Строгановский дворец. История. Обеденные залы Строгановского дворца

Фасад Строгановского дворца со стороны Невского проспекта.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – прекрасный и единственный образец русского барокко середины XVIII века, сохранившийся на . Архитектурный шедевр, созданный великим зодчим Франческо Бартоломео Растрелли, в дворцовом строительстве того времени занимает достойное место наряду с такими его творениями как императорский Зимний и канцлерский .

Историческая справка

Ф. Б. Растрелли — придворный архитектор императрицы Елизаветы не брал частных заказов, но для барона С. Г. Строганова было сделано исключение, причем с согласия императрицы. Чем же заслужили Строгановы расположение монархов?

Род купцов и промышленников Строгановых был сказочно богат. Выходцы из крестьян, с глубокой древности проживавших на землях Великого Устюга (северо-восток Вологодской области), они владели соляным, рыбным и пушным промыслами, огромными земельными наделами, горнорудной добычей и заводами, в том числе металлургическими, на Урале.

Основа миллионного состояния была заложена в XV веке, а в 1558 году первый русский царь Иоанн Грозный удостоил семью грамотой на освоение территорий Предуралья. Целые города возводились на берегах рек Камы и Чусовой, а Строгановы стремились дальше – за Урал, вглубь Сибири. Используя свое право иметь вооруженную дружину, они снарядили поход Ермака, отвоевавшего для России новые земли.

В Смутное время Строгановы оказали огромную материальную и военную помощь царю Василию Шуйскому. За это получили звание «именитых людей», что приравнивало их к дворянству.

Последним представителем «именитых людей» был современник Петра I Григорий Дмитриевич Строганов. Единственный на тот момент наследник рода, объединивший в своих руках все фамильное состояние, он щедрыми денежными пожертвованиями помогал успешно завершить войну со шведами.

Семейные предания сохранили забавный эпизод, якобы случившийся на званом обеде. Угощая Петра I, десерт ему подали на бочонке, наполненном золотыми монетами, и попросили считать бочку частью угощения. Среди достоверных фактов:

  • два фрегата, построенные Г. Д. Строгановым на Воронежских верфях во время Северной войны, были полностью оснащены и подарены царю;
  • неподдельная радость и благодарность государя были столь велики, что Григорий Дмитриевич строит на Архангельской верфи и вооружает пушками еще два военных корабля.

Заслуги Строгановых перед престолом были отмечены в указе Петра I от 1722 года, даровавшего сыновьям Г. Д. Строганова баронский титул. Так что младший сын сподвижника первого российского императора барон Сергей Григорьевич Строганов вполне мог позволить себе построить собственный дворец в центре столицы и, будучи обер-камергером при дворе императрицы Елизаветы, сумел добиться разрешения государыни поручить это строительство ее любимому архитектору.

Растрелли, изрядно уставший от капризов Елизаветы Петровны, вынуждавшей его по многу раз перестраивать начатое, согласился построить дом Строганову – богачу и любимцу императрицы, получив, наконец, возможность сделать все по своему вкусу, так как хозяин дал обещание не вмешиваться в его работу.

Результат превзошел ожидания: легкий изящный дворец, возведенный в кратчайшие сроки (1753-1754 годы) на набережной Мойки, привел заказчика в восторг. Понравился дворец и императрице, присутствовавшей на балу по поводу новоселья. Вскоре здесь состоялся бал-маскарад по случаю рождения ее сына Павла, а затем празднование дня рождения самой Елизаветы Петровны.

Окончательное завершение строительства датируется 1756 годом. Сергей Строганов до этого дня не дожил, дворец переходит его сыну Александру, который в 1798 году получает графский титул и по праву является одним из наиболее знаменитых владельцев дома на Невском проспекте.

Теперь немногим известна заслуга Александра Сергеевича Строганова в возведении величественного на Невском проспекте. Именно по его представлению император Павел утвердил в 1800 году проект А. Н. Воронихина – малоизвестного в то время молодого талантливого архитектора, бывшего крепостного Строгановых, получившего от хозяев не только вольную, но и прекрасное образование, в том числе и в Европе. Продолжая родовую традицию возведения храмов, последние 10 лет жизни А. С. Строганов посвятил строительству собора, возглавив специальную комиссию, которая зачастую собиралась именно в Строгановском дворце.

Строгановы вошли в историю не только благодаря несметным богатствам и преданности русской короне, что не единожды доказывали на дипломатическом, государственном и военном поприще. Прежде всего, они знамениты как меценаты, коллекционеры, покровители мастеров искусств. Во дворце находились одни из лучших в России собрания живописи, нумизматики, редких книг и минералов.

Коллекцию живописи и скульптуры А. С. Строганов собирал около сорока лет. В картинной галерее Строгановского дворца были представлены Рембрандт, ван Дейк, Гвидо Рени и Юбер Робер. В бытность президентом Академии художеств он использовал ее как учебную аудиторию, где воспитанники знакомились с историей западноевропейского искусства и могли копировать произведения великих художников.

В последующих поколениях Строгановской династии наиболее выдающейся личностью был государственный деятель Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), известный как основатель рисовальной школы в Москве — знаменитой «Строгановки», существующей и поныне. Знаток живописи и страстный коллекционер С. Г. Строганов продолжал пополнять картинную галерею Строгановского дворца.

Прославился Строгановский дворец также блестящими балами, театральными и музыкальными вечерами, богатыми приемами, на которых бывали Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский. Здесь впервые Д. И. Фонвизин читал отрывки из «Бригадира», а И. А. Крылов – свои басни.

