Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (по произведениям Л. Н. Толстого). Согласны ли Вы с Л. Н Толстым, утверждающим, что война – “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев… а интересовал меня сам факт войны – убийство.. мне интереснее знать каким образом и под влиянием чего убил один солдат другого, чем как были расположены войска при Аустерлицком сражении или при Бородинской битве, - так писал Л. Н. Толстой.» Он был участником и свидетелем многих исторических событий, которые нашли отражение в его творчестве.

Участвуя в обороне Севастополя, Толстой увидел мужество солдат и матросов, силу народа, жестокость и бездарность правителей. Главное, что он увидел и показал в своих произведениях – это жестокость войны. Он показал правду о войне, раскрыл ее грязные, безобразные стороны.

«Или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания». Эту мысль великий писатель проводит с первых страниц, где идет речь о войне. Несколько сражений мы видим в романе «Война и мир»: Шенграбенское, Аустерлицкое - и Бородинскую битву. Их объединяет одно:война – противное человеческой природе событие.

В Бородинском сражении, которое можно назвать кульминацией романа, эта мысль показана наиболее ярко. Толстой избрал Пьера для описания Бородинского сражения. Он свободен, не привязан к определенному месту боя. Ему, не видевшему до этого никаких битв, должна раскрыться некая правда. К этой правде вместе с Пьером ведет читателя и Толстой. Первое чувство – чувство недоумения. Кавалеристы идут на сражение, встречая раненых, ни на минуту не задумываются о своей судьбе. А из этих людей 20 тысяч обречены на смерть Пьер удивлен, что здоровые люди, идя в бой, не думают о смерти. Когда Пьер увидел повозки с ранеными, работающих на будущем поле сражения мужиков, он понял значительность и ужас события.

Пьер становится свидетелем смерти офицера, потом взорвавшегося с зарядами ящика. Война открывается во всем ее ужасе. И вот Пьер уже не помнит себя от страха. Он бежит под гору, спотыкаясь об убитых и раненых. Толстой нагнетает атмосферу ужаса войны. Пьер видит изуродованные страданием лица. Того чувства, которое было раньше на лицах солдат, уже не было. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги, эта лужа крови, эта голова француза, которая, кажется Пьеру, оторвалась от того, что Пьер сжимает его шею – все это создает мрачную атмосферу убийства. Толстой и читатель видят, как бессмысленно люди дерутся. Писатель, конечно же, говорит о патриотическом духе, о справедливости дела, о торжестве русского духа. Но самое главное, что показывает Толстой, - это жестокость и абсурдность войны.



Жестокость войны читатель видит, читая страницы о горящей Москве и о смертельном ранении на Бородинском поле Андрея Болконского. Гибель Пети Ростова, мечтательного, доброго, никому не причинившего зла, подчеркивает абсурдность войны. Так Л. Н. Толстой проводит через весь роман мысль о том, что Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.»

«Твоя любовь любому чувству может быть примером …». Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина.

Мотивы лирики Пушкина разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, философская лирика. лирика дружбы и, наконец, лирика любви. Каким бы чувством не было проникнуто стихотворение Пушкина, оно искреннее, сильное и может быть примером для любого человека.
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях. Любовь - чувство идеальное, возвышенное, прекрасное. У Пушкина любовь представлена как мимолетное влечение, как любовь человека, умудренного жизнью. Этому чувству сопутствуют радость, печаль, грусть.

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил...”. Оно волнует читателей потому, что в этом небольшом стихотворении заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки “Я вас любил...”, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Кажущаяся простота позволяет раскрыть самые различные чувства.
“Я вас любил” - выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить свою возлюбленную.



Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...

Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь - это желание, чтобы твоя любимая была счастливой и любимой даже другим. До какой же высоты в своих чувствах поднялся поэт, что к женщине, оставившей его, он не испытывает чувства ненависти Нет у него ни зависти, ни ревности. Это и есть такое проявление чувств, которое может быть примером.
Еще один шедевр любовной лирики - “Я помню чудное мгновенье...”. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн интересна.
Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный приезд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти.
Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав “Евгения Онегина”.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...

Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.
“В томленьях грусти безнадежной... Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...”

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты”.
Неважно, связаны или нет стихотворения Пушкина о любви с конкретной личностью, они показывают, каким сильным должно быть чувство любви, как должно возвышать это чувство человека.

