Театральная и режиссерская версия чем отличается. Чем театральная версия фильма отличается от режиссерской

Выпущенная на экраны кинотеатров версия картины далеко не всегда остается единственной. Через некоторое время после окончания проката в сети и на носителях начинают появляться новые варианты, в названиях которых обнаруживаются обозначения типа «Режиссерская», «Расширенная» или «Без цензуры». Давайте разберемся с тем, что на самом деле скрывается под этими названиями.

Театральная версия (Theatrical Cut)

Она есть у каждого фильма, потому что именно эта версия показывается в кинотеатрах. Если рядом с названием картины нет никакой подписи, говорящей о ее принадлежности, то практически всегда речь идет именно о «театралке». По статистике 98% фильмов просматриваются именно в театральной версии, выпущенной с учетом особенностей проката в кинотеатрах.

При подготовке «театралки» на картину часто накладывают различные ограничения:

  • по продолжительности;
  • по возрастному рейтингу (чтобы привлечь как можно больше потенциальных зрителей);
  • по динамике (выбрасываются сцены и эпизоды, которые могут показаться слишком затянутыми).

Режиссерская версия (Director’s Cut)

Режиссерской версией фильма называется его специальное издание. Такой вариант отличается присутствием моментов, сцен и героев, которые были заложены в изначальный сценарий, но в дальнейшем по каким-то причинам оказались вырезаны. Не все, что режиссер снимает на площадке, попадает в финальную версию фильма, выпускаемую на экраны. Режиссер – творец, но картина должна быть безупречной не только с художественной точки зрения. Чтобы заработать денег, фильму нужно понравиться зрителю, и в этих моментах лучше разбираются другие специалисты.

Режиссер нередко сдает картину студии с отснятыми несколькими концовками. Издатель просматривает их и выбирает, какая из них больше всего подходит для запуска в кинотеатры. Здесь, увы, решающими становятся бизнес-интересы. Чаще всего для фильма выбирается та концовка, которая позволяет наиболее легко и эффективно через короткое время запустить сиквел. Далеко не всегда такой вариант будет лучшим для того, чтобы зритель мог прочувствовать осмысленность и полноту картины.

В некоторых случаях отдельные сцены вырезаются под влиянием:

  • культурных особенностей компании-прокатчика;
  • давления правительственных и религиозных организаций;
  • мнения различных международных организаций.

Именно в режиссерской версии фильма лучше всего виден почерк режиссера, его взгляд на мир и проблемы, рассматриваемые в картине. В таких вариантах обычно больше крупных планов и смысловых диалогов, сюжет в них тоже разворачивается более подробно. Авторские версии фильмов практически всегда отличаются от прокатных большей продолжительностью.

Один из хороших примеров – фильм «Терминатор 2: Судный день» (1991). При показе в кинотеатрах картина длилась 2 часа 16 минут 35 секунд. В 2009 году была выпущена ее режиссерская версия длительностью 2 часа 36 минут 8 секунд. Режиссерский второй «Терминатор» отличался набором новых сцен, а также совершенно иной концовкой – мирным будущим, наступившим в 2029 году.

Огромное количество поклонников «Терминатора 2: Судный день» было удивлено финалом, в котором пожилая Сара Коннор показана на детской площадке с Джоном Коннором и маленькой внучкой. Режиссер Джеймс Кэмерон предполагал завершить этим историю с роботами и перемещениями во времени. Однако продюсер Марио Кассар настоял на исключении такого эпилога, чтобы можно было снимать продолжения франшизы.

Версии для отдельных рынков

В некоторых случаях фильмы из коммерческих соображений не обрезают, а дополняют отдельными сценами. Один из интересных примеров – вышедший в 2013 году «Железный человек 3». Для показа в Китае картина была дополнена кадрами с популярной в этой стране актрисой и певицей Фань Бинбин.

Китайский кинорынок уже в 2013 году был вторым в мире, поэтому производителям фильмов из США приходится учитывать интересы аудитории. Появление местной знаменитости было направлено именно на то, чтобы увеличить шансы проката картины в КНР. Весь остальной мир при этом смотрел ту же версию «Железного человека 3», которая готовилась для американских кинотеатров.

