Биография и картины микеланджело караваджо. Караваджо – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Имя: Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Возраст: 38 лет

Деятельность: художник, основатель реализма, один из крупнейших мастеров барокко

Семейное положение: не был женат

Караваджо: биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.


Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.


В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».


Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».


В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.


Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».


В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».


Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.


Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.


Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.


В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.


В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.


В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.


Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.


В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни . С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.


В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.


В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер . Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.


Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.


Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.


Произведения

  • 1593 - «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 - «Музыканты»
  • 1596 - «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 - «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 - «Медуза»
  • 1598 - «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 - «Нарцисс»
  • 1600 - «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 - «Распятие Святого Петра»
  • 1602 - «Амур-победитель»
  • 1603 - «Погребение Христа»
  • 1604 - «Иоанн Креститель»
  • 1605 - «Портрет папы Павла V»
  • 1606 - «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 - «Семь деяний милосердия»
  • 1608 - «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 - «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 - «Давид с головой Голиафа»

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии в Ломбардии. До сих пор неизвестно ни где родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения. Ученые предполагают, что он мог родиться в Милане, либо в небольшом городке неподалеку от Милана – Караваджо. Микеланджело был самым старшим сыном в семье. У него было трое братьев и сестра, которая была младше всех. Их отец занимался строительством, и имел хорошее жалование и образование.

Когда в 1576 году началась эпидемия чумы, семье Микеланджело пришлось переехать из Милана снова в Караваджо. В 1577 году умер его отец, и тогда в семье стала начались некоторые проблемы. В этот период больше ничего неизвестно о биографии Микеланджело Меризи .

Следующая дата, 1584 год, прервала этот период. Микеланджело стал учеником миланского художника Симоне Петерцано. После обучение у этого несправедливо забытого всеми живописца, Микеланджело должен был получить звание художника, но никаких подтверждающих фактов по этому поводу, к сожалению не сохранилось.

В 1592 году семья Караваджо вновь пережила очередную трагедию – умерла мать. После этого случая все наследство родителей было поделено между детьми. Микеланджело получил хорошую долю, которой хватило, чтобы покинуть свой родной город и перебраться в Рим. По некоторым сведениям, Микеланджело не просто так сбежал из Милана. Многие биографы считают, что он убил человека, то ли очень серьезно ранил, поэтому, ему было необходимо переехать.

Первое время пребывания в столице Италии Микеланджело Меризи да Караваджо испытывал трудности с поиском работы, но вскоре он устроился подмастерьем у Джузеппе Чезари, который считался в то время одним из лучших художников Италии. Но их сотрудничество было недолгим. Караваджо попал в больницу из-за того, что его очень сильно ударила лошадь. После своего выздоровления он решил работать сам.

Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. В 1597 году кардинал взял молодого художника к себе на службу, обеспечив ему хорошее жалование. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело, и они не прошли даром. Художника заметили, и он стал получать все больше и больше заказов. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».

Современники Каравджо были поражены его талантом. Он рисовал очень реально, его картины были наполнены драматизмом и были весьма оригинальны. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Конечно же, находились и противники его творчества, которые считали, что он изображает святых очень приземленно. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. Именно эту картину и приобрел известный коллекционер того времени маркиз Винченцо Джустиниани, который купил у Караваджо впоследствии более 15 картин. Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал.

К 1604 году Микеланджело Меризи да Караваджо стал самым известным художником Италии своего времени, но мало того, он был известен и как самый скандальный художник, потому что вокруг его картин всегда разгорались жаркие споры. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. Художник даже какое-то время находился в тюрьме. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека . Если ранее, когда он жил еще у себя на родине, этот факт не подтверждался, то в этот раз это известно доподлинно. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. Микеланджело пришлось податься в бегство. Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании.

Первое время он находился неподалеку от Рима. Он все еще надеялся, что его помилуют. Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. И даже там он нашел заказчиков. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. На Мальте Караваджо работал весьма продуктивно, и за заслуги перед Мальтийским орденом Микеланджело Меризи да Караваджо был посвящен в его рыцари. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Микеланджело попал в тюрьму, из которой сбежал на Сицилию.

К концу жизни художника власти его уже не искали, теперь у него была другая опасность – месть госпитальеров. Осенью 1609 году Микеланджело сильно пострадал, ему изуродовали лицо. В 1610 году, ирония сыграла злую шутку с художником, он попал в тюрьму, но по ошибке! Его вскоре выпустили. Но заболев малярией, он умер 18 июля 1610 года в возрасте 39 лет.

Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались, то с появлением Караваджо в их изображении стал использоваться максимальный натурализм. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.

Примечательно, что, создавая свои сложные композиции, художник не использовал эскизы и зарисовки, сразу реализовывая замысел на холст.

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

«Вечерка» вспоминает 6 наиболее значимых картин великого художника, выполненных в различных жанровых направлениях.

1. Религиозная живопись: "Положение во гроб" (1602-1604).

Одно из наиболее монументальных произведений художника. Картина предназначалась для алтаря римской церкви Кьеза Нуова. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.

К библейским сюжетам Караваджо пришел в своем более зрелом творчестве. В них художник находил драму современного бытия. Преднамеренно довольно обыденно трактуя высокие образы, отходя от возвышенной красоты и героизма, он пытается поднять суровую действительность до уровня легенды, мифа. И наоборот, спустить высокопарность религиозных героев к драме народной жизни, а оплакивание Христа – к событию, понятному всем.

В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.

Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист, которому перед смертью Иисус поручил заботу о своей матери. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева - мать Иисуса, Дева Мария.

2. Мифологическая живопись: "Вакх" (1592-93)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.

Автор словно говорит, что это вовсе не Вакх, а некая совершенно ординарная личность, надевшая на себя атрибуты античного Бога и глядящая на зрителя томным и в то же время настороженным взглядом из-под полуопущенных ресниц. Однако чувственное обаяние картины настолько велико, что зритель не чувствует ни капли иронии или негатива.

Это полотно отлично отображает фирменную черту художника – отображение празднично – игрового начала и даже эротического подтекста в античных сюжетах.

Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

3. Портретная живопись: "Лютнист" (1595)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Эта картина визуально отлично знакома даже тем, кто не знаком с творчеством художника. «Юноша с лютней» (второе название картины) - раннее произведение художника, но уже в нем в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера, его стремление передать материальность окружающего мира.

На картине изображен музыкант, играющий на лютне. Его фигура, одетая в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Вдохновенное лицо музыканта, с полураскрытыми губами и влажным блеском в мечтательных глазах вносит в бытовую сцену поэтическое настроение и здоровый налет чувственности. Эффекты освещения еще больше подчеркивают праздничную и лиричную атмосферу музицирования.

Лежащая перед музыкантом скрипка со смычком словно приглашает зрителя присоединиться к исполнителю и сыграть дуэтом. Слева на столе лежат фрукты и овощи, чуть дальше в глубине видна ваза с цветами. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Более того, предметы натюрморта также имеют свои индивидуальные характеристики: потрепанные ноты, лютня с трещиной, помятая груша.

Интересно, что споры о том, какого пола герой картины Караваджо, не прекращаются с XVII столетия. Однако, сам автор говорил, что для этой (и других) картины позировал его любимец Марио Миннити, с которым тот жил в молодости в Риме. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)

Приятен факт, что картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

4. Автопортрет: «Больной Вакх» (1573-1610)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Несмотря на повторное обращение к мифологической тематике, этот шедевр раннего периода творчества Караваджо, относится к автопортретам художника. В картине, написанной после его пребывания в больнице, проявились первые признаки драматизма, которым отмечена зрелая живопись мастера. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.

Название возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха. Картина была написана в период жизни Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Это позволило потомкам создать представление о его внешности.

Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него - наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.

Сейчас произведение находится в собрании галереи Боргезе в Риме.

5. Бытовая живопись: «Шулеры» (около 1596г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Карточная игра – довольно часто повторяющая тема в его творчестве (он и сам был страстным игроком, и в одной из игр и завязалась драка, повлекшая убийство, после чего художник вынужден был бежать).

За грубым деревянным столом идет карточная игра, одна из разновидностей старинного покера. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина, один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, - предмет вожделения нечистой парочки.

Картина полна внутреннего динамизма, характеры игроков тщательно прописаны и создают впечатление об их личности.

В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина «Шулеры» была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

6. Натюрморт: «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина является знаковой, потому что до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету, изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Однако, изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.

Картина хранится в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Интересные факты

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Караваджо. Автопортрет

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини


В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata ), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для : «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.


Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д. А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне. В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной. От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал. Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год. За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.