Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Сценография. Функции сценографии в спектакле

Да будет известно каждому, лежат две составляющие: профессиональная игра актеров и грамотно оформленная сценография. Это весьма емкий термин, который включает в себя множество понятий и является неотъемлемой частью любой театральной постановки.

Справка из токового словаря

Поход в театр - это экскурсия в другой мир, другое измерение. Почему мы рассуждаем именно так? Виной всему служит сценография - особый вид творчества, который занимается оформлением спектакля, созданием в его рамках отдельного времени и пространства. К сценографии относится все, что находится в окружении актеров и сами актеры. Это фоновые декорации, бутафория и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и грим. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит главное действие, используются и живые атрибуты (цветы, животные), и настоящие предметы быта (неподдельная мебель, картины), и творения рук художников, то бишь маски, наряды, живописные имитации улиц и помещений.

У истоков истории

Сценография как искусство стала зарождаться в древнейшем обществе, которое еще было лишено сцены как особой конструкции, а актеров - как профессии. Наши предки имели небольшое фольклорное наследие, творцы того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. По данному материалу нередко делались эдакие костюмированные постановки. Таким путем был определен «генетический код», на котором основывается современная сценография. Это три функции-основы, без которых театральная постановка немыслима: персонажная, игровая и определяющая место действия.

Предсценография и ее персонажи

Термин «предсценография» используется, если речь идет о временах, следующих до наступления эпохи античности, в рамках которой театр был определен как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели немалый опыт в сценической деятельности, только вот постановки принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий помещала некого персонажа, который являлся главным действующим «лицом». Вначале это были наскальные рисунки, круговые изображения (что символизировало Солнце как Божество), различные чучела и тотемы. Спектакль же был не а ритуалом, в котором воспевались силы природы, происходили поклонения божествам и почившим предкам.

Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.

Развитие игровой функции

Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография - особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.

Ренессанс - эпоха возрождения декораций

XV-XVI века - не только эпоха гуманизма, идущая после мрачного Средневековья, но и период, за который основательно сформировалась сценография. Это время, в которое творили величайшие художники, скульпторы и архитекторы, преимущественно итальянские. Они то и стали авторами многих элементов бутафории, без которых невообразим нынешний театр. Было принято решение создавать для каждого спектакля фон, такой же, какой имеют картины да Винчи и Микеланджело. Впервые с заданием справился Донато Браманте - великий зодчий, который построил театральную перспективу. На первом плане выступали актеры в костюмах, а на втором - фоны, соответствующие описанному месту действия. Позднее Себастьяно Серлио, архитектор-теоретик распределил декорации на три типа: для комедии, трагедии и для пасторали. После этих практических и теоретических трудов сценография, как искусство и производство, воплощается в театре «Олимпико», который был построен руками Андреа Палладио в Винченцо.

В ногу со временем

У современного человека театр моментально ассоциируется со словом «искусство», а вот жители эпохи Ренессанса только привыкали к данному новшеству. Именно с тех времен спектакли начали следовать стилистике, которую диктовали художники и скульпторы, а также они унаследовали основные направления в философии и идеологии. Так как эпоху Возрождения мы рассмотрели, переходим к итальянскому барокко и его особенностям. Следуя новой идеологии, театральная сценография перестает быть двухмерной (на первом плане актеры, на втором - декорации). Теперь артисты окружены бутафорией со всех сторон, а само действие может происходить не только в рамках комедии, трагедии или пасторали, а в самых невероятных «мирах» (под водой, землей, на небе, в облаках и т. д.).

От эпохи Классицизма до Нового времени

К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий. Немаловажной находкой XVIII столетия стал занавес, систему работы которого также кропотливо проектировали конструкторы. Все эти достижения собирались в единое целое, усовершенствовались и росли вместе с техническим прогрессом.

В связи с тем, что сценография - особый вид а не только производство декораций и различных театральных ухищрений, она видоизменялась и стилистически подстраивалась под каждую эпоху. Аналогично музыке или скульптуре, она воплощала в себе стиль рококо и классицизм, впитала в себя основные характеристики романтизма, а позднее - реализма. Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои - все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.

