Севильский цирюльник 1 действие. Оперные шедевры

Севильский цирюльник

Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в Оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень - Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льет - они кипят,

Они текут, они горят,

Как поцелуи молодые,

Все в неге, в пламени любви,

Как закипевшего Аи

Струя и брызги золотые...

А. С. Пушки н

Эти восторженные строки из «Евгения Онегина» удивительно точно отражают все очарование музыки Россини, ее юношескую свежесть и красоту.

Россини был всеобщим кумиром; не так уж много композиторов снискали при жизни столь огромную популярность. «После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте. Слава этого человека ограничена только пределами цивилизации, а ему всего 32 года» , - писал о Россини горячий поклонник его таланта Стендаль. Знакомством с Россини гордились многие. Лист показывал ему свои сочинения, встреч с итальянским маэстро искали Вебер, Вагнер, Сен-Санс; последний в конце 1850-х годов писал, что «весь Париж домогался чести быть принятым в его роскошной квартире с высокими окнами» . Среди посетителей его гостиной были и знаменитые композиторы: Обер, Мейербер, Гуно, Тома, Верди. На парадных вечерах у Россини можно было услышать блестящих певцов и выдающихся виртуозов: Гризи, Патти, Нильсон, Тамбурини, Тамберлика, Антона Рубинштейна, Иоахима, Тальберга. «Неизменная лесть окружала маэстро,- вспоминал композитор Сен-Санс, - но она нисколько его не трогала, ибо он знал ей цену, и возвышался над окружавшей его средой превосходством своего ума, который он проявлял, однако, далеко не перед каждым» . Чуткие и внимательные современники видели в Россини человека глубокого, проницательного и наблюдательного, с тонким, острым умом, живо интересующегося окружающим его миром, видели в нем большого художника, понимающего

новые проблемы искусства и его эволюцию, хотя и отстаивающего свои эстетические идеалы. И. В. Стасов и письме к Глинке сообщал о Россини: «Я нашел в нем ту художественную душу, прекрасную и простую...» . А Р. Вагнер после беседы с Россини в 1860 году сказал: «Я должен констатировать, что из всех встреченных мною в Париже музыкантов - он единственный действительно великий!».

В 1868 году, когда Россини не стало, Верди с горечью сообщил одному из друзей: «В мире угасло великое имя! Это было самое популярное имя нашей эпохи, известность самая широкая - и это была слава Италии!» . Жизненный и творческий путь Дж. Россини так же необычен, как и его беспримерный успех: стремительный взлет к вершинам славы, а затем около тридцати лет - почти полное молчание.

Первым сценическим произведением Россини, увидевшим свет рампы, был музыкальный фарс «Брачный вексель». Он принес молодому автору известность, вскоре ему стали поступать заказы на оперы-буффа из театров Болоньи, Венеции, Милана. Его музыка, блестящая и остроумная, быстро покорила итальянскую публику. Но широкое признание к Россини пришло лишь после постановки в 1813 году «Танкреда» и «Итальянки в Алжире» - они сделали его любимцем Северной Италии, а через два года он завоевал и Неаполь, поставив там оперу «Елизавета, королева Английская».

Осенью 1815 года Россини направился в Рим для работы над новой оперой «Торвальдо и Дорлиска», но еще до ее премьеры импресарио одного пз римских театров предложил ему сочинить оперу-буффа. Начались поиски сюжета; наконец, композитор остановился на комедии прославленного французского драматурга Бомарше «Севильский цирюльник». Ответственность была огромная: еще в 1782 году на этот же сюжет в Петербурге создал свою оперу Паизиелло, и уже более трех десятилетий она всемерно почиталась любителями музыки в Италии.

Либретто оперы поручили написать Ч. Стербини. Работа шла быстро, параллельно с текстом сочинялась музыка, и приблизительно за девятнадцать-двадцать дней опера была закончена.


Розина- Аделина Патти

Розина - Монтано


Розина - Джульетта Симионато, Бартоло - Мелькиоре Луизе. Театр "Ла Скала", 1952 год.


Либреттист сохранил сюжет и испанский колорит произведения Бомарше, но ослабил его идейную направленность. Из политически острой пьесы он создал веселую итальянскую комедию нравов, правда, демократичную, с антиклерикальными мотивами и ярко очерченными характерами.

Премьера «Севильского цирюльника» состоялась 20 февраля 1816 года, пели выдающиеся певцы того времени: Розину - Джельтруда Ригетти-Джорджи (друг детства Россини), графа Альмавиву - Мануэль Гарсия, Фигаро - Луиджи Дзамбони. На первом представлении «Севильский цирюльник» полностью провалился. Публика кричала и свистела... Расстроенный композитор покинул театр, не дождавшись окончания спектакля. Интриганы, а возможно - почитатели Паизиелло, не могли допустить признания новой оперы, созданной на тот же сюжет, хотя Россини, предвидев враждебные выпады, на первых представлениях именовал ее «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Но когда улеглись страсти и на следующем спектакле публика внимательно прослушала всю музыку, она пришла от нее в восторг.

С огромным успехом опера исполнялась и в дальнейшем. Одна из газет Рима писала: «Если на премьере „Севильский цирюльник" не встретил одобрения у публики, то во второй раз и на следующих спектаклях он был оценен по достоинству и вызвал такой энтузиазм, что весь театр содрогался от „Evviva !" по адресу маэстро Россини. По нескольку раз его вызывали на сцену и наконец отвели при свете факелов домой!» . Успех «Севильского цирюльника» затмил все предшествовавшие триумфы композитора. Новая опера начала свое победное шествие по многим городам Европы: через год после премьеры она исполнялась в Барселоне, в 1818 году - в Лондоне, затем в Париже и Вене, а в 1822 году - была поставлена в Петербурге.

