Сколько зарабатывает губерниев дмитрий. Дмитрий Губерниев - биография (кратко). Денежное вознаграждение в Украине и Казахстане

Губерниев Дмитрий Викторович – российский журналист, спортивный комментатор и ведущий телевизионных программ. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Дружбы и премией ТЭФИ.

Губерниев захватывающе комментирует спортивные события, оповещает о новостях в мире спорта, ведет развлекательные передачи и увлекается вокалом. До начала телевизионной карьеры ведущий занимался академической греблей и «доплыл» до звания мастера спорта.

Детство и юность

Дмитрий Губерниев родился в городе Дрезна Орехово-Зуевского района Московской области. Это событие случилось 6 октября 1974 года в семье стекловара и фармацевта.

В детстве Дима попробовал себя в хоккее, футболе, лыжах, а с 11 лет, после случайной встречи его мамы с будущим тренером Людмилой Николаевной Болтрук, стал основательно заниматься греблей и до обучения в институте успел стать мастером спорта, чемпионом Москвы, призером ряда соревнований союзного и международного значения.


После школы Губерниев стал студентом тренерского факультета Российской академии физической культуры, который окончил с красным дипломом. Получив высшее образование, юноша стремился попасть на Олимпиаду 1996 года в Атланте, но его желаниям не суждено сбыться. Тогда Дмитрий решил попробовать себя в роли спортивного телевизионного комментатора, о чем мечтал с раннего детства.

В молодости Губерниеву пришлось работать сначала тренером, а затем охранником, благо позволяла комплекция – при росте 2 м вес Дмитрия достигал 105 кг. У звезды экрана имеется диплом об окончании института повышения квалификации сотрудников радио и телевидения.


Бывший спортсмен окончательно решает связать свою судьбу со спортивной тележурналистикой. В 1997 году началась его активная телевизионная карьера.

Телевидение

Дмитрий Губерниев еще в 7 лет провел первый успешный любительский комментарий. Его детская мечта сбылась: в 1997 году, победив в конкурсе, который был организован новым телеканалом ТВЦ, он получает должность спортивного комментатора и телеведущего спортивной рубрики новостей. А с 1998 года также комментировал матчи на канале Eurosport, готовил обзоры «Евроголов» и журналов Лиги Чемпионов.


По приглашению Василия Александровича Кикнадзе в августе 2000 года появляется в программе «Вести» телеканала «Россия». Вскоре телезрители увидели Дмитрия и на канале «Спорт». Это был настоящий прорыв в его творческой биографии. В период с 2000 по 2005 год телеведущий вел авторские передачи «Неделя спорта с Дмитрием Губерниевым», «Спорт за неделю» и «Биатлон с Дмитрием Губерниевым». Именно в последней программе состоялось знаменитое интервью телеведущего с белорусской биатлонисткой .

Дмитрий Викторович Губерниев – не только спортивный обозреватель, но и телеведущий. Российские телезрители наблюдали его появление в телепроектах «Форт Боярд» и «Кто хочет стать Максимом Галкиным». Губерниев вел интеллектуальное шоу, был соведущим в паре с на передаче «Звездный лед». Уже несколько лет Дмитрий развлекает россиян на новогодних «Голубых огоньках».


Эмоциональность комментатора известна и за рубежом. Во время чемпионата мира по гребле на байдарках (вида спорта, к которому ранее был причастен Губерниев) репортер так бурно комментировал происходящее, что австралийский журналист не смог самостоятельно вещать для своих слушателей. В результате реплики россиянина попал в эфир крупного зарубежного телеканала.

Телевизионная жизнь Дмитрия Губерниева никогда не замирала. Он участвовал в роли телерепортера в Олимпийских играх. Губерниев любит КВН, при этом сам ведет передачу «Это смешно». В августе 2013 года Дмитрий занял должность главного редактора спортивных каналов ВГТРК.


Дмитрий Викторович ответственно подходит к каждому выходу в эфир. Он тщательно готовится к любому матчу или соревнованию, а особое внимание уделяет конкретным видам спорта - сумо, фристайлу, теннису, хоккею. Ведущий не привык к сухим комментариям, предпочитает вести рассказ о матчах и турнирах с добавлением историй из жизни спортсменов.


Дмитрий Губерниев ведет развлекательные телепередачи

Дмитрий Викторович Губерниев комментирует спортивные соревнования, ведет развлекательные телевизионные передачи и серьезно относится к тяжелой музыке. Ведущий является истинным меломаном и предпочитает слушать музыку в стиле хэви-метал. В 2013 году появился альбом «Ветер биатлона», где Губерниев выступил уже в роли исполнителя песен.

Губерниев комментировал даже масштабный песенный конкурс. В мае 2016 года вместе с коллегой спортивный журналист обсуждал выступления участников «Евровидения». Спортивный комментатор провел определенные параллели между спортом и музыкальным конкурсом, а также прокомментировал завершение карьеры , вратаря футбольного клуба «Зенит».


Особо телезрителям запомнился документальный фильм с участием Дмитрия Губерниева «Мое советское детство». В социальных сетях пользователи обсуждали новый проект, вспоминая времена СССР. Для многих кинолента стала приятным напоминанием о жизни в те времена, а телезрители, не заставшие заветы Ильича, смогли открыть для себя новый и увлекательный мир прошлого родины.

Наверняка наиболее позитивным моментом с участием Губерниева, который российские болельщики будут еще долго вспоминать, стало исполнение спортивным комментатором гимна России во время церемонии награждения в австрийском Хохфильцене.


18 февраля 2017 года организаторы мирового первенства перепутали гимн Российской Федерации, включив версию 1990-2000 годов. Российские болельщики были возмущены подобным выпадом, Губерниев мгновенно среагировал на ситуацию. Он вышел на сцену, взял микрофон у ведущего церемонии, предложив биатлонистам спеть современный гимн России.

Появлялся Дмитрий Губерниев и в уже привычном амплуа ведущего музыкально-развлекательных новогодних программ. В «Голубом огоньке-2017» он вышел на сцену вместе с телеведущей .


Харизматичный комментатор нередко становился яркой фигурой ряда российских ситкомов. В роли камео он появлялся в сериалах « », « », « ». В 2010 году Дмитрий сыграл в эпизоде сказки «Морозко», а спустя 8 лет снялся в спортивном фильме и комедии «Большая игра».

Скандалы

Губерниев успел завоевать и славу скандального телеведущего, так как неэтично высказался в адрес футбольного вратаря Вячеслава Малофеева и его погибшей в автомобильной аварии жены Марины. Дмитрию пришлось принести извинения и заплатить за моральный ущерб.

На этом инциденты в прямом эфире для Губерниева не закончились. На церемонии открытия Зимней Олимпиады в Сочи комментатор представил сборную Узбекистана как таджикскую, а также перепутал спортсменов Монголии, Исландии и Доминиканской Республики. Перед национальными командами опять пришлось публично извиняться.


