Архитектура общественных зданий XIX века. Коротко о периодах и стилях русской архитектуры

Какой была 19 века в России — времени государственных тревог и потрясений? Покосившееся самодержавие, восстания крестьян и представителей интеллигенции, истощающие землю русскую войны… И все та же претензия на власть во всем мире.

Величие империи мог отразить только один стиль – русский (ампир) с его сдержанной помпезностью, вычурностью в деталях и перегруженностью архитектурными элементами. Именно это архитектурное направление и господствовало в п. п. ХIХ века.

В это время создают свои архитектурные шедевры известнейшие мастера:

  • А.Н. ;
  • А.Д. ;
  • К.И. ;
  • В.П. .

Изменяется архитектура Москвы 19 века: пожар 1812 года уничтожил многие постройки. Засучив рукава за восстановление современной столицы взялся О.И. . Благодаря ему сегодня Москва может похвастаться перед туристами своими достопримечательностями:

  • Ансамбль Красной площади;
  • Ансамбль Театральной площади;
  • Здание Манежа;
  • Кремлевский (Александровский) сад;
  • Триумфальные ворота.

Практически параллельно с Бове работал Д.И. . Этот увековечил свое имя в проектах:

  • Московского университета;
  • Опекунского совета;
  • Дома Луниных на Никитском бульваре.

Русская архитектура в первой трети XIX в. достигает высокого расцвета. Период 1810-1830-х гг. - блестящий и вместе с тем завершающий этап русского классицизма.

После окончания войны 1812 - 1814 гг. в стране ведется обширное строительство и под контролем государства успешно решаются большие градостроительные задачи, создаются величественные ансамбли улиц и площадей, в архитектуре которых зодчие стремились выразить триумф победы русского народа.

Особенности последнего этапа архитектуры классицизма, сказавшиеся в начале XIX в. лишь на отдельных постройках Петербурга и Москвы, теперь проявляются в масштабах всей страны в области гражданского, промышленного и сельского строительства. Этому способствовали и новые формы организации строительства, в частности широкое применение единых норм и правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов. По-новому теперь создавались и архитектурные ансамбли. Если ранее они складывались вокруг большого, центрального здания, то теперь главным становились площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями.

Господствовавший в архитектуре русского классицизма предшествующего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий - жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в Петербурге. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры общественных зданий конца XVIII - начала XIX в..

Продолжает развиваться строительная техника, разрабатываются и применяются металлические конструкции в общественных и производственных сооружениях.

Достижения русской архитектуры этого периода связаны с творчеством выдающихся зодчих позднего классицизма, таких как Росси, Стасов, Михайлов - в Петербурге, Бове, Жилярди, Григорьев - в Москве, Свиязев, Комаров и другие-в горно-заводских районах и городах России.

Начиная с 30-х гг. XIX в. появляются первые признаки распада архитектуры классицизма, разобщения ее технического, утилитарного и художественного начала. В 1830-1840-х гг. возникает деление архитектуры на «высокую» и «низкую». Гражданская архитектура начинает рассматриваться как «изящное искусство». Это было чуждо прогрессивным принципам архитектуры русского классицизма. Такие тенденции вели к снижению художественных требований в архитектуре массовых зданий.

Русский классицизм с его столетним прогрессивным развитием к концу первой половины XIX в. исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения привели в 1840-1850-х гг. к распространению стилизаторства и эклектики.

С середины ХIХ века тенденция изменяется. На первый план выходят древние традиции в искусстве и архитектуре. В результате появляется «русско-византийский» стиль. Одним из основателей направления стал К.А. Тон. Именно он создал храм Христа Спасителя, который и по сей день считается архитектурным шедевром. А архитектор К.А. Тон снискал себе славу основателя направления.

На почве смешения древнерусских и византийских традиций появляются многочисленные ответвления:

  • «Псевдорусский стиль»;
  • «Русский стиль»;
  • «Неорусский стиль».

