« Знакомство с ударными музыкальными инструментами» Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы. Конспект занятия на тему: "Музыкальные инструменты" в средней группе

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к музыке, формирование элементов творчества в пении, танце и игре на детских музыкальных инструментах, воспитание музыкального восприятия с использованием инновационных технологий.

1. Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке, развивать умение различать характер музыки, высказывать суждения о них.

2. Знакомство с творчеством Э. Грига и его произведением «В пещере горного короля».

3. Формировать умение передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать умение передавать характер музыки с помощью танцевальных движений.

5. Приучать детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, сопровождая пение импровизированными танцевальными движениями.

6. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческое творчество, умение играть на детских музыкальных инструментах.

Билингвальный компонент: дети называют диких животных: асыр-волк, тлке-лиса, аю-медведь, тышан-мышка, кбелек-бабочка, оян-заяц; приветствие и прощание: айырлы та-добрый день, сау болыыз-до свидания.

Оборудование: музыкальные инструменты по количеству детей; дидактические игры «Определи характер музыки по цвету», «Утром рано я встаю», «Прохлопай ритмический рисунок»; портрет Э. Грига: иллюстрация с изображением природы Норвегии, троллей, гномов; шапочки-наголовники диких животных и гномиков по колличеству детей.

Оформление: в центре зала расположены столики по кругу с музыкальными инструментами; зона импровизированного концертного зала, где полукругом стоят стульчики.

Дети входят в зал и становятся в круг, возле каждого приготовлен музыкальный инструмент. Дети берутся за руки.

Приветствие - психогимнастика.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро – солнцу и птицам.

Айырлы тан – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети кивают соседу слева, справа и ласково говорят: «Доброе утро, айырлы тан. »

Педагог.

В одном большом городе был маленький магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные инструменты. Каждый из них приехал сюда из какой-нибудь страны. Из Казахстана- асыки и асатаяки, из России-деревянные ложки и трещетки, а маракасы и всевозможные дудочки привезли со всего мира.

Музыкальные инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, инструменты устраивали дискотеку под названием»Тарарам-шурум-бурум». Они спрыгивали с полок и начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.

Дети разбирают инструменты, на каждого заготовленные заранее.

Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Игра на развитие творческой импровизации.

Роли инструментов исполняют дети, роль дирижера-педагог.

Каждый ребенок играет на своем инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями. Игра проходит без музыкального сопровождения.

Педагог.

Натанцевавшись, инструменты затевали игру «Замри и отомри! »

Игра-импрвизация «Замри-отомри! »

Это игра-импровизация, в которой дети учатся выражать бодрое и сонное настроение с помощью музыкальных инстпрументов. Один ребенок выходит со своим инструментом в центр и играет усыпляющую музыку, остальные дети замирают в сонных позах. Затем солист переходит на громкую и бодрую игру, дети танцуют. Заканчивается игра «сонной» частью.

Эта игра помогает детям быть увереннее в себе, не боятся быть лидером.

Педагог.

Однажды в магазин заглянул очень известный дирижер. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Каждый инструмент должен был сказать музыкальное приветствие. Например такое: «Здравствуйте! Я – Бубен! Я очень веселый! » или «Здравствуйте! Я – треугольник. Я звонкий, как колокольчик! Мои звуки похожи на капли дождя! »

Игра «Музыкальное приветствие»

Игра на развитие песенного творчества, т. е. ребенок самостоятельно придумывает мелодию и пропевает ее.

Педагог.

Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Карусель».

Игра «Карусель»

Дети стоят по кругу, у каждого инструмент. Педагог говорит слова вместе с детьми, дети ритмично играют. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно.

Игра на развитие чувства ритма, на ускорение и замедление темпа.

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом-потом-потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Педагог.

И все-таки дирижер не смог до конца изучить все инструменты: на этот раз он попросил их завести хоровод.

Игра «Хоровод»

На первую часть музыки дети идут друг за другом по кругу, хлопая в ладоши. На вторую часть музыки дети берут инструмент, возле которого он оказался. После чего все дети импровизированно играют.

Игра на определение двухчастной формы музыкального произведения.

Педагог.

Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру и решил пригласить в свой оркестр все инструменты.

И вот настал день первого настоящего концерта. И сейчас мы с вами приглашены на концерт классической музыки. Я раздам вам билетики, а вы усаживайтесь поудобнее.

Дети рассаживаются на стульчики.

Педагог раздает детям карточки разного цвета: теплого и холодного.

Педагог. Рассмотрите свои билетики. Какого они цвета? Розовые и красные, ызылт и ызыл. Правильно. Когда прослушаете музыку до конца, то покажите мне билетик такого цвета, который, по вашему мнению, отражает настроение, переданное музыкой.