Почему люди не летают, как птицы" : только ли о беззаботном девичестве сожалеет Катерина?
В тысяча восемьсот шестидесятом году выходит пьеса А. Н. Островского "Гроза". Она поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. И, конечно, возникает вопрос: кто виноват в гибели главной героини Катерины. Ведь на самоубийство идет женщина, причем женщина, глубоко верующая в бога, то есть понимающая, что самоубийство – это грех. В одном из монологов Катерина вспоминает свое детство. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле" среди материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день.

Из монолога видно, что Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» .Воспоминания о детстве дают читателям не только представления о характере героини, но и резко контрастируют с условиями жизни в доме свекрови. Если в детские года жизнь Катерины окутана лаской и любовью, то в доме Кабановой жестокостью, недоверием, бранью. Потому и употребляет такое сравнение Катерина «жила, словно птичка на воле». В доме матери она делала, что хотела, а здесь она вынуждена выполнять, что угодно свекрови. Да к тому же основой семьи в темном царстве являются домостроевские законы. Кабанова убеждена, что, если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.

Эти порядки и неожиданно возникшее чувство любви. порождает противоречие в душе главной героине драмы Катерине. Она, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”. Катерина почувствовала состояние свободы, знакомое ей с детства.
«О тчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Монолог Катерины – это воспоминания о беззаботном девичестве, и ожидание новой, свободной жизни, о которой мечтает каждый человек. Это и опасение, потому что Катерина религиозна и понимает, что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Так в драме «Гроза» появляется тема греха. В монологе Катерины Островский показывает своеобразие характера героини., ее одиночество в чуждом ей мире, желание свободы. Историю своего детства она рассказывает Варваре, единственному человеку в этой среде, как ей кажется, понимающему ее. «Так ты, Варя, жалеешь меня? Так ты любишь меня?» Как не хватает ей участия, любви, сочувствия. . Монолог Катерины важен для понимания дальнейшего развития действия. Ее мечтательность, сила характера, желание любить и быть любимой несовместимы с тем жестоким миром, в который она попала.

1. «Вечная Сонечка» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Какой смысл заключает крылатая фраза «Сонечка, вечная Сонечка, покуда мир стоит!»?

Один из вопросов романа «преступление и наказание» - что делать, чтобы изменить безобразный «лик мира сего»? В романе есть ответ– путь Раскольникова. « Природу поправляют и направляют» -убеждение этого героя.. Автор показывает и другое решение проблемы – это путь смирения. Раскрыт этот путь в образе Сони Мармеладовой. В портрете героини подчеркнута детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей Достоевского: путь к счастью лежит через страдание, веру в Бога. Выход из тупиковой ситуации, в которую попал Раскольников, Соня видит в страдании и искуплении вины. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль делает образ Сони идеальным.

Для Сони все люди имеют право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, неважно, во имя чего он совершен. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть. Утешение он находит в вере и в бескорыстной любви к людям. Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова. Соня осуждает его за презрение к людям и не принимает его бунта, его «топор», который, как казалось Раскольникову, был поднят ради таких, как она. «Это человек-то вошь?»- удивляется Соня. У нее Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе нее нет у него на земле человека. Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Героиня - тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. . Она думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она беспокоилась о голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу.

Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего.

Лев Толстой 1828 - 1910

Казна филолога

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

«Противная человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»

«Я не знаю ни одного, кто писал бы о войне лучше Толстого», - сказал Е. Хемингуэй.

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой «жизнь и смерть». Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия - мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Толстого как мыслителя всегда привлекала идея «вечного мира». Авторская мысль о возможности «вечного мира» чувствуется уже в первых главах произведения. Эта идея поразила Пьера Безухова в рассуждениях аббата Морио. «Вечный мир возможен...» - пока что неуверенно говорит Пьер Андрею Болконському на вечере в салоне Шерер. Теория мистического и неизбежного возникновения войн была глубоко чужда Толстому. Писатель убедительно разоблачает антигуманный характер войны как таковой. Вот авторское «предисловие» к событиям 1812 г.: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть осуществилась противостоящая человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Беспощадными есть слова Андрея Болконского, отрицание им тезисы о войне как азартную игру: «Война не любеВНОсть, а найгидкіша дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну».