Активная деятельность народников и их стремление возродить русскую культуру привели к широкому использованию:

  • Окон в традициях русского зодчества;
  • Мелкой кирпичной орнаментики;
  • Шатров, кокошников, крылечек.

Над возрождением культуры работали такие мастера, как:

  • Резанов;
  • Горностаев;
  • Ропет.

Последние годы XIX в. ознаменовали собой стремительное развитие «неорусского стиля».

XIX век оказался для русской земли насыщенным: войны, восстания и бунты, подрыв самодержавной власти… Это все не могло не отразиться на архитектуре этой эпохи, которая стала строгим продолжением классики и наполнилась древнерусскими мотивами.

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа - классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители - Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») - это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений - это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение - здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры - скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта - использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX - начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

В связи с общим кризисом русской империи и развитием капитализма с 40-х годов XIX в. в русской архитектуре заметен отход от ансамбля в композиции, развитие эклектики. В архитектуре Петербурга отход от русской классической школы виден в Исаакиевском соборе (1817-1857, А. Монферран, рис. 42), в котором нарушен архитектурный масштаб из-за обобщенной деталировки, крупных скульптур и т. п.; в архитектуре Москвы -в соборе Богоявления в Елохове (1835-1845, Е. Тюрин), где смешались разные стили.

В дворцовой архитектуре появилось реакционно-монархическое официальное направление, провозгласившее «русско-византийский»стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (1839-1849, К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Другое направление в архитектуре применяло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875-1877, И. Монигетти, Н. Шохин).

Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве здание Исторического музея (1873-1883, В. Шервуд, А. Семенов) с симметричной усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в.

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик, заводов, больших многоквартирных доходных домов) и соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее железобетон) и новой строительной технике.

С начала XIX в. вместо кирпичных и каменных столбов стали применять чугунные, вместо деревянных балок, каменных и кирпичных сводов - железные прокатные балки в качестве перекрытий лестниц, несущих частей балконов, ферм для мостов и большепролетных помещений. При постройке производственных, больших торговых и конторских зданий применяли каркасные стены, плоские ребристые железобетонные перекрытия, а с 1910 г. - безбалочные. Примером использования железных и железобетонных конструкций для перекрытий, внутренних переходов, мостиков служит здание Верхних торговых рядов (1889-1893, А. Померанцев), ныне ГУМ. Появились новые типы камневидных штукатурок, облицовочных кирпичей и плиток.


Другим фактором, повлиявшим на архитектуру, был буржуазный вкус заказчика. Космополитический характер капитализма привел к частичной потере русской архитектурой своего национального лица, к механическому смешению форм и принципов архитектурного построения разных исторических стилей. Во второй половине XIX - начале XX в. каждому разрешалось строить и благоустраивать свой дом, не вписывая его в существующее архитектурное окружение.

Появившийся новый архитектурный стиль модерн возник как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого. Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность «текучих» форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров.

Среди наиболее характерных зданий модерна в Петербурге - доходные дома (Ф. Лидваль) на Каменноостровском проспекте с текучими линиями карнизов и фронтонов, с различными по форме и размерам окнами. Черты стиля модерн в московском зодчестве наиболее отчетливо проявились в произведениях Ф. Шехтеля (1859-1926): бывший особняк Рябушинского (1900), ныне музей-квартира М. Горького (рис. 43) - асимметричное здание с ползучими арками входа, многоплановое, полное трагической гармонии. Композиция особняка динамична, она воспринимается в процессе движения вокруг здания. Решетки оград, переплеты окон резко противопоставлены жесткой линии плоского металлического карниза.

