Григорий распутин - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания, изречения, цитаты, мысли. «Распутин имел право говорить и о хорошем и о плохом в нас

18.03.2015

Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя совершит отпевание Валентина Григорьевича Распутина. В дни прощания с великим русским писателем вспомним его слова о жизни, вере и Церкви.

…вернулась вера, вновь дозволенная в годовщину Тысячелетия крещения Руси. С той поры тысячи и тысячи храмов дружным звоном сзывали на службу во всех городах и во многих весях страны. В праздничные дни храмы переполнены.

Если говорить о надеждах, возлагаемых по прежним понятиям на народ, то надежда, прежде всего, на верующих. Это, я думаю, сейчас сердцевина, из которой в нравственной, духовной и тысячелетней ипостаси может очнуться народ. Но сердцевина пока, как мне представляется, несколько замкнутая: верхи нравственные законы почитают мало, а низы по своей удрученности нередко уже ни во что не верят.

…В православии все иначе. Здесь - сочувствие к бедным, униженным и оскорбленным. Это, может быть, и наша национальная черта. Гоголь написал: «В русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого.

Слава Богу, эти ценности возвращены нам, и тут не на процент верующих надо смотреть, а на открытые для молитвы и спасения двери. Другого чистилища, другого дома, где поместилась бы вся 1000-летняя Русь, у нас больше нет. Эх, если бы в эту спасительную упряжку впряглась бы еще и светская власть, если бы убедились мы, что она - своя, родная, и дело исторической России не уничтожает, страна воспряла бы решительно и быстро.

Смотрите: 70 с лишним лет мы прожили без Церкви. А без Церкви, без веры жить нельзя! Недаром даже коммунистические принципы имели библейское происхождение. И мне кажется, нет ничего неожиданного в том, что люди снова пошли в церковь, пусть пока и не так много, как хотелось бы. Ведь те, кто ходит в церковь, они другие. Может быть, возрождение России пойдёт отсюда.

Молодые рвутся в город, чтобы стать предпринимателями. Сейчас это модно. Им кажется, что это легко. Но это ведь совсем не просто. Опыта нет никакого, да и совесть требуется не та. Может быть, молодой деревенский житель уже несколько и извратился, но всё равно у него – совесть… Она не позволяет ему вот так сразу нырнуть во всё это дело – а это ведь действительно отчаянный поступок – уехать из деревни и заняться предпринимательством. Но всё-таки есть и хорошие примеры: если деревенский житель и разбогател, у него многое от прежнего сознания сохранилось. Знаете, ведь я собирал деньги на строительство православного храма на родине и очень скоро разобрался, к кому идти – не в банки, не куда-то ещё, а к таким вот совестливым людям. Стал обращаться к ним, и дело пошло.

А почему вы сами крестились только в 1980 году?

− Членом партии я не был. Но и крещён никогда не был. А как можно русскому человеку быть не православным?

Почему же вас родители сразу не окрестили?

− Потому что тогда, в 1937 году, на много километров вокруг не осталось ни одного храма. В деревне, кстати, и сегодня по-прежнему некуда идти — церкви возрождаются в основном в городах. Мы сейчас на моей родине строим храм, и туда, конечно, люди пойдут. Но не сразу. По себе знаю, как тяжело возвращаться.

Почему?

− Потому что привычки нет, утрачена была необходимость молитвы. И вернуть её удастся не так скоро, как хотелось бы. Но когда люди возвращаются к вере, тогда они совсем по-другому себя чувствуют. Увереннее. Потому что находят там опору духовную.

Как человек верующий я верю, что Господь, в конце концов, не оставит Россию. Да, проведёт её опять через испытания, как не один раз проводил, но всё же выведет в спасительные двери.

О вере в советское время и дороге к храму:

В советские годы, мне кажется, даже многие неверующие были православными. Моя бабушка, например, без того, чтобы перекреститься, за стол не садилась. Хорошо помню икону, которая была в нашем доме. Потом она, еще при жизни бабушки, куда-то исчезла. И все равно бабушка, а человек она была волевой, сильный (и старуха Дарья, и старуха Анна − это моя бабушка), если чего не так, говорила: «Господь накажет» или «побойтесь Господа». Это и нам говорилось, родственникам, и другим. В деревне у нас кто-то забыл про Бога, а кто-то не забыл.

В 1980 году был юбилей Куликовской битвы. Накануне юбилея, в 1979 году, я крестился (мне было 42).

