Основные произведения баха. Органное творчество баха. Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии

Немецкий композитор, органист, много лет служивший в церквах захолустных немецких городков и не получивший при жизни подлинного признания. В творчестве Баха впервые проявилось то, что стало характерным для немецкого искусства последующих веков: стремление к философскому обобщению событий и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре - струнном музыкальном инструменте, отдаленно напоминающем арфу. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Первые навыки игры на скрипке мальчик получил от отца, скрипача и городского музыканта. Маленький Бах имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: мальчик должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Брат Баха довольно холодно относился к музыке: его занятия проходили однообразно и скучно и только мучили пытливого десятилетнего мальчика, который вынужден был использовать любые возможности самообразования.

Проведав, что в запертом шкафу брат хранит тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал ее и при лунном свете переписывал ноты. Эта тяжелейшая работа длилась шесть месяцев, и зрение будущего композитора было сильно повреждено. Каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты!

Пятнадцати лет от роду Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь - переехал в Люнебург, чтобы учиться в местной гимназии. Закончив ее в 1703 г., юноша мог поступить в университет, но обстоятельства заставляли его заботиться о средствах к существованию.

На своем веку Бах несколько раз вынужден был переезжать из города в город в поисках нового места работы. Как правило, его заставляли делать это одни и те же причины - нищенская плата и унизительное, зависимое положение. Но, несмотря на тяготы жизни, его никогда не покидало стремление к совершенствованию своих навыков и оттачиванию божественного дара. Его манили новые знания - с неутомимой энергией он изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Он пользовался любым случаем свести личное знакомство с выдающимися музыкантами, чтобы изучить манеру их исполнения. Доходило до того, что однажды, стремясь к такому знакомству, но, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку и личное отношение к творчеству. С особой любовью Бах изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы, что шло вразрез с преклонением придворного общества перед иностранной музыкой. Произведения иностранных композиторов тщательно изучались им вовсе не с целью слепого подражания - обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое собственное, оригинальное композиторское мастерство.

Композиторский гений Баха при жизни не получил признания. Однако талант музыканта проявлялся и в другой области - он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. В импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным, и это признавали даже его соперники и недоброжелатели.

Однажды Бах был приглашен в Дрезден для участия в соревновании с Луи Маршаном - гремевшим тогда в музыкальном мире французским органистом и клавесинистом. Однако сразу после предварительного знакомства музыкантов, состоявшегося накануне и позволившего Маршану услышать исполнения Баха, французский виртуоз поспешно уехал, тем самым признав неоспоримое превосходство соперника. В другой раз, в городе Касселе, Бах исполнил соло на педали органа, чем восхитил и изумил ценителей органной музыки... Подобные успехи не кружили Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком, а на вопрос, как удалось ему достичь такого совершенства, неизменно отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

В 1708 г. Бах перебрался в Веймар, где получил службу придворного музыканта и место городского органиста. Это был лучший период творчества композитора - именно в Веймаре Бах создал лучшие органные сочинения. Среди них такие грандиозные по своим масштабам, значительнейшие по содержанию произведения, как Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до-минор.

В 1717 г. Бах был приглашен ко двору принца Кетенского и вместе с семьей переехал в Кетен. В его обязанности входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Поскольку это было не очень обременительно, Бах без труда справлялся с работой, а все свободное время отдавал творчеству.

К сожалению, в Кетене не было органа, что вынуждало композитора сосредоточиться главным образом на сочинении клавирной и оркестровой музыки. Написанные в это время произведения для клавира представляют собою вторую (после органных сочинений) вершину в его творчестве. В Кетене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции - небольшие фантазийные музыкальные пьесы (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»). Эти пьесы композитор создавал специально для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. С этой же целью были созданы сюиты «Французские» и «Английские». В Кетене Бах закончил первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» - его составили 24 прелюдии и фуги. Тогда же появилась на свет и известнейшая «Хроматическая фантазия и фуга ре минор».