Действие оперы происходит в Севилье. Молодой граф Альмавива увлекся прелестной юной Розиной и готов жениться на ней. Но ее опекун старый доктор Бартоло сам намерен заключить брачный контракт со своей воспитанницей. На помощь графу приходит умный, неистощимый на выдумки цирюльник Фигаро. Благодаря его предприимчивости молодые влюбленные добиваются своего счастья. Опера открывается великолепной увертюрой, полной огненного блеска и энергии. Эта увертюра была сочинена для неудавшейся оперы «Аврелиан в Пальмире», затем композитор перенес ее в «Елизавету, королеву Английскую». В то время увертюры не были связаны музыкальным материалом с операми, и Россини решил использовать старую увертюру, которая по своему характеру оказалась близкой комедийной увлекательной интриге «Севильского цирюльника».

Главный герой оперы - Фигаро, несомненный «потомок» умных, находчивых слуг итальянской народной комедии. Первое же его появление на сцене с зажигательной каватиной, яркой, темпераментной, близкой стремительному народному танцу тарантелле, захватывает и увлекает. Музыкальная характеристика Фигаро не меняется на протяжении действия. Фигаро - ловкий, энергичный, насмешливый, а иногда и житейски глубокомысленный - таков он в дуэтах с графом, Розиной или в сценах с Бартоло. Правда, энергия Фигаро не направлена на какие-либо высокие цели. Цирюльник в опере не наделен глубокими человеческими качествами как герой комедии, в нем нет ни горечи разочарований, ни сомнений, и если у Бомарше он - типичный выходец из низших классов, стремящийся всеми способами выбраться на более высокую ступеньку общественной лестницы, то у Россини Фигаро более однозначный, он уверенно смотрит вперед и живет каждым моментом настоящего.


Розина - Р.Г.Горская.

Дон Базилио - П.М.Журавленко.

Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова.

Граф Альмавива иной, чем в комедии Бомарше. Он раскрыт в лирическом плане - это пылкий влюбленный (канцона I акта), хотя по ходу действия граф перевоплощается то в пьяного солдата, то в учителя музыки, и тогда его мелодика из плавной и пластичной становится то «грубоватой», то «благочестиво-смиренной».

Ренессанс

Прелестна грациозная, кокетливая Розина (ария II акта), но и в ее изящной кантилене звучат решительные интонации - она настойчива и умеет бороться за свое счастье. Партия Розины, написанная для контральто, виртуозна и трудна для исполнения. Именно ее образ подвергался на премьере наибольшей критике: отмечали, что в нем нет «наивности и скромности» юной девушки. Впоследствии партию Розины стали исполнять колоратурные сопрано.

Наименьшим изменениям, по сравнению с комедией, подверглись в опере образы доктора Бартоло и дона Базилио - старого монаха, искусного интригана. Опекун везде представлен в комедийном плане - в виде алчного старикашки, служащего мишенью для выходок и острот Фигаро и графа. Он напоминает образы старых ворчунов комедии дель арте, которых дурачат слуги.

Великолепно очерчен дон Базилио - воплощение подлости п продажности; его музыкальная характеристика близка персонажу Бомарше. Весь облик Базилио и знаменитая ария «Клевета» обличают лживость морали привилегированных классов. С огромным мастерством партию дона Базилио исполнял выдающийся русский певец Ф. И. Шаляпин, сумевший раскрыть острую гротескность этого образа.

В «Севильском цирюльнике» Россини особенно акцентировал все комедийные положения сюжета, что вызвало включение дополнительных сцен и эпизодов, ярко оттеняющих лирические номера. В начале оперы он ввел сцепку с музыкантами, которая не только дала возможность Альмавиве спеть чудесную серенаду, но и развернуть комедийный эпизод расплаты с музыкантами и их «шумливую» благодарность. Во вторую картину включена сцена появления Альмавивы в виде пьяного солдата, ився суматоха. связанная с этим, выливается в развернутый финал. Остроумно написана сценка из третьей картины: переодетый в бакалавра граф приветствует доктора Бартоло. Этот малозначительный эпизод комедии вырос в большой комический номер, один из самых лучших в опере - монотонный гнусавый голос бакалавра и ответы раздраженного Бартоло перебиваются забавной скороговоркой. И если в либретто были сняты публицистические моменты комедии Бомарше, то Россини восполнил их жизненностью. реалистичностью типичных итальянских образов, создав блестящую национальную оперу- буффа.

Но самым удивительным в «Севильском цирюльнике» остаются ансамбли - центры музыкально-сценического действия, особенно финал первого акта. В нем сочетаются разнообразные, стремительно меняющиеся эпизоды; музыка чутко передает неожиданные повороты действия, поведение героев, оттенки настроений. Для опер Россини особенно характерны его знаменитые crescendo - грандиозные нарастания звучности в ансамблях. Они буквально гипнотизировали слушателей. Интересно отметить, что в финале второго акта Россини использовал мелодию русской народной плясовой песни «Ах, зачем бы огород городить».

Сцена из спектакля.

Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова

Вокальный стиль Россини отличается цельностью и богатством, мелодической пышностью, яркой орнаментикой. Россини был мастером «bel canto », этого замечательного искусства пения. по его словам, «одного из самых прекрасных даров итальянцев!»

