Величайшие джазовые исполнители: рейтинг, достижения и интересные факты. Лучшие джазовые исполнители, которые сделают ваш день Мэтры джаза

Как музыкальное направление джаз сформировался в США в конце XIX - начале ХХ века, являя собой синтез культур: африканской и европейской. С тех пор он очень эволюционировал и стал толчком для развития множества других музыкальных стилей. В начале прошлого века набирали популярность джаз-бенды, музыкальные ансамбли, в которых были духовые и ударные инструменты, а также фортепиано и контрабас. Самые яркие исполнители джаза были навечно вписаны в историю музыки.

Культовые джазмены

Пожалуй, самым известным джазменом в мире считается Луи Армстронг. Это имя известно не только поклонникам этого музыкального стиля, для широкой аудитории оно настолько тесно связано с джазом, что стало его олицетворением. Армстронг - представитель традиционного, новоорлеанского джаза, благодаря ему этот стиль получил свое развитие и стал популярным в мире, а его влияние на музыку прошлого века трудно переоценить. Его также называют «Маэстро джаза» или «Король джаза». Основным инструментом Луи Армстронга была труба, но он также был отличным вокалистом и руководителем джаз-бенда.

А Фрэнк Синатра был легендарным джазовым вокалистом с невероятным тембром голоса. Помимо этого, он также был прекрасным актером и шоуменом, эталоном музыкального вкуса и стиля. За свою музыкальную карьеру он получил 9 высших музыкальных наград - «Грэмми», а также стал обладателем «Оскара» за свое актерское мастерство.

Самые известные исполнители джаза

Рэй Чарльз - настоящий гений джаза, отмеченный главной музыкальной наградой Америки целых 17 раз! Он находится на 10 месте из ста в списке самых великих артистов по версии журнала Rolling Stone. Помимо джаза, Чарльз также исполнял композиции в жанре соул и блюз. Этот великий артист ослеп еще в детстве, однако это не помешало ему добиться мировой славы и внести огромный вклад в историю музыкальной индустрии.

Майлс Дейвис, талантливейший джазовый трубач, дал развитие новым разновидностям этого музыкального стиля, таким как фьюжн, кул-джаз и модальный джаз. Он никогда не ограничивался одним направлением - традиционным джазом, это делало его музыку многогранной и необычной. Он был тем, кто, можно сказать, основал современный джаз. Исполнители этого стиля в наши дни зачастую являются его последователями.

Великие женщины

Лучшие исполнители джаза - это не обязательно мужчины. Элла Фицжеральд - величайшая певица с уникальным голосом диапазоном в три октавы. Эта великолепная вокалистка была мастером голосовой импровизации, получила за свою длинную карьеру множество наград, в числе которых и 13 «Грэмми». 50 лет творчества певицы - это целая эпоха в музыке, за время которой эта джаз-дива выпустила более 90 альбомов.

У Билли Холидей карьера была намного короче, но не менее яркой. Ее стиль пения был уникален, и поэтому легендарная вокалистка считается основательницей джазового вокала. К сожалению, нездоровый образ жизни певицы привел к ее кончине в возрасте 44 лет, а в 1987 году ее наградили «Грэмми» посмертно. Эти великие певицы далеко не единственные женщины - исполнители джаза. Но они однозначно являются одними из самых ярких.

Другие исполнители

Есть, несомненно, и другие известные исполнители джаза прошлых лет. Сара Воан - «величайший голос ХХ века», ее голос действительно был уникальным, манерным и изысканным, с годами он становился все более глубоким. В течение всей карьеры певица оттачивала свое мастерство. А Диззи Гиллеспи был трубачом-виртуозом, вокалистом, композитором и аранжировщиком. Диззи основал современный импровизационный джаз (бибоп) совместно с Чарли Паркером, восхитительным саксофонистом, который стал таковым благодаря усердной практике и 15-тичасовым занятиям музыкой.

