Российская культура 18 века. Культура России XVIII века

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.

При Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.

В1701 г. в Москве была открыта Навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение, создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. В первой четверти 18 в. стали открываться цифирные школы, церковноприходские училища, духовные семинарии. Организация среднего и высшего образования тесно связана с созданием Академии Наук (1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Михаил Ломоносов стал первым русским академиком. В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские новости".

Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.

Книгопечатание. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская и гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева - первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I. Н. Радищев - писатель и философ - занимает особое место в духовной жизни России.

Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка. В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).

Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.

Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма..

Последняя четверть 18 в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.

Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".

Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.

В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.

Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

Баженов и Казаков работали в Москве и Петербурге - дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Сенат в Московском Кремле, Дворянское Собрание с великолепным Колонным залом, Михайловский замок. Старов - автор Троицкого собора Александро-Невской лавры Таврического дворца - памятника победы в русско-турецкой войне. Главная ценность классицизма - ансамбль, организация ансамбля: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора К.И.Росси. Сохранившиеся здания 18 в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

Изобразительное искусство. Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.

В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины 2.

В 18 в. продолжалось развитие театра . Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.

Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В 18 веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.

Музыка . В 18 в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.

Итоги историко-культурного развития 18 в. очень значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Получили развитие все направления все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Культура XVIII века России

Введение

Общая оценка русской культуры XVIII века

Просвещение

Литература

Живопись

Архитектура

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История культуры России распадается на два неравных, резко ограниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий собой два последних столетия.

В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти Запада, медленно, но непрерывно вырабатывался оригинальный тип искусства, обещавший достигнуть высокого совершенства, но вдруг остановленный в своём развитии петровскими реформами.

Второй период ознаменован пересадкой к нам западноевропейского искусства. Но в это время передовые русские художники, под влиянием пробудившегося в русском обществе национального самосознания, стали гнушаться академической рутиной и устремились от подражательности чужестранным образцам к непосредственному воспроизведению действительности и к изучению художественной старины с целью положить ее в основу своего творчества.

XVIII век сыграл огромную роль в истории русской культуры. В начале века происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В XVIII веке начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди Европейских держав. Поэтому заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния становится недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических перемен, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности величайших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVIIи XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого временикультурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольскимзавоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего западного. Русское искусство постепенно вступает на путь общеевропейского развития и освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического взгляда на жизнь. «Мирское» искусство приобретает общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании и развитии новых устоев общественнойжизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергаласвоего прошлого, Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции, накопленные за длительный предшествующий период культурно-исторического развития Киевской и Московской Руси, опыт древнерусского искусства. Именно благодаря этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие вобщем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре иживописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. русской культура в XVIII веке развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую жизнь страны реформы Петра I.С начала столетия Московская Русь превращается в Российскую империю. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.
Политические и культурные достижения петровской эпохи укрепляли в народе чувство национальной гордости, сознания величия и мощи Русской империи. Начало XVIII в. было важным периодом в формировании русских литературных традиций. Литература этого времени еще носит на себе отпечаток старины: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше, авторы остаются неизвестными; жанры в основном наследуются от XVII века. Но в эти старые формы постепенно вливается новое содержание. Замысел произведений меняется, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.
В начале XVIII в. популярны были повести («гистории»), особенно «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. «Гистории» показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.
Необычайный по своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты, в основном вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленныебогатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII векавыделяются три основных периода:. первая четверть века, связанная с реформами Петра;. эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;. последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства. Просвещение В XVIII веке в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах былчрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики игеометрии. В основном подготовка специалистов велась и через университеты -Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки ирусскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения»были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особеннонаглядно видно на примере М. В. Ломоносова. Могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, для уничтожения прежней замкнутости и застоя было сообщение сведений о том, что делается в России и в других землях. До Петра знать, что делалось у себя и в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближенных особ и бережно хранились, как тайна. Петр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать в Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались только краткие сообщения о замечательных событиях в России и за границей, всё же и она пропагандировала реформы как военной, так и в гражданской области.Широко освещалась преобразовательная деятельность в публицистике. Крупнейшими её представителями были учёный-монах Феофан Прокопович купец и предприниматель Посошков, вышедший из крестьян, и дворянин Татищев.

Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более чёткому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и рекреационный. Растёт и крепнет литература передового дворянства и демократических слоёв общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по за слугам, и жестоких помещиков.

Успешно развивается наука. Из народных масс выдвигаются гениальные изобретатели, сделавшие многие важнейшие открытия, опередившие западноевропейские. Так, И. Кулибин, нижегородский мещанин, создал самокатку-велосипед, машинное самодвижущееся судно, проект арочного моста через Неву без промежуточных устоев. Сын уральского горнорабочего И. Ползунов в 1763 году, почти на 20 лет раньше Уатта, изобрел и построил паровую, «огненную» машину.

Шире развернулась система домашнего образования в дворянских семьях. В Петербурге и в Москве возникли научные и литературные общества. Большое внимание было уделено собранию и изданию древнерусских и литературных произведений. Значительно больше стало выходить газет и журналов, издаваться книг. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность Николая Ивановича Новикова(1744-1818).

Это был человек большой культуры, видный общественный деятель, журналист и писатель. Он начал свою общественную просветительскую деятельность изданием сатирических журналов(первый его журнал «Трутень» стал выходить в мае 1769года). В 70-х годах новиков издаёт ряд книг по истории России.

Новиков организует в Москве «Дружеское ученое сообщество», целью которого было распространение образования и издание полезных книг. Была создана «Типографическая компания», которая не только издавала книги, но и организовала книжную торговлю в городах и даже в деревнях.

Деятельность Новикова, сплотившая вокруг себя многих передовых людей, показалась Екатерине II опасной. С 1784 года начинаются гонения на Новикова, а в 1792 году он был заточён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины II в 1796 году Новиков был выпущен из тюрьмы, но вышел он оттуда совершенно больным.

Театр

Вплоть до середины XVIII века (до 1756 года) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных.

Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами(итальянскими., немецкими, французскими).

На русском языке пьесы в 30 – 40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах. Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, лавочники в дни праздников стали спектакли и в специально устроенных помещениях, деревянных балаганах, или в частных домах, главным образом в купеческих. Такие временные театры возникли не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции.

Одной из таких сначала любительских, а потом полупрофессиональных частных трупп была труппа Ф. Г. Волкова в Ярославле. Волков(1729 - 1763) был талантливым сыном русского народа, одним из замечательных людей XVIII века. Сын купца, он три года учился в Славяно-греко-латинской академии, потом поехал в Петербург, чтобы изучить торговое дело. Но не торговле, а театру решил посвятить себя Волков. Он бывал на школьных спектаклях в Московской академии, но поразил его театр Петербурга.

Здесь он видел спектакли итальянской оперы, немецкой драмы и спектакль, поставленный в Шляхетном корпусе силами учеников этого учебного заведения. По возвращении в Ярославль Волков собирает актёрскую труппу, строит специальное помещение и начинает ставить спектакли. Сам Волков был архитектором, и живописцем, и директором, и поэтом, и первым актёром в этом театре.

Театр Волкова был национальным русским театром, при том демократическим как по составу актёров, так и по составу зрителей, посещавших его постановки. Слухи о театре дошли до Петербурга, и в 1752 году ярославцы были вызваны ко двору Елизаветы. Здесь они поставили школьную драму. Игра актёров понравилась. Для получения и общеобразовательной, и специально актёрской подготовки наиболее талантливых актёров, в том числе братьев Волковых и Дмитриевского, определили в Шляхетный корпус. В 1756 году они окончили курс. Тогда по указу Елизаветы был организован постоянный «Русский для представления комедий и трагедий театр»

Так возник русский театр, имевший большое значение для развития искусства и литературы.

Литература

Важнейший период в развитии русской художественной литературы – вторая треть XVIII века. Появляются выдающиеся деятели литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, то есть в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно-художественные черты. Таким литературным направлением был классицизм.

Своё название классицизм получил оттого, что представители этого литературного направления провозгласили высшим образцом художественного творчества лучшие произведения античного искусства – искусства древней Греции Рима. Эти произведения были признаны классическими, то есть образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения.

