Занятие по изодеятельности для детей старшей группы «Незаконченная сказка

Толково и грамотно, шаг за шагом, организовать творческие занятия по ИЗО с детьми Вам помогут полезные материалы данного раздела. Будь то рисование, лепка, конструирование или аппликация, каждое подобное мини-мероприятие требует правильной организации и вдумчивого, осознанного подхода.

Для Вас - неисчерпаемый источник вдохновения для позитивного детского творчества.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 18113 .
Все разделы | ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования с детьми средней группы «Бабочка-красавица» Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Угощение для Зайки» Конспект интегрированного занятия по художественно - эстетическому развитию для детей первой младшей группы Тема : «Угощение для Зайки» Воспитатель первой квалификационной категории Гляцевич Н. С. г. Сергиев Посад декабрь 2017 г. Программное содержание : Развивать у детей...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Открытое занятие для молодых специалистов РМО по изодеятельности «Непослушные зебрята»

Публикация «Открытое занятие для молодых специалистов РМО по изодеятельности...» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №1 «Сказка» Открытое занятие для молодых специалистов РМО по изодеятельности «Непослушные зебрята» Техника выполнения – граттаж. Для детей старшей группы компенсирующей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по рисованию «Расчески для куклы» Конспект занятия по Художественно – эстетическое развитие. ИЗО. Разработчик: Михалевская С.С. Тема. «Расчёска для куклы». Формы работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Цель. Совершенствование умения рисовать кистью. Задачи. Закреплять умения рисовать...

НОД по художественно-эстетическому развитию в технике граттаж «Разноцветный петушок» (старшая группа) Открытое занятие по изодеятельности «Разноцветный петушок» Техника выполнения – граттаж. Для детей старшей группы компенсирующей направленности. Выполнила и провела воспитатель Бабчук Т.С. 2018г. Цель: Научить детей новому способу получения изображения – граттаж. Задачи: 1....

Конспект занятия по «Художественно- эстетическому развитию» в подготовительной группе (6-7 лет) Тема: «Снегири на ветке рябины » Доминирующая образовательная область: Художественно- эстетическая Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное, познавательное,...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект НОД «Белый медведь» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста


с использованием нетрадиционной техники МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. Цель: познакомить детей с новым способом передачи изображения – рисование манкой; учить заполнять все изображение. Задачи: расширять представления детей о животных...

Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; * закреплять навыки рисования тычком и штампиком из коктейльной трубочки, * закреплять знание расположения предмета на листе...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Конспект занятия по изо деятельности на тему «АВТОПОРТРЕТ»

Выполнила:

Тропкина И.В.,

Должность:

Воспитатель

Г.Североуральск 2016

Тема : «Автопортрет»

Возрастная группа: старший возраст

Ведущий вид деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно – эстетическая, музыкальная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель перспективная: развитие у воспитанников практических умений изображения людей в жанре портретной живописи.

Цель актуальная : показать детям приемы рисования автопортрета.

Программно-методический комплект :

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014г
  • Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Лыкова И.А.-М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
  • Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Т.С.Яковлева.- М., Школьная пресса.,2006.
  • 500 загадок для детей. Мазнин И. А.-изд.Сфера,2008.
  • 6.Лыкова И.А.: Интеграция искусств в детском саду. - М.: КАРАПУЗ: Сфера, 2011.

