Спектакли с детективным сюжетом. Детективные спектакли. Знаменитый герой Акунина взрослеет и учится на своих ошибках

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Советский союз был огромной страной. «От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей» были тысячи километров, лучшие спектакли шли только в самых больших городах, а посмотреть их хотелось всем. Поэтому самое популярное и самое интересное зрителю снимали на пленку и показывали по телевизору. Для многих это была единственная возможность хоть когда-нибудь «сходить» в театр и увидеть великих актеров.

Титр сделал подборку прекрасных телевизионных версий спектаклей. Потому что страна у нас до сих пор огромная, да и многих из тех актеров уже нет.

Ханума (1978)

Когда-то давно брачными делами ведали свахи. Незаменимые были женщины, бойкие, все про всех знали, все, что надо подстроить могли! Этот спектакль о свахе Хануме, её конкурентке Кабато, купце, который мечтает выдать свою дочь за престарелого разорившегося князя ради его титула и о дочери, влюбленной в своего учителя. И вот это все происходит в дореволюционном Тифлисе — Тбилиси. С грузинскими песнями, рынками и серными банями на берегу Куры.

Ищите женщину (1982)

Иронический детектив по пьесе французского драматурга Р. Тома. В нотариальной конторе обнаружен покойник, началось следствие, и в поиски убийцы активно включается секретарь конторы, женщина неукротимой энергии. Великолепный сюжет, мастерски прописанные диалоги. От спектакля «словно лампочки включаются улыбки».

Тевье-молочник (1985)

Двухсерийный телеспектакль по одному из самых пронзительных произведений Шолома-Алейхема. Это спектакль в письмах, которые Тевье из Анатовки пишет автору. В переписке Тевье делится историями о своей бедняцкой жизни со своей огромной семьей и том, что он делает для счастья своих дочерей.

Режиссер: Сергей Евлахишвили. В ролях: Михаил Ульянов , Галина Волчек , Сергей Маковецкий .

Безумный день, или Женитьба Фигаро (1974)

Экранизация классической пьесы Бомарше во многом получилась такой великолепной благодаря актерам, которые её играли. Спектакль шел 18 лет и не терял своей популярности. 14 августа 1987 года Андрей Миронов, который играл Фигаро, не доиграл финальную сцену, потерял сознание и спустя два дня скончался от инсульта.

Юнона и Авось (1983)

Великая история была поставлена на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году и сразу и до сих пор стала хитом и вечным произведением. Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского о любви Рязанова и Кончиты вот уже 35 лет не оставляет равнодушными даже самых сухих и черствых.

Двенадцатая ночь (1978)

Комедия положений по одноименной пьесе Шекспира была поставлена в театре «Современник» в 1975 году английским режиссёром Питером Джеймсом, а в 1978 году её переложили для телевидения.

Странная миссис Сэвидж (1975)

Спектакль был поставлен в Театре имени Моссовета в еще в 1966 году, а первой исполнительницей главной роли была Фаина Раневская. Её исполнение было потрясающим, спектакль имел огромный успех, а роль в нём стала одной из любимых ролей Раневской. В 1975 году роль передали Вере Марецкой, и именно эта версия была снята на плёнку как фильм-спектакль и стала самой известной в стране версией пьесы. Этель Сэвидж — богатая вдова, трое её детей узнают, что она основала фонд, который тратит деньги на осуществление необычных желаний людей, делая их счастливыми. Они помещают её в психушку и хотят сами распоряжаться её деньгами. Но это не трагедия, это великолепнейшая комедия.

Режиссер: Леонид Варпаховский. В ролях: Вера Марецкая , Татьяна Бестаева , Ирина Квитинская, Константин Михайлов .

Маленькие комедии большого дома (1974)

ТО Экран

Пять сюжетов в одном спектакле. «Смотровой ордер» — про квартирный вопрос, который, как мы знаем из классики, испортил москвичей. «Грабеж» — высмеивает вещизм, которого тогда и не было особо, но как актуальна эта часть сейчас. «Московская серенада» — комедийный мюзикл о любви. «Звуковое письмо» — новелла в исполнении Александра Ширвиндта. «Пой, ласточка, пой...» — жилищно-бытовая оратория для ЖЭКа с фортепьяно, про дружбу. Спектакль Московского театра Сатиры был поставлен в 1973 году, а на телеэкраны попал уже в 1974-м. Так он был популярен.