Глубоко воцерковленным человеком, наверное, назвать меня нельзя. В храм хожу часто и не только по праздникам, но настоящей тяги к храму, как это бывает у других, у меня пока нет. Знаете, я недавно прочитал одну из повестей Льва Бородина, моего земляка. Он прожил долгую и сложную жизнь, дважды отсидел в лагерях. Так вот он говорит, что, если человек в детстве не смог прийти к Церкви, потом ему приобщиться к приходской жизни очень трудно. Надо, чтобы храм, Церковь были заложены в человека с раннего детства, с первыми понятиями о мире и жизни.

Я принял обряд крещения уже взрослым человеком, в 1980 году, в юбилейный год Куликовской битвы. К этому времени я осознал окончательно: быть русским значит быть православным. Мы много тогда ездили по России − по монастырям, полям битв, былым писательским усадьбам. Мы − это Владимир Крупин, известный прозаик, ученый Фатей Шипунов и кинорежиссеры Ренита и Юрий Григорьевы. Не однажды бывали в Оптиной пустыни, тогда еще разрушенной, в Сергиевой лавре, в Ферапонтовом монастыре. Способствовало этому знакомство, довольно близкое, с архиепископом Питиримом, замечательным человеком и молитвенником, с батюшками, отцом Николаем и отцом Иосифом из старинного Ельца, где я и принял крещение. Не могу похвалиться, что я истово верующий, но верующий искренне и, думаю, глубоко.

Она и возрождается: тысячи новых храмов взамен разрушенных, и среди них храм Христа Спасителя в Москве, поднявшийся из небытия, крестные ходы по всей России, паломничества к святым местам − на Соловки, Валаам, в Оптину пустынь, а также на Афон, в Иерусалим...

Ежегодно, начиная с 1993 года, проходит под началом Патриарха Всемирный русский народный собор с участием общественных и государственных деятелей, духовенства, писателей и многих других, кто славен на ниве духовного стояния за Отечество. А общественная работа − просветительская, организаторская, культурная!..

…Казалось бы, что еще надо!? Но это опять-таки только одна Россия, одно отношение к духовности. А другая Россия − наркомания, пьянство, безработица и безысходность, теленапалм и телетеррор, пресмыкательство перед Западом, разрушение культуры и образования уже в наши дни, сегодня, торжество бесстыдства и издевательство над совестью. Какая из двух Россий побеждает, сказать трудно. На внешний взгляд, вторая… Как ни горька эта картина, как ни велики разрушения -- материальные, нравственные и духовные, -- до последнего надо стоять на том, что победы за этой, бесовской, Россией быть не может.

Народ пошел в церковь от усталости и от отчаяния от внушенного ему официального суеверия. Душа дальше не выдержала идолопоклонства и беспутья. Россия медленно приходила в себя от наваждения, во время которого она буйно разоряла себя, и вспомнила дорогу в храм. Но вспомнить дорогу в храм − еще не значит пойти по ней; если бы Россия была верующей, то и тон наших размышлений о ней был бы иным. Она, быть может, только приготовляется к вере. Времена разорения души даром не прошли; проще восстановить разрушенный храм и начать службу, чем начать службу в прерванной душе. В ней нужно истечь собственному источнику, чтобы напитать молитву, которая, прося даров, могла бы поднести и от себя. Но то, что источники эти просекаются сквозь засушь, сомнений не вызывает, и запаздывают они лишь к страждущим, которые, страждая, не знают, чего хотят...

В грязном мире, который представляет из себя сегодня Россия, сохранить в чистоте и святости нашу веру чрезвычайно трудно. Нет такого монастыря, нет такого заповедника, где бы можно было отгородиться от «мира». Но у русского человека не остается больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме Православия. Все остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее. Помните, у Василия Шукшина: «Народ весь разобрался». Но тогда он еще не «разобрался». У Шукшина это было предчувствие возможного, а теперь убери или даже ослабь духовную связующую силу – и все, больше связаться нечем.

Это, на мой взгляд, жизнь на высоте, где человек ощущает себя и в потомках, и в предках, способность к собиранию небесных плодов, внутренняя свобода, укорененность в своем. Это понятие соединенное, общее: духовность не может быть без нравственности, как и нравственность без духовности.

На вручении премии Фонда единства православных народов Валентин Распутин подчеркнул, что Русская Церковь «предотвратила гражданскую войну в России в начале последнего десятилетия минувшего века, сумела успокоить огромную массу отчаявшегося народа и найти... надежду и утешение, спасла осиротевших детей, брошенных на произвол судьбы, помогла им приютом и делом».

«Дьявол с Богом борются, и поле битвы – сердца людей», – эти слова Достоевского будут вечным эпиграфом к человеческой жизни. В каждом человеке сидят два существа: одно низменное, животное и второе – возвышенное, духовное. И человек есть тот из двух, кому он отдаётся.