Среди скульптур и фонтанов внутреннего двора накрывали столы, и любой прилично одетый горожанин мог беспрепятственно здесь отобедать. По легенде именно для «открытых обедов» повар Строгановых изобрел вкусное кушанье, которое делилось на любое количество порций, ведь заранее не было известно число гостей, а набиралось их порой более ста человек! Это блюдо — Бефстроганов (говядина по-строгановски) – популярно во всем мире и в наши дни.

Династия Строгановых владела дворцом до 1918 года.

После Октябрьской революции Строгановский дворец национализировали и отдали для формирования в нем Народного дома-музея, который просуществовал до 1929 года. Затем коллекции были расформированы, экспонаты переданы другим музеям или проданы за границу, библиотеку получил Томский университет, часть картинной галереи переехала в Эрмитаж. Вначале здание отошло к Сельскохозяйственной Академии, потом появились и другие арендаторы во главе с «Электромортрестом».

Музейная жизнь возродилась в 1988 году с передачей дворца . Разоренное и обветшавшее здание требовало ремонта и реставрации. Справляться с этими задачами с 1992 года филиалу Русского музея помогает Благотворительный Строгановский фонд, созданный по инициативе баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой, внучатой племянницы последнего графа С. А. Строганова).

Во дворце восстановлены две анфилады парадных залов, интерьеры которых были созданы замечательными русскими архитекторами прошлого – А. Н. Воронихиным, Ф. И. Демерцовым, И. Ф. Колодиным, П. С. Садовниковым.

Архитектура здания

Секрет необычайной скорости постройки дворца раскрывается просто: Растрелли возводил его на фундаменте прежних домов с использованием стен и сводов нижних этажей. Главное внимание при строительстве Г-образного трехэтажного корпуса зодчий уделил оформлению нарядных фасадов, выходивших на Невский проспект и набережную реки Мойки, и созданию внутренних интерьеров дворца.

Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.

Внешний облик дворца дошел к нам через столетия без существенных изменений. Выдающийся пример архитектуры позднего барокко щедро украшают элементы декора в итальянском стиле: колонны, скульптура, фигурные наличники окон, ажурные кованые решетки балконов. Более протяженный «Невский фасад» выглядит нарядно и торжественно, фасад со стороны Мойки скромнее, легче, изящнее. Оба фасада имеют три ризалита: выразительный центральный и два подчиненных боковых, — излюбленная композиция Растрелли. Над средней частью возвышается фронтон с гербом Строгановых: два соболя держат щит с изображением медвежьей головы. Эти символы Сибири сообщают о роли предков в освоении региона, напоминают о покорении Сибири Ермаком, ведь среди организаторов его похода были Строгановы.

На втором и третьем этажах располагались парадные и жилые апартаменты хозяев, а нижний этаж использовала прислуга. К моменту празднования новоселья был построен корпус, выходящий на Мойку, и оформлено всего семь залов: танцевали – в Большом зале, по три зала было отведено для игры в карты и угощения, но к окончанию строительства число парадных комнат достигло пятидесяти.

Желая воздать должное архитектору, С. Г. Строганов заказал портрет Растрелли и поместил его в самом нарядном помещении дворца – в Большом бальном зале. Автор портрета – знаменитый итальянский художник Пьетро де Ротари, специально приглашенный в Петербург для создания портретов императрицы и членов правящего семейства.

Благодаря Строганову, употребившему немало энергии и денежных затрат, чтобы живописец, ненадолго посетивший Россию, успел написать портрет архитектора, мы теперь знаем, как выглядел гениальный русский зодчий в эпоху расцвета своего таланта. Но, возможно, и сам Растрелли, оставил для потомков свое изображение на стенах дворца. На высоте 4-х метров от основания здание обрамляет декоративный пояс, состоящий из около полусотни медальонов с благородным мужским профилем внутри. Своеобразное архитектурное украшение до сих пор вызывает споры среди историков: одни считают, что это барельефный портрет хозяина дома, а другие уверены – это профиль самого Растрелли…

Сильный пожар, случившийся в 1790 году, уничтожил практически всю внутреннюю отделку дворца, чудом уцелел только один интерьер, созданный Растрелли, — тот самый танцевальный зал, где находился портрет архитектора работы Ротари.

Интерьеры после пожара перестраивали А. Н. Воронихин, П. С. Садовников и другие архитекторы в стиле классицизма. Были также построены два флигеля, сформировавшие каре с основным зданием. В начале XIX века претерпел некоторые изменения и облик парадных фасадов. Были убраны большие статуи — аллегории четырех частей света (Европа, Азия, Америка, Африка) и фигуры атлантов, поддерживающих балконы.

Экспозиция и достопримечательности

Экспозиция музея позволяет совершить увлекательное путешествие по архитектурной истории Строгановского дворца: от барочного бального зала Растрелли до изысканных интерьеров Воронихина в стиле классицизма. К достопримечательностям, вызывающим неизменный интерес и восхищение посетителей, безусловно, следует отнести:

  • Большой (128 кв. м!) бальный зал . Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары, а также Живописный плафон «Триумф героя» . Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
  • Минералогический кабинет — шедевр русской архитектуры XVIII века — завершает Невскую анфиладу. А. Н. Воронихин сделал помещение двухъярусным: внизу поместил библиотеку, а наверху коллекцию минералов графа А. С. Строганова. Первый ярус украшен четырьмя барельефами с изображением стихий огня, воды, земли и воздуха. Второй ярус поддерживают колонны, облицованные искусственным мрамором. Необычный для жилого помещения сферический купол и роспись его сводов создают ощущение пребывания в храме искусства и науки.
  • Постоянная экспозиция «Русский ампир» . В исторических восстановленных интерьерах дворца, из которых особенно впечатляют Парадная столовая, Арабесковая гостиная, комната в стиле охотничьих кабинетов английских замков, представлено декоративно-прикладное искусство эпохи Александра I (первой четверти XIX века). Изделия, украшенные аллегориями, символами и античным орнаментом, являются продукцией Императорского фарфорового завода.