В камерном спектакле пара актеров с помощью рукодельных кукол и чемоданов поможет смышленому ослику найти пропажи, постигшие его друзей. Придумала Мафина Энн Хогарт - писатель и кукольница из Великобритании, - что позволяет актерам относиться к происходящим событиям с необходимой долей иронии, свойственной как англичанам, так и кукловодам.

добавить в избранное

Детектив уходит в тень

Театральный сериал, задуманный Театром теней, прирос очередной серией - к «Вампиру из Сассекса» добавилась «Пестрая лента». Заглавный герой и его верный помощник доктор Ватсон известны как мастера конспирации, а средства театра кукол позволят им предстать в нескольких ипостасях: их роли исполнят актеры, куклы и, конечно, тени, которым, как никому другому, под силу передать таинственность новелл Артура Конан Дойла.

добавить в избранное

Пляшущие человечки

Сложный мыслительный процесс знаменитого сыщика переведен в Театре имени Сац на язык пластики, ритм которой диктует музыка Шуберта и Генделя, а танцуют не только все участники слежек на улицах Лондона, но даже кресла в доме на Бейкер стрит. Чтобы не возникло недопонимания, в спектакле звучит поясняющий сюжетные повороты текст, записанный Георгием Тараторкиным.

добавить в избранное

Знаменитый герой Акунина взрослеет и учится на своих ошибках

После успеха спектакля «Эраст Фандорин» Борис Акунин написал специально для режиссера Алексея Бородина две новые пьесы. Они только на первый взгляд похожи японским колоритом, списком действующих лиц и сюжетом, отличаются же они не только привычно непредсказуемым для жанра финалом (убийцы в обеих частях разные), но и некоторыми остроумными деталями. Например, в «Белой версии» Эраст Петрович является в благородную семью с загипсованной рукой, а в «Черной» - в подвижном кресле, у него сломана нога. Но в любой ситуации он остается настоящим романтическим героем, с которым подростку соблазнительно себя соотносить.

добавить в избранное

Эльфологи и зрители ищут пропавшую девочку

В очередном интерактивном спектакле Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова действуют актеры и тени. В каждом новом ящике огромного шкафа обнаруживаются очередные улики, которые подталкивают детективов и зрителей к проведению совместных следственных экспериментов, чтобы в финале все смогли убедиться, что дела у эльфов обстоят не так просто, как кажется людям, независимо от того, верят они в них или нет.

добавить в избранное

Подросток-аутист расследует преступление

Детективный сюжет лишь повод для писателя Марка Хэддона столкнуть своего 15-летнего героя с миром взрослых, где родители могут оказаться далекими людьми, а малознакомые охотно приходят на помощь. В роли Кристофера Буна - Шамиль Хаматов, который на сцене не забывает, что его персонаж является обладателем не только диагноза, но и ранимой души, и это напряженное сценическое существование в течение почти трех часов ставит его в ряд интереснейших молодых актеров, чьи работы, особенно этапные, нельзя пропустить.

В нашей с Глебом коллекции необычных театров Москвы – приятное пополнение. У нас уже есть камерный театр на Юго-Западе, круглый театр “Сфера”, и вот новое знакомство – театр “Апарте”.

Новый театр – это всегда так волнительно! Что, как? Что покажут? Будет ли интересно? Какие там люди? Какие традиции?

Мы пришли с Глебом заранее, чтобы познакомиться поближе. Как с удивлением заметил мой сын, изучая афишы: “Такой маленький, а целых три сцены”. Здорово, – три сцены, большой репертуар, большой простор для начинающихся отношений. Пока все, что мы увидели, нам очень понравилось.

Небольшое уютное фойе с чёрным пианино в углу, буфет, очень дружелюбные люди. Женщина-администратор заинтересовалась нашей театральной мышью. Мы всегда носим с собой мышку из IKEA и фотографируем ее для Инстаграм.

