на лёд, снег, грозовую тучу. А ещё на что? (Дети отвечают). Теплые и холодные краски вечно спорили друг с другом. «Мы самые нужные! Мы самые красивые!» - говорили тёплые краски. «Нет, вы не правы! Мы самые красивые и самые нужные!» - отвечали холодные. Голубая речка с зелеными берегами разнесла молву об этих спорах по всему свету. Услыхали про то Солнышко и тучка и решили проучить их. Холодным краскам они предложили написать картину знойной, жаркой Африки, а теплым - картину северного моря. Эти рисунки сегодня у нас. Кисточка, покажи ребятам.

Кисточка показывает рисунки и спрашивает:

Кисточка: Ну, что похожа синяя Африка на настоящую, а знойное море на северное?

Художник: Конечно, не похожи. Поняли краски, что ошиблись, и решили помириться. С тех пор они живут дружно. В царстве красок теперь всегда царят покой и согласие, высоко-высоко в небе над ними сияет разноцветная радуга и художники пишут картины и холодными, и теплыми красками.

Кисточка предлагает поиграть в игру «Краски»:

Игра.

Кисточка: Я хотела рисовать, но не знала, как начать. Краски, где вы? (дети отвечают: «Мы здесь»)

Кисточка: Я возьму три краски основные, Эти краски не простые: из них состоят все другие.

Где эти краски основные? (выбегают три основные краски: красная, желтая, синяя.)

Кисточка: Если красная с желтой подружится, какая новая краска получится? Ведите свою подружку

(красная и желтая выводят оранжевую).

Кисточка: А если желтая с синей подружится, какая новая краска получится? (зелёная)

Если красная с синей подружится, какая новая краска получится? (фиолетовая).

Кисточка: А теперь теплые краски:

Дружно за руки взялись,

Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

Холодные краски

Дружно за руки взялись,

поклонились, улыбнулись,

повернулись, разошлись!

Художник: Ребята, для нашего праздника мы приготовили небольшую выставку картин. Скажите, на какие три группы можно разделить все картины? (Портреты, пейзажи, натюрморты). Кто может показать картины каждой группы? А теперь загадки!

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется… (пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

или розы в хрустале,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина.

или Колъка, твой сосед

Обязательно картина называется… (портрет).

Художник: Молодцы ребята, жанры картин вы знаете.

Кисточка: А давайте проверим, сможете ли вы отгадать загадки про лето. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (солнце).

Есть звоночки, синий цвет.

С языком, а звону нет (колокольчики).

Белый-белый пароход

Над деревьями плывет.

Если станет синим,

­Разразится ливнем (облако).

Шарик беленький, пушистый повстречался в поле чистом.

Ветер дунул - стал, как дед

В девяносто девять лет (одуванчик).

На припеке у пеньков

Много белых лепестков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки (земляника).

В лесу котелок кипит,

А накипи нет (муравейник).

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, -

И вот теперь я спелая (черника).

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Когда порою одиноко,

Тебе подарит (телефон).

Художник: Ребята, для того чтобы уметь рисовать необходимо, иметь хорошую координацию. Давайте проверим вашу координацию!

Проводится игра : Дети встают в круг, берут себя правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос. Затем отпускают, хлопают в ладоши и меняют руки (т. е. левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос). Движения повторяются, и при этом увеличивается скорость.

Кисточка: Координацию мы проверили, молодцы! А давайте поиграем в игру «Удержать равновесие шарика»!

Игра: Надувной шарик положить на стакан, чтобы он не падал. Игрокам надо обежать стул и вернуться, передать шарик другому.

Художник: В музее происшествие! Пропала картина! Место нахождения её уже известно. Она представлена cpeди других картин на этой стене и это усложняет её поиск. Чтобы отыскать картину, хранителю музея необходимо дать её словесное описание. Сыщик при поиске будет руководствоваться им (выбираются хранитель музея и сыщик). Игру можно повторять, меняя героев и пропавшие картины.