Средства:

  • Зрительный ряд: презентация «Виды портретов», иллюстрации, схемы лица человека, портреты мам и пап с прошлых занятий.
  • Литературный ряд: стихи, загадки.
  • Игровая ситуация: физминутка «Художники», динамическая пауза «Раз, два, три, четыре, пять.»
  • Оборудование к занятию: мультимедийная установка, компьютер для сопровождающей презентации, проектор, музыкальный центр.
  • Раздаточный материал: на каждом мольберте прикреплены кисти из цветной бумаги и соответственные им по цвету палитры – на каждого ребенка (красные – сильный уровень, синие – средний, зеленые – низкий); на отдельном столе для выбора – цветные карандаши, восковые мелки, плоские и круглые кисти - средний и маленький номер; на каждом мольберте акварельные краски, палитра, губка, вода, салфетка или тряпочка, бумага (для сильного уровня – пустой лист, для среднего – прорисована линия овала лица, для низкого – прорисована линия овала лица с намеченными на ней точками для глаз, носа, рта); зеркала.
  • Музыкальные: сказочная музыка для рисования.
  • Словарь: портрет, одиночный портрет, групповой портрет, автопортрет.
  • Предварительная работа: рассматривание фотографий и портретов, рисование портретов мамы и папы, чтение художественной литературы, сказок, стихов о семье.
  • Работа с родителями: Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, оформление буклета, беседа о семье, рассматривание семейных фотоальбомов совместно с детьми.

Организация образовательного пространства:

  • Орг. момент – уголок для выставок
  • Актуал. знаний, изучение материала – игровая зона, дети садятся на стульчики перед проектором
  • Физ.минутка –игровая зона; дети находятся на ковре пред стульями
  • Практическая работа – учебная зона, где стоят столы с приготовленными необходимыми материалами, мольберт на каждого ребенка.
  • Итог занятия – игровая зона, сидя на ковре, дети встают со своими работами и рассказывают о ней
  • Методические приёмы : игровая ситуация, решение проблемной ситуации, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, поощрение.
  • Интеграция образовательных областей : художественно- эстетическое творчество познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
  • Цель: Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Планируемые результаты

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
  • Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Организовывает рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.
  • Работает по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформировать изобразительные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов продуктивной детской деятельности
  • Методическое обоснование занятия: Форма /занятие. Вводный этап, включающий этап изучения учебного материала, обобщения и закрепления знаний детей по теме. Методы и приемы обучения. Создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Методы.
  • Практические:
  • продуктивная деятельность;
  • игровые упражнения.
  • Словесные:
  • пояснение;
  • беседа;
  • вопросы к детям;
  • инструкция и этапность выполнения;
  • создание интереса;
  • художественное слово (стихи);
  • Наглядные:
  • схемы;
  • показ.
  • Принципы обучения: деятельности; принцип психологической комфортности; принцип сотрудничества; принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей). Формы организации деятельности воспитанников: - фронтальная форма; индивидуальная (за столами, у интерактивной доски); - групповая (за столами).

Задачи

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

Воспитанников группы

Образовательные:

  • ввести понятие «автопортрет»;
  • учить детей рисовать «автопортрет», правильно располагать части лица.

Развивающие :

  • развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз;
  • совершенствовать технические навыки изображения лицо человека;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать познавательный интерес, умение самостоятельно устанавливать выявлять проблему и искать пути ее разрешения;
  • развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе с акварелью;
  • вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую на портрете.

Образовательные :

  • расширять и систематизировать знания детей о понятии «портрет», «одиночный портрет», «групповой портрет»;

«автопортрет»;

  • упражнять детей в рисовании автопортрета, используя метод «образ в зеркале».
  • научить составлять описательный рассказ о своем лице.
  • продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Развивающие:

  • развить пространственные представления:
  • развивать продуктивную деятельность;
  • развивать творческое мышление, воображение;
  • развивать мелкую моторику рук
  • активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к изобразительному творчеству.
  • стимулировать желание узнавать новое;
  • воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку

и детей друг другу;

  • мотивировать к самостоятельной творческой деятельности.
  • Развивать чувства эстетического восхищения.

Аннотация к конспекту.

Портрет – один из жанров живописи, посвященный изображению определенного, конкретного человека. В кратком словаре терминов изобразительного искусства как необходимое требование к портрету выдвигается передача сходства в изображении определенного, конкретного человека. В искусстве портрета аккумулируется интерес к человеческой индивидуальности. В жанре портрета есть возможность рассказать о тех людях, чья внешность, образ жизни подвигли художника взяться за кисть, показались ему неординарными. Живые и трогательные явления жизни могут длиться мгновения и у художника есть возможность рассказать о них.

