Наследие юнеско в китае. Культурное наследие древнего китая

Китай – страна с древней культурой и уникальной историей, народ с самобытной загадочной и еще более удивительной культурой чем у других народов, религией, землей неописуемых красот. На протяжении многих веков формировалась эта уникальная культура Китая . За многовековую историю страны на территории современного Китая появлялось, развивалось и исчезало множество этнических групп и народностей со своей собственной культурой, с которыми связаны многие и его культуры.

Мифология и духовность в культуре Китая

Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.

Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.

Наследие культуры Китая

Естественно столь развитая культура Китая не могла не дать множество величайших прикладных открытий. Достояние культуры Китая – это порох и шелк, бумага и тушь для письма, компас, фарфор многие столетия был монопольным производством китайских ремесленников. Страна изобилует огромным архитектурным наследием, оставшимся китайскому народу от своих предков, что свидетельствует о высокой степени развития культуры Китая.

В первую очередь, это конечно Великая Китайская стена − достояние культуры , включенная в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это императорский дворец в Пекине − неотъемлемая часть культуры Китая

Наиболее выдающиеся культурно-исторические памятники Китая, внесенные в Список мирового наследия ЮНЕСКО:

  1. Императорский дворец Гугун
  2. Стоянка синантропа
  3. Мавзолей императора Цинь Шихуанди и "терракотовая армия" - результат высокого развития культуры Китая
  4. Гроты Могао в Дуньхуане
  5. Горный курорт и храмы Чэнде
  6. Дом, храм и могила Конфуция в Цюйфу
  7. Древний архитектурный комплекс на горе Удан
  8. Дворец Потала − особая ценность в культуре Китая
  9. Живописная местность горы Лушань
  10. Древний город Лицзян
  11. Древний город Пиняо
  12. Классические сады города Сучжоу − наследие культуры
  13. Летний дворец
  14. Храм Неба − неотъемлемая часть Китая
  15. Резные скульптуры в Дацзу
  16. Гора Тайшань
  17. Гора Хуаншань
  18. Гора Эмэй и Большой Будда в Лэшане − важная составляющая культуры Китая
  19. Гора Уи

Природа Китая

  1. Живописное место Улинюань
  2. Ущелье Цзючжайгоу
  3. Живописное место Хуанлун
  4. Предлагаем взглянуть на

Мы хотим рассказать про 10 самых популярных из них.

2. Храм неба
3. Запретный город Пекина
4. Терракотовое войско
5. Гигантская статуя Будды в Лешань
6. Горы Эмэйшань
7. Горы "Аватара" – национальный парк Чжанцзяцзе (область Улинъюань)
8. Заповедник Хуанлун (Желтый дракон)
9. Классические китайские сады в Сучжоу (Сад скромного чиновника и Сад рыбака)
10. Храмовый комплекс Цяньфодун

Это восьмое чудо света. Одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

Протяженность этого сооружения около 8852 км. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.). Стена неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В начале ее строили из утрамбованной земли, камней или дерева. Позднее стали использовать более современные материалы – кирпич, известь и камень.

Некоторые участки Великой Китайской стены напоминают очень крутые и высокие ступени, стена имеет на всем протяжении оборонительные сооружения (башни-форты) и сторожевые (сигнальные) башни. Стены украшены зубцами, которые использовались для наблюдения за врагом и в качестве прикрытия для воинов.

До сих пор не угасают споры, видна ли Великая Китайская стена из космоса. Великую Китайскую стену из космоса видно, но только при условиях отличной видимости, и если знаешь, куда смотреть.

Включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей.

2. Храм неба

Комплекс располагается на южной окраине Пекина. Был построен в 1420 году. Основные сооружения - "Храм Богатого Урожая", "Храм Небесного Величия" и «Алтарь Неба» расположены по прямой оси с севера на юг. Здесь два раза в год проводились императорские богослужения с жертвоприношениями, которые совершались по весьма сложному ритуалу.

"В Храме Богатого Урожая" молились о дожде и богатом урожае. Это настоящий шедевр архитектуры, возведенный на трехступенчатой мраморной террасе: деревянные столбы держат потолок без гвоздей и цемента. Высота здания 38 м, диаметр 30 м.

