Биография баха. Воображаемый разговор баха с э.г. хаусманом

Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры. Творчество музыканта-универсала, жившего в XVIII веке, жанрово всеохватно: немецкий композитор соединил и обобщил традиции протестантского хорала с традициями музыкальных школ Австрии, Италии и Франции.

Через 200 лет после смерти музыканта и композитора интерес к его творчеству и биографии не остыл, а современники используют произведения Баха в ХХ столетии, находя в них актуальность и глубину. Хоральная прелюдия композитора звучит в «Солярисе» . Музыка Иоганна Баха, как лучшее творение человечества, записана на Золотую пластинку Вояджера, прикрепленную к космическому аппарату, запущенному с Земли в 1977 году. По версии «Нью-Йорк Таймс» Иоганн Себастьян Бах – первый в десятке мировых композиторов, создавших шедевры, стоящие над временем.

Детство и юность

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.

В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.


Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.

В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.

Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.


В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.

В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.

Музыка

В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.

Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.


Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.

В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.

После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.


Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.

Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.

«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.

В Веймаре Иоганн Бах приступил к работе над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий для органа, сочинил величественную органную «Токкату и фугу ре-минор», «Пассакалью до-минор» и 20 духовных кантат.

К концу службы в Веймаре Иоганн Себастьян Бах стал широко известным мастером клавесина и органистом. В 1717 году в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Луи Маршан. Концертмейстер Волюмье, наслышанный о таланте Баха, пригласил музыканта состязаться с Маршаном. Но в день соревнования Луи удрал из города, испугавшись провала.

Желание перемен позвало Баха в дорогу осенью 1717-го. Герцог отпустил любимого музыканта «с изъявлением немилости». Органиста нанял на должность капельмейстера князь Ангальт-Кетенский, хорошо разбиравшийся в музыке. Но приверженность князя кальвинизму не позволяла Баху сочинять утонченную музыку для богослужений, поэтому Иоганн Себастьян писал преимущественно светские произведения.

В «кетенский» период Иоганн Бах сочинил шесть сюит для виолончели, Французскую и Английскую клавирные сюиты, три сонаты для скрипичных соло. В Кетене появились знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений, включающий 48 прелюдий и фуг, названный «Хорошо темперированный клавир». Тогда же Бах написал двухголосные и трехголосные инвенции, которые называл «симфониями».

В 1723 году Иоганн Бах устроился кантором хора Святого Фомы в церкви Лейпцига. В том же году публика услышала произведение композитора «Страсти по Иоанну». Вскоре Бах занял должность «музыкального директора» всех городских церквей. За 6 лет «лейпцигского периода» Иоганн Бах написал 5 годовых циклов кантат, два из которых утеряны.

Городской совет дал в распоряжение композитора 8 хоровых исполнителей, но этого количества было крайне мало, поэтому до 20 музыкантов Бах нанимал сам, что служило причиной частых стычек с властью.

В 1720 годах Иоганн Бах сочинял преимущественно кантаты для исполнения в церквях Лейпцига. Желая расширить репертуар, композитор писал светские произведения. Весной 1729 года музыканта назначили руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, основанного другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль дважды в неделю на протяжении года устраивал двухчасовые концерты в кофейне Циммермана рядом с рыночной площадью.

Большинство светских произведений, сочиненных композитором с 1730 по 1750 годы, Иоганн Бах написал для исполнения в кофейне.

В их число входит шутливая «Кофейная кантата», комическая «Крестьянская кантата», клавирные пьесы и концерты для виолончели и клавесина. В эти годы написана знаменитая «Месса си минор», которую называют лучшим хоровым произведением всех времен.

Для духовного исполнения Бах создал «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», получив от двора в награду за творчество титул королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 году Иоганн Бах побывал во дворе короля Пруссии Фридриха II. Вельможа предложил композитору музыкальную тему и попросил написать импровизацию. Бах – мастер импровизации – тут же сочинил трехголосную фугу. Вскоре он дополнил ее циклом вариаций на эту тему, назвал «Музыкальным приношением» и послал в подарок Фридриху II.


Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.

В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили и .

Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.

Произведение Иоганна Баха «Музыкальная шутка» и сегодня одно из любимых для тысяч исполнителей мира. Задорная, мелодичная, нежная музыка звучит в разных вариациях, адаптированных под игру на современных инструментах.

Популяризируют музыку Баха западные и российские музыканты. Вокальный ансамбль The Swingle Singers выпустил дебютный альбом Jazz Sebastian Bach, принесший коллективу из восьми вокалистов мировую славу и премию «Грэмми».

Обрабатывали музыку Иоганна Баха и джазовые музыканты Жак Лусье и Джоэль Шпигельман. Отдать должное гению попытался российский исполнитель .

Личная жизнь

В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.


Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.

Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.


В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.

Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.

Смерть

В последние 5 лет зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но композитор сочинял музыку, диктуя произведения зятю.

В 1750 году в Лейпциг приехал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора сложно назвать безупречной, но Бах цеплялся за соломинку и рискнул. После операции зрение не вернулось к музыканту. Тейлор вторично прооперировал композитора, но за кратковременным возвращением зрения наступило ухудшение. 18 июля 1750 года случился удар, а 28 июля 65-летний Иоганн Бах скончался.


Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Затерянную могилу и останки нашли в 1894 году и перезахоронили в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна, где музыкант прослужил 27 лет. Храм был разрушен бомбежкой во время Второй мировой войны, но прах Иоганна Баха нашли и в 1949 году перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

В 1907 году в Эйзенахе, где родился композитор, открыли музей, а в 1985 году музей появился в Лейпциге.

  • Любимым занятием Иоганна Баха считалось посещение захолустных церквей в одежде бедного преподавателя.
  • Благодаря композитору в церковных хорах поют и мужчины, и женщины. Жена Иоганна Баха стала первой церковной хористкой.
  • Иоганн Бах не брал деньги за частные уроки.
  • Фамилия Бах переводится из немецкого, как «ручей».

  • Иоганн Бах просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просил отставку.
  • Георг Фридрих Гендель – современник Баха, но композиторы не встретились. Судьбы двух музыкантов похожи: оба ослепли в результате неудачной операции, сделанной врачом-шарлатаном Тейлором.
  • Полный каталог работ Иоганна Баха опубликован через 200 лет после смерти.
  • Немецкий вельможа заказал композитору написать произведение, прослушав которое он смог бы заснуть крепким сном. Иоганн Бах выполнил просьбу: знаменитые Гольдберг-вариации - и сейчас хорошее «снотворное».

Афоризмы Баха

  • «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться».
  • «Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши нажимать».
  • «Цель музыки – трогать сердца».

Дискография

  • «Аве Мария»
  • «Английская сюита N3»
  • «Брандербургский концерт N3»
  • «Итальянская инфлюенция»
  • «Концерт N5 F-Minor»
  • «Концерт N1»
  • «Концерт для виолончели и оркестра D-Minor»
  • «Концерт для флейты, виолончели и арфы»
  • «Соната N2»
  • «Соната N4»
  • «Соната N1»
  • «Сюита N2 B-Minor»
  • «Сюита N2»
  • «Сюита для оркестра N3 D-Major»
  • «Токката и фуга D-Minor»