Расширенная версия (Extended Cut / Unrated)

Расширенная версия часто путается с режиссерской, и для этого есть определенные основания. В обоих случаях из фильмов вырезают некоторые сцены. Однако если режиссерская версия может перевернуть все восприятие кинофильма, то расширенная лишь добавит новых элементов. Они не будут особенно влиять на ход сюжета и мотивацию персонажей.

Часто выпуск Unrated Cut является коммерческим ходом для того, чтобы повысить продажи фильма после проката. В расширенную версию могут включить всего одну сцену и написать на обложке диска «Без цензуры». Если фильм имеет коммерческий успех, то такой ход будет вполне рабочим. Заплатив еще раз за копию фильма, зритель нередко получает версию, в которую добавляется сцена с обнаженкой, особо кровавым мордобоем или употреблением наркотиков. Из театральных версий такие моменты часто исключаются, чтобы не попасть под возрастные ограничения.

Нынче термин «режиссерская версия» существенно перевирает первоначальный смысл, ведь сперва им обозначались видеоверсии тех фильмов, которые были изувечены цензурой, продюсерами, прокатчиками вопреки великому авторскому замыслу. Спустя много лет, если авторитет и репутация режиссера, а также культовый статус фильма росли, уже можно было позволить себе переделать монтаж согласно исходным наброскам.

Иногда получалось лучше, иногда неожиданно и спорно. Так, чтобы однозначно хуже, - вряд ли, хотя фанаты «Звездных войн» частенько негодуют по поводу постоянно вносимых в оригинальную трилогию (1977-1983 годов) переделок, и с фанатами можно согласиться.


Чужие, 1986

Режиссер: Джеймс Кэмерон


Все четыре части «Чужих» удостоились специализированных изданий с ощутимо растянутым хронометражем. Но в большинстве случаев добавленные сцены носили косметический характер, и лишь вторые «Чужие» действительно пережили перерождение. В них ниоткуда возник полноценный кусок сюжета, напрочь отсутствовавший в прокатном и видеокассетном вариантах: показана жизнь колонии на планете LV-426 и то, как семья колонистов обнаруживает пресловутые хищные яйца.

Все было снято Кэмероном в свое время, но кино и так выходило чересчур затяжным, поэтому режиссер даже не стал к этим сценам доделывать спецэффекты. Это он проделал потом, при подготовке первого издания на лазерных дисках. А еще появились автоматические турели, посиделки Рипли в виртуальном саде, и еще, и еще...


Хранители, 2009

Режиссер: Зак Снайдер


Оригинальный вариант самого эпичного комикс-фильма всех времен длился 162 минуты, затем возник режиссерский вариант на 186 минут и «ультимативный» на все щедрые 215! На самом деле особо не приходится гадать, что именно навесили на этот и без того невероятно насыщенный фильм: конечно же то, что было в исходной графической новелле, но не поместилось в кино.

Главное: анимационные вставки с историей Черной шхуны. Если смотреть кино в первый раз, они могут совсем сбить зрителя с толку, но для второго, третьего и сто сорок четвертого пересмотра однозначно следует выбрать именно этих, 215-минутных «Хранителей».


Апокалипсис наших дней, 1979

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола


Включив расширенную версию великого психоделического военного трипа, ты сразу наткнешься на минное поле сюрпризов. В первую очередь - массивная сцена на усадьбе французских плантаторов, еще одна встреча с девушками из «Плейбоя» (они на все готовы ради пары бочек топлива) и самый забавный момент фильма - кража серфовой доски у сумасшедшего подполковника.


Александр, 2004

Режиссер: Оливер Стоун


Дорогущий биопик об Александре Македонском слился в прокате и вызвал такое недовольство у критики и публики, что случилось невиданное: патриарх кино Оливер Стоун извинился перед честным народом и признал, что слишком много позволил себе при монтаже, чем сгубил картину. После этих слов все насторожились, потому что по логике должна была появиться новая режиссерская версия ленты.

Так и вышло: последовало аж три варианта. В первой же «режиссерке» Стоун вырезал 17 минут, но добавил еще 9. Фильм стал более цельным и бодрым, и именно поэтому те, кто видел его впервые на экране телевизора, часто удивляются, с чего это все зрители так негодовали в далеком 2004-м.