Родина, прежде всего, − духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает всё доброе и слабое на свете, нет – всё ненавидит и всё готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до смерти согревающее нас тепло. Для меня Родина – это, прежде всего, Ангара, Иркутск, Байкал. Но это и Москва, которую никому отдавать нельзя. Москва собирала Россию. Нельзя представить Родину без Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаама, без поля Куликова и Бородинского поля, без многочисленных полей Великой Отечественной... Родина больше нас. Сильнее нас. Добрее нас. Сегодня её судьба вручена нам – будем же её достойны.

Тщанием власти духовной после долгого перерыва возрожден Знаменский женский монастырь, из небытия поднята Казанская церковь, одна из самых «картинных» – буд­то сложенная из самоцветов, восстановлена Троицкая церковь, на очереди следующие, пока еще молчаливые, – когда-то Иркутск удивительно красив был своими многими храмами, составлявшими вместе законченный смысл его бытия. И общим радетельством открыта женская православная гимназия, о чем долго и мечтать не приходилось. Девочки в форменных платьицах и с косичками, как бы явившиеся из далекого прошлого, спорящего с настоящим, теперь не в диковинку на улицах, вызывая теплые вздохи и взгляды старых иркутян: и до этого дожили, не все плохо.

Афон стоял и стоит на древних уставах и православной традиции; но именно потому, что он стоит на молитвенной традиции, глубокой и сокровенной, вросшей в его землю и пронизавшей его воздух вместе с двухтысячелетним преданием, − именно поэтому «цивилизованный» мир, ломающий любую традицию, и косится на него. Для мира-богоборца эта маленькая монашеская республика − что бельмо на глазу или кость в горле. Афонские монастыри живут в бедности − Европейский союз предлагает миллионы и миллиарды… в обмен на «права человека» и международную зону туризма. Вовсю усердствуют феминистские организации, раздувающие кадило «дискриминации женщин». Монахи в голос заявляют: ежели это дьявольское попущение допустится, они покинут Афон. Сомневаться в этом не приходится. Предложения дружеских объятий, исходящие из «свободного мира» и звучащие нередко ультимативно, уже сами по себе означают сигнал к проверке на прочность афонских стен.

У силы итти на войну каждый день. В борьбе не отчаявайся, не в силе, а в немощи совершается благодать.

Григорий Ефимович Распутин

Ах, несчастный бес восстановил на меня всю Россию, как на разбойника! Бес и все готовят вечное! Вот всегда бес остается ни с чем. Боже! Храни своих!

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Возстань, Господи! Спаси меня, мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых. Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро: помогать устраивать церковные дела.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ - , УВИДИМСЯ НА СУДЕ БОЖИЕМ! ТАМ НЕ ОПРАВДАЕТСЯ И ВСЕ КОЛЕНА ЗЕМНАЯ.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Господь здесь страдал. О, как видишь Божию у Креста. Все это живо себе представляешь, и как за нас так пришлось Ему в Аттике поскорбеть. О, Господи, идешь и подумаешь и явится , и видишь - ходят такие же люди, как тогда, носят плащи и странная на них одежда прежнего завета, как сейчас, все так и было. И вот текут, дни те подходят, наступил Великий Пост ― выйдешь из храма, а в храмах этих великие события совершались и Сам Спаситель пролил слезы.

Распутина М. «Распутин. Почему?» Воспоминания дочери.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Да, близок Бог! А тяжело в скорбях! Скорби чем забыть? В трудах, более в Природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получают венцы.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Если не будешь искать корысти нигде и стремиться как бы утешить, призовешь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти. А будешь искать каких-нибудь случаев для брюха, для , для сребролюбия, то не получишь ни здесь, ни там, т. е. ни небесного, ни земного… Если будешь себе приобретать, то не украсишь ни , ни себя, и будешь живой мертвец, как в Евангелии говорится.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Большая цифра. Пророчества прекратятся и умолкнут, а любовь никогда.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Пребывает наипаче у опытных людей, а сама по себе она не придет к тому человеку, который в покое и живется ему хорошо… У избранников Божиих есть совершенная любовь, можно сходить послушать, будут сказывать не из книги, а из опыта, поэтому любовь не даром достают… Тут-то и мешает , всячески старается, как бы человек не захватил любовь, а это ему, врагу, самая есть загвоздка. Ведь любовь - это своего рода миллионщик духовной - даже сметы нет. Вообще любовь живет в изгнанниках, которые пережили все, всяческое, а не у всех есть.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Это такая златница, что ей никто не может цены описать. Она дороже всего, созданного Самим Господом, чего бы ни было на свете, но только мало ее понимают. Хотя и понимают любовь, но не как златницу чистую. Кто понимает сию златницу любви, то это такой премудрый, что самого Соломона научит. Многие - мы все беседуем о любви… Если любишь, то ни кого не убьешь - все заповеди покорны любви, в ней великая премудрость больше, чем в Соломоне.