Кисточка: Ребята давайте порисуем, но делать это мы будем пальцами. Две команды становятся напротив друг друга и представители от команд поочередно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать рисунок.

Конкурс «Рисуем вместе». Для состязаний необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся друг напротив друга и помогают рисовать рисунок - фантазию. Представители команды на листе соперников рисуют или чертят любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок Так, по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок, «уводя» его от складывающегося образа. Команда должна в любом случае закончить свой рисунок и дать ему название.

Конкурс «Кляксография». На больших листах бумаги красками поставлены кляксы. Участникам конкурса предлагается увидеть в них какой-нибудь предмет и дорисовать его.

Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Художественное отделение

Методическая разработка

Сценарий проведения праздника

«Путешествие в страну ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».

Для детей дошкольного возраста

Составитель:

преподаватель

МОУ ДОД «Школа Искусств №2»

Возраст учащихся: Цель:

Задачи: Способствовать воспитанию нравственной культуры учащихся; а ктивизировать деятельность учащихся через внеклассные мероприятия; в ыявить знатоков изобразительного и музыкального искусства; р азвивать творческие способности детей, прививать интерес к прекрасному; в оспитывать любовь к искусству, творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Музыкальная палитра»

Возраст учащихся: мероприятие рассчитано для детей среднего звена (6 класс).

Цель: развитие у школьников интереса к художественно-творческой деятельности, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-музыкально-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Задачи:

Способствовать воспитанию нравственной культуры учащихся;

Активизировать деятельность учащихся через внеклассные мероприятия;

Выявить знатоков изобразительного и музыкального искусства;

Развивать творческие способности детей, прививать интерес к прекрасному;

Воспитывать любовь к искусству, творчеству.

Форма: работа в группах, беседа за круглым столом.

Методы: беседа, обсуждение, соревнование, конкурсы.

Оборудование и принадлежности: проектор, компьютер, музыкальные диски с произведениями П.И.Чайковского, А Вивальди , листы формата А4, сигнальные карточки с номером ответа, акварель, кисти, маркеры, цветная бумага, клей.

Зрительный материал:

На доске: « Музыка и живопись –

Два великих начала,

Две стихии искусства» В.В.Алеев

Слайд-презентация, репродукции картин художников.

Критерии эффективности проведения данного мероприятия:

Наблюдается эмоциональное активное соучастие школьников в обсуждении темы;

Проявляется дух коллективизма, сплоченности;

Проявляется терпимость, доброжелательность к друг другу;

Раскрывается творческий потенциал учащихся;

Формируется расширение кругозора и мировоззрения школьников;

Наблюдается желание самосовершенствоваться;

Условия, способствующие эффективности проведения данного мероприятия:

Мероприятие проводится в соответствии с планом предметной декады МО учителей искусства, технологии и физической культуры;

В основе формулировки цели лежит анализ состояния интересов и потребностей учащихся, формирование у школьников мотивации к позитивно-творческой самореализации;

Аннотация.

Викторина один из несложных видов проведения внеурочной деятельности, в которой с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание, немного фантазии.

План:

1. «Визитка команд» (выбор капитана, название команды, эмблема, песня)

2. «Разминка»

3. Конкурс: «Музыка в цвете»

4. «Геометрический калейдоскоп»

5. «Конкурс капитанов. Правда, что…?»

6. «Угадай-ка»

7. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, участники и гости! Мы очень рады вас видеть. Начинаем викторину «Музыкальная палитра». Хотелось бы начать со слов композитора и музыканта В.В.Алеева: «Музыка и живопись – Два великих начала, Две стихии искусства».

Учитель: Как вы думаете, ребята, что обозначают эти слова?

Учащиеся: Высказывают свое мнение о музыке и живописи.

Учитель: Правильно. Мы отправляемся с вами в мир музыки и живописи. Послушайте, пожалуйста, правила проведения викторины «Музыкальный калейдоскоп»: за каждый правильный ответ команде дается фишка. В итоге, та команда, которая набрала больше фишек, побеждает. И так, мы начинаем.