В качестве комментатора телеканала «Матч ТВ» он негативно отозвался о лидере общего зачета Кубка мира французском биатлонисте . Француз при смене этапа «подрезал» российского биатлониста . «Маневры» Фуркада стали причиной падения россиянина на лыжной трассе. Перед церемонией награждения французский чемпион демонстративно покинул пьедестал, но его вернул обратно глава IBU Андерс Бессеберг. Обсуждая поведение француза, Губерниев заявил:

«Фуркад, ты – свинья. Вот это можно сказать на всю страну и на весь мир».

Позднее французский спортсмен и российский комментатор даже подружились на фоне поддержки Фуркадом проведения состязаний Кубка мира в России, которые были бойкотированы рядом стран. Совместное фото Дмитрия и Мартена появилось в «Инстаграме» репортера.

Участвовал Дмитрий Губерниев и в драках со знаменитыми представителями российского спорта. СМИ неоднократно сообщали о том, что в московском аэропорту «Шереметьево» спортивный комментатор был замечен в потасовке с тренером женской сборной России по биатлону Павлом Ростовцевым. Наставник якобы жестко отреагировал на заявления Губерниева о провальных действиях тренерского штаба национальной команды.


Затронул телеведущий и санкционные меры со стороны ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) в отношении спортсменов из РФ. Комментируя информацию о допинговом скандале в российском биатлоне, Губерниев заявил, что «не следует ждать ничего хорошего, скверный результат обеспечен, а готовиться нужно к худшему».

Личная жизнь

Дмитрий ведет здоровый образ жизни, следит за спортивной формой. Летом увлекается плаванием и греблей, а зимой -биатлоном и лыжами. Любимым занятием Губерниева остается посещение русской бани. Возвращаясь домой из заграничной поездки, комментатор обязательно отправляется в парную, после чего обливается ледяной водой.

Он не любит рассказывать о личной жизни, но известно, что его женой была спортсменка и чемпионка мира по легкой атлетике Ольга Богословская.


В этом браке в 2002 году родился единственный сын Дмитрия Михаил. Семья распалась, но Губерниев принимает посильное участие в воспитании ребенка. Как рассказывает сам комментатор в интервью, сейчас у его сына два папы – после развода с Дмитрием Ольга повторно вышла замуж. Мальчик посещает футбольную секцию, получил разряд по шахматам, играет на гитаре и поет. Вместе с отцом ходил на выступления рок-групп , Uriah Heep, Nazareth.


После разрыва с Ольгой Дмитрий вновь встретил первую любовь Елену Путинцеву, которая занимается декорированием интерьера и далека от спорта и телевидения. Случайная встреча оказалась судьбоносной. Союз получился крепким, вместе Дмитрий и Елена воспитывают мальчика Николая, сына супруги от первого брака. По словам Дмитрия, во втором браке он мечтает о рождении дочек-двойняшек.

Дмитрий Губерниев сейчас

Сейчас Губерниев продолжает трудиться телеведущим. Он провел туристическое соревнование «Чужие в городе», которое транслировалось на канале «Моя планета». Вместе с появляется на канале «Россия-1», где оба ведут телепроект «Лига удивительных людей». В конце 2018-го Дмитрий стал гостем канала ТНТ. Он снялся в проекте «Импровизация», а вместе с сразился в развлекательном шоу «Студия «Союз».


Спортивные комментарии Губерниева по-прежнему отличаются эмоциональностью. Узнав о бойкотировании американской и чешской командами финальных состязаний Кубка мира по биатлону, которые проходили в начале 2018 года в Тюмени, Дмитрий нецензурно выразился со страницы персонального «Инстаграма». Порция ругательств досталась и шведскому чемпиону Себастьяну Самуэльссону, который поддержал бойкот.


В начале 2019 года Губерниев отличился во время репортажа со спринтерской гонки на этапе Кубка мира в Оберхофе. Комментатор назвал российского спортсмена Александра Логинова царем биатлона и поздравил с победой, которая стала в его карьере дебютной.

Награды

  • 2011 – Орден Дружбы
  • 2012 – Журналист года по версии Biathlon-Award
  • 2014 – Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Проекты

  • 2001-2002 – «Спорт за неделю»
  • 2002-2013 – «Вести-Спорт»
  • 2003-2008 – «Сборная России»
  • 2007-2013 – «Неделя спорта с Дмитрием Губерниевым»
  • 2010-2015 – «Биатлон с Дмитрием Губерниевым»
  • 2011 – «Территория боя»
  • 2012 – «Ты - комментатор!»
  • 2014-2015 – «Большой футбол»
  • 2018 – «Лига удивительных людей»
Вячеслав Самбур и Павел Копачев встретились с комментатором №1 и расспросили о неизвестных подробностях его карьеры. В этом году исполнилось 20 лет, как Губерниев появился в телевизоре.

В этом году круглая дата, как ты дебютировал на ТВ. Для тебя это важно?

– Да, мы даже отметили в узком кругу. Вспоминаю, с какими задачами я шел в телевизор. Было интересно, смогу ли конкурировать с футбольными комментаторами в профессионализме, в славе – и при этом не работать в футболе. В советские годы прекрасные комментаторы Георгий Сурков, Анатолий Малявин, Александр Курашов были в тени великих – Озерова, Майорова, Маслаченко – только потому, что не заходили в футбол.

И еще мне было интересно, может ли спортивный комментатор вести кремлевские концерты.

Прямо тогда, в 1997-м?

– Прямо тогда. Сначала нужно было попасть на ТВ, но ставил задачу – не просто работать в кадре, а именно комментировать.


Помню, разговор в аппаратной ТВЦ: зашел туда, настырный и никому не знакомый – транслировали, кажется, «Алания» – «Шахтер», комментировали ребята с канала «Россия». Спрашиваю: почему тут люди с «России», а не наши? И мне отвечают: потому что у нас никого нет. И я: как это никого? Есть я.

Это детали, но главное – всегда хотелось конкурировать, расти. Может, даже расти вместе с видом спорта.

Несколько ТВ-конкурсов ты, однако, завалил.

– На последнем курсе института отправил заявку на «Радио России» – меня не взяли, раскритиковав шипящие. Хотя тогда я больше гнусавил.

Потом послал кассету на «НТВ-Плюс»: это был летний конкурс комментаторов. Лыжи не показывали, и я весьма посредственно откомментировал матч «Динамо» с картинки. Меня не взяли, чему я очень удивился. Нашел телефон редакции – мне ответил очень знакомый голос: здрасьте, я участвовал в конкурсе, почему вы мне не перезвонили? Ответ: если не перезвонили – значит, ты комментировал плохо. И я ему: я комментировал хорошо, так и скажите, что у вашего Гусинского на НТВ один блат.

Я тогда работал фитнес-тренером в «Лужниках» и охранником в разных конторах – напросился на прием в «Группу Мост». Думаю: сейчас пробьюсь в охрану, в коридорах встречу Буркова (директора спортивной редакции «НТВ-Плюс» – Sports.ru), расскажу ему, какой я молодец – и он меня возьмет. Светлая память Алексею Ивановичу.

Планы были такие – прорваться и заявить о себе. Но мне сказали: на НТВ работают лучшие люди. Я пробормотал что-то про пятерки и красный диплом, но мне ответили: мальчик, ты не готов, здесь ходят Киселев и Миткова – сюда не берут пацанов с улицы.

На «ТВ-6» тоже отказали?

