Антониево сийский монастырь. История

ИГУМЕНЫ

1. Преподобный Антоний Сийский. 1520-1556

2. Геласий. 1557–1558

Геласий. Ученик Преподобного Антония, до игуменства был иеромонахом Сийской обители.

3. Геронтий. 1557–1558

Геронтий. Когда и кем поставлен был в игумены и сколько времени игуменствовал, как и Геласий, неизвестно. Дата общая.

4. Питирим. 1578–1586, 1591–1597

Питирим. Бывший строитель (управляющий) Комельской Святителя Николая Чудотворца обители, игуменствовал в Сийской обители с 1578 г. и был игуменом в разные времена. С1586 по 1591 гг., находясь в тяжкой болезни, оставил правление монастырское, а потом, по чудесному выздоровлению, снова принял игуменство, на котором пробыл по 1597 г.

5. Гермоген. 1586-1587

Гермоген. Игуменом был во время болезни отказавшегося игумена Питирима.

6. Никандр. 1588–1589

Никандр. Был настоятелем во время болезни Питирима в 1588–1589 гг., при нем заложена каменная соборная церковь Живоначальной Троицы.

Иона. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьякона того ж монастыря в игумены Варлаамом, Митрополитом Новгородским и Великолуцким 1597 года, марта в 6 день. Игуменом был 37 лет по 1634 г.

8. Тит. 1634–1637

9. Киприан I 1637–1640

Киприан. Скончался в 1640 г.

10. Игнатий. 1641–1643

Игнатий. Откуда родом не известно. Был настоятелем до своей смерти в 1643 г.

11 Киприан II 1643

Феодосий. Родом из Холмогор, по рождении наречен был Федором; на 18 году в 1632 г. пострижен в монашество в Сийском монастыре игуменом Ионою, в 1635 г. в иеродиакона. 12..01.1644 г. поставлен в игумены Аффонием Митрополитом Новгородским и Великолуцким. В 1652 г. по оклеветании сослан был Никоном митрополитом Новгородским в Кожеозерский монастырь, и пробыл там 5 лет и 6 месяцев, по истечении ссылки возвращен в Сийский монастырь, и потом в 1663 г., Питиримом Митрополитом Сарским и Подонским снова возведен на игуменство. В 1687 году, ездил в Москву бить челом Великому Государю о потребностях церковных и нуждах монастырских. Скончался 29.10.1688 г. и погребен в усыпальнице близ гроба Преподобного Чудотворца Антония.

Корнилий. Постриженник Сийского монастыря, в котором до игуменства был иеромонахом и казначеем. В игумены произведен Никоном Митрополитом Новгородским 3.05.1652 г. Игуменом был по 1657 г. В 1660 Макарием Митрополитом Новгородским произведен настоятелем Красногорской обители.

14. Каллиник. 1658–1663

Каллиник. В Сийскомъ монастыре был игуменом с 1658 по 1663 гг. При нем случился сильный пожар и чудо от иконы Смоленской Божией Матери.

Варфоломей. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьяконов в игумена Афанасием архиепископом Холмогорским и Важеским 25 марта 1688 г. Игуменом был по июль 1692 г., потом, оставив игуменство, через 10 лет находился того же монастыря строителем.

АРХИМАНДРИТЫ

Никодим. По учреждению, с 1692 г. по грамоте Святейшего патриарха Адриана в Сийском монастыре архимандрии, он был произведен первым архимандритом из казначеев сего Сийского монастыря. Скончался в Сийском монастыре 18.07.1721 г.

Герман. Произведен в архимандриты монастыря 16.01.1723 г. Настоятелем был до своей кончины 29.11.1725 г.

Порфирий. С 1719 по 1727 гг. был архимандритом Николаевского Корельского монастыря, а 17 дек. 1727 г. переведен в Сийский монастырь и был настоятелем его по 30 янв. 1730 г., в этот день и скончался.

С 1730 по 1742 гг. настоятели неизвестны, по некоторым сведениям их не было.

Леонтий Яковлев произведен в архимандриты Сийского монастыря 27. 01.1742 года. Дважды управлял монастырем с 1742 по 1749 годы и с 1753 по 19 октября 1761 год..переведен в Архангельский монастырь. Скончался в Санкт-Петербурге, где и был погребен в Александро- Невской лавре.

Серафим а потом в схимонашестве и иеросхимонах Симеон, произведен в архимандрита в сей монастырь 25 марта, 1749 года. Скончался 18 ноября 1753 года.

Гавриил Огинский , родом из Малороссиян, был ректором Архангельской семинарии, а в архимандрита сего монастыря произведен 2 февраля 1762 года. Скончался в Сийском монастыре 27 января 1779 года.

21 . Парфений Петров 1779 – 1790 гг.

Парфений Петров , родом из Великого Новгорода, обучался в Новгородской семинарии и был ректором Архангельской семинарии и учителем Богословия и Греческого языка. В архимандрита Сийского монастыря произведен в 1779 году и был настоятелем по 1790г., В 1790 году переведен во второклассный Александро-Свирский монастырь. После того переведен был в Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Юрьевский Новгородский монастырь, оттуда был рукоположен во епископа Архангельского и Холмогорского.

Аполлос Перешкевич , родом из казаков. Обучался в Киевской Духовной академии и был Архангельской семинарии ректором и учителем Богословия и Греческого языка. Из игуменов Александроневского монастыря произведен в архимандрита в Сийский монастырь 28 июня 1790 года, в 1803 году переведен во второклассный Курский Богородицкий Знаменский монастырь, а оттуда рукоположен во епископа Слободоукраинскаго и Харьковского.