Основу «Войны и мира», центральный «нерв» сюжета - военно - исторические события 1805, 1807, 1812 гг. В произведении описаны три главных военно-исторических эпизода, связанных с этими датами: бой под Шенграбеном, Аустерлицкая битва, Бородинское сражение. Эпизодам из истории, размышлением автора на исторические темы посвящено сто восемьдесят шесть из трехсот тридцати трех разделов книги. До романа-эпопеи входит более ста массовых и почти пятьдесят «солдатских» эпизодов. «Я старался писать историю народа...» - объяснял Толстой. «Война и мир» является не только гениальным воспроизведением картин русской истории, своеобраВНОй «воїнською повести» Нового времени, но и взволнованным рассказом об испытании человека, нации на моральную устойчивость, на жизнеспособность.

Связи, «сцепления» (характерное слово Толстого; его повторяет Пьер Безухов) частной и общественной жизни персонажей является важной особенностью романа-эпопеи. На дорогах истории пересекаются пути толстовских героев. Отечественная война 1812 г. определила знаменательные повороты в жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой... Большие и малые исторические события в романе воспроизводятся через восприятие главных героев, проходящих через их души и сердца.

Подробности. Такой принцип изображения исторической действительности был важным достижением Толстого-художника. «Каждый исторический факт необходимо объяснять через человека», - записал Толстой в дневнике. Еще в ранних «Севастопольских рассказах» писатель отказался от изображения войны в псевдоромантичному духе как события «с музыкой и барабанным боем, с майоріючими знаменами и гарцюючими генералами» и показал лицо войны «в крови, в страданиях, в смерти». Поистине трагедійними есть картины гибели сотен людей в военных столкновениях, во время пожара в Смоленске, в Москве, страдания пленных, горе мирных жителей. Читательское чувство ненависти к войне усиливается и тем, что в войне погибает один из любимых героев Толстого - Андрей Болконский.

Кульминация всего произведения - Бородинский бой - определяющий момент в жизни народа и главных героев романа Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей ее семьи.

Толстой изобразил рост патриотического подъема перед Бородінською битвой и ту «теплоту патриотизма», которую чувствовал Пьер Безухов в каждом российском солдату перед боем. Моральное поражение предшествует политическому краху наполеоновской армии. Это обстоятельство рассказчик постоянно подчеркивает: «Нравственная сила французской атакующей армии была исчерпана... Французское нашествие, как разъяренный зверь, который был смертельно ранен в разгоне, чувствовала свою гибель... Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячной нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородіном была поднята рука сильнейшего духом противника».

Война …противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие? Так выглядит позиция по отношению к войне Льва Николаевича Толстого в его знаменитом романе "Война и Мир". Читая о событиях минувших дней и интересуясь событиями сегодняшними, приходишь к выводу, что Лев Николаевич не прав. Война противна далеко не всем!

Почему я обратился к этой цитате? Во-первых, Толстой считается классиком, а то, что пишут классики - всегда актуально. Во-вторых, я очень часто слышу подобные мысли от окружающих, и цитата из "Войны и Мира" отражает их суть.

Ниже попытаюсь на конкретных примерах доказать, что война - не противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие, а как раз наоборот.

…Война, жестокая и беспощадная, кровавая и беспринципная, идёт вокруг Израиля почти шестьдесят лет! Каждый месяц гибнут десятки людей! Но война продолжается, и конца и края ей не видно. Обстановка только накаляется с каждым днём. Неужели, действительно, война противна человеческому разуму? Неужели война противна всей человеческой природе? Факты говорят об обратном. Факты говорят, скорее, о том, что война - это естественное состояние многих людей.

Пример арабо-израильских войн взят неслучайно. По-моему, он как нельзя лучше показывает значение боевых действий для местного населения, особенно для жителей Палестинских территорий. Этот пример полностью опровергает пример Толстого о том, что война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Палестинцы так не считают, и подтверждают всеми своими действиями. Война для жителей Палестины - это всё: хлеб, дом, работа, досуг. Эти люди не умеют больше ничего делать, кроме как воевать. Война - это смысл их жизни. Однако такое утверждение не является чем-то новым. Об этом неоднократно и открытым текстом говорили лидеры палестинских группировок и, в первую очередь, Ясир Арафат. Печальный парадокс - но таким людям иногда дают (именно дают, а не присуждают!) Нобелевские премии Мира…

Может показаться, что я рассматриваю вопрос как-то однобоко, только с позиции арабофобии. Хорошо, рассмотрим Израиль. Израильская сторона неоднократно, официально и неофициально заявляла о прекращении огня и готовности заключения мира. В связи с этим даже появилась шутка: Если Израиль говорит о завершении войны, то это означает, что бои разгораются с новой силой.

