Свято успенский мужской монастырь саровская пустынь. Саровская пустынь

История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.

Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.

16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.

День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.

Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.

Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.

Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.

При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.

Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.

Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.

Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.

Храмы монастыря

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке

Святыни монастыря

Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

При монастыре работает православный краеведческий центр «Истоки»

Друзья, давайте ещё немного побудим в прошлом,прежде чем вернуться в наше время.

Ну что же,побывав в 1903году в день канонизации Св.Серафима Саровского,вернёмся в настоящее 2003 год,столетие со дня канонизации Св.Серафима.Ваш покорный слуга присутствовал на этом мероприятии,в качестве водителя скорой помощи(я тогда,год жил у родителей и работал в больнице)Так что всё проходило на моих глазах.Множество паломников со всей России,огромное количество иностранцев.Мероприятие было впечатляющее,ну и мне повезло,всего два вызова,а остальное время присутствовал на церемонии.

Фото того дня и не только. Ну и наконец последний штрих..
Пещеры Саровского монастыря.

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым к самым годам его истории. Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских.

К сожалению, строительство и использование Саровских пещер не описано так подробно, как того бы хотелось. Но очевидно, что в первые годы монастыря, при первоначальнике Иоанне, роль их была в жизни Саровской пустыни значительнее, чем потом.
Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные из вне монастыря, и по разным местам оных поделаны келлии, в коих прежде сего живали и монахи..

Прежде сего означает, что во времена автора этой цитаты игумена Маркеллина, написавшего книгу по истории монастыря в 1804 года в пещерах уже никто не живал.)Всказаниях Иоанн упоминает еще и малую пещеру. Вход в нее находился к западу от главного пещерного входа. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Это сооружение сохранилось.Храм невелик- максимальные размеры его 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колонннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церквибыло получено с большими трудностями, причина которых нам не известна. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сте-фан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

В последние годы своей жизни в Сарове много времени проводил в уединении в пещерах настоятель Иоанн. Гроб, приготовленный им для собственных похорон, стоял в одной из подземных келий.
Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И если при Иоанне ремонту подземелий уделялось внимание, то после его ухода от должности и смерти церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения новопостроенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иеро-ним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой 2,1 м4. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. Приведем ниже впечатления некоторых посетивших их паломников.

У входа каждый получил пук зажженных свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спуслившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми, ходами, за опытным путеводителем. Вот здесь, сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, жили люди покинувшие свет для света духовного,осветившего им путь к блаженству вечному". Восковое Распятие, два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в темный, сырой вертеп, где ожидает его тяжская борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остается утешением страдальческой жизни.
Узкие своды. Высоким из нас приходиться нагибаться. Идем партией богомольцев. Как всегда впереди монах – водитель. Там и тут объяснения дает. <-> Идем, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжелые ржавые вериги <...>. Чувство ее какой-то странной, мучительно страшной отчужденности особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого все не покидает... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится <.. > зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустьнных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им, но – тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их…
18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Николай II.
В легендах, связанных с саровскими пещерами, никогда недостатка не было. После закрытия монастыря упорно стали распространятся слухи, что протяженность ходов оставленных монахами, на самом деле гораздо дальше; молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Никаких вещественных доказательств существования этих ходов нет, хотя периодически объявляются очевидцы, которые либо «сами ходили» по ним, либо помнят, как об этих проходах рассказывали их умершие родственники.

Интересно, что и сами Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни в конце XIX и начале XX века паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты еще татарами во времена Золотой Орды или даже разбойниками.

Наиболее старый известный нам план пещер относится к 1780 году. Его привел в своих записках послушник Саровской пустыни Афанасий Илларионович («Записки» Афанасия Илларионовича дати-руются 1780-1785 гг., они были опубликованы вместе с планом пещерв 1904 году). План этот очень условный, он отражает лишь примерное взаимное расположение коридоров и келий. План известен в двух вариантах. Один находится в Центральном госархиве Мордовии в Саранске среди бумаг Афанасия Иларионовича, другой - в фонде «Рукописное собрание Саровской пустыни», хранящемся в РГАДА10 Подземные переходы в саранском варианте плана названы «улицами», каждая под своим номером - от 1 до 9.

