Самые известные работы ван гога. Знаменитые картины винсента ван гога

Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Назвали младенца в честь дедушки, служителя протестантизма. Это имя должен был носить первый ребенок, но из-за его ранней смерти досталось Винсенту.

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

После поступления Ван Гог был студентом-теологом до июля 1878 года, после чего, разочарованный, отказывается от дальнейшего обучения и бежит из Амстердама.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека , поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В 1886 году Винсент переезжает в Париж к Тео, служившему в дилерской конторе, специализировавшейся на сделках по продаже арт-объектов.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

В Париже Ван Гог создал порядка 230 произведений: натюрморты, портретная и пейзажная живопись, циклы картин (например, серия «Башмаки» 1887 года) (Schoenen).

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека. Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием.

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Музей

(Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы импрессионистов. Это первый по популярности выставочный центр в Нидерландах.

Цитаты

  1. Среди священнослужителей, как и среди мастеров кисти, царит деспотичный академизм, унылый и полный предрассудков;
  2. Задумываясь о будущих лишениях и невзгодах, я не смог бы творить;
  3. Живопись – моя радость и успокоение, дающая возможность отвлечься от жизненных неприятностей;

Одним из самых ярких художников XIX века, имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30.03.1853 – 29.07.1890). Его популярность, по оценкам социологов, сравнима с известностью и Пабло Пикассо. Хотя грани их творчества все же различаются. Гениальность Великого Леонардо охватывает многие отрасли знаний, Пикассо был известен не только как живописец, но и как талантливый скульптор, график, дизайнер. Ван Гог же всецело посвятил себя живописи. Наиболее известные картины Ван Гога с названиями, которые можно найти на нашем сайте, он написал всего лишь за десять лет своей творческой деятельности.

Художник-постимпрессионист из Нидерландов, которому так и не удалось получить специального образования, прожил 37 лет. Он создал очень много живописных полотен, некоторые из них после его смерти были признаны настоящими шедеврами и вошли в список самых дорогих картин мира.

О Ван Гоге нельзя сказать, что он, пока серьезно не занялся живописью, был далек от мира искусства. После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей. В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. В 1873 году он получил повышение и был переведен в Лондон, где его карьера была разрушена безответной любовью. После горького разочарования Ван Гог уезжает в Бельгию, в шахтерский поселок Боринаж, чтобы служить там проповедником, а затем пойти по стопам своего отца и поступить в Евангельскую школу. Однако, возвратившись, он узнает, что за обучение уже стала взиматься плата и в негодовании отказывается от этой возможности. Вот тогда Ван Гог и начал рисовать. Целый год он посещал занятия в Королевской Академии изящных искусств, а затем решил вернуться к родителям, так как считал, что может заниматься самостоятельно.

Характер художника был не из легких. Его вспыльчивость, постоянное переутомление и злоупотребление алкоголем, душевные потрясения повлияли на возникновение у него в последние годы жизни эпилептического психоза, к которому он имел предрасположение. У истории с отрезанной мочкой уха есть несколько вариантов. Но именно она считается явным признаком душевного заболевания, которое в дальнейшем способствовало ухудшению психического здоровья Ван Гога, что и привело его к самоубийству.

Работал Ван Гог с упоением. Это был настоящий трудоголик. За два часа он мог написать картину, на которую у других художников ушло бы значительно больше времени. Вокруг его имени до сих пор не утихают споры, а легенда о нищете и безумии, которую создал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, многими воспринимается как реальный исторический факт.

В действительности, Ван Гог был образованным человеком и очень много читал. Он окончил престижную гимназию и свободно владел тремя иностранными языками. За эрудицию и развитое мышление в обществе художников его даже называли Спинозой.

Конечно, метания Ван Гога не радовали семью, но его никогда не оставляли без финансовой поддержки. Дед художника был известным переплетчиком старинных документов и манускриптов, выполнял заказы для нескольких европейских дворов. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. Трое из них занимались продажей картин и других видов искусства, а один был адмиралом, который возглавлял порт в Антверпене. В его доме молодой Винсент жил, когда днем учился в живописном классе при Академии художеств, а вечерами посещал частную школу. В действительности, художник был довольно прагматичным человеком, вполне реально оценивал свои возможности и всецело отдавался работе. Рисовать он учился по самым новейшим учебникам, которые ему присылали его дяди, настоящие знатоки искусства.

