Спектакль Фаина. Птица, парящая в клетке. Дух фаины раневской Кто написал саму пьесу

7 ноября в московском «Театриуме на Серпуховке» прошла громкая премьера спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке», посвященная жизни и судьбе одной из величайших женщин XX столетия - Фаине Раневской - в постановке Станислава Евстигнеева.

Судьбы выдающихся людей во все времена вызывают живой интерес. Уже тридцать лет как нет с нами великой женщины и актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Она ушла, но навсегда остался, волнующий наши души, её талант и уникальный юмор. Одной из основных задумок создателей спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» было показать Раневскую, какой её ещё не знали.


Пьесу в соавторстве написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. Роль великой Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Помимо главной героини в спектакле еще 4 персонажа. Преданную и искреннюю подругу на протяжении 40 лет, Любовь Орлову, играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю - Мария Кресина, Владислава - Игорь Письменный и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф - невидимой музы, с которой Фаина ведет диалоги, оставаясь наедине с собой.


Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Происходящее на сцене приковывает внимание зрителя с первой минуты, той самой, когда на сцене появляются Фаина Раневская и ее неуклюжая домработница Маруся. На сцене Фаина Георгиевна в исполнении Светланы Коркошко смеется, грустит, сетует на жизнь, ругается на любимую домработницу, и, конечно же, отпускает свои фирменные шутки. После каждой шутки зал взрывается аплодисментами. Еще один яркий персонаж спектакля - подруга Фаины Георгиевны, актриса Любовь Орлова - утонченная, шикарная женщина в дорогих нарядах, которая старается окружить подругу любовью и заботой. Создатели спектакля действительно открывают зрителям новую, неизвестную Раневскую. Они сумели найти ту грань, на которой балансируют комичное и грустное.

Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» Фото: Предоставлено организаторами мероприятия Елена Перова побывала на премьере спектакля Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

«В какой-то момент Фаина Раневская была незаслуженно забыта, очень рада, что о ней вспомнили, и сделали хороший, энергичный спектакль, - поделилась после премьеры телеведущая Елена Перова. - Актерская игра на высшем уровне, образ Фаины Георгиевны, на мой взгляд, передан потрясающе - живой и реалистичный. Персонаж Маруси, которую играла Маша Кресина, тоже очень выпуклый, настоящий. Уверена, спектакль будет иметь успех, и самое главное - напомнит зрителям о великих артистах двадцатого века. Мне очень жаль, что я, пусть даже в детском возрасте, не побывала на спектаклях Фаины Георгиевны».

«Фаина. Птица, парящая в клетке» - так называется интригующий проект, организованный Стеллой Самохотовой и Софьей Лежневой. Последняя - профессиональный драматург, а вот Самохотова, можно сказать, зашла в театр с черного входа. Бывшая предпринимательница, поклонница Раневской, пригласила на роль Фаины Георгиевны актрису «Современника» Светлану Коркошко, удивительно похожую на Раневскую и голосом, и внешностью, поставила спектакль на «намоленной» сцене Центрального дома литераторов - и получилось нечто, балансирующее между коммерческой антрепризой и профессиональным театром.

«Крючком» для зрителя, конечно же, стали знаменитые остроты Фаины Раневской. Престарелая актриса добродушно переругивается со своей домработницей Марусей, встречает зашедшую в гости Любовь Орлову и излагает им свои взгляды на кино, театр и на жизнь. Текст пьесы «Фаина. Птица, парящая в клетке» построен так, чтобы у сценической Раневской была возможность ввернуть в перепалку с Марусей о плохо сваренном борще какой-нибудь «раневский» афоризм: «Извращений всего два: хоккей на траве и балет на льду».

Зал ЦДЛ заполнен примерно наполовину; зрители с ностальгическим огоньком в глазах рассматривают трогательно воссозданный на сцене быт 70-х: телефон с рычажками, коричневая лампа, высокое зеркало-трюмо.

Если больной хочет жить, врачи бессильны, - голосом, неотличимым от голоса самой Раневской, произносит Светлана Коркошко. Но этого мало. Поспорив еще с домработницей, которая не хочет подходить к телефону, «Раневская» добавляет: - Ты знаешь женщину, которая потеряла бы голову от того, что у мужчины красивые ноги?

Вот теперь зрители довольно смеются: шутки Раневской знают и любят все.