Сегодня во дворце возрождена традиция музыкальных вечеров. «Музыкальные четверги» проводятся в Большом бальном зале, концерты предваряет небольшая обзорная экскурсия по интерьерам дворца.

В залах первого этажа периодически проходят временные выставки из фондов Русского музея, часть помещений внизу отведена музею восковых фигур и «Музею шоколада».

Где находится и как добраться

Строгановский дворец находится в центре города на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки по адресу:

Санкт-Петербург, Невский проспект, 17/Набережная Мойки, 46.

Ближайшие станции метро «Невский проспект», «Адмиралтейская» или «Гостиный Двор» — в пешей доступности.

Также сюда идут автобусы № 3, 22, 27, 49, К212 и троллейбусы № 5, 22. Остановки наземного транспорта «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».

«Город на Неве»

— один из красивейших городов России. Неповторимый облик городу придают его бесчисленные архитектурные и исторические памятники, гармонично сочетающиеся стили разных эпох. На главной улице города (Невский проспект, дом 17) расположен один из величественных дворцов Санкт-Петербурга — Строгановский дворец.

Он принадлежавший знаменитому роду Строгановых и является одним из лучших образцов архитектуры русского барокко.,

дворец — великолепное сооружение, возведенное архитектором
Ф. Б. Растрелли
в 1753-1754 гг.

Внутреннее убранство дворца поражает своей роскошью и разнообразием интерьеров. Копии фресок Рафаэля из лоджий в Ватикане украшают стены Арабесковой гостиной, Минеральный кабинет поражает сложным двухсветным архитектурным пространством, а столовая демонстрирует, как при помощи зеркал можно добиться, по выражению А.С.Строганова, «сумасшедшего эффекта».

На сегодняшний день, дворец является филиалом Русского музея и посетить его может любой желающий.

Парадная лестница

Самый знаменитый владелец дворца - граф Александр Строганов обладал превосходным вкусом, был образован и, главное - богат, как и его предки. А потому мог позволить себе чудачества и прихоти. Например, Александр Сергеевич очень любил зеркала. И архитекторы Демерцов с Воронихиным создали интерьер парадной столовой (или Углового зала) согласно пристрастиям графа. Интерьер поистине необыкновенный: кажется, что зал огромен, а на самом деле это огромны зеркала - на стене напротив окон, между колоннами

Большой зал (Зал Растрелли)

. Это они создают иллюзию удвоенного пространства… Но не только архитектурой и богатым убранством славился Строгановский дворец. Здесь были коллекции редких образцов нумизматики, палеонтологии, минералогии. Здесь была богатейшая библиотека, содержащая труды древних и современных авторов по истории, искусству, археологии.

Но «душою строгановского особняка»была Картинная галерея. С произведениями итальянской, фламандской, голландской и французской школ. Галерея, поражавшая и своей обширностью, и именами мастеров, и - изысканностью вкуса ее владельца. И что очень важно: доступная для всех желающих…

Плафон на потолке Большого зала

Дом был открыт для дипломатических приемов, для художественных, литературных и музыкальных собраний. У Строганова бывали и самые знаменитые люди того времени: писатели, композиторы, художники. Гавриил Державин и Дмитрий Бортнянский посвятили хозяину дома свои произведения. Здесь читал свои басни Иван Андреевич Крылов и пьесы - Денис Фонвизин.

Малая гостиная

Дворец, который почти два столетия принадлежал знаменитому роду русских купцов, солепромышленников, меценатов и коллекционеров Строгановых, был лишь одним из их многочисленных владений, но, безусловно, самым значимым. Здесь, в частности размещалась известнейшая коллекция западноевропейских картин, монет, минералов и произведений античного искусства, которую собирал граф Александр Сергеевич Строганов.

В строительстве принимали участие такие архитекторы, как Воронихин, Колодин, Росси, Шарлемань и Садовников

Большая гостиная

Большой кабинет графини С.В.Строгановой

Малый кабинет графини С.В.Строгановой

Парадная столовая

Арабесковая гостиная

Минералогический кабинет


Строгановский дворец

Дворец и его архитекторы

Начало строгановской архитектурной эпохи приходится на один из самых интересных периодов истории русской архитектуры XVIII века — 1750-е годы. Список зодчих Строгановых велик и великолепен. Тогда оспаривали первенство архитекторы разных национальностей и направлений — итальянцы Фрaнчeскo Рaстрeлли, Aнтoниo Ринaльди, француз Жан Батист Валлен-Деламот.

Уже с середины XVIII века дома Строгановых стояли и на Невском проспекте, и на северной окраине столицы (в 1790-х годах здесь образовался огромный Строгановский сад, в котором с течением времени было построено целых десять дач), и на на южной. К концу XIX века строгановский Петербург достиг внушительных масштабов.В городе Строгановым принадлежало 60 домов. Не все они были роскошными дворцами, но все отличались архитектурными достоинствами и возв одились сaмыми престижными зoдчими свoeгo врeмeни.

Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набережной Мойки

Но, конечно, жизненным и духовным цeнтрoм дeятeльнoсти знатного рoдa на прoтяжeнии двуx вeкoв был Строгановский дворец. Имeннo oтсюдa нaпрaвлялaсь вся xoзяйствeннaя жизнь в их oгрoмныx влaдeнияx нa Kaмe, здeсь зaключaлись тoргoвыe сдeлки, нaxoдились глaвныe кoллeкции, фaмильныe икoны и aрxив. Родовым гнездом дворец оставался пo 1918 гoд, и всe этo врeмя вaжнeйшиe сoбытия, прoисxoдившиe в сeмьe, прямо или косвенно зaтрaгивaли дворец, сам стaвший необыкновенной aрxитeктурнoй лeтoписью.

Сегодня Строгановский дворец на Невском уже не поражает размахом и величием. И для того, чтобы представить всю престижность и исключительность этого сооружения для Петербурга в глазах современников, следует обратиться к первому петербургского дому Строгановых.

Юго-западный угол дворовой части Строгановского дворца

Проект первого дома Строгановых был утвержден специальным указом в 1716 году самим Петром I . Дом должен был стоять на Стрелке Васильевского острова — лучшем в городе месте, где Петр задумал создать главную городскую площадь. Перед уже находившимся рядом зданием Двенадцати коллегий планировалось возвести памятник самому основателю империи. Среди расположенных по близлежащим набережным домов знатных и богатых граждан самым большим должен был быть дом Строгановых.

Дом был построен, но долгое время стоял не отделанным. Его владельцами считались три брата: Александр (1698—1751), Николай (1700—1758) и уже упоминавшийся Сергей — сыновья «именитого человека» Григория Дмитриевича (1656—1716). Однако никто из них так и не перебрался на новое место, прежде всего по причине труднодоступности острова — первый постоянный мост через Неву появился только через полтора века.

Скульптура Нептуна во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

Исключительность Строгановского дворца на Невском проспекте в глазах современников выразилась уже не столько в абсолютных размерах и престижности места, а прежде всего в том, что его спроектировал — в своем фирменном имперском стиле — Ф.Расстрели — придворный архитектор , автор главных императорских резиденций. Только Строгановы могли позволить себе такое. Растрелли был чрезвычайно загруженным мастером, который почти не строил для частных лиц, и тот факт, что он не только сам спроектировал дом Строгановых, но и нашел возможность в течение одного строительного сезона им заниматься, говорит о влиятельности Строгановых. Это означало, что Строгановский дворец занимал место в иерархии дворцовой архитектуры столицы место сразу после императорского (Зимнего) и канцлерского (Воронцова) дворцов. Это соответствовало рангу камергера, каковым и был Сергей Григорьевич Строганов.

Замковый камень, перенесенный с места Строгановской дачи на Чёрной речке. Известняк. 1790-е годы

Каждый, кто пытается исследовать строгановское наследие неминуемо испытывает чувство отчаяния — слишком мало сведений сохранилось — архив графа еще в XIX веке загадочным образом исчез. Это в полной мере относится к Строгановскому дворцу. Практически нет архивных сведений о строительных работах, и теперь мы можем судить о замыслах нескольких поколений владельцев только по архитектурным фрагментам или сохранившимся деталям интерьеров. В них тесно переплелись разные художественные идеи, сквозь которые в то же время отчетливо проглядывает главная, автором которой был Ф. Растрелли.

Скульптура Флоры во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

В 1742 году Сергей Григорьевич Строганов купил занимавший два соседних участка на Невском проспекте, в месте пересечения с Мойкой, дом придворного портного Иоганна Неймана, и таким образом он вместе с его собственным, находившимся рядом домом, построенном по типовому проекту Трезини, оказался владельцем обширного участка, имевшего форму неправильного прямоугольника, на котором и был возведен Строгановский дворец.

Парадная лестница в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1790-е годы

Традиционно считалось, что после опустошительного пожара, случившегося на этом месте то ли в 1752-м, то ли в 1753 году, Расстрели в 1755—1756 годах построил на месте сгоревших домов абсолютно новое здание. Однако, как выяснилось, за фасадами дворца скрыты стены трех домов, которые не испытали воздействия разрушительной стихии. Поэтому нет основания связывать строительство дворца с пожаром. Проектом Расстрели эти строения лишь были объединены общим фасадом в единое целое и скрыто присутствуют внутри существующего здания. (В частности, на втором этаже северного корпуса удалось раскрыть две уникальные росписи стен рубежа 1730—1740-х годов.)

Фрагмент декора Парадной столовой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1793.

Растрелли спроектировал фасад дворца таким образом, что обе его стороны — и вдоль Невского и на реку Мойку — равны. В центре каждого из фасадов портик, над которым фронтон с гербом. Помимо фасадов Растрелли выполнил главные интерьеры в стиле барокко — “большая парадная лестница, богато украшенная лепниной, железными вызолоченными перилами, сделанными весьма искусно” и “галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой”. Оба интерьера не сохранились. Зато сохранился огромный для этого здания — в 128 квадратных метров — Большой зал. Он расположен в западном корпусе и через него прошла исключительно важная для дворца XVIII века центральная ось. Зал украшает огромный и сложный многофигурный живописный плафон, выполненный в 1750-е годы известным декоратором Джузеппе Валериани (1708—1762). Его сюжет — «Триумф Энея» — представляет апофеоз мифологического героя, известного по поэме Вергилия. В центре композиции Валериани было предписано изобразить Минерву, поражающую Властолюбие, Зависть, Злость и Лесть. Так аллегорически была выражена программа жизни, составленная Строгановым за границей.

