Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир. Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

Алсу Гараева

Реализуемые образовательные области : Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема : Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).

Цель : приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи : 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю - Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом - ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материалы и оборудование :

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.



Предварительная работа : беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) - их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей "Жилище башкир", настольно-печатные игры: "Сотки ковёр", "Найди свой элемент", "Собери башкирскую посуду", "Башкирское лото".



Выступление вокально-инструментального ансамбля "Мирас" с программой посвященной башкирской культуре.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети : Башкортостан.

Воспитатель : Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан - означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи - этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети : кисленький, полезный.

Воспитатель : А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: "В рот попадет, в нос шибанёт"? (ответы детей).


Воспитатель : А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова "пастбище"). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется "юрта", её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.


Физминутка : Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель : А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин - украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат "зилян".

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны "сальвар" - они были очень удобны для скакания на лошади.


Рубашка "кульмяк" была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку - "колаксын".


Воспитатель : Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.


Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.


Сегодня вся наша группа - ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и "выткем" ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка - башкирские напевы.




Воспитатель : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец "Башкирские узоры" под музыку "Ете кыз" ("Семь девушек").




Сюжетно-ролевая игра "Башкирское чаепитие".


Использованная литература :

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Ископаемые богатства Башкирии, особенно цветные металлы, железо и строительные материалы, издавна находили широкое применение в хозяйстве местного населения. Башкиры знали немало рудных мест; им были знакомы примитивные способы обработки металлов.Сохранились сведения о том, что в первой четверти XVIII в. башкиры Ногайской дороги выплавляли чугун и железо; башкиры, живущие по р. Ай, вели разработки серебряной руды, из которой изготовляли украшения для конской упряжи. Илецкое соляное месторождение было открыто башкирами еще до присоединения к Русскому государству. В ряде районов Южного Урала население занималось поисками золотых россыпей. Однако эксплуатация природных богатств имела весьма небольшие масштабы и едва выходила за рамки домашних промыслов.

Более интенсивная разработка полезных ископаемых на Южном Урале началась в середине XVIII в. В 40-е годы XVIII в. русскими предпринимателями был построен Воскресенский (Табынский) завод - первое промышленное предприятие на территории Башкирии. Вслед за Воскресенским появились Преображенский, Верхоторский, Архангельский, Верхний и Нижний Авзяно-Петровские, Белорецкий, Тирлянский, Зи- газинский и другие заводы. Работали на них главным образом русские крестьяне, вывезенные заводовладельцами из центральных губерний России. Вместе с тем в развитии горнорудной промышленности немалую роль играло и башкирское население. Целые башкирские аулы северных предуральских районов были вовлечены в изыскательские и рудные работы. Из среды башкир выделилась своего рода промысловая группа рудознатцев, услугами которых пользовались предприниматели и заводо- владельцы. Разработка некоторых рудных залежей находилась целиком в руках башкир. Добытую руду они продавали на ближние заводы. Например, башкиры Тайнинской волости сосредоточили в своих руках поставку медной руды на соседний Полевской завод. История сохранила имя башкирского владельца рудников Измаила Тасимова, который приобрел известность своим ходатайством в 1771 г. перед Сенатом об открытии на Южном Урале школы для подготовки специалистов горного дела. В промысловую жизнь края в меньшей мере было втянуто полукочевое скотоводческое население юга и востока, но и в этих районах по мере упадка кочевого скотоводства и разорения основной массы населения начали развиваться отхожие промыслы, связанные с различными подсобными заводскими работами.

Реформы 1860-х годов, расчистившие дорогу капитализму, способствовали более интенсивному промышленному развитию Башкирии. Расширение горно-металлургического производства, нуждавшегося в древесном топливе, привело к появлению лесной промышленности. Уже с конца XIX в. количество заготовляемого леса позволяло не только обеспечить нужды местных заводов, но и вывозить его далеко за пределы Урала.

Быстрыми темпами начала развиваться фабрично-заводская промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья. Повсеместно возникали небольшие мукомольные, винокуренные, водочные, кожевенные, салотопенные и другие заводы.

Развитие промышленности сопровождалось формированием рабочего класса. Его основу составили освобожденные от крепостной зависимости раньше приписанные к заводам русские крестьяне. Постепенно в промышленное производство были вовлечены десятки тысяч разорившихся крестьян из соседних деревень и среди них немало башкир. Башкиры чаще всего работали в лесной промышленности, на рудниках и золотых приисках, в гораздо меньшей степени в металлургической промышленности и на небольших предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. На заводах башкир использовали главным образом на различных не требующих квалификации подсобных работах: углежжении, подвозке руды, дров и т. д.