Наряду с поисками новых архитектурных форм продолжалось изучение архитектуры прошлых эпох. Началу XX в. свойствен интерес к глубинным истокам русской культуры - ее языческому прошлому. Сторонники национального романтизма обращались к неорусскому стилю в ретроспективном плане, применяя формы и детали древнерусской архитектуры (например, Казанский вокзал в Москве, 1914-1919, А. Щусев). Другие ретроспективисты выражали свои идеи в формах ордерных стилей, прибегая или к итальянскому Возрождению (особняк Тарасова в Москве, 1912, И. Жолтовский), или к традициям русской классической архитектуры XVIII-XIX вв. (особняк Абамелек-Лазарева в Петербурге, 1912, И. Фомин).

Многообразие и противоречивость архитектуры XX в. объясняются существованием ориентаций на модели будущего, предполагающие, с одной стороны, непрерывность и устойчивость процессов развития культуры, с другой - самоценность новизны, порывающей с известным и привычным.

Не так давно, по историческим меркам, на планете было одно государство, единая финансовая система,
единая архитектурная школа с принципами промышленного строительства. Предприятия строили прочно, добротно, красиво, даже роскошно, толстые стены, глубокие подвалы и подземные переходы,
ливневая канализация. В этих зданиях 19-го века размещались промышленные предприятия, которые выпускали нужную людям продукцию. В результате процесса глобализации, эти предприятия морально и физически устарели. Было решено вывести промышленность за черту городов, чтобы оздоровить экологию,
а сами здания использовать для офисов, жилья, клубов и т.д. Промышленные здания 19-го века после их модернизации продолжают служить людям и радуют глаз. Не использовать их было бы неразумно.
Сейчас по всему миру переделывают промышленные здания 19-го века в удобные для жизни и деятельности людей квартиры и офисы, это называется джентрификацией.Здания 19-го века строились на века, если их поддерживать в надлежащем состоянии. На примере Москвы посмотрим, как знаменитые в прошлом предприятия обретают новую жизнь в виде многофункциональных культурных и деловых центров: бывшие цеха используют теперь под жилые и офисные помещения.

Бывшая кондитерская фабрика "Большевик"

Лофты (англ. «loft» - чердак, голубятня) - это тип жилья, появившийся в США в 40 годах XX века. Тогда цена на землю в фабричных районах Манхеттена стала расти, и многие производства было решено вывести за пределы города. Пустые цеха охотно занимали творческие люди, которым нравились высокие потолки, большие окна и низкая арендная ставка. На такую недвижимость появилась мода, которая достигла своего пика к 1950-м. В бывших заводах не только жили, работали, но и проводили выставки, концерты, показы мод. Постепенно такое жильё стало элитным, а в бывших крупных фабриках стали появляться офисные центры. После распада СССР в Москве была похожая ситуация, с той лишь разницей, что предприятия чаще всего приходили в упадок из-за экономического кризиса. Сегодня уже никого не удивляет, что в здании бывших цехов находятся офисы, история же самих заводов постепенно забывается. АиФ.ru рассказывает о пяти самых крупных бизнес-центрах в Москве и тех предприятиях, которые раньше были на их месте.

«Завод „Флакон“»: русская тара для французских духов :

История завода началась в 1841 году: в Москву приехали Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа, которые основали фабрику «А. Ралле и Ко.». Она стала первым в России парфюмерным производством. Скоро новые духи получили огромную популярность. Бизнесмены пришли к выводу, что для дальнейшего успешного продвижения продукции на российский рынок им понадобится собственное производство флаконов.

В 1864 году Фредерик Дютфуа купил на Большой Панской улице участок земли и построил хрустально-стекольный завод. К началу XX века на заводе трудились 145 женщин и 57 мужчин, работали гутный (стеклодувный), стеклоплавильный, гончарный и шлифовальные цеха. Рабочий день на фабрике был удивительно коротким по тем временам - всего 9,5 часа (средняя продолжительность рабочего дня, учитывая сверхурочные работы, составляла на рубеже XIX и XX веков около 12 часов).

После революции предприятие было переименовано - в «Московский хрустальный завод имени М. И. Калинина» - и продолжало выпуск стекольной продукции. К 1977 году завод вышел на мощность в 100 тонн продукции в сутки.