(В этом зале происходило много важных событий. Именно здесь, в Большом зале, под эгидой богини Разума на плафоне, в 1760-е годы заседали инициаторы создания в российской столице Публичной библиотеки. Она, как известно, появилась только в начале XIX века. А в качестве ее прообраза в Строгановском дворце еще пятьюдесятью годами ранее существовала некая общественная библиотека, которой, как свидетельствует уникальный журнал посетителей, пользовались императрица, Воронцовы, Сумароков и многие другие известные люди. Наконец, в Большом зале в декабре 1766 года в присутствии императрицы Екатерины II проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения. Это свидетельствует о том, что уже в то время Александр Сергеевич активно участвовал в преобразовательной деятельности Северной Минервы.)

Фрагмент декора Малой гостиной в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. Около 1803 года

Проект Растрелли, и то частично, был реализован только к 1761 году. С 1764 года, а может быть, и с более раннего времени, для Строгановых работал Валлен-Деламот, с именем которого связано зарождение классицизма в России. В 1765 году он построил загородной дом Строгановых, на Петергофской дороге, который интересен как редкий пример раннего классицизма в Петербурге. Валлен-Деламот завершил постройку фасада дворца, в который он включил медальон с загадочным профилем 1 , а также попытался продолжить реализацию проекта Растрелли. Он составил два проекта восточного корпуса дворца. Согласно первому варианту, более дешевому, планировалось построить корпус по линии декоративной стены, отделявшей парадный двор от хозяйственных построек. По другому, более амбициозному, проекту архитектор предлагал разобрать стену и поставить более обширное здание, превосходящее по площади противолежащий западный корпус.

Ни один из проектов не пригодился из-за того, что в ноябре того же года владелец дома разъехался со своей первой женой графиней А. М. Воронцовой.

В 1790-е годы Строгановым служил их «домашний» архитектор, бывший крепостной, гениальный Андрей Воронихин (1759—1814). Это было достаточно распространенным явлением в очень богатых семьях. Можно вспомнить, например, о династии Аргуновых, служивших Шереметевым, Евграфе Тюрине — крепостном зодчем Юсуповых. Разумеется, Воронихин находится среди упомянутых домашних архитекторов на недосягаемой высоте.

Фрагмент декора Малого кабинета гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин (1800) и И.Колодин (1818).

Главная «архитектурная интрига» Строгановского дворца заключена в диалоге между Растрелли и Воронихиным — архитектором, работавшим над дворцом полувеком позже. Воронихин, как и Растрелли, рассматривал дворец как целостный ансамбль. К большому сожалению, все детали его реконструкции неизвестны, что дало возможность историкам архитектуры даже поставить под сомнение авторство зодчего по отношению к хрестоматийным интерьерам дворца 2 . Судя по всему, до 1790 года, когда Воронихин вернулся из-за границы, Александр Сергеевич никаких серьезных перестроек во дворце не предпринимал. Начал Воронихин с реставрации Большого зала, где появились люстры и мебельный гарнитур. Проникнувшись барочными идеями Растрелли, Воронихин на месте Зеркальной галереи 1750-х годов создал в 1792 году Парадную столовую или Угловой зал.

М.-Ф.Даман-Демартре. Вид Невского проспекта. Раскрашенная акватинта. До ХIХ века

Н е очень значительный по площади интерьер, окна которого выходят как на Невский проспект, так и на Мойку, кажется гораздо большим благодаря огромным зеркалам. Они расположены не только вокруг дверей, но и между полуколоннами ионического ордера, что показывает необыкновенную изобретательность мастера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила воссоздать первоначальный замысел Воронихина при реставрации дворца спустя двести лет, уже в 90-е годы ХХ столетия.

В невской анфиладе дворца, представлявшей собой пространство, расчлененное шестью арками, располагался Кабинет Александра Сергеевича. В его центральной части находился салон Юбера Робера. Обновлением Кабинета Воронихин занялся после восстановления Большого зала. А на стыке северного корпуса и восточного он проектирует двухэтажный Минеральный кабинет. Наверху располагалась коллекция минералов (отсюда и название), внизу — библиотека. Кaбинeт был зaдумaн кaк святилище. В нем явно, и не случайно, проглядывает образ римского Пантеона. (Идея использования принципов архитектуры Пантеона для музейных целей восходит к архитектуре Ватиканского музея)

Фрагмент декора Минерального кабинета в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1791

В восточном корпусе находилась знаменитая Картинная галерея. Этот достаточно протяженный интерьер(его длина примерно 28 метров, ширина — около семи) именно по причине своей протяженности и получил название «галерея». Для того чтобы избежать монотонности, архитектор решил разделить это пространство на относительно самостоятельные части. В конечном итоге их стало три, причем центральной отводилась ровно половина (14 метров), и она представляла собой зал с пологим кессонированным сводом. В тимпанах были помещены барельефные аллегории Живописи и Скульптуры. Это была наиболее представительная часть зала, где находились главные картины коллекции Строгонова.