В том же саранском архиве хранится еще один план Саровских пещер. На нем нет даты, но очевидно его более позднее происхождение - конец XIX или начало XX века. Правильность того или иного плана может быть подтверждена только сравнением с оригиналом. В нашем же случае объект был недоступен - когда в Сарове создавался секретный объект вход в подземелья был замурован, и постепенно пещеры и все, что"с ними связано, стало отходить в область городских преданий Точное вне Точное время закрытия входа нам не известно- пока документов найти не удалось. Эту дату можно приблизительно оценить по надписям (граффити), сделанным на стенах пещер; помимо многочисленных имен, там было и несколько дат. Самая поздняя из них - 3 .апреля 11956 года (сейчас при реставрации граффити стерта).

В конце 1980-х годов в Сарове (тогда еще Арзамасе-16) начало свою деятельность общественное историческое движение, официально оформившееся в 1990 году как объединение «Саровская пустынь» (бессменный председатель - А.А. Агапов). Среди задач объединения были, конечно, и исследовательские работы, связанные с пещерами. Велись поиски в архивах, расспрашивались старожилы. На земляные работы объединение решилось весной 1992 года. Тогда один из старожилов -Л.С- Русин -с большой степенью уверенности указал место входа в подземелье- Как оказалось впоследствии, он ошибся в воспоминаниях всего метров на 5, но и эти 5 метров стоили нам двух месяцев работы.

Вход в пещеры был открыт 22 июля. Главным впечатлением была довольно приличная сохранность подземелий. Было известно, что в начале 1950-х годов взрывами сносились соборы, стоявшие на монастырской площади над пещерами. Мы опасались, что из-за этого пещеры окажутся разрушенными. К счастью, этого не произошло, и подземные сооружения, находящиеся на глубине 8-12 м от современной поверхности земли, уцелели, несмотря на отдельные разрушения. АХ. Масловым была проведена первая топографическая съемка пещер; общая протяженность ходов, оказавшихся доступными в 1992 году, была около 300 метров.Современное расположение коридоров и келий хорошо совпало с поздним саранским планом. Никаких реставрационных или консервационных работ тогда не проводили, поэтому было принято решение вход в пещеры опять завалить.

Но Саровские пещеры вскоре о себе напомнили. 16 декабря 1992 года на монастырской площади произошла авария водопровода, образовался провал глубиной около 5 метров. Как оказалось впоследствии, лопнула старая труба, и около пятисот тонн воды и пятидесяти кубометров грунта ушли в открывшийся внизу провала вход в пещеры. Интересно, что провал произошел на участке пещер, который бьл недоступен в июле 1992 года и отсутствовал на «позднем» саранском плане. Тогда в декабре удалось пройти около 20 метров этого вновь открывшегося хода, в котором уже около ста лет не ступала
нога человека. Он лежит ближе к поверхности (на глубине около 6 метров), и возможно поэтому его сохранность оказалась хуже. По-видимому, им вообще очень мало пользовались, так как на потолке хода совсем не было копоти, в то время как потолки доступных ходов были все ею покрыты.

План пещер с недоступными ныне участками был найден в тамбовском архиве сотрудниками московского научно-реставрационного предприятия «Симаргл»12 . Он довольно точно воспроизводит известную часть подземелий, и, кроме того, на нем обозначены три довольно протяженные ответвления от основной системы ходов в западную сторону. По-видимому, провал произошел в северное или среднее ответвление, при этом изнутри пещер места двух из трех ответвлений обнаружить не удалось.

Летом1995 года историческое объединение вновь открыло вход в пещеры. Состояние пещер в 1995 году оказалось гораздо худшим чем в 1992. Весь пол покрывал слой грязи толщиной в несколько десятков сантиметров - последствие аварии. По тонкому следу, оставленному у самого потолка главного коридора и подземной церкви, мы заключили, что в течение довольно долгого времени пещеры полностью были затоплены, пока вода не нашла себе из них выхода (очевидно, весной).

После открытия входа подземелья некоторое время были доступны любому, и это имело самые пагубные последствия. В частности, хулиганами была уничтожена надпись об освящении церкви, выбитая в 1711 году на одном из ее столбов.

С середины 1990-х годов власти города наконец-то нашли средства на то, чтобы Саровскими пещерами занялись профессионалы. Обследованием пещер занималось упомянутое выше предприятие «Симаргл». Его сотрудниками было изучено состояние пещер, сделан проект реставрации. В настоящее время в пещерах ведутся реставрационные работы, свободный доступ в подземелья закрыт.