В 1723 г. Бах перебрался в Лейпциг. При церкви св. Фомы существовала певческая школа, и здесь Бах занял должность кантора - руководителя хора. Однако это были далеко не все его обязанности. Ему приходилось также обеспечивать силами школы удовлетворение музыкальных нужд главных церквей города и, кроме того, отвечать за состояние и качество церковной музыки. Вдобавок Бах был принужден исполнять предписания, которые стесняли его личную свободу. Так, например, ему было запрещено «...выезжать из города без разрешения господина бургомистра».

Излишне говорить, что принятие подобных условий не могло не ограничивать его творческие возможности, тем более что даже в отношении того, что писать, он имел строгие инструкции - ему предписывалось сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Однако, жертвуя многим, Бах никогда не предавал того, что считал главным в жизни, - свои убеждения художника и творца. Именно это позволяло ему на протяжении всей жизни создавать музыкальные произведения, поразительные по форме, грандиозные по внутреннему богатству.

Вот и в Лейпциге, несмотря на стесненность положения и ограничения, налагаемые на его творческие возможности, Баху удалось создать свои лучшие вокально-инструментальные композиции. Именно здесь он сочинил большую часть из 250 созданных им кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» (или «пассионы») - это музыкальные повествования о страданиях и смерти Иисуса Христа, соответствующие описаниям евангелистов Иоанна и Матфея. К ним примыкает и Месса, близкая «Страстям» по содержанию. Источником этих произведений являлись хоровые песнопения, звучавшие прежде в католической церкви. Однако музыка Баха выходит далеко за рамки церковной службы. Она представляет собой монументальные произведения концертного характера, в исполнении которых участвуют солисты, хор, оркестр и орган. Художественное значение кантат, «Страстей» и Мессы неоценимо. Это третья - и самая высокая - вершина творчества композитора.

Как и прежде, музыка Баха не могла удовлетворить церковное начальство - ее находили слишком яркой, красочной и человечной. В сущности, так оно и было: эта музыка не только не отвечала благочестивым настроениям, но даже явно противоречила той атмосфере строгости и отрешения от всего земного, что насаждалась католической церковью.

Создавая крупные вокально-инструментальные произведения, Бах находит время писать и музыку для клавира. Знаменитый «Итальянский концерт» был сочинен почти в одно время с Мессой. Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира» - в него вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В Лейпциге существовала так называемая «Музыкальная коллегия» - общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города, - и в ее деятельности Бах, несмотря на огромную творческую работу и служебные обязанности в церковной школе, тоже принимал активное участие. В концертах «Музыкальной коллегии» Бах с большим успехом выступал как солист и дирижер и специально для них написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Наверное, это была одна из немногих отдушин его жизни. Основная работа Баха, связанная с руководством школой певчих, приносила ему лишь огорчения и неприятности. Церковь отпускала на школу мизерные средства, денег всегда не хватало, мальчики-певчие голодали, были плохо одеты. Уровень их музыкальных способностей тоже оставлял желать лучшего - церковные власти частенько набирали певчих, вовсе не считаясь с мнением кантора. Напрасно Бах обращался к городскому начальству, призывая помочь хотя бы в оснащении оркестра, насчитывавшего всего четыре трубы и четыре скрипки!.. Прошения о помощи школе оставались без внимания, а композитору приходилось отвечать за все.

Музыкант по-прежнему находил отраду в творчестве и семье. Сыновья Баха - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - выросли и сами оказались талантливыми музыкантами. Бах успел увидеть, как они становятся известными композиторами. Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора, тоже была чрезвычайно музыкальна, обладала красивым, сильным сопрано и прекрасным слухом. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для самых близких ему людей, для своей семьи, Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Серьезная болезнь глаз омрачила последние годы жизни композитора, а после неудачной операции Бах ослеп. Это не стало преградой для его творчества - он продолжал сочинять, а музыку записывал кто-нибудь из близких под его диктовку. В обществе смерть Баха осталась почти не замеченной, а скоро о нем и вовсе забыли. Судьба жены и младшей дочери Баха сложилась печально - десять лет спустя Анна Магдалена умерла в доме призрения, а дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен...