Григорий Ефимович Распутин

СТИХИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВАЛЕНТИНУ РАСПУТИНУ
Архив материалов » №61
Станислав КУНЯЕВ

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
огня и леса, камня и простора,
всё не вместишь, не потому ли есть
у каждого из нас своя Матёра,
своя Ока, где тянет холодок
в предзимний день от влаги загустевшей,
где под ногой еще хрустит песок,
крупнозернистый и заиндевевший...
Прощай, Матёра! Быть или не быть
тебе в грядущей жизни человечьей -
нам не решить, но нам не разлюбить
твоей судьбы, непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
что в нём, как в море, света или мути,
увы, не счесть... Да будет ледоход,
да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя прощай,
прости, что слов заветных не хватает,
чтоб вымолвить всё то, что, через край
переливаясь, в синей бездне тает...

Василий КОЗЛОВ

В. Распутину

Хлопотала. Копошилась.
Вынесла немало бед..
Даровала божья милость
Этой бабе сотню лет.
Вместе с солнцем просыпалась,
Молча солнцу улыбалась,
И крестилась на восход.
Больше как-то всё молчала,
Ну а если и ворчала,
Не от сердца, от забот.
В день единый отстрадала -
Не оставила хлопот.
И ушла в небытиё,
Словно не было её.
Посреди светелки тесной -
Гроб, одетый в цвет небесный,
Сыновья толпятся, внуки.
"Попрощайся подойди..."
И лежат сухие руки,
Днем впервые эти руки
Отдыхают на груди...

Анатолий ГОРБУНОВ

ЗВЕЗДОПАД

В. Распутину

Устану жить - не вздрогнет Русь.
Последний раз притронусь к хлебу -
Звезда прокатится по небу.
Ей благодарно поклонюсь.
Над перекладиной ворот
Уже другая ярко вспыхнет.
Повоет пёс, затем утихнет.
Столпится в горнице народ.
Заботы сыну передам.
И думы выпущу на волю.
Не осужу чужую волю.
И в гроб сосновый лягу сам.
Поднимет стаю белых птиц
С полей январских ветер синий.
В ложбинах двух скрипучих линий
Намёрзнет скорбь туманных лиц...

Анатолий ГРЕБНЕВ

Валентину Распутину

Ты не это ли чудо искала,
По земле и по небу кружа? -
В голубое безбрежье Байкала,
С ним сойдясь,
Ты взлетела, душа!
Узнавая родное с восторгом,
Обнимая, как чайка, волну,
К поднебесным рванулась просторам,
Содрогаясь, вошла в глубину.
Слава Богу, что снова я ожил,
Встав под ветер,
Вздымающий вал -
Будто здесь я
Всю жизнь свою прожил,
Хоть я здесь никогда не бывал.
Гул глубин, что меня переполнил,
Звоны-вызвоны, внятные мне,
До меня долетали -
Я вспомнил! -
В материнской моей стороне.
Светом снежных вершин
Осиянны,
Далеко и вблизи от меня,
Словно вечность,
Застыли Саяны,
Это чудо живое храня.
Ты нашла, что так долго искала,
Не напрасно мытарства верша:
Ты с мятежной душою Байкала
Обручилась навеки, душа!

Петр РЕУТСКИЙ

СРЕДИ ЗИМЫ

Валентину Распутину

Владимир СКИФ

Валентину Распутину

Продавит русская весна
Плотину вражеского круга.
Россия будет спасена -
И в этом есть твоя заслуга.
Борьбы невиданной накал
Очистит Родину от смога.
Задышат Волга и Байкал -
И в этом есть твоя подмога.
Излечит русская душа
Народ от горечи и гнета
Из православного ковша -
И в этом есть твоя забота.
Господь Великий как-нибудь
Нас отведет от замогилья.
Осветит солнце Русский Путь -
И в этом есть твои усилья.

