Леонардо да Винчи. ч.3. История картины. История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи

Существует много легенд относительно происхождения Картины Великого Леонардо - " Мона Лиза ", однако всё как правило - шумные сплетни, призваные повысить рейтинг данной Картины, и улучшить бизнес, основанный на имидже данного произведения - мгновенная узнаваемость и кассовые сборы вам обеспечены:)

Однако вернёмся к истоку и главной версии того, кто же изображён на Полотне Да Винчи.

************************* ************************* ************************* *

Мона Лиза (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - это Лиза Джиокондо,

урождённая Джирардини Lisa Gherardini


Портрет Моны Лизы (также известная как картина Джоконда, или La Joconde , или Портрет Лизы Gherardini, жена Франческо дель Джокондо) является портретом кисти великого флорентийского художника Леонардо да Винчи.



Живопись выполнена маслом на тополиной основе, была закончена примерно 1503-1519 годами.

Портрет находится на постоянной экспозиции в Лувре в Париже.

Копия картины XVI века также выставлена в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.






Идентификации картины.

Первоначально традиционная работа называлась "Lisa Gherardini".
А приставка "Мона" (от Monikue - "Единственная", и уменьшительное от Madonnа ("Богоматерь") - Католический аналог "Единого" в Православии) на сегодняшний день в итальянском языке это сокращение имеет тот же смысл, что и "леди".
Таким образом выражение "Monna Lisa" дословно понимается как "Лиза , жена Франческо дель Джокондо", отсюда и название в русском языке - "Мона Лиза ". ***
Лиза дель Джокондо



Лиза дель Джокондо итал. Lisa del Giocondo (15 июня 1479 — 15 июля 1542, по другим данным ок. 1551), также известная какЛиза Герардини, Джоконда и Мона Лиза — знатная флорентийка, предположительно изображённая на знаменитой картине Леонардо да Винчи.

О Лизе дель Джокондо известно немного. Родилась во Флоренции в знатной семье. Рано вышла замуж за торговца тканями, родила шестерых детей и, по всей вероятности, вела размеренную жизнь среднего класса эпохи возрождения.

Несколько столетий после её смерти, её портрет, Мона Лиза , приобрёл мировое признание и в настоящее время считается одним из величайших произведений искусства в истории.

Картина вызывает интерес исследователей и любителей и сделалась предметом самых разнообразных предположений.

Спекуляции ученых и любителей сделали это произведение искусства всемирно признанной иконой и объектом коммерциализации.

Окончательно соответствие между Лизой дель Джокондо и Мона Лизой было установлено в 2005 году.

*************************
************************* ************************* *
Лиза дель Джокондо - Lisa del Giocondo -

Фрагмент Мона Лиза (1503-06) Леонардо да Винчи , Лувр

Место рождения: Флоренция, Италия

Гражданство: Италия

Дата смерти: 15 июля 1542 (63 года)

Место смерти: Флоренция, Италия

Супруг: Франческо дель Джокондо

Дети: Пьеро, Камилла, Андреа, Джоконда и Марьетта

Биография

Детство


В эпоху Кватроченто Флоренция была одним из крупнейших и богатейших городов в Европе. Конечно, жизнь не была одинаково хороша для всех — в то время сущестовало огромное социальное неравенство. Лиза принадлежала к древнему аристократическому роду, который со временем утратил влияние.

Её мать, Лукреция дель Каччия, была третьей женой итал. Antonmaria di Noldo Gherardini. Две другие умерли при родах. Герардини владел шестью фермамив Кьянти, где выращивали пшеницу, производили винои оливковое масло и держали скот.

Лиза родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Впрочем, долгое время местом её рождения считалось поместье Вилла Виньямаджио (итал. Villa Vignamaggio), неподалёку от итал. Greve. Девочку назвали Лизой в честь бабушки по отцовской линии. У Лизы было три сестры и трое братьев, она была самым старшим ребёнком в семье.

