Библейские рисунки в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в изо

«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

(на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край


Цель урока:

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.


Задачи

Результат

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)


  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.


Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст - христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст


«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г


Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.


Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»


Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )


Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304-1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.


Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.


Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»


Леонардо да Винчи.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)


в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134



Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.
  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;
  • перенести эскиз на лист;
  • уточнить композицию.


Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».


  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему


Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..




Работы по библейским сюжетам. .



Рисунки на рождественскую тему .



Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...







uh.ru 3D рисунки на асфальте.


Библейские сюжеты в живописи

Выполнил ученик 6 в класса

гимназии № 587

Никитин А. А.

Санкт-Петербург


В течение двухтысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.

Библия дошла до нассквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Былонаписано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Великие художники мираотображали в своих картинах библейские сюжеты.

В историиизобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художникРембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе,правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Голландские живописцывпервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстверазличные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решениюболее сложной задачи- к тому, чтобыотразить красоту и значительность духовного мира обычного человека

Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. В его сознании библейские герои служат ярким олицетворениемпрекрасных человеческих качеств. Художник видит в них духовное величие,внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров- егосовременников. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в1634 году.

Ночь. Скорбная тишина.Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Онипришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном светефакелов они снимают с креста его мертвое тело.

Один из мужчин,взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее внизтело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие- мужественную скорбь, третьи- благоговейный ужас, но каждый изприсутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием,но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.

Картина захватываетглубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторыхдвижений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.

На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучшихрешений этой темы- эрмитажная картина «Святое семейство»,созданная художником в1645 году. Евангельскаясцена рождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью,современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Комната окутана нежным полумраком; из разных источниковмягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель,придавая изображенному оттенок одухотворенности. Слегка пошевельнулся во снеребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она- сама чуткость, сама настороженность. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

В1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетомкартины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у Эсфири». Аман,первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая изИудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказалао клевете визиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого онсчитал своим другом.

Художник изображает тотмомент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостноемолчание. Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинальносминает платок. Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно труднопроизнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась к нему,как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняютсяслезами. В то же время в нем пробуждается благородный гнев, и он властносжимает скипетр.

В глубокой тени, водиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись,опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Онпонимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждатьдруга.

Если в картинах,посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримоеосуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то огуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку,повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсемодинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большаячеловеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда ираскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, встоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за многолет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него нагруди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына идавно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встречебольше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокийслед в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточнообратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленнуюфигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать

«Возвращение блудногосына»- это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности впоследние годы жизни с однойстороны иничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его сдругой с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Мало найдется в историиискусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он не писалстатей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких подуху лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей,ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственныхперсонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Ренессансноепредставление о важности человеческой личности не вписывалось в художественныеконцепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрываетлица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и визображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообщескрыто за завесой снегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве,- совмещение временных и пространственных пластов. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей, и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Годы творческой зрелостиБрейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами имонархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой противвладычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины,объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов, «Триумфсмерти» (Мадрид), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель),«Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

В течение своей жизниБрейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, апозже Брюсселя.

По темпу роста Антверпенуне было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центромзападного мира. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации,когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики,протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Антверпен был символоммира. Башней, отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю,а на небо.

Брейгель писал«Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонскаябашня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок.1563). Гигантскоестроение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникампередать так живо чудовищную величину башни, размах строительства,превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.

КартиныКараваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так как поражали своейнеобычностью. Также незауряден был характер этого художника - дерзкий,насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение»,«Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Еговлекут темы трагические. На его полотнах люди страдают, испытывают жестокиемучения. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан, их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя?» После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.

Какнародную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненноетело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает кгробовой плите, над черным пространством могилы.

Вкартинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей.В евангельских сценах он показывает жизнь простого народа. СовременникиКараваджо свидетельствуют: он призирал все, что не было скопировано с жизни.Художник называл такие картины безделушками, детскими и кукольными вещами.

Иконописьпоявилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византииновую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконописьокончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системуизображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из“оснований” новой религии.

Напротяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простойлюд приобщался через них к искусству.

Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы

находилимотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представлениео добре и зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сампридумать сюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможноститворить. Он мог добавить какие-то детали, по-своему «прочитать» церковныйсюжет, подобрать сочетания красок. По этим деталям можно отличить стиль АндреяРублева от стиля Феофана Грека или Дионисия.

Вопросо принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметоможивленных научных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятностиприписываются прославленному мастеру.

Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое иневидимое. Второе ее лицо - Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо,как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.

Истинныйвид божества неизвестен человеку - “бога же не виде никто” (Иоанн,1,18).Однако, иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.

Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается ввиде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественновосседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама илегендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатымстранникам угощение.

Виконе Рублева поражает необыкновенная простота, “немногословность”, с какойвоспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие,–гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость вотношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священнымтекстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания ипопыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее.

НаРуси в 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем “едину силу,едину власть, едино господство”, стало религиозным символом политическогоединения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: “Троицейживем, движемся и есть мы”. Этой же идеей проникнута и “Троица” Рублева,ставшая как бы нравственным символом новой Руси.

Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях,художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразитьсовременную им действительность.

Список использованнойлитературы:

1.

Роз-Мари Хаген Р. «Питер Брейгельстарший». – «Арт-родник», 2000г.

2.

Андронов С. А. «Рембрант. О социальной сущности художника»–Москва, «Знание» 1978г.

3.

Платонова Н.И. «Искусство.Энциклопедия» – «Росмэн-Пресс», 2002 г.

Кто сердца не питал, кто не был восхищён

Сей книгой...