Августин Сахаров , родом из Ярославской епархии, переведен архимандритом в Сийский монастырь в 1803 году из законоучителя 2-гл кадетского корпуса. Лично в Сийском монастыре не пребывал, а находился в Санкт-Петербурге законоучителем. В 1804г. переведен во второклассную Сергиевскую пустыню, а оттуда рукоположен во епископа Оренбургского и Уфимского.

24. Кирилл Киприянов. 1804г -1806 гг.

Кирилл Киприянов , родом из Мезенского уезда Архангельской губернии, обучался и обучал в Архангельской семинарии и был ее ректором. Долгое время был игуменом Николаевского Корельского, а потом архимандритом третьеклассного Архангельского монастыря. В 1804 году переведен в Сийский монастырь. В 1806 году переведен настоятелем Онежского Крестного монастыря.

25. Феофил Татарский 1806 – 1810 гг.

Феофил Татарский , родом из малороссиян; учился в Харьковском коллегиуме. По поступлении во священники и овдовев был полковым протоиереем. Потом, по пострижении в монашество, произведен во игумена в Николаевский Корельский, а затем во архимандрита в Архангельский монастырь. Будучи префектом Архангельской семинарии, был переведен оттуда в 1806 г. в Сийский монастырь. Настоятелем монастыря и ректором Архангельской семинарии был по 1810 год. Отсюда переведен во второклассный Новгородский Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Черниговский Елецкий Успенский, а оттуда в первоклассный же Донский монастырь. Потом рукоположен во Епископа Оренбургского и Уфимского.

Амвросий Черноруцкий , родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской семинарии и был в ней ректором и учителем богословия. Из игуменов Николаевского монастыря произведен во архимандрита в Архангельский монастырь. В 1810 г. назначен архимандритом в Сийский, а в 1817 году переведен в Онежский Крестный монастырь, где и скончался 21 июля 1819 году.

Павел Павлов (Морев), родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской и Троицкой Сергиевской Лаврской Семинариях. Был ректором уездного и приходского училищ, а потом в Архангельской Семинарии. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский, а потом во Архимандрита в Архангельский монастырь; оттуда же 11 октября 1817 года переведен в сей Сийский монастырь. В 1820 году переведен в Онежский Крестный, а потом в Ростовский Борисоглебский монастырь, откуда рукоположен во епископа Вятского и Слободского.

Вениамин Смирнов , родом из Архангельской епархии. Обучался и обучал в Архангельской семинарии и был там префектом, потом смотрителем уездного и приходского Архангельских духовных училищ и вместе инспектором семинарии. По пострижении в монашество произведен игуменом в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Сийский монастырь. С 1825 по 1830 год находился в самоедских кочевьях и был управляющим самоедской Духовной Миссии, для обращения Самоедов в Христианскую веру, за что награжден орденом Св. Владимира 3 степени. В 1833 году находился в С-Петербурге на чреде священослужения и проповеди Слова Божия, и за переведение Нового Завета на самоедский (ненецкий) язык, за составление лексикона самоедского языка и сочинение самоедской грамматики объявлено ему Высочайшее благословение. В 1839 году перемещен в Крестный монастырь Архангельской епархии, а в 1848 году переведен в монастырь Черниговской епархии, где и скончался в 1850 году.

29. Анастасий Ключарев. 24 декабря 1824- 20 декабря 1828 г., 12.05. 1843 – 22 марта 1851 г.

Анастасий Ключарев Дважды управлял монастырем с 24.12. 1824 г по 20.12. 18128 г. В 1828 году перемещен в Тамбовский Трегуляев монастырь.С 13.05. 1834 г. хиротонисан в Новгородского викария – епископа Старорусского. С 22.05. 1837 переведен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14.04. 1938 г. уволен на покой С 12.05. 1843 г. вновь был назначен настоятелем в Антониево-Сийский монастырь. Преставился 22.03. 1951 г. Управлял монастырем независимо от Архангельского епархиального начальства Погребен в усыпальнице на правой руке при входе в Собор.

Платон Агриколаевский , родом из Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и по окончании учения был священником, а потом смотрителем Луховских уездного и приходского духовных училищ, и учителем греческого языка 14 лет. По пострижении в монашество произведен 1827 г. февраля 27 дня во игумена в Луховский Тихоновский монастырь, а 1829 года июня 7 дня во Архимандрита в Архангельский монастырь, где находясь был первым членом при строении церквей для обращенных в веру христианскую самоедов. Был благочинным при этих церквах 7 лет, в 1839 г. награжден орденом Св. Анны 3 степени, и 20 июня того же года переведен в Сийский монастырь. Архимандрит Платон в 1843 г. перемещен в Веденский монастырь, Вологодской епархии, находящийся в г. Сольвычегодске.

31. Иосиф 1951-1853

Иосиф – иеромонах, временно управлял монастырем. О его деятельности ничего не известно

Мельхиседек , соловецкий наместник. Назначен по утверждению Священного Синода архимандритом Сийского монастыря 18 августа1853 г. При нем во время Севастопольской войны до окончания военных действий в 1856 г. в Сийский монастырь были вывезены для сохранения ризница и все прочие драгоценности Соловецкого монастыря

За время управления о. Мелхиседека в Сийском монастыре произведено много работ по устройству зданий. В 1859 году возобновлена пришедшая в ветхость кладбищенская церковь на Красном Носу во имя Успения Богоматери. 7-го сентября того же года была освящена новая серебряная рака над местом погребения преподобного Антония.Затем произведен был капитальный ремонт внутри Троицкого собора, Благовещенской церкви с трапезой и церкви преподобного Сергия над святыми вратами. В Антониевом приделе Троицкого собора, и в Сергиевском храме были устроены в 1863 году новые иконостасы. Для иконостасов написаны новые иконы и подновлена часть старых. К сожалению работы произведены были неосмотрительно: древние иконы прекрасного письма были взяты из своих мест, не особенно удачно поновлены и размещены по стенам собора, а в иконостас вставлены небольшие иконы нового письма.