Семья жила во Флоренции, вначале неподалёку от Санта-Тринита, позже переехала в съемный дом около Санто-Спирито, по всей вероятности из-за финансовых проблем, не позволявших поддерживать прежний дом в хорошем состоянии.

Замужество и поздние годы

5 марта 1495 года, в возрасте 15 лет, Лиза вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо (итал. Francesco di Bartolomeo di Zanobi del Giocondo), относительно успешного торговца тканями и стала его третьей по счёту женой. Приданое Лизы составили 170 флоринов и ферма Сан-Сильвестро неподалёку от семейного дома. На основании этих данных можно заключить, что, во-первых, Герардини не были богаты, а, во-вторых, что брак был основан на любви.
Можно утверждать, что супруги принадлежали к среднему классу. Брак мог повысить социальный статус Лизы, поскольку семья её супруга могла быть богаче её собственной. С другой стороны, брак был выгоден и Франческо, поскольку он породнился со «старинным родом».

Мона Лиза

Как и многие другие флорентийцы, Франческо был ценителем искусства и оказывал покровительство художникам. Его сын, Бартоломео, поручил Антонио ди Доннино Мацциери украсить фреской семейный склеп в базиликеСантиссима-Аннунциата. Андреа дель Сарто по заказу другого члена семьи нарисовал Мадонну. Франческо заказал у Доменико Пулиго итал. Domenico Puligo картину, изображающего Святого Франциска Ассизского.

Общепринятая версия гласит, что портрет именно Лизы дель Джокондо был написан Леонардо, и в таком случае, он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына и покупку дома. (Подробное рассмотрение версий, а также описание картины см. в соответствующей статье *** .

*************************
************************* ************************* *

Могилу Моны Лизы ищут ее русские потомки

Мону Лизу раскопали.
В мае 20011г. итальянские археологи приступили к раскопкам во флорентийском монастыре Святой Урсулы. Именно там, как считают ученые, может быть захоронено тело Лизы Герардини - девушки, которая позировала Леонардо да Винчи для его знаменитой "Джоконды". Сегодня археологи докопались до первой из нескольких подземных гробниц, но пока нашли только несколько медальонов.

Первая улика в деле Моны Лизы появилась в первый же день раскопок. Кость лежала сверху, под слоем бетона. В ценности находки археологи сомневаются, но проведут экспертизу любого объекта, даже подозрительного происхождения.

"С виду кость человеческая. Это может быть плечевая кость. Но вряд ли она принадлежит кому-то, кто жил 500 лет назад, слишком неглубоко лежала", - говорит антрополог Джорджо Группьони.

Спустя неделю археологи уже пребывали на глубине 2 метра 60 сантиметров. Но в пакете с находками без перемен - все та же кость и несколько керамических осколков.

Первая крипта, которую так долго раскапывали, оказалась пуста. По одной из версий, опасаясь пожара, монахи перепрятали содержимое в более надежное место, оставив на полках лишь несколько медальонов.

Но потомкам Моны Лизы интересно все. Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци внимательно следят за раскопками.

Они тоже верят архивам - Лизу Герардини похоронили здесь, в монастыре Святой Урсулы.

Семейный историк высчитал: чтобы объяснить, кем Лиза Герардини приходится тосканским принцессам, приставку "пра-" перед словом бабушка нужно произнести 15 раз.
Ира и Наташа говорят по-русски (в потомках Моны Лизы течет русская кровь), обожают русский балет и даже танцевали в Мариинке.






Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци неделю следят за раскопками"

В отличие от историков, у которых что ни год - то новая версия, девушки абсолютно уверены, что на картине Леонардо изображена именно Мона Лиза .

И есть убедительные доказательства: когда сестры стоят рядом с картиной, всем кажется, если надеть вуаль и не так широко улыбаться…

"Вот у папы такая же полуулыбка, а мы улыбаемся широко, по-русски", - говорят сестры.
Какой на самом деле была их прапрапрабабушка, скажет компьютер. Как только найдут могилу Моны.