Слушают музыкальное произведение «В пещере горного короля» Э. Грига.

Спросить у детей, как бы они назвали прослушанное произведение. Принять любые ответы детей. Сказать, как композитор назвал свое произведение.

Показать портрет композитора.

Педагог. Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – это герой произведения Э. Грига – красивый и смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он отправился на поиски счастья, несмотря на то, что у него была прекрасная невеста по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день он всего лишился. Через много лет он вернулся к себе на родину, в Норвегию. Но его никто не узнал, Пер Гюнта давно забыли в своих краях и никому он не нужен. И только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся: он понял, как бессмысленно он прожил жизнь.

Когда Пер Гюнт путешествовал, он попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать его в клочья. но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Пер Гюнт был спасен.

Показать иллюстрации с изображением троллей, природы Норвегии.

Педагог. Пьеса Э. Грига написана в жанре марша. Начинается тихо, как-будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает-гномы удаляются.

С тех пор прошло много лет, и злые тролли превратились в добрых гномиков, которые живут в лесу и никому не приносят зла. Они наоборот, любят гостей, шутки, игры. А вы, ребята, любите играть? Тогда повторяйте за мной.

Игровая песенка «Утром рано я встаю»

Утром рано выхожу, полной грудью я дышу. Активное дыхание.

Ладони кверху потяну, свою песенку пою. Ладони вверх, потянулись.

И со мною дружно в лад, подпевают сто ребят. Хлопают в ладоши.

Подпевают сто ежей, руки в замок, пальцы растопырены.

Подпевают сто ужей. Ладони вместе, волнообразные движения.

И поют ее зайчата. Ушки.

И поют ее лисята. Лапки.

Под землею старый крот эту песенку поет. Прищурив глаза.

А в берлоге медвежата. Руки в стороны.

А в болоте лягушата. Лапки лягушек.

Очень важный бегемот с удовольствием поет. Руки на животе.

Даже страшный крокодил эту песню разучил. Пасть крокодила.

Прмурлыкала нам кошка песню, сидя на окошке! Лапки под подбородок.

А о чем же в ней поется? Как нам весело живется!

У гномов в лесу не было музыкальных инструментов и они веселили себя своими веселыми, звонкими ладошками. А одной из любимых игр была игра «Эхо»

Игра «Эхо»

Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Можно опросить индивидуально какого-нибудь ребенка. Затем дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточках.

Игра на развитие чувства ритма.

Педагог. Ребята, давайте мы с вами побудем артистами. Одеваем колпачки и шапочки наголовники. Каждый выберет себе ту роль, которая ему понравится. Исполним песню «Пестрый колпачок». Сопровождаем наше пение с танцевальными движениями.

Дети надевают колпачки и шапочки наголовники, располагаются по залу.

Песня «Пестрый колпачек»

Пение сопровождается импровизированными движениями.

Педагог.

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? (В магазине музыкальных инструментов, на концерте классической музыки, сами пели и танцевали.) И все это мы с вами делали под музыку. Ребята, как вы думаете, откуда берется музыка? (Ее сочиняет композитор.) А кто ее исполняет? (Музыканты.) А на чем они ее исполняют? (На музыкальных инструментах.) А если бы на свете не было музыкальных инструментов, что бы было? (Было скучно, не интересно.) Правильно, мы бы не смогли играть на музыкальных инструментах, не смогли петь и танцевать.

Дивная музыка с нами всегда

Нас с красотой подружила она.

Будем же музыке верность хранить,

Будем беречь. Мы ее и любить!

Музыка помогает нам оставаться жизнерадостными, веселыми, никогда не унывать.

Рефлексия «Мы ребята лучше всех»

Мы ребята лучше всех,

Любим игры и смех.

Целый день поем и пляшем

В музыкальном зале нашем.

Был то низок, то высок.

Запищим мы как мышата,

А теперь, как медвежата.

Хи-хи-хи, ха-ха,

Вот такая чепуха.

Дети пропевают слова, повторяя за педагогом.

Педагог прощается с детьми.

Государственное образовательное учреждение детский сад №326

г. Москва

Музыкально – образовательный проект

для детей средней группы

«В стране музыкальных инструментов»

Подготовила : воспитатель группы №2 Мельникова Ирина Олеговн

Вид проекта : Тематический, групповой, комплексный.

Участники : Дети средней группы

Возраст детей : 4-5 лет.

Области интеграции:

«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Продукт совместной деятельности: Творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление афиш, пригласительных билетов.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ;

2. Выставка детских рисунков;

3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.

Актуальность темы.

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Постановка проблемы.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему? Потому, что в детстве их не научили играть играючи.

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены дети средней группы, их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.

