Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. "зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов" «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Поэтический образ зимы в творчестве

русских поэтов и композиторов.

Цели:

научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических произведений,

совершенствование навыков выразительного чтения,

развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей,

способствовать эстетическому развитию учащихся,

воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», скрипичного концерта А. Вивальди
  • Знакомство с жанром кантата, романс, скрипичный концерт

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг и рисунков, презентация к уроку. аудиозапись Чайковского - «Времена года»., музыка Вивальди

раскладушка“ Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Введение в тему.Картина Шишкина «Зима»

    Зима пришла… За окнами,9 гр
    Где чёрных ёлок ряд,
    Пушистые и лёгкие
    Снежиночки летят.
    Летят, порхают, кружатся,
    Пушистые летят,
    И белым мягким кружевом
    Окутывают сад.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

песня «Снег кружится» или «Завируха»

– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”.“Красивая, пушистая и белоснежная!” –восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер –длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников –красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так.

Она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

– Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое.

Другой поэт Пётр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Комаров Никита 10 гр

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой.

Александр Александрович Блок писал:Анжела 4гр

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят –
По домам пора!

Звучит романс ЮлианныШаховой.

– В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека.

И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

(романс «Буря мглою небо кроет…»слушание)

Галя4гр

Вечор , ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

– Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Кондратенко Г. П. Зимний вечер Катя1гр

Тускло месяц дальнийсветит сквозь туманы,
И лежит печально снежная поляна.

Белые с морозувдоль пути рядами
Тянутся березыс голыми сучками.

Тройка мчится лихо, колокольчик звонок;
Напевает тихомой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкойеду да тоскую:
Скучно мне да жалкосторону родную.

Н.П. Огарев

– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоныДима Сав.10гр
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.

Туржанский Л. В. Зимний пейзаж. На дровнях

Зима!.. Настя1гр

Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А.С.Пушкин

мультфильм «Маша имедведь» следы

– Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

Фёдор Иванович Тютчев пишет:Даша4гр

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

– А Сергей Александрович Есенин вторит:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды.

Послушаем ещё Есенина:Маша Сав.4гр

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Скрипичный концерт «Времена года» А. Вивальди – слушание

Антонио Лучо ВИВАЛЬДИ (Antonio Lucio Vivaldi; 4.03.1678, Венеция - 28.07.1741, Вена) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 40 опер. Его наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…

Первый концерт Ванессы прошел, когда девочке было девять лет. В десять она уже играла с филармоническим оркестром. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. – слушание

Женя1гр.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов

Саврасов А. К. Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х

Зимним холодом пахнулоНастя1гр
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. А. Бунин

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Поёт зима – аукает,Витя3гр
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Леня3гр
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

(слушаем вторую часть кантаты «Поет зима, аукает»: всего десять частей)

Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов, кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов. Шишкин И.И. Первый снег 1875

Вистории музыкальной литературы существуют множество примеров создания известными композиторами музыкальных циклов для детей, чтобы юные слушатели могли начать погружение в мир музыки с довольно простых произведений.Например, С.С.Прокофьевнаписал «Детскую музыку», Роберт Шуман – «Альбом для юношества»,КлодДебюсси – «Детский уголок», Сен-Санс – «Карнавал животных».Так же имеется ряд популярных классических произведений,названия, части которых слушатели не всегда знают.Например, Антонио Вивальди«Времена года»,Г.В.Свиридов«Метель»,П.И.Чайковский«Времена года», С.С. Прокофьев«Александр Невский» и т.д.

Свиридов. Метель Пушкина.

01. Тройка

С первой секунды звучания мы попадаем в бешенную скачку на тройке удалых коней. С упорством и натиском несёмся на санях по снежному полю. Хлопья снега вылетают из-под копыт. Внезапно всё стихает, остаётся только ощущение движения. На фоне затихшего оркестра появляется красивая, широкая, тёплая мелодия, которая рисует безкрайние заснеженные поля, равнины, овраги. В дали видны леса и перелески. Перед финалом «Тройки» нам снова напопинают о бешенно скачке. Можно представить, что мы выподаем из саней. Наступает снежная тишина. Под звуки колокольчиков в оркестре, видим, как сани исчезают за ближайшим пригорком…

02. Вальс

Во вступлении вальса три раза звучат тройные аккорды. Далее появляется лёгкая, танцевальная, игривая, немного кокетливая мелодия вальса.