Александр МАЙКАПАР

ВООБРАЖАЕМЫЙ РАЗГОВОР
Баха с Э.Г. Хаусманом

Э. Г. Хаусман. Портрет И.С. Баха. 1747

Господин Хаусман, как вы думаете, сколько времени займет написание моего портрета?
- Вы мне понадобитесь сеанса на три-четыре, потом я допишу его сам.
- М-да, это я опрометчиво дал согласие. У меня совершенно нет времени. Как много от меня потребовал Мицлер за вступление в его Общество - и канонические вариации 1 , и портрет маслом представить. Видите ли, так записано в уставе: новый член должен представить «свой портрет, хорошо на холсте написанный». Что-то я не припомню, Телеман и Гендель дали свои портреты? Они ведь члены Общества.
- А почему вы так долго не вступали, ведь Мицлер давно вас уговаривал?
- Не очень-то меня интересуют все эти «научные изыскания». Кстати, я дождался, что стал, представьте себе, четырнадцатым членом Общества.
- А что, это так важно - четырнадцатым или пятнадцатым?
- Да нет, не важно, просто «14» - это мое число.
- То есть?
- Очень просто. Пронумеруйте наш алфавит: A, B, C, D … - 1, 2, 3, 4 и так далее, получится, что BACH - это 2+1+3+8 = 14. А что, вы не знали? Да это все знают. А вот еще фокус: J.S. Bach (по этой системе, только, конечно, если старым латинским алфавитом пользоваться, в котором I и J были еще одной - девятой - буквой) = 41. Вот видите, одно число является инверсией другого. Мне говорили, что через двести лет после моей смерти все прямо-таки помешаются на подсчетах всего чего угодно в моей музыке. Но кое-что я действительно зашифровал в ней. Тему первой фуги из «Хорошо темперированного клавира» я сконструировал из 14 звуков. Ну а Святую Троицу сам Бог велел выразить всевозможными троичными символами: я написал в ее честь фугу в тональности с тремя бемолями при ключе (ми-бемоль мажор), тройную, то есть на три темы, да к тому же в трех частях.
Слушайте, Хаусман, мне пришла в голову гениальная мысль! У вас в студии ведь нет никакого музыкального инструмента, за которым вы могли бы изобразить меня, чтобы все поняли, что я музыкант, так давайте я возьму в руки нотный лист. Я на нем что-нибудь напишу. Все будут знать, что я композитор. Все так делали - и Шютц, и Шейдт. Большую партитуру нельзя, конечно, - но что-то небольшое, но очень остроумное. О! Я напишу тему канона; и даже тройного канона - это будут три темы. (Пишет.) Вот вам лист с тремя строчками. Каждый, кто будет смотреть этот портрет, должен мысленно добавить к каждой строке еще один голос (называет контрапункт). Так что в полном виде это должно быть шестиголосное произведение. Только обязательно нарисуйте лист так, чтобы не я его читал - сам-то я уж как-нибудь знаю, как его расшифровать, а зритель.

Автограф канона с портрета И.С. Баха

Интересно, кто-нибудь сумеет его расшифровать? Мне рассказывали, что лет через пятьдесят после моей смерти Гайдн что-то подобное сделал: представил в Оксфорд, где его избрали почетным доктором музыки, один нотный лист - и это вместо объемистого ученого трактата - с произведением, которое можно играть, читая слева направо и, перевернув, справа налево (вверх ногами). А ведь и я такое проделывал. Вот недавно вернулся из Берлина. Был там у Фридриха, играл на его новеньких клавирах, которые мой друг, Готфрид Зильберман, построил. Один из канонов на тему короля так и исполняется: тема в верхнем голосе до середины проходит, так сказать, нормально, во второй половине этот же голос играет контрапункт, тогда как тема переходит в нижний голос и звучит от последней ноты к первой; в это время в верхнем голосе звучит контрапункт, который сопровождал тему в первой половине, но он теперь тоже исполняется от последней ноты к первой. Я знаю, у русских есть такая хитрая фразочка, которая одинаково звучит, читай ее от начала к концу и от конца к началу:

А роза упала на лапу Азора

Не совсем то, что я проделал, но все же… Кстати, о русских. У них есть такой композитор - Сергей Танеев; он здорово систематизировал все хитрости полифонии. Вот бы ему к Мицлеру в Общество, да только он жил, когда Общество-то уже давно сгинуло.
С этой темой, что мы дадим на портрете, я поступлю так: напишу на нее четырнадцать (помните, это мое число!) канонов. Их, конечно, куда-нибудь засунут после моей смерти, как кантаты, - штук сто потеряли, но, я знаю, каноны были найдены в тот год, когда состыковались «Союз» и «Аполлон» 2 . Хорошо еще, что я однажды уже использовал эту тему, когда написал свои «Гольдберг-вариации». Как, неужели вы не знаете их? Русский посланник граф Кайзерлинг просил меня написать что-нибудь для его клавесиниста, кстати, моего ученика, Иоганна Готлиба Гольдберга, чтобы тот играл их по ночам, когда графа мучила бессонница. Что там Гольдберг наигрывал, я уж не знаю, ведь ему тогда едва минуло тринадцать. Потом их и вовсе никто не играл. Правда, нашелся один пианист, кажется, в какой-то Канаде, который захотел сыграть эти вариации. Фамилия похожа на Гольдберга, но в два раза короче, вроде Гульд, но играл в два раз лучше. Мне прокручивали запись, которую он сделал в год рождения сэра Тима Бернерс-Ли.
- Господин Бах, я, наверное, не первый, кто вас пишет?
- Да, было несколько портретов. Я их не собирал. Все они где-то хранятся. Был один портрет, он висел у Кирнбергера, но давно пропал. Жаль, конечно. Зато мне потом дали почитать любопытную историю, рассказанную Карлом Фридрихом Цельтером в одном из его писем к Иоганну Вольфгангу Гёте. Это уж было лет через пятьдесят после моей смерти. «У Кирнбергера был портрет его учителя Себастиана Баха, которым я всегда восхищался; он висел между двух окон над клавесином. Один лейпцигский торговец холстом, который видел Кирнбергера, когда он, будучи учеником школы св. Фомы, ходил по улицам Лейпцига, распевая с другими учениками, приехал в Берлин и решил своим посещением почтить знаменитого тогда Кирнбергера. Едва только сели, как торговец восклицает: «Господи Иисусе! Да у вас ведь висит наш кантор Бах; и у нас в Лейпциге он есть в школе Фомы. Грубый был человек; не мог, тщеславный дурак, заказать себе портрет в роскошном бархатном камзоле». Кирнбергер спокойно встает, подходит к гостю и, поднимая обе руки, кричит, сначала тихо, потом все громче: «Убирайся вон, собака! Убирайся!» Торговец, перепуганный до смерти, стремительно хватает шляпу и палку, ищет руками дверь и быстро выбегает на улицу. Кирнбергер велит снять портрет, обтереть его, вымыть стул, на котором сидел филистер, и затем, прикрыв портрет платком, снова повесить его на старое место. Когда же его спрашивали, что означает этот платок на стене, он отвечал: «Оставьте! За ним скрывается нечто!» По этому поводу и возник слух, будто Кирнбергер сошел с ума».
- Да, для учеников вы были просто кумиром и богом.
- Для кого как. Учеников за всю мою жизнь у меня было много. Те, кто были способными, ко мне привязывались, малоспособным со мной было трудно, да и мне с ними. С учениками я переиграл много музыки - и своей и чужой. Помню, лет десять назад мы здесь, в Лейпциге, с моей Музыкальной коллегией еженедельно давали по два концерта, особенно любили играть в Циммермановском саду, в тамошней кофейне. Мицлер часто писал об этих концертах в своей «Музыкальной библиотеке» еще до того, как меня избрали в его Общество 3 . Вы слышали мои клавирные концерты, те, что со струнными? Многие из них мы играли там. Я писал для одного, двух, трех и даже четырех клавесинов. Мои сыновья могли со мной играть. Я играл с сыновьями и учениками, а Вагензейль в Вене тоже написал для четырех клавесинов, чтобы играть самому с тремя своими дочерьми. Жидковато получилось. Да и чего можно ждать от девиц!? Концерт этот где-то затерялся и долго пролежал в архивах, никому не известный. Его откопала Альгримм, разослала по миру ноты, и вот собрались четверо клавесинистов из разных стран в Берлине и сыграли: Альгримм за папашу Вагензейля (уже забавно), его партия потруднее, а компания с Майкапаром - за дочурок. Кажется, все повеселились. Тогда и мой концерт для четырех клавесинов они сыграли. Ну как же, целое событие - собрать четыре клавесина в одном месте.