В детском портрете, созданном самими же детьми, скорее всего не будет сходства лица, но, несомненно, ребенок постарается передать свое отношение к людям, которых он рисует. Нужно обязательно давать детям возможность выражать свои чувства к близким людям через мир искусства, подводя их к ценностному восприятию семейных отношений.

Этапы

НОД

деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность детей

(действия, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата).

Методическое обоснование (планируемый результат)

Психологический настрой

1 мин.

Вводно-

организационный

1 мин.

2. Введение в ситуацию

10мин.

Физминутка

«Художники»

1 мин.

3. Затруднение в ситуации

Постановка проблемы

1 мин.

4.Поисковый

1мин.

Динамическая пауза

1 мин.

Практическая работа

10 мин.

Итог.

Фиксация результатов.

1 мин.

Рефлексия.

2 мин.

Приветствие гостей!

Установление зрительного контакта.

Воспитатель:

Я здороваюсь везде . Дома и на улице!Даже здравствуйте, говорю я курице.Здравствуй утро! Здравствуй день!Нам здороваться не лень.

Загадка:

Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет-
Самый точный ваш портрет.(фото)

Воспитатель:

Ребята, в каждом доме хранятся фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, друзей. Мы смотрим на них и вспоминаем, где были, как жили, как одевались.

Фотографии могут рассказать о многом. Раньше, когда не было фотоаппаратов, разные события в жизни людей отражали художники. Чаще рисовали портреты людей.

Мы с вами уже говорили, о том, что такое портрет. Напомните,пожалуйста, что такое портрет?

(Портрет – это изображение одного человека или группы людей ). Какие виды портретов вы знаете? (Одиночный , групповой , мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами, автопортрет).

Презентация

«Виды портретов»

предупреждает утомляемость.

Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно.
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!

Воспитатель:

Ребята, от ваших родителей поступило предложение организовать выставку портретов на тему «Папа, мама, я – дружная семья».

У нас уже есть портреты мам и пап.

Чего же нам не хватает для полного оформления выставки? (Наших портретов) .

Согласна, с вами.

Только где же нам взять ваши портреты?

(Нарисовать)

А кто будет рисовать вас? (… )

А что вам в этом поможет? (…)

Ребята встаньте, пожалуйста, на то место, которое вам нравиться мы с вами проведем физкультминутку

Поднимает руки группа – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Воспитатель предлагает детям нарисовать самого себя, глядя в зеркало.

ЗАГАДКИ

  • «Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят» Что это за братья? (глаза).

Они самые главные на лице, поэтому живут посередине лица, а похожи на что они? (на листочки, лодочки). Сверху над глазами лоб, положите на лист ладошку, под ладошкой должны быть глазки. В середине глаза цветной кружок - радужка, раскрасьте его краской или карандашом того цвета, какие в ваших глазах. В цветном шарике черная точка - зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы. Сразу сверху над глазами брови. На что они похожи? (дуги)

  • «Между двух светил я в середине один». Что это? (нос) Его мы нарисуем черточкой, это кончик носа.
  • Между кончиком носа и подбородком, посередине находится рот. Его можно нарисовать розовой краской или карандашом, нарисуем дугой улыбку. Ведь у нас хорошее настроение! Сверху нарисуем две дуги (Это верхняя губа), а снизу еще одну дугу. Раскрасим розовым.
  • «Их не сеют, не сажают, они сами вырастают» (волосы).
  • Приступим к рисованию прически. Надо найти краску или карандаш такого цвета, какие у вас волосы. А у тебя Саша? Дима? Вика? Волосы бывают прямые и кудрявые, у всех разной длины. Рисовать их надо похожими. Волосы не могут торчать вверх, они рисуются сверху вниз линиями, создавая на голове, целую шапку, могут падать на лоб (это челочка).

