Как театральная педагогика помогает в школе. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза

Билет №11. Понятие «Театральная педагогика».

Театральная педагогика – это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.

Постановка спектаклей – это не только игра и развлечение, это один из главных методов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации речевого общения. Дети узнают, что актеры в своей работе пользуются инструментами, которые им дала природа: телом, движением, речью, жестом, мимикой… Дети очень стараются сыграть доверенную роль как можно правдоподобней, а это является еще одним стимулом для развития речи.

Введение театральной деятельности в учебный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью ликвидируют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.



Театральная педагогика ставит акцент на процессе обучения актеров роботе в труппе театра, а так же, на расширение творческого диапазона актеров, как среднего, так и старшего поколения. На практике воспитательная работа, преподавателей театрального искусства, направлена на развитие двух важных качеств в обучаемых: художественность и эстетизм. При этом считается, что нельзя исключить ни одного, из вышеперечисленных качеств, отдав приоритет другому, потому что, в итоге, это приведет к краху татрального искусства. Для детей до 12 лет будет полезным участие в пьесах кукольного театра, что позволит ребенку побыть не только актером, но и режиссером постановщиком. Педагог сможет рассмотреть в ребенке присущие творческие таланты. После участия в кукольном театре, детей вполне сможет заинтересовать театр драматический.

Театральная педагогика как универсальное средство воспитания Человека.

Театральная педагогика используется в учебной деятельности со времен Античности. Школа и театр очень похожи. И театр, и школа создают модели мира, это маленькие планеты, где люди (мы с вами) и наши дети- ученики, живем – общаемся, взаимодействуем, работаем, ссоримся, достигаем определенных результатов.

У детей нет жизненного опыта, их круг общения, в основном, их же сверстники с подобным жизненным опытом, а наша цель, цель школы – выпустить социально-адаптированную личность, всесторонне развитую и гармоничную. И я, как учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной деятельности, методом проб и ошибок, нашла оптимальный способ социального адаптирования детей – моделирование жизненных ситуаций, в которых может оказаться выпускник, выйдя из школы, в урочной и внеурочной деятельности, используя методы и приемы театральной педагогики.
Об эффективности ее использования в учебной деятельности говорили и советские педагоги – Макаренко, Луначарский, Выготский. Огромен интерес к этой педагогике и сегодня. Пример – ежегодные муниципальные, областные, международные Фестивали школьных театров, успешными участниками которых мы являемся. И это - сильная мотивация для учащихся.
Преимущества: владение живой разговорной речью, телом и мимикой,развитие эмоциональности, чувств, сопереживания, умение чувствовать ситуацию и выходить из нее, воспитание вкуса и чувства мера, публичности, умение владеть аудиторией, взаимодействие с окружающими, сохраняя индивидуальность, погружение в другую эпоху и предлагаемые обстоятельства, успешность здесь и сейчас – универсальное средство для воспитания Человека.

Специфика театрального искусства такова, что с первой минуты общения до итоговой (выпуск спектакля) педагог оказывает непосредственное влияние на развитие, воспитание и формирование личности обучающегося. Выбор упражнений, заданий, тем для этюдов, беседы, другие формы и методы обучения направлены на развитие личности в целом. У пианиста есть рояль, у скрипача скрипка, а у актера «инструмент» он сам. Как будет «настроен» этот «инструмент», зависит от личности самого педагога. Учащийся может «зазвучать», а может и остаться надолго «закрытым» для педагога. Огромное значение имеют интерес и любовь педагога к детям, его увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, выдержка, профессиональная работоспособность. Чтобы овладеть перечисленными выше качествами, необходимо изучить, освоить закономерности и механизмы педагогического процесса в театральной деятельности. Это позволит каждую тему или раздел, расчленять на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Необходимо опираться в своей деятельности на научную теорию. По театральному искусству их не так много в отличии от педагогики. Но нужно иметь в виду, любая научная теория это совокупность законов и правил, а практика всегда конкретна и сиюминутна. К тому же применение на практике теории требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог не всегда располагает. Педагогическая деятельность это целостный процесс, опирающийся на личный актерский и жизненный опыт, педагогические методики, психологию, философию и др., тогда как знания педагога чаще всего как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных знаний, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагог, занимающийся театральной деятельностью не под влиянием теории, а на основе поверхностных представлений о педагогической деятельности в театре оказывается беспомощным в профессиональном смысле. Главным становится развлекательность, тогда как на первом месте должно быть формирование моральных и ценностных ориентации, осознание общественного долга и гражданской ответственности.

Театральная деятельность - деятельность коллективная. Без взаимопонимающего педагогического коллектива хорошего результата не будет. Именно театральная деятельность вынуждает работать только с единомышленниками. Педагог-хореограф, педагог - по сценической речи, по сценическому движению, по вокалу объединяются в образовательном процессе и при работе над сценическим воплощением драматургического материала обязаны работать по единым правилам, быть единомышленниками.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. воспитание искусство игра поведение

Основоположниками театральной педагогики были такие видные деятели театра как Щепкин, Давыдов, Варламов, режиссер Ленский. Качественно новый этап в театральной педагогике привнес с собой МХАТ и прежде всего его основатели Станиславский и Немирович - Данченко. Многие актеры и режиссеры этого театра стали видными театральными педагогами. Всем театральным педагогам известны два самых популярных сборника упражнений для работы с учениками актерских школ. Это знаменитая книга Сергея Васильевича Гиппиус «Гимнастика чувств» и книга Лидии Павловны Новицкой «Тренинг и муштра». Так же замечательные работы князя Сергея Михайловича Волконского, Михаила Чехова, Горчакова, Демидова, Кристи, Топоркова, Дикого, Кедрова, Захавы, Ершова, Кнебель и многих других.

В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение в гимназиях, причем не только в столичных, но и в провинциальных. Из биографии Н.В. Гоголя, например, хорошо известно, что учась в Нежинской гимназии будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям.

Демократический подъем конца 1850-х-начала 1860-х годов, вызвавший к жизни общественно-педагогическое движение за демократизацию образования в стране, способствовал значительному обострению общественного внимания к проблемам воспитания и обучения, установлению более требовательных критериев к характеру и содержанию воспитательной работы. В этих условиях в педагогической печати развертывается острая дискуссия о вреде и пользе ученических театров, начало которой положила статья Н.И. Пирогова «Быть и казаться». Публичные спектакли гимназистов были названы в ней «школой тщеславия и притворства». Н.И.Пирогов поставил перед воспитателями молодежи вопрос: «…Дозволяет ли здравая нравственная педагогика выставлять детей и юношей перед публикой в более или менее искаженном и, следовательно, не в настоящем виде? Оправдывает ли цели в этом случае средство?».