– Наоборот, там даже предложили работу. Я позвонил поздно – прием заявок на конкурс закончился. Уговаривал девушку, взявшую трубку: я находка для канала, поверьте мне.

А там вместе с заявкой на участие нужно было вносить 100 долларов – через несколько лет я узнал, что на эти деньги от конкурсантов некоторые люди съездили в отпуск. И даже не одни.

Тебя допустили на конкурс?

– Да, девушка оказалась доброй. Написал выпуск новостей, сел перед камерой – прочитал.

Меня отметили и сказали, что могут взять администратором. Других вакансий уже не было. А я работал в охране – сутки через трое, что-то зарабатывал, просил удобный график, чтобы совмещать. За должность администратора на «ТВ-6» предлагали смешные деньги, причем Леша Ефимов (гендиректор – прим. Sports.ru) предупредил: администратор может понадобиться в любой момент. Удобного графика там в принципе не могло быть.

Я ужасно обиделся на Лешу – меня не взяли. Потом мы с Ефимовым работали на ТВЦ, сейчас тоже общаемся. Недавно он предлагал мне вступить в Ассоциацию спортивных комментаторов, но я нескромно решил, что у меня есть своя ассоциация, которую я представляю и гордо возглавляю.

Тогда на «ТВ-6» я познакомился с замечательным педагогом Светланой Макаровой, которая научила меня технике речи, мастерству эфирного выступления. Великий человек, она жива-здорова. Ее методику я применяю в МГУ – читаю лекции студентам, езжу с семинарами.

Расскажи, где ты работал охранником? Про это совсем ничего не известно.

– Я ждал эту вакансию полгода. По великому блату устроился в казино «Карусель». В ночную смену.

Сколько платили?

– 500 долларов, график – две ночи через две. Плюс чаевые и поднятые с пола фишки. Недавно ездил по рекламным делам в Сочи, и моя история имела успех: стоя в игорном центре, громко рассказывал, как поднимать с пола то, что поднимать нельзя. Мне говорили: с ума сошел, что ли? Хотя это целая наука.

Фишки – собственность казино. Камер в залах тогда не было, а есть хотелось. Я изящно ронял на пол ручку, делал шаг, наступал на фишки – и поднимал всё вместе. Потом договаривался об обналичивании с девчонками на кассе.

Мы работали на втором этаже, а самые блатные стояли на первом. То есть не там, где игровой зал, а рядом с выходом – и все уходящие гости делились с блатными. С нами же никто не делился, и нужно было что-то менять.

Что придумал?

– Я заговорил с людьми. Допустим, выиграл человек 20 тысяч долларов – я ему сразу под ухо: вот эта комбинация зеро-два у вас сработала безукоризненно. А ему, естественно, надо с кем-то разделить радость: видел, видел? И он давал, например, 100 долларов.

Самый большой чай от гостя?

– Как раз с комбинации зеро-два. Этот мужик попросил проводить его до машины. Я проводил – и он выделил мне чуть ли не месячную зарплату. Как щенята к воде, прибежали парни из самой блатной компании: ты не имеешь право покидать рабочее место. А я им: друзья, работа охранника еще и в том, чтобы довести клиента до машины – тем более он просил...

Некоторые люди, когда я впоследствии пришел на ТВ, советовали избавиться от трудовой и начать с чистого листа. Но самые умные руководители сказали: Дима, это этап большого пути. Я и сейчас не стыжусь этого, даже горжусь.

Но я проработал не так уж мало, кроме того – дважды в составе одной зеленоградской команды ездил на разборки с другими командами.

С оружием?

– Боже сохрани. Я просто сидел и спрашивал: а че делать-то, парни? И мне отвечали: сиди пока, если что – объясним. Я быстро понял, что до добра это не доведет, и свалил с выездов.

Самый неприятный эпизод в казино?

– Не пустил в заведение сильно пьяного человека, а это был известный депутат. И он прилюдно обещал закопать меня в ил Москвы-реки. А времена-то были непростые – и я, естественно, переживал.

Уже потом, на заре нулевых, он же приглашал меня на заседание в Госдуму – обсудить проблемы спорта. Мне было очень смешно, я до сих пор не могу смотреть на него без смеха.

Знакомых в казино встречал?

– Бывший ректор Института физкультуры, уже ушедший из жизни господин Кузин не заплатил всему нашему курсу стипендию. Часто приходил в «Карусель», проигрывал безумные деньги – порой наши.

И вот он, пьяный, смотрит на меня: слушай, я тебя где-то видел. А он мне за три дня до этого вручал красный диплом. Потом он потерял несколько фишек – я, естественно, на них наступил. И таким образом не выданная стипендия умножилась на два.

В то время мы жили очень тяжело – родители разводились, мама не работала. И, к сожалению, болела. Нужно было кормить и маму, и себя.

Я почти не ездил на институтские тусовки – хотя был балагуром, меня постоянно приглашали. Но поехать было не на что. На потоке училось много мажористых, и мне среди них было неловко. Я решил, что настанет день – и я приду в «Карусель» поиграть. Но пока копил деньги, казино закрыли.

Твоя карьера началась на ТВЦ – что запомнилось?

– Бесконечные войны с Сергеем Ческидовым, дай Бог ему здоровья. Не взлюбил он меня сразу, хотя реально мог ходить в учителях. Все понимали, в чем дело: если бы меня допустили до эфиров, через месяц я бы просто убрал из кадра Ческидова.

Лето 1998-го, Всемирные юношеские игры в Москве. Я просился поработать на этом мощном лужковском празднике. Сделал репортаж, который был раскритикован в пух и прах. Ческидов при всех сказал, что это худший репортаж в истории. После этого на Играх я не делал вообще ничего.


Как вообще возник вариант с ТВЦ?

Пришел – мне дали текст, что-то про Министерство иностранных дел. Прочитал и говорю: ребята, я больше про спорт... Меня отправили к Володе Яковлеву – главному по музыке. Он пообещал решить с начальством, оставил мне свой телефон. Я звонил ему неделю – он не поднимал трубку. И я пошел на крайнюю меру – позвонил секретарю: мол, так и так, мы твердо договаривались о встрече с Яковлевым, сделайте, пожалуйста, пропуск в «Останкино». Она поверила.

Поймал Яковлева?

– Три часа сидел на подоконнике 13 этажа, даже в туалет не отошел. Я тогда дружил с девочкой из МГУ, она мне рассказала, что главным по спорту на ТВЦ будет Алексей Кабанов.

И вот появился Яковлев: извини, родной, я ни с кем не поговорил, а Кабанова вообще не знаю. И тут к нам – вот уж судьба – вышел Алексей Турбин, который с Кабановым как раз был хорошо знаком. Продиктовал его номер, отвел меня в какой-то кабинет – немного поговорили. И тут он сделал вещь, которая привела меня в состояние полета, просто выросли крылья. Он снял трубку и позвонил нужному человеку: «Сейчас приведу тебе парнишку, он впечатлил на конкурсе».

Я никогда не забуду эти ощущения, когда шел по коридору. До сих пор иногда хожу этими маршрутами. Прошлой зимой комментировал чемпионат Европы по биатлону из той комнаты, где меня брали на работу.