Клевер Ю.Ю. Зимний закат в еловом лесу 1889

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

А.С.Пушкин

Мещерский А.И. Зима. Ледокол 1878

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

К.Бальмонт

– Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

песня «Ой, мороз» или «Завируха»

Крыжицкий К.Я. Лес зимой Илья3гр

Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой буйною легко проносится,
Не в высь лазурную - на небо просится.
Под ветром веющий дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
В лучах блистающих скользит умелая
Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

К. Бальмонт

Саврасов А.К. Зима 1873

И.В. 4гр

Зима. Что делать нам в деревне?

Я встречаюслугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обедавозиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;

глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю; беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет...

А.С.Пушкин

Выставка книг.

– Ребята, а теперь посмотрите на выставку этих книг. Вы их брали, рассматривали, читали. Все они о родной природе. Книги ведут нас в чудесный мир нашей родной природы, познакомят с неизменной, но вечно новой сменой времён года.

– Каждый разворот удачно оформлен художником. К каждому стихотворению своя иллюстрация. Но самое замечательное в этих книгах – раздел, которым они завершаются – “Краткие сведения об авторах”.

Загадки

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Снег

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем ^ Новый год! Декабрь

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птицам не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? Январь

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышан звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?февраль

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.зима

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?иней

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.снежинки

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!Лыжи

. Всё лето стояли,
Зимы поджидали –
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)

Две новые кленовые
Дощечки двухметровые
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки –Белые … (снежинки)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (^ Лёд)

песня «Три белых коня»Таня2гр

Игра в снежки.

Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта? А зимние игры?

Суриков В.И. Взятие снежного городка 1891

Перечёркнут снег лыжнёй,
Тонкий и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой.
Интересно резать лёд
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
И на солнце блещет лёд
Весело и строго,
И зовёт тебя вперёд
Зимняя дорога.

мультфильм «Маша и медведь.Коньки».

– В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду.(Снежный ком)

Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы– снежки:

р, к, б, ш, д, т, в, и, л, з, н, с, г, м, ч, о, а, е, у)

Кто быстрейиз букв – снежковсоставит большеразных слов?

/Рука, ручка, сани, санки, снег, рукавички, наст, сугроб, мешок, куртка, корка, горка, чум, шуба, шубка, уги, мороз, работа, лед, иглу, игра, елка, мост./

Ребята составляют слова, звучит музыка из альбома П. Чайковского “Времена года”.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения , по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык , органически связанный с народной стихией , с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание .

Заключительная часть

Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., и в 21 в. неизменилась зима, осталась такой же прекрасной.

Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте литературно-музыкальный вечер закончим веселой песней.

Группа Фристайл «Белая метелица»

Цель:

Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи:

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
  2. Побудить детей к творческой деятельности.
  3. Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
  4. Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.

Оборудование:

  1. словарь эстетических эмоций,
  2. Портреты композиторов
  3. Картины художников
  4. Альбомы, краски, кисти.

Оформление доски.

  • Тема урока.
  • Словарь эстетических эмоций.
  • Эпиграф:
    Чему бы жизнь нас не учила,
    Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение Темп Динамика Характер

Ход урока

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!

Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.

Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)

– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)

– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)

– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)

– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)

– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)

– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)

– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!

(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)

– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)

– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)

Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.

(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)

– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.

– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)

Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.

–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).

Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.

Положите руку на сердце. Какая звучит песня? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)

– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?

(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)

– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)

– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.

(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков,показ некоторых на доске.)

– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.

(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)

– Ребята, пора возвращаться домой.

(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)

– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:

“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.

(Ответы детей.)

– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие

Красота природы во все времена волновала умы поэтов, художников, композиторов. Каждый из них создавал произведения, воспевая яркое сочное лето, разноцветную осень или нежную весну. Не осталась без внимания и белоснежная красавица зима.

Русские композиторы также воспевали зиму в своих опусах. Например, у русского композитора Петра Ильича Чайковского, есть Первая симфония «Зимние грёзы», созданная в самом начале творческого пути, и балет «Щелкунчик», которым великий музыкант заканчивал свой путь. Одним из ярких номеров в балете «Щелкунчик» является «Вальс снежных хлопьев».


С зимними зарисовками связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова, созданная к кинофильму по повести А.С. Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ему всенародную любовь.


Не менее известны и другие сочинения, посвященные смене времен года. Композитор А. Глазунов, живший в конце XIX - начале XX века, создал балет «Времена года».

Одним из ключевых произведений, посвященных зиме, русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова является опера «Снегурочка». Трагедийность сюжета раскрывается через лейтмотивы героев произведения.