В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Именно Тео, с успехом торговавший искусством, посоветовал художнику заняться радостной и светлой живописью. Он знакомит его с критиками, художниками, такими как Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и другими. Между братьями было заключено соглашение о том, что в обмен на картины Винсента Тео обязуется ежемесячно выплачивать ему 220 франков и к тому же предоставляет ему лучшие холсты, краски и кисти. Помимо этого, младший брат взял на себя все расходы, связанные с лечением Винсента, и покупал ему книги, одежду, необходимые репродукции. В связи с этим, в деньгах художник никогда не нуждался, он даже коллекционировал японские гравюры.

Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. Младший брат, на руках которого умирал великий художник, не смог его пережить и скончался спустя полгода. От их дружной совместной работы осталось очень много картин, настоящих шедевров, которые в двадцатом веке были оценены по достоинству.

Картины, написанные художником, через некоторое время после его смерти были признаны поистине гениальными и бесценными. Среди множества написанных им полотен есть самые известные, названия которых знакомы даже тем, кто вообще далек от искусства. Для его картин характерны некоторые особенности, а именно:

  • динамичные густые мазки;
  • яркие, в некоторых случаях почти «открытые» цвета;
  • смелые, экспериментальные сочетания красок.

"Едоки картофеля"

Свою первую серьезную картину Винсент Ван Гог написал еще в 1885 году. Она не была создана «на одном дыхании», этому предшествовала тяжелая предварительная работа. Художник выполнил к полотну 12 этюдов, которые впоследствии уничтожил.

На картине изображена крестьянская семья де Гроотов, которые после тяжелого трудового дня собрались за столом, чтобы поужинать при свете керосиновой лампы. На столе лишь одно блюдо - печеный картофель, да чашки с ячменным кофе. Утомленные лица крестьян, их крупные, огрубевшие руки. Цветовая палитра этого произведения очень скупа, но необычайно точно передает атмосферу крестьянского быта.

Некоторые исследователи творчества художника утверждали, что эта картина является неприкрытой сатирой на людей, которые даже не подозревают о своей невежественности. Но в своих письмах Ван Гог с большим уважением отзывался об этой семье, их честности и простых моральных принципах. Ему хотелось показать на картине пар от горячего картофеля и уставших крестьян, занятых едой, а также вызвать у зрителя чувство сострадания.

"Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой"

В январе 1889 года художник создал эту картину с очень странной предысторией. До сих пор нельзя с точностью утверждать, сам ли Ван Гог отрезал себе мочку уха или это несчастный случай, который произошел во время его ссоры с другим известным художником - Полем Гогеном. Уставший и задумчивый, с трубкой во рту, Винсент написал свое произведение, ставшее поистине его визитной карточкой.

"Звездная ночь"

Эту картину художник написал в 1889 году, находясь на лечении в психиатрической лечебнице в маленьком городке Сен-Реми, во французском Провансе, что на Лазурном Берегу. На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника. Он показывает возможности мыслительной деятельности человека, которые способствуют глубокому пониманию природы вещей, переплетению космических тайн и земных кипарисов, растущих на холме. Живописец ярко демонстрирует на первом плане непостижимую гармонию Вселенной, ее загадки и тайны. А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Он впоследствии признавался брату, что звезды очень близки ему, он может очень долго смотреть на них и предаваться мечтаниям.

"Ирисы"

Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал. В этой картине он отходит от своей обычной техники и наполняет ее необычайной легкостью и невесомостью. Подобранная им цветовая гамма позволяет абсолютно без напряжения, с чувством расслабленности и даже покоя, до бесконечности рассматривать изображения ирисов, растущих в поле. Здесь очевидно влияние японского искусства, которое так нравилось художнику, и французского импрессионизма. Такое непростое сочетание двух различных направлений в искусстве обеспечило живописцу полный успех этой картины.

"Подсолнухи"

Картины с самыми разными подсолнухами очень известны среди любителей Ван Гога и ценителей искусства. Вначале, в Париже, художник начинает работать над изображениями срезанных цветов, а позднее, в Арле, пишет букеты в вазах. Как стало известно, он просто хотел украсить стены дома к приезду своего друга, Поля Гогена. Картины настолько понравились Гогену, что две из них он даже приобрел для себя.

Даже небольшое знакомство с творчеством этого гениального художника, который создал не один шедевр за очень короткое время, может послужить весомым стимулом для того, чтобы картины Ван Гога с названиями стали намного понятней. А такая короткая жизнь трудолюбивого мастера была оценена по достоинству поклонниками его творчества.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция ) — нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи. Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника, и сейчас входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.

Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме. Для цикла под названием« Головы крестьян» и первой своей значимой картины« Едоки картофеля » Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами. Собственный неповторимый стиль в творчестве Винсента Ван Гога выработался под влиянием одновременно такого направления живописи, как импрессионизм, и японских гравюр. В последние годы на картинах он чаще всего отдает предпочтение желтому и синему цветам.

Самые известные картины Винсента Ван Гога: «Звездная ночь », «Подсолнухи », «Портрет доктора Гаше », «Ирисы », «Портрет почтальона Жозефа Рулена », «Ночное кафе в Арле », «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой », «Спальня в Арле ».

Мог ли архетипический« бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти его имя для многих станет синонимом слова« живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове« картина», и их стоимость будет равна миллионам? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым. Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.

Практически все, что мы знаем о жизни Ван Гога, стало известно из его обширной многолетней переписки с братом Тео. В одном из этих писем можно встретить такое утверждение: «Единственное счастье, ощутимое материальное счастье — быть всегда молодым». Винсент Ван Гог, выстреливший себе в грудь в возрасте 37 лет, лишил себя возможности состариться и проверить, насколько соответствует истине эта его мысль.

Жизнь взаймы
В 1851 году молодой священник Теодор Ван Гог, назначенный служить в небольшой голландский городок Гроот Зюндерт, женился на Анне Корнелии Карбентус. Их первенец появился на свет — как по учебнику — спустя почти ровно девять месяцев. Мальчика счастливые родители решили назвать Винсентом — в честь деда, тоже священника, и в честь дяди, живущего в Гааге. Но радость была недолгой, малыш прожил всего шесть недель. Анна Корнелия была безутешна, справиться с потерей ребенка ей помогла только вторая беременность. И в том, что второй мальчик родился год спустя после первого — день в день, 30 марта 1853 года — и молодая мать, и ее религиозный супруг, вероятнее всего, усмотрели некий знак свыше. Ребенка окрестили… Винсентом. Винсентом Виллемом Ван Гогом. Сделав его лекарством от скорби, «пластырем», прикрывающим безобразный шрам от утраты.

В психологии для обозначения подобных ситуаций используется термин« замещенная фигура». Вот только не могли раздавленные горем родители знать, как часто это губительно сказывается на психике человека, вынужденного всю жизнь быть заменой кого-то другого. Не потому ли Винсент так спешил жить, постоянно разрываясь между противоречивыми чувствами? Не потому ли он так тяжело сходился с людьми и не мог обзавестись друзьями? Не потому ли нигде не чувствовал себя дома? Не потому ли страдал от изматывающего душевного недуга? Не потому ли Ван Гог никак не мог найти своего места в жизни, что проживал не свою судьбу?

Большую часть сознательной жизни Винсент конфликтовал с родителями, особенно с отцом, потому что у него никак не получалось стать тем сыном, каким его хотели видеть. Он мог быть грубым, импульсивным, своенравным, не стеснялся высказывать собственное мнение и очень любил поспорить. Именно несдержанность стала причиной разрыва многих отношений в его жизни. Но при этом Ван Гог отчаянно нуждался в элементарном человеческом тепле и близости, изо всех сил цепляясь за каждого человека, к которому испытывал привязанность. В его жизни было довольно много друзей и приятелей(и со всеми Винсент рано или поздно разругивался в пух и прах), и целая череда женщин(большинство из которых не отвечали ему взаимностью). Только один человек был для Ван Гога константой — младший брат Тео, всегда остававшийся для художника поддержкой, опорой, идеальным собеседником и лучшим другом. По всей видимости, именно серьезная размолвка с братом окончательно подорвала психическое здоровье Винсента и толкнула его на самоубийство.

От любви до ненависти

Религия, если можно так выразиться, была у Винсента в генах. По большому счету, как старший ребенок в семье он должен был пойти по стопам отца и деда. Но вместо этого после окончания школы Ван Гога по протекции дяди устроили работать в художественную компанию« Гупиль и Ко». К Богу он обратится лишь несколько лет спустя. Как это часто бывает с молодыми людьми, причиной тому послужила неразделенная любовь.