Цель проект:

· Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

· Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

4. Развитие познавательных и творческих способностей.

5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

6. Обогащение словаря.

7. Осваивать различные формы приобретения опыта.

8. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

9. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

10. Развивать у детей желание слушать народную и классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

11. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными, музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом: «Страна музыкальных инструментов»

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный

На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.

Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

2 этап – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Исследовательская деятельность.

Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.

Совместное с родителями изготовление детских инструментов.

3 этап – заключительный

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей и педагогами:

1. Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»

3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

Оборудование и оснащение педагогического процесса:

1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.

2. Подобрать иллюстрированный материал.

3. Игровая деятельность: Музыкально – дидактические игры.

4. Презентация: «Музыкальные инструменты»

5. Цикл игровых экскурсий, занятий по теме проекта.

Знакомство с музыкальными инструментами

(Паспорта музыкальных инструментов):

Музыкальный инструмент - обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

Металлофон - род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона - колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент - ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

Дудка - русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Свистулька – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Работа с родителями:

· Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

· Консультация для родителей на тему «Музыкальное воспитание в семье».

· Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

· Приглашение родителей на музыкальные праздники».

· Показ НОД с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия в музей музыкальных инструментов».

Работа с педагогами:

· Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников».

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Вывод:

Обобщая все выше сказанное необходимо отметить что к 5-6 годам, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Ольга Шамонина
Конспект занятия в средней группе «Инструменты»

Конспект НОД в средней коррекционной группе .

Тема : «Инструменты »

Учить узнавать инструменты : молоток, Иголка, клещи, отвертка, напёрсток выделять их из множества других вещей.

Обозначать в речи трудовые действия соответствующими словами :

молотком забивают… (гвозди) ;

пилой пилят….;

топором рубят…;

отверткой заворачивают…

Учить имитировать трудовые действия с предметами-заменителями в ролевой игре, игре-драматизации, в конструктивных играх .

Знакомить в играх с правилами безопасности. Приучать хранить игрушечные инструменты в строго определенном месте.

Дети садятся вокруг стола

Хотите узнать, что лежит у меня в сундучке?

Тогда отгадайте загадку : Маленького роста я, тонкая и острая.

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

Иголка с ниткой

Для чего она нужна? Можно играть иголкой? Почему нельзя? Из чего сделана иголка? Когда – то - давно таких острых металлических иголок не было. И древним людям приходилось сшивать себе одежду с помощью толстых рыбьих костей или заострёнными костями животных (картинки) . Как вы думаете, легко ли было таким образом сшивать одежду? Конечно, нет. Потом человек придумал сначала большую иглу из бронзы, из серебра, а позже из железа. А какие ещё иголки вы знаете? (Иголки у шприца, у ежа, у ёлки) Молодци, а чем они похожи? Конечно, они острые, и этим могут быть опасны. Поэтому нужно с иголкой правильно обращаться как? (ответы детей) . Послушайте ещё одну загадку : Маленькая головка

на пальце сидит,

Сотнями глаз

во все стороны глядит.

Наперсток

Для чего нужен напёрсток? Можно ли с ним играть? Почему? Наперсток защищает пальцы во время работы с иглой.

Пальчиковая гимнастика

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Догадайтесь, что ещё лежит в моём сундучке? Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я, что есть мочи - День-деньской.

Как вы догадались? Зачем он нужен? Из чего сделан? Какие бывают молотки? (Игрушечные, деревянные, металлические, музыкальные, большие, маленькие) Хорошо, а сейчас путь ваши глазки немного отдохнут.

Зрительная гимнастика

Не простое это дело –

Топором махать умело Взор перемещаем вверх, вниз

Топором рублю я ловко, Зажмурить, открыть глаза

Здесь нужна своя сноровка Моргают глазами.

Кто видел топор? Для чего он нужен? (Рассматриваем картинку) . Топор помогает рубить дрова, ветки для костра (картинки) . Из каких частей состоит? Как с ним нужно обращаться? Встаньте, покажите, как нужно работать топором (физминутка) .

Послушайте ещё загадку. Вострушка-вертушка. Уперлась в винт ногой,

Потерял болтун покой. (отвёртка)

Для чего нужна отвёртка? Из каких частей состоит?

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (шило) Вопросы к детям.

Молодцы. Много загадок отгадали, скажите, что делают молотком? Иглой? Ножницами? Пилой? Веником? А как все эти предметы назвать одним словом? (Инструменты ) . Для чего нужны инструменты ? Почему ими нельзя играть? (Дети делают вывод)

Доминантное музыкальное занятие в средней группе: Путешествие по стране «Необычных музыкальных инструментов»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционными музыкальными инструментами и их классификацией.
Задачи:
Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами(традиционными – кантеле, нетрадиционными),
Формировать умение подыгрывать на них.
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкальных произведений, чувства ритма
Развивать интерес к музыке, желание ее слушать;
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему формированию основ музыкальной культуры.
Вызывать желание играть на музыкальных инструментах.

Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.

Ребята вы сегодня пришли ко мне в гости в музыкальный зал. Давайте мы с вами поздороваемся не просто, а музыкально. (ответы детей). А, вы принесли с собой музыкальные инструменты? (ответы) Как же так?, Ведь у каждого человека с собой есть несколько инструментов. Посмотрите, я приготовила для вас подсказки.

М.Р. : Ребята я приглашаю вас в путешествие. Давайте поедем в страну необычных музыкальных инструментов. А, на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
М.Р. Может поедем на автобусе? (да)

Упражнение «Автобус» Железновы.

М.Р . Вот мы и прибыли на первую станцию.

Станция «Ударная».
М.Р. Интересно почему она так называется.
Дети подходят к столу там разложены ударные музыкальные инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук?
Вывод: так вот почему станция называется УДАРНАЯ.
М.Р. Нам пора дальше отправляться в путь. Давайте полетим на самолете.

Упражнение «Самолет»
М.Р. Интересно, что же поджидает нас дальше?
М.Р. Станция «ДУХОВАЯ» .
Подходим к столу, рассматриваем духовые инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук?
М.Р. А, давайте дальше мы поедем на поезде?
(да)

Выбрать машиниста (фуражка) Упражнение «Поезд»

М.Р. Станция «СТРУННАЯ»

М.р . подводит детей к столу там кантеле. Ребята посмотрите, какой необычный инструмент, я кажется, с ним знакома. Этот инструмент называется кантеле. Как вы думаете, какой инструмент кантеле? (струнный)

Давным-давно отправился на лодке Вяйнямёйнен ловить рыбу. Но застряла лодка в пасти огромной щуки.
Тогда мечом разрубил Вяйнямёйнен огромное чудовище и сделал кантеле из ее челюстей.
Многим давал Вяйнямёйнен пробовать играть на невиданном инструменте:
Но никто не смог извлечь из кантеле красивых звуков.
Вяйнямёйнену даже посоветовали инструмент… утопить! – пока, наконец, кантеле само не взмолилось:
Не хочу идти я в воду,
Погрузиться в глубь морскую;
Пусть на мне играет мастер
Сам своей рукой искусной.
Взял тогда в руки кантеле мастер – мудрый Вяйнямёйнен.
Кантеле берет он в руки,
Ставит выгиб на колени,
Держит кантеле руками,
Говорит слова такие:
«Приходи сюда послушать,
Кто еще не слышал раньше
Этих вечных струн усладу
Вместе с кантеле напевом!»
Но случилась буря не виданной силы и сгинуло кантеле в «глубине морской».
И решил Вяйнемейнен сделать второе кантеле – из карельской березы.
Колки и гвоздики для нового кантеле Вяйнямёйнен взял у кукушки, накуковавшей «пять тонов». Но где же взять струны? Струны подарил кузнец Илмаринен
Наконец, «было кантеле готово». Мастер настроил инструмент, взял на колени и заиграл.
М.Р. исполняет «Танец коровы»
М.Р . Вы прослушали музыку, которая называется «танец коровы», а написал ее карельский композитор Сергей Стангрит.
М.Р. Я хочу показать вам мультфильм, который также как и музыка которую вы послушали называется Танец коровы.
(Смотрим мультфильм)
М.Р . Что-то со звуком случилось? Не беда у нас ведь есть музыкальные инструменты которые помогут нам озвучить мультфильм.
Солнечные лучики – голосок
Ветерок – дудочки
Травку – киндеры
Корову –кантеле и брусочки
Дождик – ключики
Ну, что попробуем?

Рано-рано утром проснулось солнышко и подарило свои лучики всем-всем. (дети а-а-а)
Один из лучиков разбудил озорного ветерка (дуют в дудки)

Ветерок же разбудил травку (киндеры)

Тут на полянку пританцовывая, вышла корова. (кантеле + бруски)

Вдруг на солнышко налетела тучка. (дуют в дудки)

И пошел теплый летний дождик (ключи).

Надоело ветерку мокнуть под дождем подул он еще сильнее и прогнал тучку с полянки. (дуют в дудки)

А, корова пошла дальше. (кантеле + бруски)
М.Р . Вот какой замечательный мультфильм у нас получился. А, что же помогло нам его озвучить?
(муз. инструменты)
М.Р. С какими инструментами мы сегодня познакомились? (ответы)
Мы поздоровались при помощи наших муз. инструментов, может они нам и попрощаться помогут.

Песенка «До свиданья ручки» (Картушина)