Что тебе тогда сказали?

– Приходи завтра, пропуск сделаем – запишем пилот. Я сутки настраивался на этот олимпийский финал, проиграть его было нельзя. Гулял по лесу, смотрел какие-то выпуски, читал что-то маме.

Волновался?

– Дико. У меня и в гребле так было: я выигрывал контрольные тренировки, но часто проигрывал старты. Это дурацкое ощущение: попал в финал какого-нибудь московского турнира – и шестой из шести в одиночке. Гребешь обратно по обводному каналу, на базу «Водник» и думаешь: блин, ну че ж такое? Не совладал с нервами...

На следующий день в «Останкино» меня впервые в жизни гримировали. Состояние как перед оргазмом, ощущение абсолютного счастья – все, я на ТВ. 6 октября, в день своего рождения, встретил на «Общественном Телевидении России» девушку Иру, которая меня тогда гримировала. И опять все воспомнил.

Работа на ТВ – это счастье. Я стараюсь не отрываться от действительности. Я знаю, как живут люди. Некоторые комментаторы-плаксы рассказывают про тяжелую работу, про тысячи километров на самолетах, про сотни – на авто. У нас легкая работа по сравнению с теми, кто каждый день мотается из Твери в Москву за зарплату в 30 тысяч, имея двоих детей и ипотеку.

Так что с пилотом?

– Не ошибся ни разу. Кабанов сказал: все хорошо, но надо же смотреть в монитор, что ты лепишь как из пулемета?..


Мне везло с учителями. Сделал второй пилот – и мне сказали: о’кей, ходи на стажировку, но нам не нужны говорящие головы. Поэтому я ездил, писал тексты. Понимал, что, скорее всего, меня возьмут – иначе какой смысл возиться? Хотя я продолжал работать в охране сутки через трое.

В один прекрасный вечер меня спросили: у тебя есть пиджак? Сколько времени нужно, чтобы сгонять до дома и вернуться с ним? Я ответил: ну, час на электричке до Сходни, час обратно. И мне: давай, сегодня у тебя запись в пиджаке, а завтра же вези трудовую.

Я был в ужасе. Приехал за трудовой в контору, и мне начальник охраны: я тебя сегодня по телевизору видел – как это так? То же самое говорили на Сходне: Дим, такого не может быть. Просто не может.

Ко мне резко потянулись девушки, которые отвергли меня некоторое время назад. Пришли все сразу, в течение лета – это было очень смешно. Их было не так много, но все говорили: Дима, мы готовы.

Какую положили зарплату?

– Решали: раз он ведущий – может, 1300 долларов? Нет, молодой – хватит 800.

Вскоре начальники обмывали запуск канала, и кто-то спросил Турбина: Леша, откуда ты его взял, кто он тебе? На что Леша ответил фразой, которая могла бы иметь успех сейчас: это мой юный любовник.

Кстати, зарплату подняли в 1998-м, как раз перед дефолтом – добавили 500 долларов. Но бахнул кризис – и мы получали истинные копейки. Если бы не мое участие в работе «Евроспорта», нам с мамой было бы не на что жить.


Несколько лет спустя ты уходил с ТВЦ со скандалом.

– 2000 год, меня позвали на канал «Россия». ТВЦ был должен 2100 долларов, но Ческидов сказал: старик, уходя уходи, там тебе явно предложили больше. Я выяснил, когда состоится совет директоров, пришел туда и при всех назвал Ческидова одним нехорошим словом.

Ко мне выбежал один из первых замов: «Ты чего орешь? Мы все решим». Попутно я выбил деньги Дмитрию Анисимову и Сергею Никольскому – нам были должны разные суммы, мы вместе уходили на «Россию».

И вот Ческидов, отсчитывая деньги, говорил: «Дима, ты поставил на уши весь канал, мужчины так не поступают». На что я ответил: «Сергей Юрьевич, безусловно, мужчины поступают так, как вы. Гоните деньги».

Ничего, кроме смеха, эти истории не вызывают. Кто-то приватизирует богатства родины и предприятия, а кто-то недокладывает подчиненным.

Многим нравится твой поставленный голос. Ты занимался техникой речи с известным педагогом Светланой Макаровой. Чему она тебя научила?

– Еще на конкурсе «ТВ-6» кто-то задал ей вопрос: как с вами позаниматься? Она ответила: это дорого. И я с заднего ряда выкрикнул: что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги.

Она: это кто там гнусавит? После собрания я подошел к ней, выпросил телефон. Начал заниматься, уже когда работал на ТВЦ. Я занимался как никто и никогда. Вставал в 4 утра, вел прямой эфир, потом ехал к ней. Ходил на два-три занятия подряд, у меня язык заплетался. Было ощущение, что к нему привязаны гири.


Светлана Корнелиевна не брала деньги. В благодарность я носил ей конфеты. Она шипела: зачем несешь, я же их жру! Занимался года полтора. Сейчас каждый день – скороговорки, расстановка акцентов. Хотя бы по пять минут.

Кто еще помогал?

– Ходил к Бэле Гаймаковой на Мастерство эфирного выступления – но не так часто. Занимался в одной группе с Олей Беловой, которая сейчас на НТВ. Когда ее взяли на канал в начале нулевых, она мне позвонила: я купила «Мицубиси». Боже мой, подумал я, она уже купила «Мицубиси», а у меня ничего нет.

– Я много раз обращался к министру здравоохранения с просьбой возобновить производство ментолового масла в России. Его перестали делать совсем. Я покупаю его в Беларуси – Лукашенко не даст пропасть моему голосу. Масло можно пускать в нос – оно сразу оседает на связках, но я обычно делаю ингаляции. Пока голосовой аппарат выдерживает.

Еще полезны горячее питье и молчание. Но молчание – не мое. Меня поразила история профессионализма Ронни Джеймса Дио (экс-вокалист Rainbow и Black Sabbath – прим. Sports.ru). Он рассказывал мне про голос: бабушка учила его играть на трубе, и когда он был не на гастролях, то каждый день использовал диафрагмальное дыхание.

Многие уже забыли – в том числе и мы – как ты стал комментировать лыжи и биатлон.

– 1999 или 2000 год – мы на ТВЦ должны были показывать лыжи, этап Кубка мира в Крылатском. Я пытался обратить на себя внимание уже пришедшего на канал Василия Кикнадзе – через сани и бобы, которые комментировал на «Евроспорте».

Заготовил кассету, чтобы очаровать Кикнадзе и получить добро на лыжи. Но электричка задержалась – опоздал, толком не подготовился к репортажу.

Дома переслушал запись – все плохо, кроме одного момента. Перемотал на него, притащил Васе: Вася, скоро будут лыжи, я их знаю как санки. Вася послушал секунд 20: нормальный тембр, все отлично, готовься к лыжам. Я аж перекрестился. Лыжи, правда, показали не мы, а «НТВ-Плюс».


Первый биатлонный эфир помнишь?