Бегущий по лезвию, 1982

Режиссер: Ридли Скотт


Всего было смонтировано ни много ни мало пять вариантов этой киберпанковой антиутопии! Рабочая версия (она провалилась на тестовых просмотрах), расширенная рабочая, американская прокатная, международная прокатная (более жесткая, нежели американская), телевизионная (наоборот, с обрезанным насилием), режиссерская и, наконец, финальная 2007 года. В них, конечно, сам черт ногу сломит, но Ридли Скотт уверяет, что финальная полностью соответствует его авторскому видению. Туда вернули все утерянное «международное» насилие, все сны с единорогом, а также подозрительные намеки на природу детектива Декарда.


Печать зла, 1958

Режиссер: Орсон Уэллс


Канонический и, как принято считать в хардкорной среде, самый последний фильм-нуар был варварски перемонтирован, частично переснят и без одобрения режиссера пущен в прокат. Обескураженный, но несломленный Уэллс исписал 58-страничный блокнот заметками о том, каким должен был быть этот триллер на самом деле. Но лишь через 15 лет после его смерти, в 1998 году, редактор монтажа Уолтер Марч восстановил насколько возможно исходный вариант, дотошно следуя запискам мастера.


Леон, 1994

Режиссер: Люк Бессон


В режиссерской нарезке Бессон позволил себе слегка распоясаться и сделал отношения Леона и Матильды более двусмысленными в сексуальном плане, не забыв прибавить еще ярких кадров с прокачкой киллерских навыков в Натали Портман.


Властелин колец: Две крепости, 2002

Режиссер: Питер Джексон


Удлиненная версия первой серии похождения Фродо не привнесла каких-то грандиозных изменений, хотя и заполнила сюжетные пробелы (в частности, раздачу эльфийских подарков). Третья часть, и без того длинная, в режиссерской версии превратилась в бесконечную.

В итоге наилучший баланс был соблюден во второй серии «Властелина колец», где в общей сумме 15 сцен добавлено и 17 - расширены. Самые запоминающиеся бонусы касаются похождений Мерри и Пиппина в Фангорне, а также курению трофейного табака. Расставания хоббитов с Фарамиром также не было в прокатном варианте.


Я легенда, 2007

Режиссер: Фрэнсис Лоуренс


Финал этой постапокалиптической истории в театральной версии был не то чтобы плох, но слишком уж отдавал голливудской патетикой. В режиссерской версии зрителей ждал сюрприз: вся первоначальная суть фильма была перевернута с ног на голову, финал выдался радикально иным, к тому же идейно стал ближе к книге-первоисточнику. Что всегда похвально.


Расплата, 1999

Режиссер: Брайан Хелгеленд


Известно, что уже на финальной стадии работы над фильмом студия в гневе уволила режиссера Хелгеленда за его пристрастие к особо мрачному кино. Был нанят штрейкбрехер, который переснял почти треть фильма, если не больше, перекроил напрочь сюжет и даже извлек из рукава новых персонажей. В итоге режиссерскую версию неонуара с Мелом Гибсоном в главной роли мы увидели только в 2006 году. Там никто не похищает сына главы преступного синдиката, отсутствует закадровый голос, изменена цветовая палитра, абсолютно другой саундтрек, да и финал неожиданно более мирный. Что лучше - вопрос сугубо индивидуальный. Разница в фильмах столь существенная, что киносайт imdb рассматривает их как два независимых произведения, выделив им отдельные страницы.


"Театральная", "режиссерская", "расширенная" версия картины... в чем разница?


Очень часто, когда мы ищем что посмотреть, в описании раздачи указано... например

- "Театральная версия" / Theatrical Cut

- "Расширенная версия" / Unrated / Extended Cut

- "Режиссерская версия"/ Director"s

иногда бывают так называемые "Расширенные Режиссерские версии", эдакие "сборные солянки", они совмещают в себе и то и то.

Но, увы, многие не знают чем они отличаются друг от друга, и задаются вопросами

Что такое расширенная версия фильма?
Что такое полная версия фильма?
Что такое режиссёрская версия фильма?
Что такое Unrated?

