Природа и человек в художественных произведениях. Тема: Человек и природа и в художественной литературе. Человек и природа и в художественной литературе — реферат

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

Проблема экологии окружающей среды, взаимоотношений человека и природы - общая проблема человечества. В природе существует круговорот, и он не знает границ. Человечество сравнительно недавно задумалось над этой глобальной проблемой. И это лишь один из многочисленных аспектов, стоящих перед нашей литературой. Если в творчестве писателей XIX века мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже позднее стали появляться тревожные ноты. Обращение к теме экологии порой требовало и творческой доблести, и человеческого мужества. Вспоминая об этом, нельзя не отдать должное Сергею Есенину, Юрию Кузнецову и их единомышленникам. В литературе особое место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно волнует нас. Связь человека с природой - это проблема, которая была и остается для писателей многих поколений актуальной проблемой времени. Поэзия природы, любовь к большой и малой родине пронизывают такие произведения, как «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, повести и рассказы В. Белова, Б. Можаева, В. Шукшина, В. Распутина.
Я хочу остановиться на некоторых из них.
Два могучих чувства составляют основу книги В. Астафьева «Царь-рыба»: любовь и боль. Боль, временами переходящая в стыд или гнев по отношению к тому, что искажает и уродует жизнь. Сам предмет художественного исследования - первозданная сибирская природа, люди, населяющие Сибирь, определили эпическое дыхание книги. Перед глазами стоят картины сибирской природы с ее несметными богатствами, со всей щедростью тайги. И, читая рассказ за рассказом, «У золотой карги», «Царь-рыба» и другие, ты погружаешься в жизнь, ни на что не похожую, в чем- то дикую. И редко где природа противостоит человеку. Но зато человек становится на пути всему живому. Это и браконьеры-от- пускники, приехавшие грабить Енисей из далеких столиц; это и Командор, необузданность и дикая сила которого просвечивает в его повадках, в грубом браконьерском рвачестве на реке; это и Игнатьич, и Грохотало. Все человеческие достоинства подавляются в них безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. Авторская позиция заключается в осуждении браконьерства как зла многогранного и страшного по своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, он говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
Отношение Астафьева к природе не благоговейно-созерцатель- ное. Он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но писатель ясно осознает, что сегодняшний день лишь одна из веток на стволе великого дерева жизни, поэтому и думает он о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его дети, «дети брата, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнем» мир, в котором живем.
Пожалуй, один из самых талантливых наших прозаиков, в последние годы заявивших о себе, - Валентин Распутин. Его повесть «Прощание с Матёрой» появилась в конце 70-х годов. Социальный сюжет повести - затопление острова и деревни Матёры в связи с постройкой гидроэлектростанции. Явление в
общем-то обычное. Но «прекрасна земля» и «жутко небо», - писал В. Распутин о последних днях Матёры. Когда-то деревня Матёра славилась и плодородными землями, и своими невестами, а сейчас все это должно исчезнуть с лица земли. Люди помоложе уже перебрались в большой поселок, построенный специально для переселенцев. В Матёре остались одни старики. И Распутин заставляет задуматься над проблемой: если старое дерево пересадить на другое место, приживется ли оно? Да вряд ли, его корни проросли далеко и глубоко в родном месте. Тогда что же говорить о человеке. Разве смогут прижиться на чужом месте Настасья с Егором, Дарья, Богодул, пришедший в Матёру из других мест? Нет. Но до этого нет никакого дела людям, занимающимся строительством гидроэлектростанции. Без осознания вины, чего- то страшного они разрушают кладбище Матёры, которое для Дарьи было священно, там похоронены ее «близкие люди - мать и отец. Вы, что, не знаете, что здесь будут туристы проплывать на пароходах, а тут кресты ваши плавать будут»: О туристах подумали, а о людях?..
И поэтому-то «прощальный голос» хозяина острова разносится в пустоте, как разрыв, брешь во вселенской связи. Матёра - «малый мир» - становится символом переменного состояния современного мира.
Природа не терпит пренебрежения к себе и не прощает ошибок. За всякую оплошность человека природа отвечает ему тем же. Человек, который губит природу, губит прежде всего себя. Мне кажется, что каждому человеку надо прочитать произведения В. Астафьева и В. Распутина, потому что в них проблемы актуальны, ведь это и взаимоотношения человека с природой, и взаимоотношения людей между собой, и многие другие проблемы. Я уверена, что, прочитав их, каждый человек проснется, и в нем оживет милосердие и гуманность, а иначе нельзя. Мне очень хочется надеяться, что эти произведения не умрут.

Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе

Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев.

Имя Распутина – одно из ярких, запоминающихся среди писателей 20 века. Моё обращение к творчеству данного писателя не является случайностью. Именно произведения Валентина Распутина никого не оставляют равнодушным, безразличным. Он одним из первых поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией.

В повести «Прощание с Матёрой» писатель размышляет о многом. Предметом описания является остров, на котором раскинулась деревня – Матёра. Матёра – это реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом, но одновременно это образ многовекового уклада, который теперь уходит – навсегда? И название подчеркивает материнское начало, то есть человек и природа тесно связаны. Остров должен уйти под воду, потому что тут строится плотина. То есть это с одной стороны правильно, потому что население страны необходимо обеспечить электроэнергией. А с другой стороны – это грубое вмешательство людей в естественный ход событий, то есть в жизнь природы.

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Гибель Матёры – это разрушение не просто старого уклада, а крушение целого мироустройства. Символом Матёры становится образ вечного дерева – лиственницы, то есть царь – дерево. И живет поверье, что царским лиственем и крепится остров к речному дну, к общей земли, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.

Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный ко всем и к каждому. В "Плахе" волчица и ребенок погибают вместе, и

кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении? (505 слов)

Человек и природа

Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.

Действительно, с давних времен человек и природа составляют единое целое, они очень тесно взаимосвязаны между собой. Но, к сожалению, человек считает себя выше всех остальных живых существ и провозглашает себя царем природы. Он забыл, что сам является частью живой природы, и продолжает вести себя агрессивно по отношению к ней. Ежегодно вырубаются леса, в воду сбрасываются тонны отходов, воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей… Мы забываем, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжаем хищнически добывать полезные ископаемые.

Природа является огромным кладом богатства, однако человек только потребительски относится к ней. Об этом повествование в рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, куда попал огромный осетр, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».

Об экологической катастрофе, ожидающей человека, рассказывает и Ч.Т.Айтматов в романе-предупреждении «Плаха». Этот роман – крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Через экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится достичь прежде всего как проблемы состояния человеческой души. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Могонкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. И кончается это единоборство трагически.

Таким образом, человек является неотъемлемой частью природы, и всем нам необходимо понять, что только при заботливом и бережном отношении к природе, к окружающей среде нас может ждать красивое будущее. (355 слов)

Направление:

Чему учит человека природа?

(По творчеству В. Астафьева)

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом!

Н. Рубцов

В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись - города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели вовсю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это известный у нас и за границей прозаик Виктор Астафьев. Я хочу раскрыть эту тему на примере повести В.Астафьева «Царь-рыба».

Героя повести В. Астафьева «Царь-рыба» автор называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич просит прощения за причиненное зло девушке. И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Таким образом, я хочу сделать вывод: действительно, человек сам - часть природы. Природа - это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. (517 слов)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек приходит в этот мир не для того чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречается как в отечественной, так и в мировой литературе. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин показывали единства человека и природы как гармоническое сосуществование.

Почему именно эта тема так часто употребляется в рассказах именно этих писателей? Одной из причин является то, что они являются посредниками реализма в литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.

Великий русский писатель А.П.Чехов неоднократно представлял в своих рассказах мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таком произведении как «Ионыч». Но эту тему рассматривали и такие писатели как Гоголь, Лермонтов, Достоевский.

В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой царь природы, а ее старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастет сын. Которой сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю. Так же эта тема рассматривалась и зарубежными писателями.

Дикая природа Севера оживает под пером американского писателя-беллетриста Д.Лондона. Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Это история – грозное предупреждение всему человечеству, которая хищнически грабит природу.

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

430 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.

Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» - писал Вильгельм Швебель. Неужели он прав? Неужели не понимает человек, что рубит сук, на котором сидит? Гибель природы грозит гибелью ему самому.

Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова «Плаха». Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В центре произведения конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.

И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека.

Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие различия.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». Она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.

В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни». Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и природы вообще со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Иначе человек, действительно «…разрушит мир скорее, чем научится в нем жить». Все в наших руках!

925 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Невозможно представить человека без природы.

Действительно, эту связь невозможно не заметить. Великие писатели и поэты в своих произведениях любовались и восхищались природой. Безусловно, природа служила для них источником вдохновения. Многие произведения показывают зависимость человека от родной природы. Вдали от Родины, родной природы, человек блекнет, и жизнь его теряет смысл.

Также общество в целом связано с природой. Я думаю, благодаря ей оно постепенно складывается. Несмотря на то, что человек существует благодаря природе, он же является угрозой для неё. Ведь под воздействием человека природа развивается, или наоборот, разрушается. Прав В.А.Солоухин в том, что «человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящий ей непоправимый вред». Действительно, иногда люди забывают о том, что природа – это их дом, и она требует к себе бережного отношения.

Моя точка зрения находит подтверждение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров придерживается довольно категоричной позиции: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Мне кажется, таким отношением к природе Евгений Базаров проявляет своё равнодушие к природе, в которой он живет. Пользуясь всем, что ему нужно, Евгений забывает о том, к каким последствиям это может привести.

В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» отчётливо проявляется отношение человека к природе. Главная тема повести – это история небольшой деревушки Матеры. Много лет деревня жила своей спокойной, размеренной жизнью. Но однажды на реке Ангара, на берегу которой расположена Матёра, начинают строить плотину для электростанции. Жителям деревни становится ясно, что в скором времени их деревня будет затоплена.

Из этой повести следует, что человек может управлять природой так, как ему заблагорассудится. В попытке улучшить жизнь, люди строят различные электростанции. Но они не задумываются о том, что эта маленькая деревушка много лет простояла на этом месте и она дорога человечеству как память. А из-за построек люди уничтожают свою память и ценность.

Мне кажется, на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Из-за этого, к сожалению, всё чаще начали случаться экологические катастрофы. Примером этому является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Таким образом, можно сказать, что воздействие человека на природу в большинстве случаев имеет плачевный характер. Но, к счастью, современное общество начало осознавать важность заботы о природе. Экологические проблемы, возникающие под воздействием человека на природу, и о которых так хотят донести писатели в своих произведениях, заставляют человека задуматься о благосостоянии природы. Ведь природа – это дом для каждого жителя планеты и, я уверена, для литературы – это главная ценность, которую призывают сохранять великие мастера слова. 426 слов

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца.

А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…

Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.

(376 слов)

«Взаимоотношение человека и природы»

Какую роль в жизни человека играет природа? Об этом размышляют люди испокон веков. Особенно актуальной эта проблема стала в XX I веке, итогом которого стали глобальные экологические проблемы. Но я думаю, что человечество не дожило бы даже до настоящего времени, если бы писатели и поэты постоянно не напоминали о том, что человек и природа не могут существовать раздельно, если бы они не учили нас любить природу. Природа - это большой и интересный мир, который окружает нас.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.В этом произведении изображены разные люди: бережливые хозяева природы, и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак». Но нам становится страшно, потому что такие как Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Б.Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

372 слова

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.

Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.

С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.

Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.

В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,

волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети - смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.

Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».

В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.

Проблема «человек и природа» - нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.

Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,

Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.

Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:

«Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с

камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»