Что особенного в современном театре?

В нынешние годы мало будет сказать, что сценография - особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название - сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров - тщательно подбираются костюмы и грим.

Виды сценографии

Пронаблюдать за тем, насколько далеко шагнул вперед современный театр, можно по количеству работников, которые трудятся над созданием декораций для каждого отдельного спектакля. Если ранее для создания нужной атмосферы приглашали, так сказать, универсального профессионала, который за короткое время воплощал в реальность костюмы, бутафорию и фон постановки, то сейчас эту задачу поделили на множество отраслей. Так появились различные виды сценографического искусства, и о том, какие они и кто над ними работает, мы сейчас разберемся.

  • Пространственные рамки спектакля. Иными словами, это основа любой постановки, которая требует наличия одного или более фонов, декораций, а также подмостков, и вспомогательных устройств (лестницы, канаты, страховочные матрасы и т. д.). Несложно догадаться, достается архитекторам и планировщикам.
  • Внешний облик всего, из чего состоит спектакль. Тут вся ответственность лежит на художнике-постановщике и гримерах. Шьются костюмы, вдыхается жизнь в бутафорию, оформляется сцена и создается необходимая пространственно-временная атмосфера.
  • Третий вид сценографии - это режиссура. Она отвечает за мизансценический рисунок, корректирует расстановку актеров и декораций в различных сценках спектакля и координирует все движения.

Современный человек может сказать, что количество трудящихся в театре, а также само качество и реалистичность всех декораций однозначно уступают киношным. Но справедливости ради отметим, что труд этот также колоссален. И вряд ли наши предки, которые довольствовались режиссером, архитектором, постановщиком и костюмером в одном лице, подозревали, что с веками их старания перерастут в нечто прекрасное.

Театр - дело рук профессионалов

Обучиться искусству создания спектаклей можно в театральных вузах, но данная специальность не предназначена для абитуриентов, только что окончивших школу. На факультет сценографии попадают люди, которые уже имеют практический опыт в индустрии театра или кино, или же они являются представителями художественных профессий. Критерии отбора таковы, что человек, не имеющий определенной творческой базы за спиной, просто не сможет сдать вступительные экзамены и, что самое главное, он не вольется в курс, ведь предполагается, что азы всем учащимся уже знакомы. Можно сказать, что в рамках обучения сценография - это узкая специализация, которая расширяет возможности любого представителя сферы искусства, или же, наоборот, направляет в нужное русло тех, кто находится в поиске своего «я».

Предметы курса

На факультете сценографии нет ничего лишнего, но список дисциплин все равно достаточно обширен. Педагоги утверждают что это необходимость, благодаря которой выпускники будут обладать полным спектром знаний и смогут нестандартно и уникально справляться с дальнейшей работой в данной сфере. Среди предметов перечислим следующие:

  • История театра.
  • История стилей.
  • История танца.
  • Основы света.
  • Основы звука.
  • Основы монтажа.
  • Режиссура и актерское мастерство.
  • Современное искусство.
  • Театральный дизайн.
  • Технология костюма и грима.

Стоит также отметить, что на факультете максимально учтены интересы учащихся. Многие студенты уже имеют работу в сфере театра или кино, или же параллельно получают другие специальности. Поэтому занятия проходят в вечернем режиме, или же переносятся на выходные дни.

Соприкосновение с архитектурой

Со стороны кажется, что относится к точным наукам и лишь отдаленно затрагивает область искусства. Но на факультет сценографии нередко попадают выпускники строительных вузов, и вот почему. Дело в том, что в театре практически невозможно обойтись без архитектора. Лишь он может грамотно спроектировать сцену, учитывая массу и размеры подмостков, актеров, декораций и мебели. Что немаловажно - сделает он это все в точном соответствии с художественной задумкой. Архитекторы в театре также нередко выполняют роли дизайнеров, оформляют сцену и уделяют особое внимание каждой мелкой детали.

На заметку поступающим

Чтобы стать студентом факультета сценографии не нужно готовиться к тестам или развернутым письменным ответам. Так как специальность исключительно творческая, вступительные экзамены, или, как тут любят говорить, собеседование, будет носить непринужденный характер. Важно предоставить членам комиссии портфолио, свидетельствующее о вашем опыте работы в одной из творческих сфер.