Критическое отношение авторитетного ученого и педагога к школьным спектаклям нашло известную поддержку в педагогической среде, в том числе и у К.Д.Ушинского. Отдельные педагоги, основываясь на высказываниях Н.И. Пирогова и К.Д.Ушинского, стремились даже подвести некую «теоретическую базу» под запрет учащимся участвовать в театральных постановках. Утверждалось, что произношение чужих слов и изображение другой личности вызывает в ребенке кривляние и любовь к вранью. Критическое отношение выдающихся деятелей отечественной педагогики Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского к участию школьников в театральных постановках было связано, по видимому, с тем, что в практике школьной жизни наблюдалось чисто показное, формализованное отношение педагогов к школьному театру.

Вместе с тем в конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия.

Важное значение для восстановления доверия педагогов и общественности к театру как эффективному средству воспитания юношества имели исследования психологов, заявивших о наличии у детей т.н. «драматического инстинкта». «Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы».

Разделяя это мнение, Н.Н.Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток. На сцене такого театра возможна постановка различных пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить свободное время ребенка до 12-летнего возраста. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссером, и актером, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером рукодельником.

От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увлечению театром драматическим. При умелом руководстве со стороны взрослых можно с огромной пользой для развития детей использовать их любовь к драматической игре.

Знакомство с публикациями педагогической печати конца XIX - начала XX века, высказываниями учителей и деятелей детского театра свидетельствует о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей и юношества высоко оценивалось педагогической общественностью страны.

Заинтересованное внимание проблеме «театр и дети» уделил проходивший в Петербурге зимой 1913-14 годов Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования, на котором был заслушан ряд докладов по данному вопросу. В резолюции съезда отмечалось, что «воспитательное влияние детского театра сказывается во всей силе лишь при обдуманной целесообразной его постановке, приспособленной к детскому развитию, миропониманию и к национальным особенностям данного края». «В связи с воспитательным воздействием детского театра, - отмечалось также в резолюции, - находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности».

Вопрос о детском и школьном театре широко обсуждался также на проходившем в 1916 году Первом всероссийском съезде деятелей народного театра. Школьной секцией съезда была принята обширная резолюция, которая затрагивала проблемы детского, школьного театра и театра для детей. В ней в частности отмечалось, что драматический инстинкт, заложенный в самой природе детей и проявляющийся с самого раннего возраста, должен быть использован в воспитательных целях. Секция сочла необходимым «чтобы в детских садах, школах, приютах, школьных помещениях при детских отделениях библиотек, народных домов, просветительных и кооперативных организаций и т.п., было отведено надлежащее место разным формам проявления этого инстинкта, соответственно возрасту и развитию детей, а именно: устройство игр драматического характера, кукольных и теневых представлений, пантомим, а также хороводам и другим групповым движениям ритмической гимнастики, драматизации песен, шарад, пословиц, басен, рассказыванию сказок, устройству исторических и этнографических процессий и празднеств, постановкам детских пьес и опер». Учитывая серьезное образовательное, этическое и эстетическое значение школьного театра, съезд рекомендовал включение детских праздников и спектаклей в программу деятельности школы, возбуждение ходатайств перед соответствующими ведомствами о выделении специальных средств на устройство школьных спектаклей и праздников.

Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы.

Всем известен интересный театрально-педагогический опыт нашего крупного теоретика и практика педагогики А.С. Макаренко, талантливо описанный самим автором.

Интересен и поучителен опыт воспитания средствами театрального искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный крупнейшим педагогом С.Т. Шацким. Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания «детей улицы», их приобщения к ценностям культуры.

В наше время, крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной занятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство - сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на «детей с улицы», предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.

В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:

  • 1. Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников.
  • 2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей. Любительский школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Руководителями школьных театров создаются авторские программы и ставятся задачи обслуживания юного зрителя. И первое, и второе представляет собой существенную научно-методическую проблему.
  • 3. Театр как учебный предмет, позволяющий реализовать идеи комплекса искусств и применять актерский тренинг в целях развития социальной компетентности учеников.

Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.

Основная проблема в современном театральном образовании детей заключается в гармоничной дозировке в учебно-репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.

Театральная педагогика, целью которой является формирование навыков выразительного поведения, используется в профессиональной подготовке и переподготовке учителей. Такая подготовка позволяет существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.

Говоря о системе дополнительного образования, необходимо отметить, что кроме научности столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса. И в этом смысле школьный театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социо-культурного общения детей и взрослых по средствам восприятия самобытного художественного явления.

Стоит вспомнить, что расцвет древней Эллады во многом обязан ритуалу совместного проживания жителями города великой драматургии их соплеменников во время спектаклей, в подготовке и проведении которых был занят практически весь город. Освоение учебного материала через проживание делает знания убеждениями. Сопереживание - важнейший инструмент воспитания.

Большая проблема в последнее время возникла в связи с коммерциализацией детского творчества, в том числе и актерского. Стремление к скорейшему результату губительно сказывается на педагогическом процессе. Эксплуатация внешних данных, природной эмоциональности, возрастного обаяния разрушает процесс становления будущего художника, ведет к девальвации его ценностей.

Необходимо помнить, что театрально-образовательный процесс в силу своей уникальной синтетической игровой природы является мощнейшим средством воспитания именно через проживание духовных культурных образцов человечества.

В этой связи необходимо отметить, что в последние годы широкое распространение в театральной педагогике получил социо-игровой стиль. «Социо-игровой стиль в педагогике» получил такое название в 1988 году. Он родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.

Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса.

Бережно переняв у народной педагогики дух демократичности, возрастное сотрудничество, синкретичность процесса обучения и, обогатив это базой практических упражнений из театральной педагогики, основанной на методе К. С. Станиславского и «теории действий» П.М. Ершова, социо-игровой стиль позволяет по-новому осмыслить, прежде всего, роль педагога в образовательном процессе. Ведущая роль педагога давно определена и вошла в практику как один из основных дидактических принципов. Но, каждое историческое время предполагает свой уровень демократии процесса лада между людьми и нового осмысления роли лидера и, в частности, педагога. Каждая суверенная личность в необходимое для общего дела время ответственно и сознательно находит свое место в общем процессе делания - вероятно так можно определить новый уровень лада, к которому стремится педагогика сотрудничества и, в частности, театральная педагогика. Это не зачеркивает принципа другого уровня лада «делай как Я», но предполагает более широкую сферу проявлений самостоятельности ученика и, прежде всего, его права на ошибку. Важно установить равноправие между учеником и учителем. Учитель, имеющий или позволяющий себе право на ошибку, этим снимает страх перед самостоятельным поступком ученика, который боится ошибиться или «ушибиться». Ведь педагога постоянно подмывает продемонстрировать свое умение, правильность и непогрешимость. Он в этом смысле на каждом занятии больше тренирует себя, оттачивая свое умение и все с большим «блеском» демонстрируя его перед «безграмотными и совсем неумелыми детьми». Ошибка для такого педагога равна потере авторитета. На непогрешимости лидера и страхе потерять ее держится авторитарная педагогика и любая авторитарная система. Для театральной педагогики, прежде всего, важно поменять эту позицию педагога, т.е. снять с него и с учеников страх перед ошибкой.