После 1991 года, когда прекратилось государственное финансирование, компания Comptoir de Parfum и АОЗТ «Парфюмфлакон» создали предприятие со смешанным капиталом «Флакон: Москва-Париж» и попытались продолжить производство флаконов, но из этого ничего не вышло: кризис 2000-х годов окончательно поставил на заводе крест.

Дизайн-завод «Флакон».

В середине 2000-х годов территория была реорганизована в выставочно-торгово-офисный комплекс «Дизайн-завод „Флакон“». При его создании было решено сохранить здания цехов, которые заняли «креативные компании». По идее создателей проекта, «Флакон» - это не просто офисный центр, а творческий кластер, в котором люди креативных профессий могут заниматься творчеством и при желании сотрудничать друг с другом. Здесь также проходят кинопоказы, фестивали, выставки и другие культурные мероприятия. С момента открытия в 2009 году «Флакон» стал центром притяжения для москвичей, получил признание жителей города как удачный проект.

«Даниловская мануфактура»: 20 миллионов в год
.

Даниловская мануфактура названа в честь монастыря, в окрестностях которого в XIX веке и построили предприятие. С первой половины XVIII века в этом районе находились ткацкие и ремесленные мастерские, которые постепенно наращивали обороты производства. В 1867 году небольшую красильную фабрику приобрёл купец первой гильдии Василий Мещерин, и с этого момента начинается бурное развитие завода. Мещерин расширил производство до полного цикла - прядение, ткачество и окраска тканей.

Строительство цеха Даниловской мануфактуры, 1903 год.

К 1914 году на фабрике было внедрено производство ткацких станков, а её годовой оборот составлял фантастические по тем временам 20 миллионов рублей. Как и многие другие предприятия, после революции мануфактура была национализирована и продолжала работать, оставаясь одним из ведущих предприятий хлопчатобумажной промышленности России и мира.

Сегодня «Даниловская мануфактура» - престижный бизнес-центр. Один из его корпусов назван в честь Мещерина («корпус Мещерина»), а другой - в честь героя войны Николая Гастелло, который работал на фабрике с 1930 по 1932 год («корпус Гастелло»). Другие здания получили названия в честь располагавшихся здесь цехов: «Фланелевый», «Сатиновый», «Ситцевый» и «Батистовый». Сочетание современных дизайнерских решений со стремлением сохранить архитектурный облик зданий XIX века было отмечено несколькими премиями.

Также в «Даниловской мануфактуре» можно приобрести апартаменты, а некоторые площадки сдаются под проведение показов мод, вечеринок и другие культурные мероприятия. Здесь проходила презентация Audi Q7, снимался клип Димы Билана «Малыш», проходила фотосессия Земфиры для журнала Hello, снимался фильм «Бой с тенью».

«Фабрика Станиславского»: золотая жила великого режиссёра.

История фабрики начинается в 1785 году, когда Семён Алексеев основал предприятие «волочёного и плащёного золота и серебра», которое изготавливало проволоку, блёстки и канитель для золотых изделий и драгоценных украшений. С тех пор династия Алексеевых владела предприятием и развивала его. К началу XIX века фабрика стала самой крупной в Москве, и ей понадобилось новое, более просторное помещение. Оно было найдено в Алексеевской слободе, где в 1850 году заработал обновлённый завод.

Здание бывшего фабричного театра, 1965 год.

В конце XIX века началась полномасштабная модернизация завода, в которой принимал участие великий актёр и режиссёр Константин Алексеев-Станиславский, руководивший предприятием с 1892 по 1917 годы. До этого для вытяжки тонкой проволоки применялись специальные чугунные волоки, и этот процесс был очень долгим (не зря он назывался «канительным производством»). После модернизации на производстве впервые в России стали применять алмазный инструмент, который позволил его значительно ускорить. В начале XX века на заводе стали делать электрокабели.