Следует также готовиться к импровизированным расспросам. Преподавателям будет интересно знать, что служит для вас источником вдохновения, почему вы решили поступить на их факультет, каким вы видите свое будущее в области сценографии и готовы ли вы столкнуться с вопросами, которые являются самыми важными в театре.

Третье обязательное условие поступления - творческое задание. Необходимо создать эскиз сценографии какого-нибудь произведения, стихотворения или былины. Технику исполнения данного задания выбирайте абсолютно любую, это совершенно не важно. Оценивать будут ваш творческий подход, умение подать материал. Также роль сыграет индивидуальность вашей работы, поэтому лучше попотеть над ее эксклюзивностью и стать автором гениальной идеи. К работе прилагаются источники вдохновения, а также небольшой рассказ о том, почему вы решили изобразить именно эту постановку и что именно вас вдохновляло.

Перспективы выпускников

Получив заветный диплом, вы сможете стать представителем одной из нижеперечисленных профессий:

  • Художник-постановщик.
  • Художник по костюмам.
  • Дизайнер мероприятий.
  • Сценограф показов мод и концертов.
  • Сценограф выставок и прочих музейных мероприятий.
  • Работа в области современного искусства - художник, оформитель и т. д.

Как видите, имея данное образование, получить должность можно не только в театре. Все зависит от ваших творческих навыков, фантазии и вкусов.

Несомненно, театр - это искусство с размахом и шиком. Он приходится по вкусу не каждому, а западает в сердца лишь истинных ценителей прекрасного. Он пропитан духом прошлого и именно поэтому создает невероятную атмосферу праздника и торжества.

В рамках программы студенты освоят работу с пространством с точки зрения его взаимодействия с человеком, визуальной драматургии и динамической сценографии. Студенты получат навыки работы с декорациями, костюмом, использования медиа и сценических технологий, научатся создавать проекты для сценических и экспозиционных площадок, перформансов, экспериментального и мультимедийного театра, инсталляционного искусства, театра-квест, а также получат углубленный опыт воплощения реальных проектов, работы с материалами, взаимодействия с творческими соавторами.

В течение курса студенты затронут перформативные практики и подготовят несколько реальных проектов в формате иммерсивно-мультимедийного и современного музыкального театра. Также будет пройден весь цикл создания проекта от идеи до встречи со зрителями.


Для кого

Программа предназначена для студентов с различной базовой специализацией (художники, архитекторы, актеры, перформеры, видеохудожники, режиссеры и специалисты по современному искусству) и желающих освоить специфику работы с пространством в разных направлениях перформативного искусства.


Обращение куратора

Что делает программу уникальной?

Что делает программу уникальной?

Лучшие мастера

На программе преподают ведущие художники современного театра, обладающие большим опытом работы в сфере сценографии, театральных постановок, перформанса и использующие в своих решениях по организации пространства как традиционные, так и современные средства выразительности.


Собственная театральная студия

Просторная театральная студия Школы знакомит студентов с широким спектром возможных направлений театрального дизайна, позволяет проводить читки и открытые просмотры, стимулирует к проведению творческих экспериментов и поиску новых сценографических решений.


Самая междисциплинарная программа

Театральный дизайн включает в себя такие направления, как дизайн костюма, иллюстрация, архитектура, дизайн интерьера, компьютерная графика, моушн-дизайн, интерактивный дизайн, анимация. Создание сценографических проектов ведется с привлечением студентов других программ: «Дизайн в интерактивной среде» (БВШД), «Иллюстрация» (БВШД), «Звукорежиссура и саунд-дизайн» (МШК), «Актёрское мастерство» (МШК), «Художник по гриму» (МШК) и другими.


Инновационные театральные решения

Используемые на программе принципы художественного оформления спектакля отвечают ведущим тенденциям мирового театрального искусства - интерактивность, симультанность, многомерность.