В конце своей жизни Мелхиседек был разбит параличом и 1870 году был уволен от управления монастырем. Скончался 13 апреля 1872 года. По желанию братии, с разрешения Епархиального Начальства, был погребен в Троицком соборе Антониево- Сийского монастыря в северо-западном углу его.

33. Савватий (Макаров). 1870 – 1888 гг.

Савватий (Макаров), игумен Пертоминского монастыря Савватий (Макаров) возведен в сан архимандрита. При нем скончался 13 апреля 1872 года о.Мелхиседек. О. Савватий управлял Сийским монастырем по 1888 год. Во время его настоятельства монастырь два раза был посещен Особами Царствующего Дома: в 1870 году посетил монастырь Великий Князь Алексей Александрович, а в 1885 году Великий Князь Владимир Александрович. В 1888 году архимандрит Савватий скончался и был погребен в соборной паперти на левой руке при входе в собор.

34. Антоний. 12.03. 1888 – 1901 г.

Антоний (Александр Неофитович Постников), архимандрит. Управлял монастырем с 12марта 1888 г. по 1901 г.. В последующем был назначен настоятелем Артемево-Веркольского монастыря, где 10 декабря 1907 гда скончался от тяжелой болезни.

35. Николай Варфоломеев (протоиерей) с декабря 1901-1902

Временно управляющий монастырем .

36.Филадельф (игумен) 1902

В Архангельском областном архиве в описании к фонду № 56 «Фонд Антониево –Сийского монастыря» имеется приложение, где указаны все настоятели Сийского монастыря В этом списке есть сведения, что в 1902 году настоятелем монастыря была игумен Филадельф, но сколько времени он был настоятелем, в связи с чем назначен на эту должность, никаких документов подтверждающие эти данные нет, о его жизни и деятельности в монастыре также ничего не известно.

37. Иона 1903 - 1905 гг.

Ион а (Василий Захарович Платонов), архимандрит Возглавлял монастырь с 1903 по 1904 гг. О. Иона родился в большой крестьянской семье в Шенкурском уезде Архангельской губернии в 1844 году. В сентябре 1867 года о. Иона был принят послушником в Антониево – Сийский монастырь, где осенью того же года был рукоположен в иеродиаконы. В феврале 1877 года его переводят в Михайло-Архангельский монастырь, где состоялось рукоположение в иеромонахи. С 1883. по 1887 гг. числился в составе братии Николо-Карельского монастыря, а 20 августа 1887 года был назначен Указом Святейшего Синода миссионером на арктический архипелаг- Новая Земля, к самоедам. С осени 1894 года до 1899 года о. Иона был наместником Николо-Карельского монастыря в сане игумена. В 1900 году игумена Иону направляют в Санкт –Петербург на должность смотрителя подворья Красногорского Богородицкого монастыря. При его непосредственном участии началось строительство храма в честь Казанской Божией Матери – будущего подворья Красногорского монастыря.

Осенью 1903 года игумена Иону назначают настоятелем Антониево - Сийского монастыря с последующим возведением в сан архимандрита

О. Иона возглавлял Антониево – Сийский монастырь не долго, до 1905 года, из-за болезни оставив настоятельство, но до конца жизни числился в составе братии монастыря.

Точных сведений когда умер архимандрит Иона нет, но согласно статьи в Архангельском епархиальном вестнике за 1912 год № 15, во время посещения Антониево – Сийского монастыря, владыка Архангельский и Холмогорский Нафанаил побывал в келье уже смертельно больного архимандрита Ионы.. Похоронен архимандрит Иона в Антониево – Сийском монастыре рядом с Троицким собором

38. Николай 1906-1912

С 1906 года монастырь вновь возглавил пртоиерей Николай. В 1905 году 7 мая уволен за штат из епархиального ведомства, о. Николай где прослужил более 40 лет и зачислен в «штат братии» Антониево – Сийского монастыря.

Через год, указом Священного Синода он вновь назначается на должность настоятеля монастыря с возведением, по пострижении в монашество, в сан архимандрита, каково и совершилось 2 июля 1906 г. Будучи настоятелем Антониево –Сийского монастыря о. архимандрит Николай заботился в первую очередь о введении в жизнь монастыря молитвенного настроения и аскетического духа. Он весьма часто служил не только в праздники, но и другие дни, соборно с пением на два клироса. Церковные службы совершались им всегда истово и уставно, при чем согбенный старец-настоятель во всем подавал пример. Возгласы, чтение молитв, акафистов, произносились им умилительно и со слезами, пение о. настоятель предпочитал простое, обиходное; чтения требовал неспешного, ясного, вразумительного. Усердно заботился архимандрит Николай о благосостоянии монастырских храмов и устроил скит и новый храм на месте, куда удалялся преподобный Антоний - основатель монастыря для уединенных молитвенных подвигов; построил кроме того, новую двухэтажную гостиницу для богомольцев вместо ветхой, одноэтажной. 7 декабря 1906 г. Господь сподобил о. Николая молитвенно праздновать 350-летие со дня кончины преподобного Антония, причем в служении он облачался в ризу преподобного, а при Богослужении были употребляемы те сохранившиеся в монастыре предметы церковной утвари, которые были соединены с памятью преподобного или, по крайней мере, близки к его времени. Вообще о. архимандрит был человек просвещенный, и в высшей степени трудолюбивый и христиански настроенный. В сентябре 1912 года архимандрит Николай мирно скончался.