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти, и огромную роль в этом сыграл немецкий композитор Мендельсон: в 1829 г. под его управлением было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». В Германии же было впервые издано и полное собрание баховских сочинений. Музыка Баха звучит по всему миру в исполнении музыкантов самых разных национальностей и школ, по-прежнему поражая мастерством и совершенством, красотой и вдохновением. «Не ручей! - Море должно быть ему имя...» - сказал о Бахе великий Бетховен.

Скачать бесплатно классическую музыку
Баха

Ниже доступна высококачественная классическая музыка в формате mp3, заархивированная архиватором ZIP. Бесплатная классика содержит в себе:
1. Конвертированные произведения из lossless-формата в формат MP3 (чаще всего, с битрейтом 320 кбит/с);
2. Композиции, найденные в уже сжатом формате mp3 с битрейтом не ниже 160 кбит/сек (такие файлы сохранены без дополнительного сжатия).

Все произведения были собраны в сети и находятся в свободном доступе. Все файлы бесплатной классики находятся на сервере www.intelmaster.ru и доступны на максимальной скорости, без задержек и лишних вопросов. Чтобы скачать классику, рекомендуем использовать менеджеры закачек для удобства и ускорения загрузки архива. Скачивая архивы, Вы соглашаетесь, что будете использовать классику только в законных и ознакомительных целях.
Если Вы обнаружите проблему или ошибку при попытке скачать класску, сообщите, пожалуйста, о ней вебмастеру по следующему адресу:

Содержание первого архива:

  • 01. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Allegro.mp3
  • 02.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Allegro.mp3
  • 03. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Senza indicazione di tempo.mp3
  • 04. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Увертюра.mp3
  • 05. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Adagio.mp3
  • 06.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Andante.mp3
  • 07. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Andante.mp3
  • 08. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Рондо.mp3
  • 09. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Allegro.mp3
  • 10.Concerto Brandeburghese n. 2 in Fa maggiore BWV 1047 - Allegro assai.mp3
  • 11. Violin Concerto in A minor BWV 1041 - Allegro.mp3
  • 12. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Сарабанда.mp3
  • 13. Concerto brandeburghese n. 1 in fa maggiore BWV 1046_ Minuetto - Polacca.mp3
  • 14.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Allegro.mp3
  • 15. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Allegro.mp3
  • 16. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Бурре.mp3
  • 17. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Allegro moderato.mp3
  • 18.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Andante.mp3
  • 19. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Adagio.mp3
  • 20. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Полонез.mp3
  • 21. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Adagio.mp3
  • 22.Concerto Brandeburghese n. 4 in Sol maggiore BWV 1049 - Presto.mp3
  • 23. Violin Concerto in E major BWV 1042 - Allegro assai.mp3
  • 24. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Дубль.mp3
  • 25. Concerto brandeburghese n. 3 in sol maggiore BWV 1048_ Allegro.mp3
  • 26.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Allegro.mp3
  • 27. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Allegro.mp3
  • 28. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Менуэт.mp3
  • 29.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Affettuoso.mp3
  • 30. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Allegro.mp3
  • 31. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Adagio.mp3
  • 32. Оркестровая сюита №2 си минор BWV 1067 - Шутка.mp3
  • 33.Concerto Brandeburghese n. 5 in Re maggiore BWV 1050 - Allegro.mp3
  • 34. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Adagio ma non.mp3
  • 35. Concerto for Violin and Oboe in C minor BWV 1060A - Allegro.mp3
  • 36. Прелюдия и фуга до минор BWV 546.mp3
  • 37. Concerto brandeburghese n. 6 in si bemolle magg. BWV 1051_ Allegro.mp3
  • 38. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Senza indicazione ....mp3
  • 39. Прелюдия и фуга ми минор BWV 548.mp3
  • 40. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Siciliana.mp3
  • 41. Канонические вариации BWV 769.mp3
  • 42. Concerto for Harpsichord and Strings in E major BWV 1053 - Allegro.mp3

Содержание второго архива:

  • 01-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Allegro.mp3
  • 02-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Andante.mp3
  • 03-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Zweites Brandenburgisches Konzert (BWV 1047) - Allegro assai.mp3
  • 04-Knabenchor & Jugendchor St. Michaelis & Die Hamburger Symphoniker J. S. Bach - Eingangschor aus dem Weihnachts-Oratorium - Jauchzet, frohlocket.mp3
  • 05-Norddeutsche Philharmonie J. S. Bach - Orchester-Suite Nr. 3, BWV 1068 - Air.mp3
  • 06-Michael Schneider an der Marcussen-Orgel im Dom zu Schleswig J. S. Bach - Dorische Toccata (BWV 538).mp3
  • 07-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Allegro.mp3
  • 08-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Adagio.mp3
  • 09-Tibor Varga (Violine) & Kammerorchester Tibor Varga J. S. Bach - Violinkonzert a-moll (BWV 1041) - Allegro assai.mp3
  • 10-Das Wьhrer-Kammerorchester, Paul Meiser (Flцte) J. S. Bach - Badinerie aus der h-moll-Suite (BWV 1067).mp3
  • 11-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Allegro.mp3
  • 12-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Affettuoso.mp3
  • 13-Friedrich Tilegant & Das Sьdwestdeutsche Kammerorchester J. S. Bach - Fьnftes Brandenburgisches Konzert (BWV 1050) - Allegro.mp3

Содержание третьего архива:

  • ""Гольдберг-вариации"". Ария.mp3
  • ""Гольдберг-вариации"". Вариация 1.mp3
  • ""Гольдберг-вариации"". Вариация 2.mp3
  • ""Маленькая сюита"" из ""Нотной тетради"" Анны Магдалены Бах.mp3
  • ""Симфония"" из Рождественской оратории.mp3
  • Air from Suite No.3.mp3
  • Badinerie from Suite No.2.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Adagio.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Allegro.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Allegro Moderato.mp3
  • Brandenburg Concerto No.1 In F Major, BWV 1046 - Menuetto, Trio Polacca.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Allegro Assai.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Allegro Moderato.mp3
  • Brandenburg Concerto No.2 In F Major, BWV 1047 - Andante.mp3
  • Brandenburg Concerto No.3 In G Major, BWV 1048 - Allegro.mp3
  • Brandenburg Concerto No.3 In G Major, BWV 1048 - Allegro Moderato - Adagio.mp3
  • Double Concerto in D Minor, BWV 1043 - Largo.mp3
  • Double Violin Concerto In D Minor, BWV 1043, Vivace.mp3
  • Jauchzet, frohlocket from Christmas Oratorio.mp3
  • Jesu bleibet meine Freude from Herz und Mund und Tat und Leben.mp3
  • Orchestral suite no.2, in b minor, bwv1067, badinerie.mp3
  • Organ Concerto In D Minor, BWV 596 (After Vivaldi).mp3
  • Piano Concerto in F Minor - Largo.mp3
  • Toccata & Fugue In D Minor, BWV 565.mp3
  • Toccata And Fugue, In D Minor, BWV 565.mp3
  • Toccata from Toccata and Fugue in D Minor.mp3
  • Violin Concerto in E Major, BWV 1042 - Adagio.mp3
  • Wir setzen uns mit Tranen nieder from St Matthew Passion.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 1. Allegro .mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 2. Adagio.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №1 Фа мажор, BWV 1046. 4. Менуэт.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 2. Andante.mp3
  • Бранденбургский концерт №2 Фа мажор, BWV 1047. 3. Allegro assai.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 2. Adagio.mp3
  • Бранденбургский концерт №3 Соль мажор, BWV 1048. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 2. Andante.mp3
  • Бранденбургский концерт №4 Соль мажор, BWV 1049. 3. Presto.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 2. Affettuoso.mp3
  • Бранденбургский концерт №5 Ре мажор, BWV 1050. 3. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 1. Allegro.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 2. Adagio non tanto.mp3
  • Бранденбургский концерт №6 си бемоль минор, BWV 1051. 3. Allegro.mp3
  • И.С.Бах-Ш.Гуно- Ave Maria.mp3
  • Итальянский концерт, BWV 971. 1. Allegro.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 1. Увертюра.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 2. Рондо.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 3. Сарабанда.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 4. Бурре.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 5. Полонез.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 6. Менуэт.mp3
  • Оркестровая сюита №2, си минор, BWV 1067. 7. Шутка.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 1. Увертюра.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 2. Ария.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 3. Гавот.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 4. Бурре.mp3
  • Оркестровая сюита №3, Ре мажор, BWV 1068. 5. Жига.mp3
  • Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, BWV 560.mp3
  • Токатта и фуга ре минор, BWV 565.mp3
  • Фантазия и фуга соль минор.mp3
  • Хорал ""O Mensch, bewein dein Sunde gross"", BWV 622.mp3
  • Хорал из ""Страстей по Матфею"".mp3
  • Хорал из кантаты №147, BWV 147.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Erbarm" dich mein, O Herre Gott"", BWV 751.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ"", BWV 639.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Jesu Christus, unser Heiland"", BWV 688.mp3
  • Хоральная прелюдия ""Wachet auf, ruft uns die Stimme"", BWV 645.mp3
  • Хор из ""Magnificat"", BWV 243.mp3
  • Хор из кантаты №80, BWV 80.mp3