«Севильским цирюльником» восхищались любители музыки и профессиональные музыканты: «.. .Россини является художником, творящим под импульсом истинного вдохновения, проникнутым идеей и нашедшим для этой идеи выразительную, изящную и обаятельную форму», - писал русский музыкальный критик Г. А. Ларош.

Д. Россини опера «Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник» - яркая комедийная опера Россини, основанная на одноименной пьесе известного драматурга Бомарше. Произведение пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии. Опера насыщена забавными приключениями, интригами и эмоциями, а музыка полна изящества, свежести и стремительной темпераментности.

«Севильский цирюльник» - мелодичное произведение, воспевающее нежные любовные чувства, активность и находчивость, опера имеет большое социальное значение, поскольку она высмеивает притворство, распущенность и ханжество.

Действующие лица

Описание

Альмавива тенор влюбленный граф
Фигаро баритон цирюльник, давний друг графа Альмавива
Бартоло бас доктор медицинских наук, опекун Розины
Розина сопрано воспитанница Бартоло, возлюбленная графа Альмавивы
Базилио бас преподаватель музыки
Берта сопрано домработница в доме Бартоло
Амброджио бас слуга Бартоло

Краткое содержание

Ночь в испанском городе Севилья. Влюбленный граф Альмавива в окружении музыкантов поет серенаду у балкона прекрасной Розины. Вельможа скрывает свой дворянский титул под костюмом простого бакалавра, чтобы завоевать чистую, бескорыстную любовь юной девушки. Старания графа бесполезны, поскольку Розина находится под строгим контролем своего опекуна, доктора Бартоло. Старик невероятно жаден, и держит свою несчастную воспитанницу в заключении, чтобы впоследствии жениться на ней и получить немалое приданое.

Внезапно к графу подходит его давний знакомый, весельчак Фигаро. Шутник обещает хранить тайну Альмавивы и рассказывает свою историю печальному влюбленному. Фигаро потерял должность ветеринара по причине своей литературной известности и, в связи с повышенной конкуренцией в творческой среде, жизнерадостный сочинитель вынужден превратиться в бродячего цирюльника.


Житейская мудрость и остроумие Фигаро очаровывает и вдохновляет на невероятные поступки, поэтому предприимчивые товарищи решаются пойти на хитрость. Узнав о временном отсутствии Бартоло, Альмавива снова воспевает любовную серенаду и на этот раз представляется неким Линдором. Розина благосклонна к незнакомцу, однако, услышав шаги в доме, поспешно удаляется.

Теперь действия разворачиваются более стремительно. Согласно плану товарищей, Альмавива должен сыграть роль пьяного солдата, назначенного на постой к Бартоло. Фигаро, будучи цирюльником и опытным врачом, вхож в дом ревнивого Бартоло. Затейнику предстоит отвлекать прислугу.

Дом Бартоло. Влюбленная Розина пишет любовное послание таинственному юноше Линдору. Дон Базилио сообщает Бартоло о страстных чувствах Альмавивы к его воспитаннице. Узнав неприятную новость, престарелый ловелас запирает девушку в комнате, чтобы держать ситуацию под контролем.

Появляется Альмавива в образе пьяного солдата. Бартоло отказывается принять незнакомца на постой, вследствие чего разгорается ссора. Услышав громкие крики, в дом заходит офицер с намерением арестовать буйного наглеца. Однако, услышав от графа его имя, офицер уходит.

В следующий раз Альмавива предстает перед Бартоло в образе преподавателя музыки, временно заменяющего Базилио. Во время занятия «учитель» поет вместе с Розиной, однако Бартоло не по душе этот дуэт. Внезапно приходит Фигаро и предлагает доктору побриться. Пока Бартоло занят гигиенической процедурой, граф убеждает любимую сбежать вместе с ним. Появляется Базилио, но Альмавива незаметно для всех подкупает учителя и предлагает ему уйти домой «лечиться». Бартоло чувствует обман и выгоняет хитрецов.

Второй этаж дома Бартоло. Влюбленный граф в сопровождении Фигаро попадает в дом через окно, Альмавива показывает перед возлюбленной свое истинное лицо и уговаривает ее сбежать. Доктор предусмотрел такой ход событий, он убрал лестницу, по которой друзья забрались к его воспитаннице, и отправился за юристом, чтобы немедленно обручиться с ней.

В доме Бартоло появляются Базилио и нотариус. Граф подкупает обоих, чтобы заключить брак с девушкой до прихода доктора. Бракосочетание состоялось. Возвращается разъяренный Бартоло вместе с караулом. Увидев брачный договор, старик смиряется со своей участью. Альмавива сообщает об отказе от приданого своей молодой супруги и под торжественные мотивы арии примирения спектакль завершается.

Фото :