Что же получается? Неужели Израиль не меньше Палестины заинтересован в постоянной войне? Тем не менее, факты говорят именно об этом. На продолжение боёв Израиль получает неофициальное добро от ведущих стран Запада, а вместе с ним финансовую поддержку и вооружения. Получается замкнутый круг: если война выгодна обеим сторонам, то почему она должна быть противной человеческому разуму и всей человеческой природе событием?

Может быть, от войны устают? Может быть, длительные боевые действия, действительно, способствуют появлению у людей желания мира? Может быть, война со временем становиться противной и отвратительной человеческому разуму?

Берусь утверждать, что это не так, и в качестве подтверждения попытаюсь привести события, имевшие место в первой половине прошлого века.

…Вот уже четыре года идёт кровопролитная Первая мировая война. Русские армии отступают, неся тяжёлые потери. Солдаты не хотят воевать. Они отказываются подчиняться офицерам и идти в атаку. Создаётся впечатление, что война всем надоела, все хотят мира…

Пожалуй, именно такой основной смысл имеют многочисленные публикации и статьи в печатных и электронных источниках. Вроде бы такое толкование подтверждается: солдаты обеих армий братаются прямо на поле брани, поют песни, угощают друг друга табаком.

Но снова начинаются парадоксы. Казалось бы, только что никому не хотелось воевать. Тем не менее, проходит совсем немного времени, и уставшая от войны Россия бросается в новую бойню, известную всем под названием Гражданской войны.

Те же самые рабочие и крестьяне, которые недавно отказывались воевать, снова берут в руки винтовки и начинают новую мясорубку, уносящую новые миллионы жизней…

Напрашивается логичный и закономерный вопрос: как объяснить такое желание воевать с позиции Льва Николаевича и согласных с ним?

Объяснение может быть только одно, учитывая два вышеприведенных примера, которых, надеюсь, достаточно. Утверждение Толстого - не аксиома, хотя её хотелось бы таковой видеть.

Война - это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие и, одновременно, естественное положение вещей. Звучит парадоксально, но всё зависит от конкретного здесь и сейчас!

И началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Л.Н. Толстой
Война - ужасное и чудовищное слово. Во все века и времена люди ненавидели ее. Она приносила с собой страдания и горе. Война, пришедшая на твою землю, затрагивает судьбу каждого ее жителя, на свой лад изменяет судьбы людей.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» войне и военным действиям отводится особая роль, но сама по себе война для писателя - «самое гадкое дело в жизни».
В своем сочинении мне хочется особо отметить народную войну 1812 года. Патриотизм русского народа в этой войне был всеобщим, захватывающим массы. Толстой писал: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозною и величественною силой». Величие Толстого заключается в том, что он прекрасно показал патриотизм русских людей, их ненависть к захватчикам, показал войну народную. Главным героем романа является исполинская фигура русского народа. Защищая свою родную землю от наполеоновских полчищ, русские солдаты проявляли необычайный героизм, стойкость и выдержку. Особенно ярко это проявилось в Бородинском сражении. Толстой показывает, как в борьбе с захватчиками рос и усиливался патриотизм, крепла воля к победе. Русские люди не хотели оставаться в местах, занятых французами, создавали партизанские отряды, уничтожали коммуникации врага. Партизаны Денисова и Долохова нападали на обозы французов, забирали в плен горе-завоевателей. Толстой рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побив- Шей сотни врагов.
А ведь Василиса могла воспитывать детей, сеять хлеб. Толстой подчеркивает противоестественность войны, он приводит мирные эпизоды из жизни русских людей: беззаботные балы, прогулки в каретах, природу, поражающую читателей своей красотой и чистотой. И слишком громко на фоне всей этой красоты гремят выстрелы, горят деревни, льется человеческая кровь.
Шенграбенское сражение. От успеха в нем зависело спасение армии Кутузова. Ясность и значительность цели рождали массовый героизм. Сам Багратион ведет полк в атаку и сметает французов. Шенграбен завершается картиной беспримерного подвига батареи Тушина. Подобно Тушину, другой офицер, капитан Тимохин, атакует фланг противника, дав тем самым продержаться расстроенным русским полкам. Тимохин - воплощение воинского долга. Это тот самый Тимохин, который перед сражением тихо беседовал с солдатами, смеялся, а в бою проявил такую жестокость, которой от него не могли ожидать в мирное время.
J1.H. Толстой отмечал патриотизм, мужество и стойкость лучших представителей дворянского класса. Такими предстают перед нами Андрей Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых. Толстой создал индивидуальные характеры героев, в некотором смысле резко противоположные друг другу. Пьер устремляется в область отвлеченного мышления. Андрей ищет дела практического. Но есть и общее в их характерах - это неустанное стремление к жизненной правде. И в этом смысле война для героев неприемлема. Очень важным, на мой взгляд, является момент прозрения Андрея. Испытывая тяжелые физические и нравственные страдания, находясь на пороге смерти, видя бесконечно высокие и чистые облака - символ высшего начала, - князь Андрей ощущает в своей душе веру в Бога, а с ней счастье и истинные критерии справедливости. Вчерашний кумир Наполеон теперь представляется ему ничтожеством.
Вот так рушатся идеалы, не выдерживая проверки на стойкость. Но такие нравственные чувства, как чистота, преданность Родине и народу, приводят героев романа к сближению с массами и борьбе за их независимость и свободу. Свобода народа и война - вещи несовместимые.
Действительно пророческими были и остались слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни».