Мультимедийная сценография

Моделирование сценографии, трёхмерная графика, видеоинсталляции, электронные декорации с мультимедийными экранами, световые спецэффекты, светодиодные костюмы, конструктивные элементы, 3D mapping осваиваются студентами в современных компьютерных классах, лаборатории HP, стерео-лаборатории, в студиях цифровой и аналоговой фотосъемки.


Известные спикеры

В программе предусмотрены встречи и мастер-классы от ведущих сценографов, современных художников, режиссеров, критиков и теоретиков театра. В разное время в Школе выступали: Герман Виноградов, Вячеслав Полунин, Юрий Квятковский, Андрей Бартенев, Владимир Арефьев, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина, Дмитрий Брусникин и многие другие.


Живые постановки

В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.


Театральные конструкции своими руками

На программе изучаются сценические материалы, механизмы, устройство сцен разных типов, систем освещения и смены декораций. А в мастерских линогравюры и шелкографии, макетирования и прототипирования, академии печати Roland DG и мастерских по пошиву одежды студенты разрабатывают декорации, реквизит и костюмы.

Длительность обучения

Уровень для поступления

Стоимость обучения

362 000 рублей в год (Возможна оплата в рассрочку)

Начало обучения

Язык обучения

Режим обучения

ДВА ИЛИ ТРИ ВЕЧЕРА В БУДНИ И ОДИН ВЫХОДНОЙ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Структура программы

Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней.

Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.

Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов, макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.

Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом - макетом сцены, другая - на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка - использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.

Технология театрального производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации - эскизов, чертежей, технических описаний.

История Современного танца

Основы режиссуры и актерского мастерства

Телесные п рактики

Новейшие технологии

Science art

Современное искусство

Основы звука

Основы света

Драматургия

Перформанс арт

Консультации по дипломному проекту

Защита дипломных проектов

Преподаватели

Условия поступления

Для поступления на программу необходимо заполнить анкету-заявление на сайте и успешно пройти собеседование в выбранном потоке.

Необходимые документы

Анкета-заявление
- Подлинник или заверенная копия документа об образовании
- 2 фотографии размером 3х4
- Паспорт (предъявляется при подаче документов)

Продолжительность обучения

1 год (2 учебных семестра)

Стоимость обучения

362 000 руб. в год*

Стандартной формой оплаты образовательных услуг являются равные платежи, два раза в год. Также в Школе функционирует собственная программа по рассрочке платежей, которая позволяет оплачивать обучение ежемесячно.

Дополнительные расходы студентов в период обучения

Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.

Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.

Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.

Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

Вступительные испытания

В качестве портфолио рассматриваются любые авторские разработки в таких областях, как дизайн, графика, живопись, сценография, архитектура, иллюстрация и фотография, представленные в напечатанном виде или на фотографиях. В портфолио обязательно наличие проекта по разработке сценографического решения (минимум 3 эскиза сценографии, концепция, процесс поиска). При отсутствии проекта по сценографии, абитуриенту предлагается выполнить творческое задание. Анимационные работы и видеоролики предоставляются в виде ссылок или на flash-носителях.

Карьерная траектория выпускников



Вопрос об истоках искусства сценографии, как и любого иного вида художественного творчества является первым из тех, на которые нам предстоит ответить. Без ответа на этот вопрос трудно представить закономерности всего последующего исторического развития сценографии. Лишь зная структуру и генетический:код «зерна», мы можем представить, какой породы «древо» этого искусства, и в какой направлении оно растет, можем мысленно охватить его целиком: от скрытой в глубине древней корневой системы до бесконечно разветвляющейся современной «кроны», дающей все новые и новые «побеги». Однако прежде чем искать истоки, и рассматривать их, мы должны четко определить, истоки чего нас интересуют. Ибо вопрос об истоках ставился, к примеру, и в книгах о декорационном искусстве (второй системе оформления спектакля): историки этого искусства искали в древних формах сценографии те черты, которые они могли бы истолковать как первоэлементы декорационного оформления. В данной работе нас будут интересовать истоки не только каждой из трех систем оформления спектаклей (игровой, декорационной, действенной), но прежде всего искусства сценографии в целом, как особого, специфического вида художественного творчества. Искусство сценографии, каким оно сформировалось в результате длительной исторической эволюции, каким мы его знаем и понимаем сегодня, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля.