Несмотря на безусловные сдвиги в нужном направлении, проблемы Саровских пещер еще далеки от своего решения. Главные две опасности, которые им грозят, - это интенсивное автомобильное движение и ветхие коммуникации. Волею судеб архитектурный (и подземный) комплексы Саровской пустыни оказались в центре города, над пещерами проходит одна из самых оживленных городских автомагистралей. Ограничение движения транспорта - насущная необходимость для сохранения памятника, но оно трудно осуществимо, так как из-за сложного рельефа строительство объездной дороги будет очень дорогим мероприятием. Водонесущие коммуникации на монастырской площади проложены в конце 40-х - начале 50-х годов. Чем дольше будет срок их эксплуатации, тем больше вероятность повторения аварий, аналогичных происшедшей в декабре 1992 года (а сколько было более мелких - никто не считал). Карта обрушении в пещерах почти в точности повторяет схему коммуникации. Будет обидно, если памятник конца XVII - начала XVIII века не удастся сохранить.



























































Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

История монастыря

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В июле - августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР».

9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.

Женский православный Серофимо-Дивеевский монастырь располагается в селе Дивеево. Со всех областей России и из других стран приезжают туда приложиться к мощам Серафима Саровского. Имя этого святого связано с чудесными многочисленными исцелениями.

Из истории обители

Небольшое село, названием обязанное мурзе Дивею, появилось в середине шестого века. Эти земли, дополняя княжеский титул, были пожалованы Иваном Грозным. Село располагалось на пересечении паломнических дорог . Путники, направляющиеся в Саровский монастырь, останавливались в деревянной местной церквушке в честь архидьякона Стефана и Святителя Николая Чудотворца. Прибыла туда и странница Мельгунова Агафья Семенова.

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря указано, что женщина остановилась отдохнуть в местной церкви. Во время сна Агафье явилась Богордица, которая указала, что ей надобно остаться в этих местах построить каменную церковь и основать женскую общину. Согласно Библии именно в Дивеево обустроила свой последний жребий Небесная Царица после Киева, Афона и Иверии.

Село в то время было похоже на рабочий поселок. На его территории не было духовной атмосферы. Агафья с дочерью поселились неподалеку от селения. Через некоторое время дочь Агафьи тяжело заболела и умерла. Несмотря на горе и сильные переживания , женщина все же выполнила обет и начала строительство церкви. Для этого она продала все свое имущество, и начала строить храм на вырученные деньги. По окончании строительства Агафья начинает заниматься обустройством общины. Для этого необходима была земля.

Долго не могли найти нужный участок, но в 1780 году помещик Жданов приносит в жертву для женского монастыря землю, которая находится рядом с церковью. На ней, получив благословение епархиального Владимирского начальства, Агафья строит три кельи и огораживает их забором. В одной жила сама матушка, во второй – послушницы, в третьей оставались гости. Достаточно большими были вклады Агафья в строительство в Саровском монастыре Успенского собора.

Отец Пахомий берет духовное руководство над сестрами и соглашается обеспечивать питанием вновь обретенную общину. В свою очередь, сестры шьют монахам одежду и занимаются рукоделием. Вскоре Агафья заболела и умерла в возрасте 55 лет.

Первое упоминание о Серафимо-Дивеевском монастыре было в 1808 году. Настоятельницей его то время была Анастасия Кирилловна, которая вела очень строгий образ жизни и требовала того же от послушниц.

обратился с просьбой смягчить устав для обителей монастыря, но просьба не была удовлетворена. После этого к Саровскому во сне явилась Богородица и указала, что необходимо создать новую обитель, в которую должны перейти сестры.

С тех пор в селе появилось две обители. Обе под строгим контролей полицейских. Причиной наблюдения являлось отсутствие регистрации. Общины были зарегистрированы только в 1839 году. В 1942 году они объединились в одну общину «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Местоположение Дивеевского монастыря

Монастырь Серафима Саровского находится на юге Нижегородской области на берегу реки Вичкинзы.

Серафимо Дивеевский монастырь адрес карта

Индекс — 607320, область - Нижегородская, Дивеевский район, Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефон центра паломничества – 8 (831–34) – 434–45.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть определенный путь с несколькими пересадками. Информация для паломников, желающих вознести молитву Серафиму Саровскому и преклониться его (подробно можно узнать на официальном сайте):

  • Наиболее удобным способом приехать в монастырь будет через город Арзамас. С его вокзала до монастыря ходят общественные автобусы. Время поездки составит не более полутора часов.
  • Из Москвы до Дивеево можно добраться на автомобиле или поезде. На автомобили из Москвы дорога лежит через Балашиху. Следует свернуть на Муром, не доезжая до Владимира. Далее - по указателям через города Навашино, Ардатов.
  • На поезде из Москвы до ст. Арзамас (Казанский вокзал) поезда ходят ежедневно.