Однако вовлечение башкирского населения в промышленное производство сдерживалось длительным сохранением на большой территории полукочевого быта, а главное - остатков феодально-патриархальных отношений. Даже в начале XX в. на постоянных работах в промышленности было занято всего 13,5 тыс. башкир. Правда, ежегодно под давлением нужды и голода башкиры нанимались на сезонные работы: заготовку и сплав леса, подвозку руды, добычу золота. Только лесозаводчики Пименовы и Щетинины набирали из башкирских деревень по берегам Ика и Суры до 5-6 тыс. рабочих.

Положение рабочих на заводах и фабриках Башкирии было чрезвычайно тяжелым. Рабочие южноуральских предприятий зарабатывали в два-три раза меньше, чем рабочие металлургических заводов юга России. Заработанных денег едва хватало на уплату штрафов и покрытие, долгов лавочникам. Заводские и особенно рудничные рабочие вместе с семьями жили в старых землянках или тесовых бараках-казармах; только при некоторых заводах имелись небольшие поселки деревенского типа. В еще худшем положении находились рабочие-башкиры, которые подвергались не только капиталистической эксплуатации," но и национальному гнету. Неграмотность, незнание русского языка, во многих случаях временный характер работы позволяли предпринимателям жестоко эксплуатировать рабочих-башкир. На сплаве леса башкиры должны были, стоя в воде, работать по 14 часов в сутки. Жилищ на летних лесозаготовках не было. Люди гибли от изнурения и голода, но оставить работу не могли, так как обязаны были отработать полученный весной от предпринимателя задаток. На заводах рабочий день башкир длился 16- 17 часов. «Башкирец,-читаем в одном из донесений оренбургскому генерал- губернатору,- делается в руках заводской администрации крепостным человеком, из которого она старается извлечь сколько можно выгоды, не заботясь о том, вынесут ли его физические силы налагаемые на него труды или нет». Тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация обусловили крепкую солидарность башкир с русскими рабочими, которая неоднократно проявлялась во многих совместных выступлениях против произвола заводчиков и фабрикантов.

Промышленное развитие Башкирии в конце XIX - начале XX в. г его масштабы и направление определялись, с одной стороны, низким уровнем развития капитализма в России, с другой - своеобразным положением Урала как внутренней колонии царизма. Существование на Южном Урале горных заводов и рудников, возникновение лесной, легкой и пищевой промышленности не превратило Башкирию в развитый промышленный район России: удельный вес промышленности в общей продукции хозяйства Башкирии перед революцией составлял всего 13%.

С победой Октябрьской социалистической революции открылись широкие перспективы для наиболее рационального использования природных богатств Башкирии. Все заводы, фабрики, рудники перешли в руки трудящихся. Отныне свободный рабочий стал не только творцом, но и хозяином материальных ценностей. Однако молодой Башкирской республике в наследство от прошлого досталось хозяйство, разрушенное войной. На Южном Урале, ставшем ареной борьбы с контрреволюционными бандами Дутова, Колчака и местных националистов, были остановлены почти все фабрики и заводы, затоплены рудники и шахты, а уцелевшее оборудование вывезено белогвардейцами при отступлении. Промышленность республики фактически пришлось создавать заново. Довоенный уровень промышленного развития в Башкирии был достигнут в 1928 г.

Коммунистическая партия и Советское правительство, русский народ оказали Башкирской АССР огромную помощь в деле индустриализации. Только за десятилетие, начиная с 1929 г., в хозяйство республики из общесоюзного бюджета поступило около 2 млрд. руб., большая часть которых была использована в промышленности и транспорте. Строительство многих крупных промышленных предприятий, в частности Уфимского крекинг-завода, было объявлено народными стройками общесоюзного значения. Крупные заводы страны снабжали их необходимым оборудованием и машинами, присылали своих инженеров и техников; из Москвы, Ленинграда и других городов прибывали в Башкирию квалифицированные рабочие. В то же время многие башкиры проходили обучение на предприятиях центральных городов. .Благодаря помощи всего советского народа Башкирия уже в предвоенные годы превратилась в развитую индустриальную республику.

Современная Башкирия принадлежит к числу крупных промышленных районов страны. Индустриальный облик республики определяет нефтехимическая промышленность. В послевоенный период здесь были открыты десятки новых нефтяных месторождений, среди которых такие крупные, как Шкаповское, Белебеевское, Арланское, Сергеевское. По добыче нефти Башкирия далеко опередила нефтяной Азербайджан и стала центром «Второго Баку». Республика занимает первое место в Советском Союзе по переработке нефти. Большое количество химической продукции дают крупные Ново-Уфимский и Ново-Ишимбайский нефтеперерабатывающие заводы, Стерлитамакский содово-цементный комбинат. В общем плане борьбы за «большую химию», принятом майским Пленумом ЦК КПСС 1958 г., Башкирии отведено одно из первых мест. Уже в 1962 г. в республике было закончено строительство первой очереди гиганта нефтехимии - Стерлитамакского завода синтетического каучука, завершается постройка Уфимского завода синтетического спирта, пущен ряд производств на Салаватском нефтехимическом комбинате.

Определились промышленные отраслевые центры республики. На востоке (Белорецк, Тилян) развивается черная металлургия. Центром угольной промышленности является юг. Нефтеперерабатывающая промышленность охватывает центральные, западные и северо-западные районы. Лесная промышленность сосредоточена в основном в северных и восточных районах - по берегам Уфы и Белой. Основные машиностроительные и химические предприятия находятся в городах центральной полосы: Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае, Салавате, Благовещенске. Продукция предприятий Башкирии поступает почти во все экономические районы Советского Союза и во многие зарубежные страны. К 1962 г. валовая продукция крупной индустрии по сравнению с 1913 г. выросла в 214 раз.

Грандиозным достижениям в области промышленности способствует широкое использование местных энергетических ресурсов. Большое количество энергии дают работающие на газовом топливе теплоэлектростанции; в 1960 г. закончено строительство Павловской ГЭС на р. Уфе - одной из крупнейших электростанций Урала. В настоящее время в Башкирии вырабатывается электроэнергии в два раза больше, чем в 1913 г. во всей царской России.

Развитие мощной индустрии сопровождается ростом местных рабочих кадров. Уже к 1958 г. на предприятиях было занято более 800 тыс. рабочих и служащих, из них почти 30 % - представители коренной национальности. Приток башкирского населения в промышленность особенно усилился в последнее десятилетие. Соответственно быстро растет удельный вес башкирского населения в городах и рабочих поселках республики. Башкиры работают на самых важных участках народного хозяйства: в цехах заво дов, на нефтепромыслах, в шахтах, строительных бригадах и т. д. Многш из них возглавляют отдельные производственные участки, цехи и лабо ратории. Большим достижением является формирование национально! технической интеллигенции. На заводах, фабриках и стройках работаем много инженеров и техников-башкир, подготовленных высшими и сред ними учебными заведениями страны.

За годы Советской власти резко изменились условия труда на промыш ленных предприятиях. Регламентированный семи-, а на вредных про изводствах шести- и пятичасовой рабочий день, широкое использованш техники, введение комплексной автоматизации и диспетчеризации, строго< соблюдение санитарно-гигиенических условий намного повысили культу ру производства, значительно облегчили труд. Автоматизация основные процессов на многих нефтяных промыслах позволила при сохранении кру глосуточного производства организовать основные работы в дневное время

На предприятиях Башкирии растет движение рационализаторов борцов за технический прогресс. Многие рабочие регулярно изучаю! техническую литературу, учатся в школах передовых методов труда на заочных и вечерних отделениях техникумов и институтов. В послед ние годы среди рабочих развернулась борьба за звание ударников i коллективов коммунистического труда. В эту борьбу включилось боле 3 тыс. рабочих бригад республики, сотни из них уже удостоились этогс почетного звания; движение быстро растет, захватывает целые предприя тия и даже города.

Коренным образом изменился быт рабочих. Рабочие со своими семья ми живут в светлых, благоустроенных квартирах. Несемейные поселя ются в заводских общежитиях, в просторных комнатах на два - четыре человека. Большую помощь рабочим семьям оказывают предприятие бытового обслуживания, столовые, заводские ясли, детские сады. При за водах и фабриках имеются клубы, библиотеки. В свободное от рабсть время трудящиеся учатся в различных учебных заведениях, посещаю] народные университеты культуры, кружки текущей политики, творческие кружки, спортивные секции.

Домашнее производство и промыслы

Большинство башкирских промыслов до революции не выходило за рамки домашнего производства. Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти. изготовлением кожаной (в степных южных районах) или деревянной (в лесной местности) посуды занимались чуть ли не в каждом башкирском хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщины. Выработка кожаной и деревянной посуды была делом мужчин.

В башкирском скотоводческом хозяйстве большое место занимала обработка животноводческих продуктов. С переходом к земледелию эти промыслы постепенно утратили свое прежнее значение. Шкуры башкиры обрабатывали так же, как и многие другие скотоводческие народы: очищали от остатков мяса и в растянутом виде просушивали на солнце, затем натирали свежим сыром (йэш король) и несколько дней квасили. Овчины для шитья верхней одежды в течение двух недель коптились в особых землянках из двух помещений, соединенных дымоходами; в одном помещении (сокор) тлели куски гнилого дерева, в другом (ыдтык) были раз вешаны шкуры. Подобным образом обрабатывали и кожи. Дубления башкиры не применяли. Кожи для изготовления посуды сшивали, наполняли золой и высушивали. После того как сосуды приобретали определенную форму, их коптили. Дымом обрабатывали и кожу, из которой делали обувь и ремни.