Ныне живущие и популярные джазмены

Разнообразие и слияние стилей - вот что представляет собой современный джаз. Исполнители зачастую не ограничиваются одним направлением, сочетая джаз с соулом, блюзом, роком или поп-музыкой. На сегодняшний день наиболее известными являются: Джордж Бенсон, виртуозно владеющий голосом и гитарой вот уже около 50 лет, лауреат «Грэмми»; Боб Джеймс - пианист, играющий в стиле смус-джаз, один из основоположников этого стиля и создатель бенда под названием Bob James Trio, где присутствуют саксофон, ударные и бас в исполнении Дэвида МакМюррэя, Билли Килсона и Самуэля Бергесса. Еще один фортепианный гений и композитор - это Чик Кориа. Неоднократный лауреат «Грэмми» и весьма талантливый музыкант, помимо клавишных, владеет также игрой и на ударных инструментах. Флора Пурим - бразильская исполнительница в стиле джаз с редчайшим голосом диапазоном в 6 октав, известна своими совместными выступлениями со многими звездами джаза. Грузинка Нино Катамадзе - одна из известнейших джазовых певиц современности, она также является и композитором собственных песен. Обладает удивительно глубоким, особенным голосом. У нее собственный джаз-бенд под названием Insight, с которым она записывается и выступает. Ансамбль состоит из гитары, бас-гитары и ударных, в исполнении Гочи Качеишвили, Учи Гугунавы и Давида Абуладзе, звукорежиссер - Гия Челидзе.

Молодое поколение

Современные популярные исполнители джаза - это зачастую молодые таланты, среди которых особенно выделяются девушки. Настоящим прорывом стала талантливая Нора Джонс, автор и исполнитель собственных песен, певица и пианистка. Благодаря диапазону и тембру голоса ее многие сравнивают с Билли Холидей. За свою 10-летнюю карьеру успела выпустить 10 альбомов, а также заработать «Грэмми» и многие другие престижные награды. Еще одна молодая джазовая певица - это мульти-инструменталистка Эсперанса Сполдинг, первый исполнитель этого направления, который получил «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель года» в 2011, также побеждала и в других номинациях этой музыкальной премии. Играет на многих инструментах и знает несколько языков.

Выше представлены самые яркие и выдающиеся исполнители джаза. И хотя отличных музыкантов в этом направлении очень много, достаточно послушать лучших, чтобы получить основное представление о таком понятии, как джаз.

Оскар Питерсон (Oscar Peterson), пианист

Рей Браун (Ray Brown), контрабасист

Дейв Брубек (Dave Brubeck), пианист

Эрролл Гарнер (Erroll Garner), пианист

Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), трубач

Чарли Паркер (Charly Parker), саксофонист

Чик Кориа (Chick Corea), пианист

Нильс Педерсен (Niels Pedersen), контрабасист

Кларк Терри (Clark Terry), трубач

Арт Тэйтум (Art Tatum), пианист

Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), пианист

Для того чтобы появилась звезда в джазе, необходима группа единомышленников, которая ее делает. Каждая звезда должна быть окружена такими же звездами, командой, с которой говоришь на одном языке. Я это знаю по себе. Это и в классике так: когда я играю с оркестром, очень важен дирижер. Если за пультом такие виртуозы, как Темирканов, Гергиев, Федосеев, Янсонс, Маазель, Аббадо, то есть контакт и ты говоришь на одном языке с человеком... И в этот момент ты можешь импровизировать (точнее, если речь о классической музыке, то это скорее интерпретация), будучи уверенным, что тебя подхватит дирижер.

1. Оскар Питерсон (Oscar Peterson) , канадский пианист. Это человек, благодаря которому я пытаюсь как-то играть джаз. Он скончался 23 декабря позапрошлого года, в тот момент, когда я как раз играл джаз в консерватории. Благодаря этому музыканту я осмыслил свое восприятие и отношение к джазу.

С детства у нас в семье звучал джаз, у меня папа потрясающий пианист, играл и играет до сих пор... С тех времен Оскар Питерсон для меня эталон. Концертов пятнадцать я снял ноту в ноту и адаптировал под свои возможности. Все мои попытки джазовых фантазий — влияние этого гениального человека. Когда я был в Канаде, его привезли на мой концерт (он уже был не в лучшем состоянии), после концерта мы познакомились. Я ему поиграл. Для меня это был момент счастья. Планировалось сделать совместный концерт, но, к сожалению, это уже не осуществится.

По словам историка джаза Скотта Янова, « Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошелся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке. Питерсон не шел от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую однажды нашел, и в этом тоже ничего зазорного нет».

2. Рей Браун (Ray Brown), потрясающий джазовый контрабасист, который играл с Питерсоном, его тоже нет в живых.

Дон Томпсон, пианист:«Он играет настолько совершенные ноты, как будто бы сидел всю ночь, устанавливая пальцы в наилучшие позиции для игры. Он — Бах среди басистов».

Ray Brown Trio "Blues for junior"

3. Дейв Брубек (Dave Brubeck), пианист, изобрел свой неповторимый, рваный стиль джаза, отличающийся от традиционных четырех четвертей.