Евтихий (в миру Ефим Филипский) иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря.

40 Вениамин 1913–лето 1917

Осенью того же года Антониево – Сийский монастырь возглавил архимандрит Вениамин (в миру - Василий Васильевич Кононов), Архимандрит Вениамин управлял Антониево-Сийским монастырем 5 лет, до августа 1917 года и переведен настоятелем Соловецкого монастыря, где он стал последним настоятелем прославленной обители.

Архимандрит Вениамин на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, были причислены к лику святых – священномучеников. Память его совершается – 4 апреля и 10 августа

41.Феодосий. 1918

Феодосий

42.Амвросий. 1918

Амвроси й – иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля, сведений о его деятельности нет

43. Григорий. 1918-1919

Григорий

44.Иоанникий. 1919

Иоанникий – монашеское звание не известно, сведений о его деятельности нет

45.Гурий. 1920

С 30 июня 1919 по 1920 настоятелем монастыря был архимандрит Гурий (в миру – Гавриил Лаптев) – последний настоятель Антониево-Сийского монастыря до его закрытия. Родился он в 1854 г, в крестьянской семье Вятской губернии. С 1870 по 1880 гг. проходил послушание в монастырях –Соловецком, Кожеозерском, Красногорском. 9 апр. в 1880 г. зачислен в братию Никольского монастыря, где в 1886 г. принял монашество, в том же году рукоположен в иеродиаконы и 26 авг. 1886 г. переведен в Архиерейский дом на должность эконома. В окт. 1891 г. опять перемещен в Никольский монастырь, а Указом по Архангельской Духовной Консистории в сент. 1893 г. зачислен в штат братии Архангельско-Михайловского монастыря, где рукоположен в иеромонахи. С окт. 1896 г. по сент. 1902 г. был экономом Никольского монастыря, а 8 дек. 1902 г. утвержден в должности настоятеля Красногорского монастыря. 26 мая 1905 г. возведен в сан игумена и командирован в Санкт–Петербург, управляющим подворьем Красногорского монастыря. 31 дек. 1912 г. назначен настоятелем Онежского Крестного монастыря. В сан архимандрита возведен 26 мая 1919 г. С 30 июня 1919 г. возглавил Антониево–Сийский монастырь и был его настоятелем до окончательного закрытия монастыря в 1920 г. Судьба последнего настоятеля архимандрита Гурия неизвестна. Последнее упоминание о нем было в 1923 г. при передаче имущества монастыря органам Советской власти.

Трифон (в миру – Виктор Плотников). Первый настоятель возрожденного монастыря.,

архимандрит.

Варлаам (в миру - Дульский Валерий Петрович), игумен

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - православный мужской монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI-XVII вв. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители.

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Архитектурные памятники

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня . Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Обитатели

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на территории Емецкого сельского поселения, в которой проживает 62 человека.

Список настоятелей

Игумены

  1. Антоний Сийский (1520 - 7 декабря 1557)
  2. Геласий (1557-?)
  3. Геронтий (? −1577)
  4. Питирим (1578-1586, 1591-1597)
  5. Гермоген (1586-1587)
  6. Никандр (1588-1589)
  7. Иона (6 марта 1597-1634)
  8. Тит (1634-1637)
  9. Киприан I (1637-1640)
  10. Игнатий (1641-1643)
  11. Киприян II (1643)
  12. Феодосий (1644-1652, 1663 - 29 октября 1688)
  13. Корнилий (3 мая 1652-1658)
  14. Каллиник (1658-1661)
  15. Варфоломей (25 марта 1688 - июль 1692)
Архимандриты
  1. Никодим (1692 - 18 июня 1721)
  2. Герман (16 января 1723 - 29 ноября 1725)
  3. Порфирий (17 декабря 1727 - 30 января 1730)
  4. Леонтий (Яковлев) (27 января 1742-1749, 1753 - 19 октября 1761)
  5. Серафим (25 марта 1749 - 18 ноября 1753)
  6. Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 - 27 января 1779)
  7. Парфений (Петров) (1779-1790)
  8. Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790-1803)
  9. Августин (Сахаров) (1803-1804)
  10. Кирилл (Киприянов) (1804-1806)
  11. Феофил (Татарский) (1806-1810)
  12. Амвросий (Черноруцкий) (1810 - 11 октября 1817)
  13. Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817-1820)
  14. Вениамин (Смирнов) (5 апреля 1820-1839)
  15. Платон (Агриколянский) (20 июня 1839-1843)
  16. Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 - 22 марта 1851)
  17. Мельхиседек (18 августа 1853 - 13 апреля 1870)
  18. Савватий (Макаров) (1870-1888)
  19. Антоний (Постников) (12 марта 1888-1901)
  20. Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901-1902, 1906-1912)
  21. Филадельф (1902) игумен
  22. Иона (1902-1906) игумен, с 1904 архимандрит
  23. Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 - 1 января 1913)
  24. Вениамин (Кононов) (1912-1918)
  25. Феодосий (1918) и/д, иеромонах
  26. Амвросий (1918) и/д, иеромонах
  27. Григорий (1918-1919)
  28. Иоанникий (1919)
  29. Гурий (30 июня 1919-1920)
  30. Трифон (Плотников) (1992 - 31 мая 2010)
  31. Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым .

«А сейчас вы можете загадать свое самое заветное желание»

– именно это 15 лет назад я почему-то услышала в конце экскурсии по Антониево-Сийскому монастырю. Было холодно. Несколько минут, проведенные нами, светскими студентками, на великопостной монастырской службе, показались целой вечностью. С непривычки урчало в животе и это – даже несмотря на то, что на пути в монастырь мы уже перекусили в автобусе. В общем, это было ни на что не похоже и неизвестно было, когда это кончится. Мы стояли в огромном необустроенном Троицком соборе монастыря у плиты, под которой, как объяснил бородатый монах – экскурсовод, покоились мощи преподобного Антония Сийского.