Овечья шерсть шла на изготовление тканых орнаментированных ковров (балад), сукна, вязаных изделий, войлока для обуви, чулок и головных уборов, войлочных кошем (кейе$). Валяли войлок вручную, закладывая шерсть между двумя циновками. В южных районах циновки обвязывали вокруг вала, в который впрягали лошадь, и катали по земле до тех пор, пока войлок не сваливался.

Для тканья использовали шерсть, а также нити, полученные из растительных волокон: крапивы, дикой конопли, позже - из культурной конопли и льна-долгунца. На станках с двумя и более ремизками, которые передвигались с помощью подножек, ткали сукно и ковры, простой и узорный холст. Из домотканого холста и пестряди шили одежду, делали полотенца, занавеси, скатерти и салфетки.

Большое место в башкирском бьтту занимали деревянные изделия, особенно посуда. Гончарное дело башкирам не было известно. Из березового нароста и кап-корня выдалбливали ковши, миски, ложки, черпаки и т. д. Делали посуду и со вставным дном: различных размеров сосуды для хранения продуктов, кадки и ведра.

Башкиры издавна были знакомы с обработкой металлов. Изделия башкирских кузнецов, оружейников находили распространение среди населения окрестных деревень. Башкирские кузнецы занимались не только ковкой металла, но и тонкими ювелирными работами. Сохранились отдельные предметы бытового обихода, металлические части конской упряжи, оружие, искусно украшенные чеканкой, гравировкой и чернением. Но с XVI в., когда царское правительство, напуганное народным движением на Южном Храле, запретило башкирам иметь кузницы, ювелирное ремесло начало исчезать, и в XIX в. редкие башкирские ювелиры занимались лишь изготовлением несложных женских украшений из серебра и монет.

В XIX в. под влиянием начавшегося в крае промышленного развития получили распространение промыслы, связанные с обработкой дерева: углежжение, гонка дегтя, смолокурение, изготовление ободьев, дуг, саней, телег, колес, плетение циновок. Со второй половины XIX в., когда скотоводство в хозяйстве башкир утратило прежнюю роль, лесной промысел стал основным занятием башкирского населения во многих деревнях горных районов.

Проникновение в башкирскую деревню товарно-денежных отношений привело к развитию в отдельных районах довольно узкой специализации кустарей. Так, в дер. Токиево Уфимского уезда 103 двора занимались исключительно бондарным делом, сбывая продукцию приезжим скупщикам. Центрами производства деревянной посуды стали восточная часть Стерлитамакского уезда и Бирский уезд Уфимской губ. Эта продукция находила сбыт на местных ярмарках, через скупщиков поступала на центральные российские рынки. В начале XX в. появились кустари- башкиры, занятые плотничьим ремеслом. Заготовка строительного леса, срубов для постройки домов и продажа их в безлесные районы Башкирии стали чуть ли не единственным средством существования многих башкирских семей по берегам р. Инзер и в верховьях Белой.

В советское время фабричная продукция - одежда, обувь, ткани, хозяйственная утварь, мебель - постепенно вытеснила изделия домашних и кустарных промыслов. Теперь трудно встретить в башкирских деревнях мастеров по обработке кожи, резчиков по дереву, ювелиров. Несмотря на то, что многие башкирские женщины умеют шить одежду, предпочтение отдается фабричным изделиям. В то же время прочное место в башкирском народном быту продолжают занимать предметы художественного ткачества. На севере республики ткут декоративные полотенца, скатерти, занавески; на западе и юге - преимущественно ковры, на юго-востоке - шали. В Уфе работает Художественный комбинат, выпускающий ворсовые и безворсовые ковры, панно, дорожки. Художники и мастерицы комбината широко используют в своем творчестве башкирский народный орнамент. Народные мотивы находят отражение и в продукции Уфимской фабрики строчевышитых изделий. На юге Башкирии, в Зианчуринском районе, создана мастерская, где народные вязальщицы и ткачихи заняты изготовлением пуховых и шерстяных шалей.

По-прежнему широко развито вязание. Из козьего пуха и овечьей шерсти вяжут носки, варежки, платки, шарфы. Дальнейшее развитие получили промыслы, связанные с обработкой дерева. В горно-лесных районах работает немало мастерских по выделке ободьев, колес, саней, телег. Столяры и плотники объединены в колхозные строительные бригады. В Бирске создана фабрика башкирских сувениров, выпускающая деревянные (из березового капа) резные и раскрашенные банки для меда, шкатулки, табакерки, женские украшения и т. д.