  1. Учитель: Конкурс «Визитка команд». (На партах листы А4, акварель, кисти, маркеры, фломастеры). Команды в течение 5 минут должны выбрать капитана своей команды, придумать название команды, нарисовать эмблему, подобрать и спеть песню. Задание понятно? Приступаем к выполнению. (Звучит музыка фоном).

Критерии оценивания: оригинальность задумки, аккуратность, фантазия, соответствие теме, артистичность.

Ну, что же? Команды готовы? Вручает фишки.

Учащиеся: Все участники команды выходят. Озвучивают имя капитана своей команды, название команды, анализируют эмблему (на эмблеме могут быть изображены музыкальные символы и средства рисования), исполняют песню. Получают фишки за выполненное задание.

  1. Учитель: Конкурс «Разминка». Приглашаются капитаны команд, которые выбирают задание (билеты) для своей команды. В каждом билете вопросы из материала по музыке и изобразительному искусству:

Как называется картина, на которой изображена природа?

Как называется картина, на которой изображено море?

Как называется картина, на которой изображен человек?

Как называется картина, на которой изображены вещи и предметы?

Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?

Как называется ансамбль, состоящий из трех человек?

Как называется ансамбль, состоящий из четырех человек?

Как называется ансамбль, состоящий из пяти человек?

Команды в течение 5 минут должны вспомнить изученный на уроках материал и ответить.

Критерии оценивания: знание материала, за каждый правильный ответ команде дается фишка, если ответила на вопрос команда соперников, эта команда получает дополнительную фишку.

Учащиеся: Отвечают на вопросы. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Следующий наш конкурс называется «Музыка в цвете». Предлагаю прослушать произведение П.И.Чайковского. Название пока мы вам не скажем. То, что вы представите под музыку изобразите на альбомном листе. Дайте название вашей картине и музыкальному произведению.

Критерии оценивания: аккуратность, фантазия, воображение, при ответе рекомендуется дать анализ своей работе: например, что вы изобразили, почему? какие цвета использовали, почему? какое название вы дали музыкальному произведению, почему?

Учащиеся и Учитель: Проводят беседу по рисункам.

  1. Учитель: Конкурс «Геометрический калейдоскоп». Ребята, посмотрите на ваших партах находятся геометрические фигуры (из цветной бумаги). Командам необходимо в течение 10 минут составить из этих фигур какую-либо картину реальную или фантастическую: пейзаж, портрет, животное и др. В завершение работы дать название аппликации, рассказать о способе выполнения.

Критерии оценивания: оригинальность задумки, аккуратность, фантазия, смекалка.

Учащиеся: Капитаны защищают работы команды. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: «Конкурс капитанов». Называется этот конкурс «Правда, что…». Капитаны команд выбирают карточку с истинным или ложным утверждением.

Древний театр появился в Греции и назывался Колизей?

Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и показывает его окраску?

Произведение «Времена года» написал П.И.Чайковский?

Аппликацию можно делать из любых материалов?

Сначала люди научились рисовать, а потом писать?

Произведение «Картины с выставки» написал Л.В.Бетховен?

Зелёный цвет относится только к холодной палитре?

К графическим материалам относятся: гуашь, акварель?

Балет «Петрушка» написал Б.Кустодиев?

Критерии оценивания : знание материала, за каждый правильный ответ капитану дается фишка, если на вопрос ответил капитан команды соперников, эта команда получает дополнительную фишку.

Учащиеся: Капитаны соревнуются в своих знаниях. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Итак, завершающий наш конкурс называется «Угадай-ка».

Нужно выбрать правильный ответ и поднять сигнальную карточку с номером ответа.

Художники-живописцы пишут:

1) Только красками.

2) Только карандашами.

3) Красками и карандашами.

Человека, рисующего животных, называют:

1) Пессимистом.

2) Анималистом.

3) Пейзажистом.

Предметы из глины или пластилина называют:

1) Архитектурой.

2) Графикой.

3) Скульптурой.

Что изображает художник, когда рисует натюрморт?

1) Неживые предметы

2) Природу

3) Птиц и животных

Глинка – это:

1) Сумка для красок

2) Материал для лепки

3) Фамилия композитора

Как называются рисунки в книге?

