Сергий радонежский жизнь и подвиги читать. Монастыри, основанные Сергием Радонежским. Победы над бесами и приручение зверей

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом в благородной и благочестивой семье. Родителей его Кирилл и Мария были знатного боярского рода. Родившегося сына назвали они Варфоломеем. Младенец удивлял всех тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни,. Когда мать употребляла в пищу мясо. В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное.

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Прохорова Светлана

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сергий Радонежский. Жизнь – подвиг.

Точная дата рождения Сергия неизвестна. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда народ русский постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом, начинал различать забрезживший свет освобождения и набирался сил для решительной битвы, а затем и одержал победу на Куликовом поле.

Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи.

Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. Явившись на свет, младенец не хотел брать грудь, если мать ела мясо, и принудил её поститься.

Учение давалось отроку трудно – до того дня, когда он встретил святого старца под дубом, пожаловался ему, что грамота не идёт. Старец дал ему кусочек просфоры: отведав её, мальчик сразу же обрёл знание и стал читать книги и петь псалмы.

В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Ко всему прочему, он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил «как будто в печали», часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.

Вместе со старшим братом Стефаном Варфоломей уходит из дома. Они несколько лет проводят в уединенном месте, построив деревянную келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Позднее Стефан уехал и постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.

Однако затем Сергий стал пустынножителем, то есть одиноким монахом. Это было недалеко от Москвы, в глухом необитаемом и непроходимом лесу. Подобно другим пустынножителям, Сергий искал полного уединения и тишины, отречения от мира. Его не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога и углубление в самого себя, коленопреклоненные ночные молитвы, труд на маленьком огородике занимали все время его жизни на Маковце (так называлось возвышенное место, им выбранное). И длилось это несколько лет.

А потом стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности.

Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь.

После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…

Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную.

Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона обрядов. Главное было в напряженной работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся. Монахи исполняли пять церковных служб в сутки, а в дополнение к ним молились еще по кельям.

Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет. Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера великого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах.

С увеличение числа монахов стало не хватать воды. Сергий нашел в лесу канаву с водой, стал молиться над ней – и внезапно забил источник.

Много раз приходилось ему вести борьбу с бесами, искушавшими его самого и других. С помощью молитв он одерживал над ними победу. Кроме того, приходили Сергию чудесные видения. Однажды явилась ему Богородица в сопровождении Петра и Иоанна – в сиянии света, сильнее солнечного и промолвила: «Избранник мой, не пугайся, это я пришла к тебе, услышав молитву твою об учениках твоих».

Был в жизни Сергия момент, когда он оставил свою обитель, почувствовав опасность разлада в ней. Он снова уединился в глухом месте, поставил келью, а вскоре выросла здесь церковь и возник монастырь. Сергия охватило желание создавать новые монастыри, возглавлять которые стали его ученики Андроник, Симон и другие.

Для народа вовсе не было тайной, что именно Сергий стоял в центре этой громадной плодотворной работы. Легенды окружали имя Сергия на Руси, хотя он не был громким проповедником. Знавших его он поражал своей «тихостью». Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, предпочитал приводить живые примеры, рассказывать притчи.

Будет уместным сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы. Он поддерживал князя Московского Дмитрия Ивановича в его деятельности по укреплению Москву и превращению ее в будущий центр Руси. Несколькими годами позже смирил Бориса, захватившего нижегородский престол. Особенно успешной была его миссия в Рязань, целью которой было установление между князем Рязанским Олегом и князем Московским Дмитрием вечного мира.

И, конечно, главный след его деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, оставив Москву в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в Троицев монастырь получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству.

Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление и сам как бы заявил об участии в нем: с князем отправились два инока – Пересвет и Ослябя.

Весь день, пока шла битва и лилась кровь, Сергий не только молился о победе, но и произносил поименно молитвы за тех, кто в эти часы бился, а в соответствующий час возвестил о полном поражении Мамая: так ещё раз проявилась провидческая сила Сергия.

Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича.

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

Уже ближайшие поколения русских людей оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела России.

Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому созданы его биография-жизнеописание и образ его появился на иконах.

Ежегодно 25 сентября (по старому стилю) Православная Церковь почитает память святого.

Хочу закончить свой рассказ цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».

Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. В день памяти великого русского духовного лидера вспоминаем 7 его подвигов.

Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие "прикоснуться" к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. "Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется", - говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - "две вещи несовместные", но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский "отправил" Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. "Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду..." Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет". Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:"Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?" Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: "Я не достоин". Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: "Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!"
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: "Я не достоин".

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. "Скажи, отец, откуда вы?" - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: "Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы". Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: "Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде".

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: "Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим". Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом в благородной и благочестивой семье. Родителей его Кирилл и Мария были знатного боярского рода. Родившегося сына назвали они Варфоломеем. Младенец удивлял всех тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни,. Когда мать употребляла в пищу мясо. В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное.

3 слайд

Описание слайда:

После смерти родителей Варфоломей и Стефан удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес, где поставили келию, а затем небольшую церковь во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Стефан не выдержал трудностей пустынножительства и перешел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября 1337 года с именем Сергий и положил начало новому пустынножительству во славу Живоначальной Троицы. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество. Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

4 слайд

Описание слайда:

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. »Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», - говорится в житии этого святого.

5 слайд

Описание слайда:

2.БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско. Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

6 слайд

Описание слайда:

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

7 слайд

Описание слайда:

4.ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА Житие святого Сергия рассказывает, что он однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка. Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

8 слайд

Описание слайда:

5.ПОДВИГ СКРОМНОСТИ Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!» Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий РадонежскийПреподобный
Сергий,
игумен
Радонежский, чудотворец родился 3
мая 1314 года в селе Варницы, под
Ростовом
в
благородной
и
благочестивой семье. Родителей его
Кирилл и Мария были знатного
боярского рода. Родившегося сына
назвали они Варфоломеем. Младенец
удивлял всех тем, что соблюдал пост. По
средам и пятницам он отказывался от
молока матери, а также и в другие дни,.
Когда мать употребляла в пищу мясо. В
семилетнем
возрасте
Варфоломей
вместе с братьями Стефаном и Петром
отдали обучаться грамоте. Учение
давалось Варфоломею с большим
трудом. Мальчик молись Богу "о
дарованию ему книжного разумения", и
однажды ему явился Ангел в виде
старца-инока. Старец, по просьбе
мальчика, вознес молитву ко Господу и
благословил отрока, с тех пор
Варфоломей без труда читал и понимал
написанное.

После смерти родителей Варфоломей и Стефан
удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес,
где поставили келию, а затем небольшую церковь во
Имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Стефан не
выдержал трудностей пустынножительства и
перешел в Московский Богоявленский монастырь, а
Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября
1337 года с именем Сергий и положил начало новому
пустынножительству во славу Живоначальной
Троицы. С еще большим усердием он предался
подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось
заветное желание юноши - игумен одного из
близлежащих монастырей Митрофан постриг его в
монашество. Ни одного часа времени преподобный
Сергий Радонежский не проводил в праздности.
Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и
чтение божественных книг, он восходил от силы в
силу, с каждым днем своей жизни все больше
приближаясь ко Христу. Единственным желанием
преподобного Сергия Радонежского было спасение
собственной души. Он хотел жить и умереть в своем
лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного
Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться
под его руководством. По настоятельному желанию
учеников
Сергий
Радонежский
становится
священником и игуменом основанного им
монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и
ближним
сделали
Преподобного
великим
молитвенником и печальником за землю Русскую
еще во время его земной жизни.
Расскажем о семи подвигах чудотворца подвигов,
укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется
многим блаженным старцем, святость
которого чувствовали дикие звери,
приходившие «прикоснуться» к ней.
Однако на самом деле Сергий ушел в лес
молодым человеком в возрасте около
двадцати лет. Первое время своего
отшельничества он постоянно боролся с
бесовскими искушениями, побеждая их
горячей молитвой. Бесы пытались
прогнать его из леса, угрожая нападением
диких зверей и мучительной смертью.
Святой же оставался непреклонен,
призывал Бога и таким образом спасся.
Молился он и при появлении диких
зверей, и потому они ни разу не напали на
него. С медведем, так часто изображаемым
рядом с Сергием, святой делил каждую
свою трапезу, а иногда и уступал ее
голодному животному. »Пусть никто не
удивляется этому, зная воистину, что если
Бог живет в человеке и Святой Дух почиет
на нем, то все творение ему покоряется»,
- говорится в житии этого святого.