Первый этап освоения театральной педагогики в своей доминанте преследует именно эту цепь - дать возможность «побыть в шкуре» ученика и изнутри увидеть, что же происходит с теми, кого мы учим, взглянуть на себя со стороны. Легко ли услышать задание, умеет ли ученик-учитель вообще слышать преподавателя и, прежде всего своих коллег? Оказывается, большинство педагогов этими умениями владеют гораздо хуже, чем «неумелые и безграмотные дети». Перед учениками-учителями ставится задача - работать на равных со своими коллегами, а не демонстрировать свое наработанное умение «затыкать всем рот», или отмалчиваться в уголке.

У педагогов часто не хватает терпения позволить детям «разыграться», «натворить что-нибудь». Видя «ошибку», педагог сразу стремиться ее устранить своими пространными и еще не востребованными разъяснениями или «гениальным» подсказом. Так опасение «как бы чего не натворили» бьет по рукам, вследствие чего ученики перестают творить и становятся исполнителями чужих идей и замыслов. Педагогическое стремление «почаще и побольше причинить добра» является, зачастую, лишь подсознательным желанием заявить о своей значимости, в то время как дети сами могут разобраться в ошибках, которые направляют их поиски. Но педагогу хочется постоянно доказывать свою значимость, необходимость и право на любовь и почитание.

Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через задачную игру, пробы и ошибки. Часто сами дети организовать такую поисково-творческую деятельность не могут и благодарны человеку, который организовал для них праздник исследования-общения. Но праздник не состоится, если «хозяин дома» в плохом самочувствии. Равноправие педагога и детей не только в праве на ошибку, но и в адекватной заинтересованности. Взрослому должна быть тоже интересна игра, он самый активный болельщик за успешность игры. Но его роль в ней организационная, «заигрываться» ему некогда. Организатор праздника всегда в хлопотах о «продуктах», «топливе» для интересной умственной деятельности детей.

Педагог-организатор, затейник игровой дидактической деятельности выступает в данном случае как режиссер создания ситуации дружественного общения через контроль над своим поведением и поведением учеников.

Педагогу необходимо в совершенстве владеть содержательным материалом предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой методологической трансформации материала в игровую задачную форму. Ему необходимо овладеть приемами режиссерско-педагогического сценирования. Это значит уметь перевести учебный материал в игровые проблемные задания. Распределить содержание урока по смысловым логически взаимосвязанным эпизодам. Вскрыть главную проблему учебного материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач. Это может быть как в форме дидактической игры, так и в форме ролевой игры. Необходимо обладать большим арсеналом игровых ходов и постоянно накапливать их. Тогда можно надеяться на возможность импровизации во время урока, без чего урок станет трафаретно мертвым.

Важно развить диапазон управления своим поведением в общении. Овладеть актерско-педагогическим мастерством, освоить разнообразную технику воздействий. Необходимо владеть своей телесной мобилизацией и быть примером деловой целеустремленности. Источать радостное, не смотря на ошибки и неудачи, самочувствие. Любые позиционные конфликты, возникающие в учебной работе, стремиться нейтрализовать своим деловым подходом, не входя в препирательства. Уметь распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и распределение рабочих функций участников процесса. Для этого в полном объеме использовать рычаги настойчивости: различную (начиная от шепота) громкость голоса, его высоту, различную скорость движения по классу и говорения, пристройки и достройки, смену различных словесных воздействий. В любом деле стремиться обнаружить дружественность интересов учеников и педагога. Причем не декларировать ее, а найти ее на самом деле, не подменяя ее педагогическим фарисейством о всеобщей любви и необходимостью приобретать знания. Всегда стремиться исходить из реальных предлагаемых обстоятельств, из того, как есть на самом деле, а не как должно быть. Уничтожить бациллу двойной морали, когда все знают и делают, как есть, а говорят, как принято.

Развивать и укреплять союз равноправных участников процесса игры-обучения педагогу помогают следующие игровые правила:

  • 1. Принцип импровизационности. «Здесь, сегодня, сейчас!». Быть готовым к импровизации в заданиях и условиях его выполнения. Быть готовым к просчетам и победам как своим, так и учеников. Преодоление всех препятствий встречать как прекрасную возможность для живого общения детей друг с другом. Видеть сущность их роста в моменты непонимания, затруднений, вопрошания.
  • 2. Не «разжевывать» каждое задание. Принцип дефицита информации или умалчивания. «Не понял» у детей часто связано не с самим процессом понимания. Это может быть просто защита - «не хочется работать, потяну время», желание обратить на себя внимание педагога и школьная привычка «нахлебничества» - педагог обязан «все разжевать и в рот положить». Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на самом деле непонятный вопрос. Это не значит списать, к чему наши дети уже давно приучены, это значит легализовать взаимопомощь. Такое уточнение полезно и для тех и для других более чем многократные разъяснения педагога.
  • 3. Даже если задание детьми на самом деле не понято, но они что-то делают, не спешите прервать и разъяснить «правильный» вариант. Часто «неверное» выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о которых раньше и не догадались бы. Возможно, здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий. Это принцип приоритета ученической самодеятельности.
  • 4. Часто педагог переживает острые негативные эмоции при столкновении с отказом детей выполнять задание. Он «мучился, творил, выдумывал ночами» и принес детям «подарок», за который ждет естественного вознаграждения - радостного принятия и воплощения. А им не нравится, а они не хотят «Демьяновой ухи». И тут же возникает обида на «отказников», а, в конце концов, вывод «да им вообще ничего не нужно!..». Так появляются два враждующих лагеря учеников и учителей, штрейбрехеры-отличники и «трудные». Трудные - это те, которые не могут или не хотят угодничать перед педагогом. Принцип приоритета ученика: «Зритель всегда прав!» Совет здесь заключается в перестройке своей общей позиции по отношению к отказу. Если постараться увидеть в нем подсказку для себя, реальную «обратную связь», о которой мечтают педагоги, то это воспримется как ответный подарок от ребенка. Во-первых, он проявил свою независимость, самостоятельность, которую вы собирались в нем воспитывать. А во-вторых, он обратил внимание педагога на необходимость более тщательной оценки уровня подготовки и интересов учеников. Это поможет найти адекватность задания уровню потребности в нем.
  • 5. Один из центральных приемов - это работа над заданием малыми группами. Именно здесь, в ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций (учитель-ученик, лидер-ведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу может выпасть на любого из участников по жребию. Это принцип дела, а не амбиций. «Сегодня ты играешь Гамлета, а завтра участник массовки».
  • 6. Принцип «Не суди…» Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы по делу, а не по личным симпатиям и претензиям, которые выливаются во взаимные обиды и боль. Чтобы избежать таких «разборок» педагогу необходимо установить именно деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий. Например: успели или не успели уложиться в установленное время? Все или не все участники группы были заняты в демонстрации ответа? Согласны или не согласны с ответом? Такие однозначные, не касающиеся оценок «нравится - не нравится, плохо - хорошо», критерии на первых порах контролируют, прежде всего, организационные рамки задания. В дальнейшем, изучая критерии оценок, ученики приучаются отслеживать и отмечать объективные, а не вкусовые стороны явления. Это позволяет снять остроту проблемы столкновения амбиций в коллективной работе и более конструктивно вести учет освоенного материала.