Но это саркастичное впечатление рассеивается очень быстро, когда понимаешь, что афоризмы Раневской использованы в этом спектакле не просто «для привлечения внимания», а что они - необходимая часть образа великой актрисы, который Светлане Коркошко удалось сделать глубоким и грустным. Афоризмы - единственное, что осталось в массовом сознании от судьбы великой актрисы, всю жизнь бывшей королевой эпизода - и страдавшей от этого. Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» раскрывает эту сторону жизни Раневской, которая жалуется, что в зрелом возрасте, когда она только и может играть по-настоящему, ей предлагают только эпизоды на два-три слова в кино, сниматься в котором она может «только под наркозом». «Блеснуть мордой на экране…» - говорит Раневская, зал смеется. Не смеются те немногие, кто понимает, что гениальное чувство юмора, какое было у Раневской, бывает только у очень глубоких и очень печальных людей.
Конечно, надо было поставить первый спектакль о Раневской по-другому: на исторической сцене Большого театра, с массированной пиар-компанией в прессе, чтобы режиссером был Олег Табаков, а саму Раневскую играл Сергей Безруков. Но создатели спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» отнеслись к истории великой актрисы бережно, с любовью, и создали тихую и лиричную постановку, покоряющую своей непритязательностью и наивностью, и она еще обязательно найдет своего зрителя. Ведь на великие судьбы всегда будет спрос.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Корреспондент «ВМ» в антракте поговорил с продюсером спектакля Стеллой Самохотовой.

Стелла Георгиевна, вы ведь в театральном мире человек новый. Расскажите, почему вы решили создать спектакль о жизни Раневской?

Я всю жизнь занималась бизнесом, а сейчас «на пенсии». Всегда любила театр и восхищалась Раневской, и решила: почему бы и нет? Я считаю, что Раневская - эталон: актрисы, женщины, умного человека.

- Как вы нашли актрису на роль Раневской?

С одной стороны, когда ставишь спектакль не в репертуарном театре, то чтобы он не умер, в нем должны играть актеры, которые интересуют людей. С другой - у меня было четкое представление о том, какой должны быть актриса, играющая Раневскую. И я поняла, что не всегда медийность - залог успеха.
Светлана Ивановна Коркошко в свое время блистала во МХАТе, у Дорониной, теперь работает в «Современнике». Те, кому сейчас 50, должны помнить ее роли и в кино, и в театре.

- Кто написал саму пьесу?

Предлагали ли вы свою пьесу к постановке другим театрам, и есть ли планы продолжения спектакля на большой профессиональной сцене?

Не хочу пока рассказывать об этих планах, чтобы не сглазить. Сегодня мы играем спектакль второй раз - выпуск был 12 мая - а оказывается, что в актерской среде бытует мнение, будто второй показ - провальный. Надеюсь, что это будет не так. ЦДЛ любезно пригласил нас показать спектакль в своем зале - он «знаковый» для любителей театра и уютный, камерный. Ставить его в обычном театре не было цели, и пока нет на это времени.

- Где еще можно будет посмотреть ваш спектакль?

У нас будут показы здесь, в ЦДЛ, в сентябре, октябре, а «официальная» премьера - 7 ноября в Театриуме на Серпуховской. Врать не буду - коммерческая сторона меня тоже интересует. Если какой-то репертуарный театр заинтересуется нашей пьесой, мы с радостью обсудим постановку.

ЦИТАТЫ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Деньги съедены, а позор остался (о своих работах в кино) .

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

Если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

Раневская Фаина Георгиевна (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман – советская актриса театра и кино.

НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ, ПРИЗНАНИЯ:

  • 1937 - Заслуженная артистка РСФСР
  • 1946 - Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • 1947 - Орден «Знак Почёта»
  • 1947 - Народная артистка РСФСР
  • 1948 - Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • 1949 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
  • 1950, 1967 - Орден Трудового Красного Знамени
  • 1951 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова
  • 1951 - Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
  • 1961 - Народная артистка СССР
  • 1976 - Орден Ленина
  • В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

«Я сыграла бы намного больше в театре и кино, если бы мне предоставили такую возможность, – сетовала Раневская. – У меня ничего практически не сыграно. Всё осталось во мне. Не любили меня режиссёры. За что? Наверное, за инициативу, я вечно с ними спорила, всегда сама ставила задачи и решала их, а этого не надо было делать. Судьба могла бы быть намного удачнее».

Фаина Равневская родилась в семье богатого промышленника Фельдмана в Таганроге. Отец лишил ее содержания, когда Фаина решила пойти на сцену. После революции она осталась одна, все родственники покинули Россию. В это время будущая великая актриса жила одной мечтой – стать актрисой.

Ей не принимали в труппу ни одного театра. Режиссеры считали ей смешной, некрасивой, неуклюжей и….. бездарной. Сама Раневская свою мечту стать актрисой и желанием «полезть на сцену» объясняла своим нахальством. Потом ей всю жизнь приходилось доказываться, что она может играть серьезные драматические роли, а не только быть смешной. Она смогла это доказать, блистая на сцене и в кадре даже в эпизодических ролях. Известна история спектакля «Шторм», на который зрители приходили в театр ровно на те 10 минут, когда актриса Раневская была на сцене в роли Маньки-спекулянтки. Режиссер Юрий Завадский однажды сказал, что он отстранит актрису от участия в спектакле, на что Раневская ответила, что она постарается играть похуже. Но это не помогло. Раневскую сняли со спектакля.