Каждое направление в искусстве вызывается в жизни определёнными общественными потребностями. Классицизм – это искусство эпохи формирования национальных государств, периода образования наций, национальной культуры. Политический строй в ряде стран в это время приобретает форму абсолютизма.

Поскольку эпоху абсолютизма в XVII – XVIII веках переживали разные государства Западной Европы, классицизм был свойственен и литературам этих стран: Франции, Германии, Англии. На основе изучения художественных произведений и работ греков и римлян было выработано руководство для писателей. Он называлось «Поэтическое искусство» и служило настольной книгой писателям-классицистам в течение полутора веков.

Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей верности абсолютистскому государству, разъясняет им, что выполнение обязанностей перед государством и его главой – монархом – первая и основная задача гражданина.

Указывалось, что писатели должны изображать те явления жизни, которые интересны для аристократии, дворянства и знатных горожан, угождать их вкусам и оценивать изображаемые явления так, как на них смотрят представители этих кругов. Брать сюжет из повседневной жизни считалось недопустимым. Писатель должен был изображать события важные для государства: политику королей, войну и т.п. героями произведений должны быть цари, полководцы. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учётом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.

Эти своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается сточки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей-классицистов придаёт их произведениям жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются я в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Живопись .

XVIII век принес изменения во многие сферы жизни России, не стало исключением и искусство. На смену иконописи приходит живопись.

Основоположником развития русской живописи в начале XVIII века стал А. Лосенко. Он положил основание направлению, которое надолго приняла наша живопись. Отличительной чертой этого направления была строгость рисунка, держащегося не столько натуры, сколько форм античной скульптуры и итальянского искусства эпохи эклетиков. Бедность фантазии, следование в композиции определенным, рутинным правилам, условность колорита и вообще подражательность составляли основные недостатки живописцев того времени.

С середины же XVIII века среди жанров особенный стимул к развитию получает портрет, к которому начинает пробуждаться глубокий интерес.

В это время портретная живопись заняла лидирующие позиции. Русские художники помимо изображений царей, стремились увековечить деятельность русских бояр, патриархов и купцов, которые стремились также не отставать от царя и часто поручали заказ портрета совершенствующимся в изобразительном искусстве русским художникам портретистам того времени. Для русского портрета 18 века было характерно увлечение передачей изысканных жестов и поз натурщиков. Художники старались обогатить портретную композицию бытовым интерьером и атрибутами национального костюма, окружающего пространства. Выделяя предметы дорогой обстановки, богатую мебель, вазы, ну и конечно одежду из роскошных тканей, блестяще передавали фактуры материалов, тщательно выписывая фактуру шелка, парчи с помощью тончайших оттенков.

Портреты, написанные во второй половине XVIII века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, Брюлловым, Тропининым, Кипренским прекрасно демонстрируют все своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях: парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет. Эти направления отражали различные аспекты богатства материального мира и душевных нравов, развивая и совершенствуя усложняя изобразительный язык. Искусство вступило в новую ступень популярности, многие художники зарабатывали славу в изготовлении парадных портретов на фоне природы и архитектуры, которые создавались в сложнейшей светотеневой обработке, тонко сочетающимися колоритом тонов красочного слоя с динамикой живописной фактуры.

В дальнейшем под влиянием социального переворота, произведенного во Франции великой революцией, вкус времени изменился: парадные, щеголяющие всякой роскошью, изобилующие аксессуарами портреты уступили место более скромным изображениям, с пустыми, однотонными фонами, с бесцветными и некрасивыми костюмами. Этими двумя обстоятельствами, наплывом неважных иностранных художников и упрощением требований от портретной живописи объясняется, почему многие из портретов, писанных в первые годы царствования Александра I, уступают портретам екатерининских времен.

Жанровые же картины в XVIII веке считались второстепенной, побочной отраслью живописи. В искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшегося академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным – забавой, которой художникам позволительно заниматься в виде отдыха от других, более серьёзных трудов. Жанровые картины в то время выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для высоких, благородных сюжетов.