He может быть, чтобы со временем
человеческое общество не поняло всю
бессмысленность и жестокость войн.
А.С. Пушкин

Неприятие автором «Войны и мира» привычной в литературе и искусстве эстетизации военных действий отмечалось многими. Как известно, война для Л.Н. Толстого - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта центральная идея «Войны и мира» в XIX веке вызывала возражения. Военные историки говорили, что мир в истории человеческого общества составляет скорее исключение.

Однако понимание Толстым войны - подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму. Ho последним, но мысли автора «Войны и мира», противостоят социальные установления, приводящие к разъединению людей или их объединению в ненормальные, неестественные сообщества, в которых внешнее, показное подавляет внутреннее, существенное. Общество, допускающее войну, недостаточно человечно - к этой мысли подводит нас автор романа-эпопеи.

Правда, Толстой не отрицает стройной красоты воинского механизма. Без всякого осуждения говорит он о том, как солдаты после тридцативерстного перехода всю ночь готовились к смотру под Браунау, так что «к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, представлял стройную массу двух тысяч людей, из которых каждый знал свое место, свое дело, из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были па своем месте и блестели чистотой». Свое воздействие воинская эстетика оказывает и на Андрея Болконского, который накануне Аустерлицкого сражения «не мог равнодушно смотреть на знамена проходящих батальонов». Я думаю, что в этих своих мотивах «Война и мир» развивает традиции пушкинских поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Ho главным образом показана в «Войне и мире» оборотная сторона, мрачная изнанка такого рода красоты военных действий. Так, Пьер, привлеченный «красотой зрелища» на батарею Раевского, сталкивается с войной во всем ее ужасе и безобразии. Ростову, ставшему свидетелем блестящей атаки кавалергардов под Аустерлицем, «страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров... после атаки осталось только осьмнадцать человек». А князь Андрей, избавившись от иллюзий, называет войну убийством и обманом. Особенно потрясают ужасы войны, когда знакомишься с завершающим эпизодом Бородинского сражения: дождь, который стал накрапывать на убитых и раненых, испуганных и изнуренных людей, как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Мне думается, что изображение Толстым войны в ее ужасах и суровой прозаичности предварено лермонтовским стихотворением «Валерик», где создан образ войны как извечного, бессмысленного убийства людей друг другом.

Отнюдь не эстетизируя изображаемые военные действия, Толстой вместе с тем не выдвигает на первый план безобразное, страшное и очевидно абсурдное в войне. Нет, безобразие и преступность войны поворачиваются в «Войне и мире» опять-таки не внешней стороной: значим сам факт смерти лучших людей (Андрея Болконского, Пети Ростова, безобидного Платона Каратаева), важно воздействие войны на умы и психологию, важно то, что гибнут жизненные ценности. Так, в «Войне и мире» показан пожар Москвы в целом, а не то, как горело какое-либо здание; не привлекают внимания автора и конкретные причины пожаров.

Убийство человека человеком в романе-эпопее Толстого по показано ни в одной батальной сцене, не связано ни с одним персонажем. Насильственное умерщвление на войне у Толстого безлико, как бы стихийно, отвлечено от всего непосредственно человеческого. Зримых сцен убийства в книге только две - убийство Верещагина и расстрел пленных в Москве, но это не батальные сцены: изображение не войны как таковой, а наиболее преступных сопровождающих ее моментов. Исполнители казни показаны лаконично: «Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту». Этого достаточно, чтобы казнь предстала во всей ее бесчеловечности.