Дж.Валериани. Триумф Энея. Плафон в Большом зале Строгановского дворца. Холст, масло. 1750-е годы

Симметрично слева и справа за гипсовыми колоннами, искусно имитировавшими сиенский мрамор, располагались две небольших лоджии, каждая из которых была почти квадратной в плане и имела кессонированный купол. В одной из лоджий, как это видно на акварели Воронихина, изображающей Картинную галерею дворца, Александр Сергеевич принимал посетителей. Другая, с камином, возможно, представляла собой импровизированную «графскую спальню» — известно, что владелец не имел в своем обширном дворце особого помещения для сна и чаще всего приказывал ставить свою походную кровать в Картинной галерее.

Развеска картин в галерее не была случайной. Первоначально в центре главной, расположенной против окон стены Воронихин предлагал сделать большое окно и поставить рядом с ним копии популярных в то время скульптур Геркулеса и Флоры Фарнезских. Но затем, после того как картины заняли свои места, и от окна, и от скульптур пришлось отказаться. Картин было слишком много даже для столь обширного, по меркам XVIII века, пространства. В центральной части разместились всего тридцать восемь полотен из восьмидесяти семи, упомянутых Строгановым в составленном и дважды изданном им Каталоге своей коллекции 3 .

Строгановский дворец. Большой зал. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1750-е годы.

Из Каталога мы узнаем, что самое почетное место в Картинной галерее должен был занять Рафаэль, творчество которого тогда считалось вершиной живописи. Но произведений Рафаэля в коллекции Строганова не было. Главной картиной стало полотно «Поклонение волхвов» фламандского живописца Лересса — самое дорогое произведение собрания. По сторонам от «фламандского Пуссена», как называли Лересса, висели картины «Рафаэля Фландрии» Рубенса, а также Ван Дейка, Рембрандта, Рени и других не менее прославленных мастеров европейской живописи.

Е.Есаков. Малый кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1820

Причем Александр Сергеевич подбирал их творения парами, для того чтобы произведения одного и того же мастера одинакового размера были представлены по обе стороны оси галереи. На ее существование ясно указывают консоли с белоснежными мраморными столешницами, стоявшие против печей. Эти выдающие произведения мебельного искусства были изготовлены парижской мастерской Рене Дюбуа в 1775 году и, очевидно, поступили во дворец вместе с картинами. Таким образом, еще находясь в Париже, Строганов уже представлял себе план Картинной галереи и покупал произведения в соответствии с ним.

В начале XIX века Воронихин построил южный корпус дворца. Вследствие этого в Картинную галерею стало возможно попасть пройдя и по северной и по южной анфиладам. Таким образом, интерьеры дворца обрели характер единого ансамбля. Зрительной кульминацией в этом пространственном единстве выступала статуя «Минерва, восстанавливающая искусства на руинах античности», которой по желанию А.Г. Строганова скульптор придал портретное сходство с Екатериной II .

Интерьер Большого кабинета кн.А.П.Голицыной

Первоначально статуя находилась в другом интерьере, а затем была перенесена в Картинную галерею и была установлена против места, прежде занимаемое Лерессом, на котором, как видно на акварели Н. Никитина 1832 года, находились уже произведения ближайших современников Рафаэля Андреа дель Сарто и Анджело Бронзино. (Характерно, что в своем Каталоге написал Строганов о первом из них : « Сарто был таким прекрасным имитатором этого прекрасного мастера [то есть Рафаэля. — С.К .] , что когда хотел скопировать его картины, то вводил в заблуждение самых крупных знатоков».) Под упомянутыми картинами находился необыкновенный стол с японскими лаками. На нем стоял сделанный из драгоценных камней круглый храм, внутри которого орел держал миниатюрный портрет Александра Сергеевича.

Интерьер гостиной кн.В.С.Голицына

С возведением Казанского собора в Физическом кабинете, куда к тому времени переместился идейно-культовый центр дворца, было создано большое венецианское окно — с видом на собор. Интерьер Физического кабинета был выполнен в духе египетского храма и номинально предназначался для египетской коллекции. Однако гораздо более важную роль он играл в культовом сценарии интерьеров дворца: завершая вoстoчную aнфилaду, которая включaла в себя уже знакомые нам Минeрaльный кaбинeт и Kaртинную гaлeрeю — римский и греческий «храмы» соответственно — «египетский храм» придавал всей анфиладе символическое значение этапов на мaсoнской дoрoге пoсвящeния.

Интерьер Кабинета кн.В.С.Голицына.

Oт убранства Физического кабинета в нaстoящee врeмя сoxрaнился лишь пoртaл и грaнитное извание божества Аммона-Юпитера (по другой версии Зевса Отриколийского). Его гранитный постамент,по всей видимости, имел важное сакральное значение: в его объеме заложены пропорции интерьера Физического кабинета (1:10) и Казанского собора (1:50), что может служить дополнительным аргументом для предположения, чтo зaл был нe стoлькo мeстoм прoвeдeния нaучныx oпытoв, скoлькo святилищем вoльныx кaмeнщикoв. (Надпись на постаменте: «Ars egiptiaca Petropoli renata. MDCCCX.” можно перевести не только буквально (Искусство Египта возрождено в Петербурге.1810), но и в масонско-мистическом контексте, примерно как “Жреческий дух Египта возрожден в Петрополе к моменту завершения строительства храма, который можно сопоставить с Пирамидами” .) Есть основание предполагать, что двe кoлoнны с кaпитeлями в видe листьeв лoтoсa при этом симвoлизировали Яxинa и Бoaзa, лeгeндaрныx стрoитeлeй Сoлoмoнoвa xрaмa. Нeвoзмoжнaя из-зa слoжившeйся структуры дворца точная oриeнтaция «вoстoк-зaпaд», нeoбxoдимaя для масонского святилища, кoмпeнсирoвaлaсь oкном, с видом на стрoйку главного детища Строганова-«каменщика» — Казанского собора. (Здесь можно сделать еще одно предположение относительно портрета А.С. Строганова работы А.Варнека: Строганов возможно изображен в схематически представленном Физическом кабинете — самом сакральном месте дворца, из окна которого виден Казанский собор.)