В конце занятия рассмотреть портреты.

Воспитатель:

Ребята, что вы сейчас рисовали?

(Автопортреты).

Зачем? Что вам помогло

нарисовать самих себя?

Какие замечательные у вас получились автопортреты! Полюбуйтесь. Как вы думаете, чей автопортрет более всего похож на автора?

Что помогло тебе?

(Цвет глаз, мимика лица, одежда)

Что особенно удалось?

Что не получилось?

Чему удивились на занятии?

(Вечером дети оформляют выставку портретов на тему «Папа, мама, я - дружная семья»).

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка детей.

Вовлекает в слушание.

Эмоционально включает в действие, слушание.

Вовлекает в совместную деятельность.

Использует метод оживления детских эмоций и активизирует восприятие с помощью ИКТ

Эмоционально включает в действие,

предупреждает утомляемость.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает уже усвоенный материал.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.

Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Предоставляет достаточно времени для изучения, наблюдения.
Использует наглядные, информационные средства.
Активизирует обсуждение.

Применяет здоровье- сберегающие технологии. Упражнение снимает напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключает внимание с одной деятельности на другую

Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

По ходу работы напоминает детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т.д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

Повторить, что дети рисуют автопортрет, т.е. самих себя.

В ходе работы детей, контролирует процесс, оказывает посильную помощь.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).

Обеспечивает открытость на ориентированную

самостоятельную

деятельность.

Обращает внимание на особенности каждого автопортрета.

Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после работы.

Приветствие гостей. Участвуют в групповых действиях.

Повторяют слова и движения за воспитателем.


Слушают.
Получение информации.

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.

Совершенствуют коммуникативные навыки.

Стремятся делать собственные выводы и умозаключения

Смотрят, обсуждают репродукции

Активно играют.
Демонстрируют двигательную активность.
Берут на себя роль.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

Работают вместе.

Совершенствуют коммуникативные навыки

Используют материалы, которые можно применить для

познавательно-исследовательской

деятельности.
Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Наблюдают за преобразованием.
Выражают собственные суждения.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность

Садятся на свои рабочие места, готовятся к продуктивной деятельности.

Используют

Технические приемы и навыки рисования «автопортрета».

Передают сходство с реальными объектами, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную)

деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Предложения детей.

Психологическая готовность детей к деятельности

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.

Мотивационная готовность детей к совместной деятельности.

Использование данного метода способствовало развитию компонентов

восприятия, эмоциональной отзывчивости


Получение нового игрового опыт.

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Умение подбирать необходимые материалы для работы.

Делать логический вывод, следовать правилам

Умение: оценивать результат своей деятельности;

выражать чувства;

делать выводы;

планировать

самостоятельную (совместную) деятельность.

Овладение: определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;
работать по правилу и по образцу; слушать взрослого и выполнять его инструкции;
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОРТРЕТ

Мужской, женский и детский Портрет М.А. Львовой. Д.Г.Левицкий « Портрет Мики Морозова » Валентин Серов Д.Г.Левицкий Портрет П.В. Бакунина Большого.

Групповой Д.Г.Левицкий Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской.

Одиночный Д.Г.Левицкий Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой.

В полный рост Д.Г.Левицкий Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой.

По пояс Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

По плечи Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет М.А. Дьяковой. 1778 Портрет Н.А. Львова. 17

Голова Бронников Ф.А. Голова старика


Первая часть занятия. Процесс формирования замысла . (в результате ребенок должен понять - Что? и Как? надо делать) Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохране­ние у детей до конца занятия интереса к работе .

Поэтому не сле­дует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предме­том , который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.

Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного расска­за и т.п.

Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения . Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо­минает всем, с чего нужно начать работу. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.



Об­следование предмета, анализ нату­ры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

В целях большей орга­низованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Формулировка темы , появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.

Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени - 2-5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объясне­ние при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

Вторая часть занятия. Воплощение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вил не творческие, а технические задачи, например отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям.

Руководство воспитателя в ходе занятия. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверст­ников,- это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма - занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Во время работы воспитатель даёт указания и советы, как правило, они носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда педагог дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.

В некоторых случаях он заранее плани­рует объяснение этапов работы по частям (например, при конст­руировании), которое дается в процессе занятия.

Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они пре­рывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков в работе, показать способ выполнения только на своём материале.

В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитан­ники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники - вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.

Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.

В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам прихо­дит на помощь, т.к. дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.

Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоя­тельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно подни­мать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед и они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закон­чил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчи­вать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше уста­новленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней и старших группах тем, детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует допол­нить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возмож­ность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они при­ступили к работе, в чем испытывают затруднение.

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.


6. Дайте определение понятию «изображение по представлению». Раскройте необходимость поощрения стремления детей к созданию разнообразных образов. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению по представлению.

На занятии по рисованию дети, разделившись на подгруппы, совместно изображают зверей в лесу на новогоднем празднике. Дети увлечены работой. На одном большом листе они рисуют идущих друг за другом медведя, зайчика и лису. Один ребенок изобразил медведя в профиль, а другой - лису с шестью лапами: она торопится на праздник. На другом листе дети рисуют нарядно украшенную елку, а под ней Деда Мороза, у которого несколько мешков с подарками. Мешки разного цвета, и даже коричневый. И вот все приступают к рассматриванию работ.

- Посмотрите, дети, на этого медведя, его Алёша нарисовал. Что у медведя не так нарисовано?- показывает воспитатель на изображенного в профиль медведя.

- У него только одно ухо!- отвечают дети.

- Дорисуй медведю еще одно ухо и глаз!- советует взрослый.

Мальчик собирается возразить, но потом берет кисточку и подчиняется совету взрослого.

- А что у этой лисички не так?- заостряет внимание детей воспитатель на изображении лисы.

- У лисы только четыре лапы, а у этой много,- уточняют дети.

- Ты что же забыл, Саша, что у лисы только четыре лапы?- упрекает педагог мальчика, нарисовавшего лису с шестью лапками.

- А это что за странный мешок? Наверное, в нем не подарки Деда Мороза, а что-то другое?- удивляется взрослый коричневому мешку и завершает занятие такими словами:

- Ну что, молодцы! Много разных зверей нарисовали. Очень хорошие работы получились! И звери, и все мы довольны тем, как мы порисовали!

Проанализируйте методику проведения анализа детских работ на занятии. Какие особенности дошкольников не были учтены воспитателем? Спроектируйте свою методику проведения анализа детских работ на данном занятии.

Изображение по представлению (воображению) - вид изображения, который основан на непосредственном восприятии (зрительном, слуховом, так­тильно-моторном), а также при участии процессов памя­ти. Изображение по представлению наиболее естественно и характерно для дошкольного воз­раста, что объясняется общими особенностями психического раз­вития детей - живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью детей при одновременной слабой переключаемостивнимания.

Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников:

o наблюдения заокружающим миром;

o знаний, полученных из книг, телевизионных передач;

o общения со сверстниками и взрослыми;

o восприятия разных видов искусства;

o других видов деятельности (труд, игра).

Приоритетность изображения по представлениюможно объ­яснить иведущими мотивами изобразительнойдеятельности де­тей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, дина­мичен, связан с впечатлениями, с чувствами. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления само­стоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастиче­ская, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах .

Занятия изобразительной деятельностью по представлению (во­ображению) могут быть разных типов , соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различ­ной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных воз­можностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов . Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жиз­ни, в других видах деятельности – предварительная работа . Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому соз­даваемый образ в представлении ребенка будет «живым», дейст­вующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно соз­данная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).

МЕТОДИКА.