1) Зарисовка

2) Этюд

3) Иллюстрация

Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:

1) Гобой

2) Виолончель

3) Кларнет

Критерии оценивания: знание материала, за каждый правильный ответ команде дается фишка.

Учащиеся: Команды соревнуются в своих знаниях. Получают фишки за правильные ответы.

  1. Учитель: Ну, что же пора подсчитать ваши заработанные фишки. Пока подсчитываются ваши фишки, мы обратимся к музыкальной паузе и споем песню «Пингвины».

Учитель: Наша викторина «Музыкальная палитра» подошла к концу, а сейчас слово нашему многоуважаемому жюри. Мы желаем вам творческих успехов и вдохновения. Спасибо за работу! (Подводятся итоги викторины, награждение).


Сценарий праздника для первоклассников «Посвящение в искусство».

Данный сценарий будет полезен для педагогов дополнительного
образования при организации внеурочной деятельности. В ход Праздника вовлечены первоклассники, их родители, преподаватели и ученики школы. Следует включить в Праздник самые яркие, интересные концертные номера. Праздник «Посвящение в искусство» может стать традиционным мероприятием, своего рода «визиткой» школы. Проводится ежегодно в 1 четверти.
Цель: разнообразить формы организации музыкально-эстетической деятельности в Детской школе искусств;
Задачи: рассматривать праздник как действенное средство сплочения детей, родителей и школы в единое целое; пропаганда творческих достижений учащихся школы; эмоционально-практическое включение родителей в образовательный процесс.
Оборудование: воздушные шары, цветы для украшения концертного зала, костюмы сказочных персонажей, резная лавочка для сценки, музыкальные фонограммы, подарки для первоклассников.

Ход праздника:

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на необычном празднике «Посвящение в искусство». А начнем мы его со сказки.
Для детей и взрослых,
Для высоких и рослых,
Для старых и молодых,
Для полных и худых
Мы вам расскажем, как сумеем, покажем,
А вы смотрите, смекайте, на ус мотайте.
Итак, всем, без различия зарплаты и звания,
Предлагаем сказку для всеобщего внимания!
(Звучит русская народная мелодия.
Выходят 3 девочки в сарафанах и кокошниках, садятся на лавочку.)

Ведущая: Три девицы под окошком размечталися немножко.
1 девица: - Кабы я была царицей
Ведущая: - Молвит первая девица
1 девица: - Села б я за фортепьяно,
Записалась бы в сопрано,
Пела арии, романс,
Даже разучила джаз!
2 девица:- Кабы я царицей стала-
Ведущая:- Молвит девица вторая
2 девица: - Я для батюшки-царя
Танцевала бы с утра
Польки, вальсы; пируэты
Все освоила б в балете!
Ведущая: Молвит девица другая:
3 девица: - У меня мечта такая:
Кисти, краски и мольберт-
Лучшего занятья нет!
Рисовала б до утра,
Удивляла бы царя.
Ведущая: Тут в светлицу входит царь,