Искусство сценографии, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля, искусство сценографии пользуется самыми разнородными средствами выразительности, в которые может входить все, что создано природой и руками человека. К созданному руками человека относится как реальный предметный мир, так и мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорационно-изобразительного (живопись, графика, скульптура), и специфически театрального (сценическое пространство, сценический свет, сценическая динамика и т.д.). При этом искусство сценографии может, как показал весь известный нам опыт его исторического существования, выполнять в спектакле три основные функции: игровую, обозначающую место действия и персонажную как по отдельности, так и в самых различных их сочетаниях. Игровая функция предполагает не посредственное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещь) в преображении облика; актера и в его игре. Персонажная функция предполагает разнообразное включение сценографии) в сценическое действие - в том числе и г в качестве своего рода его материально-вещественного, пластического, изобразительного, всякого иного «персонажа», воплощающего в контексте спектакля тот или другой его идейно-художественный мотив, тему, обстоятельства, силы драматического конфликта, и т. д. и т. п.

Костюм: во-первых, средство игрового преображения (ряжения) актера; во-вторых, бытовая одежда действующего лица, характеризующая его социальное, с материальное, общественное положение, его вкусы, привычки; в-третьих, некое сочиненное художником одеяние, заключающее в себе существенную семантическую и образную значимость, имеющее самостоятельный символический смысл, - одеяние, которое несут на себе исполнители как особого рода обобщенный пластический образ персонажа.

Маска: во-первых, так же как и костюм, средство игрового преображения (маскировки, ряжения) актера; во-вторых (в форме элементов грима) - способ придания естественной бытовой характерности; в-третьих, отдельное, самостоятельное действующее лицо, воплошающее некие надличностные, нечеловеческие образы.

Пространство: во-первых, это место для игры, как естественное (на природе, на площади, в избе и т.д.), так и специально сооружаемое (сценические подмостки); во-вторых, место действия пьесы – обобщенное (например, мифопоэтические образы мироздания, вселенной, или пластическое воплощение целой исторической эпохи, стиля и т. д.) я или реальное, конкретное (комната, дом, дворец, город, деревня и т. д.); в-третьих, это действенное средство создания сценографического образа уже персонажного типа.

Это относится и к „сценографии. И она существовала задолго до театра и, следовательно, до ее собственного формирования как особого вида искусства.

«Декорационное искусство» - это более точное понятие, по отношению к декоративно-прикладному искусству, т.к. характеризует производимый предмет по его художественному признаку и захватывающий область оформления архитектурного интерьера (декоративно-оформительское искусство). Д.-п.и. обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет человека в его эстетических потребностях. Еще в первобытном искусстве известны орнаментальные украшения, которые связаны были с трудовой деятельностью и магическими обрядами. С появлением машинного производства, художники стали использовать возможность нанесения рисунка на ткань, а также в резьбе по дереву и т.п.

«Декорационное искусство» при развитии промышленного производства стало более удовлетворять массовый спрос, связанный с появление дизайна. Здесь отмечается оформление архитектурного интерьера – росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны и т.п. К разновидностям этого направления относят и изобразительное искусство, которое выражается в виде мозаики, панно, гобеленов, ковров и т.п. Сюда относят и украшение самого человека – одежда (Костюм) и ювелирные изделия.

«Сценическое искусство» - (от лат.–сцена театра, подмостки; от греч.–шатер, палатка) относится к области театрального творчества, т.е. области создания спектакля и необходимого профессионального мастерства. Любое театральное действо осуществляется с помощью всех средств театральной выразительности, которые непосредственно связаны с пространством и временем в искусстве. Сюда относят творчество режиссера, осветителя, костюмера, художника-декоратора, игра актера, музыка и др.

В эстетике - натурализма XIX в. декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это достаточно узкое понимание термина. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта и т. д.

Литература:

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.
  2. Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.
  4. Очерки по истории европейского театра. – Пг., 1923.

5. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

  1. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.
  3. Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.
  4. Такров А.Я. О театре. – М., 1983.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.

Урок 3

Тема: Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.