Семья Алексеевых, как и большинство богатых семей (Морозовы, Третьяковы), покровительствовала искусству. В домашнем театральном кружке Алексеевых постоянно проходили представления, а на заводе, по инициативе Станиславского, работал самодеятельный театр, для которого выстроили специальное здание, существовали оркестр, читальня, вечерние курсы для рабочих.

Бизнес-центр «Фабрика Станиславского».

После революции завод переименовали в «Электропровод». Здесь разрабатывались первые в стране пластикаты и полиэтилены, производились радиочастотные и оптические кабели. В 1980-е годы началось производство оптико-волоконной продукции.

В 2003 году производство фабрики было перенесено в город Ивантеевка Московской области, а здание переоборудовано под офисы бизнес-центра «Фабрика Станиславского». Продолжается и культурная традиция: с 2008 года здесь работает «Студия театрального искусства» Сергея Женовача.

«Лефорт»: переговорная в водонапорной вышке.

Ткацкие ремесленные слободы на берегу Яузы известны ещё со времён Петра I, который провёл здесь своё детство и создал «потешные полки». Позже в районе нынешней Преображенской площади шили паруса для Петровского флота. Поэтому нет ничего удивительного, что именно здесь в начале XIX века появились ткацкие предприятия, которые постепенно увеличивались.

Одно из самых крупных, «Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве», было создано на базе двух уже работавших здесь фабрик в 1881 году. Уже через десять лет быстро растущее производство входило в десятку самых крупных московских текстильных предприятий, на котором трудилось более тысячи человек. В период с 1890 по 1914 гг. завод застраивался кирпичными зданиями.


Бизнес-центр Лефорт

После революции фабрику национализировали, а в 1926 году ей было присвоено имя погибшего во время взятия Алексеевского дворца революционера П. П. Щербакова, которому в 1957 году на территории комбината был установлен памятник. Комбинат продолжал работать вплоть до распада Советского Союза, выпуская более ста видов шёлковых тканей.

В 1990-е годы у завода начались перебои с государственным финансированием, производство было фактически остановлено, а в 2006 году было решено перенести его остатки в область. Освободившиеся цеха занял бизнес-центр «Лефорт».

При реконструкции фабрики часть одноэтажных построек была снесена, чтобы освободить место для парковки, а фасады основных зданий из красного кирпича отчистили при помощи пескоструйной машины. В бывшей водонапорной башне расположена большая переговорная комната.

«Красная роза 1875»: лошадь «Яндекса» и старинная усадьба.

На месте будущего завода «Красная роза» располагалась усадьба Всеволжских, которую в 1875 году приобрёл гражданин Лиона, купец Клод-Мари Жиро. Он решил построить на месте усадьбы фабрику, которая в будущем стала одной из самых крупных в Российской империи. Уже в 1879 году здесь работали на полную мощность 1700 ткацких станков и 4 тысячи рабочих.

Выпускали на фабрике в основном ткани подкладок, перерабатывая заграничное сырьё. О качестве продукции говорит то, что фирма была удостоена права изображать на своей рекламе и вывеске государственный герб. В 1919 году национализированной фабрике было присвоено имя Розы Люксембург, а в народе её стали называть «Красная роза».

Скульптура лошади у бизнес-центра «Красная роза 1875».

В советские времена комбинат продолжал работать, причём выпускал не только гражданскую продукцию: так, во время Второй мировой войны он снабжал войска парашютными тканями. В 2003 году производство было выведено за пределы города, а в помещениях завода был размещён бизнес-центр, получивший название «Красная роза 1875».
Сегодня «Красная Роза» переживает второе рождение, теперь - в виде современного делового квартала, где расположены офисы таких компаний, как концерн «Калашников» и лидер российской IT-индустрии «Яндекс».
Реконструкция «Красной розы» - первый в Москве опыт создания современного бизнес-центра на месте бывшей фабрики. При его проектировании было решено сохранить исторические объекты (усадьба Всеволжских и Галерея Жиро) и в то же время ввести в архитектуру некоторых зданий современные решения. Так на фасадах из красного кирпича появилось панорамное остекление. Скульптура лошади у главного входа в здание - талисман компании «Яндекс», чей офис расположен в бизнес-центре.