И вот мы вошли в зрительный зал. Очень небольшой, но, кажется, для всех удобный. Мы сидели в шестом ряду и видели каждую эмоцию на лице актёров. Более того, во время спектакля персонажи ходили мимо нас. Отличный приём. Жалко, что его в основном используют в детском театре. А это так бодрит.

На экране показывали документальный фильм про Агату Кристи. А на сцене за офисным столом сидел какой-то человек и что-то тыкал в ноутбуке. Наверное, технический работник, подумала я. Следит за фильмом. Как вдруг погас свет, вместо фильма пошли титры спектакля, а технический работник стал разговаривать по мобильному телефону. Так начался спектакль “Агата Кристи. Детектив”.

Сюжет

Спектакль поставлен по пьесе “Назад к убийству”, которая, в свою очередь, получилась из великолепного, одного из лучших романов Агаты Кристи “Пять поросят”.

В спектакле воссоздано убийство 16-летней давности. Молодая девушка, Карла Лемаршан, приезжает в Англию, чтобы разобраться в семейной трагедии. Ее мать, Кэролайн Крейл, была осуждена за отравление своего мужа, художника. Против неё было все: и мотив (Эмиас привёл домой любовницу), и улики (она взяла яд у соседа и сама подала мужу пиво). Да и на суде она не очень-то это отрицала.

Однако, перед смертью Кэролайн отправила дочери письмо, в котором призналась в своей невиновности. Карла, весьма энергичная молодая особа, страстно желает во всем разобраться. А помогает ей в этом технический работник, то есть, простите, адвокат, Джеймс Фогг.

Карла убеждена, что убийца отца – один из пяти человек, находившихся в тот день в доме. Пять подозреваемых! Пять великолепных типажей! Пять сложных характеров! Пять противоречивых отзывов о матери. Так кто же лжет? Кэролайн, унесшая подробности трагедии в могилу, или один из этих успешных, взрослых людей? Во всем этом Карле предстоит разобраться.

Представляю вам сыщиков

Карла Лемаршан – актриса Лилия Соловьева. Сразу скажу, что это мое главное открытие в театре. Чем она меня привлекла? Потрясающей естественностью в исполнении роли. Каждая мысль, чувство находили отражение в мимике, жестах, выражении глаз. Она реагировала ну просто буквально на все! Это так увлекательно – следить за столь искренним, юным и решительным человеком. И очень симпатичным.

В роли своей матери, Кэролайн Крейл, Лилия мне понравилась чуть меньше. Отношу это к странным нарядам “прошлого” и к тому, что не получилось цельного образа.

Мы видим Кэролайн: любящую, заботливую, нежную, которую до сих пор мучит совесть за то, что она в детстве изуродовала лицо младшей сестре. А в следующий момент она вопит как резаная, ведет себя агрессивно и нелогично. Тут поневоле начинаешь сочувствовать Эмиасу, который бесится и сходит с ума в доме, полном женщин.

И только в книжке даётся объяснение такому поведению. Она все время специально давала выход эмоциям и негативным чувствам, потому что страшно боялась, к чему может привести подавляемая агрессия.

Джеймс Фогг – актер Денис Лапега. Он – первый, кого мы видим, и он вводит нас в спектакль. Интересно, как ему удаётся сидеть с таким невозмутимым видом, когда все на него глазеют? Вот что значит актерское мастерство.

Мне было интересно наблюдать его метаморфозу. Из закомплексованного, “чопорного”, как говорит Глеб, адвоката он превращается в уверенного мужчину, который и находит убийцу.

Пять поросят

На момент убийства, кроме Кэролайн и Эмиаса Крейлов, в доме находились:

Два друга семьи, два брата: Филипп и Мередит Блейки. Первый то ли тайно влюблён в Кэролайн, то ли слишком преданно относится к Эмиасу. Второй открыто влюблён в Кэролайн, а на самом деле тайно любит Эльзу.

Эльза Грир. Любовница Эмиаса, которая открыто заявляет об этом его жене. Актриса Антонина Комиссарова сыграла практически две разные роли, настолько отличается юная Эльза от Эльзы за тридцать.

Гувернантка сестры Кэролайн, Анджелы. Она открыто неприязненно относится к Эмиасу и восхищается Кэролайн. А что там на самом деле?