Во дворе "Храма Небесного Величия" стоит «Шептальная стена». Повернувшись к ней лицом, можно услышать слова, которые произносятся очень далеко.

«Алтарь Неба» состоит из поднимающихся ввысь белоснежных мраморных террас. На верхней площадке Алтаря ты остаешься наедине с небом. Алтарь Неба представляет собой круглую ступенчатую пирамиду диаметром в 67 метров. Изумляет эхо Алтаря – благодаря особенностям строительства, чем ближе человек стоит к центру, тем громче слышны издаваемые им звуки.

Включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

3. Запретный город Пекина

В самом центре Пекина стоит роскошный «город-дворец» с золотыми крышами. Этот дворцовый комплекс был домом для правящих в Китае императоров в течение 560 лет. Здесь проживали в разные времена 24 императора. Обычным гражданам вход и въезд сюда был запрещен.

Запретный город является архитектурным шедевром и самым обширным дворцовым комплексом в мире. Это относится и к планировке всего комплекса, и к изысканному оформлению зданий и помещений.

Территория Запретного города представляет собой квадрат. На площади в 720 тыс. м 2 расположены около 800 построек. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений.

В настоящее время «Запретный город» ежегодно посещают около 7 миллионов человек.
Он первым из китайских объектов занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества – в 1987 году.

4. Терракотовое войско

Терракотовая армия покоилась под землей более 2000 лет. В 1974 году фермеры Сианьской провинции копали колодец и случайно наткнулись на один из величайших археологических памятников мира – терракотовое императорское войско. Войско было захоронено в 210-209 году до н. э., вместе с императором Цинь Шихуанди, по чьей инициативе начали строить Великую Китайскую стену. Предназначением этой армии было охранять своего императора после смерти.

В подземных залах или ямах было найдено около 8 000 полноразмерных фигур, каждая из которых уникальна и ни одна не похожа на другую. В строю стоят пехотинцы, лучники, стрелки из арбалета, кавалеристы, воинские колесницы с лошадьми, есть даже командный штаб, который расположился обособленно...

Изначально все воины имели настоящее оружие – мечи и луки, которые были разворованы мародерами еще в древние века. Рост воинов - от 1,6 до 1,7 метра. Лица людей представляют разные национальности – китайцы, монголы, тибетцы, уйгуры и т.д. Воины запечатлены в разных позах – кто-то держит меч, кто-то, стоя на коленях, натягивает тетиву лука, кто-то стоит по стойке смирно.

Раскопки продолжаются и в наше время.

Эта находка ценна еще и тем, что позволяет понять какой была китайская армия в те времена.

В 1987 году терракотовая армия была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

5. Гигантская статуя Будды в Лешань

Это 71-метровая статуя Будды Майтрейи, высеченная в толще скалы, является на протяжении более тысячелетия самым высоким скульптурным произведением в мире. Расположена она в китайской провинции Сычуань, близ города Лэшань, в месте слияния трех рек, встречные воды которых создают опасные водовороты. Работы велись в VIII веке н.э.

Будда сидит, положив руки на колени и его полузакрытые глаза смотрят на одну из 4-х священных гор китайского буддизма - Эмэйшань, а его стопы упираются в реку.

На южной и северной по отношению к Будде стенах высечены более 90 каменных изображений бодхисаттв, а в изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком.

Статуя Будды в Лэшане - одна из самых древних в мире.

Она признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

6. Горы Эмейшань

Самая высокая вершина гор Эмэйшань (3099 м) называется «Вершина десяти тысяч будд» - одна из четырех священных гор китайского буддизма. Название переводится как «Высокая бровь», «Бровь красавицы». На склонах горы расположено огромное количество храмов. Здесь к человеку приходит чувство осознания, как много всего мелочного в его жизни… На что он тратит свою жизнь? Как он мал и незначителен среди этих величественных вершин.

По легенде местный бодхисаттва улетел с этой вершины в небо на белом трехголовом слоне. В память об этом событии на верхушке горы сооружена огромная статуя этого святого, восседающего на слоне с четырьмя головами, из которых наблюдатель со своего ракурса может видеть только три головы. Здесь же расположен Храм Золотой вершины и Серебряный храм.