Стороны той государь.
(входит Царь)
Царь: Ах вы, глупые девицы!
Надо ведь всему учиться.
Чтоб талантам развиваться,
Надо много заниматься,
Посещать школу необычную,
К разным искусствам привычную.
Школа такая в моем государстве есть.
Больше таких вы не встретите мест.
Школой искусств ее все называют,
Школ таких вовсе немного бывает,
Где без устали поют,
Пляшут, лепят, дроби бьют.
В школе есть свои таланты -
Танцоры, художники и музыканты.
Отправляю сей же час
Вас, девицы, в первый класс!
Будет та из вас царицей,
Кем смогу я, царь, гордиться!
(персонажи уходят)
Ведущая: Действительно, школа наша необычная. В школе 3 отделения: музыкальное, художественное и хореографическое. И сейчас у вас есть возможность посмотреть, чему наши ученики успели научиться.
(Выступления учащихся школы, несколько музыкальных номеров.)
Ведущая: А теперь всех первоклассников я приглашаю на сцену.
(Под музыку первоклассники поднимаются на сцену.)
Клятва первоклассника:
-Клянитесь перед всеми здоровыми быть,
в школу искусств исправно ходить. (-клянусь)
-Клянитесь ребенком воспитанным быть,
не бегать по школе, а шагом ходить. (-клянусь)
-Клянись выходить в надлежащие сроки,
клянись не опаздывать ты на уроки. (-клянусь)
-Клянись, заниматься ты будешь прилично,
домой приносить «хорошо» и «отлично». (-клянусь)
-Клянись, что на выставках будешь блистать,
клянись, что в концертах начнешь выступать.(-клянусь)
-Упорством своим каждый год удивлять,
и время придет здесь диплом получать. (-клянусь)
Ведущая: Молодцы, ребята, занимайте места в зрительном зале. Но сегодня праздник не только у детей, но и у их родителей. Поднимитесь, пожалуйста, родители наших первоклассников. Поддержим их аплодисментами. Ну что, детишки, возьмем клятву у ваших мам и пап?
Клятва родителей:
-Клянитесь, будь мама ты или отец,
Ребенку всегда говорить: « молодец!» (-клянемся)
-Клянитесь за двойки его не ругать,
Во всем, что возможно, ему помогать. (-клянемся)
-Ходить на концерты, отчеты, собранья,
Не по принужденью, а только с желаньем.(-клянемся)
-В жизни ребенку пример подавать,
Искусство ценить и добро уважать. (-клянемся)
Ведущая: А сейчас я приглашаю на эту сцену директора Детской школы искусств.
(Краткое поздравительное слово. Представление педагогов.)
Клятва педагогов:
-Клянитесь, в работе своей проявлять терпенье,
В учениках пробуждать вдохновенье.(-клянемся)
-Родителей почаще в школу приглашать,
Концертами и выставками их удивлять.(-клянемся)
-На работу приходить без опоздания
И поменьше задавать домашнего задания. (-клянемся)
-Учеников своих любить
В каждом талант непременно открыть. (-клянемся)
Ведущая: Провожаем педагогов аплодисментами в зрительный зал.
И сейчас сюрприз от наших педагогов.
(музыкальный номер в исполнении педагогов)
Хорошо прошел ли праздник,
Вам судить об этом надо.
Мы довольны нашей встречей
И знакомству с вами рады.
Вам желаем без помехи
Знаний разгрызать орехи.
И пусть от улыбок засветятся лица,
И праздник еще хоть немного продлится!
(Праздник завершает выступление Хора Детской школы искусств.
Педагоги вручают первоклассникам сувенирные подарки.)

Внеклассное мероприятие на тему: «Искусство рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия : решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Выступающие.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, ребята!

Ведущий 2 . Здравствуйте, мои дорогие!

Ведущий 1 . Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2 . И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

На сцене появляется первая команда. Переодетый в костюм шута или скомороха участник представления начинает повествование.

Цирк: как все начиналось

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорбозы и масхарабозы. Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».

В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов, широкое распространение получил вольтиж, высшая школа верховой езды. Берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое искусство. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Каждый желающий поучаствовать в викторине и выиграть приз отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы зрительному залу

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую. (Арабеск.)

5. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1 . Молодцы!

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...

Ведущий 1 . Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

На сцену приглашается вторая команда. Выходит участник в маске.

Театр: как все начиналось

Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, но. Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. А эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действий пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром стал театр Фарнезе в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду У зрителей.

Таким образом зародилось высокое искусство современного те- этра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы зрительному залу

1. На время чьего правления пришелся расцвет английского театра? (Елизаветы I.)

2. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

3. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.)

Преподаватель театрально – музыкального отделения Тришин Д. С.
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО

Сценарий праздника «Посвящение в искусство».