Вот что говорит сам Брубек: «Очень важно делиться с кем-то своими чувствами, сильными эмоциями. Ненавистью, гневом, но еще лучше — любовью. Лишь бы вы что-то сильно чувствовали, и если вы артист, это всегда удается так или иначе передать».

Чарли Паркер: «Мне нравится Брубек. Он дошел до такого совершенства, до которого я смог бы добраться, лишь приложив все мыслимые и немыслимые усилия».

The Dave Brubeck Quartet "Three To Get Ready"

4. Эрролл Гарнер (Erroll Garner), пианист, тоже самоучка. Говорят: лучше не берись играть джаз, просто послушай, как это делает Гарнер. Исполнение технически не особенно выдающееся, но от любой фразы, которую он выдает, хочется плакать. Никто не может понять, как он это делает. Его обаяние, его звук — это что-то невероятное.

Вообще отличительная черта выдающихся джазовых музыкантов в том, что можно сразу понять, кто играет. Можно сразу отличить великих джазменов от просто джазменов.

Пианист, новатор, разработавший свой неповторимый «оркестровый» стиль игры на фортепиано. Его называли «человеком с сорока пальцами». Влияние Гарнера испытали многие пианисты, в том числе Оскар Питерсон, Джордж Ширинг, Монти Александер.

Eroll Garner "Gaslight"

5. Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie ), трубач, и Чарли Паркер (Charly Parker), саксофонист,изобретатели стиля бибоп.

Тедд Хилл, дирижер: «Несколько моих музыкантов угрожали покинуть оркестр, если я возьму с собой этого сумасшедшего. Но оказалось, что молодой Диззи со своей эксцентричностью и постоянной способностью острить был самым надежным человеком в оркестре. Он скопил себе так много денег, что даже поощрял других брать у него взаймы, чтобы он по возвращении в Штаты имел с этого некоторый доход».

Жижи Грайс, музыкант, друг Чарли Паркера: «Паркер — гений от природы. Если бы он стал жестянщиком, я верю, что он совершил бы и в этом деле нечто значительное».

D izzy Gillespie and The United Nations Orchestra. A Night In Tunisia / Live at The Royal Festival Hall, London. Broadley Music International Ltd.

6. Чик Кориа (Chick Corea) , пианист.Здесь нечего говорить, повезло тем, кто был на его концертах в Москве.

«Я стремился соединить дисциплину и богатство красок симфонического оркестра, обаяние гармонии, мелодики и формы с ритмической энергией джаза и фольклора разных народов». В 1970-м стал приверженцем учения Хаббарда и получил прозвище "Мистер Сайентология".

Chick Corea. City of Brass / The Ultimate Adventure: Live in Barcelona. 2007 Chick Corea Prodution, Inc.

7. Нильс Педерсен (Niels Pedersen ). Он с огромной скоростью, с уникальными свинговыми пассажами играл на контрабасе. Этого никто не сможет повторить, это фантастика.

Один из выдающихся европейских виртуозов. Стал известен как партнер Оскара Питерсона. Американские музыканты называли его «датским чудом». В 80-90-е годы собирал собственные ансамбли с музыкантами Скандинавии.

8. Борис Рычков . Говорят, советский человек играть джаз не может, но вот Рычков — уникальный пианист удивительного джазового мышления, его импровизации были абсолютно самобытны, он разговаривал на своем языке. Все об этом говорили, в том числе выдающийся джазист Георгий Гаранян, мой старший друг, которого Святослав Бэлза называет «сакс-символ России». И для него Борис Рычков стоит в рейтинге джазистов на первом месте.

Василий Аксёнов, писатель: «В 1952 году ныне знаменитому пианисту Борису Рычкову понадобился саксофон. Игра на саксофоне в то время считалась хулиганством. В продаже их не было. Однажды уже потерявший надежду Борис шел по одному из арбатских переулков и вдруг услышал крамольные звуки. В бельэтаже среди антикварного хлама старик чех осторожно играл польку-бабочку. С огромным удовольствием и за малую цену он уступил саксофон счастливому Борису».

9. Кларк Терри (Clark Terry), джазист, которому 89 лет, последний из могикан.

Майлз Дэвис, великий джазовый трубач:«В нашем школьном оркестре играл на трубе Кларк Терри. Вот уж кто точно родился с серебряной трубой во рту! Казалось, что он всегда мог играть уверенно и твердо. Когда он играл, все места были заняты, люди специально приезжали из других городов послушать его игру».