«Винзавод»: родина «Искорки» и место силы современного искусства.

Центр современного искусства «Винзавод»

Первоначально место, где сейчас находится центр современного искусства «Винзавод», принадлежало княгине Екатерине Волконской. Это была женщина с суровым нравом, и знакомые её назвали «Тётушка-воин». Её дом сохранился до наших дней: он стоит слева от входа на «Винзавод».

В 1810 году усадьбу купил купец Никифор Прокофьев, который переоборудовал её в пивоваренную фабрику. После этого предприятие несколько раз продавалась, сначала купцу Фридриху Даниельсону, затем - Вильяму Ватсону и Петру Дрейеру. В 1855 году её приобрёл известный купец и меценат Василий Кокорев. Некоторое время на месте «Винзавода» находилась фабрика сургуча, а в семидесятых – восьмидесятых годах компания «Московская Бавария» стала производить здесь пиво, в том числе и знаменитое «Чёрное бархатное».

Центр современного искусства «Винзавод».

По тем временам предприятие было одним из самых современных в мире, было оснащено тремя паровыми машинами мощностью 45 лошадиных сил, а работали на нём 70 рабочих. В 1909 году часть усадьбы была выкуплена на средства почётного гражданина Христофора Леденцова, который завещал своё состояние на развитие российского образования. В главном доме усадьбы было организовано четырёхклассное училище.

После революции предприятие было переименовано в винный комбинат «Мосвинкомбинат», который работал до 2002 года. Его продукцию прославил в своей поэме «Москва-Петушки» Венедикт Ерофеев: портвейны «777», «Далляр», вино «Искорка» производились именно здесь.

«Мосвинкомбинат», 1929 год.

В советское время комбинат расширился - в год производил до 170 наименований ординарных и марочных вин, но уже в начале XXI века Мосвинкомбинату пришлось свернуть свою деятельность, а сохранившиеся здания из красного кирпича стали вместилищем всевозможных арт-проектов. Сейчас на территории «Винзавода» находится семь промышленных построек, памятников индустриальной архитектуры XIX века. Здесь постоянно работают галереи, открыты шоу-румы, самобытные магазины и кафе, проходят крупные фотовыставки, лекции и мастер-классы.

Превратить бывшее предприятие в культурный центр было решено в 2007 году. После реконструкции на площади в 20 тыс. кв. м разместились арт-галереи, дизайн-студии, мастерские художников, крупнейшая фотостудия, бары, кафе, книжный и музыкальный магазины. Все корпуса «Винзавода» сохранили свои старые названия: «Цех Белого», «Цех Красного», «Большое Винохранилище», «Бродильный Цех» и «Ангар».

Вскоре «Винзавод» получил широкую известность и стал «местом силы» современного российского искусства. Сегодня здесь проходят выставки, фестивали, показы фильмов, концерты и спектакли.

Неподалеку от «Винзавода» действует центр дизайна ArtPlay, известный как один из первых творческих кластеров Москвы. Он разместился на территории бывшего московского приборостроительного завода «Манометр», в районе Курского вокзала.
История его началась еще в 1886 году, но название «Манометр» завод получил уже при советской власти. В 1930-е годы завод был единственным предприятием в СССР, выпускавшим оборудование для Московского метрополитена.
В 1990-е годы завод посчитали неэффективным и выселили из Москвы. А в 2009 году в реконструированные цеха въехал ArtPlay. Индустриальный квартал площадью 75 тысяч квадратных метров заняли архитектурные бюро, галереи, мастерские художников, шоу-румы, кафе, книжные магазины, кинотеатр и многое другое. Здесь регулярно проходят выставки современного искусства, фестивали видеоарта, концерты альтернативной музыки, спектакли и кинопоказы. В сентябре 2011 года в выставочных залах ArtPlay прошла IV Московская международная биеннале современного искусства.