Своим единственным учителем в профессии Раневская считала Станиславского. А на вопрос, почему она так часто переходила из одного театра в другой, отвечала: «Искала святое искусство и нашла… в Третьяковской галерее».

Роли в театре:

1936 - «Васса Железнова» М. Горького - Васса
1945 - «Лисички» Лилиан Хелман - Берди
1951 - «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского- Манька-спекулянтка
1958 - «Деревья умирают стоя» А. Касона - Бабушка
1966 - «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика- Этель Сэвидж
1980 - «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского - Филицата

Работы в кино:

1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
Песни из фильма “Дума про казака Голоту”
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша

Новый спектакль о Фаине Раневской называется несколько вычурно, но очень точно: "Фаина. Птица, парящая в клетке".

Название такое, поскольку рассказывает он о том, как непросто было поместиться таланту великой актрисы в рамках, "заданных" одинокой жизнью и театром, где она работала.

Спектакль - антреприза, и увидеть его можно в ЦДЛ - Центральном доме литераторов уже этой осенью. Осуществила постановку команда неизвестных широкому зрителю, но преданных Фаине Георгиевне людей. Неслучайно - в тот год, когда отмечается 30-летие со дня ухода актрисы (ее не стало 19 июля 1984 года). Первый публичный показ устроили как раз "рядышком" с ее днем рождения (27 августа). Пьесу написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. До этого занималась бизнесом. На роль великой Раневской приглашали Татьяну Васильеву, Анну Ардову, Марию Аронову... В итоге ее сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Театральный зритель знает ее по работе в доронинском МХАТе и в "Современнике". Помимо Раневской в спектакле еще 4 персонажа. Любовь Орлову, с которой Раневская была дружна около 40 лет, играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова - пожалуй, самый известный человек в постановке. А также - домработница Маруся (Мария Кресина), Владислав (Игорь Письменный) - собирательный образ театральных распорядителей, и Павла (Марина Куделинская) - незримая муза Фаины Георгиевны, с которой актриса ведет диалоги, оставаясь наедине с собой. Как и Любовь Орлова, персонаж Павлы Вульф - реален. Именно она - звезда провинциальных театров - в свое время помогла Раневской пробиться на сцену, и на протяжении многих лет актрисы были очень близки.

Если кто-то собирается на спектакль в расчете увидеть "неизвестную Раневскую" с точки зрения ее взаимоотношений с женщинами и непримиримых отношений с мужчинами, оставьте эту затею. Да - там можно услышать знаменитую фразу Фаины Георгиевны о том, что с общей знакомой случилась неприятность: "Она то ли утонула, то ли замуж вышла". Или тираду по поводу того, что она ставит мужчин ниже женщин. Но никакой пошлости и желтушности… Слова о том, что стало модным говорить о нетрадиционной ориентации, произносятся лишь однажды. И ничего в постановке не опускается ниже заданного уровня - темы любви к настоящему искусству, к великим людям…

Второй вопрос - как в спектакле о Раневской обойтись без запрещенных нынче курения и мата. Можно, оказывается. Папироску актриса берет только один раз. Но как берет! Срывая громкие аплодисменты. При этом - даже не прикуривая. Еще звучит рассказ о том, как она ходила за папиросами, но не они в том рассказе - главное. И все! Вопрос с курением решен.

Общеизвестно, что Раневская любила крепкое словцо. Но строить на этом спектакль было бы позорно и непростительно. Поэтому слово "б***ь" звучит лишь тогда, когда без него невозможно обойтись. В известной фразе Раневской о том, что падшая женщина - это жертва обстоятельств, проститутка - это профессия, а "б***ь" - это сущность.

Теперь, когда сняты главные щекотливые вопросы, о которых зритель-читатель хочет знать, но стесняется спросить, подробнее о спектакле.

Антреприза эта - не дорогостоящая. Поэтому декорации скромны и стильны. Старый телефон, радио, потертое зеркало, обеденный стол, голые лампочки, подчеркивающие не слишком обеспеченную жизнь в старости "дочери небогатого нефтепромышленника". На заднем плане - на стене - записи и автографы. Они же - на окне. И - основное - фотографии. Из них выделяется один портрет. Он нарочито находится на центральном месте. Все ее знают эту фотографию. На ней седая величественная Раневская с абсолютно детским выражением лица. Увлажненные глаза... Умиляющийся чем-то облик...