Анатолий ГРЕБНЕВ

Прислушайся к душе -
Она еще живая,
Она не умерла в разврате и вине:
Саму себя храня,
Саму себя скрывая,
В молитвенной она страдает глубине.
Там тайная страна,
Там Русь - твоя Матёра.
Славянами, как встарь, заселена она.
Сияет солнце там
Средь вечного простора,
И недругам она на откуп не сдана.
Сияет солнце там,
И, взгляд куда ни брось я, -
Ухожена земля - куда не обернусь.
Под колокольный звон
Качаются колосья
И молятся в скитах святители за Русь.
Пусть нынче на Руси
Пиры справляет нерусь,
И сатанеет зло, наглея всё сильней, -
Россия - Русь моя,
В себе я не изверюсь,
Еще восстанешь ты
Во всей красе своей!
Не сломлен русский дух!
Ты, в нём найдя опору,
Сама распорядись державною судьбой.
Прислушайся к душе,
Открой свою Матёру,
Проснись родной народ -
И стань самим собой!

Екатерина ТРУНОВА,
9-й класс Ширяевской средней школы
Иркутского района

ВАЛЕНТИНУ РАСПУТИНУ

Великие нужны России люди,
Вас в мире знает каждый человек.
Поверив в Вас - жива Россия будет
И твёрдым шагом вступит в Новый век.
Дана Россия русским людям свыше,
Её мы с Вами уберечь должны.
А то она уже на ладан дышит,
Вот потому Вы Родине нужны.
Мы все живём, чтоб возродить Россию,
Чтоб засветилась русская заря,
И чтоб у русских появились силы
С надеждой вместе, что живём не зря.
И я уверена, что так оно и будет,
Что правды час в стране у нас пробьёт.
Ваш русский слог богатырей разбудит
И свято будет слово - ПАТРИОТ!

Январь 2002 г.
ПИСАТЕЛИ О РАСПУТИНЕ
Архив материалов » №61
Распутина можно считать и счастливым, и несчастливейшим

Счастливейшим потому, что, одаренный огромным литературным талантом, а также целеустремленным сибирским, воистину железным характером, он вошел в литературу как бы без видимых усилий. Шагая по ступеням своих повестей (одна лучше и выше другой), он стал виден со всех концов света: к нему пришла мировая известность. Сколько раз приходилось замечать, как после опубликования произведения или книжки стихов литератор мельтешит, суетится, рассылает десятками экземпляры своей книжки критикам, в редакции газет, звонит по телефону, чтобы хоть словечко написали где-нибудь о его книжке. Не спрашивал, но убежден, что Валентин Распутин не сделал за всю жизнь ни одного такого звонка. Все пришло к нему само, как и его - повторим - огромное литературное дарование. Для Распутина его повести и есть его поведение, а его поведение - это его повести. Ну прибавим сюда: еще его блестящие очерки, статьи, общественные устные выступления. Ничего лишнего, пустопорожнего, мелкотравчатого. Все в цель, в точку, в дело и ради дела. А дело выпало горькое, трудное. Потому и несчастливейший. Велико ли счастье смотреть почти беспомощно, как терзается родная мать, а потом отдавать ей последний поклон и последнее целование?

Таких писателей, как Валентин Распутин, таких своих сыновей народ и рождает для того, чтобы не забыть своего прошлого, трезво оценить настоящее и не потерять надежды на будущее.

Владимир СОЛОУХИН

Василий ЗАБЕЛЛО

В. Г. Распутину

Загребает в небо мощнокрылый,
Вожаком поставленный судьбой.
Беспокойный крик его унылый,
Как маяк в пучине голубой.
Впереди летящему труднее:
Застят бури, гибелью грозят.
Потому и выше, и прямее
Пролегла небесная стезя.

Мы вопим, отчаянно метаясь,
В поисках срываем голоса,
С прошлым дорогим перекликаясь,
Как слепые, чертим небеса.
И в тоске, нас давящей безбожно,
Зачастую с миром не в ладу,
Ищем голос зычный и надёжный,
Ищем путеводную звезду.
Трудно и почетно
быть на Руси писателем!

Трудно и почетно быть на Руси писателем!

Я и не заметил, почти не заметил, как Валя Распутин оказался Валентином, а теперь вот и Валентином Григорьевичем. Все помнил его круглолицым, вроде бы и с румянцем, с юношески округленными бровями и юношеской же, даже скорее подростковой, фигурой, подобранной, как бы стянутой опояской-кушаком. И вдруг однажды, совсем недавно, увидел широкого в крыльцах, крепко рубленного, осадистого сибирского мужика с чуть качающейся, косолапящей походкой, знакомой мне с детства.