В тот момент я поняла: все, о чем я сейчас ни попрошу святого, будет в точности исполнено. Встав на колени на холодный каменный пол у плиты с мощами, я выдохнула свое заветное: «Святой Антоний, помоги мне выйти занего замуж». Чтобы не утомлять читателя душещипательно – романтическими подробностями, не относящимися к Сийскому монастырю, скажу только, что старшего сына мы назвали в честь преподобного.

«Муж желаний духовных»

Мы привыкли представлять себе преподобных – монахов, прославленных Церковью в лике святых, в образе эдаких благообразных сухощавых старичков. Этому во многом способствует иконописный канон. Если говорить детским языком, икона – это портрет не тела, а души: отсюда и странные пропорции почти невесомого, победившего духом плоть святого.

Но житие основателя Сийской обители – преподобного Антония (1478-1556 гг.), игумена Сийского, говорит нам о том, что святой был «мощен и крепок телом, и трудился за двоих или даже за троих», рубил лес, пахал. Он стал монахом в тридцатилетнем возрасте. До этого кехотский* крестьянин Андрей (так звали святого в миру) выучился грамоте и после смерти родителей успел недолго пожить в Новгороде, работал у боярина. Как сказано в житии, «угодно было Богу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни». По настоянию боярина Андрей женился на его дочери, но через год его жена умерла… Когда умер и сам благодетель, «подобно птице, из силка вырвавшейся», преподобный «воспарил духом вослед Богу, объятый желанием отойти в монастырь».

На пути в Пахомиеву пу стынь (на реке Кена) Андрей увидел во сне седого старца в белых ризах, который, благословляя его крестом, пообещал: «Возьми крест свой, иди за мной, подвизайся и не бойся козней дьявольских. Будешь ты мужем желаний духовных и множеству иноков наставником станешь». В пу стыни монах Антоний явил, прежде всего, любовь к молитве и богослужению, много трудился, служил немощным братиям и, как и в детстве, был мил людям своим кротким и незлобивым нравом.

Зарисовка о нравах северных крестьян XVI века

Конечно, во времена преподобного еще никто и слыхом не слыхивал о Плесецке, но в начале XVI века святой мог бы основать свою обитель не на территории Холмогорского района, а гораздо ближе к Мирному – недалеко от поселка Савинск. Этому помешали местные крестьяне. После 7-летнего соседства с чернецами жители деревни Скроботово изгнали монахов, опасаясь, что те хотят занять их земли.

Другой крестьянин – Самуил, уроженец Емецкого уезда – рассказал изгнанным братиям об удивительном месте. Издавна на берегу Большого Михайлова озера рыбаки слышали колокольный звон, монашеское пение и даже видели иноков, рубящих лес. Предсказание Божие об этом месте сбылось в 1520 году, когда на необитаемом месте, окруженном глухими лесами и озерами, преподобный Антоний Сийский основал монастырь в честь Живоначальной Троицы. Отцу Антонию было тогда 42 года.

Когда преподобный заплакал

Жизнь первых насельников монастыря была полна тягот и лишений, бывали времена, когда им нечего было есть, но Господь по молитвам игумена Антония всегда посылал в обитель помощь. И лишь однажды, как говорится в житии, святой заплакал. Первый монастырский храм в честь Живоначальной Троицы вскоре после освящения загорелся от забытой пономарем свечи. Все монахи были в поле. А когда вернулись, то обнаружили, что спасать уже просто нечего… Преподобный заплакал. Жаль ему было и храма, и иконы Пресвятой Троицы, которую он помогал писать, но в те минуты сокрушался преподобный о том, что Божие благословение отошло от обители. И Господь явил Свою милость: храмовая икона, которую обнаружили на пепелище, даже не была затронута пламенем.

Под спудом

После пожара под началом преподобного в монастыре строятся храмы, увеличивается число монахов, обитель начинают посещать паломники. Тогда преподобный, которому уже исполнилось 75 лет… решает оставитьмонастырь и почти на 5 лет уходит в уединенные места для молитвы, много работает физически, изнуряет плоть. После нестроений в обители братия со слезами умолила авву Антония вновь принять управление монастырем. Игумен согласился, и произошло это незадолго до его кончины. Перед смертью преподобный благословил братию обители, оставив свое духовное завещание и отошел ко Господу 20 декабря 1556 года, в возрасте 79 лет.

В житии преподобного есть интереснейший момент. Когда монахи спрашивают отца Антония о том, где его следует похоронить, игумен отвечает, что нужно выбросить его тело в болото или отдать на съедение зверям и гадам. Нам сложно понять эти слова, но для человека, который всю жизнь боролся со страстями и грехами и, достигнув смирения, стал при жизни сосудом Святого Духа, это вполне естественно – уподобившись Богу, почитать себя хуже всей твари.

Монахи, испросив у игумена прощения… отказались выполнить его просьбу. Преподобный был похоронен в деревянном храме в честь Живоначальной Троицы, недалеко от алтаря. Каменный Троицкий собор строился таким образом, чтобы захоронение первого игумена обители также находилось недалеко от алтаря.

После революции все дорогое и ценное из монастырской библиотеки, ризницы и иконописной мастерской было вывезено в крупные музеи, библиотеки и архивы страны. В советский период на территории монастыря располагались: детская колония, сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых, пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Больше 70 лет мощи основателя обители – преподобного Антония Сийского в Троицком соборе надежно охранялись огромной каменной плитой. Тем самым, как мне кажется, они были спасены от разорения и поругания.