Смена времен года - тема, которая испокон века притягивает внимание музыкантов. Прославленные композиторы в своих творениях воспевают истинную красоту зимы. Наряду со знаменитыми русскими композиторами, обращались к этой теме и всемирно известные зарубежные мастера Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Клод Дебюсси, Франц Шуберт.

Так, например, Йозеф Гайдн, австрийский композитор XVIII века, написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) «Времена года».

В творчестве французского импрессиониста Клода Дебюсси есть Прелюдия под названием «Шаги на снегу», вокальное произведение «Зима». Своеобразие подачи нотного материала не оставляет равнодушным слушателей.


Австрийский композитор конца XVIII - начала XIX вв. Франц Шуберт также посвятил зиме цикл вокальных миниатюр с сопровождением фортепиано «Зимний путь». Критики считают этот сборник вершиной творчества композитора, в которой он раскрыл наиболее яркие возможности вокального исполнительства.


Концерт итальянского композитора, скрипача, Антонио Вивальди «Зима» является одним из самых известных сочинений классической музыки. Как известно, у четырех скрипичных концертов Вивальди из цикла «Времена года» есть литературная составляющая - сонеты, в которых композитор дал программу этого цикла; кроме того, в нотах даны авторские ремарки, поясняющие, о чем музыка.

Естественно, понимать эту программу нужно не столько буквально, сколько символически. Вот что говорится в стихах Антонио Вивальди (перевод с итальянского В. Рабея):

ЗИМА

Морозной гладью стелется дорога,

И человек иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи –

Пусть снег и ветер там – снаружи…

Ходить по льду опасно, но и в этом

Для юности забава; осторожно

Идут по кромке скользкой, ненадёжной;

Не удержавшись, падают с размаха

На тонкий лёд - и прочь бегут от страха.

Клубятся вихрем снежные покровы;

Как - будто вырвавшись из заточенья,

Бушуют ветры встречные, в сраженье

Друг против друга ринуться готовы.

… Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик её суровый.

Во «Временах года» отражены настроения и чувства всех месяцев в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра. Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Музыкой и сонетом композитор утверждает: «дарит нам зима и свои наслажденья». Поэтому, несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах.


Может быть, всмотревшись в «зимние» полотна художников, и вслушавшись в «зимние мотивы» композиторов и поэтов, вы воодушевитесь и создадите свой маленький «зимний шедевр»? Позвольте пожелать вам удачи и вдохновения на творческом поприще!

Материал подготовила

музыкальный руководитель

Тюрина Лариса Викторовна

Внеклассное мероприятие «Час поэзии м музыке о зиме».

Цели и задачи : познакомить учащихся с творчеством русских поэтов и композиторов, научить чувствовать и понимать поэтические и музыкальные образы, наблюдать красоту природы, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии и музыки!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

(Показ слайдов)

…Здравствуй русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

    Звучит Вивальди «Зима» - в современной обработке.

Показ слайдов о зиме).

Первый снег

И.А. Бунин

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

А.С. Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

    Звучит Чайковский «Декабрь».

(Показ слайдов)

Пороша

С. Есенин

…Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Чародейкою Зимою…

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит, он околдован,

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.

    Звучит Чайковский «Январь».

(Показ Слайдов).

«Зима»

И.З. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы

И зима настала…

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Околдованный лес запел песню. (муз. Чайковского или Вивальди)

Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

    Звучит Чайковский «Февраль».

(Показ слайдов).

«Береза»

С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.

Видимо, сюда редко ступает нога человека.

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

Ни проехать в лесу,

Ни пройти…

С. Есенин

Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

    Звучит Вивальди. Из альбома «Времена года» - «Зима».

(Показ слайдов).

«Не ветер бушует над бором…»

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

«Поет зама-аукает…»

С. Есенин

Поет зама-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Опрятней модного паркета…»

А.С. Пушкин

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумать плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед.

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали березки, нарядились ели в теплые шубки… Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние развлечения.

«Хорошо играть зимой»

Зима-зимушка, зима

Ты бела и холодна!

С неба падают снежинки,

Вот какая красота,

Белый снег лежит в лесу,

На деревьях, на носу.

Я смахну рукой снежинку,

Отщипну от шишки льдинку.

С горки в саночках спущусь

И на лыжах прокачусь.

Хорошо играть зимой

И не хочется домой!

Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима! Зима – это еще и прекрасные, волшебные, загадочные, полные волшебства Новогодние праздники.

Послушаем Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и постараемся услышать волшебные и сказочные звуки.

    Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик».

(Показ слайдов).