Интересные факты

  • Пьер Огюстен Карон де Бомарше написал серию из трёх произведений о "Фигаро": «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро » и «Преступная мать». Позже вся трилогия перенеслась и на оперную сцену.
  • Произведение«Севильский цирюльник» по версии Россини значительно отличается от оригинала. В отличие от комедии Бормаше, написанной во французском предреволюционном стиле, либретто композитора не содержит риторичной философии и политической сатиры. Россиниевский «цирюльник» - это воплощение демократичного национального театра с наивным юмором, весельем и комизмом. Несколько смягчен образ решительной Розины, а самоуверенный граф Альмавива предстал перед зрителем, как традиционный лирический герой.
  • «Севильский цирюльник» - это одна из первых опер, поставленных Большим театром после эвакуации во время Великой Отечественной войны. Однако преимущество иностранной оперы в ущерб отечественным музыкальным произведениям стало поводом для осуждения руководства театра и значительных кадровых изменений.
  • Изначально опера «Севильский цирюльник» имела иное название: «Альмавива или Тщетная предосторожность».
  • Во время премьеры оперы недоброжелатели осудили автора. Кроме того, ряд неприятных случайностей будто способствовал ее провалу. Так, дон Базилио поранился на сцене во время падения, Альмавива порвал струну при исполнении серенады, и в какой-то момент на сцену неожиданно вышла кошка. Во время следующей постановки зрительский зал был переполнен. Публика хотела развлечься и увидеть каскад нелепостей снова. Однако в этот раз спектакль буквально поразил зрителей, громко аплодировавших каждой арии. Россини гордился успехом «Цирюльника» и высказывался о том, что его опера полюбилась даже самым ярым противникам оперных новшеств.

  • Благодаря мультфильму «Севильский кролик» выпущенного студией Warner Bros. в 1950 году, телезрители смогли услышать увертюру из оперы на своих телеэкранах, что сделало музыку Джоаккино Россини еще популярней.
  • Итальянский композитор Джузеппе Верди был восхищен яркостью идей и звучанием оперы Россини, считая ее самым лучшим музыкальным произведением в стиле оперы-буффа.
  • В финале произведения звучит мелодия старинной русской народной песни: «Ах, зачем бы огород городить». Безусловно, ритм песни изменен, однако по мотиву можно узнать русскую мелодию.
  • «Севильский цирюльник» является одной из самых известных опер Россини. Благодаря этому произведению итальянский композитор завоевал европейскую славу, а его склонность к песенным вдохновенным мелодиям стала основанием для почетного звания «итальянского Моцарта ». Россини с юных лет восхищался талантом великого австрийского композитора, во время написания своих творений он переносил достижения Моцарта в театральное искусство Италии, заимствовал мастерство оперного ансамбля. Поэтому опера-buffa «Севильский цирюльник» содержит не только традиционные оперные приемы, она также обогащена новшествами и передовыми идеями. Жизнерадостный характер Россини также вызывал восхищение у Генриха Гейне, который назвал композитора «Божественным маэстро».

Популярные арии и номера:

Увертюра (слушать)

Каватина Фигаро "Largo al Factotum" (слушать)

Каватина Розины "Una voce poco fa" (слушать)

Ария Розины (сцена урока) "Contro un cor" (слушать)

Ария Берты "Il vecchietto cerca moglie" (слушать)

Канцона Альмавивы "Se il mio nome saper voi" (слушать)

История создания

«Севильский цирюльник» имеет интересную предысторию. Согласно контракту с римским театром, Джоаккино Россини обязуется написать новую оперу. Музыкальное произведение приурочено карнавалу. Все предоставленные варианты либретто не выдержали критики цензоров, поэтому в преддверии праздника известный драматург вспомнил о комедийной пьесе Бормаше, неоднократно сыгранной на итальянской сцене. Чтобы не сорвать подписанный контракт, Россини принимает решение взять за основу сюжет известного произведения. Получив разрешение цензоров, композитор принялся за работу.

Всего 20 дней понадобилось музыканту, чтобы создать комедийную оперу на основании первой части знаменитой трилогии.

Премьера состоялась 12 февраля 1816 года. Первая постановка потерпела фиаско и была освистана возмущенной публикой. Дело в том, что шедевральная опера по сюжету пьесы Бормаше уже была создана уважаемым итальянским композитором Паизиелло. Написание еще одной оперы с подобным сюжетом зрители сочли непростительной дерзостью и неуважением по отношению к пожилому драматургу. Поклонники Паизиелло устроили невиданный ранее скандал. После первой постановки композитору пришлось сбежать.

Несмотря на громкий скандал вокруг премьеры, оперу «Севильский цирюльник» ждал ошеломительный успех. Непредвзятая публика высоко оценила произведение и даже организовала триумфальное факельное шествие к дому Россини, который не осмелился прийти на представление.

Популярность «Севильского цирюльника» Россини превзошла любые ожидания. Постановки успешно прошли во многих европейских странах, а в исполнении были задействованы выдающиеся оперные певцы. Композитор объединил лучшие черты итальянской оперы и создал плодотворную почву для дальнейшего стремительного развития музыкального искусства. Подчеркивая традиционный стиль оперы-буффа, Россини сохранил актную структуру произведения со стремительной динамикой, чередованием песенных номеров и типичным бытовым конфликтом.

«Севильский цирюльник» - одна из самых лучших комических опер - была написана в поразительно короткий срок для новогоднего карнавала в Риме. Опера сочинялась и репетировалась почти одновременно. Правда, композитор частично использовал материал своих более ранних произведений, но от этого оригинальность и свежесть оперы отнюдь не пострадали.
В основу сюжета положена первая часть знаменитой трилогии Бомарше о Фигаро - «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность». Немало опер было написано на этот сюжет до Россини. Среди них, безусловно, самой популярной была опера Паизиелло. Успех ее был так велик, что решение Россини использовать тот же сюжет многие сочли дерзостью.
Премьера оперы провалилась. Сторонники Паизиелло организовали скандал, невиданный в истории оперного театра. Боясь быть освистанным темпераментной итальянской публикой, Россини спасся бегством после первого действия. Однако уже следующее представление, где присутствовала обычная, не предвзято настроенная публика, принесло новой опере заслуженный успех. Зрители даже устроили факельное шествие к дому Россини, который в этот раз, на всякий случай, не явился на постановку.
Очень быстро «Севильского цирюльника» узнали в других европейских странах, в том числе России. До сегодняшнего дня это одна из самых репертуарных опер. В ее исполнении участвовали самые выдающиеся певцы мира, например Ф. Шаляпин в роли Базилио.