«У нас в монастыре…»

монастырская братия. 2002 год

Брать интервью у архимандрита Трифона (Плотникова), бывшего настоятеля Антониево-Сийского монастыря, мне приходится, используя современные возможности интернета – по скайпу. Два года назад по благословению Святейшего Патриарха батюшка «пошел на повышение». Теперь он – выпускник общецерковной аспирантуры и докторантуры, несет послушание референта митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

В 1992 году тогда еще игумену Трифону предстояло начать восстановление переданного Церкви Сийского монастыря. «Сначала было некоторое опасение, что вдруг приеду, и не по душе придется место, как бывает иногда…, – рассказал отец Трифон. Но еще только подъезжая к монастырю, почувствовал, что приехал надолго. И именно туда, куда душа желала и стремилась. На всем незримо присутствовала печать намоленности, благодати Божией…» Батюшка признается, что Антониево-Сийский монастырь стал для него родным. Он, кстати, до сих пор говорит об обители в настоящем времени и часто употребляет выражение «у нас в монастыре».

О в меру натянутой тетиве

Как мне кажется, лучшей иллюстрацией к периоду, когда настоятелем Сийского монастыря был архимандрит Трифон (Плотников) может служить история из Древнего патерика об охотнике, который смутился, зайдя в обитель преподобного Антония Великого. «Благочестивый» охотник был поражен тем, что авва Антоний шутит с братией. Тогда святой велел охотнику натянуть тетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», – велел старец. Он снова сделал так, как его просили. «Еще сильнее», – продолжал святой. «Но тогда лук переломится», – взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех», – отвечал авва Антоний.

В Сии я поняла, что странные бородатые люди в черном – монахи – оказывается, очень жизнерадостные люди с хорошим чувством юмора. А ласковое и совсем необидное «кызел» (с ударением на первый слог), заимствованное мною у братии, хорошо отражает внутренний мир современного православного человека. Тут тебе и указание на гордыню, и на упрямство, и на последствия греха. Здесь же – начало спасительного смирения «скотен бых у Тебе» (Пс. 72:22).

Ну а если говорить серьезно, то отцу Трифону за 18 лет настоятельства пришлось много потрудиться. Он заботился не только о восстановлении стен и перекрытии крыш, но и собирал братию монастыря. Батюшка столкнулся с проблемами современного русского монашества. Учился духовному наставничеству и старался передать начатки монашеского духа и святоотеческого учения другим: «Мы сполна хлебнули там неумения, неопытности из-за отсутствия духоносных старцев. На шишках, набитых самим себе, пытались чему-то учиться. Я, скорее, должен оценивать свою деятельность отрицательно. Но, тем не менее, монастырь за эти годы обрел братию, стала выстраиваться своя укладность. И, слава Богу, если сейчас обитель является духовной гаванью, в которой желающие спасают свои души».

«Петры гнездовы» в сийской школе послушания

Не могу не спросить батюшку о пострижениках Сийского монастыря – игуменах и иеромонахах, которые сейчас служат на приходах, но ошибаюсь и вместо выражения «птенцы гнезда Петрова, то есть Трифонова», у меня выходят какие-то «петры гнездовы», ими они и остаются до конца разговора.

Зная, что у отцов хорошие отношения с монастырем я жду, что архимандрит Трифон с гордостью будет рассказывать о своих «птенцах». Но неожиданно сталкиваюсь с болью: «Наши «петры гнездовы» – с нами, в монастыре, а те, кто оставил монастырь – на разных приходах, кто где… Почти со всеми у нас установились добрые отношения, несмотря на то, что уходили они, подчас желая бо льшей самостоятельности. Видимо, тяжело им было, тем, кто ушел. Они – для нас родные, хотя и оставили нас.

Я долго переживал и мучился, что время от времени кто-то уходит. И это не только в нашем монастыре, это вообще тенденция современного монашества. У многих монахов нет привязанности к монастырю, нет четкого понимания, что монастырь – это твой дом родной. Ты не можешь, не должен покидать его без благословения. Благословения Божия – человеческое-то можно выконючить или вытребовать… И обеты монашеские так даются – «до смерти». А человеку что-то не понравится, и он не готов вот так – «до смерти». Я у покойного Иосифа Ватопедского прочитал, что из монастыря изгоняет непослушание и мне стало легче. Современному человеку вообще очень сложно иметь навык послушания. И, конечно, немощи современных людей отражаются в современном монашестве: это и немощи настоятеля, и братии, и все вместе… Не зря сказано: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22)».

На мою реплику о том, что «петры гнездовы» прошли в Сие неплохую школу и мне нравятся чисто по-человечески – характерами и отсутствием «тараканов в голове», батюшка отвечает свежим примером из жизни одного из сийских пострижеников, подвизающегося на Святой горе Афон. «Когда он, испросив благословения, начал петь в за богослужением в храме у одного келиота, что-то в его пении келиоту не понравилось, и монах тот в очень резкой форме сделал ему замечание. Наш выходец рассказывал: «Хоть и не просто было, я в тот момент вспомнил «сийскую школу»: «простите-благословите»». Всего два этих слова надо было в монастыре выучить: «простите» и «благословите», и как ему трудно пришлось, он их сказал. Это сразу успокоило келиота. А когда через некоторое время ситуация снова повторилась, брат опять произнес эти слова. На что афонский монах с удовлетворением ответил: «Ну что же, хорошо… Хорошо!!!» Вот вам и сийская школа».