Петровские реформы, дворцовые перевороты, «просвещённый абсолютизм» в правление Екатерины II сильно повлияли на историю нашей страны, поэтому культура России в 18 веке резко отличается от предыдущих столетий.

Быт.

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру - первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.

В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе.

1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др.

2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина).

Архитектура

Строительство новой столицы – Петербурга – по плану в соответствии с целостным градостроительным замыслом и западными образцами стало новым этапом в становлении русской архитектуры. Лицо молодой столицы определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор). В середине века наступает мода на барокко, классиком которого считается Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.), создатель зданий блистательных и пышных. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч. Камерона, В. Баженова, М. Казакова.

Живопись и скульптура

С классицизмом связывают и выдающиеся достижения скульптуры, такие как «Медный всадник» Э.М. Фаль-коне, памятник Суворову М. Козловского, памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса. Любимым жанром русских живописцев XVIII в. становится портрет. В этом жанре работали И. Никитин, И. Аргунов, Д.Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский. Развитие получила как историческая (А. Лосенко), так и пейзажная (С. Щедрин) живопись. В 1757 г. по инициативе И.И. Шувалова была образована Академия художеств.

Театр

В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле. Самым известным композитором России XVIII в. был Д. Бортнянский.

Образование и наука

В XVIII в. в России получает развитие система светского образования. Первой была открыта школа «мате-матицких и навигацких» наук в Москве (1701 г.). Позже были образованы инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные школы, а также «цифирные школы» начального обучения. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

В 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.

Значительны достижения российской науки, представленной именами М. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история), Л. Эйлера (математика), С. Крашенинникова (география), А. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Татищева, И. Болтина (история), Я. Козельского и С. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. Нартов (токарный станок), И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (оптические приборы, проект одно-арочного моста через Неву).

Культура 18 века.

"Век разума и просвещения"

Характерные черты периода
1. Рационализм. (философское направление, признающее разум основой познания)
В 18 веке происходит перестройка культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни(речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественнонаучные или рациональные принципы

2. Становление научного знания.
Именно в 18 веке начинается этот процесс-становление науки- как основы всех представлений о мире. Разрозненные представления начинают складываться в единую систему знаний

3. Секуляризация культуры.
Секуляризация -обращение государством церковной собственности (земли, культуры) в светскую
Еще в недрах XVII века происходил процесс “обмирщения” русской культуры.
Далее уже можно говорить в основном о светской культуре.

4. Ориентация на западноевропейские образцы.
Несомненно, что это произошло еще в конце 17 века, но именно с Петра I русская культура вошла в общеевропейскую и стала ее частью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
К 18 веку существовали школы при церквях и монастырях. Существовали две Академии -Киево-Могилянская и в Москве Славяно-греко-латинская, они являлись ВУЗами.
В целом система образования требовала перестройки

Государственная политика в области образования
(сначала Петр...потом время дворцовых переворотов и Екатерина II)

Важным для просвещение стало издание в 1702 г печной газеты "Ведомости"“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах.

Реформы Петра требуют квалифицированные кадры. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.)
В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге

Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (первый открыт при Анне Иоанновне
При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).

В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые.

В 1754 открыта Академия художеств- высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств. Так же инициатором стал Шувалов.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой.В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств. Он же положил начало женскому образованию

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764

Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.

Портрет И. И. Бецкого

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения.
Императрица, указом 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором

Школьная реформа Екатерины II
В 1782 была проведена масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались на счет государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко

Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.



В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:
первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

НАУКА
И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты).

Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени.во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

С. П. Крашенинников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Беринг Витус Ионассен . мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703.
В 1725-1730 и 1733-1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

ИЗОБРЕТЕНИЯ
А. Нартов русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723-1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка.

И. Ползунов-русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Макет паровой машины И.И. Ползунова

Иван Кулибин- выдающийся русский механик-изобретатель.

на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

И. Т. Посошков. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I).

Феофан Прокопович , вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
Новиков Николай Иванович (современник Екатерины II)художник Ливицкий

мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик - хуже Пугачёва! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России