и я попытаюсь осветить этот вопрос, прибегнув к той информации что есть в сети.
Итак, поехали)))
Театральная версия фильма - та версия, которая шла в кинотеатрах, с ней все предельно ясно. Т.е. та же длительность, дубляж и пр. Как правило, если нет отображения о принадлежности картины к какому либо варианту, то это и есть театралка. По сути, все что мы смотрели, в 98 % случаях и есть - театральная версия.
Режиссёрская версия фильма - версия как задумывал сам режиссёр картины. В фильмах зачастую главный на площадке это продюсер (или студия на чьи деньги снимается фильм), они на своё усмотрение вносят коррективы в сценарий, актеров и другие части будущего фильма для наиболее прибыльного проката, в такой ситуации режиссёру приходится упорно отстаивать свои задумки, не многие режиссеры обладают независимостью как Камэрон, Спилберг, Джексон. Поэтому к некоторым фильмам выходит "режиссёрская версия", это может быть как и полностью переработанный в плане сюжета и сцен фильм, например "Расплата / Payback" (Брайан Хелгеленд / Brian Helgeland) 1996 (театр) и 2006 (реж), так и изменённая визуально, например "Мгла / The Mist" (Фрэнк Дарабонт / Frank Darabont) 2007. Бывает, что и режиссер, снимавший театральную версию, не участвует в создании режиссёрской, например "Чужой 3". В основном также выпускаются для увеличения спроса на продажу дисков. То есть по сути дела, (англ. Director"s cut) - специально отредактированная версия кинофильма (реже - телесериала, музыкального видеоклипа или видеоигры), цель которой состоит в том, чтобы показать зрителю вырезанный ранее (или добавленный позже) материал. Режиссёрские версии никогда не выходят в общественный показ, но часто доступны в продаже.
Расширенная версия... картине перед прокатом в кино присваивают рейтинг возрастного ограничения, на фильм с рейтингом до 17 детей и подростков в кино никто не пустит, соответственно и окупаемость в прокате такого фильма будет значительно меньше, т.к. основной зритель это именно дети и подростки. Для понижения возрастного рейтинга из фильма вырезаются многие (или порой даже все) сцены с насилием, пропагандой разврата, матерщины и т.д. Соответственно для продажи на двд все эти сцены возвращают, к примеру "Затащи меня в ад" фильм Рейми в Unrated версии смотрится гораздо бодрее чем в кинотеатральной.
Альтернативная концовка
К режиссёрским версиям также относят изменения сюжета, называемые альтернативными концовками. Это такие изменения, при которых совершенно меняется развязка сюжета. Иногда режиссёр снимает несколько концовок для фильма одновременно, а студия делает выбор, какой финал больше подойдет для показа и будет лучше восприниматься зрителями. Альтернативные (не принятые) концовки выходят в продажу в качестве дополнительных материалов.
Как пример:
Расширенная (режиссёрская) версия «Вспомнить Всё»
Расширенная версия более полно раскрывает сюжетную линию фильма «Вспомнить Всё». Длительность расширенной версии фильма «Вспомнить Всё» составляет 130 минут против 118 минут для проката в кинотеатрах.
Разница между расширенной и театральной версиями:

В начале фильма главный герой направляется в бар, после того, как всех работников предприятия по сборке синтетических полицейских заставили подписать документы, что они не будут участвовать в террористических действиях со знаниями по обезвреживанию синтополицейских. Дага Куэйда расстраивает тот факт, что его считают террористом, и он направляется в бар, а затем в компанию «Вспомнить всё», тем более, что он и так раздумывал побывать там.
В театральной же версии на работе Дага Куэйда вызывает начальник и заявляет, что не даст повышения.

В середине фильма при игре на рояле Даг Куэйд узнаёт, что он спецагент Карл Хаузер и ему сделали пластическую операцию. Именно поэтому в начале фильма подставная жена не узнавала его, хотя ранее они вместе работали. В расширенной версии в записи за Карла Хаузера играет актёр Итан Хоук, - зритель видит, как выглядел главный герой на самом деле до пластической операции по изменению внешности. Именно поэтому сразу же после просмотра записи Даг Куэйд несколько минут не может поверить в такое.
В театральной же версии Карла Хаузера играет сам же Колин Фаррелл. В связи с этим у зрителей были претензии, как тогда его подставная жена не могла его узнать, хотя в конце фильма оказывается, что они работали вместе на канцлера Кохаагена.