Вот здесь мой личный опыт заканчивается

К сожалению, теперь я бываю в монастыре в лучшем случае раз в году, 20 декабря – «на Преподобного». О нынешних проблемах и радостях обители мы беседуем с игуменом Варлаамом (Дульским) исполняющим обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря. «Ну, это скорее не радость, а утешение… Утешение в том, что есть братия (в постриге в настоящее время -19 человек), и есть монастырь, где человек может осуществить свое монашеское призвание. Мало в каких провинциальных восстанавливающихся монастырях жизнь вот так отлажена, и у братии (а все они очень разные) есть возможность трудиться (для монахов – простецов это огороды, ферма, пекарня), жить уединенно в скиту или получать богословское образование». Правильное понятие о том, что монашество должно быть образованным, было привито усилиями отца-архимандрита. На базе монастыря действуют богословские курсы, которые готовят братию к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Богословский Университет (ПСТГУ). Если даст Бог, говорит отец Варлаам, в этом году сразу 5 (!) человек из братии монастыря планируют поступать на заочное отделение университета.

«А начинал-то все это отец Трифон. Это его заслуга, что мы сейчас здесь живем, всем этим пользуемся, что жизнь такая организованная и отлаженная. Слава Богу, не развалили монастырь за год! Это – главное достижение. На самом деле, это дорогого сто ит» – улыбается игумен Варлаам.

«Благоразумные» разбойники и большое сердце отца Трифона

Одна из самых больших проблем обители появилась в ней благодаря… большому сердцу архимандрита Трифона. Первый год восстанавливающегося монастыря был самым спокойным: по территории бродили лесные зверушки: зайцы, лисы, горностай, а к воротам, бывало, и волки подходили. В 1993 году сюда стали приходить люди. К месту монашеских подвигов преподобного Антония может быть, и не совсем добровольно потянулись те, кто не находил себе пристанища в обычной жизни: бывшие зэки, алкоголики, наркоманы.

Рассказывает отец Варлаам: «Человек приходит в обитель с такой печатью греха на лице, что другой раз смотреть даже страшно: это уже глаза не человека даже». Из 70 человека, постоянно живущих в монастыре, 50-60 – «неблагополучные» трудники.

Какие преимущества дает обители существование на ее территории «монастыря в честь 40 благоразумных разбойников», как его здесь в шутку называют? Да никаких. Раньше это была почти постоянная пороховая бочка. У людей огромный отрицательный опыт, желание какой-то своей, греховной свободы, вредные привычки и неумение общаться с другими людьми. Бывало и пьянство, пусть редко, но и кражи, и воровство, и от этого никуда не денешься. Добавьте сюда частую необходимость под строгим контролем вывозить «благоразумных» разбойников (зачастую – инвалидов) из удаленного монастыря для оказания им медицинской помощи, расходы на питание и одежду и получится, что кроме огромной моральной нагрузки монастырь вроде бы совсем ничего не получает взамен…

«У меня самого был кризис, который я совсем недавно преодолел: нужно ли вообще монастырю связываться с такой ношей?! Но как-то с Божией помощью это все было преодолено буквально на примерах 2-3 людей, которые, как казалось, вдруг изменились, хотя до этого вроде и не видно было никаких результатов. Уже опускались руки: нужно ли это, или это вообще никому не нужно… Господь все управляет и силы появляются.

Исправляются единицы, но их уже немало было. Но многие обретают Бога и узнают, что в Нем можно обрести Спасителя и помощь, учатся азам молитвы. «За ради» таких людей, ради этих единичных случаев вся наша забота об этих людях и держится: мы помним, что кому-то это помогло» – считает отец Варлаам, который и дальше сохраняет заложенную архимандритом Трифоном традицию социального служения. Кстати сказать, социальная деятельность монастыря держится исключительно на инициативе братии и добрых людей.

План воспитательной работы «детского сада Зонушка»

«Все вроде бы серьезные, взрослые люди, подчас – настоящие преступники: и «убивцы» есть, и по 50 лет отсидевшие. Но к самостоятельной жизни после освобождения они не готовы, прямо дети великовозрастные, вот и называют наш монастырь детским садом «Зонушка» – продолжает игумен Варлаам.

Для кого-то жизнь в святом, намоленном месте идет во вред – их приходится выгонять, а кто-то потихоньку исправляется. Хотя требования к «воспитанникам» самые простые – поменьше материться, поменьше курить, не пить. Специальной программы реабилитации в монастыре нет. Самое главное, что исправляет «зонушкинцев» – это укладность монастыря Все остальное – в том числе и молитва, и участие трудников в богослужениях – пришло из опыта.

Не все трудники не все стремились посещать богослужения. «А над теми, кто бывал в храме, оказалось, что остальные посмеиваются: «вы типа, набожные, вам больше всех надо?». И тогда отец Трифон всех собрал и спросил:

– Ну что, вы все крещеные?

– Все православные?

– Тогда – понедельник, 5.30 утра – общий братский молебен для всех.

«Стоит «ангел-хранитель» с журналом, всех отмечает: кто пришел – кто не пришел, очень строго спрашиваем именно за этот день. В субботу – обязательно панихида.

В воскресный день не хотелось так уж совсем принуждать людей идти на службу, но мы тут немножко «схитрили» – на трапезу попадает только тот, кто приходит на службу. Есть такая монастырская традиция – «чин о Панагии», когда вся братия с просфорой и молитвой строем идет в трапезную. И тот, кто отсутствует на «чине о Панагии», автоматически не попадает на трапезу (подойдет позже – накормят, но со всеми вместе не покушает). Но на самом деле, приходят на службу с желанием, все чистенькие, опрятненькие. Приятно посмотреть: все такие намытые, начищенные… «лорды» наши» – рассказывает отец Варлаам о воспитанниках монастыря.