10. Арт Тэйтум (Art Tatum), уникальный пианист, самородок. Слепой, который никогда ничему не учился, в отличие от Питерсона, который имеет классическое образование.

Стефан Граппели, скрипач: «Тэйтум был моим богом, я хотел играть на скрипке, как он на рояле».

Фэтс Уоллер, пианист, композитор: «Как же я могу играть, когда сам Господь Бог сегодня сидит среди нас!»

Art Tatum "Tiger Rag"

11. Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Люблю его. Это джаз тридцатилетней давности, тогда от каждой его ноты можно было заплакать.

Традиционно включается в четверку лучших акустических пианистов современного джаза, вместе с Маккоем Тайнером, Китом Джарреттом и Чиком Кориа. Вошел в историю развития техники джазового рояля благодаря концепции многомерной гармонии (Speak Like a Child, 1968). Впервые в истории джаза применил современные синтезаторы, что обеспечило ему всемирную известность. В прошлом году попал в рейтинг «Ста наиболее влиятельных людей современности» американского журнала Time в категории «Искусство и развлечения» за «беспримерное служение джазу и новаторскую деятельность, направленную на расширение его границ».

Начавшись с небольших оркестров, игравших смесь из европейской музыки и африканских ритмов в увеселительных заведениях Нового Орлеана, джаз вырос до одного из интереснейших направлений в музыке. Сложный ритм и обилие импровизаций делают егонепростой, однако крайне увлекательной музыкой.

Но чтобы говорить о величайших джазовых исполнителях, надо бы рассказать о самом джазе. А как о нем рассказывать? Ну, с самого начала.

История

С самого начала были негры, привезенные в качестве рабов в Новый Свет (в основном мы сейчас говорим о территории Штатов). У них была уникальная африканская музыкальная культура. Во-первых, очень, очень большое внимание в ней уделялось ритмам - они были разнообразны, нелинейны и очень сложны. Во-вторых, музыка в Африке неразрывно связана с повседневной жизнью: это обязательное сопровождение разных бытовых моментов, праздников, а частенько и способ общения. Так именно музыка стала одним из объединяющих факторов для многих чернокожих рабов.

Джаз сложился сразу из нескольких относительно параллельно развивавшихся жанров афроамериканской музыки. Самый главный, конечно, регтайм - танцевальный, синкопированный (сильная доля смещена), со свободной мелодией. Потом еще блюз - с классическим 12-тактовым блюзовым квадратом и широкими возможностями для импровизации. Оформившийся уже в начале XX века джаз отразил в себе особенности и того, и другого, и еще многих музыкальных жанров.

Новоорлеанский джаз, чикагский джаз, диксиленд

Самый ранний, новоорлеанский джаз - это унаследовавшие традиции маршевых духовых оркестров ансамбли, состоящие из внушительной ритм секции (2-3 барабанщика, перкуссия, контрабас), разнообразных духовых (тромбон, труба, кларнет, корнет), ну, и гитары-скрипки-банджо, как повезет. Позже практически все известные джазовые исполнители уехали из в Чикаго, где, отточив свое мастерство, стали основателями чикагского джаза - самого раннего джаза. Диксиленд - подражание белокожих групп своим чернокожим товарищам - основателям жанра. Рассуждая о выдающихся джазовых исполнителях того времени, нельзя не сказать о целых джазовых оркестрах.

Чарльз «Бадди» Болден и его «Рэгтайм Бэнд». Считаются чуть ли не первым джазовым оркестром новоорлеанского стиля. Записей с их игрой не сохранилось, однако специалисты уверены, что репертуар состоял из различных классических композиций регтайма, блюза, а также множества маршей, вальсов и пьес с джазовым характером исполнения.

Фредди Кеппард в списке самых влиятельных джазовых музыкантов того времени после Бадди Болдена. В играл в составе «Олимпия Бэнд», в Лос-Анджелесе создал Original Creole Orchestra, в Чикаго (на закате популярности диксиленда) тоже не скучал и выступал с известнейшими музыкантами своего времени.

Джозеф «Кинг» Оливер тоже корнетист и большой молодец. В Новом Орлеане успел поиграть в составе пяти оркестров, а потом, после того как в 1917 году США вступила в Первую мировую и все увеселительные заведения Нового Орлеана позакрывали, вместе со многими другими музыкантами уехал на север, в Чикаго.

Сидней Беше - кларнетист и саксофонист. Играть в ансамблях начал очень рано и успел даже попасть в «Рэгтайм» к Бадди Болдену. Отметился и в чикагских джазовых оркестрах и в более поздних свинг-оркестрах, и даже много катался по Европе, выступив в том числе и в СССР (1926).