В конце расширенной версии фильма у главного героя отсутствует татуировка – свидетельство того, что он был в компании «Вспомить всё», что даёт размышления зрителям, «а был ли он там» или «а что тогда было на самом деле и когда». В театральной версии этот момент с отсутствием татуировки вырезан.
Все что я написал выше, можно прочесть ЗДЕСЬ, сайт очень полезный, и если у кого-то есть вопросы в отличиях, то смело заходите, там все расписано посекундно. Единственное, нужно знать английский...правда и Гугл-переводчик еще никто не отменял и не запрещал.
Резюмируем.
Так же, бывает прописано "Раскупоренная версия", "Полная версия", "Безцензурная версия", называют зачастую кому как нравится, для второго "Терминатора" их вообще целая уйма, но по сути, все это "расширенные версии" картины. Автор scarabey сайт

Всем кинолюбителям посвящается! Разбираемся в основных понятиях мира кино. Что значит театральная версия фильма, режиссерская и расширенная? Словосочетания на первый взгляд непонятные, но после прочтения статьи вы узнаете все отличия, которые между ними существуют. Давайте анализировать и выяснять!

Что значит театральная версия фильма?

Любой фильм имеет свою театральную версию - то есть ту, которую можно было увидеть в кино с сохранением хронометража, дубляжа.

Этот вид кино привлекает и цепляет массового зрителя, что обеспечивает большие денежные сборы от проката. Это значит, что в фильме соблюдена цензура, исключены противоречивые и острофилософские сцены, которые может не понять массовый зритель и те, что могут травмировать психику.

Главная задача театральной версии фильма - заинтересовать зрителя и удержать его внимание до конца ленты.

Так что значит театральная версия фильма? Резюмируя, можно сказать, что театральная версия - версия для всех и для каждого, в которой заложено то, что может заинтересовать зрителей купить билет, прийти в кино, расслабиться и с удовольствием посмотреть картину с захватывающим сюжетом.

Что имеется в виду под расширенной версией фильма?

Что значит театральная и расширенная версия фильма? В чем их отличия?

В расширенной версии фильма, в отличие от театральной, присутствуют дополнительные сцены. Выпускать ее или нет зависит от самого режиссера и от того, насколько успешна была театральная версия, насколько аудитория хочет видеть дополнительную картинку. Расширенную версию могут выпускать для киноленты, которая собрала огромное количество поклонников, заинтересованных в дополнительных кадрах. Кроме того расширенная версия может существовать из-за возрастных ограничений, в ней может содержаться нецензурная лексика и постельные сцены, в отличие от театральной версии.

Режиссерская версия VS версия продюсера

Что такое театральная версия фильма и режиссерская версия? В чем их отличия? Так как съемочным процессом кроме режиссера руководит еще и продюсер, на деньги которого осуществляется съемочный процесс, может существовать два разных видения картины. Чаще всего в споре побеждает тот, кто платит за действо, поэтому кроме театральной существует еще и независимая режиссерская версия фильма.

Режиссерская версия может в корне отличаться от всех других вариантов. Режиссерская версия - это видение картины самим режиссером, который может заменить актеров, поменять местами действия внутри картины, мотивировать персонажей другими целями, изменить визуальное наполнение, иногда даже сделать абсолютно другую развязку, кроме того режиссер может показать зрителю вырезанные продюсером кадры или снять новые, которые соответствуют его личной задумке.

Но бывают фильмы, в которых театральная и режиссерская версия совпадают, например, в кинокартине "Бегущий по лезвию".

Режиссерские версии фильмов часто нельзя увидеть в кинотеатрах, их можно лишь купить. Как, например, можно купить диск с режиссерской версией фильма Marvel "Мстители: война бесконечности" с дополнительной 6-минутной информацией о главном злодее - Таносе.

Ответ на вопрос, что значит театральная версия фильма, режиссерская и расширенная, найден. Теперь вы стали на ступень ближе к элитарному зрителю, владеющему терминами и понятиями из большого мира кино!

Кинопроизводство – многоплановый процесс, охватывающий все этапы создания фильма от разработки его концепции и утверждения проекта до организации проката и распространения лицензионных копий на оптических дисках для домашнего видео. В этом процессе самыми важными аспектами являются реализация творческого замысла режиссера, игра актеров, использование современных технических средств для обработки снятого материала и возможность получения прибыли от показа картины широкой зрительской аудитории. Демонстрация фильма в режиссерской или театральной версии может служить разным целям, которые ставят перед собой кинокомпания и ее продюсерская группа.