2.БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие - одно из самых известных и
самых неожиданных в истории СвятоТроицевой Сергиевой лавры. Всем известно,
что монахи и оружие, а тем более война - «две
вещи несовместные», но, как и всякое слишком
широкое правило, и это правило однажды
опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных
позднее к лику святых, с оружием в руках
пошли
на
Куликовскую
битву
по
благословению преподобного Сергия. В
единоборстве перед сражением один из них,
Александр
Пересвет,
сразил
татарского
богатыря Челубея, и это определило победу
русского войска. Пересвет погиб при этом сам.
Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по
преданию, переоделся в доспехи князя
Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за
собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский
«отправил» Пересвета и Ослябю на великую
битву
в
подмогу
князю
Дмитрию,
попросившему у святого только духовной
помощи. Перед сражением он постриг монахов
в великую схиму.

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался
преподобный Сергий Радонежский,
было сокрыто от людей до самого его
успения. Хранил эту тайну Симон,
ученик
святого,
которому
было
видение во время причастия Сергия
Радонежского на литургии. Симон
видел огонь, ходящий по святому
престолу,
озаряющий
алтарь
и
окружающий со всех сторон Святую
Трапезу. «Когда Преподобный хотел
причаститься, то Божественный огонь
свился, как некая пелена, и вошел в
святой потир, и им Преподобный
причастился. Видя все это, Симон
исполнился ужаса и трепета и
безмолвствовал,
дивясь
чуду…»
Преподобный понял по лицу своего
ученика, что тот сподобился чудесного
видения, и Симон подтвердил это.
Тогда Сергий Радонежский попросил
его никому не говорить об увиденном,
пока не заберет его Господь.

4.ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что он
однажды своими молитвами воскресил человека.
Это был мальчик, отец которого, набожный
верующий, нес больного сына по морозу, чтобы
святой Сергий исцелил его. Вера того человека
была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне
донести сына живым к человеку Божию, а там
ребенок обязательно выздоровеет». Но от
сильного мороза и долгого пути больной ребенок
совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до
святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе
мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и
слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь
получить утешение, но вместо утешения
приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы
мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне,
горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше
и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи,
чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у
умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и
зашевелилось, душа его вернулась в тело.
Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не
умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в
тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со
слов ученика святого.

5.ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский
мог бы стать митрополитом,
епископом, а отказывался стать
даже игуменом своего монастыря.
Он просил митрополита всея Руси
Алексия назначить игумена в
монастырь, и, услышав в ответ свое
имя, не соглашался, говоря: «Я не
достоин». Только когда митрополит
напомнил святому о монашеском
послушании, тот ответил: «Как
Господу угодно, так пусть и будет.
Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал
и предлагал Сергию стать своим
преемником, тот отказался.
Повторил свой отказ святой и после
смерти митрополита, все с теми же
словами: «Я не достоин».

6.ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие
православные в один день увидели
совершенно седого старца, ведущего
за собой двенадцать повозок с хлебом.
Никто не мог понять, как эта
процессия
пробралась
через
неприступную охрану и множество
вражеских войск. «Скажи, отец,
откуда вы?» - спрашивали старца, а
тот всем с радостью отвечал: «Мы –
воины из обители Пресвятой и
Живоначальной
Троицы».
Этот
старец, которого одни видели, а
другие нет, вдохновил москвичей на
дальнейшую борьбу и уверил в
победе. А в обители чудотворца
говорили, что появление в Москве
старцев с хлебами было в тот день,
когда
Преподобный
явился
в
монастыре пономарю Иринарху и
сказал: «Я послал в Москву трех
учеников своих, и прибытие их не
останется
незамеченным
в
царствующем граде».

7. ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий
князь всея Руси Иван
Васильевич и Великая княгиня Софья
имели троих дочерей, но не имели
наследника.
Христолюбивая
Софья
решила отправиться в паломничество -
пешком в Троице-Сергиеву лавру из
самой Москвы, чтобы помолиться о
рождении сыновей. У села Клементьево,
находящегося неподалеку от монастыря,
ей
встретился
благолепный
священноинок с младенцем на руках.
Софья сразу же поняла по облику
странника,
что
перед
ней
-
преподобный Сергий. Далее житие
повествует: «Он приблизился к Великой
княгине – и вдруг бросил ей за пазуху
младенца. И тотчас стал невидим».
Софья дошла до святой обители и долго
молилась там и целовала мощи
преподобного. А по возвращении домой
зачала во чреве дарованного Богом
наследника царского престола, великого
князя Василия, который родился в
праздник Благовещения и был крещен в
Троице-Сергиевой лавре.