Действующие лица:
БАРТОЛО, доктор медицины, опекун Розины (бас)
БЕРТА, его домоправительница (меццо-сопрано)
РОЗИНА, его воспитанница (меццо-сопрано)
БАЗИЛИО, ее учитель музыки (бас)
ФИГАРО, цирюльник (баритон)
ГРАФ АЛЬМАВИВА (тенор)
ФИОРЕЛЛО, его слуга (бас)
НОТАРИУС, СОЛДАТ, МУЗЫКАНТЫ
Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья.

Краткое содержание.

Прекрасная юная сирота Розина вынуждена жить у своего опекуна доктора Бартоло, от назойливости которого бедная девушка не знает куда деваться. Старик метит на немалое состояние Розины, да и сам не прочь вспомнить молодость и получить такую красавицу в жены. Но сердце Розины занято — и виной тому влюбленный в неё молодой человек, про которого она толком ничего не знает. Он появляется в костюме скромного бакалавра, хотя на самом деле это богач граф Альмавива. Молодые люди никак не могут встретиться и поговорить — старик-опекун постоянно наблюдает за красавицей-воспитанницей и чувствует угрозу со стороны соперника.

Любви графа Альмавивы и Розины помогает случайно оказавшийся рядом цирюльник-брадобрей Фигаро. Хитростью и ловкостью он находит возможности и проникнуть в дом, и передать записку, и устранить в нужный момент доктора Бартоло — словом, он самый незаменимый человек в этой веселой комедии. И все заканчивается счастливо: Розина и граф Альмавива теперь навсегда вместе. А обязаны своим счастьем, конечно, смышленому Фигаро.

Премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Риме.
Сюжет основан на одноимённой комедии знаменитого французского драматурга Пьера Бомарше.

Действие разворачивается в Севилье в XVIII веке. Молодой граф Альмавива хочет спеть серенаду для своей возлюбленнойРозины под аккомпанемент музыкантов. Он давно влюблен в девушку, о чем та даже и не подозревает. Но все старания тщетны. Старый опекун девушки вместе со своим слугой Фиорелло выгоняют всех прочь. Слышится голос веселого цирюльника Фигаро .

Арию Фигаро поет великолепный Тито Гобби

Они давно знакомы с Альмавивой . Фигаро с радостью соглашается помочь графу освободить его возлюбленную от ненавистной опеки старого доктора Бартоло, который, помимо всего прочего, задумал жениться на Розине. Альмавива снова перед балконом возлюбленной.


Он представляется простым парнем по имени Линдор , у которого из богатств только любовь к Розине. Девушка же так устала от опеки Бартоло, что готова сбежать чуть ли не с первым встречным. Розина проникается искренней симпатией к Линдору.

Тем временем Дон Базилио (учитель музыки) подливает масла в огонь.

Великий Шаляпин поет арию дона Базилио "Клевета"

Он сообщает доктору Бартоло, что граф Альмавива в городе и имеет планы на Розину. Доктор Бартоло в бешенстве. Он хочет скорее сам жениться на Розине. В это время Фигаро удается поговорить с девушкой.

Каватину Розины поет Вера Фирсова- солистка Большого театра 70-х годов

Она передает письмо для Линдора, а затем старается заговорить зубы своему опекуну.

Но доктор Бартоло приказывает ей запереться у себя. Теперь в дом старается проникнуть молодой влюбленный граф. Изображая пьяного солдата, который якобы расквартирован в этом доме, он кричит и ругается. Тем не менее, ему удается дать понять Розине, что он - Линдор. С каждой секундой суматоха разворачивается все сильнее, пока на сцене не оказываются все герои. В дом врывается патрульный дозор, привлеченный шумом. Но переодетому графу удается увильнуть от ареста. Ситуация накалена до предела. Заканчивается первое действие. Во втором действии Фигаро и Альмавива устраивают еще несколько встреч с Розиной, где договариваются о побеге. Затем Альмавива решается признаться Розине в том, что он и Линдор - одно лицо. Розина счастлива. И вот, когда все уже почти решено, выясняется, что они не могут выбраться из дома. Появляются учитель музыки Базилио и нотариус. Они ждут Бартоло, чтобы зарегистрировать брак старого опекуна и молодой подопечной. Граф Альмавива быстро разрешает ситуацию: он предлагает Базилио выбор - перстень или две пули. Базилио нехотя выбирает перстень. Брачная церемония едва успевает закончиться, когда возвращается доктор Бартоло в сопровождении офицера и солдат. И вот, наконец, все окончательно выясняется. Старый опекун смиряется с исходом событий только после того, как узнает, что Альмавива не нуждается в приданом Розины. Комедия завершается всеобщим примирением в лучших традициях оперы-буффа.

Нельзя не вспомнить великолепное исполнение каватины Розины Екатериной Савиновой в фильме "Приходите завтра"!

История создания

В 1816 году Джоаккино Россини принялся за работу над новой оперой по случаю предстоящего карнавала для театра Аржентино. Множество тем, которые вдохновляли композитора к написанию оперы не проходили проверку цензурой. Когда оставалось уже совсем мало времени, Россини решил использовать уже разрешенную тематику. Так и родилась мысль о написании нового «Севильского цирюльника» .