Я же горжусь тем, что моя родная Сибирь, реализуя свой могучий потенциал, вложила все лучшее, что в ней накопилось, в достойное дитя свое, во вместительное и мужественное сердце. Насколько хватит его, этого сердца, тихо любящего и могуче бьющегося в борьбе за лучшее в нас, за чистоту душ и помыслов наших, за спасение земли нашей, в особенности за родной сибирский край? Хотелось бы, чтоб хватило сил и сердца большого художника как можно надольше. Всегда помню и никогда уже не забуду его глаза. Что-то недореченное, недовыраженное таится в глубине их. Какая-то постоянная, бездонная грусть светится во взгляде, будто постиг он или приблизился к постижению неведомого еще людям страдания и готов пострадать за них и покаяться, облегчить их долю и жизнь, принявши боль земную, все тяготы человеческие на себя.

Ах, как трудно и почетно быть на Руси писателем! Настоящим. Ему всегда и всех больнее. Он от веку обречен на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу. И, сжигая себя в муках творчества, в борении со словом и за слово, он обречен страдать больше всех и за всех, живущих на земле.

Виктор АСТАФЬЕВ

Андрей РУМЯНЦЕВ

Ты первым увидал пожар.
Огонь стремителен и страшен,
Всё накрывал, всё поражал -
От ветхих стен до вечных башен.
Сбежались люди.
Кто тушил,
А кто плескал на пламя масло.
Кто о погубленном тужил,
А кто злорадствовал: не гасло!

Поглядывали за бугор
Пожарные, твердя народу:
Вот-вот должны прислать багор,
А там и лестницу, и воду!
И торопились под шумок
Дать ход дешевому подлогу:
- Ну, догадайтесь, кто поджёг?
- Не тот ли, кто забил тревогу?
Дым застилает белый свет...
И лишь пожарным слепошарым
До погорельцев дела нет -
Они любуются пожаром.

СОМНЕНЬЕ ВЕРОЮ ОСИЛЯ...

Долгие годы дружбы связывают известного сибирского поэта и прозаика Глеба Пакулова с Валентином Распутиным. И эти стихотворения - дружеский подарок юбиляру.

Валентину

Где у камня три дороги
Разбежались в стороны,
Придержал устало ноги
Мужичонка вздорный.

Потрудясь, прочел скрижали,
Поцарапал в темени:
- Ну, таперича едва ли
Попаду в деревню.

Вправо - плохо, влево - худо,
Посередке - лихо.
Покурю-ка я покуда,
Поразмыслю тихо.

Сел, сварганил козью ножку,
Затянулся. Э-эва!
Надо вправо взять дорожку,
А пойтить налево.

Головою просвещенной
Он тряхнул упрямо,
И пошел, попер крещеный,
Как обычно - прямо.

То знак мне был. Была примета:
Лучистым схвачено венцом,
С другого, горестного света,
Твое проглянуло лицо.

Не отступить, не заслониться
От пристальных, нездешних глаз.
Который год мне въяве снится Беда,

что связывает нас.

Я годы, как с клубка, мотаю
До дня рожденья мрачной лжи.
Ответь мне, грешная, святая,
К чему я руки приложил?

Молчит. Лицо сковала мука,
Но скорбью полнятся глаза:
"Предвечный! Долгая разлука

Зачем как долгая слеза?

Зачем у тайны на пороге
Ты медлишь к празднику души?
Твой ангел стынет на дороге,
Не мучь посланника, спеши!"

Мой ангел! Грех в душе не скрыл.
Приблизься, роль твоя проста.
Не стой, поджав озябло крылья,
У придорожного креста.

Смирен я знаку и примете,
Лучам, сияющим в венце,
Несу глазам иного света
Свои на умершем лице.

И как безбоязно, привычно
Ступить под благостную скинь.

"Отверзи двери ми, Владычный",
Я в Отчий дом толцу, Аминь.

Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса. 14 марта ушел из жизни один из выдающихся писателей этого направления . На его отпевании в храме Христа Спасителя (РПЦ) сегодня, 18 марта, присутствует также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, сообщает РИА «Новости».

Главной темой его литературного творчества и общественной деятельности было переосмысление бытия русского народа и особенно его крестьянской части. Распутин решительно выступил против насильственной урбанизации населения в советское время и шельмования русского народа в годы либеральных реформ. Интересные мысли он высказывал и о русском старообрядчестве.

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — так писал Валентин Распутин.

Он родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области. Детство писателя прошло в деревне Аталанка, на берегу Ангары. Описания сибирской природы и родной деревни присутствуют во многих произведениях В. Распутина: «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни».

В 1944 году будущий писатель пошел в первый класс Аталанской школы. На всю жизнь запомнил Валентин Распутин, как люди помогали друг другу переносить тяготы военных лет:

Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.

