Государственный эрмитаж. История эрмитажа

Государственный музей «Эрмитаж» — один из самых известных музеев, который находится в Санкт-Петербурге, городе, по праву названном культурной столицей России.

Музей начинал свое существование как индивидуальные коллекции произведений искусства императрицы Екатерины II, которые со временем разрослись. В 1852 году было принято решение открыть доступный для публики императорский Эрмитраж, который в итоге стал всем известным Государственным художественно и культурно-историческим музеем.

Современный Эрмитаж представляет собой пять зданий, объединенных в сложный музейный комплекс, центром которого принято считать Зимний Дворец.

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса, хранящего в себе более 3 миллионов произведений искусства, доступных для местных жителей и приезжих гостей. Среди экспонатов имеются такие шедевры, как «Аман узнает свою судьбу» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Сафо и Фаон» Жака-Луи Давида, «Красная комната» Анри Матисса, «Кающаяся Магдалина» Тициана Вечеллио, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, а также множество других не менее известных картин, античных скульптур, примеров прикладного творчества, графики и живописи.


Само по себе здание Эрмитажа можно считать произведением искусства, постройкой будущего музея занимались такие известные, как Растрелли (Зимний Дворец), Фельтен, Валлен-Деламот, Лео фон Кленце и Стасов (Малый и Большой Эрмитаж, включая Висячий сад).

Здание Зимнего дворца по праву считают сердцем Государственного Эрмитажа. Построенный в 1762 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по указу Екатерины II, дворец по сей день остается памяткой великого искусства как изнутри, так и снаружи. Четыре фасада здания выдержаны в стиле барокко и украшены множеством лепных деталей, статуй на крышах, колонами, вазами. Окна обрамлены уникальными карнизами и другими запоминающимися деталями. Благодаря своей коллекции экспонатов Государственный музей Эрмитаж считается « ».

В течение 150 лет Эрмитаж являлся императорской резиденцией: интерьер зданий отличается первозданным великолепием и богатством. Для того, чтобы детально рассмотреть каждый отдельный экспонат музея, не хватит даже года. Маршрут экскурсии по залам Эрмитажа составляет более двадцати километров, начинаясь Иорданской лестницей, которая ведет в огромный зал вдоль фасада здания, окна которого выходят на Неву.


Портреты российских фельдмаршалов можно наблюдать в нишах одноименного зала.

Легендарный серебряный трон русских царей находится в петровском зале, а великолепными люстрами, украшенными гербами бывших губерний, можно полюбоваться в Гербовом зале. Также в Эрмитаже имеется Военная галерея, посвященная великим военачальникам Российской империи. Двадцать восемь люстр и около пятидесяти колон украшают Большой тронный зал, а барельефы в честь победы 1812 года и большой портрет Александра I украшают Александровский зал.

В оформлении дворцовых помещений принимали участие величайшие художники и архитекторы тех времен, в частности Малахитового зала, колоны которого украшает малахитовое покрытие. Именно это помещение было парадным залом императорской семьи.


Самые известные музеи России во многом уступают Государственному музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге, этот музей занимает почетное место не только среди музеев России, но и среди музеев Европы.

Эрмитаж Эрмита́ж

в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль.