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.

Распадаются на инструментальные и вокальные. К первым относятся: для органа – сонаты, прелюдии, фуги, фантазии и токкаты, хоральные прелюдии; для фортепиано – 15 инвенций, 15 симфоний, французские и английские сюиты, «Klavierübung» в четырех частях (партиты и др.), ряд токкат и других сочинений, а также «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг во всех тональностях); «Музыкальное приношение» (сборник фуг на темы Фридриха Великого) и цикл «Искусство фуги». Кроме этого у Баха имеются сонаты и партиты для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), для флейты, виолончели (гамбы) с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух и более фортепиано и т. д., концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов, а также сюиты для изобретенной Бахом пятиструнной viola pomposa (средний инструмент между альтом и виолончелью).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Художник Э. Г. Хауссманн, 1748

Всем этим сочинениям свойственна в высокой степени искусная полифония , не встречавшаяся в подобной форме ни до, ни после Баха. С поразительным мастерством и совершенством Бах разрешает сложнейшие проблемы контрапунктической техники, как в больших, так и малых формах. Но было бы ошибочно отрицать у него в то же время мелодическую изобретательность и выразительность. Контрапункт являлся для Баха не чем-то заученным и с трудом применяемым, а был его естественным языком и формой выражения, уразумение и понимание которых должно быть раньше усвоено для того, чтобы выраженные в этой форме проявления глубокой и разносторонней духовной жизни были вполне поняты и чтобы гигантское настроение его органных произведений, а также мелодическая прелесть и богатство меняющихся настроений в фугах и сюитах для фортепиано были вполне оценены. Поэтому в большинстве относящихся сюда произведений, особенно в отдельных номерах из «Хорошо темперированного клавира», мы имеем наряду с законченностью формы, характерные пьесы чрезвычайно разнообразного содержания. Именно это соединение и обусловливает их особенное и единственное положение в музыкальной литературе.

Несмотря на всё это, сочинения Баха долгое время после его смерти были известны и оценены только некоторыми знатоками, публика же почти забыла их. На долю Мендельсона выпало, благодаря исполнению в 1829 г. под его управлением «Страстей по (евангелисту) Матфею» Баха, снова возбудить общий интерес к покойному композитору и завоевать его большим вокальным произведениям подобающее почетное место в музыкальной жизни – и не одной Германии.

Иоганн Себастьян Бах. Лучшие произведения

Сюда относятся, прежде всего, предназначенные для богослужения духовные кантаты , написанные Бахом (для всех воскресных и праздничных дней) в количестве пяти полных годовых циклов. Сохранилось до нас, вполне достоверных, только около 226 кантат. Текстом им служили евангельские тексты. Кантаты состоят из речитативов, арий, полифонных хоров и хорала, заключающего все произведение.