Периодически отдавая роль «судьи» ученикам, педагог расширяет сферу их самостоятельности и получает объективную оценку своей деятельности: чему научились его воспитанники реально, а не по его представлениям. В этом случае не спасут фразы «я же им сто раз говорил!..». Чем раньше видимы реальные плоды деятельности, тем больше времени и шансов еще что-то изменить.

  • 7. Принцип соответствия содержания работы определенной внешней форме, т.е. мизансцене. Мизансценическое решение учебного процесса. Это должно выражаться в свободном передвижении учеников и учителя в пространстве класса в зависимости от необходимости содержания работы. Это и обживание пространства для его присвоения и комфортного самочувствия в нем. Это поиски места педагога в каждой конкретной ситуации разное. Не дело должно служить некоему внешнему порядку, а порядок должен изменяться в зависимости от нужд дела.
  • 8. Принцип проблематизации. Учитель формулирует задание как некое противоречие, что приводит учеников к переживанию состояния интеллектуального тупика, и погружает в проблемную ситуацию. Проблемная ситуация (проблема-задача, ситуация-положение) есть противоречие круга предлагаемых обстоятельств с потребностями индивида или группы индивидов, находящихся внутри этого замкнутого круга. Поэтому проблемная ситуация есть психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативной доминанты познавательной потребности. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения. Взаимодействие личности и объективной противоречивой среды. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями. Необходимо обрести некое неизвестное, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация или опредмечивание этого неизвестного происходит в форме вопроса, заданного самому себе. Это начальное звено мыслительной деятельности, связывающей объект и субъект. В учебной деятельности часто такой вопрос задается учителем и обращен к ученику. Но важно, чтобы сам ученик обрел умение порождать такие вопросы. В поисках ответа на вопрос о новом знании и происходит развитие субъекта или проживание им пути к порождению знания. В этом смысле проблемная ситуация является первичным и одним из центральных понятий театральной педагогики и в частности социо-игрового стиля обучения. Проблемное обучение есть организованный учителем способ взаимодействия ученика с проблемно представленным содержанием предмета изучения. Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимания - как личностная ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету. В обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Средством управления процессом мышления в проблемном обучении являются проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Проблемное обучение реализуется как в содержании предмета изучения, так и в процессе его освоения. Содержание же реализуется разработкой системы проблем, отражающих основное содержание предмета.

Процесс изучение организуется условием равноправного диалога учителя и ученика, и учеников друг с другом, где они заинтересованы в суждениях друг друга, так как все заинтересованы разрешением проблемной ситуации, в которую попали все. Важно собрать все варианты решений и выделить принципиально эффективные. Здесь с помощью системы учебных проблем, обусловленных проблемными ситуациями, моделируется предметная исследовательская деятельность и нормы социальной организации диалогического общения участников исследования, что по сути дела является основой театральной педагогики репетиционного процесса и обучения, что позволяет развивать мыслительные способности учащихся и их социализацию.

Главным средством испытания любого предположения является опытная проверка, подтверждающая очевидность фактов. В театральной педагогике это может быть сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Затем обязательно идет дискуссионный процесс доказательства или обоснования.

Под сценированием понимается учебно-педагогический процесс создания плана актерского эксперимента-этюда и его воплощение. Это значит сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами доступными персонажам истории. В отличие от профессионального актерского этюда, в ситуации общеобразовательной, важно не актерское мастерство само по себе, а его способы присвоения ситуации. Это процесс творческого воображения и мыслительного оправдания предлагаемых обстоятельств и действенный эксперимент-этюд для проверки выдвинутой гипотезы решения проблемы. Так же это может быть поиск решения путем импровизации в предлагаемых обстоятельствах.

Ученики, проиграв этюд-эксперимент, практически побывали в исследуемой ситуации и проверили на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. Причем учебно-познавательные этюды могут конструироваться как полностью воссоздающие необходимую ситуацию, так и ситуации подобные, аналогичные по сути, но различные по форме, что может быть более близко и знакомо ученикам. Этюдный метод, как метод исследования ситуации или определенного содержания, предполагает постановку проблемы и задачи по ее решению, создание перечня игровых конфликтных правил поведения (что можно и что нельзя), которые создают игровую проблемную ситуацию. В данном случае главным этапом является именно анализ. В анализе происходит сверка заданных рамок правил игры с теми, которые были на самом деле, т.е. оценивается чистота эксперимента. Если правила соблюдены, то полученные результаты достоверны.

В дискуссионном анализе соблюдения правил участвуют как ученики-исполнители, так и ученики-наблюдатели, которым изначально вменяется роль контролеров. Именно этот троичный соревновательный процесс взаимообмена информацией прожитой в этюде, наблюденной и контрольной, позволяет ученикам попасть в рефлексивную позицию, которая эффективно двигает процесс порождения новых знаний. Совершенно не важно, как сыграли ученики-исполнители с точки зрения актерской техники правдоподобия, важно, что увидели в этом ученики-наблюдатели. А они способны увидеть в простеньком этюде товарищей массу новых идей и решений проблемы, о которых исполнители и не догадываются или не замышляли. Еще до восприятия предмета мы полны смыслов о нем ведь у нас есть жизненный опыт. Вот эти «взгляды с разных сторон», вспомним опять нашу любимую притчу о слепых и слоне, и позволяют участникам такой работы обогащаться друг от друга новыми частями истины через предметно-рефлексивные отношения, стремясь к ее целостности. Рефлексия в данном случае понимается как взаимное отображение субъектов и их деятельности по шести, как минимум, позициям:

  • - сами правила игры, какие они есть в данном материале - контрольные;
  • - исполнитель, каким он видит самого себя, и то, что он сделал;
  • - исполнитель и то, что он выполнил, как это видится наблюдателям;
  • - и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

Так происходит удвоенное зеркальное взаимоотображение деятельности друг друга.

