Что такое культурное общество. Культура в общественной жизни


Для социолога, культура общества - это система ценностей, представлений о жизни и образцов поведения, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

Культура - система регулирующих механизмов, во многом управляющих человеческим поведением. Муравьи, птицы и другие общественные насекомые и животные обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу, строить жилище и т.п. Они обладают и некоторыми социальными навыками - у них есть иерархия, разделение функций при коллективных действиях и т.п. Но принято считать, что культуры у них нет, культура - это чисто человеческий образ жизни! Потому что, человеческое поведение менее обусловлено генетически, у человека есть некоторые врожденные рефлексы, но во всем остальном значительную роль играет именно приобретенная культура.

Культура формируется длительное время и в основном стихийно, усваивается бессознательно. Но культуре и обучаются, ее воспроизводят и передают. Присвоение культуры - основа процесса социализации. Формирование личности и есть результат усвоения ценностей, норм, верований, правил, законов, символов и т.п.

Составные части культуры

Н.Смелзер выделяет четыре основные части культуры:

Понятия. Они содержатся главным образом в языке. В одной культуре может быть всего 300 понятий, в другой же – 300000 понятий. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.

Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но так же выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности. Например, в одной культуре понимают, что Земля вращается вокруг Солнца, в другой - наоборот.

Ценности. Это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.

Нормы. Это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Где есть нормы, там всегда есть и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.

В целом, можно выразиться так: культура содержит образцы, помогающие решить что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (как это связано), как относиться к тому, что есть и может быть (ценности), как это делать (нормы).

Как формируются эти базисные элементы культуры? На основе представлений об устройстве мира и месте человека в нем (изначально это представление дает религия, потом наука) формируются ценности. Ценности - разделяемые большинством людей представления о том, что должно почитаться, уважаться, о целях, к которым нужно стремиться. Ценности - то, что не подвергается сомнению. Это не писанные предписания, но о них практически все люди данной культуры знают. Правда, не все люди ими руководствуются. Поэтому социологи говорят, что ценности - это то, что относится к социуму, а у человека - ценностные ориентации, то есть то, что ориентирует лично его на то или иное поведение, что определяет его личный выбор в критических ситуациях. Далее складываются социокультурные нормы.

Социокультурные нормы - требования к деятельности и отношениям индивидов, групп. Они складываются исторически и всегда выражают какую-то общественную необходимость, обусловлены объективными условиями. В социокультурных нормах более, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Культурные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы. Как они складываются?

Привычка - психологическая склонность человека повторять одни и те же действия в аналогичных ситуациях. Сначала они формируются у отдельных людей, потом перенимаются группами людей и становятся коллективными привычками.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Потом обычаи, уже как массовые образцы действий передаются из поколения в поколение, то есть превращаются в традиции. К нарушителям обычаев уже применяют санкции.

Нравы - это обычаи, приобретающие моральное значение. Близкое к нравам понятие мораль - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде добра или зла, справедливости и т.п. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. Для верующего безнравственно не ходить в церковь, но для неверующего это не так. То есть, в разных субкультурах понятия о нравственном могут и различаться.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Эта разновидность социокультурных норм требует уже безусловного подчинения.

Разнообразие культурных форм

Традиционно считали, что есть высокая культура (изящная, классика...) для элиты, народная (сказки, фольклер, мифы...) для остальных. С появлением СМИ (газет, радио, и особенно телевидения) появилась массовая культура. Она не связана с региональными, этническими, религиозными и др. особенностями. Ее продукция стандартна, рассчитана на массового “среднего” потребителя, поэтому и “среднего” качества. Есть основания полагать, что ее влияние на человека уже сравнимо с влиянием семьи на ребенка и что ее влияние на детей скорее негативно.

Субкультура

Это система ценностей, норм, представлений, характерная для определенных социальных групп, отличающихся от общепринятых. Формируется она под влиянием различных факторов - этнических, религиозных, места жительства и т.п. и сильно влияет на личность членов группы. Есть субкультуры молодежи и пожилых, мужчин и женщин, богатых и бедных, православных и мусульман, русских и евреев и т.д. и т.п.

Контркультура - разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей, общепринятой (например, у криминальной молодежи).

Поскольку даже в одном в обществе различные социальные группы имеют различные условия жизнедеятельности, в обществе всегда имеется множество субкультур.

Культурные универсалии

Это универсальные черты, свойственные всем культурам. Дж. Мердок выделил более 70 таких культурных универсалий: танцы, спорт, приготовление пищи, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, украшения, образование, совместный труд, законы, личное имя, музыка, траур, празднества, язык, гадание, ухаживания, учение о душе, шутки, обращения с беременными, приветствия, этикет и т.п.