Лизы и анализ ДНК подтвердит, что это она, машина нарисует свою версию Джоконды. Если вдруг обнаружится, что натурщица выглядит не так как у Леонардо, это может стать началом новых поисков и новых раскопок.

Список версий, кто изображен на портрете, - длинный, и в нем не только женские имена.

Одна кость и несколько медальонов - пока не самая большая удача.

Но Мона Лиза где-то рядом, уверены археологи. Георадар с ними согласен. Исследования показали, что где-то в центре церкви прячется крипта - 15 квадратных метров.

www.vesti.ru

19 сентября 1478 года Леонардо да Винчи завершил одно из самых главных своих произведений — «Мону Лизу» (она же «Джоконда»). Картина стала знаковой не только для автора, но и известнейшим портретом в истории, а также самым загадочным творением в изобразительном искусстве. Мифов об этой картине гораздо больше, чем фактов, но и факты очень увлекательны. Мы собрали 10 самых интересных фактов о «Джоконде».

1. Полное название картины — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». На итальянском ma donna значит «моя госпожа», в сокращенном варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.

2. Многие ученые считают, что Да Винчи изобразил в картине свой автопортрет.

3. Художник не оставил ни своей подписи, ни даты, ни имени модели. Нет и записи о картине в его дневниках. В общем, ни единого упоминания и связи автора с произведением.

Эксперты утверждают, что более ранние версии намного светлее и ярче современной.

4. В ходе подробных исследований было выяснено, что на полотно нанесены три версии картины, написанные в разное время. Очевидно, художник стремился довести свое творение до совершенства . Эксперты утверждают, что более ранние версии намного светлее и ярче современной.

5. Пейзаж, нарисованный за Джокондой — выдуманный. Ведь известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

6. По утверждениям исследователей, знаменитая улыбка модели — оптический обман. Если посмотреть в глаза Моны Лизы, из-за теней создается впечатление улыбки. Но стоит опустить взгляд ниже, и улыбка исчезает.

7. У Моны Лизы нет бровей. Исследователи доказали, что когда-то они были, но исчезли. Возможно, их стер сам Да Винчи, но так и не нарисовал снова. Кстати, в Средневековье было модно выщипывать брови полностью.

8. Произведение бесценно. Попытка продать его принесла бы миллиардную прибыль, но оценить его точную стоимость до сих пор сложно.

В 1911 году картина была похищена работником Лувра.

9. Первой «выставочной галереей» для «Моны Лизы» стала баня. Король Франции Франциск I купил картину у да Винчи за огромные по тем временам деньги — 4000 монет золотом - и поместил ее в бане в Фонтебло, месте, где проводил встречи с приближенными и послами, а также устраивал свои романтические свидания.

10. В 1911 году картина была похищена работником Лувра. Главным подозреваемым при этом был Пабло Пикассо. Все поиски полиции не увенчались успехом. Картину нашли спустя два года — вор отозвался на газетное объявление директора картинной галереи, и в 1914 «Джоконда» вернулась в Лувр.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Мона Лиза. Кто она? - статья

Мона Лиза. Кто она?

Мона Лиза (также известная как Джоконда) - портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).

История

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.

Тайна модели

Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:

  • Жена флорентийского торговца дель Джокондо
  • Изабелла из Эсте
  • Просто идеальная женщина
  • Молодой юноша в женском одеянии
  • Автопортрет Леонардо

Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.

Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».

Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многии исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д"Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Композиция

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.

Детективная история «Моны Лизы»

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.

С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена одназначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и славу картины.

По материалам Википедии

Сюжет

Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.

Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.

Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.

Есть версия, что для «Джоконды» позировал мужчина

Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.

Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.

«Иоанн Креститель»

Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов. Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды.

Контекст

Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.

Да Винчи не отдал «Мону Лизу» заказчику

Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.


Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954

СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».

Секрет загадочности «Моны Лизы» — в том, как Леонардо использовал сфумато

Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.

Судьба художника

Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.


«Франциск I при смерти Леонардо да Винчи». Энгр, 1818

До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.

Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.