Кафедра управления баховского органа в Арнштадте

А ваши-то дети как? Они ведь тоже музыканты?
- Ох, как все сложно в жизни! Самый способный мой старший - Вильгельм Фридеман. Я завел для него специальную нотную тетрадь и записывал в нее все, что давал ему разучивать. Кое-что я писал прямо на уроке, а порой не дописывал до конца пьесу, а он должен был ее завершить исходя из моего начала. Все это где-то сохранилось 4 . Не он один играл - другие ученики тоже. Был у меня, кстати, один очень хороший - Людвиг Кребс. Потом все повторяли мой каламбур: «В моем ручье (Bach) только один рак (Krebs)». Так вот, в Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана были записаны первоначальные варианты двух- и трехголосных инвенций, много прелюдий из «Хорошо темперированного клавира». Он довольно хорошо играл на органе. А все потому, что учился по моей «Органной книжечке». Я ведь ее тоже для него писал. Каждый молодой органист должен выучить из нее хоралы, а еще играть все мои Трио-сонаты. Их шесть. Да и все мои циклы - по шесть пьес одного рода: Английские и Французские сюиты, Партиты, Бранденбургские концерты, виолончельные сюиты.
- Почему так?
- Неужели не ясно? Это же символизирует шесть «рабочих» дней творения! Мои ученики это усвоили, и второй мой сын, Карл Филипп Эмануэль, многие свои сонаты тоже группировал по шесть. Кстати, он-то после моей смерти считался «Великим Бахом», хотя Вильгельм Фридеман талантливее. О нем, моем первенце, я смело могу сказать словами Евангелия: «Вот сын мой возлюбленный, в нем мое благоволение». А как он кончил! Ведь из-за своего вздорного характера и дурных пристрастий он чуть ли не в буквальном смысле умер на навозной куче. Слава богу, я не дожил до этого. Хотя он ближе всех был мне по стилю, меня же самого называл «старый парик»!
- А второй, Карл Филипп Эмануэль? Он служит у Фридриха?
- Да. Я ведь в прошлом году поехал в Берлин именно чтобы с ним повидаться. Он уговорил меня. Вот он - ученый. Трактат написал об игре на клавире 5 . Не так, конечно, как я учил, но все же вроде как с претензией на основательность. Мне не показывал, дождался моей смерти, только потом напечатал вдогонку за Кванцем. Вероятно, боялся, что не одобрю. Что скажу вам? Это берлинская лазурь! А лазурь выцветает! Есть у меня еще сын, Иоганн Кристиан, сейчас ему двенадцать. Мой Кристиан - глупый парень, так что уж он-то наверняка когда-нибудь добьется в жизни счастья. Когда меня уже не будет, он обоснуется в Лондоне и там у него будет все в порядке: будет пользоваться славой, много концертировать, носиться с маленьким Моцартом, когда тот приедет в Лондон.
- Как вы строги. Ваши оценки несправедливы.
- Знаете что, занятия музыкой развивают здравый смысл. Казалось бы, вообще музыка нечто эфемерное, а вот, как ни странно, она развивает способность суждения. Это потом, лет через сто после меня, романтики будут закатывать глаза, музицировать в полуобморочном состоянии, а я - я в этом абсолютно уверен - мыслю очень трезво. Да и романтики, эти Листы и Шопены, они на публике впадали в экстаз, а когда сидели за столом и выписывали нотку за ноткой в своих партитурах, - как же без этого?! - были вполне здравомыслящими. Не зря они ко мне благоволили. Лист вон сколько транскрипций сделал моих органных прелюдий и фуг. Это у него здорово получилось - на рояле передать органное звучание. Конечно, рояль все равно не может звучать, как орган, хотя бы потому, что у него струны, а у органа трубы, но распределить на рояле звуковые массы органа - звучание разных его мануалов 6 , педали 7 , отдельных регистров - это у Листа хорошо получилось. Я-то как раз могу оценить его мастерство как транскриптора.
Он написал огромное количество транскрипций. Но скажу по секрету, Хаусман, - вы не поверите! - я их написал еще больше. А знаете почему? Из любознательности. Мне всегда хотелось самому все играть. Понравились оркестровые концерты Вивальди - я их переложил, причем одни для клавесина, другие для органа. То же самое с концертами герцога Иоганна Эрнста фон Саксен-Веймара (совсем молодой был, умер восемнадцатилетним; жаль, мне он был симпатичен; Маттезон был прав, когда говорил: «Не каждый день встречаешь вельмож, сочиняющих музыку, которую можно играть»). И еще потому, что часто не хватало времени. Ведь здесь мне приходится чуть ли не к каждому воскресенью новую кантату писать. Нужно ведь не только сочинить, но и записать партитуру, расписать партии, разучить все это с оболтусами-учениками школы св. Фомы. Вот иногда и приходится употреблять что-то ранее написанное и приспосабливать к новым обстоятельствам.