Далее следует «музыка страстей» (Пассионы ), которых Бах написал пять. Из них, к сожалению, до нас дошли лишь две: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею ; из них первая впервые была исполнена в 1724, вторая в 1729. Достоверность третьей – Страсти по Луке – подлежит большому сомнению. Музыкально драматическое изображение истории страданий Христа достигает в этих произведениях высочайшей законченности форм, величайшей музыкальной красоты и силы выражения. В форме, смешанной из эпических, драматических и лирических элементов, перед нашими глазами пластически и убедительно проходит история страданий Христа. Эпический элемент является в лице рецитирующаго евангелиста, драматический – в прерывающих речь словах библейских лиц, особенно самого Иисуса, а также в оживленных хорах народа, лирический – в ариях и хорах созерцательного характера, а противопоставляемый всему изложению хорал указывает на непосредственное соотношение произведения к богослужению и намекает на участие в нем общины.

Бах. Страсти по Матфею

Подобным же произведением, но более светлого настроения, является «Рождественская оратория » (Weihnachtsoratorium), написанная в 1734. Дошла до нас также «Пасхальная оратория ». Наряду с этими большими произведениями, связанными с протестантским богослужением, на одинаковой высоте находятся и так же совершенны обработки древнелатинских церковных текстов: Мессы и пятиголосное Magn if icat . Среди них первое место занимает большая Месса си-минор (1703). Подобно тому, как Бах с верой углублялся в слова Библии, здесь он с верой принялся за древние слова текста мессы и изобразил их в звуках с таким богатством и разнообразием чувства, с такой силой выражения, что они еще теперь, облеченные в строгую полифоническую ткань, глубоко захватывают и сильно волнуют. Хоры в этом произведении принадлежат к величайшему, что было когда-либо создано в области церковной музыки. Требования, которые предъявляются в здесь к хору, чрезвычайно высоки.

(Биографии других великих музыкантов – см. в блоке «Ещё по теме…» ниже текста статьи.)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Для органа

Прелюдии и фуги: C-dur, D-dur, e-moll, f-moll, g-moll, A-dur, d-moll, G-dur, a-moll, h-moll, C-dur, c-moll, C-dur, e-rnoll, c-moll, G-dur, a-moll, Es-dur.
Фантазии и фуги: g-moll, c-moll, a-moll.
Токкаты с фугами: F-dur, E-dur, d-moll (Дорийская), C-dur, d-moll.
Восемь маленьких прелюдий и фуг: C-dur, d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, g-moll, a-moll, B-dur.
Прелюдии: C-dur, G-dur, a-moll.
Фуги: c-moll, c-moll, G-dur, G-dur, g-moll, h-moll (на тему Корелли).
Фантазии: C-dur, G-dur, G-dur, h-moll, C-dur (неоконченная).
Пастораль F-dur. Трио.
Пассакалья c-moll.
Концерты Вивальди (a-moll, C-dur, d-moll) и других авторов. Konzertsatz C-dur.
Сонаты: Es-dur, c-moll, d-moll, e-moll, C-dur, G-dur.
Orgelbuchlein - 46 коротких хоральных прелюдий.
Хоральные вариации: «Christ, der du bist der helle Tag («Ты весь, как светлый, ясный день»); «О Gott, du frommer Gott» («О ты, сладчайший»); «Sei gegriisset, jesu gutig» («Шлю привет тебе, желанный») и другие.
Канонические вариации «Vom Himmel hoch, da Komm"ich her («С высот небесных»).
Шесть хоралов («Шюблеровские»).
13 хоралов (так называемые «большие»; последний из них - предсмертный: «Vor deinen Thron tret"ich («У престола»).
Хоральные обработки «Прелюдии к катехизису и прочие песнопения» (12 больших и 9 малых). Вошли в III часть «Klavieriibung».
Хоральные обработки (главным образом, юношеского периода), не вошедшие в указанные сборники.
24 хоральные обработки (собрание Кирнбергера).