Дуэт Розины и Фигаро. Поет Анна Нетребко

Более того, Россини лично обратился к автору предыдущего «Севильского цирюльника» Джованни Паизиелло за разрешением приступить к работе. Тот ответил любезно и утвердительно (еще бы, ведь он ни разу не сомневался в будущем провале молодого композитора). Россини сочинял музыку довольно быстро. Работа над произведением заняла рекордно короткий срок - всего 13 дней ушло на написание и инструментовку. 20 февраля 1816 года состоялась премьера оперы. Первое представление прошло неудачно - публика неожиданно «загудела» в знак отторжения произведения. Тем не менее, последующие спектакли проходили с большим успехом. Дальнейшая судьба«Севильского цирюльника» триумфальна. Произведению было суждено стать одной из лучших опер в истории комедийного жанра. Даже ярые критики творчества Россини нашли в опере большое удовлетворение.

А это Муслим Магомаев поет каватину Фигаро!

В «Севильском цирюльнике» есть все лучшее, что может быть в итальянской опере-буффа: стремительная динамика сюжетной линии, обилие комических сцен, жизненные характеры героев. Стоит отметить, что Джоаккино Россини обладал выдающимся талантом - развлекать самой музыкой, без слов. Такие особенности музыкальной партии, как жизнерадостность и веселое настроение, сохранили за произведением горячую любовь публики на долгие годы.


Занимательные факты:

  • Название «Севильский цирюльник» опера приобрела не сразу. Сначала композитор назвал ее «Альмавива, или Тщетная предосторожность» , так как на момент издания опера под названием «Севильский цирюльник» уже была написана композитором Джованни Паизиелло и имела большой успех на оперной сцене. Кроме того, на тот же сюжет было написано немало опер. И, тем не менее, говорят, что приверженцы Паизиелло (возможно даже подстрекаемые 75-летним стариком) устроили шум на премьере оперы Россини и представление провалилось. Сам же Джованни Паизиелло умер через 3,5 месяца после премьеры «Альмавивы» и так и не узнал, что «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини совершенно затмил его творение, сохранявшее популярность в оперных кругах более тридцати лет.
  • Композитор создал оперу буквально за две недели благодаря тому, что использовал фрагменты более ранних своих творений. К примеру, в увертюре звучат мелодии из опер «Елизавета, королева Англии» и «Аврелиан в Пальмире».

  • Увертюра к опере
  • В период Великой Отечественной войны в русское либретто оперы вносились «злободневные» изменения. В момент, когда в дом Бартоло стучали солдаты, Базилио спрашивал: «Тревога?», а Бартоло отвечал после второго стука: «Нет, это отбой». Сигнал об отмене воздушной тревоги встречался воинами восторженными аплодисментами. Им была жизненно важна эта разрядка. Ведь после кратковременного веселья они вынуждены были снова идти на фронт.
  • В 1947 году опера «Севильский цирюльник» была экранизирована в постановке режиссера Марио Косты.

Отрывок из кукольного британского мультфильма "Севильский цирюльник" , 1995 год.

Поначалу опера называлась «Almaviva, ossia l"inutile precauzione» («Альмавива, или Тщетная предосторожность»). Россини дал своему произведению такое название потому, что опера «Севильский цирюльник» уже была написана - ее автором был Джованни Паизиелло, и она была давно популярна на оперной сцене. Россини не желал причинять огорчение уважаемому и вспыльчивому автору более ста опер, которому было тогда семьдесят пять лет. Кроме Паизиелло, на сюжет «Севильского цирюльника» оперы написали Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и другие.

Россини в 1816 г. обязался написать для театра Аржентино в Риме к карнавалу новую оперу. Однако цензура запрещала все либретто, которые были предложены композитором. Оставалось совсем мало времени до карнавала, и тогда было решено использовать разрешенную цензурой тему. Так возникла мысль о «Севильском цирюльнике». Россини обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил любезным согласием, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора. Новое либретто написал Ч. Стербини. Россини сочинял быстро. Но стремительность, с которой был написан «Севильский цирюльник» (композитор использовал многое из предыдущих своих произведений), удивительна. Сочинение и инструментовка заняли 13 дней.

Действующие лица

Бартоло , доктор медицины, опекун Розины, - бас .
Берта , его домоправительница, - меццо-сопрано .
Розина , его воспитанница, - меццо-сопрано .
Базилио , ее учитель музыки, - бас .
Фигаро , цирюльник, - баритон .
Граф Альмавива - тенор .
Фиорелло , его слуга, - бас .
Нотариус, солдат, музыканты.
Действие происходит в XVII веке в Севилье.

Увертюра

Сюжет

Действие 1

Сцена 1 . На одной из улиц Севильи собрались музыканты, чтобы саккомпанировать молодому графу Альмавиве, поющему серенаду своей возлюбленной, Розине. Это очаровательная цветистая («Ессо ridente in cielo» - «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею»). Но все старания бесплодны. Музыкантам не удается вызвать Розину: ее строго опекает старый доктор Бартоло. Раздраженный граф со своим слугой Фиорелло отсылают музыкантов.

И теперь мы слышим за сценой радостный баритон. Это Фигаро, брадобрей, напевающий себе на радость и рассказывающий нам, как он необходим всем в городе. Это бахвальство - чудесная каватина «Largo al factotum» («Место! Раздайся шире, народ!»). Быстро выясняется, что Фигаро давно уже знает графа (не так уж много людей в городе, кого бы Фигаро не знал.) Граф - с имеющейся у него на руках некоторой суммой денег - привлекает Фигаро к себе на помощь, чтобы устроить свою женитьбу на Розине, и они начинают разрабатывать план действий. Но их обсуждение прерывает вышедший из дома доктор Бартоло, он бормочет о том, что сам сегодня же намеревается жениться на Розине. Это слышат граф и Фигаро.