«Малая» ночная музыка студентов лейпцигской «Музыкальной коллегии». 1732–1734

Помните мой ре-минорный концерт для клавесина и струнных? Так я его использовал для вступления к одной своей церковной кантате и поручил органу. И так я делал сотни - да, да! - сотни раз. Достаточно полистать Шмидера, его каталог моих произведений, который он издал к двухсотлетию моей смерти, так поразишься, сколько у меня транскрипций. Он лучше меня знает, что я написал…
Как мне хотелось бы лично познакомиться с Генделем! Когда-то мы оказались с ним поблизости друг от друга, и я даже посылал Вильгельма Фридемана, чтобы пригласить его к себе, но почему-то не получилось. Это, конечно, музыкант! Один умник в период Берлинской стены 8 сочинил сцены, где мы, будто бы встретившись, что-то обсуждаем 9 . Их даже кое-где ставили 10 . Видевшие спектакль рассказывали, что меня там вывели каким-то придурковатым, глупее Генделя. А ведь нужно было, чтобы мы выглядели по крайней мере равными. Ведь не зря же мы родились в один год, да и операцию на глазах, в результате которой мы оба ослепли окончательно, нам делал один и тот же окулист 11 , будь он неладен! Так что получилось как-то несправедливо. Ну а как портрет-то? Можно взглянуть?
– Продвигается. Вы уже в парике.
(Долго рассматривает.)
– 62 года… Жизнь заканчивается.

Именной указатель

Альгримм Изольда (1914–1995) – выдающаяся австрийская клавесинистка, профессор Венской высшей школы музыки.

Бах Вильгельм Фридеман (1710–1784) – композитор, служил в Галле органистом в одной из церквей, был городским директором музыки, отсюда прозвище «галльский Бах».

Вильгельм Фридеман, «галльский Бах»

Бах Иоганн Кристиан (1735–1828) – немецкий композитор, жил в Милане и Лондоне, отсюда прозвища «миланский» и «лондонский Бах».

Иоганн Кристиан, «миланский», или «лондонский», Бах

Бах Карл Филипп Эмануэль (1714–1788) – композитор, придворный клавесинист короля Фридриха II в Берлине (Потсдаме); отсюда прозвище «берлинский Бах». Яркий представитель немецкого сентиментализма в музыке. Оказал значительное влияние на Гайдна и Моцарта.