Дивеевский монастырь




Серафимо Дивеевский монастырь фото

Храмы Дивеево

Строился Свято Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в течение полутора веков.

  • Первый храм , который дал начало обители – церковь иконы Казанской Божьей Матери. Его соорудили на месте деревянной церкви. Строительство длилось с 1773 по 1779 год. В его возведении принимала участия лично матушка Александра. Этот храм - трехпрестольный. Летние два пределы Казанский и в честь Николая Чудотворца; теплый зимний предел – в честь Стефана;
  • К храму с разрешения Серафима Саровского были пристроены церкви Рождения Богородицы и Рождества Христова;
  • В 1865 –1875 годах в центре монастыря возвели пятипрестольный Троицкий собор – сердце Дивеевской обители. В нем хранятся мощи преподобного чудотворца Серафима Саровского. Храм был заложен после его смерти, но еще при жизни отец Серафим предсказывал, что в Дивеево будет огромный собор;
  • В 1907 г.оду был заложен Преображенский собор. Строительство его завершилось в 1916 г., освящение престола состоялось 03.09.1998 г.;
  • По линии с собором в конце девятнадцатого – начале двадцатого века была возведена пятиярусная колокольня.

Святая Канавка

От других обителей Дивеевский монастырь википедия говорит отличается наличием особой святыни. Это - Канавка, расположенная вокруг монастыря, по которой прошла Пресвятая Богородица.

Вырыть канавку заповедал один из наиболее любимых народом старцев Серафим Саровский. При этом он сказал, что антихрист не сможет перескочить ее.

Зимой и летом, не переставая, сестры рыли канавку до самой кончины батюшки . Серафим говорил, что каждый, кто пробудет в Дивеево от утра до утра будет счастлив, потому как сама Царица Небесная Матерь Божья посещает эти места каждые сутки.

В советское время канавка была разрушена, но в 1997 году начали ее восстановление. 31.07.2006 году канавку полностью благоустроили. По завету Преподобного Саровского Серафима почти два века уже идут по Канавке люди по следам Царицы Небесной.

Пустынька Блаженной Параскевы Саровской

Одно из мест, в которых интересно побывать посетителям - дом блаженной Паши (в миру Ирина Ивановна), который сегодня стал музеем. Женщина, погрузившись в молитвы, вела отшельническую жизнь и трудилась на благо обители. Родилась она в крестьянской семье и много пережила. Получив благословение старца Серафима, Паша прожила в Дивеево сначала в пещере, которую сама вырыла, а затем в маленьком домике - келье более 30 лет. Есть данные, что она умела предвидеть будущее. Могила блаженной Прасковьи находится у Троицкого собора.

В музее всего три зала, один из которых посвящен полностью жизни Серафима Саровского. В нем, кроме документов и старых фото, хранится покров¸ вышитый руками российской царицы Александры Федоровны. Покров был подарен, чтобы украсить ковчег с мощами святого. Там же посетители могут посмотреть с точностью воссозданный фрагмент кельи старца. Мебель в нем когда-то была сделана самим преподобным.

Во втором зале все осталось так, как было при блаженной хозяйке: собрание старинных икон, куклы, стол с чайным прибором.

В третьем зале находится коллекция много личных вещей игумений: фотографии, портреты, коллекция монашеской одежды, включая праздничный наряд Прасковьи Ивановны.

Как и до революции, в пустыньке монахини неусыпаемую читают Псалтырь.

Святые источники

В окрестностях Дивеевского монастыря есть 6 святых источников, пять из них – непосредственно на территории:

  • Казанской иконы Божьей Матери;
  • Матушки Александры;
  • Иверской иконы Божьей Матери;
  • иконы Божьей Матери Умиление.

Сориентироваться в расположении источников несложно. Для этого у входа расположена план-схема монастыря. Для желающих окунуться в священные воды необходима специальная одежда: для женщины - длинная сорочка из плотной ткани, для мужчин – сорочка короткая. Если в купальне много людей, в воду можно окунуться, воспользовавшись мостками или деревянными лесенками. Перед этим следует провести некоторое время в часовне, погрузившись в себя или за молитвой.

Наиболее отдален источник Серафима Соровского. Он располагается в 15 км от Дивеева. Ежедневно в 13.00 туда ходит автобус из монастыря. Билеты можно приобрести в паломническом центра заранее.

Великолепная картина открывается перед путешественниками: холм с высокими соснами, у его подножья источник, образовавший озеро и домики-купальни, срубленные из бревен. Говорят, что рубашка, в которой паломники погружаются в озеро приобретает особенные лечебные свойства. В святых источниках вода холодная даже летом, но посетителей, которые искренне верят в чудо это не останавливает.