И, наконец, 14-летняя Анджела. Буйный подросток в расцвете переходного возраста.

Так кто из этих поросят совершил преступление страсти?!

Сценография

Спектакль идёт без антракта. Длительность 1 час 45 минут. Как сделать так, чтобы зрители не заскучали? А они не скучают ни секунды. Режиссер и сценограф Андрей Любимов (он же исполнитель одной из ролей – Мередита Блейка) знает ответ.

Спектакль на редкость динамичный. Все время что-то происходит. То пробежит кто-то по проходу, то состоится бодрый диалог, то замигают панели на сцене, то включится громкая музыка. Вперёд, вперёд, к разгадке!

А цветовое решение спектакля? Замечательная находка. Настоящее – в черно-белой гамме, прошлое – ужасно цветное, иногда до неприличия.

Словно произошедшая трагедия заморозила всех участников, отравила сомнениями, ненавистью и виной. Они словно все как неживые, только признает это одна Эльза Грир. Кто-то до сих пор любит Эмиаса и ненавидит Кэролайн, кто-то мучается чувством вины, а кто-то убеждён в ее вине, и это знание не дает жить нормально. Особенно виден этот контраст на Филиппе Блейке и Эльзе. Какой Филипп был беззаботный в прошлом: неформальная одежда, пиво в руке, смех. А сейчас перед нами жёсткий бизнесмен.

А Эльза? Та, которая любовница. Большое, эгоистичное до мозга костей, безумно влюблённое дитя. И что с ней сделала смерть ее любовника? Рафинированная стерва без малейшего проявления чувств. Хотя надо признать, чёрное ей идёт. Но цветастый комбинезончик тоже был хорош!

Даже Карла и Джеймс тоже в черном, хотя они не участвовали в деле. Но тень этого события легла и на них. Джеймс до сих пор не может забыть Кэролайн, а Карла чувствует себя дочерью убийцы.

Интересно, а правда освободила их всех? Мир снова окрасился в цвета? Вселяет надежду яркая сумочка Карлы, которая появляется на ней в последней сцене.

А где же Пуаро?

А его нет! Забавно, что Агата Кристи в пьесах избегала своих главных сыщиков: Пуаро и мисс Марпл. И я поняла, почему. Зрители в театре не хотят видеть один сюжет из серии многих. Они хотят видеть развитие главных героев, завершённость действия. А Пуаро статичен, он не меняется. У него нет личной жизни, нет ничего, что делает его привлекательным театральным героем. Поэтому роль сыщиков была возложена на молодую пару. Ведь дополнительная прелесть спектакля театра Апарте в зарождающихся отношениях Карлы и Джеймса Фогга.

Смотреть внимательно!

“Детектив. Агата Кристи” – очень визуальный спектакль. Если, читая роман, мы следим только за словами героев, то в данном случае мы имеем возможность наблюдать вживую за всеми чувствами, подтекстами, скрытым смыслом. Я уверена, что внимательный зритель сможет догадаться, кто убийца, до финала. Жаль, что я знала сюжет заранее. Зато за несколько минут до конца я смотрела только на убийцу, и это было потрясающе. Глаза, смотрите в глаза. Нет, не скажу, кому.

Изощренная детективная интрига, яркие характеры, выразительное и остроумное визуальное решение – в спектакле Андрея Любимова, поставленном по одному из лучших образцов английского детектива.

Агата Кристи, самый известный в мире автор детективной прозы и один из самых публикуемых писателей за всю историю человечества создала свой великолепный роман «Пять поросят» (первоначальное название – «Убийство в ретроспективе») в 1942 году, а спустя почти двадцать лет, в 1960-м, написала на его основе пьесу «Назад к убийству». В ней непревзойденная королева детектива с присущим ей блеском разоблачает коварное преступление, происходящее на фоне любовных отношений героев и связанных с ними запутанных психологических ситуаций.

Морис Ричардсон, обозреватель газеты «The Observer», писал о романе «Пять поросят»: «Несмотря на наличие всего пяти подозреваемых, миссис Кристи, как обычно, продела кольцо сквозь ноздри читателя, и ведет его к сокрушительной развязке».