Так современная театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.

Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов

(в общем и дополнительном образовании)

Косинец Е.И., педагог и режиссёр

Климова Т.А ., психолог

Никитина А.Б., кандидат искусствоведения,

Научные сотрудники МИОО

Театральная педагогика представляет собой не только специальную профессиональную дисциплину творческих Вузов, не отдельные приемы одного из направлений образовательной области «Искусства», а целостную систему образования , яркими представителями, которой являются как лидеры профессиональной театральной школы (П.Н.Фоменко, О.П.Табаков, С. Женовач и др.) так и лидеры общего образования (Е.А. Ямбург, С.З. Казарновский, А.Н.Тубельский и др).

Театральная педагогика - это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Театральная педагогика – часть педагогики искусства. Можно выделить две основные тенденции понимания этого явления: узкое – это педагогика, которая реализуется на уроках искусства (ИЗО, музыка, МХК, театр и т.д.) и более широкое – педагогика, которая опирается на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях . В данном сборнике речь пойдет о педагогике искусства в её втором значении (хотя некоторые практики, о которых мы будем говорить, первично сформировались на уроках искусства и только потом смогли стать актуальными для любого образовательного содержания).

Педагогика искусства реализуется через создание открытой творческой образовательной среды . В художественно-творческой образовательной среде есть то, что инициирует движение к Образу: это всегда вопрошающая и проблематизирующая среда . Роль педагога, инициирующего среду, заключается здесь в том, чтобы обнажить, предельно заострить и актуализировать вопросы для всех участников со-бытийности. При этом педагог не может мыслить себя носителем истинного ответа, потому что он каждый раз заново ищет живое понимание. Именно такая среда инициирует бесконечную цепочку вопросов, а тем самым и процесс непрерывности образования .

Что инициирует становящегося человека (ребёнка, ученика) включиться в диалог с вопрошающей художественно-творческой образовательной средой? Возможно, самые острые проблемы современного мира, в котором человеку трудно идентифицировать себя как ЧЕЛОВЕКА. Наука и технология только мешают, они фиксируют его прикладные функции, а педагогика искусства помогает единичному Человеку увидеть себя в зеркале Человечества. Основной темой диалога в художественно-творческой образовательной среде может быть любая проблема: научная, творческая, религиозная. Но основной целью всегда будет формирование образа мира и «образа Я» в этом мире. Идеалы разных эпох высвечивают внутри личности созвучия. «Я» смотрится в зеркало культурных эпох и обнаруживает точки сопряжений и диалогов.

Место театральной педагогики в

структуре современных педагогических подходов

Деятельностная среда :

Педагогика искусства:

Театральная педагогика:

Особенность способа познания в театральной педагогике

Сегодня, в период перехода к новым образовательным стандартам, педагогические цели и задачи подвергаются коренному пересмотру и коррекции с точки зрения приоритетов, а также ожидаемых результатов и способов их достижения. «В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход», который предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования » 1 . Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся, реализуя компетентностный подход. Компетентность понимается, как система умений, позволяющая активно использовать приобретаемые личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Именно художественно-творческая среда является тем образовательным пространством, внутри которого возможно активное становление, развитие и применение компетенций.

Личностные результаты, согласно Стандарту общего среднего образования включают: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» 2 .

Театральная педагогика обладает ресурсами, позволяющими активно развиваться вышеназванным базовым компетенциям в процессе коллективной творческой деятельности. Такая деятельность создает условия для социокультурной адаптации личности, что является первым и важным шагом на пути ее профессионального, личностного самоопределения и дальнейшей самореализации.

Многолетний опыт работы детских театральных коллективов, а также специально проводимый в рамках ГЭП «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» эксперимент по созданию профильных классов художественно-эстетической направленности, показали, что выпускники театральных классов и студий владеют навыками самоорганизации и четче определяют круг своих дальнейших профессиональных интересов. Они получают опыт личной ответственности за общее дело, научаются ставить ближайшие цели и задачи (в том числе и творческие), планировать свою деятельность, осуществлять текущий контроль, анализировать полученные результаты, соотнося их с первоначальными задачами, ставить новые цели и задачи, вытекающие из этого анализа. Кроме того, опыт театральной работы формирует умение выражать свои мысли и чувства в той или иной художественной форме . Учащиеся получают опыт коллективной работы , в которой индивидуальность каждого вписана в канву общего творческого дела, дающего зримый, общественно значимый результат. В процессе этой работы учащиеся получают опыт решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что в дальнейшем пригодится им в любой сфере деятельности. Более того, у них формируется привычка нестандартного творческого подхода к решению любых задач.

Не секрет, что сегодня средства массовой информации, и шире, структура информационного поля при всем многообразии таковы, что способствуют ранней стандартизации мышления. Чтобы избежать этого, необходимо уже в младшем школьном возрасте делать детям регулярную прививку творчеством. Одним из лучших, хотя и не единственным, пространством творческой пробы, максимально приближенной к жизни, является театр. Театр, как искусство синкретическое позволяет сохранить и развить в ребенке живое творческое начало. Однако это происходит лишь в том случае, если развитие не подменяется жёсткой системой научения работе по образцу, (репродуктивной системой обучения) предполагающей привнесение внешнего, а не выращивание внутреннего содержания.

Необходимо особо отметить важную роль театра для учеников - ионофонов. Театральные занятия, участие в спектаклях помогают детям разных национальностей увидеть общие фольклорные корни, почувствовать насколько игровая природа разных народностей, похожа в своих истоках, почувствовать общечеловеческую схожесть. А работа над текстами постановок помогает освоить новый язык в процессе игры и творчества.

История вопроса. Школьный театр известен в России с XVII века. А спор о пользе-вреде театра, где играют дети, о приоритетах художественных или педагогических целей в детском творчестве ведется в России еще с середины 19 века. Начался он со статьи всемирно известного хирурга и одновременно попечителя Одесского учебного округа Николая Ивановича Пирогова «Быть и казаться» 3 , опубликованной в 1858 году. «Н.И. Пирогов обратил внимание учителей и родителей (видевших в детских спектаклях способ похвастаться своими чадами), что выступление на сцене в присутствии посторонней публики порождает у юных исполнителей тщеславие. В восприимчивую душу ребенка вносятся начала лжи и притворства, он перестает быть самим собой (честным, правдивым и естественным) и начинает казаться тем, кем ему положено быть по роли, то есть лгать и притворяться». 4 Однако он признавал, педагогическую пользу театральных постановок для детей, считая, что вредны публичные выступления. А игра «для своих» способствует развитию речи.