Здесь Вы можете наблюдать знаменитый «ореол Будды» Эмэйшаня, который создается преломлением солнечного света в тумане. В полдень лучи, преломляясь сквозь облака, образуют круг из различных цветов: фиолетового, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, индиго...

В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия.

7. Горы "Аватара" – Чжанцзянце

Чжанцзяцзе - старейший национальный природный парк Китая, по которому можно гулять бесконечно. Это удивительное по красоте место и одновременно естественный зоопарк, ботанический и геологический заповедник. Место знаменито своими кварцитовыми скалами, высотой до 800 метров. Самые высокие пики Улиньюаня достигают высоты в более 3 км над уровнем моря. Горы представляют собой живописное зрелище: огромные каменные столбы над тропическим лесом, изрезанные острые вершины, водопады, гигантская система пещер, мощные реки, пригодные для сплава.

Гора Цзянькуньчжу, название которой переводится как «Южный небесный столб», стала прототипом некоторых пейзажей планеты Пандора, показанных в блокбастере Джеймса Кэмерона.Недавно она была переименована в «Аллилуйя, Аватар»…

Непременно стоит посетить местные достопримечательности:
В пещере Желтого дракона четыре уровня и уникальный пейзаж. Это огромная карстовая пещера, одна из самых больших в мире. Она достигает в высоту 140 метров. Здесь есть подземные реки, бассейны и даже водопады.

Здесь же находится живописная гора Тяньцзу с вершиной Куньлунь - «Обитель Богов». Считается, что с Куньлуня была доставлена людям мудрость философии Дао. Для того, чтобы обрести бессмертие на вершине горы, требуется выполнить те же условия, что и для вступления в загадочную Шамбалу. Лишь освободивший разум от эгоистичных мыслей о себе самом мог стать одним из обитателей божественного мира Куньлунь.

А на высоте более 1 км расположилась Деревня Желтого льва. Здесь живут исконные обитатели этих мест – нацменьшинства Туцзя, Мяо и Бо, они говорят на своих языках и сохраняют свои традиции и ритуалы.

Гора Тяньменьшань (высота 1518 метров) считается одной из главных достопримечательностей парка. С этой горой связаны многие легенды. Здесь располагается живописная пещера Небесные Врата. На вершину горы ведет самая длинная в мире канатная дорога (длина ее 7455 м), при подъеме по которой открываются незабываемой красоты панорамы окрестных гор и лесов.

Для любителей острых ощущений здесь же сооружен смотровой стеклянный мост. Его ширина 1 м и длина 60 метров. Мост будто прилеплен к вертикальному склону скалы на высоте 1430 метров, что создает ощущение хождения по воздуху и позволяет посетителям смотреть на пики горных вершин расположенных ниже.

Парк занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

8. Заповедник Хуанлун (Желтый дракон)

В высокогорьях провинции Сычуань находится знаменитый заповедник Хуанлун, что в переводе означает «Жёлтый дракон». Это очень живописная местность с необычными природными ландшафтами. Здесь расположены высокогорные долины, скованные тысячелетними ледниками, красивые горные водопады, несущие чистоту горных рек и большое количество термальных источников.

Но самое интересное здесь – это природные пороги из травертиновых террас (из известкового туфа), которые извиваются как чешуйчатая четырехметровая спина золотого гигантского дракона. Также интересно посетить многочисленные озёра чистейшей воды, различных цветов и форм. В заповеднике обитает ряд редких животных, таких как гигантская панда и золотистая курносая обезьяна.

Область Хуанлун внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

9. Классические китайские сады в Сучжоу (Сад скромного чиновника и Сад рыбака)

Эти садово-парковые ансамбли – всемирно признанный образец безупречного китайского ландшафтного дизайна. В 1981 году ландшафт «Сада рыбака» («Мастера рыболовных сетей») был воссоздан в нью-йоркском музее Метрополитен как лучший образец китайского классического сада. Вода, живые растения и камни разных размеров и форм – вот обязательные элементы, из которых состоит любой китайский сад. Их сочетание и наполняет ту атмосферу, которая так впечатляет туристов.

По садам надо гулять, растворяясь в их красоте и гармонии. Это место, где отдыхает душа. Где можно услышать тишину.