– В декабре 2001-го «Россия» неожиданно решила показать на Москву биатлон. По-моему, этап в Поклюке, наших там не было. Я спросил у Вовы Топильского, который работал до меня: кто был твои напарником? А он комментировал с Вадимом Ивановичем Мелиховым, рейс-директором Союза биатлонистов России. До сих пор, если случаются какие-то косяки в гонках, я звоню за консультацией Мелихову – прямо из эфира. Он мой биатлонный папа.

На Олимпиаде-2002 тебе досталась женская лыжная эстафета. Перед стартом сняли всю нашу команду.

– На лыжи и биатлон в Солт-Лейке изначально должен был ехать Кирилл Набутов. Но летом 2001-го он провел реалити-шоу «За стеклом» – я так понимаю, оно не имело успех в коридорах канала. Короче, Набутов на Олимпиаду не поехал – лыжи и биатлон достались мне. Кирилл потом рассказывал, что сам не захотел в Солт-Лейк. Может, и так.

Так вот, женская эстафета. Я видел их разминку, начался прямой эфир – и представление пошло со второго номера. Где же первый, под которым должны бежать наши? Я в ужасе, что-то говорил и объяснял. Чтобы вы понимали, тогда не все гонки ставили прямо, а женскую эстафету поставили – это была гарантированная победа. Эфир в 7 или 8 вечера по Москве, самый прайм.

Как потом сказал Анисимов: тебе доверили святое, команда за 15 лет не проиграла ни одной гонки, а в этот раз даже не стартовала. Нефартовый не Гусев, а ты. Кстати, Виктору Михайловичу огромное спасибо, он тогда меня поддерживал.

Что делал после той безумной гонки?

– Сразу после финиша погнался за Лазутиной. Пройти к вакс-кабинам было невозможно. Мы с оператором, сняв куртки, перелезли через колючую проволоку, боялись, что нас арестуют американские полицейские. Я добрел до Лазутиной, но она сказала, что интервью не будет.


И я запер дверь в вакс-кабину: Лариса Евгеньевна, пока вы со мной не поговорите, я не уйду. И она поговорила.

Ты не поехал на биатлонный ЧМ-2003 в Хантах – почему?

– Для меня это был огромный удар. Мы запускали программу «Сборная России» – Кикнадзе не отпустил. Тогда у меня не хватало аппаратного веса, чтобы требовать билеты, прилетать в Москву с биатлона. Комментировали Леха Васильев и бывший биатлонист Дмитрий Васильев. Но даже не находясь в Хантах, я стал героем скандала.

Предыстория такая: мы с Серегой Курдюковым на «Евроспорте» поделили зиму пополам. Я комментировал какие-то соревнования и сказал: мы все знаем, что спортсмены из Норвегии имеют проблемы с легочными заболеваниями. Невинная фраза, к тому же с легочными заболеваниями имеют проблемы все люди Земли.

– Леха Васильев, простит он меня, сказал в эфире из Ханты-Мансийска: а это на старте Бьорндален, астматик. Хотя известно, что Бьорндален никогда не болел астмой. Обвинили меня, даже звонили биатлонисты.

Я долго оправдывался – поднимали даже записи эфиров. А потом оба Васильевых пришли к Бьорндалену выяснять отношения – и он их простил. Откуда Бьорндален все это узнал? Кто-то стуканул.

Ты сегодня не только комментатор, но и шоумен. Помнишь, с чего начинал на сцене?

– Мое первое выступление – 2002 год, галерея российской спортивной славы. Вели вместе с Олей Васюковой. Мне заплатили 500 долларов. Вскоре ЦСКА стал чемпионом по футболу, и мне позвонил тот же человек: надо провести чествование, гонорар такой же. Я ответил: нет, гонорар теперь 1000 долларов. Он страшно удивился, но заплатил.

Я всего этого хотел, и я был готов к такой работе.

Самая безумная тусовка, на которой ты работал?

– Вел третий день свадьбы одного уважаемого человека из Казахстана – это было в пустыне ОАЭ. На самолете прилетели 150 гостей, всех рассадили в 50 белых «Тойот». В пустыне отстроили целый город, я вел дискотеку 80-х. Представляете салют на юбилей победы? Умножьте на 10 – такой был там, его устраивали какие-то французы.

Работа, от которой ты отказался из-за самоцензуры?

– Мне позвонили: два принципиальных соперника из списка «Форбс» устраивают соревнования. У них есть свинюшки, которые побегут наперегонки – это нужно прокомментировать. Будут дети и домочадцы. Я отказался.

Человек сказал: ты даже не представляешь, сколько они готовы заплатить. Но я подумал: когда-нибудь меня увидят ведущим на Красной площади и скажут – этот чувак у нас дома комментировал гонки свинюшек.


Наверняка предлагали еще большую дичь.

– Нет, все, на удивление, пристойно. Три года назад в Екатеринбурге участвовал в одном фестивале. Нужно было объявить Дениса Мацуева. Представляете реакцию людей, которые перед концертом Мацуева видят меня? Не все были готовы к этому. Но в разгар ЧМ по футболу я появился на сцене и сказал: сейчас выйдет Криштиану Роналду русской культуры, Неймар мирового фортепьянного искусства. Мацуев не мог начать концерт от смеха.

Я работал ведущим в зале Чайковского на юбилейном вечере Ансамбля Александрова. Я мог бы быть в том самом самолете , моя поездка в Сирию планировалась. За 4 дня ее отменили – были другие задачи. Но вообще в Сирии я был, летал с этим же экипажем, но на другой машине.

Назови топ-5 русских комментаторов.

– Озеров, Сурков, Малявин, Курашов... Пусть будет четверка, и кроме Озерова, специально называю фамилии тех, кто был незаслуженно в тени.

Есть эфиры, за которые тебе стыдно?

– Если отделять интернет-утечки от реальных эфиров, то можно было аккуратнее с шишками и Шадриной . Можно было аккуратнее с дураками, которые орут в ухо . Не скажу, что за эти эфиры мне стыдно – просто неловко.

Я почти не пересматриваю свои репортажи. Каждый раз считаю, что можно сделать значительно лучше. Я самоед, поэтому не хочу загонять себя.

Чем ты гордишься?

– Достижение у меня одно. За всю историю СССР и России спортивным журналистам не вручали высшую награду государства. Кроме Николая Озерова – у него орден за «Заслуги перед Отечеством» III степени, который ему дали незаслуженно поздно, всего за два года до смерти. У меня – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Горжусь историей с гимном на ЧМ в Хохфильцене-2017 . Я первый раз в жизни чувствовал, как вращаются шестеренки в голове – нужно было что-то делать и решать, и я прорвался на сцену.


Если из репортажей: гребля на Олимпиаде-2004, победа Максима Опалева в Пекине, победа пловчихи Лары Ильченко там же, победа биатлониста Устюгова в масс-старте Ванкувера-2010, сочинские победы в лыжах и биатлоне.

Отдельно: женская биатлонная эстафета в Турине-2006. Моя фраза: «Даже если сейчас Кати Вильхельм возьмет станковый пулемет, то не догонит Ахатову. И разве может справиться фельдфебель бундесвера с капитаном российской армии?» Эту гонку смотрел тогдашний министр обороны Сергей Иванов. Ахатова финишировала майором. Задача была – успеть подписать до финиша. Успели. Подготовили приказ, распечатали – Иванов расписался.