ЭРМИТАЖ

ЭРМИТА́Ж в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.
Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) ), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель) ), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич) ), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон) ), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) ) - выдающийся архитектурный ансамбль. В 1754 императрица Елизавета Петровна (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Ф. Б. Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III (см. ПЕТР III Федорович) . Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) . Осенью 1763 Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
По заказу императрицы были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, - сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.
Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается. В 1764 была куплена коллекция, собранная берлинским купцом И. Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II (см. ФРИДРИХ II Великий) . Собрания насчитывали 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, наряду с несколькими произведениями итальянских художников 17 в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Ф. Халса (см. ХАЛС Франс) и «Гуляки» Я. Стена (см. СТЕН Ян) .
В 1765-66 гг. по желанию императрицы, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел 2-этажный корпус. Черты уходящего барокко (см. БАРОККО) и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания. Позже, в 1767-69 гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Созданный в конце 18 в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
Летом 1769 в Петербург прибыла купленная у наследников коллекция Г. Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ. Среди шедевров коллекции - полотна Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль) «Персей и Андромеда», работы Пуссена (см. ПУССЕН Никола) «Снятие с креста» и Ватто (см. ВАТТО Антуан) «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван) . С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу коллекционера итальянским художником Беллотто (см. БЕЛЛОТТО Бернардо) . Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745.
В 1771-87 гг. по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем было построено здание, превосходящее его своими размерами и получившее имя «Большого Эрмитажа». Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном 3-этажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. В 1792.Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром. В 1772 в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за 2 года до этого А. Кроза. Коллекция обогатила музей такими шедеврами как «Святое семейство» Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) , «Юдифь» Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ) , «Даная» Тициана (см. ТИЦИАН) , «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) . Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) был представлен 6 портретами, в том числе автопортретом. Помимо картин итальянской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров 17-18 вв.: Ленена (см. ЛЕНЕН) , Пуссена, Миньяра, Ларжильера (см. ЛАРЖИЛЬЕР Никола) , Ватто (см. ВАТТО Антуан) , Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола) , Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон) .
Приобретение в 1779 в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи 17 в. - с ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница Вулкана», Г. Рени (см. РЕНИ Гвидо) «Спор отцов церкви», С. Розы (см. РОЗА Сальваторе) «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор».Исключительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая за единичными исключениями приняла с этого момента свой нынешний облик. Тогда поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис) - «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса (см. СНЕЙДЕРС Франс) . В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ - «Святое семейство» и «Моисей иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан) , «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. В 1781 была приобретена коллекция графа Бодуэна, насчитывавшая 119 картин преимущественно голландской и фламандской школ. Она включала 9 картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет Иеремиаса де Деккера», «Девушка примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде (см. ОСТАДЕ) , Рейсдала, Тенирса Младшего (см. ТЕНИРС Давид) .
В 1787 было завершено строительство Эрмитажного театра по проекту архитектора Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) . Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца 18 в. По его же проекту был создан к 1795 Большой тронный (Георгиевский) зал, уничтоженный пожаром в 1837.
Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» А. дель Сарто (см. АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО) , две одноименные картины - «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена (см. ЛОРРЕН Клод) , посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха (см. ТЕРБОРХ Герард) , «Завтрак» Метсю (см. МЕТСЮ Габриель) , «Ферма Поттера». Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы (см. КАНОВА Антонио) : «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».
В 1826 по проекту К. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) была создана галерея 1812 года. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 года. К 1833 были закончены Фельдмаршальский и Петровский залы по проекту О. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович) . Вечером 17 декабря 1837 в Зимнем дворце произошел сильный пожар, приведший из-за конструктивных ошибок архитектора Монферрана к трагическим последствиям. Небывалый пожар полностью уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Почти сразу после пожара начались восстановительные работы, порученные архитектору В. П. Стасову (см. СТАСОВ Василий Петрович) . К 1841 большая часть Эрмитажа была восстановлена в прежнем виде.
В 1850 в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце 16 в. умер Тициан (см. ТИЦИАН) . Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были 3 картины великого венецианца: «Даная» и «Портрет молодой женщины» (коллекция Кроза, 1772), «Бегство в Египет» (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще 5 работ, среди которых шедевры - «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
В 1842-51 гг. был возведен в историческом стиле Новый Эрмитаж. Для его строительства Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) пригласил немецкого зодчего Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон) , стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Л. фон Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.
