Здание напротив ростральных колонн. Васильевский остров - стрелка, ростральные колонны, биржа

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны - своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей.

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.


После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.


Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

comments powered by HyperComments

В – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») - носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные - французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников.

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели. После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро "Спортивная 2".

Фото достопримечательности: Ростральные колонны

Ростральная колонна - это отдельно стоящая колонна, которая украшена носами кораблей (или рострами), либо их скульптурными изображениями. Обычай использовать ростры кораблей врагов, как элементы парадных сооружений была известна еще со времен Древнего Рима. Вновь она возродилась в эпоху главенствования стиля ампир. Самыми известными в России являются расположенные на стрелке Васильевского острова Петербурга ростральные колонны.

В 30-е гг. 18 века. Петербургский порт перенесли в восточную часть Васильевского острова. Потом там появилась Биржевая площадь. Ее ансамбль, оформляющий стрелку Васильевского острова, приобрел свой нынешний вид лишь в начале 19 в. По проекту Тома де Томона здесь было построено здание Биржи в 1804-1810 гг., которая была торжественно открыта в 1816 г. По проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона в ансамбль Стрелки Васильевского острова также вошли две ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций этих колонн.

Колонны появились здесь в 1810 г. Поскольку во всем внешнем виде городского порта должна была присутствовать тема морских побед России, то любые сооружения возводились подобно античным постройкам. Так, здание Биржи напоминает античный храм, а ростральные колонны воссоздают формы триумфальных сооружений античности.

Одна из колонн выполняла роль маяка для судов Малой Невы, а другая колонна указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885г., их зажигали в туман и ночью.

Ростральные колонны имеют высоту 32м и выполнены из пудожского камня. Внутри каждой колонны расположена винтовая лестница. На верхней площадке каждой из них установлен металлический треножник-жаровня, который предназначен для зажигания сигнальных огней. Сначала на жаровнях жгли конопляное масло, но брызги раскаленного масла падали вниз и попадали на головы проходящих людей. В 1896г. на маяках были установлены электрические лампы, но этот способ через некоторое время отвергли в связи с большими расходами на электричество. В 50-е гг. ХХ в. на ростральных колоннах были установлены мощные горелки и подведен газ к жаровням. В 1957г., когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий в городе на Неве.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. Самая крупная пара ростр расположена внизу колонны. Она укреплена таким образом, что одна носовая часть корабля обращается к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. У подножия каждой из колонн расположены скульптурные изображения аллегорических фигур, символизирующих четыре главные реки России: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Изначально скульптуры были изготовлены из белой жести, а во время реставрационных работ в 1946-1947гг. их вычеканили из листовой меди.

Аллегорические статуи изготовлены по моделям, выполненным французскими скульпторами И. Камберленом и Ж. Тибо, с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Тома де Томон первоначально предполагал, что статуи, изображающие реки будут отлиты из чугуна, но потом от этой идеи пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки создавались при участии знаменитого каменотеса Суханова С.К., который был выходцем из бедных вологодских крестьян со знаменитыми петербургскими архитекторами, но потом умер в безвестности.

Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству контролировались Советом Академии художеств, возглавляемым Захаровым А.Д. Обсуждению подвергалось все – от художественного значения колонн до их практического назначения.

Ростральные колонны, имеющие выразительный силуэт, пропорции, цвет и монументальный объем, отчетливо видны издалека на фоне неба и являются своеобразным символом города на Неве.

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.