Самая тяжелая работа за годы на ТВ?

– Олимпиада в Сочи. Я уставал настолько, что вечером после бокала вина тряслись руки. Спал по три часа. У меня было минимум три утра в Сочи, когда я не мог встать вообще. И говорил сам себе: пропади она пропадом, эта Олимпиада, я больше не могу. За две недели я сильно похудел.

Но это и лучшее, что было в моей жизни. Мы эту Олимпиаду сделали все вместе. С 1998-го я хранил стихи Роберта Рождественского, чтобы прочитать в честь победы российского спортсмена. Этим спортсменом был Легков. Отнимая медаль у него, ее отнимают и у меня.

Был ли хоть раз момент, когда ты мог потерять биатлонные эфиры?

– Одно время моей работой была недовольна команда Прохорова. Где сейчас, кстати, Михаил Прохоров? Давление было серьезное, в том числе на руководство ВГТРК. Но руководители ответили ему лично: мы не понимаем, в чем прикол биатлона, но его очень любит Дима. И он будет комментировать дальше.


Ваш давний друг и соратник Александр Кравцов говорил, что моя звезда закатилась, обещал зайти в какие-то кабинеты. Но это шалости. Мы дружим, надо понимать, что жизнь непростая и людям бывает трудно.

Прости, но как тебе за столько лет не надоел биатлон? Одни и те же лица, одни и те же города.

– Это моя жизнь. Артисты годами играют один и тот же спектакль – и им не надоедает. Это их жизнь.

Каждый год, уезжая на биатлон, я теряю много денег. Но я получаю от этого кайф. Это потрясающее ощущение: прилетаешь в Эстерсунд, выходишь на трап – и вдыхаешь скандинавский воздух. По традиции я собираю в шведском ресторане всю нашу бригаду. Это кайф, и спасибо тем людям, кто меня в нем поддерживает.

о памяти могу назвать все студийные альбомы группы «Кисс». Я их помню. Всех гитаристов назову.Вот здесь да, память. А с днями рождения все просто: зашел в интернет ипосмотрел... Можно забыть, кто выиграл Кубок мира, но, например ,забыть, что Вини Винсент играл в альбом е «Lickit up» с «Кисс» и п омогал делать парнямревэнч, норм альный поклонник тяжелой музыки неможет.

- Может быть, это связано с тем, что музыка -- хобби, а спорт -- профессия?

- Может быть, не вы сценарий писали?

- Дружба со спортсменами не мешает вам работать? Ве дь иногда нужно критиковат ь, а вы вроде как не можете, потому что вы друзья. (вопрос от Алевтины)

И вот здесь ты попадаешь в ситуацию патовую!Об этом говорили многие классики советской журналист ики, и в частности Лев Филатов. Мол, если ты дружишьсо спортсменами, то лише н возможности накритику. Ну вот, напр имер, Илья Трифановс Шипулиным дружит. Прям дружит-дружит! Что касается меня, то у нас дружба возвышенная . Вообще спортсменалегко критиковать, трудно в их шкуреоказаться. Поэтому я стараюсь их беречь.

- Вы сами пробовали вставать на лыжи , бегать и стрелять? Если да, то с каким ус пехом? (Иван Петров ич, 61 го д, Москва.)

«Я НЕ АЗАРТНЫЙ ПАРАМОША!»

- Это правда, что многие комментат орыделают ставки на спортивные события для того, чтобы их репорт ажи получались более эмоциональными? Вы сами делаете ставки на биатлон? Ведь вы так хорошо в немразбираетесь и могли бы зарабатывать на это м. (Денис из Москвы).

Да ладно вам ! Я не д елаю ставки, я не азартный Парамоша . Н о букмекерст во, мне кажется, -- это здоровая история . На фоне всег оостального.

- Сколько раз и по какому поводу вы общались сПрезидентом России Владимиром Путиным? (Влад из Краснодара)

Последний раз мы общалисьв Сочи , когда я брал у него ин тервью по поводу «Матч ТВ»и Ночной хоккейной лиги. Мы говорили отом, насколько он эмоциональный б

Как работает спортивный комментатор. Рассказывает Константин Генич

Как Константин Генич попал на ТВ? Почему он не тренирует дикцию перед эфиром? Сколько часов длится рабочий день комментатора? Что пишут поклонники в личные сообщения? В новой авторской рубрике «Спорт за кадром» Екатерина Гаранина расспрашивает героев о том, как устроено спортивное телевидение.

«Думал таксовать»

- В 2005 году вы завершили карьеру. Почему в качестве продолжения выбрали комментаторскую работу?

https://twitter.com/GenichK/status/557987574397272065

К этому пришел не сразу: никогда не думал, что продолжу карьеру на телевидении. Все – счастливое стечение обстоятельств. После футбола особо некуда было податься. Накопить и отложить деньги не удалось. С физкультурным образованием на работу не брали: пытался устроиться в клубы, но получал мягкий отказ: «Мы вам перезвоним». С компаниями, которые занимаются экипировкой, тоже не срослось. Но как-то раз про моего друга, который переходил из «Кубани» в «Торпедо», снимал сюжет Артем Шмельков. Попросил его узнать, есть ли вакансии на ТВ. Артем организовал встречу с Василием Уткиным. Поговорили – так я и появился на телевидении.

- Сразу все получалось легко?

В 2005–2006 годах еще не было столь активного интернета: комментаторов не обсуждали так активно, как сегодня. И большого рвения попасть в их число не было. Скорее, хотелось попробовать себя в новой сфере. Я коммуникабельный, открытый, с большой самодисциплиной, поэтому все сразу заладилось.

Конечно, вначале я помогал делать сюжеты, потом стал снимать их сам. Позже в «Футбольном клубе» вел аналитическую рубрику. Писал тексты, монтировал видео – вливался в работу. К микрофону меня долго не подпускали – выдерживали, как хорошее вино. Потом началось: отработал в паре чемпионат Украины, прибавились другие игры. Когда Василий Уткин понял, что я созрел для соло, «поощрил» матчем «Кубань» - «Сатурн». Как сейчас помню: выпил 50 граммов в кафе при Останкино, чтобы не потряхивало от волнения.

- Вам пришлось пройти через постановку дикции?

Да. Отправили к специалисту по фамилии Шибеко, которая работала со всеми комментаторами. Мне рассказали о моих недостатках, плюс я перенес из спортивной жизни в эфир сленг, что запрещено эфирными нормами русского языка. Поправили с ударениями, окончаниями. Учили, как правильно работать языком, чтобы звуки были четкими и как будто вылетали изо рта. Эталоном в этом деле я бы назвал Дмитрия Губерниева: он «выбрасывает» слова, четко произнося каждое. Работал над тем, как держаться в кадре. Василий Уткин, Георгий Черданцев, Юрий Розанов, Дмитрий Федоров, Александр Шмурнов очень помогали на первых порах.

- Первую зарплату помните?

После футбола денег не было вообще. В какой-то момент подумал: не начать ли таксовать? Но нашлись добрые люди, которые помогали, пока меня не взяли на оклад в штат. Зарплату потратил просто на что-то жизненное. Чуть позже стал получать 24-27 тысяч в месяц. В 2006-м это были не самые плохие деньги.