Признавал педагогическую пользу домашних и школьных постановок и А.Н. Островский. Гимназические спектакли на мертвых языках даются «не для развития в юных артистах актерских способностей», так как в таких постановках «сценическое искусство не цель, а средство, и цель педагогическая: классические языки, классическая литература». 5

Под влиянием идеи о педагогической пользе театральных занятий с детьми выросло, и по сей день развиваются несколько направлений работы, например, художественно-педагогическая драматургия урока Л.М.Предтеченской и многие др. Все они, так или иначе, направлены на внедрение театральных методов и приемов, принципов построения спектакля в ткань образовательной деятельности, в структуру урока.

Ведущие концепции современной театральной педагогики в школе и их авторы. Нельзя не признать, что ведущей концепцией школьной театральной педагогики сегодня стала «Социо-игровая» . Её авторы провели наибольшее количество экспериментальных исследований и внедрений, разработали продуманную научную базу, обеспечили её значительным количеством методических публикаций. Под их крылом проведено наибольшее количество региональных исследований, написано огромное количество научных работ. Это направление выросло на богатом научном наследии одного из крупнейших теоретиков театра, ученика К.С.Станиславского Петра Михайловича Ершова. Его дочь кандидат педагогических наук Александра Петровна Ершова в соавторстве с психологом-исследователем Е.Е.Шулешко и доктором педагогических наук В.М.Букатовым продолжила идеи П.М.Ершова в области театральной педагогики в русле применения ее в сфере общего образования.

Далее по глубине и масштабу научной работы следует назвать концепцию «Открытого режиссёрско-педагогического действия» , разработанную профессором, заслуженным работником культуры РСФСР, зав. кафедрой режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры В.А.Ильевым.

Третья концепция, имеющая в своём арсенале научные разработки, методическое обеспечение, экспериментальную практику, опыт внедрения и публикации – «Режиссура и педагогика корня» . Это концепция, разработанная учениками режиссёра, кандидата искусствоведения С.В.Клубкова на основе его авторской методики и научного исследования 1997 года «ПОСЛЕДНЯЯ СТУДИЯ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО (1935 – 1938 гг.)», осуществлённой в Институте искусствознания под руководством доктора искусствоведения Е. И. Поляковой.

Четвертой можно назвать концепцию « , разработанную коллективом сотрудников гимназии № 205 "Театр" г. Екатеринбурга на основе театрально-педагогических идей Г.Л. Риаса. Авторский коллектив: Н.Э.Басина, Е.З.Крайзель, Н.Н.Санина, канд. пед. наук, доцентН.П.Сулимова, О.А.Суслова, Е.Н.Танаева, Е.Э.Храмцова, - создал ряд эффективных программ для общеобразовательной школы и дополнительного образования, а так же для переподготовки учителей. Они были инициаторами проведения многих научных конференций и собирателями научного и практического опыта, опубликовали несколько сборников программ. Но, к сожалению, авторские концептуальные идеи в этом направлении пока жёстко не сформулированы, и научных публикаций направление практически не имеет.

Пятой назовём «Систему педагогической режиссуры» директора НОУ – Центр педагогических технологий «Евгеника» в городе Санкт Петербурге Е.В.Кожары. Экспериментальная база, насколько можно понять из единственной публикации, несколько уже, чем у предыдущих исследователей, и научная база описана скромнее.

Можно указать так же на большой вклад О.А. Антоновой (Лапиной), доктора педагогических наук, профессора, Советника Президента НОК «Смольный университет», руководителя проекта «Будущее театрального образования». Её работа «Ш кольная театральная педагогика как социально-культурный феномен» , безусловно, открывает возможность для создания и осмысления ещё одной авторской концепции в области школьной театральной педагогики, но на сегодняшний день выглядит, скорее, интеграцией вышеуказанных концепций.

Кроме того, для реального развития школьной театральной педагогики как существенные важно отметить центры практических разработок. Живая практика, особенно в педагогике и театре, очень часто опережает аналитические обобщения и бывает богаче, содержательнее и разнообразнее описания и теоретического осмысления. Сложившуюся практику важно осознавать как реальную силу, нередко как уникальную и перспективную школу и концепцию.

Реальная практика не распространяется через интернет так легко, как текст. Поэтому, фиксируя сложившиеся практические центры, с опытом, не оформленным (или недостаточно оформленном) в тексты, мы отдаем себе отчет, что возможно что-то упускаем.

Как отдельное направление можно выделить концепцию организации авторской московской школы № 686 «Класс-Центр» , созданной С.З. Казарновским. Это концепция, основанная на глубокой интеграции образования и искусства, в частности института общеобразовательной школы и института театра. Назовём её для удобства «Школа – Театр» . В той или иной степени, при всех различиях и нюансах, к школам, реализующим подобную концепцию можно отнести московские школы № 1060 (автор и первый директор – А.А. Пинский, сейчас директор - М. И. Случ), «Школа самоопределения» №734 (автор и первый директор – А.Н.Тубельский), ЦО №109 (автор и директор Е.А.Ямбург), гимназия № 1543 (автор и директор Ю.В.Завельский). Очевидно, что это направление имеет много общего с концепцией « Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды» , разработанной коллективом сотрудников гимназии № 205 "Театр" г. Екатеринбург.

Так же на идеях интеграции основана созвучная идеям вышеуказанных центров концепция-отражение, ясно выраженная в работе авторского московского Центра детского творчества «Театр на набережной» , созданного Ф.В.Суховым. В этом подходе искусство театра философски и методически стоит на первом месте в паре, а образование – на втором. Так что это направление условно назовём «Театр – Школа» . И здесь тоже можно говорить об условном причислении к этому направлению целого ряда структур, в которых работают педагоги, достаточно хорошо знакомые с авторскими методиками Ф.В.Сухова, или интуитивно продвигающиеся в схожих направлениях. Из московских организаций рискнём назвать «Детский передвижной театр Соффит» (руководитель – Н.М. Логвинова), из российских – детскую студию театра «Парафраз» г. Глазов (руководитель – Д.Х.Салимзянов), Детская школа театрального искусства им. А. Калягина г. Вятские поляны (руководители – С. и Н. Суворовы), театр «Диалог & Доминанта» г. Губаха (руководитель – Л.Ф.Зайцева), театр «Птица» г. Ижевск (руководитель – С.Г. Шанская).

Постепенно рождалось и оформлялось в общем русле и особое направление работы, которое получило название “артистизм педагогического труда ”. Это направление призвано было помочь учителю в формировании его профессиональных компетенций. 6

Российские специалисты всегда поддерживали связь с зарубежными деятелями детских театрально-педагогических движений. Это сотрудничество развивалось в рамках международных ассоциаций любительского театра (АИТА) и тетров для детей и юношества (АССИТЕЖ). А в 80-х годах лаборатория театра Института художественного образования РАО, в рамках которой проводилось научное исследование, стала сотрудничать с международной всемирной ассоциацией “Драм эдьюкейшен” (« Dram education »).