Место проведения: концертный зал.
Оформление сцены: в правом верхнем углу задника сцены изображение Зевса.
В центре - эмблема школы. Перед началом праздника сцена не освещена, лучом светопушки высвечивается эмблема школы.
Первые три рядя свободны для учащихся первых классов.
В зале резко гаснет свет.
Звучит музыка:
За кадром звучит голос Зевса,
светопушкой освещается изображение Зевса.
О, Музы, милые скажите,
Откуда столько дев и юношей прекрасных?
Кто их собрал, по случаю какому?
Скажи, о Гелия, богиня знаний.
Светопушка освещает ведущую в образе богини Гелии.
Гелия: Скажу тебе, Великий громовержец.
Сегодня в этом храме искусства и науки великий день.
Г: Тобой сюда я послана недаром.
Со мной богини многие пришли...
Чтобы сегодня в этом храме.
Ребят к искусству приобщить могли.
Голос Зевса из-за кулис.
Не зря с высокого Олимпа,
я обратил свой взор сюда.
Посмотреть, что Вы не даром
В храм искусств пришли друзья.
Только здесь не всех я вижу,
Где же меньшие из Вас?
Пусть сюда сейчас выходит
Самый младший, первый класс.
А Вас сидящих в этом зале.
Прошу подняться всех друзья.
Малышам рукоплескайте.
Торжественно встретить их повелеваю я.
Звучит музыка.
Гаснет свет, направленный на изображение Зевса.
Зажигается свет в зале, входят уч-ся 1-х классов,занимают отведенные места в 1-3 рядах.

На сцене включается свет.
Гелия спускается в зал, обходя ряды первоклассников
Гелия: Всего не перечесть,
О сколько же открытий чудных
Им в этом храме сделать предстоит
И пусть сначала будет трудно
Лишь через тернии путь к знаниям лежит.
Они предметов много здесь учат, И языками смогут овладеть
По химии все знания получат
И информатику сумеют одолеть
Пусть биологию они полюбят
Да физику науку из наук.
И я надеюсь, что немного позже
История им станет лучший друг,
.С литературой пусть не будут в ссоре,
А вдруг поэтом кто-то сможет стать
Изучат математику и вскоре...

На сцене высвечивается выход музы муз из правой кулисы.

Муза музыки, перебивая Гелию:
Постой сестра, а как же мой предмет?
Ведь музыка - это пары искусства" ¬
Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, придаёт жизнь всему существующему. Её можно назвать воплощением прекрасного.
В это время, пока ведущие освещаются светопушкой, находящейся у правой кулисы, на сцену из левой кулисы выходят исполнители (5-6 солистов на разных инструментах по профилю школы). Располагаются на сцене.
М. М. Ты посмотри, сюда со мной явились
Кто с музой музыки знаком уже давно Ито, чему они здесь научились. Покажут Вам от всей Души тепло.
Звучат концертные номера солистов вышедших на сцену.
Освещаем по очереди лучом Последними играют уч-ся
фортепианного отделения. Загорается свет на сцене исполнители
делают поклон и по окончании следующих слов Гелии уходят со сцены. Муза муз уходит за кулисы.
Гел. Спасибо, муза муз, тебе,
Твои друзья всегда милы,
Они как солнца луч
Среди земель прекрасных
Улыбку дарят всем живущим на земле.
Гел. Среди богов священного Олимпа
Прекрасных дев, поверьте мне, не счесть.
Приглашение голосом и жестом, включается музыка.
Богиня танцев, Терпсихора, твои друзья ведь в этом зале есть

Терпсихора: Я – Терпсихора, я богиня танца,
Всегда ведь музыкa прекрасна,
Танец - гармония музы и тела,
Смотрите же танец,
Ученики мои танцуют так умело.
Танец «Вальс».
Исполнители танца уходят за правую кулису и остаются там до конца концерта.
Гелия: Тебе спасибо, Терпсихора.
Терпсихора: Постой же, Гелия, пришла я не одна
Пришла со мной моя подруга
Палитрою её зовут.

Кисть, карандаш и даже глина
В её руках как будто бы поют.
Звучит музыка.
Палитра: Спасибо, говорю тебе, подруга
Что не забыла про меня,
Но не привыкла говорить я,
Руками я творю друзья.
Мои творенья видно всюду
Они в скульптурах, на холстах.
Звучит музыка выхода богинь и муз.
Порой под куполом взлетая,
Смертельным трюком поражая,
Муза иллюзий, что в цирк влюблена
.Повелеваю, пусть выйдет она.