«Лишняя подготовка может навредить»

- Как готовитесь к матчам? Разминаете язык, пишите напоминалки?

Я так много общаюсь в течение дня, что дополнительно дикцию не тренирую. Это все нарабатывается с опытом. Даже кролика можно научить комментировать, если заставлять его делать это каждый день. Были дни, когда мог отработать три матча. Владимир Маслаченко возражал и считал, что комментатор должен подходить к эфиру свежим, голодным. А я был молодой и хотел работать.

Раньше тщательнее подходил к матчам: глубоко погружался в каждую команду, выписывал новости по каждому игроку. Это позволило вскоре готовиться к играм России и Испании в облегченном режиме: достаточно было только посмотреть состав. Сейчас выработался свой формат. Смотрю обзоры лиг и в курсе всех событий. Лишняя подготовка может навредить – то, что ты наработал, нужно для общего понимания, чтобы заполнять паузы. Не стоит вываливать все на зрителя в первые 10-15 минут. Погоняй мяч, а дальше игра сама тебя выведет.

Сейчас к малознакомым командам готовлюсь чуть дольше. Как правило, вывожу в поисковике: «Все, что нужно знать о клубе». Есть хорошие сайты с глубокой аналитикой – можно почитать интересные вещи. Там часто качественные переводы с иностранных сайтов.

- Как складывается ваш типовой рабочий день?

https://twitter.com/GenichK/status/869549908713492480

Вчера утро началось с записи программы «100 к 1». А вообще у меня ненормированный рабочий день. Иногда нужно приехать раньше на эфир. Живу за городом: дорога занимает полтора часа. При этом не люблю опаздывать и ждать. Приезжаю на встречи раньше, а потом думаю: «Ну, зачем?».

В 7 утра встает жена, собирает дочек в садик и школу, отвозит, кормит часов в 9-10 меня. Вчера приехал с позднего эфира после Лиги чемпионов к часу дня: утренние съемки, работа, два часа подготовка к онлайну Лиги чемпионов – мы показываем все игровые моменты. Это самое интересное для комментатора: ты должен быть готов ко всем командам и к тому, что ты не знаешь, какой момент покажут следующим. Это держит в тонусе. Потом сам онлайн и вечерний эфир с итогами встречи «Бенфики» и ЦСКА. Основная студия находится в другом крыле, поэтому пришлось бежать из одного корпуса в другой. После мы записывали синхроны для разных программ. И только после этого я поехал домой.

Во время трансляции чемпионата Испании возвращался гораздо позже: с учетом разницы времени игры начинались в двенадцать – час ночи и длились до 3 утра.

«Ломает, когда нет работы»

- Роман Гутцайт говорил, что, бывало, засыпал у гримеров перед утренним эфиром. А вы?

Нет. Но я понимаю, о чем говорит Роман. Шесть утра, ты глаза не можешь открыть, а тебе надо бодро рассказывать новости. Я отказался вести передачу «Все на Матч», все-таки меня воспринимают как футбольного комментатора. Было бы странно, если бы рассказывал в эфире про другой вид спорта. Это как Валерий Карпин говорил бы о фигурном катании. Выглядело бы глупо.

У гримеров не засыпал, а вот в студии приходилось. Мне было важно сдавать сюжеты в срок. В начале карьеры жил в Ясенево – дорога до Останкино занимала много времени. Оставался спать на диванчике в студии и доделывал сюжет утром, чтобы к обеду был готов. Сейчас таких проблем нет.

Это дом. Родная комната 8-16. Неотъемлемая часть меня, очень тяжело отказаться от этого. Как наркотик. Безумная искренняя честная любовь к тому, что делаешь. Я уважаю труд коллег и люблю свою работу. Спасибо семье, которая понимает, как для меня это важно. Ломает, когда нет работы. Искать мотивацию не нужно – езжу в Останкино с радостью.

Мне кажется, семьи журналистов и особенно, телевизионщиков, обладают особым терпением. Об этом не принято говорить, люди – фанаты своего дела, но это все – пропуск семейных ужинов, праздников.

https://twitter.com/GenichK/status/744460657999945728

Да, об этом не говорят, но мы все – фанаты. Работа подпитывает тебя и семья должна смириться. Конечно, все разные. Можно быть мегазвездой как Малахов, когда фанаты будут тебя съедать, а ты – в роли энергетического донора. Тот, кто живет с таким человеком, должен понимать: это специфика работы. Хорошо, что моя семья понимает, огромное ей спасибо. Дочки иногда не отпускают на работу: надо видеть, как они хватаются за меня со словами «Не уходи». Старшая дочь смотрит эфиры, следит, но как командировка, так печалька. И жена говорит: «Жалко». При этом дети еще и завидуют: «Ой, классно – ты на самолете полетаешь!». Они просто обожают летать на самолетах.

«Девушки не пишут. А жаль»

- У вас 328 000 читателей в Twitter. Что вам пишут? И часто ли пишут поклонницы?

Мне кажется, больше половины – боты. Поэтому к счастью, все разом не пишут. Я бы закипел, как в фильме «Брюс Всемогущий». Девушки вниманием не балуют. А жаль. Шучу. В основном – гневные твиты за неправильные прогнозы или детали репортажа. Я не очень активен в других сетях, хотя зарегистрирован. И есть проблема: не умею не реагировать на то, что пишут. Иногда это обидные замечания, на которые хочется ответить так же. Коллеги советуют пролистывать.

- Как вас воспринимают футболисты? Как спортсмена или как журналиста – человека по другую сторону баррикад?

Как комментатора. Мальчики из РФПЛ напыщенные, для них я какой-то парень из второй лиги. Многие знают, что у меня футбольное прошлое, но как спортсмена не воспринимают. Со многими общаюсь, здороваюсь. В целом доверительные отношения: стараюсь не подставлять ребят, если есть личная информация, которая может скомпрометировать. Бывает, обижаются на критику: «Зачем ты это на всю страну сказал?».

Надо ли выстраивать дружеские отношения с футболистами? Чтобы, например, получать эксклюзивные комментарии, а не общие слова в микст-зоне.

Такой корпоратив по карману разве что Газпрому.

За сколько зазывали знаменитостей в гости на новогодние корпоративы? И сколько они в итоге заработали?

Как ни странно, но больше всех денег получили те люди, которых в телевизоре почти нет. Что не помешало им стать абсолютными лидерами и на концертном рынке, и на рынке новогодних корпоративов. При этом нельзя сказать, что цены на их выступления «зашкаливают», они ниже, чем у многих гораздо менее востребованных звезд.

Григорий Лепс – 80 тыс. евро (до 40 минут), новогодняя ночь от 120 тыс. евро.

Стас Михайлов – 50 тыс. евро, новогодняя ночь 100 тыс. евро.

Елена Ваенга – 30 тыс. евро, новогодняя ночь от 60 тыс. евро.

При этом график Стаса Михайлова был расписан до 2012 года еще осенью 2010, а у Елены Ваенги и Григория Лепса свободные дни в 2011 можно пересчитать по пальцам. В конце декабря в день они объезжали по 6 вечеринок. В результате, во время новогоднего «чёса» – с 15 декабря по 1 января – по приблизительным подсчетам каждый из них заработал около 2 млн. евро.