Война в изображении Толстого - это прежде всего жестокое поругание человечности, но время военных действий, по мысли автора, не прекращает «живой жизни», однако продолжается она в непомерно трудных и противоестественных условиях.

В отдельных эпизодах «Войны и мира» люди показаны испытывающими острые мучения, духовные и физические, действующими как бы на пределе возможного. Порой персонажи представлены в состоянии экстаза, истерики - и притом ведущими себя патетически. Так, добродушно и громко, а вместе с тем полуистерически хохочет пленный Пьер, выйдя ночью из барака и вслух думая о тщетности попыток держать в плену его «бессмертную душу». В состоянии экстаза зажигает купец Ферапонтов свой дом, чтобы тот не достался французам. Ho это немногие моменты жизни военного времени, как она подана в «Войне и мире».

Поэтизируемая Толстым народная война не сопряжена с какой-либо особой, специфической именно для нее эстетикой поведения. Достойные внимания и уважения герои романа в военной обстановке ведут себя столь же просто, столь же не причастны к демонстративной торжественности и импозантности, как и в мирное время. Таковы и Кутузов на Бородинском поле, и солдаты во всех изображенных Толстым сражениях, и Василий Денисов, и Тихон Щербатый в партизанском отряде. Действующие силы народной войны в глазах Толстого свободны от какой бы то ни было ритуальности и театральной эффектности. Нормой поведения человека на войне для автора является следование естественным законам жизни мирной - жизни как таковой. Здесь неизменно находится место и непреходящей человеческой доброте, и неотъемлемой заботе людей друг о друге, и радостному оживлению при вторжении в судьбу чего-то нового и неизведанного (будь то даже серьезная опасность), и шуткам, и веселому смеху.

He избавлены в «Войне и мире» от искуса величавости и импозантности, а также от иллюзии эстетической привлекательности военных сражений глазным образом те люди, которые психологически или практически причастны к силам агрессии. Так, профессиональный военный Наполеон, который способен любоваться полем сражения с изуродованными трупами, обнаруживает свою бесчеловечность также и тем, что сравнивает кровопролитное сражение при Бородине с шахматной партией: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра».

Таков именно военно-государственный ритуал, которому противопоставлена «дубина народной войны». Ритуал этот осуждается и применительно к русской военно-бюрократической верхушке. Как издевка воспринимается после всех ужасов и смертей помпезность встречи недавних врагов-императоров в Тильзите, награждение французским орденом солдата Лазарева (видимо, первого попавшегося).

В батальных сценах наиболее прямой объект критики Толстого - нападение, атака, ибо для него оправданна лишь оборонительная война. Так, нелепым, комичным выглядит атака с музыкой и барабанами на бегущее из России, разваливающееся войско Наполеона.

Внешне патетический ореол поведения в военных условиях предстает у Толстого как ошибочно приписанный народной Отечественной войне. Эта официальная версия абсолютно не соответствует тому, что было в действительности. В Бородинским сражении русские не атакуют, а защищаются. Решающее влияние на исход войны оказывает оставление Москвы армией и населением - действие, в буквальном смысле не героическое. Москвичи «уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы... Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа».

Пo Толстому, люди, сделавшие войну средством самоутверждения, в той или иной мере театрализуют свое поведение, будь то французские маршалы (тщеславный Мюрат и сознательно создающий себе мрачную обстановку Даву), немецкие или русские генералы. В шенграбенском эпизоде описывается «турнир храбрости» между двумя полковыми командирами, стоявшими под пулями, чтобы перещеголять друг друга, и забывшими о своих обязанностях командиров.

Отмеченные выше особенности отношения Толстого к войне вполне отвечали его миропониманию, его понятиям добра, зла, человечности. Нить человечности - эту великую гуманистическую традицию русской литературы - Толстой унаследовал непосредственно от Пушкина, которого он называл своим «отцом».

Идут годы. И новые поколения читателей открывают в романе Толстого новые грани. Сохраняя полностью свое героико-патриотическое значение, в наши дни роман «Война и мир» воспринимается также и как великое антивоенное произведение, автор которого решительно осуждает агрессивные, захватнические войны и их зачинщиков.