Для клавесина

Маленькие прелюдии (часть I, II) и фуги.
15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных симфоний.
«Das Wohltemperierte Klavier» («Хорошо темперированный клавир»)
I часть 24 прелюдии и фуги. II часть 24 прелюдии и фуги. Фантазии и фуги (фугетты): a-moll, d-moll, c-moll, B-dur, D-dur. Хроматическая фантазия и фуга d-moll. Искусство фуги (Die Kunst der Fuge).
Отдельные прелюдии и фуги.
Токкаты: fis-moll, c-moll, D-dur, d-moll, e-moll, g-moll, G-dur.
Фантазии: g-moll, c-moll, g-moll.
Фантазия-рондо c-moll.
Прелюдии (фантазии) c-moll, a-moll.
Сюиты: 6 Французских сюит: d-moll, c-moll, h-moll, Es-dur, G-dur, E-dur.
6 Английских сюит: A-dur, a-moll, g-moll, F-dur, e-moll, d-moll.

Klavierubung («Клавирная школа»):
I часть. Партиты: B-dur, c-moll, a-moll, D-dur, G-dur, e-moll.
II часть. Итальянский концерт и Партита (французская увертюра) h-moll.
III часть. 21 Хоральная прелюдия (также и для органа), Прелюдия и тройная фуга Es-dur, 4 дуэта: e-moll, F-dur, G-dur, a-moll.
IV часть. Ария с 30 вариациями («Гольдберговские вариации»). «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» B-dur. Каприччо E-dur. (в честь И. К. Баха). Aria variata alia maniera italiana (Ария, варьированная в итальянской
манере) a-moll. Менуэты: G-dur, g-moll, G-dur (из клавирной книжки Вильгельма Фридемана Баха). Сонаты. Скерцо d-moll (вариант e-moll).

КЛАВЕСИННЫЕ ОБРАБОТКИ СОБСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Соната d-moll (аранжировка 2-й скрипичной сонаты a-moll).

Сюита E-dur (аранжировка 3-й скрипичной партиты). Adagio G-dur (из 3-й скрипичной сонаты).

ОБРАБОТКИ ДЛЯ КЛАВИРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРУГИХ АВТОРОВ

Соната a-moll (из «Hortus musicus» - «Музыкального сада» И. А. Рейн-кена).
Соната C-dur (оттуда же).
Фуга B-dur (оттуда же).
Фуга B-dur (аранжировка фуг Эрзелиуса).
16 концертов Вивальди, Марчелло, Телемана, Иоганна Эрнеста Веймарского.

ОРКЕСТРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Увертюры (сюиты).
№ 1, C-dur; № 2, h-moll; № 3, D-dur; № 4, D-dur; № 5, g-moll. Симфония F-dur.

6 «Бранденбургских» концертов: № 1, F-dur; № 2, F-dur; № 3, G-dur;
№ 4, G-dur; № 5, D-dur; № 6, B-dur.

Концерты для клавесина с сопровождением оркестра: № 1, d-moll; № 2,E-dur; № 3, D-dur; № 4, A-dur; № 5, f-moll; № 6, F-dur; N° 7, g-molL

Концерты для двух клавесинов с сопровождением оркестра: № 1, c-moll; № 2, C-dur; № 3, c-moll.
Концерты для трех клавесинов с сопровождением оркестра: № 1, d-moll; № 2, C-dur.
Концерты для скрипки с сопровождением оркестра: № 1, a-moll; № 2, E-dur; № 3, d-moll.
Концерт для двух скрипок с сопровождением оркестра d-moll.
Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением ор¬кестра a-moll.
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (отрывок).

КАМЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СТРУННЫХ, ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И АНСАМБЛИ

