Образы камерной музыки «Могучее царство Шопена. Урок музыки "образы камерной музыки в творчестве фридерика шопена" Вдали от Родины. Этюды Шопена

Открытый урок в 6 классе по предмету «Музыка» по программе

Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
  2. Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
  3. Владеть первоначальными певческими навыками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.

Ресурсный материал :

  1. Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
  2. Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;
  3. Карточки для работы в паре;
  4. Тексты песен;
  5. Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Учитель:

Здравствуйте.

Внимание на экран!

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в испллнении Д.Мацуева).

Учитель:

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация.

Учитель:

Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

Учитель:

Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся:

Царство.

Учитель:

Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся:

Могучий

Учитель:

А теперь сформулируем тему:

Учащиеся:

- «Могучее царство Ф. Шопена»

III. Сообщение темы.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Учащиеся:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.

IV. Постановка задач

Учитель:

Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)

Учитель:

Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Учащиеся:

Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

V. Работа по теме.

(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)

Учитель:

Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(музыка прекращает звучать)

Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.

Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.

После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль . В сего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.

Внимание на экран. Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».

(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)

Учитель:

Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?

Учащиеся:

Любовь к Родине.

Учитель:

Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

Мелодия - точное повторение Вальса №7.

Учитель:

Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.

VII. Работа над песней


Разучивание песни «Русский вальс»

VI. Рефлексия

Учитель:

(Раздаются карточки для работ в паре)

РАБОТА В ПАРЕ

Оценки:

САМООЦЕНКА

VII. Итог урока.

Учитель:

Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.

Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);)

Учитель:

Всем спасибо! До свидания!

План- конспект урока музыки в 6 классе

Тема урока: «Могучее царство Ф. Шопена».

Ход урока:

    Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент «Баллады g moll ». Приветствие!

    Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, под музыку какого композитора вы вошли в класс?

Ученики: Под музыку польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

    Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Учитель: Ребята, давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте О ком эта песня?

Слушание песни – «Жаворонок» (польская народная песня).

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Слушание – «Вальс ля минор» и «Вальс ми бемоль мажор » Шопена. Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, - очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

    Слушание – «Вальс до диез минор» и «Вальс ми мажор» Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

    Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

    Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.

(Весенний вальс)

6 класс. Урок 20. «Могучее царство Ф. Шопена».

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.

Задачи урока:

1) Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;

2) развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо – гармонический слух, певческие навыки;

3) воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит фрагмент «Баллады g moll ».

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чья музыка прозвучала в начале урока?

Ученики: Музыка польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена».

3. Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Слушание – «Вальс a moll » и «Вальс Es dur » Шопена.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, – очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

4. Слушание – «Вальс с is moll » и «Вальс Es dur » Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

5. Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

6. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?


Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие тво­рения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Вес­на и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венча­ние». «Над вымыслом слезами обольюсь».

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печа­ли весел, а в веселье печален». Связь времен.

Жиз­ненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве , нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип разви­тия и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкаль­ных образов на основе их сопоставления, столкновения, конф­ликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опе­ре, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные ил­люстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, дра­матические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.
Обобщение материала III четверти.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и ра­дость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

Исследовательский проект.

Раскрываются следующие содержательные линии: Прог­раммная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сце­ны. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль , хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов:

Образы Родины, родно­го края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечест­ва в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные ис­полнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения , мнения. Авторская песня: люби­мые барды. Что такое современность в музыке.

Обобщение материала IV четверти.

Музыкальный материал

Прелюдия № 24; Баллада 1 для фортепиано. Ф. Шо­пен.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Кварте­та № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки со­ло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фраг­менты) для клавира. И.-С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж »). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пье­са для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Ме­тель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония 3 («Ге­роическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Рус­лан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подольского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из ки­нофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Урок музыки №27 6 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема: «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины».

Цель: осмысление принципа музыкального развития, построения музыкальной формы на примере творчества Фридерика Шопена.

Планируемые результаты

Предметные:

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена;

Знакомство с жанрами фортепианной музыки: прелюдии, вальсами, мазурками, этюдами Ф.Шопена

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Метапредметные :

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;.

Тип урока:

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Музыкальный материал :

    «Ноктюрн №2»

    «Революционный этюд»

    «Вальс №7»

    «Прелюдия №24»

ХОД УРОКА

    Организационный момент:

    Музыкальное приветствие

Мы знаем, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Как вы понимаете эти слова?

О чем пойдет разговор на уроке? (о связи музыки и поэзии). Узнайте, о каком композиторе идет речь?

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это … (Фридерик Шопен)

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

- Попробуйте определить тему урока:

(запись в тетради)

Что вы знаете об этом композиторе?

Сообщение о жизни и творчестве: Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Какой любимый инструмент Шопена? (фортепиано). Основную часть его творчества составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Во времена Шопена очень популярны были балы, на которых звучали вальсы, полонезы, мазурки. Не остался равнодушным к этим жанрам и Шопен.

Слушание «Вальса № 7»

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Этот вальс просто танец или вы услышали нечто большее?

Какие чувства вы услышали в музыке?

Что испытывал композитор при сочинении Вальса? (спокойствие, счастье) Почему? (потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких)

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия .

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

(Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой)

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [...] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники - только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу.

А теперь что происходит в сердце Шопена?

Звучит «Революционный этюд»

Что вы слышите в этой музыке? ( призыв, ярость, гнев, борьба)…

Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина)

Прозвучал «Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности? (пунктирный ритм, быстрый темп, минор, мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация)

Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?

Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.

Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии?

Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.

В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? - Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.

А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!

Внимание, в мелодии две интонации - восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? - Призыв не останавливаться, бороться, бороться….

В жанре этюда Шопен привнес много нового- он соединил техническую сторону с художественной. Шуман сказал: «это не столько этюд, сколько поэма»

Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! …

Кому адресует это письмо Шопен? (родине)

… Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Еще одно произведение Шопен посвятил своей родине.

Слушание «Прелюдия№24»

Анализ прослушаннного произведения.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»
- Можем ли мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Рефлексия .