Отношение к чужим культурам

Можно выделить два полярно различающихся вида отношения к другим культурам - культурный этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиции изначального превосходства собственной. Почему миссионеры, стремятся обратить варваров в свою веру? Потому что полагают, что их собственная культура выше, лучше, правильнее и пр.

Однако важно понимать, что какими бы красивыми словами не оправдывался этноцентризм, в его основе всегда одно - ксенофобия (страх, неприязнь к чужим взглядам и обычаям). На самом деле не бывает культур лучших или худших, правильных или не правильных - они просто разные! Особенности каждой культуры определяются особенностями ее формирования - природно-географическими, религиозными, экономическими, традициями и пр.

Культурный релятивизм - утверждает, что чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.

Не торопитесь осуждать или критиковать чужую культуру! Сначала постарайтесь понять ее. Вас никто не заставит любить другую культуру, но уважайте ее самобытность, и находясь в чужой культуре ведите себя так, чтобы не нарушать ее ценности, правила. А если чужая культура, защищаясь, нанесет урон вам, то поймите, что “виновата” не она...

Этот тип отношения к чужой культуре более способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

Каждая культура формирует у людей чувства принадлежности к «своей» группе, укрепляет солидарность, но может быть причиной конфликтов с другими группами.

Культурная статика и динамика

Культурная статика - элементы и комплексы, описывающие культуру в покое. Элемент культуры - неделимая единица поведенческого образца или материального продукта. Культурный комплекс - совокупность элементов, функционально связанных между собой.

Элементы культуры: Культурные комплексы:

Галстук ношение галстука

Мяч игра в футбол

Езда по правой стороне дороги, правила дорожного движения

Поцелуй, как форма приветствия светский прием

Материальная и нематериальная культура

Элементы культуры бывают материальные и нематериальные. Совокупность первых создает материальную культуру (физические объекты, созданные людьми - книги, храмы, украшения, оружие и пр.) Физические предметы, созданные людьми и имеющие определенное символическое значение, выполняющие определенную функцию и представляющие известную ценность для группы или общества называют артефактами.

Совокупность нематериальных культурных единиц и комплексов - образует нематериальную или духовную культуру (ценности, законы, ритуалы, символы, знания, язык и пр.) Их нельзя потрогать, увидеть, услышать, но они существуют в нашем сознании, поддерживаются нашим общением, являются неотъемлемой частью культуры. Это тоже артефакты, созданные разумом и чувствами. Попробуй нарушить эти элементы культуры - и тут же ощутишь на себе их мощь!

Культурная динамика - описывает культуру в движении. Это механизмы, процессы, описывающие трансформацию культуры. Здесь первокирпичики: открытия и изобретения. Изобретение - новая комбинация известных элементов и комплексов. Открытие - получение принципиально новых знаний о мире. Ранее неизвестное в соединении со старым порождает новые элементы и комплексы.

Язык

Всегда занимает важное место в культуре. Есть вербальный и невербальный язык. Все элементы культуры могут быть выражены в языке.

Язык - это система коммуникации, осуществляемая посредством звуков, символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явления социальное, им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, общения. Язык организует опыт людей. Коммуникация возможна, только если есть однозначно понимаемые значения. Язык способен сплачивать и разобщать людей.

Культура национальная, профессиональная, организационная

Различают культуру национальную, особенности которой всегда уходят корнями в исторически сложившиеся условия жизни людей (естественно-географические, экономические и политические). Она проявляется в таких особенностях, как соотношение духовных и материальных ценностей, значение религии, отношение к другим культурам, уважение к женщине, уважение к возрасту и старшинству, критерии успеха в обществе и т.п.

Общие особенности культур выделил голландский социолог Ховстеде и обратил внимание, что национальные культуры весьма различаются по признакам:

Властная дистанция (в США и Голландии не большая, а в России и Франции - большая),

- “коллективизм- индивидуализм” (в Западных культурах ближе к индивидуализму, в России - к коллективизму)

- “уровень ценностей” в Голландии мал, в России - очень велик (мы всегда склонны к великим идеям, масштабным планам и пр.)

Тревожность о будущем (в США мала, у нас велика: мы всегда хотим определенности, детальности будущего, склонны верить тем, кто “краше” нарисует близкое будущее, больше наобещает...)

Организационная культура - оригинальная смесь ценностей, традиций, форм поведения, и т.п., присущих какой-либо организации, учреждению, предприятию. Она тоже обычно имеет свою историю - сколько лет существует эта организация, какова ее “материнская” кампания, кто стоял у ее истоков, какие идеи и ценности доминируют сейчас и пр. На оргкультуру всегда влияет национальная культура.

Культура профессиональная - особенности ценностей, норм поведения и пр, разделяемые людьми одной профессии, во многом определяется полученным профессиональным образованием, содержанием работы, ее ролью в обществе. Менее зависит от национальной культуры, способствует взаимопониманию представителей разных национальностей, но одной профессии.