Отличительной чертой этого направления в России (социо-игровой стиль) стало то, что игры на уроке - «…это не отдельные “вставные номера”, это не разминка, отдых или полезный досуг, это - стиль работы учителя и детей, смысл которого - не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее» 7 .

Введение и систематическое использование социо-игрового стиля в образовательный процесс позволяет создавать среду, инициирующую становление и развитие компетенций. Важно отметить, что речь идет не только об очевидном при таком подходе достижении метапредметных результатов учащимися, таких как освоенность межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), «способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» 8 ; но также и для формирования некоторых предметных компетенций.

Принципы театральной педагогики. Основные принципы театральной педагогики хорошо просматриваются в описаниях «Режиссёры и педагогики корня» С.В. Клубкова. Одним из основных для театральной педагогики является, принцип целостности, он учитывается не только при построении театральных упражнений тренинга, но и для любой системы заданий, направленных на развитие личности, поскольку элементы живой естественной системы тесно взаимосвязаны, не существуют и не функционируют отдельно друг от друга.

Из принципа целостности логично вытекает принцип «зерна» , т.е. в самом первом и простом упражнении как в зерне заложена вся Система, все ее элементы и законы, а дальнейшие упражнения – есть развитие их. Таким образом, тренинг есть изучение живой целостной системы в развитии. От простого, но целостного живого – к сложному целостному живому. И развитие это бесконечно. Перенос этого принципа на образовательную систему позволяет решить проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребенка в процессе обучения, ее оторванности от реальной жизни, сохранения целостности мировоззрения на каждом этапе его развития. Уже сейчас можно видеть, как применение этих принципов влияет на отношение детей к обучению, усиливает мотивацию, способствует формированию целостной сбалансированной личности.

Путь инициации творческого подхода имеет особую природу. Это путь творческого поиска, путь открытий, поэтому очень важно, чтобы он начинался в той области, где нет критериев оценки, где ничто не ограничивает свободу фантазии, свободу творчества. Ограничения этой свободы должны появляться, постепенно, как предлагаемые обстоятельства, как проблемы, которые надо разрешить, как трудности, которые надо преодолеть, а не как запреты. Тогда освоение компетенций происходит как результат собственного открытия, а не как готовая, кем-то определенная данность. При этом учащиеся включаются эмоционально, умственно, физически - всем существом своей личности в процесс проживания творческого поиска. В этом случае мы можем не сомневаться в прочности полученных открытий, т.к. они сразу закрепляются, становясь основой базовых компетенций.

Для театральной педагогике в школе характерны также принципы продуктивного действия, продуктивного партнёрского общения, событийной выраженности образовательного процесса, принцип игровой импровизационности, принцип содержательного разнообразия мизансцен образовательной деятельности, принцип первичности невербальных выразительных средств, принцип смены ролевых позиций ученика и учителя, принцип делегирования значимых ролей образовательного процесса (носителя информации, носителя идей, судейства и т.д.) ученическому коллективу и многие другие, назвать и раскрыть которые в рамках данной статьи не представляется возможным.

В приведенных ниже статьях можно увидеть, как применение методов театральной педагогики позволяет решать задачи достижения предметных результатов не только в области театрального профиля, где формируются специфические профессиональные компетентности, но и в любой другой предметной области общего или дополнительного образования.

Фестиваль как открытая образовательная среда. Определению образовательных возможностей театральной среды способствуют детские театральные фестивали: «Театральные Ладушки» город Глазов, «Круг друзей» Губаха, «Первоцветы» Зеленоград, «Золотой ключик» Москва и др.

В Москве особое внимание привлекает фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна». В задачи фестиваля не входит выяснение, кто лучше. Главное – это живое творческое общение его участников, обогащение опытом друг друга. Создание атмосферы радостного позитивного творчества, сопереживания творческим успехам других, единения в личностно значимой деятельности. Образовательное пространство фестиваля предоставляет возможность для решения проблем приобщения детей к чтению, для развития исторического мышления. В фестивальные программы нередко входят творческие уроки, связанные с постижением физики, биологии, географии, математики и иных точных и естественных наук. Такие фестивали позволяют педагогам преодолеть ощущение одиночества в профессии, а ребятам ощутить себя сопричастными к единому детскому театральному движению и единой творческой школе мышления и проживания. Фестиваль, построенный на таких принципах, является разновидностью и экспериментальной моделью художественно – творческого образовательного пространства.

Однако фестиваль – это событие, которое происходит один раз в год. Для организации постоянного пространства для обмена опытом, творческого предъявления, обсуждения общих вопросов и решения общих проблем, возникающих в процессе театральной педагогики лабораторией интерактивных технологий кафедры эстетического образования и культурологии МИОО при поддержке Московского городского Департамента образования и Учительской Газеты был создан клуб «Дети-Театр-Образование».

Театральная педагогика, как в узком, так и в широком смысле слова, обладает богатыми и разнообразными возможностями для создания условий развития базовых компетентностей, удовлетворяющих требованиям современных Стандартов образования. Сегодня накоплен бесценный опыт в системе специального профессионального, дополнительного, и общего образования по организации театральной работы с детьми, опыт проведения детских театральных фестивалей, и клубов. Этот опыт представляет колоссальный ресурс для развития системы образования и культуры в России. Важно не растерять это богатство и грамотно им воспользоваться.

Подводя итог, важно отметить, что понятие предполагает систему театральной работы с детьми, включающую различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Постановки спектаклей, инсценировок, этюдов, миниатюр, театрализации, игровые тренинги; просмотры и обсуждения спектаклей (детских и профессиональных коллективов); уроки театра и зрительской культуры, а также различные игровые и театральные методики, внедряемые непосредственно в общеобразовательные уроки.

Многие исследователи выделяют следующие основные формы бытования театральной педагогики в школе:

    Школьный театр,

    Школы с театральными классами ,

    Школы с театральной атмосферой,

    Центр детского творчества - Театр,

    Театральная школа искусств,

    Детские зрительские клубы при профессиональных театрах,

    Интеграция предметов гуманитарного цикла и образовательной области «искусство» на основе театральной работы и театрально-педагогических методов,

    Внедрение методов театральной педагогики в работу учителей начальных классов на всех уроках, в воспитательной и внеурочной деятельности,

    Точечное применение методов театральной педагогики на самых разных уроках общеобразовательного цикла в начальном, среднем и старшем звене.

Все это многообразие форм и методов театральной работы с детьми объединяется в понятие школьной театральной педагогики , поскольку призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.