В 1873 году Винсент получил повышение и был переведен в лондонский филиал компании. Год, прожитый в британской столице, стал едва ли не самым счастливым временем в его жизни. Ван Гог с удовольствием окунулся в культурную жизнь Лондона, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе снимать приличное жилье в доме Урсулы Лойер. Но самое главное — он был влюблен. Его избранницей стала дочь миссис Лойер Евгения. Целый год Винсент был окрылен любовью, не решаясь признаться девушке в своих чувствах. Но потом, встретив отказ, он впал в отчаяние. Тогда-то ему на помощь пришла Библия.

Ван Гог погрузился в религию со всей свойственной ему страстью, порой доходившей до одержимости. В итоге он лишился работы у Гупиля и полностью посвятил себя спасению душ. Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве.

Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл. Постепенно в этом отношении плюс сменился на минус. Спустя годы Винсент стал презирать религию и священнослужителей. А своего отца он и вовсе считал лицемером после того, как пастор Теодор не одобрил связь сына с (Винсент собирался жениться на ней, чтобы спасти от нищеты и порочной профессии, и считал, что священник должен как никто другой поддержать такое решение).

Основные мотивы в картинах и творчестве Винсента Ван Гога

В картинах Винсента Ван Гога есть несколько повторяющихся мотивов, которые он использует довольно часто. Пусть и не так часто, как, например, сеятелей и жнецов в поле(а их художник написал несметное количество), но именно эти объекты заслуживают особого внимания.

Стулья. Любимым английским писателем Винсента Ван Гога был Чарльз Диккенс, который ушел из жизни незадолго до переезда художника в Лондон. Однажды Винсенту попалась на глаза гравюра Люка Филдеса, которую он создал вскоре после смерти великого писателя. На ней было изображено сиротливо опустевшее рабочее место Диккенса — стол и отодвинутое от него кресло . Ван Гог купил эту гравюру и очень дорожил ею. Его поразило то, как с помощью такой простой вещи, как стул, можно показать тоску по ушедшему безвозвратно человеку. Позже, в Арле, Винсент снова и снова рисует свою комнату с пустыми стульями , на которых было не суждено сидеть никому, кроме него самого. В декабре 1888 года, незадолго до трагической рождественской ночи он рисует пустое кресло Гогена (который к тому моменту уже твердо решил уехать) и свой собственный стул с одиноко лежащей на нем курительной трубкой . Интересно то, что обе эти знаменитые картины написаны Ван Гогом в той же цветовой гамме, в которой он изображал соответственно Гогена и себя .

Башмаки. На протяжении своей жизни Винсент много ходил пешком. Живя в Лондоне, он каждый день совершал 45-минутную прогулку до работы и обратно. Позже, в период своей религиозной горячки, Ван Гог три дня шел пешком в Айлворт, куда он нанялся школьным учителем, воображая себя неким паломником, идущим на богомолье. Спустя три года, после оглушительного провала в качестве миссионера, он совершает еще более длительное(и, по сути, совершенно бессмысленное) пешее путешествие — из Боринажа в Брюссель. Конечно, по большей части, Винсент делает это в целях экономии, но создается впечатление, что так он словно наказывал себя за неудачи. Свою, ради интереса отрывающему крылья жукам. Во время жизни в Нуэнене он полюбил рисовать птичьи гнезда , которые часто снимал с веток прямо вместе с яйцами. Спустя несколько лет в Сен-Реми Винсент поймал в больничном саду большую красивую бабочку Павлиний глаз. Художник умертвил ее, чтобы получше рассмотреть и запечатлеть рисунок на крыльях. Ван Гог ошибочно счел ее Бражником, и именно под этим названием знаменитая картина часто встречается до сих пор.

Безумие Ван Гога

Если продолжить тему жестокости, то можно с уверенностью сказать, что никто не пострадал от действий Винсента больше, чем он сам. Всю жизнь он изводил и фактически уничтожал себя самыми разными способами. Венерические болезни, страсть к абсенту, бессонные ночи… Ван Гог уже в возрасте тридцати лет был в ужасающем физическом состоянии. Он рано стал импотентом и лишился большей части зубов из-за плохого питания, постоянного курения и употребления алкоголя(поэтому ни на одном из автопортретов художник не улыбается — он попросту стеснялся своего щербатого рта).

Постепенно приходило в упадок и его психическое здоровье. Вероятнее всего, Винсент окончательно загнал себя в бездну безумия еще в те дни, когда ждал в «Желтом доме » приезда Поля Гогена . Он тогда безостановочно писал подсолнухи , литрами вливая в себя крепкий кофе. По словам художника, только находясь в таком крайне возбужденном состоянии, он мог достичь в своем творчестве нужной« высокой ноты желтого». Перелом наступил на Рождество, когда Ван Гог отрезал себе часть уха . С этого момента безумие с каждым днем укоренялось в нем все прочнее, несмотря на лечение и кажущиеся улучшения.