Original Dixieland Jass Band - а вот это уже диксиленд, это уже белые ребята, отправившиеся по стопам чернокожих орлеанских групп. Известны тем, что выпустили первую в мире граммофонную пластинку с записью джазовой композиции. Вообще они очень много сделали именно для популяризации жанра. Говорят, что именно с этих ребятами начался тот самый «век джаза». Многие их вещи в будущем стали известнейшими

Страйд

Страйд возник в Нью-Йорке, в районах Манхэттена во время Первой мировой войны совершенно отдельно от новоорлеанского джаза. Это фортепианный стиль, развившийся из рэгтайма путем усложнения ритма, а также повышения виртуозности исполнителей.

Джеймс Джонсон - «отец страйда». Его считают важной фигурой в переходе от рэгтайма к джаз-страйду. На пианино учился играть в основном сам, работал в различных нью-йоркских клубах. Сам сочинил кучу популярных в 20-х мелодий.

Фэтс Уоллер - еще один страйд-пианист, прославившийся едва ли не больше как композитор, чем как исполнитель. Многие его композиции потом перерабатывались и исполнялись другими известными музыкантами. Кстати, играл еще и на органе.

Арт Тэйтум - одна из самых известных фигур в страйде. Замечательный виртуоз, отличавшийся необычной для жанра техникой игры (любил гаммы и арпеджио, одним из первых начал заигрывать с музыкальными гармониями и тональностями). Даже во времена свинга и биг-бэндов обращал на себя (сольного исполнителя) внимание. Повлиял на многих других джазовых музыкантов, нередко отмечавших его необыкновенное мастерство.

Свинг

Самая обширная и благодатная область, когда речь заходит о великих джазовых исполнителях 20 века. Свинг появился в 20-х годах и оставался необыкновенно популярным аж до Второй мировой войны. Играли его в основном свинг-бэнды - здоровенные оркестры составом от десяти человек.

Бенни Гудмен - без преувеличения, король свинга и основатель одного из известнейших биг-бэндов, имевшего оглушительный успех не только в Америке, но и за рубежом. Концерт его оркестра 21 августа 1935 года в Лос-Анджелесе, принесший ему звездную славу, считается началом эры свинга.

Дюк Эллингтон - тоже лидер собственного биг-бэнда, а также известный композитор, создатель многочисленных хитов и джазовых стандартов, в том числе знакомой практически каждому композиции Caravan. Сотрудничал со многими из лучших джазовых исполнителей того времени, позволяя каждому привносить в звучание оркестра свой уникальный стиль, чем создавал интересный и необычный «саунд».

Чик Уэбб. Именно в его оркестре начинала свою карьеру одна из известнейших джазовых певиц Элла Фицжеральд. Сам Уэбб был барабанщиком, и его стиль игры оказал влияние на многие другие легенды ударных джаза (например, Бадди Рича и Луи Беллсона). Он умер от туберкулеза в 1939, не прожив и сорока лет.

Гленн Миллер - создатель одноименного биг-бэнда, в период 1939-1943 годов практически не имевшего себе равных по популярности. До этого Миллер играл, записывался в составе других оркестров, а также сочинял музыку вместе с другими величайшими джазовыми исполнителями своего времени - Бенни Гудменом, Пи Ви Расселом, Джином Крупа и другими.

Так получилось, что интересы этого величайшего джазового исполнителя оказались настолько разнообразны, а «стаж» настолько велик, что приписать его однозначно к какому-либо стилю не представляется возможным. За свою карьеру Армстронг играл и в составе известных оркестров, и соло, и в качестве руководителя собственного джаз-бэнда. Его манеру игры всегда отличала яркая индивидуальность и нетрадиционные, оригинальные импровизации.

Джазовые певцы и певицы

Отдельной главы заслуживают эти ребята, может быть, не написавшие собственноручно джазовых стандартов, однако сделавшие немало для развития этого направления музыки. Уникальные тембры, чувственность голоса, эмоциональность исполнения - многое из этого пришло еще из афроамериканских «народных» спиричуэлсов и госпелов.

Элла Фицджеральд - «первая леди джаза», одна из величайших джазовых исполнителей всей эпохи этой музыки. Обладательница уникального мягкого и «светлого» тембра меццо-сопрано, она могла брать три октавы без видимого усилия. Помимо идеального чувства ритма и интонации, владела такой «фишкой», как скэт - подражание голосом музыкальным инструментам джаз-бэнда.