Когда лучше поехать в Дивеево

В любое время года Дивеево по-своему привлекательно. Весной – это цветущие яблони и сирень в монастырском саду, окутывающие всю окрестность чудесным ароматом. Однако, выбирая для поездки дни на Пасху, следует быть готовым, что в это время в монастыре очень много паломников.

Самым популярным сезоном для гостей монастыря является лето. Село в этот период выглядит празднично-нарядным из-за многочисленных цветов , которые заполняют палисадники и клумбы у монастырских строений и гостиниц. Да и купаться в теплую погоду в святых источниках доставляет большое удовольствие. Единственный минус - очереди в раздевалки при купальнях.

Великолепна осень в Дивеево. В прозрачном еще теплом воздухе отчетливо слышен звон колоколов и птичье пение. На фоне необыкновенно синего неба по-особому выглядят золотые купола храмов.

Да и зимой в монастыре не бывает безлюдно. Вода источников в сравнении с зимней температурой кажется почти теплой и всегда находятся желающие войти в воду.

Планируя посетить Дивеево, лучше побыть там три-четыре дня. За это время можно лучше ознакомиться с монастырем, посетить храмы , пройти по Святой Канавке и приложиться к мощам Серафима. В полной мере ощутить особенную атмосферу наполненного благодатью и святостью места и погрузится в целительный источник.

Что привезти из Дивеева

Возвращаясь из путешествия, многие везут подарки своим родственникам и друзьям. Из Дивеева увозят предметы церковного обихода: иконы, крестики, «Летопись Свято-Дивеевского монастыря».

Очень ценится паломниками земля со . Они верят, что даже маленькая ее горсть убережет ее обладателей от болезней и бед. Землю набирают только в одном месте – за часовней Серафима Саровского. Там для этого устроена небольшая насыпь.

Освященные на мощах старца сухарики из ржаного хлеба и масло летом берут в часовне преподобного, зимой – в притворе Преображенского собора . Для сухариков пакетик лучше принести с собой, бутылочку под масло можно приобрести в церковной лавке. Согласно преданиям, если к освященным хлебным сухарикам добавить домашние обычные – они получать частицу чудотворно силы.

Пользуются популярностью печенья «Лесенки», которое выпекается по старинному рецепту. Его можно также приобрести в лавке. Оно недорогое и вкусное. Ну а монастырский хлеб – выше любой хвалы.

Где остановиться на ночлег

Выбор ночлега зависит только от финансовых возможностей. Это может быть и съемная комната в частном секторе и монастырская гостиница, и номер в отеле (от 2000 рублей), и гостевой дом (1500–3000 р). В гостиничном комплексе «Дивеевская слобода», стилизованном под красивые бревенчатые дома, кроме проживания и питания, предлагают бильярд и баню. Есть охраняемые парковки.

Чтобы остановиться в монастырской гостинице, надо заранее обратиться в паломнический монастырский центр.Сделать это можно через официальный сайт. Питание и пребывание в ней оплачивается трудом - послушанием. Паломники выполняют порученную им работу на кухне, в коренном цеху и в трапезных. Они чистят овощи, убирают в храме и на территории монастыря, ухаживают за садом и Святой Канавкой.

Входить на территорию монастыря разрешается только в строгой одежде. Женщины должны быть в длинной юбке и в платке; мужчина – в брюках и рубашке. Не допускаются декольте, мини-юбки, шорты. При необходимости нужные вещи можно купить в лавках у монастыря. Для детей исключения не делают.

Послушание

Если вас в монастыре попросили выполнить поручение, а вы про каким-либо причинам не можете этого сделать, отказ в ос примется абсолютно нормально. Любую помощь принимают благодарностью. Труд на благо монастыря обязательно вознаграждает преподобный Серафим!

Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархии

Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн . К году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и . В мае года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.

За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к году был готов пещерный город с подземной церковью.

Первый храм обители - в честь Живоносного Источника перестраивался в , а затем в годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

Самое древнее сооружение в Сарове - это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

Последний храм обители был заложен в году, в первый раз освящен в году в честь преподобного Серафима Саровского.

В году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.

Закрытие монастыря

Разорение монастыря началось в году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было "перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы". До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с - гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов "катюша". Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, "Населенный пункт КБ-11", надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Возрождение церковной жизни

26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима . 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.

14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых - бывшая монастырская кладбищенская церковь.

В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.