В первой части занятия следует продолжать фор­мировать у детей изобразительное представление . Если это пред­метное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полу­ченными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пы­таются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предва­рительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование про­ведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей:

Какие кошки бывают по цвету?

Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)

Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?

Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?

Во второй части при выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) прие­мы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение компози­ционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.

в третьей части, анализируя детские работы, выполненные по представлению (по воображению), обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразитель­ности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, бы­стро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто загляды­вает, наверное, червячка нашла» и т.п.).

Изображения по литературным и музыкальным произведениям - это всегда изображения по представлению (по воображению).

К заня­тиям по представлению относят и занятие по замыслу . Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления буду­щего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любо­му виду изобразительной деятельности и возникает у детей на лю­бом занятии. В методической литературе под этим термином под­разумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.

Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и натему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему . Этот вид наиболее творческих из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое огра­ничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приоб­ретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу твор­честву. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы де­тей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зре­лой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынаши­вания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления де­тей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель прово­дит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут зара­нее готовить материал к занятию в соответствии с оформляю­щимся замыслом.

Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать зада­ние, напомнить о необходимости создания разнообразных, отно­сительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя иг­ровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же зада­чи, но в индивидуальном общении.

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.

В младшей группе в ходе предварительной подготовки к заня­тиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторя­ют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом за­нятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улуч­шить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображе­ния, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разно­образны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошко­льники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения рабо­ты им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в сво­бодное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.


7. Дайте определение понятию «изображение с натуры». Раскройте необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж. Охарактеризуйте методику обучения дошкольников изображению с натуры.

Решите педагогическую задачу:

Перед рисованием с натуры в старшей группе воспитатель организовал рассматривание растения, обращая внимание детей на то, что одни части растения светлее, другие темнее. Показала, как это можно изобразить на рисунке: темные места покрыть штриховкой с более сильным нажимом на карандаш, а при закрашивании светлых мест нажимать на карандаш легко. Наблюдая за работой детей, воспитатель заметила, что Слава не передаёт в рисунке соотношения тонов натуры.

Спроектируйте свои дальнейшие действия в качестве воспитателя в предложенной ситуации на данном занятии.

Изображение с натуры . – вид изображения предмета, явления в процессе его непосредствен­ного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи в рисовании или лепке.

Ребенку-до­школьнику доступно изображение предмета с натуры без переда­чи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линей­ным контуром, строение, относительную величину частей в пред­мете, цвет, расположение в пространстве.

Необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж - восприятие дошкольниками произведений изобразитель­ного искусства этих жанров вызывают у детей соответствующие эсте­тические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Рассказы о художниках, скульпторах хорошо соче­таются с восприятием художественных произведений и побуждают к более сознательным действиям при рисовании, лепке с натуры натюрмортов и пейзажей.

МЕТОДИКА. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматри­ваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее свое­образие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно уда­ется детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А.Раева, Н.П.Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фрон­тальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количе­ством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игруш­ки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась: передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.).

Очевидно, в массовой практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи.

Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетиче­ское восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традици­онно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и на­поминать о необходимости передать в рисунке эти индивиду­альные особенности.

Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько лис­точков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдель­ных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок каранда­шом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.

Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

Анализ детских работ предполагает оценку их выразительно­сти и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изо­бражение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изо­бражения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.

Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пей­зажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.

Разновидностью таких занятий может быть рисование на­тюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них боль­ший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельно­сти взрослых.


8. Назовите этапы подготовки воспитателя к руководству изобразительной деятельностью при проведении игр-занятий. Раскройте требования к подготовке материалов для изобразительной деятельности и конструирования. Оцените влияние рефлексивных умений воспитателя на последующую подготовку к проведению игр-занятий. Спроектируйте процесс подготовки воспитателя к игре (занятию) по конструированию из бумаги по типу оригами со старшими дошкольниками на тему «Кораблик».