До сих пор точно неизвестно, каким именно недугом страдал Винсент. Существует около тридцати разных версий, включающих биполярное расстройство(более известное как маниакально-депрессивный психоз), эпилепсию, шизофрению, хроническую депрессию и порфирию. Как бы то ни было, закончилось все выстрелом, а последней картиной Ван Гога предположительно стало полотно« Пшеничное поле с воронами ». Винсент прожил еще полтора дня. Он сидел на постели с пулей в груди и безостановочно курил. Тео уверял брата, что его спасут. «Бесполезно , — ответил художник. — Тоска все равно не пройдет никогда» .

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.

Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто, создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.

На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине - прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.

Картина является частью нью-йоркской коллекции Музея современного искусства.

Подсолнухи

Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.

Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.

Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.

Произведение хранится в собрании филадельфийского Музея изобразительных искусств.

Ирисы

На замечательной картине Ван Гога, написанной в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.

Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.

Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.

Это гениальное произведение можно увидеть в Музее Гетти, находящемся в Калифорнии.

Ночное кафе

На картине, написанной в 1888 году, изображен интерьер кафе рядом с вокзалом города Арля.

Гениальная задумка заключается в том, что эмоциональное состояние, связанное с этим местом, передано с помощью цветовых акцентов. В будущем такой стиль назовут экспрессионизмом. Как пояснил Ван Гог, он хотел передать атмосферу нравственного падения пьяниц и безысходного одиночества с помощью зеленого цвета.

Красный цвет стен символизирует ужас и смятение, а желтый отражает спертую, удушливую, пропитанную сигаретным дымом обстановку.

Нечеткие силуэты и небрежные очертания предметов создают ощущение, будто на все происходящее в кафе зритель смотрит глазами одного из подвыпивших посетителей.

Цветущие ветки миндаля

В год своей кончины Ван Гог создал прекрасное произведение, отличающееся мягкостью и умиротворенностью. Эту картину художник посвятил своему новорожденному племяннику. Цветы миндаля олицетворяют начало новой жизни, так как распускаются одними из первых.

Композиция картины и характерные четкие контуры навеяны японскими мотивами. Винсент как-то признался брату, что считает эту работу самым главным своим шедевром.

Едоки картофеля

Грустная реалистичность этого произведения надолго оставляет ощущение отчаянной тоски и обреченности. Полотно написано в 1885 году и относится к начальному периоду творчества Ван Гога. На картине художник изобразил крестьянскую семью де Гроотов, с которыми часто общался.

Отражая суровую сельскую жизнь, Ван Гог использует мрачные цвета в зеленовато-коричневых тонах. Он пишет тяжелыми агрессивными мазками, изображая мозолистые рабочие руки и морщинистые задумчивые лица.

Картина наполнена глубоким символизмом. Тусклый свет лампы олицетворяет угасающую надежду, а решетки на окнах показывают, что из этого нищенского существования нет выхода. Задумкой Ван Гога было передать, что, несмотря на сложный быт, это честные и достойные люди.

Звездная ночь над Роной

Вид на набережную реки Роны отображен на полотне в многообразии оттенков синего, перекликаясь с ярко-желтыми огнями города и бледно-желтыми звездами. Работа над картиной заняла у Ван Гога год и завершилась в 1888 году.

На синем ночном небе горит Большая Медведица и Полярная звезда, вдали лежит светящийся город, а на переднем плане вдоль реки неспешно прогуливается немолодая пара.

Ночные сюжеты всегда завораживали художника, восхищая красотой и таинственностью. Он использовал свою любимую технику, рисуя масляными красками на холсте большими объемными мазками.

Сейчас этот бесценный шедевр радует любителей живописи в Музее д’Орсе, расположенном в Париже.

Пшеничное поле с воронами

Картина считается последней работой гения, созданной за две недели перед самоубийством. Ван Гог передал беспокойство и попытки поиска верного пути. Атмосфера картины угрюмая и давящая.

Темное небо нависает над светлым желтым полем, на котором изображено распутье. Так художник выражал тревогу и нерешительность, рассуждая какую дорогу из трех предпочесть. А в небе грозно приближаются черные птицы, олицетворяя надвигающееся несчастье. Грубые беспорядочные мазки масляными красками формируют динамичное изображение, отражающее волнение и душевное смятение.