Теперь оба заговорщика решают действовать быстро. Пользуясь отсутствием Бартоло, Альмавива вновь заводит серенаду и на сей раз представляет себя как Линдор (мелодия этой канцоны принадлежит Винченцо Беллини). Розина отвечает ему благосклонно с балкона и вдруг быстро удаляется, услышав чьи-то шаги у себя в апартаментах. Изобретательный Фигаро тут же придумывает, как поступить: Альмавива переоденется солдатом и как бы пьяный войдет в дом, со словами, что его полк расквартирован в городе и он будет жить здесь. Эта идея нравится графу, и сцена завершается веселым дуэтом, в котором влюбленный граф выражает свою радость по поводу перспективы успеха всей затеи, а цирюльник радуется успеху проекта, уже приносящего доход.

Сцена 2 . Теперь события разворачиваются стремительно и бурно. Они происходят в доме доктора Бартоло. Розина поет свою знаменитую колоратурную арию «Una voce poco fa» («В полуночной тишине»). В ней Розина впервые признается в своей любви к неизвестному исполнителю серенад Линдору, затем клянется навсегда принадлежать ему, несмотря на опротивевшего ей опекуна, с которым она сумеет сладить. Она продолжает рассуждать о том, какой замечательно покорной женой она будет, если ей не будут перечить. Иначе она намерена стать истинной дьяволицей, мегерой. (Обычно в современных постановках эта партия исполняется колоратурным сопрано. Однако Россини написал ее иначе. Он предназначал ее для колоратурного меццо-сопрано, довольно редко встречающегося в XX веке.) После своей арии она недолго, но сердечно беседует с Фигаро, цирюльником, и менее сердечно - с доктором Бартоло.

Действие 2

Картина 1 . С началом второго действия общая неразбериха даже еще больше усиливается. Граф Альмавива является в дом доктора Бартоло в новом обличье - учителя музыки: в черной мантии и профессорской шляпе семнадцатого века. Он говорит, что явился заменить дона Базилио, который заболел, и он настаивает дать урок музыки Розине. Во многих современных оперных театрах во время этого урока ведущее сопрано часто вместо арии - самой разработанной и украшенной богатой колоратурой - вставляет что-нибудь по собственному выбору. Но Россини написал для этого эпизода песню «L"Inutile precauzione» («Тщетная предосторожность»), что было первоначальным подзаголовком оперы. Доктору Бартоло не нравится эта «современная музыка», как он ее называет. То ли дело ариетта… И гнусавым голосом он поет старомодный сентиментальный романс.

Секундой позже появляется Фигаро с тазиком для бритья; он настаивает на том, чтобы побрить доктора. И пока лицо доктора в мыльной пене, влюбленные делают приготовления для побега сегодня же вечером. Но тут приходит дон Базилио. Конечно же, он совсем не болен, но в очаровательном квинтете каждый уговаривает его в том, что у него горячка, и он, незаметно получив от графа увесистый кошелек (аргумент!), отправляется домой «лечиться». Все эти необычные действия возбуждают у доктора подозрения, и в конце еще одного чудесного концертного номера он всех прогоняет из дома. Тогда, по контрасту, звучит остроумная маленькая песенка Берты, служанки, рассуждающей о глупости всех тех стариков, которые на старости лет вознамериваются жениться.

Картина 2 . В этот момент оркестр звуками живописует бурю, которая бушует за окном, а также указывает на то, что прошло какое-то время (музыка для этого эпизода заимствована Россини из его собственной оперы «La pietra del paragone» - «Пробный камень»). Снаружи растворяется окно, и через него в комнату проникает сначала Фигаро, а за ним граф, закутанный в плащ. Они готовы к побегу. Но сначала, однако, им надлежит убедить Розину в том, что их намерения благородны, поскольку до сих пор она не знает, что Линдор и граф Альмавива - это одно и то же лицо. Вскоре они все готовы и поют терцет побега «Zitti, zitti» («Тише, тише»), когда вдруг обнаруживается, что лестницы нет! Позже выясняется, что убрал ее доктор Бартоло, когда отправлялся устраивать все дела своей свадьбы с Розиной.

И вот, когда явились Базилио и нотариус, за которыми послал доктор Бартоло, граф подкупает их, чтобы они зарегистрировали его брак с Розиной. Базилио он предлагает перстень; в противном случае - две пули из своего пистолета. Поспешная церемония едва закончилась, как возвращается доктор Бартоло в сопровождении офицера и солдат. И тут все выясняется. Доктор даже в определенной мере смиряется с таким исходом, когда граф заверяет его, что не нуждается в приданом Розины и тот может оставить его себе. Комедия заканчивается - как и должна кончаться комедия - всеобщим примирением.

Выдающиеся постановки

Первая постановка в России: 1822 г., Петербург. Г. Климовский - Альмавива, И. Гуляев - Бартоло, В. Шемаев - Фигаро, Н. Семенова - Розина, А. Ефремов - дон Базилио.

Петербург, 1831 г. (возобновление на русской сцене). О. Петров - Фигаро, Н. Дюр - Бартоло, А. Ефремов - Базилио, С. Боркина (Каратыгина) - Розина. В последующих спектаклях роли исполняли: Л. Леонов - Альмавива, Е. Лебедева, М. Степанова - Розина.