Задание . Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Цели: выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; познакомить с художественной деятельностью сценографа; формировать представление о выразительных средствах сценографии; познакомить учащихся с видами сценического оформления; формировать умение определять тип сценического декорационного оформления; способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; развивать навыки пространственной композиции; развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; развивать навыки создания эскиза декораций.

Зрительный ряд: Иллюстрации по теме.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слайд № 1. Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

- Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно, причины этого явления кроются в том, что художники, работающие в театре, постепенно переходят от работы над сценическим оформлением к работе над спектаклем в целом, одним из результатов чего является сценическое оформление.

    Вводная беседа.

Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, - а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Естественно, что при таких условиях совершенно невозможно рассмотреть работу художника над декорациями и костюмами отдельно от других функций. Художники театра должны быть разнообразны.

    Изучение нового материала.

Слайд № 2. Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Слайд № 3. Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Слайд № 4. столярно-сварочный цех,

Слайд № 5-6. пошивочно-костюмерный цех,

Слайд № 7. бутафорский цех,

Слайд № 8. световой цех,

Слайд № 9. гримёрный цех,

Слайд № 10. монтировочный цех.

Слайд № 11. Пространство любого театра, где идет представление, можно условно разделить на 2 части: зрительный зал и сцена. Зрительный зал любого театра должен включать достаточное количество зрительских места. Основные комфортные места находятся в партере и следующим за ним слегка приподнятым амфитеатром.

Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.

Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами, как это видно на изображении зрительного зала.

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Слайд № 12. Как же устроена сцена? Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.

Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

Слайд № 13. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.

Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.

Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

- Что же такое декорация?

Слайд № 14.

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Слайд № 15. Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев.

Слайд № 16. Характер сценической архитектуры – тех построек, которые по решению художника и режиссера возникают на сцене для данной постановки, определяют характер будущих мизансцен – движений актеров. Подобно хорошей архитектуре и монументальной скульптуре, рассчитанной на обозрение со всех сторон, архитектурно-конструктивное оформление сцены могло бы с одинаковым эффектом рассматриваться со всех мест зрительного зала.

Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Слайд № 17. А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица». - Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?

- С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? (Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).

- Какая музыка может звучать на этом фоне? (Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов)

Слайд № 18. Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная». (Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)

Прослушайте вступление к балету.

- Поделитесь своими впечатлениями. (Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)

Слайд № 19. А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».

(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)

Прослушивание отрывка из балета.

- Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему? (Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).

Слайд № 20.

Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Слайд № 21.

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)

Слайд № 22.

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Прослушивание Пролога из оперы.

- Попробуйте выделить три основные темы композиции. (Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны. Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий». Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).

Слайд № 23-26. Рассмотрим оформление декораций известными художниками к другим музыкальным спектаклям.

Слайд № 27. - Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу? Изучение произведения, сценарияПодбор материала по темеСлайд № 28. Выполнение эскизов декорацииСлайд № 29. Изготовление макета декорацииСлайд № 30. Выполнение чертежа декорацииСлайд № 31. Изготовление основы декорации по чертежуСлайд № 32. Оформление, украшение декорацииСлайд № 33. Монтаж декорации на сцене

Слайд № 34-49. Рассмотрим оформление декораций к разным спектаклям.

    Актуализация знаний.

Вам сегодня на уроке придется попробовать себя в роль художника-декоратора и попробовать выполнить эскиз декораций к любому спектаклю по вашему выбору.

Но прежде чем вы начнете работу, давайте посмотрим последовательность работы над декорацией.

Слайд № 50-86.
    Практическая работа.

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Итог урока.
    Домашнее задание.

Тема: Сценография как искусство и производство.

Цели урока:

- дать обучающимся возможность выявить характерные особенности театрального здания

и устройства сцены; как и с кем работает художник - постановщик, какие театральные

службы и цеха существуют

- воспитывать любовь к театральному искусству.

Личностные: проявлять уважительное отношение к театральному

Метапредметные: искусству

познавательные УУД:с помощью учителя открывать и структурировать

знания.регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,

оценивание, коррекцию знаний.

коммуникативные УУД:сотрудничать с одноклассниками и учителем.