В 1858 было завершено оформление Павильонного зала по проекту А. И. Штакеншнейдера (см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович) , а в 1860 им же были созданы парадные интерьеры Большого Эрмитажа. Приобретенное в 1861 собрание маркиза Кампана обогатило античные коллекции Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, вышедшие из мастерской Рафаэля. В 1864 граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Выехавший на место С. А. Гедеонов (см. ГЕДЕОНОВ Степан Александрович) , директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи 4 картины. Самой ценной среди них была «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) , называющаяся с тех пор: «Мадонна Литта». В 1870 у графа Конестабиле была куплена «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.
В 1884 была приобретена коллекция русского дипломата А. Базилевского. В ней были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости 13-14 вв., рейнские и лиможские эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ) 12-16 вв., венецианское (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) и немецкое стекло, итальянская майолика (см. МАЙОЛИКА) , французские и испано-мавританские фаянсы. Покупку этого собрания можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории. В 1885 в Эрмитаж была передана коллекция Арсенала из Царского Села - богатейшая коллекция доспехов и оружия, возникшая в первой четверти 19 в.
В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи. Первая мировая война прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.
В марте 1917 после Февральской революции на общем собрании сотрудников Эрмитажа было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но публику временно не пускать. 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В 1919 открылись первые выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. 11 января 1920 был открыт Музей Октябрьской революции, созданный в Зимнем дворце по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 года. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1922 в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея - прекрасное собрание европейской живописи, созданное поколениями семьи Безбородко и переданное в 1862 по завещанию ее владельца Н. А. Безбородко в Академию художеств. Таким образом, с поступлением этой коллекции, в которой были полотна таких крупных художников, как Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) , Руссо (см. РУССО Анри (Таможенник)) , Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль) , Диаз (см. ДИАЗ Нарсис Виржиль) , Декан (см. ДЕКАН Александр Габриель) , Коро (см. КОРО Камиль) , Тройон (см. ТРУАЙОН Констан) , Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) была заполнена лакуна - отсутствие европейской живописи 19 в. Постепенно в Эрмитаж перешла первоклассная коллекция европейского и восточного прикладного искусства из Училища технического рисования А. Штиглица.
1930-е гг. были тяжелым периодом в истории Картинной галереи. Эрмитаж стал главным источником добычи денег для обеспечения общей государственной политики и влияния за счет продажи памятников искусства. Неоправданные ни с экономической, ни с политической точки зрения распродажи художественных ценностей в 1928-33 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Из Эрмитажа изымали вещи для отправки на европейские аукционы: в антиквариат было выделено 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения; и лишь некоторые из них, не найдя покупателя, возвращались обратно, но 48 знаменитых шедевра навсегда покинули стены музея. Начиная с 1932, чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также провинциальные города России.
С началом Великой Отечественной войны более 1 млн. произведений искусства были эвакуированы в Свердловск. 8 ноября 1945 восстановленные залы музея были вновь открыты для публики, однако реставрация Эрмитажа, в который попало около 20 снарядов, продолжалась еще долгие годы.
Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 316 картин из закрытого еще до войны в Москве Музея нового западноевропейского искусства. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В основном это были вещи из собраний двух великих московских коллекционеров - С. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) и И. Морозова (см. МОРОЗОВ Иван Абрамович) . В Эрмитаж поступили первоклассные по качеству картины западноевропейских художников конца 19 - начала 20 в.: К. Моне (см. МОНЕ Клод) , О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) , П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) , П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) , А. Марке (см. МАРКЕ Альберт) , П. Боннара (см. БОННАР Пьер) , А. Матисса (см. МАТИСС Анри) , П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) . При разделе коллекций московского музея директор Эрмитажа И. А. Орбели (см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович) отобрал полотна, игравшие основополагающую роль в истории искусства 20 в.: «Красную комнату», «Танец», «Музыку», «Семейный портрет» Матисса; «Две сестры», «Танец с покрывалами», «Три женщины» Пикассо; триптих Боннара «У Средиземного моря».
В настоящее время в Эрмитаже представлены:
1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц хранения и являющаяся одной из первоклассных и крупнейших в России.
2. Коллекция античных древностей, насчитывающая свыше 106 тыс. памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья.
3. Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире (коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени, в собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы).
4. Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тыс. предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дающая исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего Средневековья до начала 20 в. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.
5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока. Среди них произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.
6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России.
7. Нумизматическая коллекция. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 тыс.), восточные (свыше 220 тыс.), русские (около 300 тыс.) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 тыс.), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 тыс.) и разнообразные сфрагистические материалы.
8. Галерея драгоценностей, состоящее из двух разделов: первая экспозиция «Золотая кладовая (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около 1,5 тыс. золотых изделий (c 7 в. до н. э. по 19 в.),основная идея второй экспозиции - «Бриллиантовой кладовой» - заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от 3 тысячелетия до н. э. до начала 20 столетия.
Среди других экспозиций, следует выделить: дворец Петра I, дворец Меншикова, Главный штаб, музей Ломоносовского фарфорового завода, экспозицию Эрмитажа в Константиновском дворце.