Классические китайские сады «Сад скромного чиновника» и «Сад мастера рыболовных сетей» внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 и 2000 годах.

10. Храмовый комплекс Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»)

Этот раннебуддийский пещерный комплекс был воздвигнут в 353-366 годах н.э. и объединяет 492 святилища, которые на протяжении тысячелетия украшались уникальными фресками и скульптурами.

Самая крупная пещера этого комплекса – пещера Могао, что в переводе означает «Пещера не для высоких». Её площадь составляет 42 000 кв. метров.

В отличие от позднейших пещерных храмов в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись.
В самом начале XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад древних рукописей, написанных на разных языках того времени. Там были и религиозные тексты, и трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, и записи народных песен и классической китайской поэзии, а также официальные документы тех времен. Наиболее известные из них - «Книга гаданий» и «Алмазная сутра».

Пещерные храмы Могао являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1987 года.

Китай: ближайшие туры

Наследие древнего Китая

Какими знаниями обладали люди в древности, мы можем только догадываться. От тех времен практически не дошло письменных памятников, лишь легенды, которые передавались от поколения к поколению. То, что сегодня мы знаем как фэн-шуй, первоначально тоже существовало лишь в устной традиции. Но задайте вопрос: а может ли сохраниться неправильное знание? Будут ли его так бережно передавать потомкам? Если какое-то учение не работает или плохо работает, то оно благополучно умрет. Фэн-шуй не только не умер, он смог стать единственным знанием о гармонизации внешней среды и внутреннего мира человека, которым пользовались в Китае на протяжении тысячелетий.

Китай - огромнейшая страна с очень разнообразными климатическими условиями. На севере жители постоянно страдали от суровых ветров, на юге - от страшных наводнений, а там, где основная почва сложена из лесса (это такая тонкозернистая известковая горная порода желтого цвета), - от постоянных и удушающих пыльных бурь. В отличие от России, где люди в основном живут на равнине, Китай невозможно представить без гор. Посмотрите на любые китайские пейзажи, которые продаются в художественных салонах, - это горные пейзажи. Горы в Китае защищают людей и от ветра, и от разбушевавшихся рек, и от надоедливого песка. К тому же, и это известно каждому школьнику, если есть горы, то строение земной коры в такой местности очень неоднородное. Таким образом, люди вынуждены были учиться понимать, где можно безбоязненно поставить дом, а где этого лучше не делать. Вода, реки несут жизнь, они дают людям возможность выращивать растения. Но в то же время реки Китая опасны. Они иногда затапливали большие территории, смывали в яростном порыве жилища, в их бурных потоках гибли люди. Поэтому к воде китайцы привыкли относиться с уважением. Вот из двух этих составляющих - особенностей жизни в гористой местности и умения управлять стихией воды - и сложилось учение фэн-шуй.

Жизнь китайца была опасна и сурова. И дом свой он должен был располагать так, чтобы зимой не дрожать от ледяного ветра, а весной не погибнуть в стихии водного потока. В Лояне, например, где почвы сложены из лесса, а местность достаточно ровная, строили целую сеть туннельных домов, чтобы спастись от пыльных бурь. На юге старались жить на склонах, потому что иначе дома оказались бы разрушенными или затопленными разбушевавшимися реками. В каждой местности свои сложности. Природа Китая очень красива, но выжить в этой красоте трудно, если не научиться искать согласия с окружающим миром. И китайцы интуитивно нашли оптимальное расположение для любого строения. Они стали возводить дома так, чтобы те стояли как бы на полпути к вершине: достаточно низко, чтобы защититься от ветра, и достаточно высоко, чтобы спастись от воды. В переводе с китайского «фэн-шуй» и означает «ветер и вода». А что еще нужно человеку для благополучия, процветания и долгой счастливой жизни? Была бы вода, чтобы напоить посевы и собрать урожай фруктов, была бы гора, чтобы спасла от зимнего холода… Люди видели, что одни дома дают своим хозяевам защиту, а другие приводят к быстрой гибели. Почему? Они замечали, как выглядит плохой дом и как хороший, обращали внимание на мельчайшие детали: куда выходят дверь и окна, как расположены стены, какие углы они образуют, есть ли деревья у дома, достаточно ли там воды, какая эта вода, стоячая или проточная, - все имело для них значение. Бели они видели, что их дом не приносит достатка, то старались так изменить его вид, чтобы он стал единым с природой, не нарушал бы гармонии мира, походил бы на тот образ идеального дома, который служит своим хозяевам верой и правдой. Пока местность была заселена не очень плотно, можно было выбрать такое местоположение дома, какое давало бы человеку преимущества. Но население росло. Сейчас Китай - самая густонаселенная страна в мире. Много жителей было в нем даже в древности. И постепенно стало необходимым не просто уметь выбрать хорошее место для застройки, но облагородить такое, которое не было идеальным. Так и появилась особая наука о создании идеального жилища в экстремальных условиях - фэн-шуй .

Так что фэн-шуй не отвлеченное изобретение праздного ума, не религиозная доктрина. Это простые знания простых людей, основанные на опыте тысячелетий. Собранные воедино, эти знания превратились в нечто среднее между наукой и искусством. Наукой - потому что основаны они на систематических наблюдениях за природными явлениями. Искусством - потому что не всякий может овладеть фэн-шуй. Глупо было бы думать, что специалистом в этой области знания может стать каждый. Сами посудите: один человек способен прекрасно рисовать, а другой, сколько бы ни старался, не может провести даже ровной линии. Так же и с фэн-шуй: кто-то ловит приемы этого искусства на лету, он видит дефекты и достоинства местности, ему не нужно специальных приборов, чтобы понять, какие неполадки существуют в доме; а другой человек старается, но ничего не видит, пока ему не объяснят. Дело в том, что приемами фэн-шуй при достаточной практике овладеть несложно. А вот глаза открываются не у всех. Умение правильно видеть и оценивать ситуацию дается на интуитивном уровне. Одни люди к этому способны, другие - нет. Вот почему многие знают технику фэн-шуй, но не многие умеют на самом деле изменить условия жизни, сделать их безопаснее, комфортнее, обратить недостатки дома в его достоинства.

Из книги Загадочные явления автора Резько И.

Из книги Призраки истории автора Кульский Александр

Глава 16. НАСЛЕДИЕ… Но как же относился к "ТРАГЕДИИ XX ВЕКА" христианско-розенкрейцерский оккультизм? Приведём на этот счёт несколько высказываний Рудольфа Штайнера:"…Исходя из России… человеческое сообщество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных,

Из книги Врата в будущее (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Великое наследие Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого

Из книги Утраченная цивилизация [В поисках потерянного человечества] автора Маслов Алексей Александрович

Индейцы пришли из Китая? Впрочем, все это не снимает главного вопроса - кто мог составить тексты, подобные «Шаньхай цзину»? По крайней мере, нам придется согласиться с тем, что действительно «китайцы открыли Америку». А может быть, они же первыми и заселили ее. Конечно,

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Длительность истории Китая Китайские летописи относят установление китайского государства (если мы положимся на общепринятые методы пересчета дат китайского лунного календаря на юлианские даты) к 3255 году до н. э., когда «император Фуси (имя которого, как указывает

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора

Апокрифичность истории Китая В примитивных обществах особым уважением (как хранители мудрости рода) пользуются старики, а в феодальном обществе-люди с наиболее длинной родословной. Перенос этих пережиточных представлений на социальные структуры, по–видимому, и

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

Из книги Адепты. Эзотерическая традиция Востока автора Холл Мэнли Палмер

НАСЛЕДИЕ ЭТРУСКОВ Сначала римляне обращались к этрусским гаруспикам лишь в случае крайней необходимости, поскольку считали их учение чуждым своим верованиям. Лишь позже, когда римляне подчинили себе этрусков, гаруспиция стала почти органической частью официальной

Из книги Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ МУДРЕЦЫ КИТАЯ Введение Обширная территория Китая, его громадное население и долгая история культуры, соединившись, создали богатую и изменчивую традицию. Срединное Царство было миром для самого себя, и, хотя на него оказывали влияние иностранные идеи и

Из книги Непобедимое мышление. Поражений не существует автора Окава Рюхо

Мудрецы Китая У китайцев, как и у других высокоцивилизованных народов древности, существовала сложная и чрезвычайно многообразная религиозно-философская структура доктрин и идей. Их интеллектуалы были разделены на несколько строго определенных групп. Их моральные,

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Тайные общества Китая В Китае, как и в других частях света, в традиции адепства всегда угадывалась внутренняя связь с обществами, братствами и эзотерическими орденами, большинство которых признавало существование бессмертных или героических личностей, почитаемых как

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Наследие предков Интересно, что в нашем языке сохранились следы того, что мы все когда-то жили по Закону Жертвы. Когда мы прощаемся, мы напутствуем: «Ну, давай!». И в ответ слышим: «Ну, давай!».Восхищаясь чьими-то действиями, мы говорим: «Ну, ты даё-ё-ёшь!», то есть человек

Из книги Магия реинкарнации автора Вечерина Елена Юрьевна

Духовное наследие Целостность как духовное наследие В этом заключительном разделе я хотел бы обсудить тему духовного наследия. В первой части я обсуждал тему о том, как вести здоровый образ жизни, во второй – рассматривал вопрос достижения благосостояния, третий раздел

Из книги автора

Гороскоп коммунистического Китая - Николас Кэмпион Китайская Народная Республика была официально провозглашена Мао Цзе Дуном в 3.15 после полудня 1 октября 1949 года в Пекине, и гороскоп на этот момент основания нового режима был принят как главный гороскоп современного

Из книги автора

Наследие Как известно, Прошлое Равно Будущему. Если прошлое равно будущему, следовательно, всё то, что каждый из нас делает в течение жизни, автоматически влияет на наше будущее, а то, что мы сделаем в будущем, влияет на наше прошлое. Таким образом, то, что мы делаем в

Из книги автора

Мифы Древнего Китая В древнекитайских мифах описывается история китайской цивилизации начиная с рождения Вселенной. В них Вселенная описывается в виде яйца, наполненного Хаосом, которое разбилось изнутри. Внешне это могло бы выглядеть подобно взрыву. Из Хаоса

Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н. э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н. э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н. э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.

Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.

Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н. э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны - “Поднебесная”, и в титуле правителей - “Сын Неба”.

Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них - глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н. э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н. э.). Памятники искусства II тысячелетия до н. э. - города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.

К XIII-XI вв. до н. э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого «иньского оракула».

Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.

Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н. э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.

В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н. э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.

Одна из величайших цивилизаций на Земле стала родиной многих известных на весь мир достопримечательностей. В частности, в список Всемирного наследия входит Великая китайская стена. Это грандиозное сооружения по сей день рождает много споров. Официально принято считать, что стена была построена для защиты северных границ империи. Ее возвели более двух тысяч лет назад во времена правления династии Цин. Однако некоторые ученые полагают, что стена была построено гораздо раньше, и использовалась для защиты от врагов с юга. На эту мысль их наводит тот, факт, что многие бойницы выходят именно на юг. Тем не менее, неоспоримо, что это одно из самых монументальных сооружений в истории человечества.

Под охраной ЮНЕСКО в Китае находятся и древнейшая живопись. Так, пещеры Могао неподалеку от города Дуньхуан стали местом, где были сделаны рисунки Будды. Всего на территории пещер и гротов находится порядка пятисот святых мест с его изображениями. Как гласит поверье, создавать изображения Будды начал старый монах. Ему приснилось, что в этих пещерах находятся тысячи золотых портретов святого. Его последователи продолжали дело вплоть до VII века. Эту дату определили ученые. Именно тогда было завершено создание изображений.

Разумеется, в список ЮНЕСКО в Китае входят и знаменитые терракотовые воины. Если точнее, то это гробница первого императора династии Цинь. Археологи нашли в ней целую армию, состоящую из огромного количества статуй. Древние мастера запечатлели в глине солдат, лошадей и все необходимое для защиты императора. Гробница была обнаружена в 1974 году. Примечательно, что их не делали под копирку: каждая фигура индивидуальна и не похожа на остальные.

Еще одним интересным объектом является дворец Потала. Он находится в Тибете и некогда был резиденцией Далай-Ламы. Дворец был построен на высоком холме. Его внешний вид выверен и представляет собой собрание интересных архитектурных решений. Именно за счет своего уникального дизайна и высокого исторического и культурного значения дворец был включен во Всемирное наследие.