- предметные:выявлять характерные особенности театрального здания и устройства

сцены; как и с кем работает художник- постановщик, какие театральные службы и цеха

существуют.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - исследование.

Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийныйпроектор, экран.

План урока:

I. Оргмомент Мотивация к учебной деятельности.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

III. Чтение рассказа.

4.Практическая часть.

5.Контроль и коррекция.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.Актуализация знаний.

На доске тема урока: «Сценография как искусство и производство»

- Ребята, что из названия данной темы вам известно и понятно?

образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.

-Как вы думаете, почему сценографию можно назвать еще и производством?

-Она как большое промышленное предприятие насыщена техникой, электроникой,

-Правильно, а с художником -постановщиком сотрудничают целые театральные службы и

цеха. Давайте вместе перечислим, какие:

Столярно -сварочные, пошивочно - костюмерные, бутафорские, световые, гримерные и др.

-Работа всех цехов имеет один итог – спектакль, который ставится на сцене театра.

Именно об устройстве и оборудовании сценической коробки у нас и пойдет сегодня речь.

3.Чтение рассказа (объяснительно -иллюстративный метод познания)

Сегодня я прочитаю вам рассказ Юрия Алянского«Театральное здание. Дом для

волшебных представлений». Ваша задача внимательно слушать и подмечать, какие

приспособления и секреты таит в себе театральная сцена.

Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как

большое промышленное предприятие. Особенно сцена -главная часть театрального

здания, площадка для игры актеров.

трюмом. Сюда, например, может в случае надобности провалиться персонаж спектакля

Как сквозь землю. Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники,

театральное небо могут вознестись черт, Баба Яга, какой- нибудь волшебник...

древнегреческом театре. Но и гораздо позднее, совсем «недавно», в XVII веке,

«театральное здание» скоморохов- кукольников заключалось... в куске ярко раскрашенного

холста. Посреди площади, на ярмарке, появлялся актер- кукольник в странной одежде:

вокруг пояса свисала почти до земли крашенина -нечто вроде юбки. Актер поднимал

руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху,

по краю такой самодельной ширмы, возникали иразыгрывали свои истории куклы.

Кукловод оказывался и артистом, и «театральным зданием». В средние века

театральные представления разыгрывались прямо на площадях, к примеру, на фоне

собора. Иногда и в наше время можно увидеть такое представление.

Однажды я побывал в венгерском городе Сегеде, где устраиваются международные

театральные фестивали. На огромной площади перед собором амфитеатром были

воздвигнуты простые деревянные скамьи без спинок. В таком «зрительном зале»

поместилось несколько тысяч человек. Представление началось, когда совсем стемнело.

На деревянных подмостках перед старинным собором современные актеры разыгрывали

и пели оперу «Фауст». И тени героев спектакля во много раз увеличенные и вытянутые,

метались по высокой стене готического здания..

Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только

коллектив знающих специалистов. Но и зрительный зал -не простое помещение. Его

архитектура сложилась за последние двести -триста лет. Места для зрителей

расположены и в партере,на плоскости пола, и в ложах -перегороженных «отсеках»

на различной высоте зала, на балконах- ярусах. Иногда зрительный зал представляет

собой единый амфитеатр -места его поднимаются постепенными уступами за партер

или вместо партера.

Именно так, как единый амфитеатр, сконструирован зал построенного в 1962 году

первого специального театрального здания для детей -Ленинградского театра юных

Александровича Брянцева.

Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их

акустика -создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются

одного старинного театрального здания в Москве, между перекрытиями потолка

зрительного зала были обнаружены... тысячи пустых бутылок. Очевидно, кто- то из

строителей предложил воспользоваться таким необычным способом улучшения

акустики. И бутылки сослужили свою незаметную зрителям службу.

Новые советские театральные здания строятся с учетом современных достижений

науки и техники.

4. Постановка проблемы.(Проблемный метод познания)

К сожалению не всем из вас довелось бывать в театре, поэтому придется изучить

устройство театральной сцены, опираясь на схемы, иллюстрации, описание и интуицию.

5.Практическая часть.(Эвристический метод познания –самостоятельная работа)

Изучить термины .

Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций,

костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного