Предания. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Что такое Предание, что означает и как правильно пишется

Что такое "Предание"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Предание Предание ПРЕДАНИЕ (укр. - оповідання, нем. - Sage, фр. и англ. - tradition, греч. - paradosis, по народной терминологии - «досюльщина», «быль», «бывальщина») - «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. - закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П. безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп: 1. П. мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, - рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. п. 2. П. натуралистические: этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. географические (о названиях местностей, городов, урочищ: Киев от Кия, Париж от Париса и т. д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т. п.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. о полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П. о Степане Разине, о Пугачеве и др. героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. п.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. в широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью. Самое рассказывание народных П. не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. п. Бытование народного П. происходит волнами: то П. замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. совершается по сегодняшний день. П. насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн. др.). Библиография: I. Тексты русских П. разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр.: Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884; Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914; Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. края, т. II, СПБ, 1893; Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках: «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.II. Народные П. собирались и изучались неравномерно. Отправные издания: Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816-1818, 4 Aufl., 1906; Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I-IV, 1907-1912; Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908; Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901-1905. См. также «Мифология».III. Библиографии русских П. нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр.: Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924.

Предание - ПРЕДАНИЕ, Ця, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Наро... Толковый словарь Ожегова

Предание - в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событ...

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней..." Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, сказки сказками, но что значит слово "предание"? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Предания - часть устной народной прозы

Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание - это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй - интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, - вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание - это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания - это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.

Предание это «устная летопись», жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Предания распространены в фольклоре разных народов . Основное назначение предания - сохранять память о национальной истории. Историзм обусловлен стадиальным состоянием фольклора данного этноса. Древние предания насыщены мифологическими представлениями, в то время как поздние – изображают действительность в обыденных формах, однако и в них обязательно присутствует вымысел, иногда даже фантастика. Ученые выделяют разные группы преданий: исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культорологические. Часто предания подразделяются на исторические и топонимические, однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности), следовательно, любое топономическое предание также исторично. Предания продолжают бытовать в устной традиции. преданий всегда общезначима, конфликт - национальный либо социальный, персонажи - представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое в предании изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, озеру, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами (героем построена церковь, подарена вещь). События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете. Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могут развиваться сводные (контаминированные) сюжеты, возникать циклы. В начале или конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки героя, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят, и выступающие как общее мнение (о Петре I: «Вот оно царь - так царь, даром хлеба не ел, лучше бурлака работал»).

Предание в русском репертуаре

В русском репертуаре можно выделить древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, о разбойниках и кладах. Древнейшие предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами. Предания о «справедливом царе» связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I. Многочисленна группа преданий о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных слоев и профессий. Предания о предводителях народных движений (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачёве) дополняют утопическую мечту народа о «справедливом царе». Предания разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России. Образ «благородного разбойника», который грабит богатых и заступается за бедных, представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, отразившие генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника. Предания о Кудеяре использовал Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (о провалившихся церквах, городах). Международным является сюжет о том, как царь усмирил разбушевавшуюся водную стихию (его относили к персидскому царю Ксерксу, а в русской устной традиции сюжет стал фигурировать в предании об Иване Грозном и о Петре I). В ряде случаев международные предания обнаруживают типологическую общность: на протяжении истории они возникали у разных народов независимо друг от друга, порожденные сходными общественными и культурно-бытовыми условиями. Такими были предания о благородных разбойниках (Робине Гуде, Разине, Шиндерханнесе и др.). И все же событие преданий всегда изображается как единичное, законченное, неповторимое. В настоящее время составлены некоторые национальные каталоги преданий и выдвинута проблема создания их единого международного каталога.

Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Жанровые разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий . Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические

– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.

Часто предания подразделяются на две группы :

исторические и топонимические.

Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений .

Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.

Иное явление – сказочные сюжеты , приуроченные к историческим лицам.

Особенности преданий

В преданиях существуют свои способы изображения героев . Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение (о Петре I: Вот оно царь - так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал; об Иване Сусанине: ...ведь он спасал не царя, а Россию`!).

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Собиратели преданий

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист

На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Прочитаем несколько преданий о Емельяне Пугачеве и о Ермаке.

Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).

Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной ()

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.

Рис. 3. Скелет великана ()

Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность - царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.

Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани ()

Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

Рис. 5. Разбойники ()

Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» ()

В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.

Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» ()

Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).

Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» ()

Основная задача предания - рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода - освоение Сибири, для Ермака - получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина - дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.

Предания - своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.
  1. Toposural.ru ().
  2. Sokrnarmira.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое предание?
  2. Чем можно объяснить популярность преданий в свое время?
  3. Почему предания нельзя считать достоверным источником исторических событий?