Один из самых известных московских примеров перерождения промзоны в культурный кластер - территория «Красного Октября» на Берсеневской набережной. На бывшем пространстве фабрики остались цеха, построенные в конце XIX - начале ХХ веков для товарищества «Эйнем» (по фамилии основателя Теодора Эйнема). В 1917 году фабрика была национализирована и получила название «Красный Октябрь», сохраняющееся по сей день.

Легендарная кондитерская фабрика с более чем вековой историей сменила свое назначение в нулевые годы, когда шоколадное производство вывели на северо-восток Москвы
. «Красный Октябрь» сегодня - эпицентр культурной жизни российской столицы. Здесь находятся архитектурные бюро, дизайн-студии, рекламные агентства, кафе, клубы, магазины, галереи и выставочные залы, гостиницы и хостелы. В память о былом прошлом в здании остался музей фабрики и цех по производству шоколада ручной работы.

Новая жизнь началась и у кондитерской фабрики «Большевик», выпускавшей еще с дореволюционных времен печенье «Юбилейное» - одно из самых любимых россиянами. Историческое красного кирпича здание фабрики было построено в 1884 году и считалось настоящим чудом архитектуры. В 2012 году кондитерское производство было переведено во Владимирскую область, а в здании фабрики и на прилегающих территориях открылся бизнес-центр.
Наполнив Москву новыми культурными площадками и бизнес-центрами, девелоперы решили заняться джентрификацией в более традиционном понимании этого слова.
Так, в числе планов - реконструкция бывшей чаеразвесочной фабрики, построенной в 1914 году в стиле модерн по проекту архитектора Романа Клейна. В 2017 году здесь должны появиться лофт-апартаменты.

БЫВШАЯ ЧАЙНАЯ ФАБРИКА СТАНЕТ ЧАСТЬЮ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ.

Реконструируемое здание бывшей чаеразвесочной фабрики в Басманном районе будет первой очередью комплекса лофт-апартаментов Klein House площадью 12 000 квадратных метров, генподрядчиком которого выступает компания Krays Development. Это должно произойти в третьем квартале 2017 года.

«Многофункциональный квартал в Басманном районе будет включать в себя объединенные целостной концепцией, но различные по архитектуре и функциональному назначению объекты недвижимости – апартаменты, офисную недвижимость и стрит-ритейл», - сообщается в пресс-релизе компании-девелопера.

Но при этом будет сохранен исторический облик находящихся здесь зданий, а все объекты на территории квартала будут выдержаны в индустриальной стилистике, типичной для лофта.

Шестиэтажный комплекс бывшей чаеразвесочной фабрики, построенной еще в 1914 году в стиле модерн по проекту архитектора Романа Клейна на пересечении Ольховской и Нижней Красносельской улиц, планируется реконструировать по последнему слову техники.

Джентрификация (от англ. «gentrification») - это комплексное изменение городской среды, происходящее в результате переселения состоятельных граждан в те районы города, которые ранее были либо заселенны представителями низших классов, либо находились в состоянии упадка и представляли заброшенную промзону. Чаще всего данный процесс сопровождается реконструкцией и обновлением старых построек.
Джентрификация отчетливо наблюдается в США и почти во всех странах западной Европы. Там этот процесс преимущественно связан с возвращением богатого «белого» населения в запущенные городские районы, населенные этническими меньшинствами.
Также термин «gentrification» часто употребляется в отношении процесса возрождения старых промышленных городских кварталов, основанных в прошлом веке индустриальной экономикой (данный процесс иногда называют городской рециркуляцией - перестройкой фабричных и заводских кварталов в жилые, с созданием всех необходимой инфраструктуры).
«Джентрификация - это превращение грязного, неблагополучного и дешевого места в нарядное, модное и дорогое» (Горбачев П.А.)

И это радует. Промышленная архитектура 19-го века-это наше наследие. Если эти здания
поддерживать в хорошем состоянии, они прослужат века.