Казалось бы, одно не вяжется с другим. Грозная, циничная, с грубым голосом, с папироской и большим носом великая комическая старуха и беззащитная маленькая девочка: ранимая и стыдливая, закомплексованная и наивная. Вот именно это свойство, запечатленное на фотографии, сумели уловить и драматурги, и режиссер (Станислав Евстигнеев), и - главное - сама исполнительница - актриса, играющая актрису. Светлана Коркошко изумительно сыграла Раневскую. Подчеркиваю это для тех, кому предстоит еще в новом сезоне смотреть телесериалы о Раневской и Орловой. А также для тех, кто вдруг соберется в кино смотреть вышедший на этой неделе римейк "Веселых ребят", где также присутствует "Любовь Орлова". Раневская еще не появляется на сцене, только звучит ее голос, а зритель уже переносится в другое измерение, в ее мир. И когда выходит актриса - почти без грима, только парик и еще немного грима в области носа - до конца спектакля и даже после него не покидает ощущение, что общался с настоящей Раневской. Схожесть и умение уловить главное отмечали на показе и те, кому выпала честь знать Фаину Георгиевну лично. Во втором отделении звучат слова о Раневской-девочке. Их говорила Ахматова: "Вам 11 лет и никогда не будет 13". Но их не надо было даже проговаривать. И так понятно, что основа внутреннего мира этой женщины - верность идеалам, которые могут быть у искренних детей, и этот детский максимализм так никуда и не делся.

Кроме Раневской в спектакле все говорят очень мало. Показана еще одна черта Фаины Георгиевны - наполненность самой собой. Столь богат был ее внутренний мир, что ей даже не нужно было до конца выслушивать других, чтобы понять, что они думают и чего от нее хотят. Практически - монолог великой актрисы, только в разных обстоятельствах. Возможно, не стоило с таким нажимом выделять крылатые фразы Раневской. Но они довольно органично входят в этот "монолог", а нажим разве что рассчитан на непросвещенного зрителя, который впервые их слышит, или на того, кто специально за ними пришел на спектакль посмеяться...

Посмеяться будет можно. Но еще и поплакать. Потому что очень верно показана трагедия актрисы, которая живет в ожидании роли, которой можно будет жить. Простите за запутанное предложение, но сама Раневская подчеркивала, что она не играет роль, а сживается с нею, проживает ее. И это показано - какова актриса без роли, и какова - с ней. Это же касается Любови Орловой, которая сыграна Евдокией Германовой неповторимо. Набросками, наметками, намеками… Эпизод из фильма "Цирк" завораживает не меньше, чем в кино. Насколько трудно представить Германову в роли Орловой, настолько удивительным кажется ее перевоплощение.

С достоинством и неземным спокойствием изображена Павла Вульф. Смешно, с нарочитым переигрыванием - Маруся. Искренне краснеет робеющий перед Раневской Владислав - переговорщик, присылаемый из театра. Звучат имена Завадского, Ахматовой, Пушкина, Пастернака...Они все время рядом, хотя их и нет на сцене.

Еще одна ценность постановки - нет нарочитого перекликания с нашими днями. Ну может упрекнуть Раневская Орлову, что та в основном по клубам выступает - и это можно перенести на нынешних звезд, которые "стригут деньги" на корпоративах. Но на самом деле все - в своей реальности, что лишь подчеркивает актуальность жизни и фраз Раневской в наши дни.

Антреприза о Раневской имеет все шансы стать событием сезона. Прежде всего - за счет личности самой Фаины Георгиевны и игры удачно подобранных артистов. Сама пьеса местами "провисает". Особенно во втором действии. Но потом выходит на сильный финал, и об этом забываешь. Наверное, можно было бы найти и другое режиссерское решение. Но то, что найдено, не мешает, а помогает не отвлекаться от главного. А главное - состоялось.

Кстати

Сегодня о великих людях прошлого нам часто напоминают крупные дорогостоящие пародийные шоу "Точь-в-точь", "Повтори!", "Один в один". Порой в них добиваются немыслимой схожести с персонажем за счет долгой и упорной работы гримеров. Порой исполнителям удается найти и "схватить" основную черту. Глубины только всему этому не хватает. Эффекта присутствия. Есть маски, наметки, не более того... Нет ощущения, что проник в мир человека, что "пообщался" с ним. Это ощущение есть в спектакле о Раневской, за что большое спасибо тем, кто его создавал. И еще спасибо за то, что подчеркнули: антреприза - не всегда синоним слова "халтура".

Фразы Фаины Раневской

  • Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
  • Моя собака живет, как Сара Бернар, а я - как сенбернар.
  • Женщины - это не слабый пол, слабый пол - это гнилые доски.
  • В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А, учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.
  • Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам, красавицам, не до того, мы ревнуем чужих.
  • Вторая половинка есть у мозга, ж**ы и таблетки. А я изначально целая.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
  • - Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются...
  • - Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, - похвастался Раневской Виктор Розов. - Люди у касс устроили форменное побоище!
  • - И как? Удалось им получить деньги обратно?
  • (Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой) Вас не шокирует, что я курю?
  • Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.