Эрмитаж – самый крупный и один старейших музеев во всей России. Он возник в 1764 году, являясь тогда частным собранием императрицы. Только спустя почти сто лет двери Эрмитажа открылись для посетителей, и галерея превратилась в государственный музей. Тогда собрание картин занимало всего одно здание, а сегодня основная часть экспозиции располагается в пяти зданиях, которые находятся на самом берегу Невы в центре Санкт-Петербурга.

Официальная история коллекции картин Эрмитажа начинается с Екатерины II, которая любила зарубежное искусство и заказывала картины самых известных художников своего времени. Все началось с Зимнего дворца – здания возле Дворцовой площади, к которому, по велению императрицы, была пристроена новая часть под названием Эрмитаж. Это место стало обителью искусства, науки и изысканных бесед самых почитаемых гостей правительницы.

Первым большим приобретением Екатерины II стала коллекция Горцковского, которая теперь является основой собрания нидерландской живописи в Эрмитаже. Затем императрица приобрела произведения Рафаэля, Тицина, Рубенса и многих других великих мастеров живописи. Эмиссары Екатерины занимались покупкой произведений искусства по всей Европе, и в результате коллекция разрослась до огромных размеров.

Следующие правители также старались уделять как можно больше внимания собранию Эрмитажа, ведь он стал визитной карточкой России. Александр I пополнил коллекцию английской и испанской живописью, знаменитой на весь мир «Камеей Гонзага». При Николае I в музее появились сотни картин на батальную тему, и в 1826 году им была открыта Военная галерея.

В 1852 году музей был открыт для всеобщего посещения и получил официальное название «Императорский Эрмитаж». В XX веке коллекция сильно пострадала из-за советской власти и многочисленных войн, из нее пропали известные экспонаты, и практически не происходило пополнение. Сотрудники и хранители Эрмитажа как могли пытались сохранить его собрание, и только благодаря им многие полота до сих пор весят на его стенах.

На сегодняшний день Эрмитаж является не только крупнейшим музеем России, но и самым большим и успешным научно-исследовательским центром на отечественной территории. Ежегодно его посещают миллионы человек, а филиалы появляются и в других городах. Эрмитаж – это жемчужина Петербурга, любимое место туристов и обязательная точка маршрута для посещения каждым прибывшим в Северную столицу России.

Эрмитаж краткая информация.

Государственный в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира, экспозиция которого расположена более чем в 350 залах пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Невы: Зимний дворец (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, арх. Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, арх. Дж. Кваренги). В состав Государственного Эрмитажа также входят Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель), восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси) и Фондохранилище. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 млн экспонатов: 16,783 произведений живописи, 621 274 графических работ, 12 556 скульптур, 298 775 произведений прикладного искусства, 734 400 археологических памятников, 1 125 323 памятников нумизматики, 144 185 прочих экспонатов.

История

Датой основания музея является 1764, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, собранную первоначально для прусского короля Фридриха II. Семилетняя война (1756-1763), принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от этой дорогой покупки. Поэтому Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, предложил Екатерине II приобрести картины в счет его долга. Императрица согласилась, оценив возможность нанести удар по самолюбию прусского короля. Собрание, куда входили полотна фламандских, голландских и итальянских художников XVII и положили основание будущего Императорского Эрмитажа.

В 1765 - 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 - 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Эти два корпуса (Северный и Южный), соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом, получили название Малый Эрмитаж (от франц. ermitage - место уединения). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций: Г. Брюля (1769), А. Кроза (1770), Р. Уолпола (1771), библиотеки Вольтера и Дидро.

В 1771 - 1787 по заказу императрицы Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем было построено здание Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтен). В 1792 Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром.

В XIX Эрмитаж продолжал приобретать экспонаты и коллекции: из Мальмезонского дворца в Париже, дворца Барбариго в Венеции и др. В 1825 открыта экспозиция русских художников. В 1852 Эрмитаж открыт для посетителей. После Октябрьской революции уже 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Коллекция музея в этот период и увеличилась - за счет национализированных частных собраний, и уменьшилась - некоторые шедевры в 1920 - 1930-х были проданы за рубеж. Во время Великой Отечественной войны значительная часть коллекции была вывезена в Свердловск, в 1945 возвращена в Ленинград.

Эрмитаж сегодня

В Эрмитаже работают 8 научных отделов: (Запада, Востока, истории русской культуры, античного искусства и др.), архив, научная библиотека, реставрационные мастерские, научно-техническая экспертиза и др.). Эрмитаж проводит художественные выставки, организует научные конференции, издает каталоги, альбомы, путеводители, организует археологические экспедиции и т.д. В 1999 был открыт электронный путеводитель по залам музея. В год музей посещают более 2,5 млн человек.