Анализ музыкально развивающей среды в доу. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка. Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего возраста. С каждым годом ребенок меняется, узнает много нового, обогащает свой опыт и накапли

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

Чеботкова Марина Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОБУ комбинированного вида

«Детский сад №19 «Родничок» г. Кудымкар

Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС

« Музыку называют зеркалом

души человеческой»,

«эмоциональным познанием»

Б.М.Теплов

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Замечательный педагог-дошкольник, Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» так как, дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность, предложенная Федеральными государственными образовательными стандартами. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми – дошкольниками.

Свою работу я строю на основе образовательной программы музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой Санкт- Петербург. Строится программа на принципах внимания к потребностям детей, создания атмосферы доверия и партнерства, взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, т.е. взаимопроникновение (интеграция) музыки с другими образовательными областями обучения.

Формируя у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства, воспитывая художественный вкус, сознательное отношение, как к отечественному, так и к мировому музыкальному наследию, приобщая к русскому народному фольклору, в тесной взаимосвязи с воспитателями, через тематические недели, я опираюсь на программу « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, на авторскую программу по ритмике «Ритмическая мозайка» А. Бурениной, « Танцевальная ритмика» Суворовой, использую элементы региональной программы « Отчий дом» Т.Е.Тотьмяминой, М.Е.Галкиной. Таким образом, я постоянно пополняю предметно- пространственную среду.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое планирование, что позволило организовать работу при тесном взаимодействии с воспитателями. Выбор темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Это такие темы как: « Неделя безопасности», «Неделя осени», « Неделя профессий», « Неделя животных» и другие. Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих впечатлений благотворно отразилось при ознакомлении с классическими произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых соответствовало солнечному летнему настроению.

Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе, так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке, в живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность, проявилась особая выразительность в поэтическом чтении.

Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай» и тд.

При постановке спектакля - развиваем сценические данные, результатом, которых является показ спектакля.

А такие образовательные области, как музыка, здоровье и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом. Утренняя гимнастика под музыку, где включены основные виды ходьбы с перестроениями, танцевально-плясовые движения (поскок, галоп, перетопы с поворотом туловища, «присядка» и т.д. Проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи, важные как для музыкального воспитания, так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, укрепление мышц тела, развитие гибкости пластических движений, умение держать осанку, конечно же, формирование ощущения метрической пульсации музыки, умение слышать её окончание, различать музыкальную форму построения, средства изобразительности, характер. Педагог по физической культуре вносит в занятие для закрепления того или иного танцевального движения, перестроения, которое необходимо для выполнения музыкального упражнения.

Так же физминутки, пальчиковые игры, массажи, артикуляционная гимнастика. Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – совместную творческую деятельность, составные элементы которой взаимодополняют и обогащают друг друга, усиливают познавательный эффект.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись, поэзия и танец сплелись в единое целое.

Литература:

1. Воробьева Д.И. «Гармония развития:Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника» СПб: « Детства- Пресс» 2010г

2. Боровик Т. « Звуки, ритмы и слова» Минск 2008г

3. Буренина А И « Музыкальная палитра» №2, №4 – 2014г

4. Степанова А В « Инновационно- педагогическая деятельность в современном Дошкольном образовательном учреждении» 2014год

«Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»

Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт, она стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексности и глубокого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастные различий детей.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходиться 30 минут, в старшем - 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности.
Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. Основы ее закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее ее развитие как личностного качества в период дошкольного детства, связано с основными видами деятельности. Проявлению активности, инициативы у детей способствует не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы, которая должна быть создана согласна перечисленным выше принципам. Необходимо чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность
Детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода воображения творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада, она может звучать на прогулках во время утренней гимнастики, на праздниках. Музыка становит одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное
эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет во всех видах деятельности.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-творческая деятельность.
Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.
Какие игрушки и пособия понадобятся:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные
Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки
Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы деодемки
Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки - в физкультурном уголке, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.
Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, использую при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно- речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы всего ДОУ.

наталья жиркина
Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников . Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей , но и в самостоятельной деятельности детей , а также при проведении режимных моментов.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда .

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной, насыщенной и доступной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей , мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей .

Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ведущая деятельность наших детей (2-3 года) предметная , предметно-манипулятивная . Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей, так как многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами

На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей , очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный , творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.

Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей , мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности.

Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголка для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки.

Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей . Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях , но и в быту, в разных режимных моментах : в часы досуга, во время игр детей , на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей .

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей . Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.

Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.