Интерьер Малого кабинета кн.А.П.Голицыной

В таком виде интерьеры Строгановского дворца сохранялись еще примерно полвека, хотя в них и происходили изменения. Только Большой зал оставался практически неизменным. Все остальные помещения переделывались неоднократно. В начале XIX века Воронихин спроектировал апартаменты сына Александра Сергеевича, Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны в стиле Директории. От них сохранилась только Малая гостиная, плоскости стен искусственного мрамора которой соседствуют с монументальными дверями красного и черного дерева, украшенными накладными бронзовыми деталями. Их суровость контрастирует с тончайшими рельефами в люнетах на сюжеты овидиевых метаморфоз и лепными десюдепортами.

Неизвестный художник. Большой кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1830-е годы

В те же годы Воронихин перестроил и вход во дворец. Он сделал его прямо с Невского проспекта. Вестибюль с лестницей он декорировал в виде «руин древнегреческого храма» с четырьмя разновысокими дорическими колоннами. Главный марш держится на так называемой ползучей, то есть опирающейся на разновысотные опоры, арке. Это одно из ярких проявлений изобретательности воронихинского гения. Выдающаяся роль Воронихина в строгановском зодчестве состоит в том, что он создал свою архитектурную школу. Он обучил Федора Демерцова (1762—1823) , Христиана Мейера (1789—1848) , Ивана Колодина (1789 — после 1838) , Петра Садовникова (1796 — 1877) и других менее известных архитекторов, сыгравших важную роль в создание строгановского Петербурга и формировании Строгановского дворца.

Интерьер столовой кн.В.С.Голицына

После смерти Воронихина, на протяжении тридцати лет, главным архитектором Строгановых был Петр Садовников. Его вклад в строгановское зодчество необыкновенно велик. Он построил для своих покровителей около сорока зданий самого разного назначения: доходные дома, дачи, фермы, оранжереи и т.п. (Последние принадлежали к открытой графиней Софьей Владимировной Строгановой Школе земледелия, ремесел и горнозаводских наук; теоретическое отделение располагалось на 15-й линии Васильевского острова, а практическое в поместье Марьино.) Именно Садовников продолжил формирование строгановского квартала на Невском, располагавшегося между рекой Мойкой и Казанским собором. Им были построены так называемые средний и малый дома, примыкавшие к дворцу Растрелли.

Интерьер Приемной кн.А.П.Голицыной

С интерьерами дворца работал и еще один знаменитый русский архитектор. Карл Росси, чрезвычайно занятый архитектор, на рубеже 1810—1820-х годов спроектировад для дворца на Невском несколько великолепных интерьеров. Росси был архитектор Империи — он строил площади, проспекты, театры, министерства и другие общественные здания, и до последнего времени считалось, что он никогда не проектировал интерьеры для частных лиц. Однако оказалось, что исключение все же было сделано, и именно для Строгановых. Росси спроектировал для дворца на Невском апартаменты для одной из внучек Александра Сергеевича — Аглаиды, и ее мужа Василия Сергеевича Голицына. От интерьеров ничего не сохранилось, и об этой работе никто и не догадывался, пока в одном из строгановских альбомов не были обнаружены 18 миниатюрных видов девяти великолепных интерьеров. Это проект, дающий исключительно полное представление об идеальном интерьере ампира. Среди великолепных драпировок, тонких росписей и барельефов Росси изящно расположил мебель, произведения искусства, предметы туалета и книги 4 .

Есть сведения, что Росси намеревался полностью переделать и фасады дворца, придав им ампирный облик. Однако этого не произошло, и фасады сохранили свой барочный вид.

Интерьер Туалетной комнаты кн.А.П.Голицыной

В 1830-х годах, в период увлечения Помпеями, в Строгановском дворце появилась Арабесковая гостиная, где были выставлены сделанные много раньше для императора Павла I итальянскими живописцами Антонио Скотти и Пьетро Виги копии знаменитых ватиканских гротесков.

В 1842 году П.Садовников, получив заказ от Елизаветы Павловны (дочери Павла Александровича Строганова,) внес одно из последних изменений в облик дворца. Он выпрямил фасад южного корпуса и распространил его решение на восточный корпус, который, единственный из всех, остался двухэтажным. В центре южного корпуса, напротив центрального въезда и Салона Юбера Робера, архитектор поместил Парадную спальню. Сам Садовников создал лишь один интерьер в стиле необарокко — верхний вестибюль.

Интерьер уборной кн.В.С.Голицына

Один из самых выдающихся мастеров архитектуры историзма Гаральд Боссе — автор многочисленных и изысканных домов столичной знати — отделал в 1840-1850-х годах в Cтрогановском дворце апартаменты светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной графини Строгановой. Жемчужиной в этих чудесных интерьерах — реминесценции стиля Людовика XVI — был знаменитый портрет графини кисти Карла Брюллова в великолепной необарочной раме.

1 Все детали длительного строительства Строгановского дворца, включая сведения о работе для Строгановых Ринальди и Деламота, рассмотрены в моей статье «История одного фасада российской империи» // Искусствознание. 2000. №1. С.376-399.