1953, ГАБТ. Альмавива - Иван Козловский, Бартоло - Владимир Малышев, Розина - Вера Фирсова, Фигаро - Иван Бурлак, Дон Базилио - Марк Рейзен. Дирижер Самуил Самосуд.

Среди итальянских постановок: Луиджи Альва - Фигаро, Мария Каллас - Розина, Тито Гобби - Фигаро.

Музыкальные номера

Увертюра Sinfonia
Действие первое
Картина первая
Atto primo
Parte prima
1. Вступление («Тихо, без говора…») 1. Introduzione („Piano, pianissimo…”)
Каватина Альмавивы («Скоро восток…») Cavatina d"Almaviva („Ecco ridente in cielo…”)
Продолжение и финал вступления («Эй, Фиорелло?..») Seguito e Stretta dell"Introduzione („Ehi, Fiorello?..”)
Речитатив («Вот негодяи!..») Recitativo („Gente indiscreta!..”)
2. Каватина Фигаро («Место! Раздайся шире, народ!..») 2. Cavatina di Figaro („Largo al factotum della città…”)
Речитатив («Ах, да! Не жизнь, а чудо!..») Recitativo („Ah, ah! che bella vita!..")
Речитатив («Сегодня в брак вступить с Розиной хочет…») Recitativo („Dentr"oggi le sue nozze con Rosina!..”)
3. Канцона Альмавивы («Бели ты хочешь энать, друг прелестный…») 3. Canzone d"Almaviva („Se il mio nome saper voi bramate…”)
Речитатив («О, небо!..») Recitativo („Oh cielo!..”)
4. Дуэт Фигаро и Альмавивы («Мысль одна - добыть металла…») 4. Duetto di Figaro e d"Almaviva („All"idea di quel metallo…”)
Речитатив («Да здравствует мой барин!..») Recitativo („Evviva il mio padrone!..”)
Картина вторая Parte seconda
5. Каватина Розины («В полуночной тишине…») 5. Cavatina di Rosina („Una voce poco fa…”)
Речитатив («Да, да, не уступлю!..») Recitativo („Sì, sì, la vincerò!..”)
Речитатив («Ах! Постой, цирюльник подлый…») Recitativo („Ah! Barbiere d"inferno…”)
6. Ария Базилио («Клевета вначале сладко…») 6. Aria di Basilio („La calunnia è un venticello…”)
Речитатив («Ну, что вы скажете?..») Recitativo („Ah! che ne dite?..”)
Речитатив («Отлично, сударь мой!..») Recitativo („Ma bravi! ma benone!..”)
7. Дуэт Розины и Фигаро («Это я? Ах, вот прелестно!..») 7. Duetto di Rosina e di Figaro („Dunque io son… tu non m"inganni?..”)
Речитатив («Могу теперь вздохнуть я…») Recitativo („Ora mi sento meglio…”)
8. Ария Бартоло («Я недаром доктор зоркий…») 8. Aria di Bartolo („A un Dottor della mia sorte…”)
Речитатив («Злись, бранись ты сколько хочешь…») Recitativo („Brontola quanto vuoi…”)
9. Финал первый («Эй, квартиру для постоя…») 9. Finale primo („Ehi di casa… buona gente…”)
Действие второе Atto secondo
Картина первая Parte prima
Речитатив («Вот случай неприятный!..») Recitativo („Ma vedi il mio destino!..”)
10. Дуэт Альмавивы и Бартоло («Будь над вами мир и радость!..») 10. Duetto d"Almaviva e di Bartolo („Pace e gioia sia con voi…”)
Речитатив («Скажите мне, синьор мой…») Recitativo („Insomma, mio signore…”)
Речитатив («Войдите, синьорина…») Recitativo („Venite, Signorina…”)
11. Ария Розины («Если сердце полюбило…») 11. Aria di Rosina („Contro un cor che accende amore…”)
Речитатив («Чудный голос!..») Recitativo („Bella voce!..”)
12. Ариетта Бартоло («Когда сидишь порою…») 12. Arietta di Battolo („Quando mi sei vicina…”)
Речитатив («А, господин цирюльник…») Recitativo („Bravo, signor Barbiere…”)
13. Квинтет («Дон Базилио! Что я вижу!..») 13. Quintetto („Don Basilio! Cosa veggo!..”)
Речитатив («Ах, вот беда стряслась!..») Recitativo („Ah! disgraziato me!..”)
Речитатив («И мне старик не верит!..») Recitativo („Che vecchio sospettoso!..”)
14. Ария Берты («Старичок решил жениться…») 14. Aria di Berta („II vecchiotto cerca moglie…”)
Картина вторая Parte seconda
Речитатив («Так значит, с этим дон Алошо…») Recitativo („Dunque voi, Don Alonso…”)
15. Буря 15. Temporale
Речитатив («Ну, влезли наконец…») Recitativo („Alfine eccoci qua!..”)
16. Терцет Розины, Альмавивы и Фигаро («Ах! Я рада…») 16. Terzetto di Rosina, d"Almaviva e di Figaro („Ah! qual colpo…”)
Речитатив («Ах, вот еще несчастье!..») Recitativo („Ah, disgraziati noi…”)
17. Речитатив и ария Альмавивы («Зачем пред вами мне таить…») 17. Recitativo ed Aria d"Almaviva („Cessa di più resistere…”)
Речитатив («Выходит - я же одурачен…») Recitativo („Insomma, io ho tutti i torti!..”)
18. Финал второй («Заботы и волненья…») 18. Finale secondo („Di sì felice innesto…”)