1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Минестерства Образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010г. С.2

На данной странице вы узнаете про самых известных педагогов актерского мастерства и великих театральных деятелей, которые создали ведущие актерские школы. Среди них можно выделить таких представителей сценического искусства, как Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Немирович-Данченко и Берхольд Брехт. Все эти люди внесли существенный вклад в театральное искусство. И, следовательно, если вы видите себя начинающим актером, данная статья вам будет полезна.

(1863 - 1938), известный российский актер и режиссер, который является основоположником самой знаменитой системы подготовки актеров. Родился Станиславский в Москве, в многодетной семье известного промышленника, состоявшей в родстве с Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Свою сценическую деятельность начал в 1877 году в Алексеевском кружке. Начинающий актер Станиславский отдавал предпочтение персонажам с ярким характером, дающим возможность перевоплощения: среди своих любимых ролей он называл студента Мегрио из водевиля «Тайна женщины» и цирюльника Лаверже из «Любовного зелья». Относясь к увлечению сценой с присущей ему основательностью, Станиславский усердно занимался гимнастикой, а также пением с лучшими преподавателями России. В 1888 году он стал одним из создателей Московского общества искусства и литературы, а в 1898 году вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который существует и по сей день.

Школа Станиславского: «Психотехника». Система, названная его именем, применяется во всем мире. Школа Станиславского представляет собой психотехнику, позволяющую актеру работать как над собственными качествами, так и над ролью.

Во-первых, актер должен работать над собой, проводя ежедневные тренировки. Ведь работа актера на сцене представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют внешние и внутренние артистические данные: воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Все эти качества нужно развивать. Во-вторых, Станиславский уделял большое внимание работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ.

Система Станиславского легла в основу тренинга на нашем сайте, и прочитать подробнее о ней можно в первом уроке .

(1874-1940) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был сыном владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, а в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд. Страстно увлекшись театром еще в юности, Всеволод Мейерхольд в 1896 году успешно сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1898-1902 годах Всеволод Мейерхольд работал в Московском художественном театре (МХТ). В 1906-1907 годах он был главным режиссером театра Комиссаржевской на Офицерской, а в 1908-1917 годах - в петербургских императорских театрах. После 1917 года возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра.

Система Мейерхольда: «Биомеханика». Всеволод Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра». Он утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность в противовес реалистичности Станиславского. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского.

Мейерхольд занимался исследованиями в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля. Эти исследования убедили его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват, состоящий из трех стадий (это называется «игровое звено»):

  1. Намерение.
  2. Осуществление.
  3. Реакция.

В современном театре биомеханика является одним из неотъемлемых элементов подготовки актёра. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

(1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова по отцу, который был старшим братом Антона Павловича. В 1907 году Михаил Чехов поступил в Театральную школу имени А.С. Суворина при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. В 1912 году сам Станиславский пригласил Чехова в Московский Художественный театр. В 1928 году, не принимая всех революционных перемен, Михаил Александрович покинул Россию и уехал в Германию. В 1939 году он перебрался в США, где создал собственную актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и многие другие знаменитые голливудские актеры. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в том числе в фильме «Заворожённый» Хичкока, за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана».

Театральные принципы Чехова. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. Продолжая разрабатывать эту концепцию, Михаил Чехов говорил об идеологии «идеального человека», который воплощается в будущем актере. Такое понимание актерского мастерства ставит Чехова даже ближе к Мейерхольду, чем к Станиславскому.

Кроме того, Чехов указывал на многообразные возбудители творческой природы актера. А в своей студии он уделял огромное внимание проблеме атмосферы. Чехов рассматривал атмосферу на сцене или съемочной площадке как средство, способствующее созданию полноценного образа всего спектакля, и как методику создания роли. Обучавшиеся у Чехова актеры выполняли большое количество специальных упражнений и этюдов, позволявших понять, что такое атмосфера, по мнению Михаила Александровича. А атмосфера, как понимал ее Чехов, является «мостиком» из жизни в искусство, главная задача которого заключается в создании разнообразных трансформаций внешнего сюжета и необходимого подтекста событий спектакля.

Михаил Чехов выдвинул свое понимание сценического образа актера, не входящее в систему Станиславского. Одной из существенных концепций техники репетиций Чехова была «теория имитации». Она состоит в том, что актер должен создавать свой образ сначала исключительно в воображении, а потом пытаться имитировать его внутренние и внешние качества. По этому поводу сам Чехов писал: «Если событие не слишком свежо. Если оно выступает в сознании как воспоминание, а не как непосредственно переживаемое в данную минуту. Если оно может быть оценено мной объективно. Все, что еще находится в сфере эгоизма, непригодно для работы».

(1858-1943)– российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии в городе Озургети в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера Российской армии, служившего на Кавказе. Учился Владимир Иванович в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Затем он поступил в Московский университет, который успешно закончил. Уже в университете Немирович-Данченко начал публиковаться как театральный критик. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», через год поставленная Малым театром. А начиная с 1891 года, Немирович-Данченко уже преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, которое сейчас называется ГИТИС.

Немирович-Данченко в 1898 году вместе со Станиславским основал Московский Художественный театр, и до конца жизни возглавлял этот театр, будучи его директором и художественным руководителем. Стоит отметить, что Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде, но потом вернулся в СССР в отличие от некоторых своих коллег.

Сценические и актерские концепции. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие советского и мирового искусства. В духе их творческих принципов, которые являются достаточно схожими, воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Среди особенностей Владимира Ивановича можно выделить разработанную им концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Берхольт Брехт

(1898 -1956) - немецкий драматург, поэт, писатель, театральный деятель. Бертхольт учился в народной школе францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, которую успешно закончил. Первые литературные опыты Брехта датируются 1913 годом, с конца 1914-го в местной печати регулярно появлялись его стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии. В начале 20-х годов в Мюнхене Брехт пытался освоить и кинопроизводство, написал несколько сценариев, по одному из них в 1923 году снял короткометражный фильм. Во время второй мировой войны покинул Германию. В послевоенные годы теория «эпического театра», претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века. Уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар, а его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками.

Эпический театр. Созданный Берхольтом Брехтом метод постановки пьес и спектаклей заключается в использовании следующих приемов:

  • включение в спектакль самого автора;
  • эффект отчуждения, который предполагает некоторую отстраненность актеров от играемых ими персонажей;
  • соединение драматического действия с эпической повествовательностью;
  • принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу;
  • разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем.

Техника отчуждения оказалась особенно оригинальным взглядом на актерское мастерство, которое дополняет наш список ведущих актерских школ. В своих трудах Брехт отрицал необходимость вживания актёра в роль, а в иных случаях считал его даже вредным: идентификация с образом неизбежно превращает актёра либо в простой рупор персонажа, либо в его адвоката. А иногда в пьесах самого Брехта конфликты возникали не столько между персонажами, сколько между автором и его героями.