Занятия по изобразительной деятельности требуют продуман­ной подготовки материалов, оборудования - от этого во многом за­висит успешное выполнение работы с детьми. Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы. Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанер­ные доски 40*50 см) выходят на участок рисовать.

- через игровую ситуацию содействовать развитию воображения, творческой активности у детей старшего дошкольного возраста;

- использовать изобразительные средства для воплощения образов;

- создать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе;

- вызвать интерес к созданию образа дерева различными нетрадиционными техниками рисования.

Воспитатель (В.). Дети, недавно я нашла книгу. В ней есть очень интересная сказка. Хотите, я вам её расскажу?

(Дети рассаживаются на ковре вокруг педагога.)

Жили-были у Матушки-Земли четыре дочери. Первая дочь со снегами и метелями дружила. Знаете ли вы, как её звали? (Зима.) Вторая с ручейками журчащими играла. (Весна.) Третья дочь под солнышком ласковым нежилась. (Лето.) А четвёртая с дождиком частым плакала. (Осень.)

Пришёл черёд хозяйничать в лесу первой дочери - Зиме. Она укрыла землю тёплым одеялом, деревьям подарила снежные шубы. День сменялся новым белоснежным днём. Но однажды из-за туч показалось солнце, заискрился снег. И выглянул из-под снега маленький цветочек. Ему снилась Весна…

Как называется этот цветок? (Подснежник.)

Он был слабый и беззащитный. Кругом холодно, а тут ещё и злые северные ветры подули. Что почувствовал подснежник? Возьмите, пожалуйста, карточки и покажите, какие чувства испытывает цветок.

Дети с помощью пиктограмм определяют чувства цветка.

В. Ребята, а почему он себя так чувствовал? (Ответы детей.) Интересно, что же было дальше? Об этом я не узнала, так как в старой книге не оказалось последней страницы. Но мы не будем расстраиваться и сами придумаем конец сказки, а лучше - станем её участниками. А так как это сказка, то в ней обязательно появится волшебник, который и поможет подснежнику.

Ребята, посмотрите, какая у меня снежинка. Эта снежинка не простая, она волшебная.

(Снежинка предлагает окружить подснежник волшебными деревьями, чтобы защитить его от колючих ветров, лютых морозов.)

В. Дети, сейчас вы превратитесь в маленьких волшебников и поможете подснежнику. Но для этого надо выполнить одно очень сложное задание: вымостить дорожку из полосок тех цветов, которые любит Зима. Как вы думаете, какие это будут цвета - холодные или тёплые?

Дети выкладывают дорожку из полосок «холодных тонов», по одному проходят по ней и, «превращаясь в волшебников», подходят к столам.

В. Вот беда! Злые северные ветры и тут успели похозяйничать - они спрятали наши кисточки для рисования. Но мы ведь волшебники, мы всё умеем и справимся с нашим заданием! Давайте поможем подснежнику укрыться от злых ветров и нарисуем для этого деревья. Расскажите, как вы будете рисовать деревья, которые его защитят. (Ответы детей.) Кто ещё каким способом хочет нарисовать? Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для работы. (Дети самостоятельно выбирают нужное оборудование для рисования.)

В ходе работы воспитатель помогает ребятам осуществить задуманное. В заключение они объединяют свои работы в коллективную.)

В. Вот мы и стали с вами участниками сказки. Вы - настоящие волшебники, сумели уберечь подснежник от злых ветров. Какой красивый сказочный лес у вас получился! Ребята, как сейчас чувствует себя подснежник, окружённый деревьями? (Ответы детей.) Возьмите пиктограммы и определите его чувства. (С помощью пиктограмм дети определяют чувства цветка.)

А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что оно как ласковое солнышко разливает яркий и тёплый свет по всему телу, рукам, ногам. Давайте пошлём свет и тепло подснежнику, и ему станет ещё теплее!

Занятие по изодеятельности подготовила Т. Сугако