2 Я имею в виду несколько публикаций Н.В.Мурашовой об архитекторе Федоре Демерцове и его службе для Строгановых. Последняя по времени опубликована в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. CПб., 1997. C.929-980.

3 Catalogue raisonne des tableaux qui composent la collection du comte A. de Stroganoff. Saint-Petersbourg, 1793; St.Petersbourg, 1800.

4 Карпова Е.В., Кузнецов С.О . Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С.480-492.

С.Кузнецов " Наше наследие"

Предыдущая фотография Следующая фотография

Строгановский дворец в центре Петербурга - уникальное здание в стиле барокко, построенное в 18 веке. Этот огромный дом принадлежал старинному купеческому роду Строгановых. История создания Строгановского дворца заслуживает особого внимания.

Строгановский дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна.

В 1742 году барон Сергей Строганов купил деревянный дом на Невском проспекте. По соседству с ним проживал господин Шестаков - повар императора. Строганов, мечтавший построить здесь большой каменный дом, все время просил соседа продать ему свой участок земли. Но Шестаков не хотел расставаться с жильем. Тогда Строганов решил просто перестроить собственный дом. Для этого он нанял самого известного петербургского архитектора - Растрелли. Чуть позже волею судьбы мечта барона осуществилась. Деревянные постройки на Невском пострадали во время пожара, и соседская земля все-таки досталась Строганову.

Растрелли никогда не занимался строительством частных домов, потому что был придворным архитектором. Но для Строганова было сделано исключение.

Дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна. Императрице роскошное здание, состоящее из 50 комнат, пришлось по вкусу. Интересно, что свой следующий день рождения она отметила у Строгановых.

Впоследствии Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома. Но в конце 18 века во дворце случился пожар, уничтоживший практически все. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга - Крылов, Державин, Фонвизин. Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства - огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

Семья Строгановых жила на широкую ногу. Во дворце было очень много обслуживающего персонала - 600 человек. Кроме того, хозяева дворца были очень щедрыми людьми. Во внутреннем дворе они часто устраивали «открытые обеды», на которые могли прийти даже посторонние и небогатые петербуржцы. Во время таких трапез Строгановы угощали горожан вкуснейшими блюдами. Кстати, появлению популярного блюда русской кухни бефстроганов мы обязаны именно этой семье.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу , библиотека - Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея .

Практическая информация

Адрес Строгановского дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17, станция метро «Невский проспект».

Стоимость посещения дворца для взрослых - 420 RUB, для школьников и студентов - 200 RUB, для дошкольников - бесплатно. Комплексный билет на посещение Строгановского, Михайловского , Мраморного дворцов и Михайловского замка , рассчитанный на три дня, будет стоить 900 RUB. Для школьников и студентов - 450 RUB.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Строгановский дворец

Строгановский дворец

Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда, связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину по-строгановски – бефстроганов.

А ведь Строгановский дворец – единственное здание на Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования. Если не считать цвета стен.

Во времена Анны Иоанновны на этом месте находилось недостроенное архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии Михаилом Григорьевичем Земцовым деревянное здание. Участок принадлежал портному И. Нейману.

В 1742 году, уже при Елизавете Петровне, его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.

На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако, пусть бедное, но в центре столицы жильё сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом.

Перестройкой дома Строганова в марте 1753 года занялся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. На время работы зодчий поселился в первом этаже дома Строганова. Но после неожиданного пожара 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться, так как деревянные дома и его, и его соседа неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру: «Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно».

Строгановский дворец. Современный вид

Надо отметить, что участие Растрелли в строительстве частного здания является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов отблагодарил Растрелли в полной мере. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора.

Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1756 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения. Елизавета, как известно, любила всякие празднества. Современник писал: «В Обществе императрица появляется не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами. Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что предоставляет себе исключительное право его носить. Ни одна другая женщина в империи не смеет причесываться так, как она».

Новый дворец поражал современников. Простенки между окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств. Ему же приписывают изобретение знаменитого блюда – бефстроганов.

В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Фёдор Иванович разобрал во дворе все служебные постройки. Вместо них были построены два новых флигеля – южный и восточный. Таким образом, здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин. Он изменил не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только большой танцевальный зал с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек – певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако здесь не было, казалось бы, главного помещения – спальни. Такая причуда объяснялась тем, что владелец привык спать в разных комнатах. Причём спал Александр Сергеевич в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати.

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его единственного сына – Павла. После того, как Павел Александрович был убит в Краонском сражении во Франции, был учрежден маойрат Строгановых. Это означало, что неделимое имущество передавалось по наследству старшему в роду. После смерти Павла Александровича в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою старшую дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул.

Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П.С. Садовников. Им был создан арабесковый зал. Во дворе Садовников соорудил голубятню. Она просуществовала там до начала ХХ века. После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку – графу Сергею Александровичу.

В течение XIX века дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец – розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане.

В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию. После 1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец был национализирован, здесь открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому музею, в доме расположилась Академия сельскохозяйственных наук.

В 1988 году здание передано Русскому музею. В 1991 году во дворце начал реставрироваться, а затем открылся филиал музея.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Строгановский дворец Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда, связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь по указу Строганова его повар придумал всемирно

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

автора

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Ксеркса Дворец Ксеркса находится к югу от Тройного портала и тачары Дария. Он был сооружен на самом высоком месте террасы. Это значительно расширенный вариант дворца Дария. Например, в его Центральном зале имеется шесть рядов колонн, по шесть в каждом, а не

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,