Закончив в 1959 году Иркутский университет, В. Г. Распутин несколько лет сотрудничал с газетами Иркутска и Красноярска. Постепенно рамки газетного очерка, статьи становились тесными. Рассказы, написанные в те годы, вошли в сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Молодой иркутский писатель Валентин Распутин получил общероссийскую известность в 1967 году, после выхода в свет повести «Деньги для Марии». Односельчане уговорили Марию стать продавщицей единственного деревенского магазина. По неопытности и доброте она отпускала товар в долг, ошибалась в расчетах и при ревизии обнаружилась огромная недостача, тысяча рублей. Если не вернуть их в течение пяти дней — тюрьма. В семье таких денег никогда не было, и муж Марии, тракторист Кузьма, решил собрать их у односельчан, занять, у кого только можно. Но люди не спешат помогать, кажется, что даже сочувствия у них не осталось. Символом людской разобщенности становится постоянно дующий ветер, хотя он «не может иметь никакого отношения ни к истории с Марией, ни к поездке в город, он дует сам по себе, как дул, наверное, и в прошлом, и в позапрошлом году, когда у Кузьмы с Марией было все хорошо, и тем не менее Кузьма не может отделаться от чувства, что одно с другим связано, и ветер дует не зря».

Повесть «Прощание с Матёрой» (1976), рассказывающая о гибели русской деревни при возведении водохранилища, принесла Распутину славу писателя-«деревенщика». Разрушение национальных традиций, духовных ценностей русского народа — вот основная тема творчества писателя. Почти все его произведения символичны: Матёра уходит на дно рукотворного моря, словно град Китеж, гибнет искренняя русская женщина Настена, горят в страшном пожаре традиции русской жизни.

По мнению писателя, особенно разрушительными стали даже не годы советской власти, а последние два десятилетия. В 2013 году Валентин Распутин с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение народа в «народонаселение», духовную и материальную деградацию русского народа.

В. Г. Распутин был общественным и политическим деятелем: инициатор закрытия целлюлозно-бумажного комбината, от которого гибнет Байкал, противник поворота сибирских рек. В 1989 году он стал народным депутатом СССР по квоте Союза писателей СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

Высказывания Валентина Распутина о старообрядчестве:

Религиозный раскол, который потряс Россию подобно землетрясению в XVII веке и продолжался до конца XX, сам по себе явление настолько же русское, насколько и общечеловеческое. Он возник на русской почве, произошел из русского характера и, в свою очередь, повлиял на развитие этого характера, протекал так, как нигде больше, ни в каком другом народе не мог протекать.

Когда утверждали русские старообрядцы, что «православным должно умирать за едину букву аз», когда настаивали они на неукоснительном соблюдении установившихся… обрядовых установлений, для них это были только средства для отстаивания целей. Дело заключалось куда как не в азе, а в том, в какую сторону склонялось исповедание с лишним или недостающим азом… Буквенная и обрядовая стороны, коих противники держались как единственно спасительных столпов, были только упорами, к которым крепились разные для России направления.

В 1439 году, как известно, Византия подписала Флорентийскую унию, войдя в альянс с католической церковью, а всего лишь через 14 лет Константинополь, старая столица православия, перешел к туркам, что не могло быть воспринято в Москве иначе, как возмездие за измену. Тогда и явилась на свет знаменитая по своей уверенности и чеканности концепция: «Москва — третий Рим, а четвертому не быти», которая, с одной стороны, выражала историческую ситуацию, а с другой — давала клятву непорушимой и вечной верности православию.

Интерес к расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на него начинают смотреть как на событие, способное повториться, и потому требующее внимательного изучения. Он может вернуться — в других, разумеется, формах и принципах, в другой организации и порыве, под другими лозунгами, но на схожих основаниях, близких к тому, что староверы в отношении к себе называли «остальцами отеческого благочестия.

Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. Это был тот же человек, что и рядом с ним в обычной православной деревне, и все же далеко не тот: по-другому живущий и верующий, по-другому смотрящий на мир — все основательно, весомо, тяжеловато. Отлученный от ортодоксальной церкви и судорожного общественного развития, он и их отлучал от себя, обвиняя в греховности и несамостоятельности, в пляске под чужую дудку. Со временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук старой национальной фигуры, в тип, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос.

Губернатор Трескин, правивший Восточно-Сибирским краем в начале XIX века, после первой же инспекционной поездки по своим владениям, которые, разумеется, оставили в нем тягостные впечатления, о староверах отзывается: «они и камень сделали плодородным.