Определение

Театральная версия фильма – это кинопродукт, предназначенный для проката в кинотеатрах и на телевидении. Он должен соответствовать определенным маркетинговым требованиям, вытекающим из коммерческой составляющей производства конкретного фильма, и в то же время обладать художественной ценностью, которая привлечет зрителя и позволит сделать этот фильм кассовым.

Режиссерская версия полностью реализует творческий замысел создателей кинокартины. На съемочной площадке режиссеру принадлежит исключительное право выбора средств и способов выражения идеи фильма, усиления динамики сюжета и привлечения специфических эффектов, воздействующих на зрительское восприятие. Этот выбор не всегда может служить коммерческим целям проекта, однако именно он определяет качество постановки и уровень режиссерского мастерства.

Сравнение

Главное отличие театральной версии от режиссерской в том, что она максимально адаптирована к интересам среднестатистического зрителя. При создании театральной версии учитывается множество факторов, способствующих ее популяризации: оптимальное время просмотра, в течение которого интерес к фильму не ослабевает, зрелищность, острота интриги, увлекательность сюжета, яркость актерской игры.

Театральная версия создается для массового просмотра, поэтому из нее, как правило, исключают сцены насилия и откровенной эротики, а также фрагменты, провоцирующие конфликты на почве национальной розни или религиозных убеждений.

Первоначальное право на показ выпущенного в прокат фильма имеют кинотеатры первого экрана. После недельного просмотра театральная версия поступает в другие кинотеатры, посещение которых доступно более широкому кругу зрителей. В течение двух-трех недель кинофильм проходит своеобразную апробацию, включающую мониторинговые исследования, на основании которых продюсерская группа может прогнозировать его окупаемость и коммерческий успех. Спустя месяц с момента первого показа проводится детальный анализ первичного проката и, при необходимости, в театральную версию вносятся дополнительные коррективы. С их учетом кинокомпания предоставляет право на трансляцию фильма телеканалам. Для телевизионного проката и производства оптических дисков, используемых в домашнем видео, в современном кинематографе применяют цифровой способ кинопроизводства Digital Intermediate, который позволяет получать с жестких дисков неограниченное количество копий.

Режиссерская версия, в отличие от театральной, не поступает в прокат, но может способствовать активному продвижению фильма на кинорынке. Именно режиссерские версии фильмов чаще всего представляют на кинофестивалях и заявляют в номинациях на престижные кинопремии.

Режиссерская версия может отличаться от театральной некоторыми поворотами сюжета, содержать дополнительные фрагменты, иметь другую концовку, что в целом изменяет не содержание фильма, а его идею. Право режиссера на собственное видение постановки фильма не оспаривается, но в прокат попадает именно то, что привлекает массового зрителя и соответствует его запросам.

Это не значит, что фильм, снятый талантливым режиссером, обязательно подвергается редактированию и перекраивается в угоду коммерческим целям компании. Режиссерская версия чаще рождается как альтернатива кинопроекта, в которой отчетливее прослеживается авторский почерк и более выражен определенный мировоззренческий, социальный, психологический или политический аспект.

С режиссерской версией можно познакомиться, если приобрести лицензионный оптический диск с копией понравившегося фильма, название которого имеет пометку Director’s cut.

Выводы сайт

  1. Режиссерская версия фильма полностью соответствует замыслу режиссера и отражает его личное видение реализации идеи картины.
  2. Режиссерская версия не всегда бывает коммерчески выгодной, поэтому крайне редко попадает в прокат.
  3. Фильм в режиссерской версии может иметь дополнительные фрагменты, повороты сюжета и отличную от театральной версии концовку.
  4. Театральная версия фильма создается для кинопроката.
  5. В театральные версии не включают некоторые сцены и фрагменты, которые могут стать причиной возрастных ограничений для просмотра фильма.
  6. Театральная версия предназначена для широкого круга зрителей и должна соответствовать высокому художественному уровню.
  7. Художественная ценность режиссерской версии фильма определяется по оценкам комиссий и жюри киноконкурсов и фестивалей.