Муза иллюзий: Поклон мой вам, служители искусства,
Поклон мой вам, его ученики.
Так я прошу пусть сейчас на сцену выйдут
Совсем младые те ученики,
Те, что на арену цирка
Мечтают выйти под парад-алле
И подарить своё искусство
На радость, смех и на веселье всех.
М.И. уходит за правую кулису. Из зрительного зала выходит во время этих слов к правой кулисе уч-ся эстрадно-циркового отделения, по окончанию слов выносят свои реквизиты, показывают свой номер. По окончанию номера исполнители
спускаются в зрительный зал.
Гел. Сегодня с высоты Олимпа
И Мельпомена снизошла
Как покровитель театрального искусства
Явилась к вам она, друзья.
Из левой кулисы выходит Мельпомена:
Спасибо вам, о, други молодые
На театральной сцене не легко
Войдя в свой образ
Воспарить над миром
Иль рухнуть в пропасть очень глубоко.
Жить иль погибать на сцене
Быть иль героем, или подлецом.
Но знайте, что в театре
Вам нельзя ленится,
Гореть вам надо ярким факельным огнём.
Номер от театрального отделения.
Мельпомена уходит за левую кулису.по окончанию номера Гелия
продолжает представлять богинь.
Гел. Слышала. Нет, точно знаю,
Ученики Орфея в этом храме есть,
Своими песнями они нам слух ласкают,"
Слуги вокала, покажитесь здесь.
Из-за правой кулисы хор девочек, исполняют песню «Дважды два четыре» ,
Звучит музыка выхода муз, на сцене Гелия.
Гелия: Подруги, музы, помогите
Ребят скорей сюда введите.
Гелия: Я приглашаю на сцену уч-ся.
1.Театрального отделения.
2.Художественного отделения.
3.Хореографического отделения.
4.Музыкального отделения.
5.Эстрадно-Циркового отделения.
6.Хорового отделения.
Преподаватели поднимают на сцену учащихся l-х классов.
Гелия, обращаясь к музам:
Спасибо Вам подруги вы мои,
Вы этот праздник чудно провели.
(Обращаясь к детям.)
Но вы послушайте, друзья,
Чтоб вас в искусство посвятить
Зевс клятву должен огласить.
И коль вы примите её
Вам храм искусства.
Дверь откроет широко.
Освящается изображение Зевса светопушкой. Звучит голос Зевса:

Зевс: Клянёмся музыке служить. .
И всю жизнь её любить.
Клянёмся.
Хореографию постичь
С кистью и холстом дружить
Клянёмся.
В театре иль на цирковой арене
Лишь радость людям приносить.
Клянёмся.
На хоре дружно вместе петь,
Без фальши, чисто, не хрипеть.
Клянёмся.
В страну прекрасного входя,
Ни сил, ни время не щадя,
Искусству будем мы служить
Учителями дорожить,
Любовь к искусству все хранить.
Клянёмся. Клянёмся. Клянёмся.
На сцену выходят все участники концерта.
Гелия: Друзья, прошу на эту сцену,
Директора взойти сейчас.
Ребят он хочет всех поздравить
Сказать напутствие вам в добрый час.
1.Слова директора
2. Подарки первоклассникам.

Гелия: Спасибо всем, кто посетил,
Сей храм сегодня
Я думаю, что вы не зря
Детей своих сюда отдали.
Они здесь годы проведут не зря,
Вперед к познаниям искусства и науки
Идём со мной мои друзья.
Вас поздравляю с праздником сегодня
Вперед же к знаниям, друзья.
Включается музыка. Первоклассники спускаются со сцены и покидают зрительный зал.
За кадром голос Зевса:
Желаю счастья и удачи
Любить искусство вам повелеваю я
До новых встреч и чаще приходите
В сей храм искусств.
На том прощаюсь я.