В. А. Жуковский

Библия — сокровищница духовного и культурного наследия — оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XII в. до н. э. по начато II в. н. э., она до сих пор остаётся одной из любимых и читаемых книг.

Библия — произведение, состоящее из множества книг, написанных в разные времена и разными автора-ми. Поэтому становится понятным перевод её назва-ния с греческого: «Biblia» — «книги». Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Завет .

Что же так привлекает людей в Библии? Прежде всего — идеалы добра, справедливости, самоотвержен-ного служения людям и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывало с лич-ностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваля-ли. Молились на него...

Бессмертный облик Христа стремились запечатлеть в произведениях искусства величайшие мастера. Труд-но сосчитать, сколько творений художников самых разных эпох посвящено библейским сюжетам и обра-зам. Росписи в римских катакомбах, византийские ико-ны и мозаики, искусство сурового Средневековья и торжественного Возрождения... Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс... Перечень имён величайших художников мира можно бы-ло бы продолжать точно так же, как и список компози-торов, создавших музыкальные произведения на темы Священного Писания: И. С. Бах, Ф. Й. Гайдн, В. А. Мо-царт, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, С. В. Рахма-нинов...

То же можно сказать и о мировой литературе . Редко кто из художников и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Поэтов она привлекала образностью, богатством и красотой худо-жественного слова. В этом ряду Данте Алигьери, И. В. Гёте и Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, Б. Л. Пастер-нак и И. А. Бродский... Материал с сайта

Начиная с XX столетия к страницам Библии обра-тился и мировой кинематограф .

Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Свя-щенного Писания. В них заключены духовное содержа-ние и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, се-годня известны далеко не каждому человеку. Это объяс-няется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства.

…о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст …о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст В наше сложное время каждый человек пытается сохранить покой и мир в своём доме, оградить близких от зла и агрессии…




Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? В православных храмах всюду можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Фреска Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения в Новгороде Богоматерь Владимирская Спас Троица Андрей Рублев


Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. С Сикстинская мадонна Рафаэль гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи гг.


Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.














Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров А.Невский. Петр и Феврония Серафим Саровский Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация




З А Д А Н И Е: Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня Блудный сын и другие ветхозаветные предания; Благовещение Рождество Святое семейство Ангел Хранитель Жизнь и подвиги святых, просиявших в земле русской Дорога к храму




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… символ радости, блаженства, Божественной энергии, вечности. Ему тождественен желтый цвет. обозначает небо обозначает небо и вечность цвет чистоты и славы Христа, означает самого Бога золотой синий голубой белый




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета. обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета.


Работы учащихся 7 классов нашей школы, участвовавшие в городских, региональных и всероссийских православных конкурсах: Рисунки с конкурсов: «Красота Божьего мира» и «Гренадеры, вперед!» Рождество Ксения Петербургская Петр и Феврония Сергий Радонежский Дмитрий Донской Захарчук Н. 7в Данилова Е. 7а Мусатова Ю. 7а Кудрявцава Д. 7а Осокина Е. 7б Благословение Сергия Дорога к храму Графкова Н. 7б Данилова Е. 7а Богоматерь – защитница родной земли. Мусатова Ю, Семенова А. 7а


Победители епархиального этапа конкурса «Красота Божьего мира – 2010 года»: Любимый храм Крикова П. 3б Благословение. Салтыкова Е. 8а Награждение Алаевой В. в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля года Крещение. Алаева В. 6в


Спасибо за внимание! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве методический комплекс

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве 1 урок.

БИБЛИЯ – живой источник и для взрослых, и для детей. Открой библейские истории и вспомни некоторые из них, воплощенные в великих произведениях искусства…

Икона Богоматерь Белозерская Первая треть XIII в. Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа. Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В православных храмах везде можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? Богоматерь Владимирская Спас «Троица»

Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. Сикстинская мадонна Рафаэль 1512-1513 гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-1491 гг.

Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.

Райский сад. Адам и Ева… Определи, какое настроение стремятся передать художники, изображая райский сад. Адам и Ева. Лукас Карнах Старший Райский сад. В.Васнецов Роспись во Владимирском соборе в Киеве

Всемирный потоп и Ноев ковчег… Объясни, к каким видам изобразительного искусства можно отнести эти картины. Почему? Ноев ковчег Г. Доре Ноев ковчег Э.Хикс Всемирный потоп. И.Айвазовский

Вавилонская башня… Определи, цветовые гаммы, в которых выполнены представленные работы? Вавилонская башня П.Брейгель старший Рисунок. Средние века Разрушение Вавилонской башни Ван Клеве

Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров Петр и Феврония Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве Практическое задание

Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня З А Д А Н И Е:

1.Наметить карандашом контуры гор и воды. Горка - это один из элементов пейзажа в иконописи. 2.Исходя из выбранного сюжета, намечаем тонкими линиями карандаша окружение: деревья, кустики, воду, архитектуру, башню или Ноев ковчег. 3.Намечаем людей и животных. Практическая работа

3. Закрасить фон краской желтой с белой гуашью, можно немного добавить охры. 4.Обвести краской контуры гор и воды. 5.Сразу на листе, без палитры, подобрать и закрасить цвет горок желтым с красным, добавляя немного черного. Первый слой красок, наложенный на рисунок (Роскрыш). 4 . Изображение воды закрасить синим с небольшим количеством белого. Практическая работа

5.Синими и белыми линиями прорисовать волны на воде. Волны в иконописи изображаются в виде чешуйчатых бугорков и спиралей, а с XVIII в. известны усложненные изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. 6. Черным цветом добавляя желтую и, если необходимо, красную краску, наметить деревья, закрасить их. Практическая работа

7. Завершаем работу прорабатывая детали Практическая работа