По мнению исследователей творчества Кристи, это первая и лучшая из серии ее книг, в которых герои расследуют убийство, свершившееся в прошлом. То же самое можно сказать и о пьесе, несмотря на то, что со сценической судьбой гораздо больше повезло другой пьесе Кристи – «Мышеловке», сыгранной только в Лондоне уже более двадцати тысяч раз и ставшей не только хрестоматийным материалом пособий для изучения английского языка и литературы, но и достопримечательностью Лондона.

Ощущение необычной психологической глубины этого романа и этой пьесы в первую очередь обусловлено их оригинальной формой: по существу, это серия воспоминаний о случившемся много лет назад убийстве тех, кто был свидетелем самого убийства и участвовал в расследовании и судебном процессе. Это дает возможность, - как пишет Роберт Барнард, - видеть события и вовлеченных в них персонажей с разных точек зрения, придавая видимость сложности и глубины даже тем действующим лицам, которые, по существу, извлечены из запасников Кристи. Что же касается центральных участников этой драмы, то в их случае драматическая фантазия и эмоциональное сочувствие достигают того уровня воздействия, что персонажи обретают настоящую (и необычную для Кристи) жизнь и смерть.

В спектакле «Агата Кристи. Детектив» в полной мере использованы все преимущества ретроспективного сюжета пьесы. Долгий промежуток времени между убийством и расследованием позволяет и эффектнее обрисовать те последствия, к которым привело каждого из персонажей их участие в этом деле, и создать внутреннюю напряженность между они-тогда и они-сейчас.

Мы видим юную Эльзу (Антонина Комиссарова) с ее необузданной, почти животной страстью, не имеющую ни капли человеческого горестного опыта - и Эльзу сегодняшнюю, утомленную собственной пустой и изнеженной жизнью, опустошенную и погасшую. Анджелу – дерзкого гиперактивного подростка с многочисленными комплексами и Анджелу – взрослую интеллектуалку, самодостаточную и решительную.

Множественная перспектива позволяет увидеть вершину любовного треугольника – Эмиаса (Иван Косичкин) – гораздо более глубоким, чем его поверхностный образ распущенного и самовлюбленного художника, живущего в свое удовольствие и готового пожертвовать любым, оказавшимся на пути его искусства. А братьев Блейков – загадочными, увязшими в собственных туманных тайнах.

Та же возможность увидеть героя глазами других персонажей, позволяет актрисе Лилии Соловьевой (которой выпала самая трудная задача – сыграть и мать, и взрослую дочь) создать объемный и психологически многозначный образ Каролины Крейл – той, что предстает в воспоминаниях других то холодным дьяволом, то мученицей, то почти святой.

Все эти стороны изображения Каролины Крейл не только используются для создания искусного и убедительного характера, но и становятся важнейшими в тот момент, когда приходит время объяснить ее поступки и решить загадку. В этой истории, в значительно большей мере, чем это обычно для Кристи, разгадка лежит в характере.

В блистательных диалогах Кристи предоставляет нам счастливую возможность уловить интонации, заметить оттенки значений, принять во внимание возможную двусмысленность выражений, их полутона. Разгадка зависит от того, как мы интерпретируем кратчайшие отрывки разговоров или писем: Ты и твои женщины! Я готова убить тебя, Я соберу ее вещи или Долги всегда нужно возвращать. И если вслушиваться в эти диалоги внимательно, с учетом всей ситуации и держа в уме эмоциональную историю всех персонажей, то появляется, по крайней мере, шанс прийти к разгадке.

Яркое визуальное решение спектакля – с вращающимися экранами и стильным антуражем, то угрожающе-аскетичным, то карнавально-пестрым, ностальгически «хипповым» - тоже становится данью этой множественности полутонов и тонкой игре ума Кавалердамы Ордена Британской Империи (этой награды писательница была удостоена в 1956 году).

Критики неоднократно говорили, что это произведение – возможно, лучшее из написанного Кристи. Сама же она по поводу своей пьесы (другой пьесы, но это не столь уж важно) высказалась так: «Это такой спектакль, на который можно привести кого угодно».