Культурный конфликт

Можно выделить по крайней мере 3 вида конфликтов, связанных с развитием культуры:

Аномия (Э.Дюркгейм) нарушение единства культуры, в связи с отсутствием (или потерей) ясно сформулированных социальных норм. В состоянии аномии может находиться общество в целом или отдельные социальные группы (например, во время революций, когда быстро и резко меняются привычные представления, нормы, отношения и теряется привычное понимание всеми “что такое хорошо и что такое плохо”). В состояние аномии попадает и каждый из нас, если попадает в незнакомую или малознакомую культурную среду (в чужую страну, в другой коллектив или семью).

Культурное запаздывание (Огборн), когда перемены в материальной культуре опережают перемены в ее духовной составляющей, что всегда чревато социальными проблемами.

Чуждое влияние (при вторжении одной культуры в другую). Каждая культура защищается посредством своих носителей и всеми доступными для нее средствами.



Введение

2. Взаимодействие культуры и общества

3. Культура духовная и материальная

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Мы – люди - живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.


1. Определение понятия «культура»

Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин «cultura» ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, т.е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей, так немецкий философ Ф.Ницше, провозгласил тезис о том, что человек по своей природе - существо антикультурное, а сама культура - это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

В XIX и первой половине XX вв. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Поэтому вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т.д. Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений, современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Эту мысль можно пояснить на примере. Скажем, дерево, растущее в лесу, остается частью природы. Но если оно выращено (или пересажено) человеком в парке, саду, лесополосе и т.д. - это уже объект культуры, «вторая природа», созданная человеком для каких-либо своих человеческих целей: укрепить почву, создать зону отдыха, получить плоды, украсить ландшафт и т.д. Существует также бесчисленное количество изделий из дерева, которые с древнейших времен создает человек, - все они, безусловно, творения человека, т.е. предметы культуры. Таким образом, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Если проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно выделить следующие составляющие: культура - это:

Опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;

Это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;

Это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд);

И наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.

Таким образом, культура - это групповой опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством языка.

Культура как понятие представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие культуры

Основными элементами культуры (рис.2) являются:


Рисунок 2 – Структурные элементы культуры

Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные).

Нормы социальные - стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке.

Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Знания - представления о свойствах природы и общества и закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе, или социальной группе.

Навыки - практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в данном обществе (группе).

Символы - Знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной. К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.

Артефакты - совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.

Механизмом трансляции культуры, передачи ее норм и ценностей из поколения в поколение, является язык. В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах (рис.3):

Рисунок 3 – Формы культуры

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Границы между ними весьма проницаемы и условны.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, нормы которой заметно отличаются от господствующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей, называется субкультурой, а субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры - контркультура. Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. «Монолитность» культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть признак стагнации развития и предпосылка умирания культуры и общества. Напомним, что согласно концепции Р.Мертона, поддерживаемой большинством социологов, девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе. Отдельные девиации могут формировать контркультуы. Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей.

Одним из основных свойств культуры является ее системность. Системность культуры состоит в том, что каждый элемент культуры связан с каждым другим; изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры.

Понятие «системность культуры» относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества (рис.4). Субкультура не обладает свойством системности потому, что многие ее элементы представляют более широкие социальные общности и не обязательно меняются вместе с изменением отдельных элементов данной группы. Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов, или форму договора и оплаты.

Рисунок 4 – Уровни культуры

Культуру в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Взаимоотношение культуры и общества рассмотрим в следующей главе.

Образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра. Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. ...

Далее, становится общей философией естественной религии. Учения примитивных обществ дают нам полное право признать их духовные существа сходными по своей природе с человеческими душами. Одинаковость природы души и других духов составляет одно из общих свойств анимизма от его первобытного состояния до высших ступеней развития. Теория вселения служит многим важным целям в философии дикарей и...

Слово «культура» используется столь же часто, как слова «общество» и «природа». При этом под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Культурный человек - это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п.

Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив ее как сотворенную человеком «вторую природу». Таким образом в наиболее широком смысле слова культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Это более соответствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование.

Что же мы отнесем к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и написанные книги, и засеянные поля, и средства связи и коммуникации, и сложившиеся традиции, и общепринятые моральные нормы, и личные убеждения, и многое, многое другое. Таким образом, мир культуры - это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.

Из сказанного очевидно: без культуры мы не были бы людьми, а оставались бы лишь сообществом особей определенного биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл слова «культура»), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают ее новые формы и значения.

Даже естественные проявления нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые закреплены в современном обществе определенными нормами: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, в печи, подаем приготовленное блюдо на тарелке и едим его, используя по крайней мере ложки.

Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы, компоненты и создают различные классификации. Общепринятым является деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, ценности, правила и нормы и многое другое).

Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой вполне материальной вещью стоят определенные формы организации труда, замысел создателей, нередко сложные расчеты и математические выкладки, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной деятельности чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

Множество народов, населявших нашу планету в прошлом и живущих сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего своей самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, в семейном укладе и отношении к детям, в манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры конкретного общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной чистки зубов «пучком щетины с нанесенным магическим порошком» выглядит не менее странно, чем обычай некоторых племен выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин.

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест - сексуальные отношения между близкими родственниками.

Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них сегодня отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

О многих культурах «внутри» национальной культуры вы узнаете из последующих глав учебника.

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

Гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

Социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

Коммуникативная (функция социального общения);

Образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

Регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

Интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

4.2. Основные элементы культуры

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции (4.1). Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

2. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т. д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей – социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награждения, посвящения в студенты и т. д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

4.3. Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая, культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т. д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т. д.), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое – все, что принято называть фольклором. Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т. е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т. д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую очередь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой системы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою, особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т. д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это – своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например учащихся ПТУ, она заметно выше, чем у студентов вузов);

от возраста (пик активности – 16–17 лет, к 21–22 годам она существенно понижается);

места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т. д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно полезной деятельностью – охраной памятников, защитой окружающей среды и др. Существуют также группы, связанные с альтернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музыканты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

Особенно характерным проявлением контр культуры было движение хиппи в 60 – 70-х гг. XX в. на Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью – ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтернативных форм жизни.

4.4. Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

Зависимость типа культуры от социально-экономических и политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

Преемственность в культурном развитии, которая может быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

Неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

Особую роль личности в развитии культурного процесса. Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения. Открытие – это получение новых знаний о мире (например, великие географические открытия). Изобретение – новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или признание новых элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия – это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в современном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распространение культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой информации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предложений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обретает черты устойчивого культурного образца, который транслируется через механизмы социализации личности (5.4).

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

Появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

Изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;

Новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т. е. избирательным подходом к переносу ценностей из другой культуры. Социологи выделяют четыре основные причины этого явления:

Культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

Нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

Идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

Члены общества не принимают эти культурные инновации.

Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Американский исследователь У. Огборн ввел понятие культурного лага (запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется быстрее, чем духовная (адаптивная), что порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, загрязнение окружающей среды, появление компьютерных технологий и т. д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись колонизации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Центральной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия – это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научение. В результате становится возможной преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второстепенные. В противном случае может произойти разрыв культурной цепи.

Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э.Дюркгейм назвал социальной аномией. (2.4). Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения (5.7).

По мнению ряда социологов, элементы социальной аномии наблюдаются в современном российском обществе, которое находится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценностно-нормативной системы, являющейся необходимым условием создания эффективного механизма социального контроля.

4.5. Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи (2.5).

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации (6.13). По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку – общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки призваны создавать социокультурные институты. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, существующие институты культуры не могут реализовать ценности нового. Поэтому до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества. Не исключено, что в нашей стране социокультурным институтам предстоит довольно длительное функционирование на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий опыта, в то время как у большинства членов общества еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на данном этапе социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствовании и развитии на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духовных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие – поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики – обеспечение целостности и возвышение общественного престижа культуры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры:

не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т. п., формируя социокультурные ценности общества;

постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентации, уже не соответствующих данной ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

4.6. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами общества – в первую очередь, политикой и экономикой, – носят сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из этих систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая из них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде всего функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оправданием их необходимости. Любой политический режим для своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентации и норм поведения.

Воздействие социокультурных факторов на сферу политики во многом опосредуется доминирующей в обществе политической культурой. Будучи составной частью общенациональной культуры, политическая культура включает такие ценности и нормативные элементы, на основе которых образуется «политический порядок» в обществе. Подобно тому, как культура устанавливает ценностно-нормативные рамки жизнедеятельности общества в целом, политическая культура определяет ценностные ориентации и нормы поведения в политической сфере.

Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит «тотальная» политическая культура, рассматривающая общество, государство и личность как единое целое и не допускающая независимых от государства партий и общественных движений. Демократии противостоит и культура, терпимая к политическому насилию и почитающая иерархическую систему власти. И, напротив, развитию демократических процессов способствует открытая политическая культура, допускающая плюрализм в обществе и высоко оценивающая права человека, его свободу и ответственность.

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и экономикой. В качестве одного из главных его механизмов выступает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основные функции:

Транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

Отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

Обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административно-командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполнительности, участию в социалистическом соревновании и т. д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования – предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т. д.

Основная проблема экономической культуры в современной России – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т. е. будут приняты и усвоены большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в российском обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собственные силы.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».