Карл Филипп Эмануэль, «берлинский» Бах

Бернерс-Ли Тим (род. в 1955) – английский ученый, изобретатель Интернета.

Кванц Иоганн Иоахим (1697–1773) – немецкий композитор, флейтист, педагог, учитель игры на флейте короля Фридриха II Великого. Автор трактата «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» (1752).

Кирнбергер Иоганн Филипп (1721–1783) - контрапунктист и музыковед, занимался проблемами акустики и создал один из наиболее широко применявшихся способов темперации.

Маттезон Иоганн (1681–1764) – немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижер.

Мицлер Лоренц Кристоф (1711–1778) – в прошлом ученик И.С. Баха, немецкий музыковед; основатель и руководитель «Общества музыкальных наук» (1738–1755). Публиковавшиеся Обществом труды, так называемая «Музыкальная библиотека», - ценный источник сведений о музыкальной жизни того времени.

Шейдт Самуэль (1587–1654) - немецкий композитор и органист, один из наиболее значительных предшественников Баха, его творчество сыграло важную роль в развитии немецкого органного искусства. На гравированном портрете композитора, украшающем его «Новую табулатуру» (трехтомное собрание органных произведений), композитор изображен с нотным листом, на котором записан один из его канонов.

Шмидер Вольфганг – крупнейший немецкий знаток творческого наследия Баха, автор каталога сочинений Баха, много раз переиздававшегося и дополнявшегося: Schmider W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. В наше время все баховские произведения обозначаются по этому каталогу. Его аббревиатура: BWV (Bach-Werke-Verzeichnis).

Шютц Генрих (1585–1672) – немецкий композитор. Считается, что он изображен на одном из портретов кисти Рембрандта (1633. Галерея Коркоран, Вашингтон). Подробнее см.: Майкапар А. Рембрандт и музыка («Искусство», № 18 (330), 2005).

1 Бах написал по этому случаю канонические вариации на тему рождественского хорала «С высот небесных я схожу» для органа.
2 1975.

3 «Члены [кружка «Collegium musicum»], дающие эти музыкальные концерты, большей частью состоят из здешних господ учащихся, и среди них всегда есть хорошие музыканты, так что, как известно, со временем из них вырастают знаменитые виртуозы. Всякому музыканту позволено публично выступать в этих музыкальных концертах, и по большей части наличествуют также и такие слушатели, которые умеют оценить достоинства умелого музыканта». – Мицлер Л. Музыкальная библиотека. Лейпциг, октябрь 1736. Цит. по кн.: Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха (далее: ДБ). с. 82.

4 Автограф Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха хранится в библиотеке Йельского университета (США).
5 См.: Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства игры на клавире. 1753.
6 Так на органе называются клавиатуры для рук; их может быть несколько.
7 Ножная клавиатура на органе. В русском языке употребляется в единственном числе для обозначения устройства для игры ногами (обычная ошибка считать отдельные клавиши этой клавиатуры педалями; это не велосипед).
8 Берлинская стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный, была возведена в 1961 году и демонтирована в 1989.



Кётен. Инструментальный период капельмейстером при дворе клавирную оркестровую музыку В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству.


Лейпциг. Кантатно-ораториальный период кантора вокально-инструментальные композиции В Лейпциге (1723 – 1750) Бах занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: кантаты, оратории.


Фуга Фуга – форма музыкального полифонического произведения, основанная на поочерёдном проведении одной темы во всех голосах. Полифония одновременном сочетании нескольких голосов Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов. Гомофония один голос главенствует Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют. Музыкальный словарь


Признание исполнителем на органе и клавесине Талант Баха не ограничивался только областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Оригинал взят у davydov_index в Бах и гениальный музыкант, и отец 20 детей!

21 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах.

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора.

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1710 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1984 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Иоганн Себастьян Бах с семьей

21 марта — день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых «музыкальных» семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа — Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту — 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.