Оригинал произведения хранится в Музее Винсента Ван Гога, расположенном в Амстердаме.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Повздорив очередной раз с Гогеном, художник отрезал часть своего уха, затем был отправлен в лечебницу, где и был написан автопортрет. Эта сравнительно небольшая картина размером 51 x 45 см была создана в целях самоанализа.

Яркие цвета дисгармонируют друг с другом, а вид самого Ван Гога выражает осознание вины, усталость и муки от бессилия противостоять своему состоянию. Больше всего приковывает внимание взгляд Ван Гога, наполненный безумством и отрешенностью, устремленный в пустоту.

Картина представлена в Частной коллекции Ниархоса в Чикаго.

Дорога с кипарисом и звездой

Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.

Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.

Справа на небе виден растущий месяц, слева - угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.

Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.

Красные виноградники в Арле

Выразительная природа юга Франции подарила Винсенту Ван Гогу великолепный сюжет. Сельские жители собирали виноград на фоне предзакатного солнца, в лучах которого виноградные листья отливали красным цветом, а небо казалось золотым.

Это яркое зрелище воодушевило гения своей красочностью и символизмом. Он рассматривал процесс сбора урожая как олицетворение цикличности природы и жизненной силы, проявляющейся в тяжелой работе.

Ван Гог использует чистые цвета, нанося их на холст контрастными мазками.

Желающие увидеть эту картину могут сходить в московский Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Ночная терраса кафе

Ван Гог демонстрирует мастерство цветопередачи в этой запоминающейся картине, созданной в 1888 году в Арле. В этот период художник часто отдавал предпочтение желтому цвету в своих работах.

Оживленное кафе вызывает радостные и светлые чувства. Теплой летней ночью в нем кипит жизнь. Ван Гог гениально изобразил ночь без применения черной краски.

Он передал темное время суток, используя синие оттенки, варьирующиеся от светло-голубого тона здания над кафе до темно-синих домов на заднем плане. Ярко-желтая терраса контрастирует с темным фоном, создавая эффект освещенности.

Полотно находится в нидерландском Музее Креллер-Мюллер.

Башмаки

Необычный сюжет для картины Ван Гог воплотил летом 1886 года, находясь в Париже. Он долго искал пару башмаков, подходящих для изображения на картине. Наконец Винсент нашел их на блошином рынке. Почищенные и отремонтированные для продажи, они принадлежали какому-то рабочему.

Но художник не бросился сразу рисовать с них картину. Надев их в дождливую погоду, он долго ходил по грязи и лужам. По возвращении домой Ван Гог запечатлел их на холсте в таком виде.

Гениальный живописец увидел в них не просто старую рухлядь, а воплощение тяжелого удела рабочих, сохраняющих благородство и достоинство. Позже эта картина стала предметом различных аналогий, в том числе применительно к жизни самого художника.

Церковь в Овере

Ван Гог весной 1890 года обосновался в деревне близ Парижа под названием Овер-сюр-Уазе, прожив там последние месяцы жизни.

Написанная на холсте маслом, церковь в готическом стиле занимает на картине главное место и отличается высокой детализацией всех элементов здания. На картине изображена женщина, идущая в сторону церкви. Она прорисована поверхностно, так как играет второстепенную роль.

Самая эффектная и противоречивая особенность - диссонанс между яркой солнечной поляной, покрытой травой, и темным ночным небом, что вызывает разногласия касательно времени суток, изображенных на картине.

Когда художник умер, картина была передана его другу Полю Гаше, затем хранилась в Лувре. Сейчас на нее можно полюбоваться в музее Орсе.

Вид на море у Схевенингена

Картина является одной из ранних работ художника, написанных красками. На ней Винсент запечатлел бурю, бушующую на море. Работа над произведением протекала в тяжелых погодных условиях: из-за сильного ветра постоянно поднимался от земли песок. Сделав набросок, Ван Гог завершил ее уже в помещении. Но мелкие частицы песка прилипли к картине, и их пришлось отчищать.

На холсте передано состояние природы во время бури: хмурые тучи, нависшие над морем, сквозь которые пробиваются маленькие лучики солнца, освещая волны. Силуэты людей и лодок кажутся размытыми из-за слабого освещения. Серо-зеленое небо и море почти сливаются, и лишь слегка выделяется желтоватый берег.

Картина входит в коллекцию амстердамского Музея Винсента Ван Гога.