Сонаты и партиты для скрипки соло: g-moll, h-moll, a-moll, d-moll, C-dur,
E-dur. Сюиты (сонаты) для виолончели: G-dur, d-moll, C-dur, Es-dur, c-moll,
D-dur.
Соната для двух скрипок с цифр, басом C-dur. Четыре сонаты («инвенции») для скрипки и чембало: g-moll, G-dur, F-dur, c-moll.
Трио для двух скрипок и чембало, d-moll. Сонаты для клавесина и скрипки: h-moll, A-dur, E-dur, c-moll, f-moll, G-dur.
Сюита для клавесина и скрипки A-dur.
Сонаты для клавесина и виолы да гамба: G-dur, D-dur, g-moll. Для лютни (в переложении для клавесина): 3 партиты: g-moll, e-moll, c-moll. Маленькая прелюдия c-moll. Прелюдия, фуга и Allegro Es-dur. Фуга g-moll Сонаты для флейты: solo - a-moll; для флейты с цифр, басом: C-dur,
e-moll, E-dur.
Соната для флейты и скрипки с цифр, басом G-dur. Соната для двух флейт с цифр, басом G-dur. Сонаты для клавесина и флейты: h-moll, Es-dur, A-dur. «Музыкальное приношение».

СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

«Музыкальные драмы» («Dramma per musica») и кантаты:

«Скользите, играючи, волны» («Schleicht, spielende Wellen»).

«Раздор побежденный изменчивых струн» («Vereinigte Zwietrachb).

«Вздымайтесь, гремящие звуки!» («Auf, schmetternde Tone!»).

«Звучите, литавры, и трубы, трубите!» («Tonet, ihr Pauken, erschallet,Trompeten!»).
«Амур-изменник» («Amore traditore»). Для баса.

«Состязание Феба с Паном» («Der Streit zwischen Phobus und Pan»).
«О жизни в довольстве» («Von der Vergnugsamkeit»).
«Эол Умиротворенный» («Der zufriedengestellte Aeolus»).
«Выбор Геркулеса» («Die Wahl des Herkules»).
«Начальство новое у нас» («Мег hahn en neue Oberkeet»)- Крестьянская кантата.
«Увенчаны славой небесной столетья» («Mil Gnaden bekronet»).
«He зная горестей житейских» («Non sa che sia dolore»).
«Будем бодрствовать в заботах» («Lasst uns sorgen»).
«О песня дивная!» («О angenehme Melodei»).
«О чудный день, желанный век» («О holder Tag, erwunschte Zeit»).
«Славься, Саксония, благословенна» («Preise dein Glticke, gesegnetes
Sachsen»).

«Пусть смолкнет болтовня» («Schweigt stille, plaudert nicht»)-Кофейная кантата.

«В порыве все вперед» («Schwingt freudig euch empor!»).

«Одна охота лишь меня бодрит» («Was mir behagt»).

«Вы рассейтесь, тени горя!» («Weichet nur, betrubte Schatten»).

«Разройте могилу, разрушьте тот склеп!» («Zerreisset, zersprenget, zerstoret
die Gruft!»).

«Светлейший Леопольд» («Durchlauchster Leopold»).

ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мессы: h-moll (Высокая месса); F-dur, A-dur, g-moll, G-dur (короткие).
«Magnificat» («Величит душа моя»), D-dur.
«Sanctus, sanctus, sanctus» («Свят, свят, свят»): C-dur, D-dur, d-moll,
G-dur, D-dur.
Страсти по Матфею, по Иоанну, по Луке, по Марку. Оратории: «Рождественская» (в 6 частях); «Пасхальная» («Kommt, eilet und laufet»-«Спешите, о люди!»); «На вознесение» (кантата № 11). Мотеты: «Singet dem Herrn ein neues Lied» («Новую песню спойте ему»), для 8 голосов, B-dur. «Der Geist hilft unsrer Schwachheit auf» («Нас дух высокий укрепит»), для
8 голосов, B-dur.
«Furchte dich nicht, ich bin bei dir» («He бойся, я с тобою!»), для 8 голосов.
«Komm, Jesu, Komm!» «Приди, Иисусе!», для 8 голосов. «Jesu, meine Freude» («Моя радость»), для 5 голосов, e-moll. «Lobet den Herrri» («Хвалите господа»), для 4 голосов, C-dur. Духовные кантаты (всего 199).
185 хоралов для четырех голосов из сборника К. Ф. Э. Баха. Духовные песни и арии из «Gesangbuch Schemellis» - «Книги песен» Г. Шемелли (21) и из 2-й «Нотной тетрадки» (Notenbuch) Анны Магдалины Бах (10).

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.