Билли Холидэй - имела необычный сипловатый голос, придававший особенную чувственность манере исполнения. Так называемый инструментальный тембр ее голоса и способность к ритмической интерпретации удачно сочетались на сцене со звучанием джаз-бэнда.

Би-боп

К сороковым годам танцевальный и немного легкомысленный свинг начал изживать себя, и молодые ребята, охочие до экспериментов, начали развивать стиль игры, позже названный би-боп. Его отличают более высокие требования к мастерству музыкантов, быстрый темп игры, сложные импровизации и, вообще, «интеллектуальность» стиля по сравнению со свингом.

Диззи Гиллеспи - один из основателей би-бопа. Сначала играл на трубе во многих популярных свинговых оркестрах, но потом отпочковался, собрал собственное комбо - небольшой ансамбль - и начал продвигать би-боп, что у него получалось просто замечательно, отчасти благодаря эксцентричной манере поведения. Мастерски обыгрывал классические джазовые темы с необыкновенной виртуозностью.

Чарли Паркер - также основоположник би-бопа. В составе молодых сторонников этого направления буквально перевернул с ног на голову весь традиционный джаз. Би-боперы положили начало модерн-джазу. Паркер также сыграл большую роль в становлении афро-кубинского джаза. Несмотря на все успехи, музыкант страдал тяжелой героиновой зависимостью, от которой впоследствии и скончался в возрасте 35 лет.

Фьюжн

Появился в шестидесятых и действительно является сплавом (перевод fusion с английского) самых разнообразных музыкальных жанров: рока, попа, соула и фанка. По сравнению с другими стилями джаза может показаться довольно «опопсевшим» - фьюжн потерял характерный свинговый бит, однако оставил за собой импровизацию и упор на обыгрывание определенной мелодии (стандарта).

The Tony Williams Lifetime - группа, выпустившая в 1969 году альбом, который ныне считается классикой фьюжна. На волне популярности рок-музыки в своих записях они использовали электрогитару, бас-гитару (классические инструменты именно рок-групп), а также электрическое фортепиано, создавая характерное тяжелое звучание в сочетании с типично джазовым характером.

Майлз Дэвис - разностроннейший музыкант, заслуженно один из самых великих джазовых исполнителей. Помимо джаз-рока он увлекался еще кучей стилей, но и здесь успел создать множество классических композиций, определивших его звучание на несколько лет.

Неосвинг

Это попытка возрождения старых добрых свинг-бэндов начала XX века. Сохраняя общее настроение и характер исполнения классического джаза, неосвинг-группы отошли от импровизации. Они не стесняются современного набора музыкальных инструментов и по структуре их композиции куда больше напоминают современную музыку. В сухом остатке имеем оригинальную стилизацию старого, гораздо более доступную ушам незнакомого с джазом слушателя.

Еще среди интересных исполнителей можно назвать Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue (звучит в фильме «Маска»), Squirrel Nut Zippers и Diablo Swing Orchestra, оригинально смешавшие свинг с металлом.

Босса-нова

Необычная смесь джаза и ритмов латиноамериканской самбы. Зародился, очевидно, в Бразилии и приобрел большую популярность во всем мире. Основателями стиля считаются Жуан и Аструд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также саксофонист Стэн Гетц.

Списки лучших

В статье было рассказано о знаковых музыкантах, сыгравших значительную роль в становлении джаза. Однако знаменитых джазменов несравненно больше, и рассказать обо всех сразу не представляется возможным. Тем не менее в список лучших джазовых исполнителей обязательно должны войти:

  • Чарльз Мингус;
  • Джон Колтрейн;
  • Мэри Лу Уильямс;
  • Херби Хэнкок;
  • Нэт Кинг Коул;
  • Майлз Дэвис;
  • Кит Джарретт;
  • Курт Эллинг;
  • Телониус Монк;
  • Уинтон Марсалис.

Причем это и музыканты, и певцы, и даже те, кто больше известен как композитор. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и долгой творческой карьерой. Хотя, как можно заметить, выбраны в основном люди «шестидесятых», выступавшие значительную часть всего XX века, а некоторые из них и XXI.

Лучшие джазовые певцы

Фрэнк Синатра (1915-1998)

Талантливый человек талантлив во всем – именно так можно описать . Он преуспевал в любой деятельности, какая бы не оказывалась у него в руках. Будь то актерское мастерство и съемки в кинолентах, написание музыки или участие в телепередачах – Фрэнки везде показывал класс.

Кто не знает таких песен, как Let It Snow или strangers in The Night? Синатра наградил их сильнейшей энергией

Не зря в молодости у певца было прозвище «Голос». Такого насыщенного и мягкого, словно бархат, голоса нет ни у кого более на планете. Он стал классическим примером в разговоре об эстрадном исполнении и свинге. На его манере пения «крунинг» было воспитано не одно поколение.

Малоизвестные факты о великом певце в фильме

Наверное, Фрэнк Синатра, «Мистер Голубые глаза», единственный певец, кто не просто смог не утратить популярности, но и повторить успех юных лет. Песня New York, New York в его исполнении настолько полюбилась жителям города, что по сей день является его негласным гимном.

Перри Комо (1919-2001)


Обладатель бархатного голоса Перри Комо

Актер и певец Пьерино Рональд Комо. Голос, обладающий непревзойденным баритоном. Начиная свой карьерный путь еще до войны, он прошел через множество барьеров, достигнув самых звезд. Такого подхода к делу, как у Комо, не было ни у кого другого.

Он был ярким, по-своему дерзким и бесстрашным. Любил иронию и сарказм, не боялся применить все это в своем творчестве. Перри Комо не был похож на других и этим очаровывал.

Нэт Кинг Коул (1919-1965)

Король, о котором невозможно забыть – . Его знают как «золотые руки» фортепиано. Он одинаково искусно исполнял простые мелодии и сложнейшие произведения. Но Королем его прозвали не за это. И даже не за свой, безусловно прекрасный, низкий баритон. Он стал первым представителем джазменов с темной кожей, который смог открыто выражать себя в творчестве.

Нэт Кинг Коул – «золотые руки» фортепиано

Музыка на темы, близкие его темнокожим слушателям, телепередача с его участием – все это доставалось ему величайшим трудом. Но оно того стоило, ведь открыло добрую дорогу для других исполнителей. Нэт обладал удивительным обаянием, которое наряду с хорошо поставленной и богатой речью, просто очаровывало слушателей и всех, кто лишь раз общался с ним. Многие актеры до сих пор отмечают четкость дикции Коула.

Дин Мартин (1917-1995)

Дино Пол Крочетти, более известный как , настоящий представитель . Его музыка настолько понравилась людям, что до сих пор занимает достойное место в репертуарах других певцов, а также используется в качестве саундтреков к фильмам.

Манеру пения Дина Мартина называли подлинной

Мартин был одним из членов группы эстрадных артистов и актеров Rat Pack, куда входили Фрэнк Синатра, Сэмми Дэвис. Его голос был тверд, гибок и немного прохладен, как и его обладатель. Впрочем, именно эта «маленькая льдинка» и привлекала его слушателей. Каждый находил в творчестве Дина свое: кто-то яркие и веселые ноты Мамбы Италии, кто-то – задушевный кул-джаз.

Сэм Кук (1931-1964)


Сэм Кук в 1964 году, за несколько месяцев до смерти

Если вы разбираетесь в джазе, то имя Сэма Кука для вас не пустой звук. Примерно за 10 лет его очаровательный тенор стал настолько близок слушателям, что внезапный уход из жизни музыканта от рук меткого стрелка ввел страну в глубокую депрессию.

Будучи молодым человеком, Сэм Кук не искал признания у эстетов высокого джаза, не пытался быть наиграно серьезным, а обращался к молодой аудитории. Он был тем, кто считал своей публикой свежие умы – молодежь.

Несмотря на спокойные по характеру мелодии в его репертуаре, они обладала особенной внутренней энергией, благодаря которой не только умиротворяли душу, но и поднимали настроение.

Сэмми Дэвис-младший (1917-1995)

Человек с обезоруживающей улыбкой – Сэмми Дэвис-младший – актер и певец. Он обладал тонким чувством музыкального стиля. Его голос казался легким и воздушным, как будто Сэмми ступал не по одной с нами земле, а парил в воздухе. Удивительно, как у человека со столь сложной судьбой остался такой нежный голос, от которого мурашки по коже.

Вы наверняка узнаете его, услышав известную песню Candyman. Еще мы советуем вам обязательно включить в свой репертуар When I look in Your Eyes. Вы буквально влюбитесь в его пение и пожелаете станцевать с Сэмми Дэвисом хотя бы один танец.

Бинг Кросби (1903-1977)

Успешный и привлекательный Бинг Кросби был обласкан женщинами, его уважали другие джазмены. Он был одним из первых, кто начал петь в крунерской манере, и обладал непревзойденным чувством свинга. Неудивительно, что в его альбомах есть совместные работы с Луи Армстронгом.