Публицист Егор Холмогоров о Валентине Распутине в цикле статей «Уроки русского»

Валентин Распутин бросил летом 1989 года на Первом съезде народных депутатов СССР осатаневшим от похоти суверенитета и раскрасневшимся от предъявляемых «империи» счетов знаменитый вопрос: а что они будут делать, если Россия выйдет из состава СССР и перестанет тащить на своем горбу всех «угнетенных» и «обиженных».

С тех пор представители ностальгирующего советизма не уставали распространять клевету, что якобы «русские националисты в лице Распутина призвали к развалу СССР». Это, конечно, ложь. Призывы к развалу к тому моменту озвучивали уже все кому не лень — представители Литвы и Грузии, Украины и Молдавии. Но никто не хотел платить цену. Предполагалась, что банкет, как обычно, оплатят русские. И когда Валентин Распутин, человек в самом деле защищавший русский народ от перевода нашего небогатого жира на шпик за чужим столом, осмелился напомнить о цене распада, то этнополитические альфонсы буквально хватали ртом воздух от возмущения.

Я отлично помню этот момент: за съездом следила вся страна, и многие люди, выходя из дома, брали с собой радиоприемник, чтобы слушать прямую трансляцию. Я шел по улице, стараясь держаться ближе к одетому в модную варенку кудрявому молодому человеку с рижским радиоприемником в руках. И вдруг увидел, как он буквально затрясся, едва не выронив драгоценный в те времена гаджет. Всё дело было в прозвучавших в этот момент словах Распутина…

В форме литературного процесса началась в 1960-1970-е и продолжается до сего дня национально-освободительная борьба русского народа против всевозможных метастазов «ленинской национальной политики», превратившей русский народ, его территорию, его хозяйство, его культуру в резервуар для питания враждебных русским государств.

Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса.

Основой русского мира была весьма специфичная ячеистая модель расселения небольшими деревнями. Именно эта модель позволила при крайне низкой плотности населения занять то огромное пространство, которым мы заслуженно гордимся. И вот эта русская модель расселения начала систематически уничтожаться в ходе кампании по «ликвидации неперспективных деревень». Уничтожалась, забрасывалась, сносилась бульдозерами, заливалась водохранилищами матрица русской жизни. Люди сгонялись в безличные плохо построенные поселки городского типа, обреченные спиваться и деградировать.

Если бы не усилия деревенщиков, если бы не критика разрушения русского пространства, а с ним и русской души, ткань русского мира была бы растерзана невозвратно. Благодаря им с какого-то момента «партия и правительство» начали обращать внимание на Нечерноземье. Хотя от вложений особого проку не было, по крайней мере, притормозилось разрушение русской среды.

«Прощание с Матёрой» Распутина было самым громким и ярким из этих протестных выступлений…

- Сергей Вячеславович, как давно вы были знакомы с Валентином Григорьевичем?

Писатель В.Г. Распутин стал выразителем жизненной правды

Первое - заочное - знакомство состоялось в 1970-е годы. Тогда его произведения не входили в школьную программу, творчество Распутина относилось к литературным новинкам, публиковавшимся в литературных журналах и прозаических сборниках. Я был еще подростком, школьником, но очень хорошо помню, какое потрясающее впечатление произвели на меня первые два прочитанных произведения Распутина - «Деньги для Марии» и «Прощание с Матерой». Я сам горожанин, но, как многие, с деревенскими корнями. Ощущение внутреннего духовного родства с русской деревней во мне присутствовало всю жизнь. «Прощание с Матерой» коснулось каких-то очень важных внутренних струн души, это было неизмеримо родным, близким, затронувшим немую сокровенную боль русского сердца. У меня, пятнадцатилетнего мальчишки, сердце трепетало, когда я это читал. Поразило ощущение родства с теми далекими, живущими в Сибири героями, так напоминавшими моих собственных родных, единство образа мыслей с в общем-то вымышленными героями. С тех пор для меня и очень многих моих ровесников писатель В.Г. Распутин стал выразителем жизненной правды.

Личное знакомство состоялось в 1980-е годы. В дальнейшем мы немало общались. В 1990-е годы, когда стало модным увлечение постмодернистской литературой, фантастикой, построенной на искусственно сконструированных сюжетах и обстоятельствах, тогда, помню, Валентин Григорьевич говорил о том, что не очень понимает, как и зачем нужен и автору, и читателю этот неестественный вымученный мир, когда реальная жизнь невообразимо богата сюжетами. Другими словами, Валентин Григорьевич всегда оставался писателем-реалистом, передавая нам свое восприятие окружающего мира во всем многообразии. Когда мы говорим о понятии литературной правды, то это - о Распутине. У него всегда и во всем была правда - и в жизни, и в творчестве.