– Лепс, Михайлов и Ваенга – «монстры», как я их называю, – комментирует ситуацию руководитель концертного отдела одной из компаний, занимающихся организацией праздников, Людмила Николаева. – Их востребованность на корпоративах – это итог общегодового успеха на кассовых концертах. А у них были аншлаги по всей России целый год, невзирая на кризис. Ведь если говорить о культурных мероприятиях, то покупательная способность людей в 2010-м упала на 60%! Я думаю, что успех этой «троицы» можно объяснить тем, что народ устал от «медийных» лиц, которые не слезают с экранов.

Сейчас появилась новая тенденция – количество эфиров не повышает рейтинг артиста, а понижает его. Зрители «переели» – устали от концертов с одним и тем же набором звезд, ТВ-проектов, обилия интервью по всем каналам. Объяви сейчас кассовый концерт Жанны Фриске – зал будет пустым. Телепопулярность Нонны Гришаевой и Александра Олешко велика, но концерты их проваливаются. «Непотопляемые» – это Юрий Антонов, Валерий Леонтьев, группа «Мираж», на них ходят всегда. Раньше были артисты, (в основном, женского пола), которые не собирали залов, но имели много приглашений на корпоративы – для «украшения стола». «ВИА Гра», «Блестящие», «Фабрика»... Но сейчас спрос на них упал, и цены уменьшились в разы.

Первый эшелон

«Старая гвардия» и примкнувшая к ним Земфира, по-прежнему, нарасхват. Заказчики – крупные госструктуры, друзья-олигархи, нефтяные и газовые компании. Благодаря давним поклонникам из бизнес-элиты эти артисты никогда не останутся без работы в новогодние праздники.

От 50 тыс. евро (за выступление) получают: Валерий Леонтьев, Алла Пугачева (выступает крайне редко и только после длительного согласования), Юрий Антонов, София Ротару, Земфира.

Средний заработок в период новогоднего чеса: 1 – 1,5 млн. евро.

Второй эшелон

Разразившийся два года назад кризис заставил многие компании сокращать праздничный бюджет. Эта тенденция до сих пор сохранилась. Большинство компаний теперь ограничиваются 1–2 звездами для вечеринки, остальное время у них работают малоизвестные коллективы за 1–2 тыс. евро. Не стало меньше заказов у Жанны Агузаровой, групп «Мираж», «А-Студио» и «Дискотека Авария». А вот дорогие лидеры докризисных лет Дима Билан и Валерия сейчас не в моде и слегка упали в цене. От 25 тыс. евро стоят выступления Валерии, Лаймы Вайкуле, Лолиты, Димы Билана, группы «Мираж», Кристины Орбакайте, Ларисы Долиной, «А-Студио», «Дискотеки Авария», Жанны Агузаровой.

Средний заработок в период новогоднего чеса: 700 – 500 тыс. евро.

Третий эшелон

Сейчас эту группу составляют, в основном, те, кто раньше был во втором эшелоне. И это группа «Фабрика» и Жанна Фриске. А также Наташа Королева, Сергей Лазарев, группа «Блестящие», гонорары которых существенно снизились. Одна «ВИА Гра держится на прежних позициях, благодаря откровенным нарядам, в которых они появляются на сцене. В этой категории есть и новички – никому не известная молодежная группа «Градусы» - ее можно назвать открытием года. От 15 тыс. евро получают за выступление Жанна Фриске, Сергей Лазарев, Наташа Королева, «Фабрика», «Блестящие», «ВИА Гра», «Город 312», Потап и Настя, Юлия Савичева, «Градусы»

Средний заработок в период новогоднего чеса: 250–350 тыс. евро.

Телеведущие

На рынке ведущих особых изменений нет. Пальма первенства уже который год подряд – у Максима Галкина. Максима по-прежнему мечтают заполучить для своих заграничных вечеринок почти все самые «крутые» олигархи. Крупные корпорации и частные лица из «верхов» бизнеса предпочитают Галкина за солидное поведение и взрослый юмор. В прошлом году вторым по востребованности после Галкина был Гарик Мартиросян, сейчас его уверенно обошел Павел Воля.

Их коллега по юмористическому цеху Михаил Галустян нашел новый вид заработка. Всего за 100 тыс. евро Михаил посидит вместе с вами и вашей компанией в ресторане, поужинает, поболтает, пошутит…. Второй год в «аутсайдерах» ходит Анастасия Заворотнюк. Цена за ее ведение так и не поднялась с 10–15 тыс. евро (против бывших 30). Прорывом года можно назвать Дмитрия Шепелева, который сравнялся в цене с Андреем Малаховым. Чтобы перекупить Дмитрия у конкурентов, заказчики иногда были готовы увеличить цену до 40 тыс. евро. Спросом в этом сезоне пользовались также актеры из «6 кадров» – благодаря удачному сочетанию высокого качества работы и невысокой цены (5–7 тыс. евро).

Максим Галкин – от 60 тыс. евро

Павел Воля – от 50 тыс. евро

Гарик Мартиросян – от 40 тыс. евро

Иван Ургант – от 35 тыс. евро

Тина Канделаки – от 30 тыс. евро

Оксана Федорова – от 25 тыс. евро

Андрей Малахов – от 20 тыс. евро

Дмитрий Шепелев – от 20 тыс. евро

Михаил Галустян – 20 тыс. евро

Ксения Собчак – 20 тыс. евро

Лера Кудрявцева – 15 тыс. евро

Нонна Гришаева – 15 тыс. евро

Александр Олешко – 15 тыс. евро

Игорь Верник – 10 тыс. евро

Дмитрий Губерниев – 10 тыс. евро

Зарубежные артисты

Тарас Волковинский , генеральный директор продюсерского центра

« L CONCERT »

– Основное, что требует сейчас заказчик – узнаваемость музыкального материла в сочетании с приемлемой ценой (около 15–20 тыс. евро). Поэтому самыми востребованными у нас были группы Boney M, Ottawan, Bad Boys Blue, Baccara и Dr. Alban, у которого с 20 декабря по 5 января был занят каждый день! В ноябре поступало много заказов на дорогих артистов – Рet Shop Boys, Anastacia, Натали Имбрулья, Сара Брайтман (каждый около 500 тыс. евро), Рики Мартин (1 млн. евро). А потом заказчики передумали, и взяли недорогие команды. Рок-исполнители тоже сейчас идут не очень… За исключением, разве что Криса Нормана. Хотя он не из дешевых – до 24 декабря – 40 тыс. евро, потом – 70. Интересная ситуация со «Скорпионс» – год назад они стоили 40 тыс. евро. А потом объявили, что заканчивают творческую деятельность и цена поднялась до … 200 тыс. евро. По-прежнему любят у нас Томаса Андерса и «итальянцев» – Тото Кутуньо, Аль Бано, что дает им возможность держать довольно высокие цены. Но группа Ricchi e Poveriэкономичней, поэтому и занята была больше остальных. А вот мода на Восток прошла – в этом году никто не заказал Таркана.