До сих пор хиты Кросби в стилях свинг и известны, если не в его исполнении, то в качестве перепевок других групп. Его рождественские песни, в частности White Christmas, любимы даже спустя десятилетия.

Чет Бейкер (1929-1988)

Луи Армстронг (1901-1971)

Имя музыканта стало синонимом джаза, он – первый, кого вспомнит каждый, говоря об этой музыке. И хотя, в первую очередь, был прекрасным трубачом, его голос пленял слушателей не меньше. Сам музыкант очень стеснялся своей хрипотцы, которая являлась последствием операции.

Всерьез занялся музыкой Армстронг в исправительном заведении (он был арестован за выстрел в воздух на Новый год). Там Луи учился играть на альтгорне, горне, а затем – на корнете. Он не знал нотной грамоты, но обладал отличным слухом и с детства пел в хоре.

Безусловными хитами позднего творчества Армстронга является песня Hello, Dolly! Из мюзикла с . Последний хит What a Wonderful World занял первые позиции в чарте Великобритании.

Новое музыкальное направление, названное джазом, зародилось на рубеже XIX и XX веков в результате слияния европейской музыкальной культуры с африканской. Ему свойственна импровизация, экспрессивность и особый тип ритмики. В самом начале ХХ века начали создаваться новые музыкальные ансамбли, именуемые джаз-бендами. В их состав входили духовые (труба, кларнет тромбон), контрабас, фортепиано и ударные инструменты. Известные джазисты, благодаря своему таланту импровизации и умению тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров. Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе?

Луи Армстронг 1901 – 1971.

Для многих ценителей музыки именно его имя ассоциируется с джазом. Ослепительный талант музыканта завораживал с первых минут выступления. Сливаясь воедино с музыкальным инструментом – трубой – он повергал в эйфорию своих слушателей. Луи Армстронг прошёл нелёгкий путь от проворного мальчугана из небогатой семьи до знаменитого Короля джаза.

Дюк Эллингтон 1899 – 1974.

Неудержимая творческая личность. Композитор, чья музыка играла переливами множества стилей и экспериментов. Талантливый пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра не уставал удивлять своим новаторством и оригинальностью. Его неповторимые произведения с великим энтузиазмом апробировались самыми известными оркестрами того времени. Именно Дюку принадлежит идея использование человеческого голоса в качестве инструмента. Более тысячи его произведений, названных ценителями «золотым фондом джаза», были зафиксированы на 620 дисках

Элла Фитцджеральд 1917-1996.

«Первая леди джаза» обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в три октавы. Почетные награды талантливой американки трудно сосчитать. 90 альбомов Эллы разлетелись по миру неимоверными тиражами. Трудно представить! За 50 лет творчества продано около 40 миллионов альбомов в её исполнении. Мастерски владея талантом импровизации, легко сработалась в дуэте с другими известными джазовыми исполнителями.

Рей Чарльз 1930-2004.

Один из самых знаменитых музыкантов, названный «настоящим гением джаза». 70 музыкальных альбомов разошлись по миру многочисленными тиражами. На его счету 13 премий «Грэмми». Его композиции были записаны в Библиотеку Конгресса США. Популярный журнал Rolling Stone определил Рэя Чарльза 10 номером из сотни великих артистов всех времён «Списка Бессмертных».

Майлс Дейвис 1926 – 1991.



Американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис – это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для разновозрастной аудитории.

Фрэнк Синатра 1915-1998.

Знаменитый джазист родом из небогатой семьи, невысокого роста и ничем внешне не отличался. Но покорил слушателей своим бархатистым баритоном. Талантливый вокалист снимался в мюзиклах и драматических фильмах. Удостоен множества премий и специальных наград. Получил «Оскар» за фильм «Дом, в котором я живу»

Билли Холидей 1915 – 1959.

Целая эпоха в развитии джаза. Песни в исполнении американской певицы приобретали индивидуальность и сияние, играли переливами свежести и новизны. Жизнь и творчество «Леди Дей» было коротким, но ярким и неповторимым. Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой импровизации.

… и ещё 11, все они считаются классикой джаза.

Чарли Паркер 1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.



Нэт Кинг Коул 1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Джон Колтрейн 1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

Телониус Монк 1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Оскар Питерсон 1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Диззи Гиллеспи 1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Дэйв Брубек 1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Бенни Гудмен 1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Чарльз Мингус 1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Херби Хэнкок 1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.