И самое главное…

Было бы несправедливо завершить рассказ о монастыре перечислением его проблем, как это делают скромные отец Трифон и отец Варлаам.

Около двадцати лет обитель окормляет духовных чад. Эти люди, как и я сама когда-то, приезжают в монастырь для исповеди, утешения, получения духовных советов. И обитель, как и во времена преподобного Антония, не может укрыться от мира – сюда постоянно едут люди.

Антониево-Сийский монастырь занимается и просветительской деятельностью – издает газету «Духовный сеятель», альманах «Сийский хронограф», брошюры. Усилиями архимандрита Трифона, который в свое время возглавлял епархиальный отдел религиозного образования и катехизации в Архангельске появился филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета. Это дало многим людям возможность заочно получить высшее богословское образование. При монастыре уже много лет действует иконописная мастерская. В настоящее время исполняющий обязанности настоятеля монастыря – отец Варлаам возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью.

Как попасть в Антониево-Сийский монастырь?

Оптимальный вариант – если вы обладаете личным автотранспортом. Для вас не составит труда найти на федеральной трассе Архангельск-Москва (между Брин-Наволоком и Емецком) отворотку на Сийский монастырь.

Если машины у вас нет, то по мере накопления заявок из Архангельска в Сийскую обитель монастырем организуются поездки на «Газели». Оптимальный вариант – заезд в субботу, исповедь во время Всенощного бдения, Причастие в воскресенье на литургии, экскурсия по монастырю и выезд в Архангельск. Пожертвование монастырю за поездку составит 500 рублей.

Если вы хотите пожить в монастыре несколько дней, то надо иметь в виду вот что: если вы хотите просто пожить в монастыре и ходить на богослужения, нужно будет сделать пожертвование за проживание и питание.

Если вы едете в монастырь, чтобы потрудиться на его благо, то нужно рассчитывать на рабочую нагрузку полного дня (работа в огороде, послушания в корпусах: стирка, уборка, шитье или ремонт одежды для женщин. И столярные, ремонтные или подсобные работы для мужчин). В этом случае – питание и проживание за счет монастыря.

По всем вопросам относительно посещения монастыря обращайтесь:

Однодневная поездка – 89115933353 Карушев Александр Юрьевич

Поездка на несколько дней – 89115548777 Абакумова Марина Викторовна

*Кехта – село, расположенное в 42 км от Архангельска

Анна Эмке

Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь​ принадлежит к почтеннейшим обителям Архангельского Севера, а его Троицкий собор - к старейшим каменным постройкам в здешнем краю.

Далеко не сразу стал оплотом монашеского делания и специфической монастырской учености, образцом разумного хозяйствования. Каменный храм тут тоже вырос не в два года, как строились - по мановению великокняжеской десницы - соборные храмы в городах и монастырях срединной Руси.

Ни денег, ни земельных угодий, ни высоких покровителей не было у нескольких монахов, пришедших в 1520 году на полуостров, далеко вдающийся в Большое Михайловское озеро.

Была пора - Сийский монастырь был богат старинными иконами, драгоценными облачениями, книгами и утварью. Теперь ничего этого нет, но есть нетронутые могилы основателя обители и его преподобных наследников.


Саша Митрахович 25.07.2018 07:36


Особенно тяжелы были первые четыре года жизни монахов на новом месте. В один из годов монахи так голодали, что даже хотели разойтись. умолил их не делать этого, а сам истово молился Господу. И Господь «препитал» голодающую обитель: в скором времени на пустынный полуостров забрел неизвестный путник, оставивший чернецам не только муки и масла, но и денег на устроение Антониево-Сийского монастыря .

Через несколько лет Антониево-Сийский монастырь был учрежден официально: ближайшие сподвижники прп. Антония Александр и Исаия привезли из Москвы необходимые грамоты от митрополита и великого князя. Василий Иоаннович к тому же пожаловал новой обители земли и иные угодья, прося иноков молиться о чадородии великой княгини — тогда еще ею была Соломония, урожденная Сабурова, позже ставшая .


Саша Митрахович 25.07.2018 07:41


Упадок Сийского монастыря

Всю первую половину XVIII века Сийский монастырь, теснимый, как и прочие русские обители, государственной властью, клонился к упадку. Логическим завершением государственных мер к «приструниванию церковников» стала секуляризация 1764 года. В одночасье Сийский монастырь лишился пахотных земель, покосов, рыбных ловель, крестьян - всего того, что веками стяжалось стараниями настоятелей и щедротами царей. Его причислили ко второму классу с соответствующим содержанием, умеренным настолько, что оно позволяло братии разве что не протянуть ноги.

Большой проблемой стала необходимость изыскивать средства на поддержание в должном порядке многочисленных монастырских построек. На собственные доходы монастырь не мог их ремонтировать, а на вклады теперешняя знать была куда менее торовата, чем князья и бояре прежних времен.

Отремонтировать Троицкий собор, давно и настоятельно требовавший внимания к себе, удалось только на пожалованные Екатериной II 500 рублей. Но в целом состояние монастыря оставляло желать много лучшего.

В XIX веке состояние Сийского монастыря несколько поправилось — однако о былом величии речи уже не шло. Число монахов не превышало в эту пору двадцати человек, ремонты хотя и производились время от времени, но носили такой безалаберно-ремесленный характер.

После революции

В 1923 году Антониево-Сийский Троицкий монастырь был окончательно закрыт. Целенаправленного разрушения зданий обители, в которой поочередно находились детская колония, коммуна, дом отдыха и пионерский лагерь, по счастью, не знала. Но и ремонтом (а тем более - реставрацией) никто из ее пользователей себя не обременял.

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и пони-маешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.